Дарим цветы        23.06.2019   

Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств. Сценарий развлечения "кузьминки"

Сценарий русского народного праздника

«Кузьминки»

Задачи праздника:

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, самовар.

Костюмы: учителя-ведущие в русских народных сарафанах, танцевальный ансамбль - девочки в ярких разных разноцветных однотонных юбках, девушки – посиделочницы с русскими платками на плечах.

Ход праздника

Вступительное слово учителя:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Выходит учащийся ведущий (девочка)

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

Выходят 2 ведущих учителя (2 хозяйки) в русских народных сарафанах.

Хозяйка 1: Тепло и уютно в нашем зале этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинoкий ветер, a мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиг­рать.

Хозяйка 2: Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и праде­душки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдох­нуть. A назывались эти вечера посиделками.

Выходят соведущие – чтецы (3 человека)

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль пoд светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3-й чтец. Добрым чаем угощались

C медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

4-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

1 -й чтец . Отдых-это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Хозяйка 1 : А что происходило на посиделках, как молодые парни и дев­чата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.

Игра « Горелки» ведущий объясняет правила игры, от каждого класса приглашается в зал 6 участников. .

Хозяйка (учитель – ведущая 2): Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка (учитель – ведущая 1) Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят Девушки – посиделочницы

Хозяйка 2 :

Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка 1 усаживает гостей на лавку.

Хозяйка 2: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка 1: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяйка 2: Скоро, скоро будут!

Хозяйка 1: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!

Сравняй меня позднюю с ранними!

Ученики 5 класса стучатся, входят с шумом, исполняют народную песню “Во кузнице”.

Хозяйка: А вот и гости долгожданные! Ух, как здорово у вас получается. Хорошо поете, а может ещё и пляшите?

Ученики 5 класса (хореографический ансамбль) исполняют танец “Кадриль”.

Хозяйка 1: Собралось к нам гостей со всех волостей.

Ну, что ж, доброе начало, как говорится,

Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:

Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

3-я гостья - посиделочница: Гостям то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка 1: В тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка 2

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют песню «Ах вы сени мои сени»

Хозяйка 1: Вот и праздник на славу удался. Как в стародавние времена и в игры поиграли, и песни попели, и потанцевали.

Хозяйка 2: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья.

До счастливых новых встреч!»

Все : Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Составитель: Куриленко Н.Н.

14 июля – середина лета. В этот день земля именинница, а поскольку земля женского рода, то праздник считается чисто женским.

14 июля на Кузьму и Демьяна хорошие хозяева успевали устроить праздник, складчину собирали на стол, пели, вдоволь разговаривали, назывался этот праздник – Летние Кузьминки.

В Областном детском центре «Ребячья республика» нами была предложена идея провести девичий праздник. Все девочки поддержали эту идею, а каким быть празднику – решали сами. Для этого несколько раз собирались девочки по одной от отряда. Решали, что накрыть на «стол», в какие игры играть, выбирали несколько полян, сами очищали их, приводили в порядок. Решили прийти на праздник только в платьях или сарафанах, с заплетенными косами.

На смене «Звезда на ладони» присутствовало несколько фольклорных коллективов. Руководители этих коллективов и помогли девочкам вспомнить старые и разучить новые фольклорные игры, песни.

Все мальчики в это время отправились на дальний стадион, играть в спортивные игры. Но им было ужасно интересно посмотреть, чем занимаются девчонки. Поэтому через какое-то время мальчики присоединились к девочкам сначала пассивными наблюдателями, затем активными участниками праздника. Девчонки пригласили парней на свои поляны и щедро угощали дарами земли.

По итогам анкет мы поняли, что праздник удался. Советуем вам провести у себя нечто подобное по форме, возможно с иным содержанием.

Ход праздника:

На поляне девочки стелили скатерти и готовили ужин, который состоял из продуктов, рожденных землей: картофель, зелень, овощи, пироги, квас, собирали грибы и ягоды.

Наряжались, учили и вспоминали русские – народные песни, игры. Праздник начинался с того, что все девочки выходили на улицу (собирались около своих корпусов) и с песней шли на встречу друг другу, соединяясь в один большой хоровод. На большой поляне пели песни, частушки, играли в игры, водили хороводы, затем отправлялись на свои поляны и отведывали то, что уродила матушка – земля.

(Игровой фольклорный материал подобран по книге И. Панкеева «Русские народные игры». Издательство «Яуза», Москва, 1998 г).

OZON.ru – Книги | Русские народные игры | И. Панкеев | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-8153-0001-2

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение – желание порезвиться. Девушки, собравшиеся на лесной поляне, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравынька да цветок.

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселилися,

По забавушкам пустилися.

Песни славно запевали,

Подружечек собирали:

Собирайтеся во единый кружок!

Запоем-те песню нову,

Про радость нашу к хороводу.

Просо сеяли…

Играющие делятся на две половины и затем, взявшись за руки, становятся в два ряда, один ряд против другого, в 20-ти шагах. Первая половина поет:

– А мы просо сеяли, сеяли,

– Ой Дид Ладо, сеяли, сеяли!

На первой строке этого куплета поющие подступают в пляске, с дробным перестуком каблуков, ко второй половине, а на второй строке отступают на прежнее место. Хотя дело происходит на лугу, дробный перестук пляшущих слышен и задает веселый, бодрый ритм всему действию.

Вторая половина наступает с теми же танцевально-наступательными движениями:

– А мы просо вытопчем, вытопчем,

– Ой Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

– А чем же вам вытоптать, вытоптать?

– Ой Дид Ладо, вытоптать, вытоптать!

– А мы коней выпустим, выпустим,

– Ой Дид Ладо выпустим, выпустим!

По такому же принципу строится дальнейшая перекличка двух хоров, в которой звучат такие обещания:

– А мы коней переймем, переймем!

– А чем же вам перенять, перенять?

– Шелковыим поводом, поводом.

– А мы коней выкупим, выкупим!

– А чем же вам выкупить, выкупить?

– А мы дадим сто рублей, сто рублей!

– Не надо нам тысячи, тысячи!

– А что же вам надобно, надобно?

– Надобно нам девицу, девицу.

Вторая половина дает первой девицу, оборачивается и уходит с пением:

– Нашего полку убыло, убыло,

– Ой Дид Ладо, убыло, убыло!

Первая половина принимает в свой ряд прибывшую девушку и также удаляется, припевая:

– А нашего полку прибыло, прибыло,

– Ой Дид Ладо, прибыло, прибыло!

Тогда вторая половина начинает петь тот куплет, которым открывала игру первая половина:

– А мы просо сеяли, сеяли…-

И первая обязана ей выдать одну из своих девушек. Продолжают игру, пока все не переменятся местами в обоих половинах.

Слова «Дид (дед) Ладо» звучат во многих старинных игровых песнях. «Дид Ладо» – это покровитель семейного очага, лада в семье.

Луг-лужочек

Собравшиеся девушки кружатся и поют на зеленой поляне, при этом топочут ногами:

Луг ты мой, луг зеленой,

Зелен луг, лужочек!

Кто тебя топтал

Да кто толочил?-

Топтала девица,

Другая – вдовица,

Третья – молодица.

У той у молодицы

Мужа дома нету,

Уехал муж во Москву –

Белил закупать.-

Как приехал муженек

Во единый во денек,

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в мужской шляпе, представляющая мужа, идет к ходящей в кругу девице, берет ее за руку, ставит посреди круга и дает ей платок вместо белил; та сердито отворачивается, бросает платок на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ко, жена, не ломайся!

Ты прими-ко, душа, не гордися!

Поглядите, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я куплю своей жене

Гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой-башмачки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Она и башмачки бросает на землю. Все поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит!

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой –

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Девица тот час обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена мужа любит:

Глаз с него не спускает,

Где не сойдутся, – всё поклонится,

И друг с дружкой все целуются.

При этом они целуются, и круг расходится, чтобы вновь сойтись для игры с другой парой.

Заинька

Играющие, став в круг, поют и приплясывают, а Заинька посреди круга выполняет движениями все то, о чем поется в песне.

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Держав себя за бочки,

Вот так, так, так!

Заинька – во ладоши,

Серенькой во ладоши!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Города здеся крепкие,

Закрепы железные!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Есть зайцу, где выскочить,

Серенькому выбежать!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Заяц приседает, переворачивается, совершает другие отвлекающие «пируэты» – и убегает из круга. Мешают ему не всерьез, с тем, чтобы следом за ним показал свое искусство в ловкости и быстроте другой Заинька.

Плетень

Это одна из самых красивых хороводных игр. Все берутся за руки и поют:

Заплетися плетень, заплетися;

Ты завейся труба, золотая;

Завернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла:

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Потопила малых детушек

И в меду, и в патоке,

И во явстве сахарном.

Я старым старикам –

Киселя с молоком;

Молодым молодкам –

Шелковую плетку,

А красным девицам –

Белил да румян.

Расплетися плетень, расплетися;

Ты развейся, труба золотая;

Развернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла,

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из явств сахарных.

При пении делают самые разнообразные фигуры. Например:

1. При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих.

2. Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом.

3. Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.

Платок

Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, становятся в кружок. Оставшийся обегает позади круга и бросает платок за одним из игроков; тот должен схватить платок, погнаться за бросившим и накинуть платок ему на шею, прежде чем тот успеет три раза обежать круг и вскочить в него. Если успеет, то первый снова должен встать вне круга, бросит платок и убегать; если же не успеет, то первый становится на место второго, а второй остается за кругом и продолжает игру.

Вконтакте

«КУЗЬМИНКИ».
(Сценарий игровой программы народного праздника Кузьмы-Демьяна).

За несколько дней до начала праздника многодетным семьям по почте рассылаются приглашения: “Дорогие селяне! 5 декабря в СДК ровно в час (13.00), и только для вас праздник «Кузьминки», по осени поминки. Ждем в назначенный час всей семьей ва»с.
У входа в СДК красочная афиша с изображением Петуха:

5 декабря приглашаем на Кузьминки.
Встаньте рано поутру,
Чисто в доме приберите,
Животинку накормите
Не сердитесь, улыбнитесь
И спешите все на двор
На веселый разговор.
Праздник на селе у нас
Ку-ка-ре-ку, в добрый час.
Начало в 13.00

Сцена Дома культуры оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти, а в центре панно – вышитый Петух, символ года.
В зале оформлена выставка работ местных рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки. Все это разложено на лавках, покрытых домотканными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу.

ВЕДУЩАЯ: (она же Хозяйка, на тихом фоне мелодии) :
Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли! Со своим очищаюшим смехом, с заговорами от бед, с пожеланием добра, благополучия, изобилия, наивностью и очарованием народных обычаев и традиций.

(Слышится песня в исполнении фольклорного ансамбля «Подай балалайку».)

ХОЗЯЙКА: Вот и праздник на пороге.

(Фольклорная группа идет через зрительный зал к «избе». Хозяйка в это время достает хлеб из печи. Кладет на поднос с рушником и выходит на крыльцо встречать гостей.)

ГОСТИ: Добрый день в вашу хату!

ХОЗЯЙКА: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

(Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом. Девушки рассаживаются и берутся за рукоделие. Один парень встает и подходит к прядущей девушке.)

ПАРЕНЬ: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

ДЕВУШКА: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

ПАРЕНЬ: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

ХОЗЯЙКА: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и.Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Ведущая проводит игру с эстрады на знание зимних работ, это: вязание, шитье, вышивание, прядение, тканье. Правильно назвавшие эти работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

ХОЗЯЙКА: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

(Вызывает из «деревень» девушку с парнем).

ХОЗЯЙКА: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Фольклорная группа поет песню «Дуня-тонкопряха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

ХОЗЯЙКА: Для умелых рук нужен постоянно труд.
Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?
Как куется, так и песня льется,
Как песня льется, так и куется.
Сегодня праздник кузнецов.
Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говаривала моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.
«Песню «Во ку, во кузнице» споем.

ГОСТИ (перекличкой) : – Праздник сегодня Кузьминки,
по осени поминки’
–Будем Кузьму и Демьяна величать,
да кашу хлебать!
– Полно девкам чужое пиво
варить, пора свое затевать.

(Все крестятся на красный угол).

– Батюшка Кузьма-Демьян,
сравняй меня позднюю с ранней.

(Бабульки садятся за работу с песней, прядут, а девки стол накрывают. Поется песня «За околицей солнце клонится»). (Слышится вдали гармонь. Девки забегали, засуетились):

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой, несут чучело Кузьки (чучело набито соломой, одето в мужские штаны и рубаху, опоясано кушаком, обуто в лапти).

ПАРНИ: Добрый день, молодки-лебедки!

ДЕВЧАТА: (встречая на крыльце)

– Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!
ПАРНИ: (на мажорном аккорде)
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

ДЕВЧАТА: (речитативом)
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(Девчата начинают петь частушки, парни играют).

ДЕВЧАТА: Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.
Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.
Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

ДЕВЧАТА: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек.

ХОЗЯЙКА: Сначала молодцы одной деревни запевают, а бабы и девки подсобляют.

(Второй куплет молодцы другой деревни зачинают и им дружно остальные помогают.)

Какая деревня дружнее; Демьяна, аль Кузьмы?

(Проводится конкурс на лучшее хоровое пение «Во кузнице»).

ХОЗЯЙКА: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Угощайтесь, гости дорогие, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, баранки, яблоки. Хозяйка берет ухват и достает из печи чугунок с кашей, ставит на стол).
ХОЗЯЙКА: Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

(Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов». Фольклорный ансамбль поет песню «Варенички»).

ХОЗЯЙКА: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Ведущая берет рушник, запевает песню, фольклорный коллектив подхватывает и все вместе заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, расстилает на полу рушник, встает на него коленями. Избранный тоже спускается на рушник. Обнимаются, трижды целуются, встают, кланяются друг другу, и хозяйка передает рушник избранному, тот идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д. из рук в руки рушник переходит к новым играющим под льющуюся песню «В саду гуляла». Постепенно в игру вовлекается и зал).

ХОЗЯЙКА: Люди добрые, люди честные.
Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками, да поцелуями.
Пришли Кузьминки – оберег принесли:
для души, для дома, для здоровья, для счастья,
чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.
Оберег у меня один, а вас много, с кем сторгуюсь, тому и оберег отдам.
Вот товар, а где купцы?

(Идет торг. Продается курица).

ХОЗЯЙКА: Чья сноровка неплоха, получает Петуха.

(Выигравшему этот конкурс вручается приз «курица». Выходит фольклорный коллектив и заводит хоровод вокруг победителя, запевает частушки. Обладателя выигрыша сажают в зал, частушки поют все желающие. «Кузька» танцует).

ХОЗЯЙКА: Либо посмотреть, как Кузенька танцует, а кто нашего молодца перепляшет?

(Гармонист играет барыню, начинается пляска с залом и «Кузька» танцует с ними. Победителю приз – баранки).

ХОЗЯЙКА: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

(Идет конкурс загадок. Отгадавшим даются жетоны. Итоги подводятся по количеству жетонов. У кого больше – тот участвует в игре «угадай» .В коробке лежит приз – надо угадать, что в ней.)

ХОЗЯЙКА: Посмотрите, какой у нас Кузька, как работать, так и танцевать, играть мастер. Такого молодца-оригинала ни одна деревня не видала. Вина не пьет, стекол не бьет, с девкам не якшается, худым делом не занимается… Кузенька, чего же ты не женишся?

КУЗЬКА: Я бы женился, да нет невесты, которая мне нужна.

ХОЗЯЙКА: А какая невеста тебе нужна?

КУЗЬКА: Мне нужна такая невеста, чтобы она имела три предмета.

ХОЗЯЙКА: А какие это три предмета?

КУЗЬКА: А вот какие.
Первый предмет -чтобы она была самая богатая в мире.
Второй – чтобы она была первая красавица в свете.
А третий предмет – чтобы она была последняя дура.

ХОЗЯЙКА: Почему так?

КУЗЬКА: А вот почему: если она будет богатая, красивая и умная, так она за такого дурака и замуж не пойдет.

ХОЗЯЙКА: Ах, раз ты такой, пора тебя гнать из избы вон.

(Все кричат: Жги, жги его. На костер, на костер).
Все из зала с песней «Расскажу тебе, кума», выходят на улицу, несут чучело Кузьки, бросают его на костер. Возле костра идет хоровод с плясками, песнями «У всех мужья молодые».)

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель : Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица : ведущая, дети старшего - подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование : муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

.

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов?

Ответы детей : заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей : капуста.

Ведущая : Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста - много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили:

А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

- Мы капусту рубим, рубим.

- Мы морковку трем, трем.

- Мы капусту солим, солим.

- Мы капусту жмем, жмем.

- Перемешиваем!

- В бочку плотно набиваем

- И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук - тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей : о Кузьминках?

Ведущая : Какого числа отмечался этот праздник?

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей : Кузьма и Демьян.

Ведущая : молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей - подготовительной группы «Одуванчики» компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Подготовила: воспитатель логопедической группы Руколеева Ю.А.

Отрадное 2017

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки» . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель : Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица : ведущая, дети старшего - подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование : муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки .

(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки» .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов?

Ответы детей : заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей : капуста.

Ведущая : Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста - много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Перемешиваем!

В бочку плотно набиваем

И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук - тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей : о Кузьминках?

Ведущая : Какого числа отмечался этот праздник?

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей : Кузьма и Демьян.

Ведущая : молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.