Флористика        30.04.2019   

Г с швайко занятия по изобразительной деятельности. Программа по изобразительной деятельности в детском саду (г.С. Швайко)

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 6-7 лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

3НАК0МСТВО С ИСКУССТВОМ-РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ.

Программное содержание.
Познакомить детей с жанром живописи - натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрмортов является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их форма, цвет, колорит, манера исполнения).
Материал.
Несколько репродукций натюрмортов с разным содержанием, среди них картины, на которых изображены плоды;
пейзажа И.Левитана «Золотая осень», жанровой картины «Ужин тракториста» А.Иластова или др.
Ход занятия.
Воспитатель помешает на доску репродукцию картины «Золотая осень» и картины, героями которой являются дети или взрослые.
Спрашивает, о чем первая картина, что на ней изображено. Подчеркивает, что художник Левитан изобразил осеннюю погоду (природу) в ясное солнечное утро. Па картине мы видим золотую рощу и синюю речку, луг, поле и даже далекую деревню. Большое пространство земли уместилось на картине.
Затем рассматривается жанровая картина, например «Ужин тракториста» Пластова, разбирается ее содержание. (Кто изображен на картине? Что они делают, где находятся?)
Педагог выставляет рядом четыре-пять натюрмортов. Спрашивает, что изображено на каждой картине. Говорит, что на картинах, которые дети рассматривали чуть раньше, были изображены природа и люди. «А что же изображено на всех этих картинах? Что их объединяет? Есть ли на них изображения лесов, полей, озер? Изображены ли люди, животные?» Делается вывод, что содержанием всех этих картин являются изображения цветов, плодов, посуды и других предметов, которые сеть в домах у людей. Такие картины называются натюрмортами.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРОГРАММА.
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
I ЦИКЛ. ОСЕННИЕ НАТЮРМОРТЫ.
II ЦИКЛ. ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ.
III ЦИКЛ. ПТИЦЫ.
IV ЦИКЛ. ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ.
V ЦИКЛ. ЗДАНИЯ И ТРАНСПОРТ.
VI ЦИКЛ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
VII ЦИКЛ. РИСОВАНИЕ ШТРИХАМИ.
VIII ЦИКЛ. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.
IX ЦИКЛ. ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, подготовительная к школе группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г.С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, старшая группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г. С., 2002
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений Швайко Г.С., 2006

-------
| сайт collection
|-------
| Галина Семеновна Швайко
| Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа
-------

Книга «Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Старшая группа» является второй книгой комплекта пособий по изобразительной деятельности в детском саду. Комплект подготовлен автором в процессе экспериментальной работы в детском саду в течение последних пяти лет. В xoдe эксперимента внocилиcь изменения и дополнения в содержание, форму и методические приемы изобразительных занятий.
Как и в пособии для средней группы, в этой книге все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых воспитателем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Законченность каждого цикла дает возможность, при необходимости, например из-за недостатка времени, без особого ущерба пропускать 1 – 2 цикла в течение учебного года. А связь между циклами занятий позволяет чем дальше, тем реже прибегать к прямому обучению детей, так как в последующих циклах ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме: в способах изображения, в передаче строения предметов, во включении их в новый сюжет, в других по содержанию композициях, но выполненных так же, как и в предшествующем цикле (расположение предметов на широкой полосе земли или др.).
Регулярный анализ работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей, а также детских рисунков, аппликации и лепки в ходе экспериментальной работы показал необходимость некоторых изменений и дополнений. Увеличено число занятий, построенных в игровой форме. Так, весь цикл занятий по лепке на тему «Посуда» проводится в форме игры «Школа мастеров».
В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Среди разнообразных методических приемов, используемых воспитателями, есть такие, как работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей («Клоуны»), составления композиций из сюжетных рисунков и аппликации («Дети на прогулке»), выполнения декоративных узоров («Украсим кукольную мебель городецким узором»).
Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи.

Поэтому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.

1. Овощи и фрукты.
2. Осенняя природа.
3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
4. Посуда.
5. Человек.
6. Здания и транспорт.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).

1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.
3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм.
5. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.

1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ («Осенний ковер»).
7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
8. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
6. Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).

1. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.
2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки высокой посуды – ленточным.
3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.
4. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой. Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
6. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде: в зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.
4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
8. Формировать представление о холодных цветах – голубом, синем, фиолетовом – и умение определять их.

1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с открытым кузовом, цистерна, крытый фургон).
4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
5. Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).
6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).

1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей), дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
3. Развивать пространственное воображение – умение узнавать целый предмет по его половине.
4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами – умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
5. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий (посуда, одежда).

1. Лепка. «Морковь и свекла».
2. Лепка. «Яблоко, груша и слива».
3. Аппликация. «Помидоры».
4. Аппликация. «Яблоки и груши».
5. Рисование. «Что созрело в огороде?»
6. Рисование. «Что созрело в саду?»
7. Тематическое занятие. «Гроздь винограда».
8. Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.
9. Лепка (совместная работа двух детей). «Натюрморт из овощей и фруктов».
10. Дидактическая игра «Подбери цвет и оттенок».
11. Аппликация. «Угадай по цвету овощи и фрукты».
В цикле:
2 занятия по рисованию,
3 занятия по лепке,
3 занятия по аппликации,
1 занятие тематическое (рисование, аппликация),
1 занятие – знакомство с искусством,
1 занятие – дидактическая игра.


Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.
М а т е р и а л.
У воспитателя овощи: морковь и свекла – натуральные или муляжи; кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.
Х о д з а н я т и я.
Воспитатель показывает детям овощи. Спрашивает, как они называются.
– Дети, давайте сравним морковь и свеклу и узнаем, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Я буду называть признаки моркови, а вы все вместе – называть признаки свеклы.
– Морковь длинная, а свекла? (Круглая.) У моркови есть хвостик, а у свеклы? (Тоже.)
– У моркови верхушка закругленная, а у свеклы? (Тоже.)
– Морковь гладкая, а свекла? (Тоже.)
– Значит, главное, чем морковь отличается от свеклы, это то, что она другой формы.
– Дети, вы уже знаете, что для того чтобы вылепить какой-нибудь предмет, нужно сначала сделать исходную форму.
Педагог показывает заранее вылепленные цилиндр и шар.
– Угадайте, из какой формы я вылеплю морковь, а из какой свеклу? Почему вы так думаете? Я эти формы вылепила ладонями, а хвостик у свеклы буду лепить пальцами. Посмотрите, как я пальцами постепенно оттягиваю хвостик. Вначале он толстый, но потом становится все тоньше. А как вылепить хвостик у морковки? Кто может показать?
Прежде чем дети приступят к лепке, воспитатель спрашивает, с чего следует начать работу. (Разделить пластилин на две части и вылепить две исходные формы – цилиндр и шар.)
В ходе занятия он интересуется, какими приемами дети лепят морковь и свеклу, для того чтобы они постепенно запоминали название разных способов лепки (раскатать между ладонями, скатать шар, оттянуть и заострить кончик).
Следует напомнить детям, что морковь и свекла гладкие, поэтому нужно пальцами загладить их поверхность.
Можно предложить детям стекой прорисовать бороздки у моркови, вылепить остатки ботвы на верхушках моркови и свеклы.
В конце занятия дети могут на одну тарелку сложить морковь, а на другую свеклу. Затем вместе с педагогом отобрать по несколько штук изделий, наиболее похожих на образцы.

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.
М а т е р и а л.
У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-описаниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки.
Х о д з а н я т и я.
Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он передал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в конверте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и маленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия приду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».
1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли отгадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.
2-я загадка. Нижняя часть этого фрукта похожа на яблоко, но кверху фрукт сужается. Верхушка у него закругленная. Как у яблока, у него вверху черенок, а внизу маленькое углубление. (Груша.)
По вызову педагога другой ребенок находит отгадку в корзиночке и демонстрирует детям. Указывает на все описанные особенности груши.
3-я загадка. «Этот фрукт по величине меньше, чем яблоко и груша. И форма у него совсем другая. Он похож на яичко, а сбоку сверху донизу проходит неглубокая бороздка. (Слива.)
Третий ребенок показывает сливу, бороздку на ней.
«Мы отгадали мишкины загадки и вылепим сейчас...» – говорит педагог. Дети называют фрукты – яблоко, грушу и сливу.
Воспитатель спрашивает, что нужно сделать сначала (разделить пластилин на три кусочка). «Одинаковые ли по величине будут эти кусочки? Для какого фрукта потребуется самый большой кусочек, для какого кусок немного поменьше и для какого кусок еще меньше? Яблоко и сливу вы вылепите сами, а как лепить грушу, я вам покажу».
Показывает приемы лепки груши: скатать шар, пальцами постепенно вытянуть верхнюю часть, закруглить ее, загладить пальцем. Подчеркивает, что переход от нижней части к верхней должен получиться плавным.
Педагог показывает стеку и спрашивает, что можно изобразить на фруктах с ее помощью (бороздку у сливы, маленькое углубление у яблока и груши).
Предлагает детям приступить к лепке трех разных по форме и величине фруктов. В процессе лепки, если требуется, показывает отдельным детям муляжи фруктов или образцы. Напоминает, что поверхность у фруктов гладкая, поэтому необходимо их заглаживать пальцами, чтобы не было видно маленьких трещин, неровностей на лепных изделиях. Поощряет стремление детей вылепить у фруктов тоненькие черешки. Готовые изделия советует сгруппировать, расположив их рядом друг с другом.
В конце занятия появляется мишка и спрашивает, отгадали ли дети его загадки. Воспитатель предлагает мишке самому посмотреть на работы детей и определить, правильно ли отгаданы загадки. Проносит мишку вдоль столов и от его имени оценивает детские работы. Или мишка может попросить детей показать ему первую отгадку (дети показывают яблоко), а затем вторую и третью (дети показывают грушу, сливу).

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук; определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд от незрелого к спелому.
М а т е р и а л.
У воспитателя изображения помидоров в разной степени зрелости или натуральные помидоры; два бумажных квадрата для показа приемов вырезывания кругов; игровой персонаж Незнайка. У детей по три квадрата зеленого, желто-розового и красного цветов, отличающихся друг от друга на 1 – 1,5 см по величине; небольшие темно-зеленые полоски бумаги для вырезывания черешков и чашелистиков, лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника (примерно 7 – 8 х 20 – 22 см) для наклеивания изображений; ножницы, клей, низкие коробочки для обрезков.
Х о д з а н я т и я.
Постановка цели занятия и объяснение, как выполнить задание, проводятся в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Незнайка с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
В о с п и т а т е л ь. Что ты принес нам, Незнайка?
Н е з н а й к а. Мой друг Карандаш дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд.) Но ведь они совсем разные и отличаются друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот... (Дети продолжают характеристику второго и третьего овощей.)
В о с п и т а т е л ь. Дети, вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
После ответов детей подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький зеленый помидор – незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор – зрелый.
В о с п и т а т е л ь. Незнайка! Хотя все помидоры разные по цвету и величине, но у них есть что-то общее. Что это?
Незнайка затрудняется ответить, что для всех помидоров общей является их одинаковая форма. Дети помогают Незнайке заметить это. Педагог предлагает им показать, из какой исходной формы (заготовки) они вырежут маленький помидор, помидор побольше и большой помидор.
Напоминает и показывает приемы вырезывания кругов из квадратов. При этом подчеркивает, что нужно использовать всю поверхность квадрата, чтобы помидоры получились нужной величины. Обращает внимание детей и на плавность закругления уголков у квадрата. Указывает на необходимость согласованной работы обеих рук.
Для повторного показа способа вырезывания круга можно пригласить ребенка.
Незнайка говорит: «Когда дети вырежут все три помидора, пусть они наклеят их на эту широкую полосу бумаги так, чтобы было видно, как постепенно растут и созревают помидоры» (проблемная задача).
В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь в овладении приемами вырезывания кругов. Тем, кто хочет, предлагает вырезать из темно-зеленой полоски чашелистики с черешками для помидоров.
Дети самостоятельно располагают помидоры в ряд в нужной последовательности.

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 6–7 лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

ПРЕДИСЛОВИЕ...... 3 ПРОГРАММА...... 5 ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ...... 5 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...... 11 I ЦИКЛ. ОСЕННИЕ НАТЮРМОРТЫ...... 11 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 11 ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ...... 11 ЗАНЯТИЕ 2. 1. ВЫКЛАДЫВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ...... 13 2. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО РАЗНОЕ И ЧТО ОДИНАКОВОЕ»...... 15 ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕПКА. «НАТЮРМОРТЫ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»...... 16 ЗАНЯТИЕ 4. АППЛИКАЦИЯ. «ИЗГОТОВИМ ЛОТО «ОВОЩИ» ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...... 17 ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «НАТЮРМОРТ ИЗ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ)...... 19 ЗАНЯТИЕ 6. АППЛИКАЦИЯ. «КИСТИ И ГРОЗДЬЯ ЯГОД»...... 21 ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «ВЕТКИ РЯБИНЫ В ВАЗЕ»...... 23 ЗАНЯТИЕ 8. РИСОВАНИЕ И АППЛИКАЦИЯ. «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»...... 25 II ЦИКЛ. ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ...... 28 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 28 ЗАНЯТИЕ 1. РАССМАТРИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И. И. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...... 28 ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ. «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»...... 29 ЗАНЯТИЕ 3. 1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ. «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»...... 32 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРЕМ КРАСКИ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ»...... 33 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «ОСЕННИЙ КЛЕН И ЕЛЬ»...... 34 ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ) 36 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО ПОД ВЕТРОМ И ДОЖДЕМ»...... 38 ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «ХМУРЫЙ ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ»...... 40 ЗАНЯТИЕ 8. РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ПРО ОСЕНЬ»...... 41 III ЦИКЛ. ПТИЦЫ...... 44 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 44 ЗАНЯТИЕ 1. ЛЕПКА. «КАЛИНИНСКИЕ ПТИЧКИ»...... 44 ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ. «ВОРОБЫШЕК»...... 46 ЗАНЯТИЕ 3. РИСОВАНИЕ. «СТАЙКА ВОРОБЬЕВ»...... 48 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»...... 50 ЗАНЯТИЕ 5. РИСОВАНИЕ. «ВОРОНА ЛЕТИТ»...... 51 ЗАНЯТИЕ 6. АППЛИКАЦИЯ. «СИНИЧКИ»...... 53 ЗАНЯТИЕ 7. АППЛИКАЦИЯ. «СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»...... 55 ЗАНЯТИЕ 8. АППЛИКАЦИЯ. «ИЗГОТОВИМ ЛОТО “ПТИЦЫ”»...... 57 ЗАНЯТИЕ 9. 1. ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»...... 60 2. РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ ПТИЦУ, КОТОРУЮ ЕЩЕ НЕ РИСОВАЛИ»...... 61 ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «НОВОГОДНЯЯ ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА»...... 62 IV ЦИКЛ. ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ...... 65 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 65 ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - НАРОДНАЯ ИГРУШКА...... 65 ЗАНЯТИЕ 2. ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЕ ЖИВОТНЫЕ». 69 ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»...... 71 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «РАСПИСНЫЕ ПТИЦЫ» 74 ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕПКА. «БАРЫНЯ, НЯНЯ (ВОДОНОСКА)»...... 76 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ. «БАРЫНИ-ФРАНТИХИ» 78 ЗАНЯТИЯ 7, 8. РИСОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ. «ИЗГОТОВИМ ДЫМКОВСКИХ АРТИСТОВ ДЛЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА»...... 80 СЦЕНАРИЙ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ»...... 81 СЦЕНАРИЙ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА «ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК»...... 84 V ЦИКЛ. ЗДАНИЯ И ТРАНСПОРТ...... 87 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 87 ЗАНЯТИЕ 1. ЭКСКУРСИЯ ПО УЛИЦЕ...... 87 ЗАНЯТИЕ 2. 1. РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ОТКРЫТОК С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ЗДАНИЙ РАЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ...... 89 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОСТРОЙ ДОМ»...... 90 ЗАНЯТИЕ 3. АППЛИКАЦИЯ. «ПОСТРОЙТЕ БЛОЧНЫЙ ДОМ»...... 91 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ХОТЕЛ БЫ ЖИТЬ»...... 93 ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «ТЕАТР»...... 94 ЗАНЯТИЕ 6. АППЛИКАЦИЯ. «ТРАМВАЙ, АВТОБУС (ТРОЛЛЕЙБУС)»...... 96 ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ»...... 98 ЗАНЯТИЕ 8. 1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЕ НЕБО БЫЛО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ?» 99 2. РИСОВАНИЕ. «НЕБО ПРИ ЗАКАТЕ СОЛНЦА»...... 99 ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «АВТОМОБИЛЬ ОСТАНОВИЛСЯ ВЕЧЕРОМ ВОЗЛЕ ДОМА»...... 101 ЗАНЯТИЕ 10. РИСОВАНИЕ. «ПОЖАРНАЯ МАШИНА СПЕШИТ НА ПОЖАР». 102 ЗАНЯТИЕ 11. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «УЛИЦА ГОРОДА» 104 VI ЦИКЛ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ...... 107 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 107 ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ХУДОЖНИКОВ В. КОНАШЕВИЧА И Н. КОЧЕРГИНА К ВОЛШЕБНЫМ РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ И СКАЗКАМ А. ПУШКИНА...... 107 ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ. «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА» 111 ЗАНЯТИЯ 3, 4. РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЕМ КАРТИНКИ К СКАЗКЕ “ГУСИ- ЛЕБЕДИ”»...... 112 ЗАНЯТИЕ 5. РИСОВАНИЕ. «ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА»...... 114 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ДЕД И БАБА ВЫЛЕПИЛИ СНЕГУРОЧКУ» 115 ЗАНЯТИЕ 7. ЛЕПКА. «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»...... 117 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. «ЖАР-ПТИЦА»(РИСОВАНИЕ И АППЛИКАЦИЯ) 119 ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ИВАН-ЦАРЕВИЧ С ЖАР-ПТИЦЕЙ»...... 121 ЗАНЯТИЕ 10. РИСОВАНИЕ. «СТАРИННАЯ ПОСТРОЙКА - ТЕРЕМ»...... 123 ЗАНЯТИЯ 11, 12. РИСОВАНИЕ. «СКАЗОЧНЫЙ ДВОРЕЦ»...... 125 ЗАНЯТИЕ 13. РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПРО КАКУЮ ХОЧЕШЬ СКАЗКУ» 128 VII ЦИКЛ. РИСОВАНИЕ ШТРИХАМИ...... 131 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 131 ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РАССМАТРИВАНИЕ ГРАВЮР И ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ ШТРИХАМИ...... 131 ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ. «ОПУШКА ЗИМНЕГО ЛЕСА»...... 134 ЗАНЯТИЕ 3. РИСОВАНИЕ. «ЕЖИХА С ЕЖАТАМИ В ЕЛЬНИКЕ»...... 136 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «СОВУШКА-СОВА»...... 138 ЗАНЯТИЕ 5. РИСОВАНИЕ. «РАСЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ»...... 140 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ОДУВАНЧИКИ В ТРАВЕ»...... 142 ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «ПУШИСТЫЕ ДЕТЕНЫШИ ЖИВОТНЫХ»...... 143 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. «НАРИСУЙ ШТРИХАМИ, ЧТО ХОЧЕШЬ»145 VIII ЦИКЛ. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ...... 147 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 147 ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...... 147 ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА МИСКЕ» 150 ЗАНЯТИЕ 3. РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА БОЧОНКЕ ИЛИ ВАЗЕ» 151 ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ» 153 ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕПКА. «НАСТЕННЫЕ ПАННО С ХОХЛОМСКИМ УЗОРОМ» 155 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ КОВШИ-ПТИЦЫ»156 IX ЦИКЛ. ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА...... 159 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ...... 159 ЗАНЯТИЕ 1. РИСОВАНИЕ. «ВЕСЕННИЙ БУКЕТ В ВАЗЕ» 159 ЗАНЯТИЕ 2. ВЫРЕЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ - НАРЦИССОВ И ТЮЛЬПАНОВ 161 ЗАНЯТИЕ 3. АППЛИКАЦИЯ. «СДЕЛАЕМ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ “ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ”»...... 163 ЗАНЯТИЕ 4. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РАССМАТРИВАНИЕ «ВЕСЕННИХ» ПЕЙЗАЖЕЙ И НАТЮРМОРТОВ...... 166 ЗАНЯТИЕ 5. РИСОВАНИЕ. «ЦВЕТЕТ СИРЕНЬ» 168 ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ЦВЕТУЩИЙ МЕСЯЦ МАЙ»...... 169

Издательство: "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" (2000)

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Общие педагогические задачи программы:

1. Развивать творческие способности детей посредством изоб­разительной деятельности.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Вся программа состоит из различных циклов занятий. Во все циклы включены задачи и перечни тематических заня­тий по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. Каждое занятие представлено развернутым конспектом.

Программа «интеграция» (Автор т. Г. Казакова.)

Цель: формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художественных способностей у детей.

К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция видов изодеятельности.

Автор предлагает технологию развития изобразительных способностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации. Основное внимание автор уделяет рисованию красками - гуашью, что способствует возникновению у детей раннего возраста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям разработана система занятий, раскрыты особенности педагогического руководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т.Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подготовлены специальные тетради.

Программа «рисование и лепка»

(О.В. Григорьева )

Цель программы - развитие творческих возможностей дош­кольников.

Программа предназначена для работы с детьми 3-9 летнего возраста по изобразительной деятельности. Программа является результатом практического опыта работы с детьми.

Автором программы представлен календарно-тематический план по изобразительной деятельности в четырех вариантах. Это, по мнению автора, даст возможность варьировать темп, матери­алы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Планирование работы осуществля­ется с учетом индивидуальных особенностей детей.

К программе представлены 28 конспектов занятий с детьми младшей, средней, подготовительной групп по изодеятельности (по 1 варианту календарно - тематических планов по изодеятель­ности).