Необычные растения        01.10.2019   

Физкультминутка на тему семья для дошкольников. Дошкольникам о семье. Рассматривание модели «Права ребенка»

Клара Байбикова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Семья»

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема: «Семья»

Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Формировать понятие о семье;

Систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

Совершенствовать общую и мелкую моторику.

3. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (старший,послушный,взрослая,старательная,добрые,дружные и др.); называть слова в единственном и множественном числе.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Формы организации совместной деятельности: работа по картине, игра, физминутка, проблемная ситуация, упражнение, работа над пословицей.

Методы организации: наглядные: рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Оборудование: плакат «семья», мяч, иллюстрации «Возраст и пол людей», коробочка с изображением членов семьи, фотографии с членами семьи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы - …

(Ответ: Семья)

Воспитатель:

Группа живущих вместе близких родственников называется-семья. Семьи бывают разные большие и маленькие. Если в семье трое или более детей,то эта семья называется многодетной.

Как вы думаете, зачем людям нужна семья?

/Ответы детей/

Верно, чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.

Не даром говорится в народе: «Не нужен клад, коли в семье лад», «Согласная семья – счастливая семья».

Что такое счастливая семья?

/Ответы детей/

Правильно! Это семья, где живут в согласии.

Каждый и старый и малый ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, уверен, что его всегда поймут.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Этот пальчик - дедушка (большой,

Этот пальчик - бабушка (указательный,

Этот пальчик - папочка (средний,

Этот пальчик - мамочка (безымянный,

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Воспитатель:

Самые близкие люди ребенку - это его родители.

Мать ребенка и покормит и приласкает и пожалеет, научит, а если заболел, то вылечит, выходит.

Дидактическая игра «Подбери признак» (игра с мячом)

Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;

Папа (какой) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

Бабушка (какая) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;

Дедушка (какой) старый, умный, седой, добрый;

Сын (какой)-старший. послушный;

Дочь (какая)-взрослая,старательная;

Дети (какие)-добрые,дружные.

ИГРА «Назови ласково»

Анна-Анечка,Анюта

Мама-мамочка,мамуля

Александр-….

Виктор-…

«Умная задачка»

Маша и Катя поехали в воскресенье в гости: кто поехал к бабушке,кто к сестре. У кого в гостях была Катя,если Маша была не у бабушки (У бабушки)

Воспитатель:Ребята,а сейчас послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: - Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: - Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Назовите главных героев рассказа. (Дед, невестка, сын, внук)

А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой (Поругала и стала давать ему есть из лоханки)

Какая невестка?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный)

Чему научил нас рассказ Л. Н. Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям….)

ФИЗМИНУТКА

«Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения

Итог. Воспитатель:

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Давайте с вами нарисуем «Родословное древо» со всеми членами семьи и дадим обещания:

1. Обещаю любить бабушку и дедушку

2. Я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе

4. Буду добрым,

5. Хочу быть терпимым

6. Я постараюсь быть милосердным

7. Буду уважать права других

8. Постараюсь принять другого таким, какой он есть

9. Я хочу быть любящим, помогать своим друзьям

10. Я постараюсь быть заботливым

12. Постараюсь быть великодушным

Семья в куче, не страшна и туча.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию коммуникаций во второй младшей группе по теме Моя семья». Цель: Продолжать формировать представления.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием космическое пространство,.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе. Тема: «Семья». Цель: формирование математических представлений у детей.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя семья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Выполнила: воспитатель Карасева Т. Г 2018г.

Методическая разработка конспекта

Непосредственной образовательной деятельности

По ОО «Социально-коммуникативое развитие»

Тема «Семья»

(с использованием кейс - технологий)

(старший дошкольный возраст)

воспитатель

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями;
  • развивать умение работать в группе, вести диалог со сверстниками;
  • закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, уважают и любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • формировать понимание того, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.

ОО «Речевое развитие»

  • развивать умение доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии;

· уточнить понятие «семья» и расширить его значение;

· побуждать детей к высказываниям в виде полных предложений.

Используемые технологии: кейс – иллюстрация.

Организационный момент.

Дети встречают гостей, приветствуют их, предлагают присесть.

Воспитатель: Всех гостей мы сегодня встретили, а сейчас мы начнем заниматься.

Основная часть.

Рассматривание модели «Права ребенка».

Дети стоят полукругом у доски. Воспитатель обращает внимание детей на доску. На доске висит модель – цветок «Права ребенка» (Приложение 3).

Воспитатель: Ребята, перед вами цветок. Но он необычный. Каждый его лепесток обозначает одно право ребенка. Давайте назовем их все, начиная с синего лепестка.

Дети объясняют, какое право ребенка изображено на каждом лепестке. Лепестки рассматривают по часовой стрелке. Заканчивают на голубом лепестке.

Дети: На синем лепестке изображено право ребенка на информацию. На фиолетовом – право на гражданство. На красном – право на защиту. На оранжевом – право на медицину. На желтом – право на отдых и досуг. На зеленом – право на обучение. На голубом – право на семью.

Воспитатель: Отлично, все права ребенка вы знаете. А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

Воспитатель загадывает загадку о праве ребенка на семью.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на …

Дети: Семью.

Воспитатель: Верно. В этой загадке говорится о праве ребенка на семью. Ребята, а кто мне скажет, что такое семья?

Дети: Семья – это дом. Семья – этокогда мама, папа, дети живут вместе. Семья – это папа, мама, дети и другие родственники.

Воспитатель: Вы все правы. А сейчас присядьте и послушайте стихотворение, которое выучила Даша.

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щётка

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня.

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные?

Дети: Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка - родные. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но они не люди. Поэтому щенок Тишка не является родней герою стихотворения.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а зачем нужна семья?

Дети: Семья нужна, чтобы любить друг друга. Чтобы уважать друг друга. Чтобы помогать друг другу. Чтобы заботиться друг о друге.

Воспитатель: Да, в семье все друг о друге заботятся, выполняют свои обязанности. Попробуйте распределить обязанности каждому в семье. А помогут вам в этом карточки-символы (Приложение 4).

Дидактическая игра «Кто что делает?».

Карточки-символы (Приложение 4) расположены на столе. Дети по очереди берут карточки с изображение обязанностей и располагают их на интерактивном панно напротив соответствующего члена семьи.

Воспитатель: Оказывается, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Ребята, назовите обязанности, которые выполняют в семье дети.

Дети: Дети должны уважать старших, помогать младшим.

Воспитатель: Действительно, и вы ребята должны выполнять посильную работу. Крепкая и дружная семья делает все вместе: и работает, и отдыхает. Давайте и мы с вами отдохнем.

Физминутка «Семейная зарядка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.

Дети садятся на стулья.

Занятие «Семья» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.

Данное рассчитано на детей подготовительной к школе группы.

Ход логоритмического занятия CЕМЬЯ

1. Оргмомент.

Вход в зал под игру со словом «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…».

Педагог дает задание детям ласково назвать членов семьи: мама — мамочка, папа — папочка, сын — сыночек и так далее.

2. Знакомство с темой «Моя семья».

Педагог просит детей назвать членов семьи.

3. Игра «Делай, как я».

Дети становятся в круг. Им нужно по подражанию передать выражение лица педагога (ребенка) и назвать его (называет тот ребенок, у кого оказался сзади кубик): улыбка, хмурое лицо, ласковый жест, пригрозить пальцем и прочее.

4. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

5. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).

Артикуляционно-дыхательное упражнение «Семья криворотых».

Жила-была семья криворотых.
У папы рот был вот такой, (Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы — повторить 3 раза.)
У мамы рот был вот такой, (Натягиваем нижнюю губу на нижние зубы — повторить 3 раза.)
У дочери рот был такой, (Губы в хоботок влево — повторить 3 раза.)
У другой дочери, (Губы в хоботок вправо — повторить 3 раза.)
Но самый замечательный рот был у сына! (Хоботок к носу — повторить 3 раза.)

Вот легли они спать, но позабыли погасить свечку.
Папа говорит: «Жена, погаси свечку!»
А ей вставать неохота. Она говорит: «Дочка, погаси свечку!»
А той вставать тоже неохота, она говорит: «Сестрёнка, погаси свечку!»
А той тоже неохота. Она говорит: «Братик, погаси свечку!»

Встал папа. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала мама. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала сестрёнка. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала другая. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
Брат: «Фу, фу, фу, погасил».

Папа: «Погасил».
Мама: «Погасил».
Сестра: «Погасил».
Другая сестра: «Погасил».
Брат: «Погасил».

Папа: «Спокойной ночи!»
Мама: «Спокойной ночи!»
Сестра: «Спокойной ночи!»
Другая сестра: «Спокойной ночи!»
Брат: «Спокойной ночи!»

Игра-миниатюра «Дружная семья» (М.А.Косицына, И.Г. Бородина: «Коррекционная ритмика», страница 96).

Цель: развитие умения действовать по представлению, отражать черты характера.

Исходное положение: дети сидят на стульях. Педагог предлагает детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они часто наблюдают дома: мытьё посуды, стирка белья, прочее. При этом ребёнок должен показать серию последовательных движений, отражающих определённое действие, а также различные настроения и черту характера члена семьи, которого он изображает.

Ребёнку не разрешается разговаривать, а только изображать действия при помощи мимики и жестов. Остальные дети должны понять и назвать изображение.

6. Слушание произведения, музыка и слова Е.А. Гомоновой, «Что такое семья?» (Е.А. Гомонова: «Веселые песенки для малышей круглый год», страница 84).

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

8. Пение «Семья» (Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева: «Логоритмические распевки», страница 14).

9. Игра на развитие слухового внимания.

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дядю, дворника, сестру и других.

10. Подвижная игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).

Дети идут по кругу и поют. В середине круга стоит ведущая (Надюша), которая показывает, что просят дети:

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как бабуси пляшут.
Вот и так, вот и так, -
Так бабуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как дедуси пляшут.
Вот и так, вот и так, -
Так дедуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как подружки пляшут.
Вот и так, вот и так, -
Так подружки пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как ребята пляшут.
Вот и так, вот и так, -
Так ребята пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как козлята скачут!

В конце ведущая, изображая козленка, пытается «рожками» забодать детей. Дети убегают, «козленок» догоняет.

11. Релаксация «Фея сна».

Исходное положение: дети сидят на стульях, расставленных по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная музыка (по выбору педагога).

К детям подходит педагог с волшебной палочкой в руке — это «фея сна». «Фея» касается плеча одного из детей палочкой – тот засыпает: наклоняет голову и закрывает глаза. Затем «фея» обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. «Фея» смотрит: все спят.

СТИХОТВОРЕНИЯ + ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ + ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА +ЗАГАДКИ тема "СЕМЬЯ"

СТИХОТВОРЕНИЯ
НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Наша дружная семья:
Мама, Папочка и Я!
Моей маме каждый день, утром встать совсем не лень!
Приготовит нам оладьи,
Всё Погладит, приберёт!
В садик Деню собирёт,
Поцелует и обнимет,
Скажет: «Я тебя люблю! »
На работу ещё сходит
Всех детишек успокоит,
Их научит всех считать, рисовать и танцевать!
Вышевать, когда охото… .
В общем, нам нужна забота!

ПАПУ С МАМОЙ БЕРЕГУ

Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!

Мой папа сильный и большой,
Он для меня такой родной.
Смешинки добрые в глазах,
Меня он носит на плечах!
Мне с папой очень интересно,
Поступать он учит честно
Везде во всем, всегда-всегда,
Чтоб не стыдиться НИКОГДА!

Ответит на любом вопрос.
Но только без капризных слез.
С папой вместе мы читаем,
Пилим доски и строгаем.
Скажет папа: «Ну, сынок,
Хорошо ты мне помог!"
Изо всех стараюсь сил,
Чтоб папа снова похвалил.

А если я чего боюсь,
К нему бегу, к нему прижмусь,
Чтоб защитить меня он смог,
Но он бывает очень строг,
Если ли я вдруг нагрублю,
Горжусь я папой и
ЛЮБЛЮ!

Алло, папа, это я,
Алло, ты узнаешь меня?
Эх, папа, ну почему давным-давно
Мы вместе не были в кино?

Эх, папа! Тебе все некогда опять
В футбол со мною поиграть,
А знаешь, папа, знаешь, пусть
Тебя задержит вновь работа.
Я обязательно дождусь,
Мне так побыть с тобой охота!

ВНУК И ДЕД

Остались дома внук и дед.
Приготовил дед обед:
Суп, омлет, компотик сладкий,
Пообедав, они в прятки
Решили с внуком поиграть.
Внук забрался под кровать.

Там тихонечко сопит
И за дедушкой следит.
Искал долго внука дед,
Не спеша открыл буфет,

Достал коробочку конфет:
– Ох, как жаль, что внука нет!
Конфетки шоколадные,
Фантики нарядные.

Конфетку взял, и в тот же миг
Он услышал гневный крик!
– Дед! Пора остановиться,
Ты сам учил всегда делиться.
Лучше сядь спокойно в кресло,
Дед, скажу тебе я честно:

Ты мне дорог и любим,
Конфеты вредно пожилым,
Не нужны тебе совсем.
Тебя спасая,
сам я съем!

ЗАБОТА О БАБУШКЕ

Бегут, бегут по травушке,
Бегут навстречу к бабушке,
Протягивая руки,
Бегут навстречу внуки
С листочками в руках.
И слезы на глазах
От радости у бабушки:
– Мои вы ненаглядушки,
Собрали для меня
Вы листики сирени
Теперь мои колени
Не будут так болеть,
Ведь при такой заботе
Все можно претерпеть!
Спасибо, мои лапушки,
Пойдемте есть оладушки,
С вареньем чай попьём,
А вечером, потом,
Под березку сядем
И будем мы опять
Сказки сочинять

================
СЕМЕЙНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головой в стороны).

« Кто живет у нас в квартире? »

(дети выходят вкруг)
Кто живет у нас в квартире?
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1, 2, 3 4 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
-Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
_Кошка Мурка, 2 КОТЕНКА (НАКЛОНЫ ТУЛОВИЩА ВПРАВО И ВЛЕВО)
Мой сверчок, деда, бабушка и я вот и вся моя семья!

=======================

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "СЕМЬЯ"

«Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами/
Все мы вместе, да, да, да! /всеми пальцами/.
(Дети проходят за столы).

Мамочка, мамочка, (Поочерёдно загибаем пальчики правой руки,
Любимая моя, начиная с большого,затем то же на левой руке.)
Ведь ты знаешь, мамочка, (Правую руку сжать в кулак,
Как я люблю тебя. ладошкой левой крепко его обхватить.)

Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья

Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом - строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?

===============================

ЗАГАДКИ " МОЯ СЕМЬЯ"

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша... (мама)

Днем работает она,
Вечером она - жена,
Если праздник, она - дама,
Кто же это? - Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
- Не вставай так рано,
Не буди ты... (маму)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

Бабушке - солнышко, дедушке - стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем еще на два века,
С Днем пожилого вас... (человека)!

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

=====================

три РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "СЕМЬЯ"

1. Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи (самый большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.).

2. Можно показать членов семьи с помощью пирамидки. Ребенку предлагается нанизывать кольца пирамидки и называть члена семьи (самое большое кольцо – дедушка, поменьше – бабушка и т. д.)

3. Семью можно изобразить с помощью гирлянды. (Дети пишут на полосках бумаги свое имя, имя мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры. Каждую полоску скрепляют в колечко и соединяют в гирлянду – получается родословная. У каждого своя, неповторимая).