Садовые растения        05.03.2020   

Формирование нравственно патриотических качеств личности дошкольника. Инновационный проект «духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан россии. Блок: Родная страна

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Цель духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Вся работа ведется по трем направлениям:

  1. самообразование педагогов;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность с детьмисамое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

  • Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День Ангела»);
  • чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
  • беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»);
  • образовательные проекты («Письмо другу», «Смоленский лен», «Просветители земли русской», «Волшебная книга истории»);
  • слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
  • просмотр видеофильмов - притчи
  • рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителямиявляется неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
  • родительские собрания «Здоровье души и тела», «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»).
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • тематические выставки (выставка православной литературы «Живой родник»);
  • выставки семейного творчества («Праздник Пасхи – день весны», «Красота Божьего мира»);
  • совместные праздники (семейный праздник «Пасха», «Ангел – небесный хранитель» «Прощеное воскресение».

Все мы понимаем - ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Гражданско-патриотическое воспитание- как одно из направлений социально-личностного развития детей- мы считаем важной частью педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста работу по патриотическому воспитанию ведём через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

В среднем возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, мы в своей работе по патриотическому воспитанию опираемся на таких авторов как, М. Ю. Новицкой программа «Наследие» и О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В своей работе используем различные формы и методы работы:

Традиционным в ДОУ стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры.

В годовой план ДОУ вносим участие детей в фольклорных и православных праздниках.Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России

Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем славятся улицы родного города, природные ресурсы, людей, прославивших свой край, свою Родину. Историю своей страны, культуру своего народа, устное народное творчество, народные промыслы, права и обязанности маленьких граждан.

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблема патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит редкое расслоение общества, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж»

Формирование

нравственно-патриотических

качеств у дошкольников

Воспитатель: Величко Т. Н.

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому

Надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

Познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем славятся улицы родного города, природные ресурсы, людей, прославивших свой край, свою Родину. Историю своей страны, культуру своего народа, устное народное творчество, народные промыслы, права и обязанности маленьких граждан.

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблема патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит редкое расслоение общества, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В последние годы все заговорили о патриотическом воспитании, так как возникла необходимость в формировании подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу отечества и готовность к его защите.

Было время, когда в силу разных причин патриотическому воспитанию уделялось мало внимания и, как результат этого, выросло поколение нетерпимых к людям другой национальности и вероисповедания, не уважающих старших, не знающих историю своей страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. «Любовь к родному краю. Родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Исходя из этого, я ставлю следующую цель – воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств. Как сострадание, сочувствие, находчивость и любознательность.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Формирование чувства привязанности и любви к своей семье, к своему дому,

Детскому саду, друзьям в детском саду, к городу.

Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на

Основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование представлений о России как о родной стране.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения

Гражданской символики России (герб, флаг, гимн).

Задачи патриотического воспитания я решаю:

  • в непосредственной образовательной деятельности;
  • в беседах о деятельности детского сада, родном городе, городах России и т.д.;
  • в ходе целевых прогулок, экскурсий к памятным местам;
  • во время игр;
  • при ознакомлении с художественной литературой;
  • при рассматривании иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
  • через использование аудио- и видеозаписей, прослушивание музыкальных произведений о родной земле, о друзьях, дружбе и т.д.;
  • в ходе подготовки тематических выставок и акций, посвящённых памятным датам;
  • в процессе продуктивной деятельности (рисование, аппликация, изготовление поделок и сувениров);
  • в процессе подготовки и участия в праздничных днях: «День города», «День матери». «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы» и др.;
  • через наглядную информацию для детей и родителей.

Источники (нормативные документы) по патриотическому воспитанию

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2005 – 2010гг»

Закон РФ «Об образовании»

Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»

Закон РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»

Национальная доктрина образования в РФ»

Конституция РФ

Конвенция о правах ребёнка.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК» города Рубцовска Алтайского края, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» Авторы проекта: Астраханцева Т.Г. Вотякова Е.А.

2 Паспорт проекта Направление Духовно-нравственное воспитание 1. Сведения об организации 1.1. Полное наименование Муниципальное бюджетное дошкольное организации образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 35 «Щелкунчик» 1.2. Полное наименование Муниципальное образование города учредителя (учредителей) Рубцовска организации 1.3. Юридический и г.рубцовск, Алтайский край, ул. фактический адреса Бийская 19 организации 1.4. Должность, фамилия, Заведующий МБДОУ 35 Щеклеина Татьяна имя, отчество руководителя Петровна организации 1.5. Телефон организации () Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет 2. Сведения о проекте организации 2.1. Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет 2.2. Задачи государственной и муниципальной политики Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» 1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации"

3 в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". 2. Долгосрочная Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» от 5 октября 2010 г указывает на необходимость «возрождения у детей и молодежи традиционного для россиянина чувства гражданской гордости и ответственности, формирование умения и готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите». 3. Конвенция о правах ребенка: Статья образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в

4 2.3. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственнопатриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования.

5 2.4. Срок реализации проекта 2.5. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта 2.6. Целевые ориентиры проекта Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственнопатриотического воспитания. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. 5 лет - комплексно-целевая программа этнокультурного воспитания дошкольников; - модель методической работы по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям через возрождение народных традиций - методические пособия по реализации проекта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» -видеофильмы «Социализация детей дошкольного возраста на основе этнокультурного подхода» В учреждении, как в образовательной системе: - Создание системы по духовно-

6 нравственному и патриотическому воспитанию маленьких граждан России - Обогащение содержания духовнонравственного и патриотического воспитания. - Развитие предметно-развивающей среды - Привлечение внимания семьи к проблеме духовно- нравственного воспитания детей. - Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров. Педагоги: - Создают условия для приобщения детей к истории страны, русской народной культуре. - Повышают свой профессиональный уровень в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине. - Повышают активную гражданскую позицию родителей дошкольников, увеличивает количество активных участников общественной жизни детского сада и города. Дети: - Используют в речи русский фольклор. - Знают былинных и сказочных героев, сопереживают им и характеризуют их. - Знают историю русского костюма. - Различают изделия разных народных промыслов. - Знают историю своего семьи, города, края,

7 страны. - Играют в русские народные игры. - Знают особенности русских песен, плясок, подбирают движения согласно музыке. Родители: - Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями организациями по формированию духовно- нравственных ценностей у детей. - Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю. - Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству Основные подходы к оценке эффективности проекта Мониторинг инновационной деятельности 2.8. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта 2.9. Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их Дошкольные образовательные учреждения, родители (законные представители) и лица их заменяющие (опекуны) воспитанников, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей. -Детская библиотека 4 -кукольный театр им.брахмана -Городская картинная галерея

8 функций) -СОШ 2 - Краеведческий музей Ресурсное обеспечение проекта Кадровое обеспечение проекта Воспитатели, специалисты ДОУ Нормативное Основополагающие документы: правовое обеспечение - Закон «Об образовании». проекта - Конвенция о правах ребенка. - Устав ДОУ. -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» от 5 октября 2010 г Финансовое Реализация проекта обеспечивается без обеспечение проекта дополнительного финансирования из местного бюджета Материальнотехническое -мультимедийный центр обеспечение -интерактивный центр проекта -ноутбук -принтеры -игровая приставка -русские народные инструменты -национальные костюмы -коллекция кукол театра «Би-ба-бо» Учебно-методическое обеспечение -Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова М.А. Васильева Издательство

9 МОЗАИКАСИНТЕЗ Москва, Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М.: «Владос», Программа комплексного изучения музыкального фольклора Хазова М.В. «Горенка». М.:«Владос», Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) -Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук, Т.Н.Папушева -«Наследие» /М.Ю.Новицкая М: Линка- Пресс, Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

10 НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание оптимальных условий для всестороннего развития духовнонравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Образовательные: - Знакомить детей с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих на территории Алтайского края. - Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет. Развивающие: - Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию. - Развивать у дошкольников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности. - Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: - Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями русской традиционной культуры. - Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

11 - Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края. ВИД ПРОЕКТА: познавательный, творческий УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: - дети дошкольного возраста, -родители воспитанников, - педагоги ДОУ, - музыкальный руководитель. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный ГИПОТЕЗА: Использование инновационных подходов в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России. АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования,

12 среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственно-патриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В учреждении, как в образовательной системе: - Создание системы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию маленьких граждан России - Обогащение содержания духовно- нравственного и патриотического воспитания.

13 - Развитие предметно-развивающей среды - Привлечение внимания семьи к проблеме духовно- нравственного воспитания детей. - Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров. Педагоги: - Создают условия для приобщения детей к истории страны, русской народной культуре. - Повышают свой профессиональный уровень в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине. - Повышают активную гражданскую позицию родителей дошкольников, увеличивает количество активных участников общественной жизни детского сада и города. Дети: - Используют в речи русский фольклор. - Знают былинных и сказочных героев, сопереживают им и характеризуют их. - Знают историю русского костюма. - Различают изделия разных народных промыслов. - Знают историю своего семьи, города, края, страны. - Играют в русские народные игры. - Знают особенности русских песен, плясок, подбирают движения согласно музыке. Родители: - Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями организациями по формированию духовно- нравственных ценностей у детей. - Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю. - Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

14 Педагогические принципы 1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. 3. Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. 6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. Практическая значимость проекта: внедрена в практику модель организации работы по духовно-нравственному воспитанию; обогащена предметно-пространственная среда в соответствии требованиям разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп; разработана комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию Подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов, доклады, консультации для родителей и другое)

15 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1 этап - Подготовительный Сроки: уч г. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: Создание творческой группы Анализ кадрового, материально-технического обеспечения, учебнометодического комплекса. Разработка нормативно-управленческих механизмов внедрения проекта Организация и проведение Презентации Проекта Организация и проведение Презентации Проекта. Подбор и изучение литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Разработка нормативно-правовой документации Оформление экспонатов в комнате русского быта «ГОРНИЦА», минимузее «КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК», комнате славы и памяти «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ» 2 этап Основной этап. Сроки: уч.г (1 ПОЛУГОДИЕ) Этап включает в себя следующие направления деятельности: Создание банка видеоматериалов для непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ по нравственнопатриотическому воспитанию Обновление материально-технической базы. Планирование воспитательно-образовательной деятельности: с детьми и родителями, педагогами с использованием учебно-методического комплекса: Проведение совместных мероприятий и театрализованных представлений

16 Ярмарки Фотовыставки, выставки рисунков, поделок Фольклорные и патриотические праздники Экскурсии Спортивные праздники Анкетирование Информационные стенды Создание банка видеоматериалов непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию. 3 этап - Заключительный этап Сроки: 2015 (2 полугодие)-2016 уч.г. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: Анализ, оценка и обобщение результатов реализации Проекта издание сборника методических материалов по нравственнопатриотическому воспитанию Презентация результатов инновационной деятельности по проекту. Размещение на сайте дошкольного учреждения отчета по реализации Проекта. выступление на семинарах, научных конференциях. Распространение опыта работы по реализации проекта для педагогов других образовательных учреждений города, Рубцовского образовательного округа осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

17 Механизмы реализации проекта Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. В качестве соисполнителей проекта выступают Детская библиотека 4, Краеведческий Музей, Городская картинная галерея им.тихонова, кукольный театр им. А.К.Брахмана. Взаимодействие с ними заключается в рамках договора о сотрудничестве. Проект предусматривает распределение материала по 4 разделам. Каждый раздел решает определенные задачи. 1 раздел «Человек и природа» Младшая группа (3-4 года) 2 раздел «Человек и семья» Средняя группа(4-5 лет) 3 раздел «Моя малая Родина» Старшая группа (5-6 лет) 4 раздел «Наша Родина-Россия» Подготовительная к школе группа (6-7лет). Каждый раздел разбит на отдельные темы. Все темы тесно взаимосвязаны и опираются на земледельческий календарь. Каждая из тем повторяется в возрастных группах. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается также в подборе материалов, находящихся в группе. Содержание разделов: 1 раздел «Человек и природа». Одно из слагаемых патриотизма воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родной природе, которая становится ближе и понятнее. Дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Задачи: формировать понимание у детей сезонных изменений

18 в природе (живом и растительном мире), познакомить с земледельческим календарём. дать элементарные знания о разнообразии растительного и животного мира, обратить внимание детей на связи живой и неживой природы. Формировать в детях чувство доверия и бережного отношения к природе. 2 раздел «Человек и семья». Семья и детский сад первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с русским бытом и традициями нашего народа, рассказывают,где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения. Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. 3 раздел «Моя малая Родина». Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

19 Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах Алтайского края(растительном и животном мире; полезных ископаемых.) Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине. 4 раздел «Наша Родина-Россия». Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой и боевой подвиг Задачи: Формировать представление о России, как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Для достижения поставленных целей создана определённая развивающая предметно-пространственная среда: В детском саду действует комната русского быта, где дети могут окунуться в атмосферу старины. В «Горнице» дети имеют возможность рисовать; лепить; качать люльку; рассматривать чугунки, ухваты, прялки, печь, кухонную утварь; вести наблюдения за природой, с помощью

20 земледельческого календаря. Здесь, в отличие от настоящего музея, всё можно трогать руками. Силами педагогов и родителей создана комната славы и памяти «Растим патриотов России». На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно узнать об истории нашей российской армии, рассмотреть военную форму различных родов войск и поиграть с игрушками военной тематики. Средства музейной педагогики помогают развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества. В группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки. Материально-техническое обеспечение проекта: -мультимедийный центр(мультимедийный экран, проектор) -интерактивный центр (интерактивная доска, документ-камера, проектор) -ноутбук -принтеры -игровая приставка -русские народные инструменты -национальные костюмы -коллекция кукол театра «Би-ба-бо» Информационное обеспечение: -информация о реализации проекта на сайте ДОУ -использование интернет- ресурсов -городская библиотека

21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук., Т.Н.Папушева Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» (авторы М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова). Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М.: Владос, Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М.:«Владос», Фольклор музыка театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей) Т.А.Шорыгина «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва;Прометей Книголюб; 2003 И.П.Нагибина,К.Ю.Белая комплект из 5 книг и методические рекомендации «Моя Родина-Россия» Школьная пресса; Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2001 Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) Санкт-Петербург «АКЦИДЕНТ» 1997 Ю.Е.Антонов «Как научить детей любить Родину» Москва; АРКТИ; 2005 А.Е.Писарева, В.В.Уткина «Живём в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ» Москва; СФЕРА; Творческий центр, 2007 М.П. Голованова «Герб.Флаг.Гимн России»Москва «РОСМЕН» 2003.

22 Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. «Нравственно-патриоическое воспитание детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» М.Б.Зацепина «Дни воинской славы».патриотическое воспитание дошкольников» Москва; СИНТЕЗ;2010 Е.И.Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ» Москва; 2011 Е.К.Ривина «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами» Москва; АРКТИ; 2005г. С.Вохринцев демонстрационный материал «Армия России»2012г. Г.Дроздов,Е.Рябко фотоальбом «Парад Победы» Москва; «Планета» 1985 Учебно-методической пособие «Хрустальные родники Алтая» Барнаул 2005 Г.И.Батурина «Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе» Москва; «Школьная пресса» 2003 Е.В.Затеева «От родного порога» Барнаул 2002 Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»москва;1997 М.Б.Зацепина «Народные праздники в детском саду» Москва;«Мозаика-Синтез»2006


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК»города Рубцовска Алтайского края 658218, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: 5-05-47. [email protected]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК» города Рубцовска Алтайского края 658218, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: 5-05-47. [email protected]

Проект «Мы - правнуки Великой Победы» (МДОУ д/с 9 «Сказка» общеразвивающего вида города Фурманова) 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В 2015 году исполняется знаменательная дата 70-летие Победы в Великой Отечественной

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников». Подготовила: Воспитатель Козлова Елена Алексеевна С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Формирование патриотизма. 2. Цели и задачи патриотического воспитания.

Г.рубцовск 2016г. Патриотизм Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Радость» Выступление на педсовете на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников в совместной

Краткая презентация программы Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 458» (далее МБДОУ «Детский сад 458») разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский «Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной

Вариативная программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина!» Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать

МБДОУ «Детский сад 141» «Система организации образовательной деятельности с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания» 24.10.2018 г. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

План работы творческой группы МБДОУ Тацинский д/с «Радуга» по духовно нравственному воспитанию дошкольников на 2016-2017 учебный год «Природа и история родного края» Руководитель творческой группы: Крупич

Утверждаю Зав. МБДОУ ДС 15 Т.М.Денисенко 2014 г Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2014-2015 учебный год Руководитель кружка Кибирева Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ ДС 15 г. Николаевск-на-Амуре

Семинар на тему: «Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста» подготовила: старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется

Отчёт по патриотическому воспитанию МБДОУ детский сад 5 «Радуга» Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 46 «СОЛНЫШКО»» ПРОЕКТ «Ветераны живут рядом с нами» Королёв, 2017 г. 2 Цели проекта: Воспитывать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, создавать условия

Образовательный проект «Народная кукла» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» Сергей Михалков

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина в детском саду средствами музыкального искусства» Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семьи, общества, государства. Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ Кочковского детского сада «Солнышко». Цель: Формировать у

Педагогический проект «Родина - как много в этом слове!»» Исполнитель: Воспитатель МОУ «Заречная СОШ» Бабаянц Мария Владимировна Обзор документов Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 ФЗ «Об образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Бабаева Лала Мубаризовна воспитатель МАДОУ ДС 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО Югра НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ

Обоснование программы: социальный заказ на осуществление работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; недостаточное гражданское воспитание дошкольников, сегодняшний дошкольник должен

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 общеобразвивающего вида Истринского муниципального района Содержание I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Основные характеристики

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» «Утверждаю: Заведующий ДОУ Голованева Е.П.» «Принято на заседании Педсовета 1 от 03.09.2010г.» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Родом из Донского

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 18 имени В.Г.Соколова Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Край родной в огне войны» 3 4 класс (9 10 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 «Светлячок» ПРОЕКТ по нравственно патриотическому воспитанию «О чём расскажут улицы Коломны» Коломна 2013 г. Воспитатель: Лысякова

Борунова О. И. Мини проект по патриотическому Борунова Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад образовательного вида 27 г. Уссурийска [email protected] Мини проект по патриотическому воспитанию «Государственная

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с окружающим. Программа «Здравствуй, русская сторонка» (ООП «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева) Абрамова Раиса Михайловна канд. пед. наук, Заслуженный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Доклад Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе. Разработала: воспитатель Долманова Надежда

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край» Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой еѐ ты в детстве увидал Симонов Актуальность. Родина, Отечество. В корнях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 61 «Семицветик» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» Программа муниципальной инновационной площадки по теме: «Гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного

Проект на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой» Составила воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка д/с 54 Дегтярь

IV. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ 1. ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НА КОТОРЫХ ОРИЕНТИРОВАНА ПРОГРАММА Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного

Воспитатель: Мальцева Оксана Яковлевна Знать страну и город свой И гордиться ими, Помогает уголок «Узнаем о мире». Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 228 «ГОЛУБКА» ул. Тургенева, 146, г. Краснодар, 350078, тел/факс(861)

Презентация к проекту «Память погибшим Слава живущим», посвященному 70-летию Великой Победы МДОУ 38 г. Электросталь 2015г. Проект «Память погибшим Слава живущим» Одной из задач патриотического воспитания

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ 951 СП-2 «Солнышко» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом» Подготовила: воспитатель Ромашова Т.В. Проблемная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 21 ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ. 143988,МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,МКР.ПАВЛИНО,Д.20. E-MAIL:[email protected]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация возрастные особенности детей: ранний возраст (от 2-х до 3-х лет) -1 группа 18 детей младший дошкольный

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 14 «Елочка» комбинированного вида Педагогический проект: «Система работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств дошкольников

Третья годовая задача 2014-2015г. звучит: «Совершенствовать профессиональной мастерство педагогов при использовании разнообразных форм работы с детьми и родителями для решения задач нравственнопатриотического

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 16 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ

Кошаева Наталья Владиславна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.

Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника - это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Моя родина

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».

Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина - это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.

Любить Родину - это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины - основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:

  • эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
  • прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе ;
  • подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа;
  • толерантного отношения к другим людям;
  • нетерпимости к проявлениям социальных пороков.

Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Патриотизм включает в себя:

  • содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

  • до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития - это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.

В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности - это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников - это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

· воспитывать уважение к людям;

· воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;

· формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

Навыки культурного поведения:

· воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);

· познакомить с правилами поведения в общественных местах;

· учить культурно вести себя за столом;

· доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;

· учить бережно, относиться к одежде, к вещам,игрушкам.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

· формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.

· формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.

· формировать представления о справедливости, смелости, скромности.

· учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Сентябрь

Тема «Моя семья», «День знаний»

Коммуникация

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Стихотворение Е.Благинина «Мне букварик подарили…»

(заучивание)

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке.

Беседы на тему «Как мы проводим выходные».

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Беседа на тему «Я ребенок имею право…».

Рассказывание на тему стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Семейные традиции», «Детский сад».

Поздравительная открытка «Подарок ученикам».

Тема «Мой любимый детский сад».

Коммуникация

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Тема «Мой район и город, в котором я живу»

Коммуникация

Экскурсия по району и городу (виртуальная).

Беседа на тему «Наша Родина – Россия», «История моего города», «Я живу в большом городе».

Игра «Магазин сувениров».

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Творческий проект «Тамбов – щедрая душа».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Коммуникация

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь 3 - 4 недели

Тема "Новый год у ворот».

Коммуникация

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Тема "Наша Родина – Россия", «Зима».

Коммуникация

Творческий проект «Зимние забавы».

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество».

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Связь с другими видами деятельности.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "День защитников Отечества"

Коммуникация

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Беседа с детьми о героях войны 1812 года. Познакомить с легендарными полководцами.

Беседа «Я люблю свою родину».

Сюжетно-ролевая игра «Я солдат».

Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Тема «Международный женский день».

Коммуникация

Беседа «Мамы всякие нужны».

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Нормативный проект «Как порадовать маму?»

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Тема «Народная культура и традиции».

Коммуникация

Познакомить детей с одеждой людей 1812 года, их отличительной особенностью.

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«У бабушки в деревне»

Коммуникация

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Игра «Космонавты».

Тема "Этот День Победы"

Коммуникация

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия в парк Победы.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.


Верхозина Александра Николаевна