Необычные растения        13.05.2019   

Фундаментальные исследования. Протест – неудачный способ самоутверждения

Родительское собрание

«Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»

Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.

Задачи: обсудить с родителями проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать взаимопониманию родителей и учащихся, умению преодолевать конфликтные ситуации; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей; познакомить родителей с рекомендациями психологов.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Ход собрания:

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня наше первое родительское собрание и поэтому позвольте мне представиться (учитель представляется). Прежде всего мне хотелось бы сказать, что я очень рада, что мне достался именно этот класс. Класс замечательный. У нас 11 мальчиков и 9 девочек. Я думаю, что наша работа с ребятами на протяжении ближайших двух лет будет насыщенной, интересной, полной впечатлений и эмоций.

Так как, это родительское собрание является первым в этом учебном году, поэтому по большей части оно будет организационным, однако есть некоторые моменты воспитательного характера, которые мне хотелось бы с вами обсудить.

И начать наш разговор я хочу с одного интересного упражнения. Называется оно «Снежинка».

Упражнение «Снежинка».

Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок

3. опять сложите лист пополам

4. снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества. И мы, взрослые, не должны об этом забывать

Комментарий классного руководителя.

Ваши дети – ученики 10 класса. Они находятся на финишной прямой, которая приведет их к окончанию школы и выходу в большую жизнь. И наша с вами задача помочь им утвердиться в своих знаниях, профессиональном выборе, оценке собственного «Я» и отношении к жизни в целом.

Современный старшеклассник – это продукт современной жизни. Он сложен, интересен, противоречив. Возраст 15-18 лет принято считать периодом ранней юности. Центральным процессом юности является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного «Я». Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Юность – это пора становления мировоззрения. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Сейчас ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников, окружения складывается отношение к себе, своя самооценка.

Анализ анкетирования учащихся.

Нами были проведены тесты на определение уровня самооценки и вот какие результаты мы получили: согласно 1 тесту более 50% учащихся класса имеют среднюю самооценку. Второй же тест показал, что 12 человек из 19 (1 ученик не принимал участие в опросе) имеют низкую самооценку, 4 человека – средний уровень, 3 – человека с высокой самооценкой.

От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни буде ваш ребенок.

Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом. Оно может снизить эффективность учебы. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них «маска шута» , когда человек высмеивает себя. Другая «маска щита», когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры, идет на конфликт с окружающими. Я также провела тест на тему «Конфликтная ли Вы личность». Результат показал, что более 50 % ребят в классе тактичны и миролюбивы, стараются избегать критических ситуаций. Однако есть ребята, которые могут пойти на конфликт, но только лишь тогда, когда другого выхода нет и все средства исчерпаны. Абсолютно грубых, несдержанных людей в нашем классе не обнаружилось.

Каким образом можно повысить самооценку ребенка?

Полезная информация.

Уважаемые родители! Обратите внимание: есть 4 предмета, которые хорошо было бы преподавать дома и в школе: счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка счастливого человека, четыре больших успеха. Каждый родитель хотел бы, чтобы жизнь его ребенка удалась в полной мере. Некоторые думают: учись хорошо – многого добьешься; не будешь учиться – ничего не получится в жизни. Но это не так. 99% успеха зависит от роли самооценки личности. Во многом успех зависит от физиологии нашего тела. Есть 2 модели поведения. Первая – модель поведения рабов : опущенные плечи, виноватый вид, глаза смотрят вниз. Такие люди ничего не добьются. И вторая - модель поведения королей : расправленные плечи, гордый взгляд, приподнятый подбородок. Такие люди многого добьются. Чем больше человек смотрит на мир с улыбкой, тем позитивнее складывается его жизнь.

Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, вы научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу.

Что же делать? Какие существуют правила, помогающие детям самоутвердиться и достичь успехов?

  1. Ежедневно вселяйте в своих детей чувство уверенности. Т олько уверенность способна сохранить в нас личность . Только уверенные люди ч аще всего бывают счастливыми. Если подросток за эти годы привык быть неуверенным, то он потом будет страдать везде. Индийские мудрецы говорят: «Относитесь к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме». Какая глубина мысли. Ребенок, действительно, гостит в семье, в школе, а потом покидает их. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку, что он родился под счастливой звездой, что он красивый, смелый, талантливый .

И не важно, сколько вашему ребенку лет. Ведь человек на протяжении всей жизни может испытывать неудачи. Как важно, чтобы близкие люди постоянно говорили: «Ты справишься, у тебя все получится!» К сожалению, мы часто недооцениваем значение слов. А ведь известно, что слова материализуются. Говори ребенку каждый день, что он «дурак», «идиот», «трус» - и будешь пожинать плоды своих дурных мыслей. Поэтому родители просто обязаны как можно чаще вслух восхищаться своим ребенком. Это так легко, но мы так редко это говорим.

  1. Работайте над осанкой своих детей. Делайте что хотите, но добейтесь, чтобы ребенок выходил из дома с прямой спиной и расправленными плечами. Осанка влияет на внутренний мир человека, на отношение к тебе людей.
  2. Сами будьте уверенными людьми, примером для своего ребенка.
  3. Критикуйте конструктивно.
  4. Умейте трезво оценивать успехи и достижения ребенка.
  5. Искренне радуйтесь победам и достижениям
  6. Верьте в успех и вселяйте веру в ребенка.

Литература

  1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2004
  2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006. - С. 163-167.
  3. Настольная книга умных родителей. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева ЂК богатству – с пеленокї М.: EDELSTAR, 2007

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

          Воронцов Василий Алексеевич

          «Самоутверждение подростка».

Реферат по дисциплине

«Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни»

студента с факультета филологии и медиакоммуникаций (гр. ЯЖБ-105-0)

очной формы обучения

План:

1. Введение.

2. Подростковый возраст:

а) Подростковый период.

б) Признаки полового созревания у мальчиков и девочек.

в) Физические изменения у подростков.

г) Распространённые проблемы со здоровьем, их причины и советы по их предотвращению и устранению.

д) Режим дня.

е) Гигиена.

ё) Питание.

ж) Закаливание.

з) Физическая культура.

и) Психические и психологические изменения у подростков.

й) Типичные модели поведения.

к) Распространённые ошибки взрослых в воспитании детей и советы по их устранению и предотвращению.

3. Подростковые комплексы:

а) Причины возникновения.

б) Типичные комплексы у девочек.

в) Типичные комплексы у мальчиков.

г) Распространённые комплексы у подростков в целом.

д) Способы устранения комплексов.

4. Подростковый коллектив:

а) Потребность в общении.

б) Потребность в самоутверждении

в) Подростковый коллектив.

г) Типичные роли подростков.

5. Самоутверждение подростков:

а) Истинное и ложное самоутверждение.

б) Причины возникновения чувства непонимания.

в) Протест - неудачный способ самоутверждения.

г) Жертвы самоутверждения.

д) Парадоксы юности.

е) Ложное самоутверждение.

ё) Истинное самоутверждение.

ж) Разница между истинным и ложным самоутверждением.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение:

У многих есть собственные семьи с детьми, а если даже и нет, то через переходный возраст приходится проходить каждому. Так что о его трудностях все знают не по наслышке. Подростковый возраст - особенный жизненный этап, характеризующийся множеством физических и психологических изменений за короткий отрезок времени, а также множеством проблем - в том числе комплексами и поисками путей самоутверждения. Вот почему тема «самоутверждение подростка» многократно и очень широко освещалась как в научной литературе, так и в единичных публикациях на уровне личных наблюдений профессионалов или обывателей.

Я выбрал именно эту тему по той причине, что она способна заинтересовать массу людей. Несмотря на то, что взрослые тоже когда-то были подростками, они как будто забывают, каково быть ими, и перестают понимать своих детей. Мне хотелось бы с помощью своего реферата помочь подросткам и их родителям найти взаимопонимание и сформировать представление о том, что из себя представляет переходный период в целом. Какие изменения происходят в подростковом возрасте, какие могут возникнуть проблемы, как их разрешить или предотвратить. И, разумеется, рассказать о типичных путях самоутверждения и научить отличать истинное самоутверждение от ложного, чтобы подростки стали самоутверждаться за счёт достижения поставленных целей, а не за счёт унижения других или бессмысленной и нелепой борьбы с выдуманными противниками и преградами.

Я решил использовать в качестве источника информации интернет, потому что материалы в нём очень многообразны и доступны. Там можно найти и составленную профессионалами научную литературу, и написанные обычными людьми публикации, и обсуждения подобных тем на всевозможных сайтах Также к преимуществам можно отнести простой для понимания язык, наличие жизненных примеров, объяснения терминов, действенные советы. В совокупности всё это предоставляет возможность рассмотреть тему со всех сторон и сформировать более целостное представление о ней...

_____________________________________________________________________

Основная часть:

2. Подростковый возраст.

Подростковый возраст - период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность которых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в том числе и на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так называемые вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и т. д. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей подросткового возраста характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В подростковом возрасте могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так называемая юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У некоторых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, однако в случае их появления следует обязательно обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.

Режим дня. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать горячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения, бега, прыжков.

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки. При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в котором содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 грамм растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в подростковом возрасте получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продолжительность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В подростковом возрасте физическое воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физического воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. Подростковый возраст - один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемые реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только в ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физического и социальным развитием подростка. В результате подростки, зрелые в физическом и половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.).Указанная диспропорция нередко способствует возникновению тех или иных нарушений поведения у подростка, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования его личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиологических изменений организма, которые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологических явлений может вызвать невротические реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психических заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у которых имеются остаточные явления после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

_____________________________________________________________________

3. Подростковые комплексы.

Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.

Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.

Неуверенные в себе девочки с унынием смотрят в зеркало и приговаривают: «Я некрасивая, толстая, у меня кривые ноги, маленькая грудь, прыщи на лице, мальчики не обращают на меня никакого внимания и т.д.». Они заранее настраиваются на негативное отношение окружающих, замыкаются в себе. Такие комплексы часто являются причиной раннего вступления в половую жизнь девочек-подростков. Они пытаются таким способом доказать свою значимость и привлекательность.

Как избежать подобных комплексов? Нужно как можно раньше объяснить девочке, что на самом деле внешность – далеко не самая важная вещь в жизни. Объясните, что даже самым красивым девушкам тоже приходится в жизни тяжело, часто даже тяжелее, чем остальным. Да и мальчики не всегда предпочитают красивых девочек. Многие популярные у противоположного пола девушки обладают далеко не идеальной внешностью, они покоряют своим умом, чувством юмора, раскованностью (не путать с распущенностью!).

Если проблемы с внешностью у девочки надуманы, то обратитесь за консультацией к психологу, он поможет повысить самооценку Вашей дочери. Если же какие-то изъяны внешности все же имеют место быть, то можно просто подобрать соответствующий стиль в одежде и макияж, который скроет недостатки и поможет подчеркнуть достоинства.

Еще очень часто комплексы по поводу внешности девочкам внушают вездесущие СМИ и интернет. Модели с глянцевых обложек так стройны и загорелы, а на их коже нет одного пятнышка. Объясните дочери-подростку, что на самом деле все эти фотографии – результат умелой цифровой обработки, где все неровности и складки легко можно заретушировать.

Ваша дочь хочет быть такой же стройной как голливудские актрисы и тут же принимается изнурять себя диетами? Расскажите, что диета – это стресс для организма и как только окончится ее срок, все килограммы вернутся да еще с «довеском». Ведь после стресса организм во много раз активнее начинает запасаться жирами на следующий «черный день». Лучше посоветуйте ребенку заняться физкультурой или спортом по душе. Спорт всегда полезен для здоровья.

Кстати комплексами относительно своей внешности страдают не только девочки, но и мальчики. Мальчики в не меньшей, а иногда даже и в большей, степени склонны переживать о развитии своих вторичных половых признаков. Они комплексуют, если отстают в этом плане от сверстников. Помочь мальчику справиться с комплексами может подростковый психолог.

Комплексами подростков награждают и очки или зубные «брекеты». Из-за насмешек сверстников подростки отказываются носить «это уродство», даже в ущерб своему здоровью. Как вариант, можно предложить подростку с проблемами зрения носить контактные линзы вместо очков, благо выбор огромен. И брекеты тоже можно подобрать и установить так, чтобы они были менее заметны. Постарайтесь при этом доказать подростку, что здоровье – прежде всего. Здоровый человек даже выглядит лучше, чем больной, но разодетый и украшенный по последней моде.

Кроме комплексов относительно внешности, подростки также часто страдают комплексами из-за своего материального положения, проще говоря, бедности. Если в школе все дети одеты лучше, имеют мобильные телефоны и компьютеры, а Ваш ребенок – нет, то считайте парочка комплексов у Вас в кармане. Все дети хотят быть не хуже своих сверстников, поэтому иногда даже стесняются признаваться в своей бедности. Объясните Вашему сыну или дочери, что Ваша семья не имеет материального достатка не потому, что Вам этого не хочется, а потому что так уж сложились жизненные обстоятельства. Помните, что если Вы отдаете подростка в привилегированную школу, где учатся дети состоятельных родителей, то и одежда, и аксессуары Вашему ребенку нужны соответствующие, иначе комплексов точно не избежать. Всегда тщательно взвешивайте, сколько пользы и сколько душевных страданий принесет подростку такая школа.

Во что могут вылиться подростковые комплексы? Одни подростки замыкаются в себе, становятся очень стеснительными, а другие, наоборот, хамят всем подряд, навязывают всем свое мнение, пытаются самоутвердиться. Многие подростки, испытывая неуверенность в себе, предпочитают компьютер общению со сверстниками, виртуальный мир полностью заменяет для них реальный.

Подростковые комплексы становятся причиной многих необдуманных поступков. Самоутвердиться подростки пробуют с помощью алкоголя, курения, наркотиков, секса. Как можно раньше начните объяснять подростку, что такие способы самоутверждения – это не выход. Никакого отношения к взрослости распитие алкоголя или курение «травки» не имеют. Да и секс тайком от родителей где-нибудь в сыром подьезде (в лесу, на даче, у друга на квартире – нужное подчеркнуть) не принесет ничего хорошего, а лишь риск инфекции и ранней беременности. Помните, что подросток – это практически взрослый человек, грамотная беседа о половых отношениях не вызовет, как многие опасаются, нездоровый интерес, а поможет подростку разобраться в этом вопросе, отделяя правду от глупых мифов.

1

В статье представлено понятие «самоутверждение». Предложены понятия: конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения. Представлены результаты исследования различных видов самоутверждения и их индивидуально-психологические корреляты у подростков. Предложена структура самоутверждения и его компоненты: когнитивно-рефлексивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, коммуникативный. В качестве психологических механизмов, обеспечивающих конструктивное самоутверждение определены следующие: осознание феномена самоутверждения; осознание деструктивных и конструктивных проявлений сaмоутверждения; осознание ценности-Я; позитивное самоотношение и адекватная самооценка; рефлексия и когнитивный самоанализ; саморегуляция и самоконтроль деструктивных психических переживаний; коммуникативная культура; уверенное поведение; принятие ответственности на себя в достижении поставленных целей. Разработана программа тренинга конструктивного самоутверждения. Реализация разработанной программы позволила существенно снизить у подростков уровень деструктивного самоутверждения, повысить уровень конструктивного самоутверждения, самоуважение, самоинтерес и самопонимание

конструктивное самоутверждение

деструктивное самоутверждение

отказ от самоутверждения.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2007. - 240 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб. : Питер, 2006. - 523 с.

3. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - Вып. 7. - С. 130-135.

4. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. - 2011. - № 2. - С. 115-124.

5. Мухина В.С. Детская психология. - М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.

6. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб. : Алетейя, 2000. - С. 224.

7. Психология личности / Л.И. Божович. - Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2000. - Т. 1. Хрестоматия. - 448 с.

8. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М. : Вершина, 2006. - 224 с.

9. Толстых Н.Н. Самоутверждение / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Социальная психология; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 175 с.

10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: в 2 т. - М., 2005. - Т. 1. - 456 с.

Свойственное практически каждому человеку стремление к самореализации и проявлению своей уникальности/индивидуальности по сути является отражением более базового стремления - стремления к самоутверждению, выражающего, в свою очередь, движение Я-реального к Я-идеальному. При этом формы самоутверждения и его средства могут быть различными. Человек может самоутверждаться, занимаясь продуктивной деятельностью, приносящей пользу ему и другим людям, или, наоборот, разрушительной деятельностью, в том числе разрушать отношения с другими людьми, а также может отказаться от самореализации и актуализации своего потенциала. Особенно ярко различные формы самоутверждения начинают проявляться в подростковом возрасте, вызывающем наибольшие нарекания со стороны взрослых (родителей, педагогов). И именно формам самоутверждения подростков должно уделяться особое внимание со стороны школьных психологов. Так как, согласно Л.И. Божович, неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость .

В этой связи рассмотрим сущность самоутверждения, особенности его проявления в различных по возрасту группах подростков, а также условия формирования конструктивного самоутверждения.

В работах отечественных психологов представлены, в частности, следующие определения самоутверждения.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов: «Самоутверждение - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» ; Н.В. Самоукина: самоутверждение - «стремление к реализации своего Эго, силы своего "Я" - ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» ; Н.Н. Толстых: «Самоутверждение - стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» ; В.С. Мухина: самоутверждение - «стремление человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» ; Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова:«Самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» .

Из представленных определений следует, что самоутверждение рассматривается психологами в двух аспектах: 1) потребностно-мотивационном; 2) поведенческом. То есть, с одной стороны самоутверждение является внутренним инициирующим свойством личности, выступает как самостоятельная потребность/стремление и составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека. Многое в своей жизни человек делает из потребности/стремления самоутвердиться. Самоутверждение также рассматривается и как форма поведения, проявляющаяся в разнообразных действиях человека, результатом которых является снятие напряжения, чувство удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.

В этой связи самоутверждение можно рассматривать как стремление субъекта к переживанию самоценности и его результат, возникающий в процессе реализации им своего личностного потенциала.

Такое понимание самоутверждения позволяет объяснить его инициирующий характер, привлекательность для субъекта, а также условие, с помощью которого оно достигается. В зависимости от средств самореализации можно выделить следующие виды самоутверждения: конструктивное, деструктивное, отказ от самоутверждения.

Конструктивное самоутверждение - это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе продуктивной реализации своего потенциала.

Конструктивное самоутверждениепроявляется в созидательной, ответственной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым человек может получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.

Деструктивное самоутверждение - это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе «разрушительной» реализации своего потенциала.

Деструктивное самоутверждение может выражаться в различных формах унижения достоинства и принижения достижений других людей, в разрушительной деятельности, негативно оцениваемой окружающими, вызывающей их возмущение, негодование или страдания. Это могут быть агрессия, отрицание значимости другого, подавление его личности. Такое поведение также может вызывать у его субъекта чувство удовлетворения, а негативная оценка окружающих побуждает субъекта в целях поддержания собственной самооценки еще больше отстаивать право на заявленное им поведение.

Отказ от самоутверждения -это переживание субъектом своей самоценности за счет отчуждения от других, игнорирования и непринятия их мнения и достижений . Отказ от самоутвержденияможетпроявляться в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации и саморазвития, в низком уровне достижений, в самоуничижении, самоотрицании, пассивно-безразличном поведении, в утрате поиска смысла жизни.

Названные виды самоутверждения были взяты нами за основу при разработке «методики диагностики самоутверждения», целью которой явилось выявление у испытуемых степени выраженности различных видов самоутверждения. Методика включает 18 вопросов и содержит три шкалы: 1) конструктивный тип самоутверждения (КС); 2) деструктивный тип самоутверждения (ДС); 3) отказ от самоутверждения (ОС) .

В экспериментальном исследовании приняли участие 202 учащихся 7-10-х классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамак, из них 104 девушки и 98 юношей.

Для проверки конструктной валидности методики использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК), что позволило составить комплексный психологический портрет подростков с различными типами самоутверждения.

В ходе корреляционного анализа установлено, что конструктивное самоутверждение (КС) положительно коррелирует с факторами MD «адекватность самооценки» (r xy =0,268; р<0,05), Э «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy =0,283; р<0,01), Е «подчиненность - доминантность» (r xy =0,289; р<0,01), I «жесткость - чувствительность» (r xy =0,439; р<0,01), Q1 «консерватизм - радикализм» (r xy =0,334; р<0,01), N «прямолинейность - дипломатичность (r xy =0,221; р<0,05) опросника Р. Кеттелла. Также конструктивное самоутверждение (КС) имеет положительную связь с коммуникативной компетентностью (r xy =0;36, р<0,05) и отрицательно коррелирует с агрессивным стилем поведения (r xy =-032, р<0,05) (методика Михельсон). Выявлена положительная корреляция КС с уровнем субъективного контроля (УСК) (r xy =0,367; р<0,01), со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): интегральная оценка (r xy =0,582; р<0,01), самоуважение (r xy =0,552; р<0,01), аутосимпатия (r xy =0,193; р<0,05), ожидание положительного отношения других (r xy =0,393; р<0,01), самоинтерес (r xy =0,475; р<0,01) .

Следовательно, подросткам, у которых доминирует конструктивное самоутверждение, свойственны: коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, дипломатичность, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопоследовательность, ожидание положительного отношения других, самопонимание.

В ходе обработки результатов исследования выявлены следующие особенности различных групп подростков.

Установлено, что девочкам в большей степени свойственно конструктивное самоутверждение (среднее арифметическое КС у девочек составило 19,7 балла, у мальчиков 18,6 балла). У мальчиков по сравнению с девочками преобладает деструктивный тип самоутверждения (15,4 балла у мальчиков и 12,9 балла у девочек). У девочек чаще, чем у мальчиков, встречается отказ от самоутверждения (9,3 балла у девочек и 7,8 балла у мальчиков) (рис. 1).

Рис. 1. Средние арифметические показатели самоутверждения

у мальчиков и девочек: КС - конструктивное самоутверждение; ДС - деструктивное самоутверждение; ОС - отказ от самоутверждения.

Исследование самоутверждения у подростков разных классов показало, что учащиеся 7-х классов имеют самые низкие показатели как конструктивного (13,6 балла), так и деструктивного самоутверждения (12,9 балла). В этой возрастной группе преобладает отказ от самоутверждения (15,4 балла). Самые высокие показатели деструктивного самоутверждения наблюдаются у учащихся 8-х классов (15,5 балла). В 10-х классах выявлены самые низкие показатели по деструктивному типу (11,6 балла), отказу от самоутверждения (6,4 балла) и самые высокие показатели по конструктивному самоутверждению (23,9 балла) (табл. 1).

Таблица 1 - Средние арифметические показатели самоутверждения у подростков разных классов

Наряду с общей характеристикой конструктивного самоутверждения и в целях его целенаправленного формирования нами предложена структура конструктивного самоутверждения, включающая следующие компоненты.

Когнитивно-рефлексивный компонент - включает знание субъектом сущности и видов самоутверждения, особенностей своего самоутверждения в конкретной ситуации, видение возможности конструктивного проявления своей уникальности и неповторимости, рациональное мышление.

Мотивационно-ценностный компонент - понимание и принятие ценности конструктивного самоутверждения, сформированность потребности в его проявлении - как условия самоуважения, положительного самоотношения и получения признания окружающих.

Эмоциональный компонент - способности к проявлению эмпатии, эмоциональной саморегуляции и самоконтролю своего психического состояния, в том числе к преодолению злорадства, иронии, обиды и других деструкций.

Коммуникативно-конативный компонент - сформированность коммуникативной компетентности, ассертивности, дипломатичности в отношениях, умений достигать поставленных целей, проявлять самоподдержку и самопринятие.

Формирование компонентов конструктивного самоутверждения явилось основой для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с подростками. С этой целью разработан и проведен тренинг конструктивного самоутверждения. Программа тренинга предусматривала получение подростками знаний о феномене самоутверждения, формирование у них психологических компетенций, способствующих успешной учебной деятельности и саморазвитию. Также в ходе тренинга осуществлялось развитие коммуникативных умений, способности к рефлексии и когнитивному самоанализу, уверенного (ассертивного) поведения, интереса к окружающим людям, понимания и принятия других людей, эмпатии, способов эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, принятия ответственности на себя в достижении поставленных целей.

Тренинг конструктивного самоутверждения рассчитан на 34 часа. Занятия проходили 40-45 минут, 1-2 раза в неделю. В ходе проведения занятий использовались методы диалога и полилога, игровые методы, рефлексивные методы и приемы; тренинговые упражнения; методы диагностики и самодиагностики. Основным принципом, на котором строилось проведение занятий, явился принцип активности учащихся. Он предполагает наличие у них потребности к развитию конструктивного самоутверждения, осознанной мотивации развития навыков коммуникативной и эмоциональной компетентности. Знания и умения учащихся формировались с помощью специальных упражнений, сочетающих в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Реализация разработанной программы позволила существенно снизить уровень деструктивного самоутверждения у подростков и повысить уровень конструктивного самоутверждения. Так, уровень конструктивного самоутверждения в экспериментальных группах увеличился на 2,6 балла (р<0,01), деструктивное самоутверждение уменьшилось на 1,2 балла (р<0,01). В контрольных группах уровень конструктивного, деструктивного и отказа от самоутверждения изменился незначительно. Это позволяет сделать вывод о том, что подросток находится в активном поиске оптимальных путей своего развития, причем поиск этот нередко терпит крушение из-за его психологической некомпетентности и отсутствия психологической поддержки со стороны окружающих. Участие в тренинге научило подростков находить более приемлемые способы самореализации и достижения успеха, обеспечивающие их конструктивное самоутверждение.

Рецензенты:

  • Фатыхова Р.М., д.пед.н., профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.
  • Дубовицкая Т.Д., д.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Киреева Е.А. ПСИХОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6715 (дата обращения: 04.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Наталья Евгеньевна Харламенкова

Самоутверждение подростка

2-е издание, исправленное и дополненное

Предисловие

Настоящая монография представляет собой 2-ое дополненное и исправленное издание книги «Самоутверждение подростка», которая впервые была опубликована в 2004 г. в Издательстве «Институт психологии РАН». Возможность еще раз вернуться к содержанию книги позволила автору пересмотреть целый ряд положений, которые приобрели в ней иное звучание.

Прежде всего, в отличие от первого издания в монографию включена глава «Общая методология исследования» (Глава 1), в которой изложены основные философские принципы, лежащие в основе разработанной автором теории. Общая логика главы построена таким образом, что каждый принцип – принципы системности, развития и субъекта – рассматривается в историческом ключе, а затем дается его формулировка, раскрывающая смысловое содержание принципа, важное для настоящего труда. В конце главы рассматривается система методологических принципов, представляющая собой единую философскую основу, исключение из которой хотя бы одного из них нарушает целостное представление о проблеме.

В новой монографии иначе представлен материал Главы 1 первого издания монографии. Теперь он разделен на две части: «Самоутверждение личности в истории психологии» (Глава 2) и «Теория самоутверждения личности» (Глава 3). Каждая из этих глав дополнена новым материалом, однако оригинальная авторская концепция – теория самоутверждения личности, ее формулировка и ключевые положения – оставлены в неизменном виде. В главе, посвященной теории, проводится научный анализ проблемы, для осуществления которого применяются такие научные процедуры, как субстратный, атрибутивный, функциональный, структурный и генетический виды анализа, дается общая формулировка теории, ее шести базовых положений, приводится альтернативная концепция. Формулируется система теоретических гипотез. Глава, посвященная истории взглядов на самоутверждение личности (Глава 2), дополнена категориальным анализом понятий, таких как самопредъявление, самораскрытие, самовыражение, самоопределение (§ 2.5), обозначающих близкую, но не идентичную самоутверждению личности реальность. Сопоставляются и разводятся понятия, которые часто используются как синонимы слова «самоутверждение».

Глава 4 «Пубертат: норма и патология» (в прежнем издании это Глава 2), посвященная особенностям развития подростка, также оставлена в прежнем виде и включает в себя теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности нормального и аномального развития человека в этот период жизни; подробно описываются особые случаи развития, вызванные хромосомными дефектами – синдром Шерешевского-Тернера и синдром Свайера.

Существенным образом перестроена Глава 3 прежнего издания «Эпигенез и основные задачи подросткового возраста». Во 2-ом издании монографии «Самоутверждение подростка» – это Глава 5 с новым названием «Взросление и его особенности на разных стадиях развития личности», в которой проблема эпигенеза занимает часть главы (параграф 5.1), а остальной материал посвящен новой теме – взрослению, которое раскрывается в контексте сравнения с понятиями «развитие» и «функционирование». Далее анализируются основные проблемы подросткового возраста, и для сопоставления – проблемы периода юности и ранней взрослости. Формулируется система эмпирических гипотез.

Для проверки эмпирических гипотез и, как следствие, теоретических предположений проводится исследование, направленное на изучение самоутверждения личности как закономерного процесса обретения человеком ценности собственного Я (Глава 6 «Самоутверждение личности в процессе взросления: верификация теории»); последовательно и тщательно проверяются все сформулированные автором гипотезы. В настоящем издании дано развернутое обоснование каждого из использованных методов, проведено подробное описание выборки. Основные результаты и их интерпретация оставлены в неизменном виде. В конце главы делаются выводы о подтверждении искомой и отвержении альтернативной теории.

Последняя глава монографии (Глава 7 «Взросление и компенсаторные возможности личности») включает в себя новый материал, который представляет собой результаты последних исследований автора, полученные им самим и его аспирантами и соискателями. В главе излагаются данные разных исследований, которые изначально не были направлены на изучение компенсации, но, как оказалось, так или иначе, касаются этого вопроса. Раскрывая в своем исследовании один из фундаментальных тезисов о том, что фрустрация решения задач взросления не влияет на развитие личности и ее самоутверждение, которое может происходить компенсаторным путем, автор получает подтверждение этого тезиса как в собственном исследовании, при анализе компенсаторных механизмов, направленных на достижение ценности Я, так и в исследованиях, предметом которых стала компенсация физических недостатков, в частности слабости зрительной функции (О. В. Кузнецова), компенсация дефицита родительского внимания, вызванного семейной депривацией (А. К. Рубченко), компенсация как психологическая защита от трудностей при дисгенезии полового развития разного происхождения (А. В. Соловьева). В конце главы предлагается авторская модель изучения случаев аномалий полового развития, в которой учитываются общеметодологические, теоретические и конкретно-научные принципы исследования психологии человека как субъекта собственной жизни.

Во Введении и Заключении рассматриваются самые общие вопросы, без которых, однако, невозможно, с одной стороны, понять актуальность, степень разработанности и новизну изучаемой проблемы, настроиться на последовательное восприятие разной по своей обобщенности информации, с другой стороны, вместе с автором завершить обсуждение поставленных в монографии вопросов, понимая, что полученный в работе дополнительный материал может в последующем стать основой для формулировки новых гипотез.

Монография построена по гипотетико-дедуктивному принципу, т. е. по принципу перехода от общего к частному. В связи с этим знакомство с двумя последними главами (Глава 6 и Глава 7), в которых излагаются результаты проверки эмпирических гипотез должно следовать за главой, посвященной теории самоутверждения личности (Глава 3). При этом методологическую (Глава 1) и историко-психологическую (Глава 2) главы можно читать как до, так и после знакомства с теоретической и эмпирической частями исследования. Учитывая тот факт, что самоутверждение личности не может быть рассмотрено вне общих закономерностей развития личности, вне генеза, автор рекомендует остановиться на Главе 5, в которой излагается проблема взросления личности, раскрывается ее содержание.

Предлагаемая читателю книга представляет собой завершенное исследование самоутверждения личности в процессе взросления, при этом автор не исключает возможности дальнейшей работы над искомой проблемой, оставляя за собой право переосмысления и дополнения того, что было им получено к настоящему времени.

Посвящается моим родителям

Введение

Чувство собственной ценности является одним из показателей нормального развития личности. Именно этому чувству и стратегиям Эго, поддерживающим его, и посвящена данная книга. Она является продолжением опубликованной ранее монографии «Феномен человеческого самоутверждения», написанной двумя авторами – Е. П. Никитиным и Н. Е. Харламенковой. Основные идеи, изложенные в первой монографии, находят продолжение и более глубокое толкование в настоящем издании, прежде всего, потому, что проецируются на подростковый возраст – период наиболее интенсивного и экстенсивного развития телесных и психических функций.

Автор не предполагал охватывать все, традиционно относимые к пубертату проблемы, поскольку такой выбор предопределил бы само содержание книги как еще одной работы о трудностях подросткового возраста. Основная цель монографии – изложить свой взгляд на самоутверждение личности и показать специфику этого феномена в контексте решения подростком возрастных задач. Все остальные вопросы, которые будут рассматриваться в отдельных главах книги (половая идентичность, защитные механизмы и др.), безусловно, представляют собой отдельные, самостоятельные научные проблемы, но в данной монографии они будут иметь значение только в пространстве главной темы – самоутверждения подростка. Для определения общих закономерностей самоутверждения личности в процессе взросления подростковое развитие сопоставляется с развитием личности в период юности и ранней взрослости.

Актуальность изучения проблемы самоутверждения личности состоит в том, что преобразование экономических и социальных условий реальности стимулирует развитие субъектом инициативы, ответственности, предприимчивости, одновременно способствуя появлению негативных феноменов: демонстрации превосходства, обесценивания успехов, амбициозности, с одной стороны, страха удачи, выученной беспомощности, конформности, с другой. Кроме того, возросший интерес обыденного сознания к так называемому ассертивному поведению, детерминированному установкой человека на утверждение своего суверенного Я, делает весьма актуальным обращение к исследованию проблемы самоутверждения личности. Появление в общественной жизни и сознании человека подобных процессов, вызванных социально-политическими трансформациями, требует компетентного ответа психологической науки. Этот ответ должен включать в себя не только констатацию факта ассертивного поведения, но давать объяснение причинам его возникновения, выявлять степень позитивного и негативного влияния на субъекта деятельности и его окружение, определять закономерный или стихийный характер его актуализации, критериально выделять варианты самоутверждения личности и их устойчивость в процессе жизнедеятельности.

Подростковый возраст характеризуется такими специфическими новообразованиями, как чувство взрослости, потребность в самоутверждении.

Чувство взрослости в подростковом возрасте

Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, испытывая свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым. Это новообразование выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет содержание и специфическое направленность его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, перешагнула рубеж детства, предопределяет его переориентацию с детских норм и ценностей на взрослых. Его уже не устраивают правила, ограничения, мораль послушания, которые существуют для детей и является источником их несамостоятельности, неравноправия со взрослыми.

Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению ценностей, норм, способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Он всячески пытается реализовать свою потребность в утверждении позиции взрослого человека, но отсутствие психических возможностей мешает достижению этой цели. Это является одной из основных противоречий возраста, решение которой стимулирует дальнейшее психическое развитие.

Подросток пытается приобщиться к жизни и деятельности взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения.

Чувство взрослости подростков может проявляться в общей переориентации от сверстников как значимых Других (которым в основном уподобляется Я-прошлое и Я-то-перишне) на взрослых, качества которых начинают определять ожидаемый направление собственных изменений подростка, а также в критическом отношении к Я-были, в отчуждении многие черты детского Я. Будущее представляется ему достаточно туманным. Однако, оптимальные варианты личностного развития предусматривают, по мнению психологов, относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего Я в единстве с производительными поступательными изменениями на пути от детства к зрелости.

Поскольку стремление получить статус взрослого закономерный для подросткового возраста и жизненно необходимо для полноценного психического и личностного развития ученика, педагог должен правильно воспринимать связанные с этим негативные поступки, не препятствовать проявлениям взрослости, а направлять его энергию в положительном направлении. Потребность подростков иметь образец для подражания учитель может использовать как один из каналов влияния на детей, организуя вечера, встречи, диспуты с известными людьми, раскрывая содержание жизни и деятельности высоконравственных, творческих личностей.

Со стремлением подростка быстрее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости. Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия. Его поведение более осмысленная, не такая импульсивная, как младшего школьника, он лучше владеет собой. Подросток ставит перед собой более отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты характера, нравственные убеждения. Потребность в самостоятельности реализуется в попытке действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать свои взгляды, в умении добиваться поставленной цели, вести под влиянием собственных побуждений.

В то же время у подростков усиливается негативизм в отношении любых требований взрослых, ярко проявляются признаки эмансипации, попытки что-либо демонстрировать свою независимость. Они стремятся свободно выбирать способы выполнения своих обязанностей и одновременно боятся проявить слабость, избегают деятельности, которая может повлечь чьи насмешки или чувство неуверенности в своих силах. Поэтому иногда при отсутствии свободного выбора подростки быстрее вести себя вызывающе, чем позволят заставить себя к активности.

Потребность подростка в самоутверждении

Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Его потребность в самоутверждении настолько сильна, что для признания сверстниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Она побуждает так называемых трудных подростков к нарушениям норм и правил поведения. Потерять авторитет в глазах друзей, почувствовать посягательство на свою честь и достоинство являются величайшей трагедией для подростка, может привести до суицида (самоубийства). Поэтому он бурно реагирует на бестактные замечания учителя в присутствии друзей, считая это унижением своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты между учениками и учителем. Только тактичное отношение к подростку, поддержка его в глазах сверстников создают психологически благоприятную почву для эффективного воздействия на него воспитательных средств педагога. Существенную критику взрослого подросток адекватно может воспринять один.

Формы самоутверждения подростка могут быть различными. Самая простая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использования косметики, ношение своеобразного одежды, послуговування нецензурной лексикой). Родители и учителя должны активно бороться с этим, обращая внимание подростков на положительные образцы для подражания (литературные герои, исторические деятели, известные личности). Самое важное, чтобы и они были для подростков достойными образцами.

Положительными формами самоутверждения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, на производстве, выполнение общественно полезных дел. Интеллектуальное самоутверждение учащихся происходит в их учебной и внеучебной познавательной деятельности, реализации познавательных потребностей и интересов. Подростки с увлечением занимаются исследовательской деятельностью в учебно-научных кружках, их привлекает участие в открытиях.

Самоутверждение младших и старших подростков имеет разную направленность. Для младших ведущей является потребность в достойном положении в группе. Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе. При этом упрямство, своеволие и т.п. имеют целью завоевать и укрепить положение ребенка в группе, коллективе сверстников. Старший подросток, как и младший, нуждается в обществе сверстников, но его самоутверждения выражается в стремлении утвердиться в собственных глазах, а не в глазах окружающих.

В работе с подростками взрослые должны учитывать основные новообразования, поскольку они тесно связаны с противоречиями этого возраста, решение которых является шагом в развитии личности.