Садовые растения        26.09.2019   

Гастрономические праздники в регионах россии. Кулинарный праздник Испании: La Tomatina

Уже совсем скоро, 18.08.18, на Стрелке состоится грандиозный гастрономический праздник — третий городской пикник «Пир на Волге». Целый день - угощения от лучших ресторанов Ярославля, фермерские продукты, дегустации, кулинарные битвы, бургерные бои, ремесленные мастер-классы, фитнес-тренировки, танцевальный марафон, конкурсы, живая музыка нон-стоп и еще многое другое.

Мы нашли, как минимум 7 причин, чтобы пойти на «Пир на Волге».

  1. Здорово провести выходные со своей семьей, друзьями!
    В течение всего дня на Стрелке будут работать более 100 тематических площадок партнеров Пира. Конкурсы, состязания, игры, квесты — скучно не будет! Можно испытать свою силу в сосисочных конкурсах, создать 2D ролик с помощью Bullit Time, подарить любимой «Съедобный мясной букет» или приготовить романтический ужин под руководством шеф-повара, научиться искусно фотографировать еду для Instagram, принять участие в Чемпионате «Зажарь петуха», прогуляться по «Кузнецовским променадам» и даже сфотографироваться для обложки популярного ТВ-журнала. На «Кухне здоровья» - измерить давление, рост, вес, получить консультацию врача и даже сеанс массажа.
    На кулинарном круизе «Вкусы Золотого кольца», 18 и 19 августа, можно отведать фирменные угощения городов Золотого кольца и принять участие в конкурсах и викторинах.
    Детям - настоящее раздолье! Лепим вкусные пластилиновые картины, делаем оригами-мороженое, примеряем поварской колпак, расписываем картонные домики, играем, развлекаемся, красим и прекрасно проводим время!

  2. Увидеть Андрея Малахова!
    Специальный гость «Пира на Волге» — телеведущий и шоумен Андрей Малахов! Андрей примет участие в кулинарном поединке как ведущий и как участник. Он сразится с «королем гриля» бренд-шефом Пира Григорием Мосиным. А на Свадебном пире Андрей Малахов станет почетным гостем.
  3. Вкусно поесть и увидеть в деле знаменитых шефов!
    В этом году на Пире гостей будут угощать 14 лучших ресторанов Ярославля, 4 фудтрака и целый маркет уличной еды. Сотни сочных стейков, бургеров и колбасок, ароматная пицца, фигурные бутерброды, травяные чаи и холодные лимонады, мороженое ручной работы и даже целый бык на вертеле!
    А кто за «плитой»?! Бренд-шеф Пира, «бургеровед» - Григорий Мосин, «колбасных дел мастер» Андрей Куспиц, прославившийся на Пире 2017 закусками из битых огурцов и бычьих хвостов Павел Заварзин.
    Кулинарные битвы! Бренд-шеф Григорий Мосин против Мэра Ярославля Владимира Слепцова и Андрея Малахова! На ринге знаменитые шефы Андрей Куспиц и Павел Заварзин сразятся с поварами гастрономических фестивалей «Рыба моя» (Тольятти) и «Русская каша» (Белгород). Гостей ждет еще один вкусный сюрприз - ярославские повара приготовят чудо-деликатес в 100-литровом котле!
  4. Сняться в блокбастере и поймать букет невесты!
    На Пире состоится презентация ставшего уже популярным в сети Интернет ролика о Ярославском регионе «Включи свою историю». Ребята из студии IDEAFIXFILMS расскажут о съемках и замечательных людях, которые помогли в реализации проекта, а также предложат всем желающим сняться в новом гастрономическом блокбастере. Для этого надо только взять с собой любимое блюдо и найти на Стрелке заветное красное кресло…
    Пир в этом году будет не только гастрономическим, но и свадебным. Впервые в истории в самом сердце города несколько пар поженятся прямо под открытым небом и отпразднуют свое торжество. На это тоже стоит посмотреть, вдруг, заветный букет упадет именно к вам в руки?
  5. Самая мощная причина - музыкальная…
    Впервые в Ярославле пройдет рок-флешмоб (RocknMob). Более сотни музыкантов — вокалисты, гитаристы, ударники, клавишники — одновременно вживую исполнят мировые рок-хиты: AC/DC, Nickelback, Green Day, Louna. Вас ждет бешеный драйв и стена живого звука!
    Весь день на Стрелке будет звучать живая музыка от лучших ярославских групп — «Пистолеты», «Panna Cotta», «Лишний повод». Хэдлайнеры Пира - группа «Волков Бэнд» и «Мамульки Бенд». Наши гости - московская группа «DEZERY», которые обязательно исполнят свой хит «Worlds collide». Еще один сюрприз — мастер-класс от финалистки 4-го сезона шоу «ТАНЦЫ на ТНТ» Юлии Гафаровой.
  6. Встретиться с любимой командой ХК «Локомотив»!
    Наконец-то на Пире команда «Локомотив» проведет автограф-сессию для своих болельщиков, примет «вызов» от шефа на кулинарной битве, покажет мастер-класс по приготовлению фирменного блюда, презентует новую форму и новую линейку продуктов. Это нельзя пропустить!
  7. Получить заряд бодрости на целый год и поверить, что счастье есть!
    Мы приготовили этот праздник для вас с любовью, чтобы подарить вам чудесные, вкусные, незабываемые моменты, сделать этот день солнечнее и счастливее. Когда мы вместе — счастье есть! Ждем Вас 18.08.18 на Городском пикнике «Пир на Волге».

Цель праздника заключается в том, чтобы познакомить ребят с традиционными блюдами русской кухни, которая является составной частью русского быта, определявшего обычаи и нравы людей.

Праздник русской кухни – самый большой по количеству участников. В нем участвуют учащиеся 5–8-х классов.

В творческих заданиях, розданных всем классам, указываются названия стола и продукты питания, которые должны быть представлены на нем. Так как задания раздаются задолго до праздника, то у каждого класса есть время выбрать шеф-повара, поваров, количество и ассортимент приготовляемых блюд, а так же количество денег на покупку продуктов.

Шеф-повар вместе со своей командой отбирают из собранных рецептов необходимое количество блюд. Затем команда кулинаров вместе с родителями закупает продукты и накануне праздника приступает к приготовлению блюд под наблюдением своих родителей, которые выполняют роль консультантов, помощников и дегустаторов. Сотрудничество родителей и детей делает этот праздник семейным, а наиболее удачные блюда становятся предметом гордости тех семей, которые их представили на праздник. На этом празднике девочки демонстрируют свое кулинарное мастерство и гостеприимство.

Желательно чтобы все непосредственные участники были одеты в одежду с элементами русского костюма, их можно сшить своими руками или взять на прокат.

Столы застилают скатертями, рушниками, салфетками в русском национальном стиле. На них ставится расписная деревянная, глиняная, керамическая посуда.

Праздник проводится в актовом зале. Сцену украшают плакатом “Пир на весь мир”.

Ведущих на празднике двое. Во время праздника ведущие поочередно дают краткую характеристику каждого стола и называют шеф-повара, которые подробно рассказывают о том, какая еда представлена на их столе и кто ее готовил.

Для того чтобы праздник был более веселым можно включить в его сценарий русские народные песни и танцы.

В начале и конце праздника звучат русские мелодии. В конце праздника все участники награждаются грамотами, за активное участие.

Данный сценарий можно использовать для проведения праздников любой национальной традиции, заменив только слово “ русская”.

Желаю всем творческих успехов!

На сцену выходят двое ведущих в русских народных костюмах или в одежде поваров, украшенной элементами русской вышивки.

Первый ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас видеть на нашем празднике -празднике русской кухни.

Второй ведущий. Щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны.

Первый ведущий. Давайте же вспомним, чем был богат традиционный русский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленные нашими поварами наиболее распространенные русские кушанья: крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения и соления, квасы и медовухи.

Второй ведущий. Чтоб вы могли, придя домой, сказать: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло и в рот попало!”

Первый ведущий. Вначале наши школьные кулинары расскажут о тех кушаньях, которые они для нас приготовили, а затем мы с вами все это отведаем.

Второй ведущий. Итак, начинаем! Самый главный продукт питания русского человека нам представит шеф-повар_______класса_____

К микрофону по очереди выходя шеф-повара классов в русских народных костюмах, в фартуках, с колпаками на голове. Они представляют свои столы и рассказывают о том, какие блюда ими приготовлены к празднику.

Стол “Хлеб всему голова”

Шеф-повар. Дорогие гости! Как вы думаете, какой продукт был самый главный, самый почитаемый? Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь? Что брали с собой в дальнюю дорогу?

Правильно! Хлеб всему голова! К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимает его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошку – и в рот. Так относились к хлебу в старину. “Покуда есть хлеб да вода – все не беда!” – так говорили наши предки.

На нашем столе сегодня представлены следующие хлебные продукты и
изделия:_____________

Приглашаем всех к нашему столу. Ешьте на здоровье! Хлеб да соль вам!

Первый ведущий. Ни один русский праздник не обходился без румяных пирогов. А какие это были пироги! Пироги с капустой, луком, яйцами, яблоками, да разве все перечислишь? Стол под названием “Сядь на пенек, съешь пирожок!” представит нам шеф-повар______ класса________

Стол “Сядь на пенек, съешь пирожок!”

Шеф-повар. Да, ни один стол на Руси, особенно праздничный, не обходился без пирогов. А что такое пироги, знает каждый! Когда наши мамы и бабушки пекут пироги, нас от стола за уши не оттащишь.

А какие пироги пекли наши предки? Одни названия чего стоят! Это всевозможные расстегаи с грибами, рисом, яйцом, мясом, сельдью; кулебяки с капустой, мясом, рыбой; рыбники, левашники, наливашники, курники старорусские. Их подавали к первым блюдам и отдельно, как закуску. А сладкие пироги были традиционным славянским лакомством. Среди них выделяются бабы: ромовая, медовая, тюлевая, нежная, кружевная, муслиновая, пуховая.

На нашем столе представлены традиционные русские пироги и бабы:________

Милости просим к нашему столу!

Стол “Масленица”

Шеф-повар. Ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Традиционно их пекли из гречневой муки. Теперь в основном из пшеничной. Ели блины с маслом, со сметаной, шкварками, с салом, маком, медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой – не перечислить всего!

Каждая хорошая хозяйка умела печь блины. У девушек, умеющих печь блины, было больше шансов выйти удачно замуж. Вот и наши девушки сегодня хотят показать свое мастерство, а вы, юноши, не теряйтесь и присмотрите себе невесту.

На нашем столе представлены блины, испеченные руками__________.

К блинам поданы_______ (перечисляются начинки).

Приглашаем всех откушать наших блинов!

Первый ведущий. Не знаю, как у вас, а у меня уже давно текут слюнки. Похлопаем девушкам за то, что они для нас так постарались!

Второй ведущий. Все мы хорошо знаем сказку про Курочку Рябу, которая снесла золотое яичко. И хотя куры несут простые яйца, но они являются очень ценным продуктом русского стола.

Блюдо из яиц приготовить очень просто. Сварил и ешь. Но оказывается, что из яиц можно приготовить множество блюд и об этом нам расскажет шеф-повар_______ класса_______.

Стол “Курочка Ряба”

Шеф-повар. Куриное яйцо занимает одно из почетных мест в русской традиционной кухне. Невозможно представить себе завтрак без яйца всмятку, вкрутую или без яичницы. Этот ценнейший продукт нам дают наши замечательные домашние птицы – курочки. Раз в год у яиц бывает праздник – это Пасха. К этому празднику яйца раскрашивают в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. На празднике люди дарят друг другу пасхальные яйца – писанки.

В старину на праздник святого Георгия Победоносца, дети ходили по домам, пели песни о нем, а хозяйки угощали их яйцами. В ответ дети желали:

Телоньки. Телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!

На нашем столе вы видите блюда, приготовленные из яиц или с помощью яиц____. Их изготовили_________

Приятного аппетита!

Второй ведущий. Спасибо за приглашение! Непременно отведаем сами и поделимся с друзьями!

Первый ведущий. Ну, а теперь мы, наконец, добрались до главных русской кухни. Это же, конечно, “щи да каша – пища наша”. Обо всем этом великолепии расскажут нам шеф-повара________ классов_________.

Стол “Щи да каша – пища наша”

Первый шеф-повар. Любимой едой славян были так называемые первые блюда. Это супы, борщи, рассольники, солянки и, конечно же, щи из капусты. Щи ели и в царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели “богатые” щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были “пустые” щи на воде.

Хорошая или плохая хозяйка в доме? Это можно было узнать не по ее нарядам, не по ее разговорам, а по щам. Русская поговорка гласит: “Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит”.

Для сегодняшнего праздника нам варили щи, супы, рассольники повара_______

классов________.

Второй шеф-повар. На наших столах представлены также всевозможные каши. Вам известны каши из пшена, гречки, ячменя, манки и других круп. А были в старину еще и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. Тогда так называли всякую полугустую – полужидкую еду. Варили каши из овощей. Недаром люди говорили: “Каша – мать наша”.

Каши варили и для разных событий: на свадьбу, на похороны, на крестины.

В древности даже свадебный пир называли “кашей”.

На нашем столе представлены каши_______. Варили каши ученики_______

классов_________.

Ешьте на здоровье да похваливайте!

Первый ведущий. А сейчас давайте поговорим о рыбке, правда, не золотой, а самой простой, той, что в наших водоемах ловится. Итак, стол “ Ловись, рыбка, большая да маленькая!”. О рыбных блюдах нам поведает шеф-повар______ класса_______.

Стол “Ловись, рыбка, большая да маленькая!”

Шеф-повар. В старину в наших реках да озерах рыбы водилось видимо – невидимо. А потому на столе рыбные блюда постоянно соперничали со щами да кашами. Ушица (после щей) на втором месте стояла среди прочих блюд. Чего только из рыбы не готовили: жареных карасей в сметане, вареных карпов, лещей, линей, окуней, судаков, рыбу заливную, щуку под соусом и т.д. и т.п.

А какие вкусные были рыбные пироги - рыбники: рыбник с судаком, рыбник с форелью, расстегаи кулебяки с рыбой. Рыбу солили и вялили, варили и жарили, запекали и фаршировали. Сколько на Руси рыбки съели, не сочтешь!

Что касается морской рыбы, то ее из далека возили, а потому больше все в соленом да вяленом виде. В наше время морская рыба еще консервируется и замораживается. К сожалению, сейчас рыба в озерах, морях да реках повывелась и стала на нашем столе дорогим деликатесом, не каждому по карману. Поэтому наш стол весьма скромен, но как говорится: “ Чем богаты, тем и рады”.

Стол готовили:_______________________

На нашем столе представлены следующие рыбные блюда:______________.

Второй ведущий. Спасибо, уважили! Ушицы непременно отведаем.

Первый ведущий. Что это мы все о еде? А когда же пить будем? А вот и стол с заманчивым названием: “И я там был, мед, пиво пил”. И приготовили его нам ученики_______ классов. Они уже взрослые, им все можно! О том, какие напитки пили наши предки, расскажут шеф-повара_________.

Стол “И я там был, мед, пиво пил”

Первый шеф-повар. Каждая русская сказка заканчивается словами: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”. Что же пили наши предки? А пили они не только мед да пиво, но и квас, кисель, компот, морс, сбитень. Эти напитки имеют многовековую историю.

В Древней Руси хмельные меды были, пожалуй, самым главным напитком на любом пире. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед клюквенный, мед вишневый и т.д.

Второй шеф-повар. Освежающие шипучие бродильные напитки назывались квасами. На Руси любили пить квас и из чего его только не готовили. Основным сырьем для производства квасов являлись ржаные сухари, зерна ячменя, дрожжи, жженый сахар, сушеные фрукты, соки и мед. Квасы были из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, имбиря, свеклы, шиповника, ревня, черемухи – всего не перечтешь.

Третий шеф-повар. Таким же распространенным, как квас, повседневным напитком крестьян было пиво. Варили его в каждом дворе и пили за столом для аппетита или для утоления жажды. Стоимость была копеечной, т.к. готовили его из ячменного солода и хмеля. Сорта пива были разнообразны: пиво белое, пиво шампанское, пиво темное, брага и т.д.

Четвертый шеф-повар. А вот компоты да кисели были десертными, сладкими напитками. Их было также огромное множество. Они нам всем хорошо известны.

На нашем столе представлены традиционные русские напитки:__________.

Их готовили:________________

Пейте на здоровье, дорогие гости, чтобы вы могли, придя домой сказать: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло и в рот попало!”

Первый ведущий. Спасибо ребятки! Не дали нам засохнуть!

Второй ведущий. Ну а теперь, дорогие гости, приступаем к дегустации. Ешьте и пейте на здоровье да поваров хвалите. А как откушаете, не поленитесь, добрым словом отзовитесь! Приятного аппетита!

Есть расхожее мнение, что все праздники людей - это тоска по прошлому, что люди выдумывают праздники как свое прошлое. Если это так, что вполне вероятно, то, прежде всего, не следует врать о прошлом. Учителю необходимо, к примеру, знать, что многие праздники, не смотря на гонения, государевы указы, проповеди, хранят до сих пор языческие начала, которые соотносятся с практическими и духовными потребностями земледельца. Вот, скажем, слова «хорошо» и «хоровод» произошли от одного корня: от имени солнечного светила Хороса. А Хорос у древних язычников - божество. Поэтому-то «хорошо» и означало в древности «солнечно». Хоровод же с его плавными круговыми движениями изображал ход солнца - Хороса. Такая игра, как «Ручеек», тоже восходит к язычеству. Когда мелели речки, девушки выходили на берега этих рек и водили «Ручеек». Его участники ходили под песню по бережку, и в песне молили природу дать ручью, речке больше воды. «Ручеек» не должен стоять на месте.

Русские праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни - красочной и многообразной. Именно потому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обряды и даже, что особенно значимо, своя кухня. На Ивана Купалу обязательна каша, на Масленицу - блины, на Семик - блюда из яиц, пироги. Мало того, даже пироги к каждому празднику надо печь особые. На Рождество за колядки дарят «коровушек» - это выпеченные из пресного теста крохотные, с ноготок, фигурки быка, коня, барана.

Разные культурно-исторические эпохи отражение, освещение прошлого было разным и противоречивым. Часто во имя идеологических установок, капризов моды, субъективизма события либо замалчивались, либо отражались ложно. Хорошо сказал П. Чаадаев по этому поводу: «Время слепых влюбленностей прошло, и дальше нельзя любить свою Родину с закрытыми устами и преклоненной головой».

Возобладавшая когда-то тенденция безнациональной культуры отразилась немедленно на праздниках. И стали теряться в дымке лет существенные «мелочи» праздничной культуры. Вот, скажем, русские зажинки. Первый сноп нового урожая убирали березовыми ветвями, алыми лентами и опять же с песнями, торжественно, как святыню, несли и ставили в красный угол, где он красовался целый год.

Прошлое, традиционное уходит, если нет к нему бережного, любовного отношения.

Следует отметить тенденцию возрождения забытых или отмененных общероссийских региональных праздников, связанных с историческими событиями этих регионов.

Сколько же было праздников на Руси? Много. Каждый со своими особыми традициями и придумками. Попробую некоторые из них вспомнить. Особенно те, которые могут получить прописку в школьном доме. Может быть, мои тезисные заметки подскажут идею старого-нового праздника.

Квасной пир. Этот малый праздник - похвала русскому квасу, всеми нами любимому национальному напитку. История свидетельствует, что квасов на Руси было более ста: сухарный, хлебный, мучной, яблочный, медовый, березовый, вишневый, ореховый...

Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной,

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

Так кричит зазывала у ярмарки торговой, приглашая гостей показать удаль молодецкую, знание ремесел старинных, песен былинных.

Квасной пир открывает хозяйка праздника. Она приглашает осмотреть выставку квасных кружек, побывать на встрече с мастерицами по квасной части, рецепты записать, квасок попробовать. Специальное жюри будет оценивать качество представленного на конкурс квасного напитка. В конкурсе участвуют старые и молодые, бабушки и внучки, мамы и дочки. Квас не только «сварить» нужно, но и название ему придумать и угостить затейно.

Под квас подаются кушанья разные. И, конечно же, квасные блюда: окрошка, тюря с квасом и т. д.

На площадке (в поле, в зале) идут русские потехи и забавы: парни расписные бочонки катают на скорость, мешки с песком под мышкой таскают, чугунки на ухватах носят, бревнышки на скорость распиливают. И все это сноровисто, умело и весело.

Праздник подвижки льда . Вообще-то это праздник прихода весны. Его легче проводить сельским школьникам. Замечено: первыми предчувствуют подвижку льда вороны и сороки. Например, в средней полосе в конце марта начинают птицы свои воздушные игры - гоняются друг за дружкой, планируют, кувыркаются, как цирковые артисты.

Когда-то этот праздник любили деревенские жители. На середине реки вмораживали шест с флажками. По кругу пускали шапку, и каждый житель бросал туда рубль, завернутый в бумажку. На бумажке был обозначен владелец рубля и... проставлено время (предположительное), когда лед тронется. Здесь ведь не просто догадка нужна (указание дня, часа и минут), тут необходимо вникнуть в статистику сроков, в климатический календарь, месяцеслов, прогнозы метеослужбы, подсказки бывалых людей - рыбаков, охотников, старожилов. Некоторые школьники на компьютерах все просчитывают. Если есть возможность, в помещении у реки вывешивают часы, к которым прикрепляется бечевка. Одним концом к часам, другим - к вмороженному в лед шесту. Лед тронется, бечевка натянется, часы остановятся и точно укажут время. Деревенские шутят: «У нас весна на веревочке завязана».

В тот час и минуту, когда лед действительно разламывается, вспучивается и начинает свое движение, записки раскрываются, и тот, кто угадывает начало движения льда, забирает в качестве приза все эти деньги. Жители собираются на берегу реки и наблюдают за смельчаками, которые на лодках, а порою и просто бегом по шевелящимся льдинам устремляются к шесту. Кто первым срывает флажок с шеста, получает награду, установленную обществом. Приз для всех на этом празднике - радость начала ледохода, начала весны.

Праздник гусиного пера . Следы этого праздника я встречал в литературе о Сибири, о Башкортостане. В далеком селе Северное Новосибирской области такой праздник почему-то назывался «Ни пуха, ни пера». Известный журналист В. Песков в одной из статей рассказывает, что нижегородцы более двухсот лет собирались весной на веселые праздники гусиных боев. Конечно же, это сельский праздник, ибо сельчане-школьники (и дошкольники) - вечные гусиные пастухи.

Гусь самая древняя из домашних птиц. Его изображение находят на памятниках египетским фараонам, жившим около четырех с половиной тысяч лет назад. На стенах гробниц есть картины, где искусно показаны сцены кормления гусей. В хозяйстве у человека более тридцати пород гусей. Практически все ведут свое начало от диких серых гусей, которые ежегодно летят весною с юга на север, а осенью возвращаются на свои зимовки, не отсюда ли у всех народов гусь - непременный персонаж сказок, былин, песен, пословиц?

До сих пор живет легенда, что гуси спасли Рим, осажденный врагами. Последнее узнали про тайный туннель в город и решили ночью проникнуть в него. Но гуси, которых держали как священных птиц при храме богини Юноны, подняли шум и разбудили часовых. Современные римляне в память об этом событии устраивают праздничные шествия. Впереди огромной колонны людей несут украшенного драгоценностями живого гуся и горячо славят его. Гусь вообще, как никакая другая птица, послужил науке, искусству и литературе. В Европе, в России многие события описывались только гусиным пером. Архимед и Пифагор, Ньютон и Евклид, Платон и Аристотель излагали законы математики, физики, механики, философии также гусиным пером. Автор «Слова о полку Игореве» и незабвенный Нестор, М.В. Ломоносов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Шекспир, Гете, Леонардо да Винчи и А. Дюма, используя то же перо, создавали свои шедевры. Только из России и только в Англию ежегодно отправлялось до 30 миллионов этих орудий письменности. Гусь - это и пух, и перо, и мясо. Когда осенью забивали гусей, сходились девушки и женщины ощипывать их под добрые русские песни. И никогда при этом не плакали, помнили: «Перо слезы пьет». Знали: ненароком подоткнешь подушку, в которую утыкались, слезы хороня, своему ребенку под голову, то какой сон-то ему будет! Мучительный, не иначе.

И теперь, провожая близкого человека, когда ему предстоит испытание, непременно скажем: «Ни пуха, ни пера!» А в ответ слышим: «К черту!» (Мол отойдите все нечистые силы, отступите!)

Гуси - часть российского пейзажа: гуси у церкви, гуси у реки, цепочка гусей в небе. Гусей ценят за сообразительность. Ведь не случайно их нередко можно увидеть на манеже цирка (а кур или индюшек - никогда). У гусей есть свой «язык». При выращивании птенцов они ведут разговоры, состоящие не только из определенных звуков, но и мимики. А разве не удивительно, что у этих птиц создаются весьма сложные общества, где каждый член «коллектива» занимает определенное место.

Поражает еще один гусиный обычай. Гусаки очень верны в любви! Каждый имеет только одну подругу, с которой живет долгие годы, а иногда и целую жизнь. Ничто не может склонить супруга к многоженству. не потому ли рисунок гуся можно встретить на деревянных воротах крестьянской усадьбы, на наличниках, на полотенцах?!

Наконец, гуся (не гусыню) ценили за бойцовские качества. Когда- то за гуся - победителя гусиных боев - платили до двухсот рублей. Потеха имела и практический смысл - поощряла заведение гусей в хозяйстве. Оплывший жиром, подсоленный вяленый гусь может три года храниться без холодильника. Гость - в дом, а гусь сходу на стол. Вот тебе и праздник!

Праздник гусиного пера - это упрочение народных сельских традиций, это любовь к малой и большой родине.

Праздник грачиной каши . Проводится весной под прилет грачей.

Варят грачиную кашу из дробленой пшеницы (можно из гречки, проса, риса) в общем котле на костре в районе полей, чтобы каши хватило и людям и прилетевшим грачам.

На таком празднике поют обрядовые старые и новые песни, в которых у грядущего лета просят хорошего урожая. Там же раздаются шутливые грамоты: «лучшей теще», «лучшей свекрови», «самой уживчивой невестке», «трудолюбивой дочери», «заботливой внучке».

Состязание на быстроту переноски горшков с кашей на ухватах (с завязанными глазами) и помещение этих горшков в печи (печи сделаны из фанеры). Кто горшок уронил, кашу пролил, рассыпал, должен тут же все собрать и в поле птицам унести.

Конкурс на знание фольклора о каше и птицах.

Проба (конкурсная) с завязанными глазами разных каш (овсяная, пшеничная, просяная, гречневая, ячневая, манная, рисовая, тыквенная и др.) на вкус.

Выставки кулинарных изделий, связанных с кашей (бараний бок с кашей, блины с кашей, суп из каши и т. п.).

Русских народных своеобразных праздников очень много. Это, прежде всего праздник времен года - весны, лета, осени, зимы. Отсюда и локальные праздники - русской березы, речки, родника, луга, леса. У россиян природа с языческих времен - предмет культового преклонения. Отсюда береза или родник становятся главными героями праздника. Также песня или сказка, или даже русская коса. Состязания на звание первых красавиц идут по городам, странам и даже на всей планете. Конкурсы красавиц захватили воображение молодых. Но... это не праздники, это больше театрализованные шоу рекламного характера. То ли дело праздник «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее...», а проще - праздник «Русская коса».

Русские посиделки. Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Даль называет русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками, досветками, дозорьками и совершенно справедливо утверждает: «Женатые на посиделки не ходят. Женатого с посиделок веретеном гонят. Женился, не постригся, а от посиделок отрекся. За постой деньги платят, а посиделки даром».

На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки, конечно же, не праздник буквально, но это организованное общение праздничного характера, ибо их приурочивали к православным праздникам, к событиям месяцеслова, к местным традициям, к отдыху. Есть понятие, равнозначное посиделкам, - это вечеринка. В годы моего отрочества и юности это понятие было популярным. Вечеринки были в моде у старшеклассников. Опять же у Даля читаем: «вечерник», «вечерошник», «вечор- ка», «вечеруха», «вечерушка», «вечерница», «вечерина» - «названия вечерних сходбищ, собраний, пиров... вечернее собрание девок под предлогом чоски льна, пряденья, куда приходят и холостые парни, просиживая ночи напролет...»

Даль свидетельствует, что вечорки могут быть и без работы, сюда сходятся для увеселений, здесь поют круговые песни с поцелуями, пляшут любимую осьмерку (восьмерку). Вечеринки (встречи, тусовки, сборища) современных ребят идут спонтанно, стихийно, как правило, «для своих», для сверстников, друзей, приятелей, одноклассников, для компаний - общностей со сложившимися дружескими связями.

Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен во имя удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, самореабилитации - разной «самости». Посиделки для общностей учащихся (класс, команда, клуб, кружок, секция, компания двора, улицы, дома) в настоящее время необходимы и для восстановления досуговой культуры общения, для укрепления (создания, формирования) коллективистских связей, дружеских привязанностей. Значит, они должны (могут) быть плановым и даже управляемым, педагогически руководимым делом, мероприятием.

Из опыта прошлого для современной вечеринки (посиделок) можно позаимствовать следующее: вечернее (совсем не обязательно ночное) время, приемлемые для школьников народные, фольклорные традиции, обряды, досуги; ориентацию на одну (почти) возрастную группу, на праздничность стиля и климата взаимоотношений участников посиделок, приемы включения всех в действо посиделок.

Культуре праздничного общения необходимо учить точно так же, как мы учим детей языку или математике, читать или писать. Но учиться (и учить) можно только весело (А. Франс).

Культура домашних посиделок православного гримуара является тем мостиком в современный опыт, которым мы и воспользуемся. В конце концов посиделки - камерный праздник конкретного школьника, праздник личных праздничных ощущений. Предлагаю условный сценарий, точнее, возможную программу того, что может быть содержанием русских посиделок современных молодых людей. Почему именно русских?! Потому, что русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций, «петь песню со своего, а не с чужого голоса», чтобы не забыть бы и не потерять бы то ценное, что было в опыте наших предков и нашем собственном отечественном опыте.

1. Здорово провести выходные со своей семьей, друзьями!
В течение всего дня на Стрелке будут работать более 100 тематических площадок партнеров Пира. Конкурсы, состязания, игры, квесты - скучно не будет! Можно испытать свою силу в сосисочных конкурсах, создать 2D ролик с помощью Bullit Time, подарить любимой «Съедобный мясной букет» или приготовить романтический ужин под руководством шеф-повара, научиться искусно фотографировать еду для Instagram, принять участие в Чемпионате «Зажарь петуха», прогуляться по «Кузнецовским променадам» и даже сфотографироваться для обложки популярного ТВ-журнала. На «Кухне здоровья» - измерить давление, рост, вес, получить консультацию врача и даже сеанс массажа.
На кулинарном круизе «Вкусы Золотого кольца», 18 и 19 августа, можно отведать фирменные угощения городов Золотого кольца и принять участие в конкурсах и викторинах.
Детям - настоящее раздолье! Лепим вкусные пластилиновые картины, делаем оригами-мороженое, примеряем поварской колпак, расписываем картонные домики, играем, развлекаемся, красим и прекрасно проводим время!

2. Увидеть Андрея Малахова!
Специальный гость «Пира на Волге» - телеведущий и шоумен Андрей Малахов! Андрей примет участие в кулинарном поединке как ведущий и как участник. Он сразится с «королем гриля» бренд-шефом Пира Григорием Мосиным. А на Свадебном пире Андрей Малахов станет почетным гостем.

3. Вкусно поесть и увидеть в деле знаменитых шефов!
В этом году на Пире гостей будут угощать 14 лучших ресторанов Ярославля, 4 фудтрака и целый маркет уличной еды. Сотни сочных стейков, бургеров и колбасок, ароматная пицца, фигурные бутерброды, травяные чаи и холодные лимонады, мороженое ручной работы и даже целый бык на вертеле!
А кто за «плитой»?! Бренд-шеф Пира, «бургеровед» - Григорий Мосин, «колбасных дел мастер» Андрей Куспиц, прославившийся на Пире 2017 закусками из битых огурцов и бычьих хвостов Павел Заварзин.
Кулинарные битвы! Бренд-шеф Григорий Мосин против Мэра Ярославля Владимира Слепцова и Андрея Малахова! На ринге знаменитые шефы Андрей Куспиц и Павел Заварзин сразятся с поварами гастрономических фестивалей «Рыба моя» (Тольятти) и «Русская каша» (Белгород). Гостей ждет еще один вкусный сюрприз - ярославские повара приготовят чудо-деликатес в 100-литровом котле!

4. Сняться в блокбастере и поймать букет невесты!
На Пире состоится презентация ставшего уже популярным в сети Интернет ролика о Ярославском регионе «Включи свою историю». Ребята из студии IDEAFIXFILMS расскажут о съемках и замечательных людях, которые помогли в реализации проекта, а также предложат всем желающим сняться в новом гастрономическом блокбастере. Для этого надо только взять с собой любимое блюдо и найти на Стрелке заветное красное кресло…
Пир в этом году будет не только гастрономическим, но и свадебным. Впервые в истории в самом сердце города несколько пар поженятся прямо под открытым небом и отпразднуют свое торжество. На это тоже стоит посмотреть, вдруг, заветный букет упадет именно к вам в руки?

5. Самая мощная причина - музыкальная…
Впервые в Ярославле пройдет рок-флешмоб (RocknMob). Более сотни музыкантов - вокалисты, гитаристы, ударники, клавишники - одновременно вживую исполнят мировые рок-хиты: AC/DC, Nickelback, Green Day, Louna. Вас ждет бешеный драйв и стена живого звука!
Весь день на Стрелке будет звучать живая музыка от лучших ярославских групп - «Пистолеты», «Panna Cotta», «Лишний повод». Хэдлайнеры Пира - группа «Волков Бэнд» и «Мамульки Бенд». Наши гости - московская группа «DEZERY», которые обязательно исполнят свой хит «Worlds collide». Еще один сюрприз - мастер-класс от финалистки 4-го сезона шоу «ТАНЦЫ на ТНТ» Юлии Гафаровой.

6. Встретиться с любимой командой ХК «Локомотив»!
Наконец-то на Пире команда «Локомотив» проведет автограф-сессию для своих болельщиков, примет «вызов» от шефа на кулинарной битве, покажет мастер-класс по приготовлению фирменного блюда, презентует новую форму и новую линейку продуктов. Это нельзя пропустить!

7. Получить заряд бодрости на целый год и поверить, что счастье есть!
Мы приготовили этот праздник для вас с любовью, чтобы подарить вам чудесные, вкусные, незабываемые моменты, сделать этот день солнечнее и счастливее. Когда мы вместе - счастье есть! Ждем Вас 18.08.18 на Городском пикнике «Пир на Волге»

Более подробная информация: пирнаволге.рф.
Ищите нас в соцсетях: Fb, Vk, Inst, Youtube

1 января 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Не так!»
В гостях - историк Ада Сванидзе.
Эфир ведет Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН - Сегодня мы говорим о пирах. Мы иногда считаем, что в пирах проводили большую часть времени знатные товарищи средних веков. Так это или не так? Руководители министерств, ведомств или просто территориальных объединений
А. СВАНИДЗЕ - Во-первых, с Новым Годом, дорогие радиослушатели, счастья вам, успехов, удовольствия, радости. Я желаю вам от всей души, чтобы вы получали удовольствие от жизни. Это, в конечном счете, самое главное. И очень рада, что мы снова встречаемся с вами 1-го числа. В тот раз мы говорили о любви, и сейчас мы тоже будем говорить о совершенно аполитичных вещах, на первый взгляд. Потому что, как выяснилось, и в цикле лекций о любви присутствовала политика, и в пирах ее тоже предостаточно. Но поговорим сначала о пирах. Пир - это трапеза, казалось бы. Трапеза, только когда народу много, и когда не только одни родственники, но еще и чужие люди приходят, и когда все очень роскошно и очень шикарно. А вообще такой обычай совместной трапезы уходит своими корнями в глубокую древность. Человек свое тело противопоставлял всему окружающему. Он свою телесную оболочку считал своей защитой. И принимать что-то в себя, внутрь, он предпочитал с большой аккуратностью, считая, что вместе с этим в него могут зайти какие-то темные силы, или какая-то нехорошая пища, вражда и т.д. Поэтому все, что было связано с приемом внутрь, сакрализовалось, это всегда было обставлено, и попить, и поесть. Такие обычаи, как совместная трапеза или когда все по очереди курят трубку мира, вдыхая дым из одной и той же трубки, или круговая чаша идет по кругу, и все пьют из одной чаши… То есть некому совместному поглощению чего-то внутрь всегда придавалось очень большое значение, обрядовое. Мы знаем, что, как правило, (например, по Библии с кем-то преломить хлеб), у очень многих народов, если человек отказывается выкушать у него в доме, то это рассматривается как глубочайшее оскорбление, как акт недоверия, презрения и бог знает еще чего. Поэтому этот порядок совместной еды очень старый, и сегодня мы знаем, что легче всего бывает договориться, как иногда в народе говорят, «сквозь рюмочку». То есть сесть рядком, поговорить ладком, по рюмочке выпить, немножко закусить, и появляется какое-то взаимное доверие, расположение, это бывает очень приятно. Житейски это очень понятно, это как символ мира, особого доверия, желания договориться. В процессе моих разных социологических разговоров некоторые люди жаловались мне на то, что они не пьют, и им иногда бывает очень трудно договариваться.
С. БУНТМАН - То есть они просто физически не выпивают?
А. СВАНИДЗЕ - Не выпивает человек, вообще никогда не пьет. Его приглашает партнер или будущий партнер: «Пойдем, зайдем в ресторан, посидим, выпьем, поговорим», и человек говорит: «Я не пью». Партнер сразу замыкается, вроде бы «ах, ты такой, ты скрытный», и договориться уже трудно. Поэтому совершенно ясно для всех, с кем ни поговори, с современным человеком, что, конечно, совместная трапеза очень сближает. Сидение за общим столом, совместное пение песен, танцы, разговоры, еда очень сближает. Но и очень хорошо, когда бывает очень много вкусной еды, потому что обычно люди не имеют возможности, нет времени очень много, вкусно, обильно наготовить. Поэтому такого рода обильная трапеза - это просто возможность вкусно и много покушать.
С. БУНТМАН - И кто не знает, что несколько дней после Нового Года мы еще едим все салаты, питаемся нашим новогодним пиром
А. СВАНИДЗЕ - И с удовольствием. Все это правильно. Такая обычная человеческая задача общения, объединения, дружелюбия, и просто вкусно покушать - это все очень понятно. И все это относится как к трапезе рядовых людей, так и к пирам элиты. Я сегодня хочу немножко рассказать вам о том, как это выглядело у элиты, в эпоху цивилизованности. Средние века - это цивилизованная эпоха. Ведь когда, например, убивали мамонта, и все дружно его ели, - это была очень большая радость, совместный пир. Это было счастье, набитые животы - это было прекрасно, это был праздник. Но в средние века, для того чтобы устроить такой праздник, было необязательно забивать тут же мамонта, а все-таки праздник получался. Что же это было? Это был праздник, какой-то пир обжорства? Что это было такое, такой пир? Если мы разберемся в том, что представлял из себя пир, например, в элитарных кругах, то мы увидим, что пир - это не только обычай, ритуал, способ хорошо покушать, повеселиться (что любили и короли, и кто угодно), но это было средство социального регулирования межчеловеческих отношений.
С. БУНТМАН - А каким образом? Именно регулирование?
А. СВАНИДЗЕ - Именно регулирование. Это очень интересный момент. Это лучше всего видно по литературным источникам, где описываются пиры. Возьмем хронику Эрика, на которую я многократно ссылалась. Это написано в начале 14 века, описываются эпизоды большей частью 13 века, где-то с 20-х годов. Речь идет о борьбе за власть между потомками Биргера-Ярла, Биргерсонами, которые при не устоявшемся престолонаследии все сыновья в этой семье, как правило, претендовали на власть. И поэтому, когда кто-то из них эту власть получал, то его братья, которые становились герцогами, получали герцогскую корону, начинали с ним воевать открытым образом. Какое тут братство.
С. БУНТМАН - Это вообще одна из жутких историй.
А. СВАНИДЗЕ - Она ведь не единственная, просто хорошо расписана. Они начинали воевать с ним за эту корону. И несколько поколений выбивали друг друга, так воюя. А, между прочим, они пировали. В этой работе, в этой рыцарской поэме описано почти 20 пиров. Одни более подробно, другие менее подробно. По какому же поводу они происходили? Помолвка, свадьба, мирный договор с соседним государем или между королем и герцогами. Дипломатическое событие такого рода, как приезд соседнего короля, который, к тому же, был еще и свояк, потому что был женат, скажем, на сестре короля. Его надо было принять, устраивается пир. Выборы крупного должностного лица, где, предположим, аристократия выбрала того дроца, верховного судью, которого она хотела, а король не хотел. Они взяли и устроили пир по этому поводу, чтобы королю соли на хвост насыпать. Прием в рыцари, например, сына короля, когда он достигает 14 лет. Прием в рыцари целого круга людей по какому-то поводу: коронации, свадьбы, победы. Целую группу людей принимают в рыцари, и по этому поводу устраивается пир. Или свадьба, не только короля, но и его любимого рыцаря. По этому поводу он устраивает пир.
С. БУНТМАН - Но это устраивает король.
А. СВАНИДЗЕ - Король устраивает пир такого рода. Все пиры, как правило, отличаются тем, что туда зовут определенный круг людей. И как говорится в Библии, «много званных, да мало призванных». Понимаете, что получается? Если человека зовут на пир к королю, это знак его социального положения. Если его не зовут к королю, то это либо понижение его социального положения, либо повод для вражды. Тогда его оскорбили, ибо он по своему положению должен быть зван к королю на пир. И если его не позвали, он отходит, нарушает вассальную присягу. Это предлог для того, чтобы враждовать с королем и уходить к другому сеньору.
С. БУНТМАН - Это особенность, которая появилась именно в средние века?
А. СВАНИДЗЕ - Да.
С. БУНТМАН - То есть никакой античный пир такой жесткой регулировкой не занимался?
А. СВАНИДЗЕ - Нет, на античный пир могли позвать и куртизанок, и крупных, известных актеров, и ростовщика, и купца, что было совершенно невозможно
С. БУНТМАН - Что его, скорее, роднит с нынешними приемами?
А. СВАНИДЗЕ - Да, но тогда пир был немножко другой. Эти пиры, трапезы были немножко другие. Они были более чувственными. А пиры Средневековья всегда были более обрядные, хотя чувственности там хватало. Теперь, позвали где посадили? Посадили ближе к центральному столу, который стоял на возвышении, или дальше? Посадили среди ровни или отправили туда, где сидит неровня? Опять - либо хорошо, либо еще ближе посадили - возвышение, либо еще дальше - обида, оскорбление, запомнит это дело, и всем показано: этот в немилости. Понимаете, какая знаковость? Дальше. Удостоился беседы с королем или нет? Послал ему король чашу? Он говорит прислуживающему: «Отнеси этому чашу» - все поздравляют, это знак монаршей милости. И чашу не послал, и во время перерыва не поговорил, и не обратился, и не похвалил, и не попросил скальда, поэта, который там выступает: «Упомяни такого-то, тот же тоже был героем, был в этой битве», тот не упоминает, и король ему не напоминает, - обида. Показывает всем: в немилости этот человек. И, как это всегда бывает, толпа придворных, жужжа, отходит от этого человека. Прислуживание государю за столом - большая честь. И маршал - этот тот, который следил за его лошадьми, и виночерпий, который ему подавал вино, пробуя предварительно, и стольник, который носил ему угощение, и спальник, который смотрел за его постелью, - это, казалось бы, слуги, но ведь эти люди вырастали в высшие придворные чины. Тот, кто смотрел за лошадьми, стал маршалом. Марск - это же начальник конюшни. Стольник - это уже чин. И так далее. То есть люди, которые прислуживают королю во время пира, на виду. Сегодня этот: смотрите, он подает королю чашу. Таким образом, пир - это такой ритуал, который приобретал огромное социальное значение. Кто приглашен, как обласкан, куда посажен. Здесь, с одной стороны, обнаруживаются какие-то моменты престижности и социального положения. Они здесь либо подтверждаются, либо отменяются. Кто-то поднимается, кто-то опускается. Здесь происходит очень серьезная социальная динамика.
С. БУНТМАН - Ада Анатольевна, насколько осознанна со стороны короля такая регулировка?
А. СВАНИДЗЕ - Абсолютно осознанна.
С. БУНТМАН - Насколько это продуманно, насколько это спонтанно?
А. СВАНИДЗЕ - Конечно, были разные короли. Были придурки, которые делали это иногда под влиянием минуты злобы, мгновенной ревности и т.д.
С. БУНТМАН - Или наоборот?
А. СВАНИДЗЕ - Или наоборот.
С. БУНТМАН - Видит: где-то там сидит
А. СВАНИДЗЕ - Да, «иди, я тебя обниму». Это, конечно, бывало, особенно выпивши, а напивались они сильно. Но в принципе известно, что это ритуал, это политика. Поэтому, даже если он в каких-то случаях совершал это под воздействием винных паров, ревности или еще чего-то, все равно это имело очень большие последствия. Это было принято, известно. Это был способ социального регулирования. Это очень интересная штука. Например, так. Торжественный пир, большой. Его готовили загодя, нередко даже строили т.н. зал. Если в маленькой крепости, в которой все это собиралось, не хватало места для большого числа людей, строили специальный зал. Украшали тканями, гобеленами, застилали лавки. Строили один здоровенный дом, который состоял из одной комнаты.
С. БУНТМАН - Это временная конструкция, скорее всего, деревянная?
А. СВАНИДЗЕ - Я не знаю, по этому поводу у меня нет никаких сведений. Возможно, она стояла какое-то время, а потом ее разбирали. Это было что-то вроде манежа, что-то однокомнатное, огромное. И балки, которые укрепляли ее, украшали все это свечами. И иногда свечи под козырьком ставили еще наверху. Зимой темнеет рано, и чтобы путник, который едет на пир, не сбился с дороги, ставили огромную свечу еще наверху под колпаком, как маячок.
С. БУНТМАН - Это, в основном, Север?
А. СВАНИДЗЕ - Да, конечно, Швеция. Приглашали музыкантов. Их обычно называют шутами. Приглашали артистов с флейтами, барабанами, дудками, трещотками, которые создавали жуткий шум, но одновременно плясали, пели, рассказывали всякие басни. И в зал потом все входили чинно, как бы выстраивались по рангу. Король ведет королеву, и т.д., в сопровождении факельщиков. И эти факелы потом втыкались в специальные приспособления по стенам этого зала, прелестно дымили и освещали всех. Поэтому женщины тогда красились очень грубо. Мужчины не красились, они помадились и завивали голову. А женщины красились очень грубо, потому что свет тусклый.
С. БУНТМАН - И от этого лица становились мертвенными?
А. СВАНИДЗЕ - Да. И неслучайно, когда ввели электричество, и когда на первый бал, освещенный лампочками, наши русские дамы пришли с привычным макияжем, это было жуткое зрелище. Они выглядели как площадные матрешки. Бал был, по существу, сорван.
С. БУНТМАН - Вот, пожалуйста, перелом в косметике.
А. СВАНИДЗЕ - Да, потому что электрический свет потребовал совершенно другой, более тонкой окраски, чем та грубая штукатурка, которую делали в средние века. Все без исключения всегда должны были много и вкусно есть. И во всех описаниях пира подчеркивается, что еда была обильная, щедрая, изысканная, что ее было очень много, что все были сыты, довольны, что вино и мед лились рекой, что были заморские вина, белые и красные. Это все время подчеркивает хронист. То есть вопрос того, что хорошо поесть, не был последним на пиру. Король должен был «если угощаешь, так угощай щедро». И это ставится ему в заслугу. То есть возможность широко покушать - это тоже принималось во внимание для приглашенных. «За столом, - подчеркивает автор, - соблюдалась пристойность, царят чинность, воспитанность, мир, покой и порядок». Можно себе представить, что на самом деле было совсем не так и далеко не так. Но то, что хронист это подчеркивает, означало, что уже существовали известные правила общественного поведения во время пира, застолья, которые было принято соблюдать, и если ты хочешь похвалить короля за то, какой у него был чудный пир, то надо сказать о том, что гости, которых он пригласил, поняли, где они находятся, и вели себя соответственно. «Царят благовоспитанность, - он пишет, - беседа» Подчеркивается умение вести благовоспитанную беседу за столом соседу с соседкой или соседям между собой. Конечно, там велись и деловые разговоры. Это совершенно ясно. Это не говорится, но подразумевается. Конечно, во время пира о многом договаривались. Многое выяснялось. Король, наблюдая за сидящими, за тем, как они расселись, мог видеть, как сгруппированы люди, какие группы они составляют между собой.
С. БУНТМАН - Но ведь рассадка на приемах исходит от хозяев, то есть от короля. В каком смысле «как группируются»?
А. СВАНИДЗЕ - Например, рассадка. Людям высшего ранга, элите было положено сидеть за столом, следующим за королевским, который был на возвышении. Следующие два стола, с двух сторон, ножки, занимаются элитой. А как сядет элита? Эти все сели за этот стол, а эти - за этот стол. Там же не было бумажек, как сейчас.
С. БУНТМАН - То есть не было табличек «господин такой-то», «граф такой-то»?
А. СВАНИДЗЕ - Нет.
С. БУНТМАН - То есть это не жестко, по местам?
А. СВАНИДЗЕ - Нет. И поэтому король смотрит, кто с кем уселся, за какой стол уселась эта группа, за какой эта.
С. БУНТМАН - За какую часть стола
А. СВАНИДЗЕ - Да, потому что к чужим не сядут, враждебно встретят. Родня и те, кто группировались вместе, сядут вместе, за один стол, и будут там сидеть. И это очень важно. Дальше. Обязательно отмечаются туалеты кавалеров и дам: что они были богатые, что их было много, и что некоторые привезли с собой по две пары. То есть если пир длился несколько дней, то они два раза меняли туалеты. Танцы. Тоже благопристойно и чинно, там говорится. Танцы входят в ритуал. Дальше, шутки. Много шуток, много веселья. Подчеркивается: «вовсю веселились». Так что это был еще и праздник души. Эти люди умели веселиться. Очень важно, что короли и герцоги использовали эти пиры, где умели веселиться, еще и для привлечения к себе своих сторонников. Выявляются две формы того, как они это делали путем пира. Первое. Когда они во время пира посвящали в рыцари своих верных, как они называли, «наших верных». Например, устраивается пир по поводу помолвки, свадьбы или возведения в рыцарское достоинство старшего сына короля. И он тут же возводит в рыцари еще 10, 20, 30, 40 человек. Они все как побратимы, они одновременно возводятся в рыцари. При этом им даются богатые подарки, и устраивается пир. Все счастливы, он их облагодетельствовал, это его верные люди. Он с ними расплатился за что-то. Так же точно после какой-то победы герцоги (например, разбили в каком-то сражении короля) устраивают пир, и тех, кто отличился, тут же возводят в рыцари, иногда десятками. Это награда, способ привязать к себе этого человека. А также пышные подарки. И особенно интересно, когда король устраивал своим верным свадьбы. У него верные, его какая-то группа, он устраивает им всем коллективную свадьбу, пиршество на 2-3 дня, и дарит им всем свадебную одежду, на свои средства устраивает эту коллективную свадьбу.
С. БУНТМАН - Вообще дарение одежды - это отдельный средневековый номер, один из номеров?
А. СВАНИДЗЕ - Да.
С. БУНТМАН - То есть это может совмещаться и с пиром, со свадьбой?
А. СВАНИДЗЕ - Безусловно.
-
С. БУНТМАН - Мы остановились посреди пира, когда устраивались коллективные свадьбы и раздавали одежду.
А. СВАНИДЗЕ - И одежду, и всевозможные предметы, даже серебро, украшения раздавали не только гостям, но и артистам. Я ни разу не встретила, чтобы артисту заплатили деньгами. У меня таких сведений не было. Наверняка это имело место быть, но в хронике Эрика артистам всегда давали дорогую одежду, иногда хороших лошадей, расшитые попоны.
С. БУНТМАН - Это уже народные артисты.
А. СВАНИДЗЕ - Да. Если были довольны тем шумом и гамом, который поднимали артисты, их очень хорошо награждали, и хронист добавляет: «они уезжали богатыми». Еще была одна составная часть больших балов, которые устраивались по крупным случаям, например, по случаям свадеб. Это турнир. Были просто турнирные встречи, но хронист описывает турниры как составную часть бала. Поели, потом рыцари пошли и подрались. На турнире, как правило, были две формы боя. Одна - это строем, когда группа против группы, рыцари шли строем, линией друг на друга. И индивидуальные битвы: там определялся победитель, каким-то образом награждался, после этого снова шли за стол, кушали, потом танцевали. То есть пир включал в себя турнир как известную часть. Это и развлечение, и зрелище, и смотр воинских сил.
С. БУНТМАН - Все-таки пир главнее?
А. СВАНИДЗЕ - Да. Но турнир был как воинская забава, которая входила в число пиршественных забав. И это тоже очень важно, потому что это тоже фактор социального отбора, тоже способ отбора. Сидят все знатные господа и смотрят, кто как дерется в трезвом виде, в пьяном виде и т.д. Таким образом, пир вообще был очень важный социальный ритуал, который решал очень важные задачи высшего круга, самого элитарного. Как престижные задачи, задачи социальной позиции, так и этические. Потому что это смотр манер, воинских сил, способности к плодотворному общению, достойному поведению. Это было очень важно. Конечно, на пиру приглядывали себе женихов и невест, но браки заключались обычно другим способом но это другой разговор. Но у пира были ведь и другие задачи, были и другие пиры. Мы сейчас говорим о благополучных, радостных пирах. Но ведь были и т.н. «коварные» пиры, которые устраивались для того, чтобы свести счеты с кем-то, заманить и свести счеты. В книге описано три таких случая. Первый случай, когда король заманивает герцогов на пир и заставляет их подписать договор о том, что они больше против него воевать не будут. Он их отпустил, они уехали, и против него воевали. Но такой факт имел место. Был другой случай, когда рыцари-герцоги заманили своего брата, короля, на пир, продержали его какое-то время в плену, отпустив всю его охрану, и взяли от него подписку, что он больше не будет вмешиваться в их дела, что он поделится с ними властью. Он не забыл этого, этой т.н. хатынской забавы (забава в Хатыни), и пригласил однажды братьев на пир, чтобы с ними помириться. Они прекрасно попировали и лобзали друг друга. После этого он сказал, что «рыцарям спать-то здесь негде», маленький замок, и рыцарей, и всю охрану отправили спать по домам, а братьев, которые были безоружные и сильно выпили, пленили спящих, и в одних рубашках бросили в крепостную башню, где их и оставил король, и уехал. И как говорит легенда, в результате они там умерли с голоду, потому что были всеми брошены. За это коварство король потерял корону, все выступили против него. И очень интересный момент был связан с тем, как король предварительно договаривался об этом коварстве. Он призвал к себе ближайшего рыцаря и говорит: «Ты должен их захватить». Тот говорит: «Нет, король, я этого не сделаю, это бесчестно». «Но ты мой вассал!» - «В вассальные обязанности не входят бесчестные действия. Если ты хочешь меня заставить это сделать, я не твой вассал», разворачивается и уходит. Он приглашает к себе еще каких-то дворян, шведов. Те говорят: «Я позориться не буду, я не могу совершить коварный поступок. Это не входит в обязанности вассала. Вассал обязан защищать своего сеньора» Они разворачиваются и уходят. И, наконец, он находит немецкого рыцаря. Это характерный момент. Потому что если автор хроники хочет показать, что кто-то что-то плохо сделал, так это никогда не швед, особенно высшего круга. Это или финн, или датчанин, или немец. Как правило, немцы, потому что там было очень много немцев, рыцарей и простых ландскнехтов на наемной службе. Он вызвал немца, рыцаря, который спокойно все это проделал. За это король поплатился короной. Он вынужден был бежать и окончил свои дни у своего родственника в Дании. Таким образом, пир - это не просто покушать. Это очень многосложное, функциональное явление эпохи. Я думаю, что если мы возьмем какие-то другие эпохи и рассмотрим, что тогда показывала собою какая-то коллективная трапеза на любом уровне… если у нас останется время, я расскажу вам, как пировали ремесленники. Это тоже очень интересно. Между прочим, известнейший русский историк Черепнин, ныне покойный, писал в свое время, характеризуя в Великом Новгороде формы объединений ремесленников, что у них была какая-то форма объединения, которая называлась «обчина» или «братчина» (братство) или «пир».
С. БУНТМАН - Просто «пир»?
А. СВАНИДЗЕ - Да.
С. БУНТМАН - Значит, или просто объединение понимали таким же образом, или заимствовал кто-то у кого-то.
А. СВАНИДЗЕ - Это и есть братство. Это те, кто вместе
С. БУНТМАН - Не зря «братиной» называется
А. СВАНИДЗЕ - «Братина», совершенно верно.
С. БУНТМАН - в которой передают друг другу чашу. Ремесленники. Когда мы сейчас видим приемы и пиры 17, 18, 19, 20 веков с их рассадкой, раскладкой, кого позвали… Прием по случаю Нового Года в Кремле, любой, или по случаю Дня российской независимости. Кого позвали
А. СВАНИДЗЕ - По списочку.
С. БУНТМАН - а кого в этот раз не позвали, кого приветили, кого не приветили
А. СВАНИДЗЕ - Кого пригласили петь, а кого не пригласили петь для избранной публики.
С. БУНТМАН - Да, между прочим. И чем наградили после этого, звание народного артиста
А. СВАНИДЗЕ - или просто отпустили с богом, хотя бы
С. БУНТМАН - Да, все-таки это идет от средних веков.
А. СВАНИДЗЕ - Это еще глубже.
С. БУНТМАН - Но Вы мне сказали, что такие разряды и такая регулировка - это все-таки средневековое…
А. СВАНИДЗЕ - Конечно.
С. БУНТМАН - все-таки упорядочилось тогда, а потом уже стало видоизменяться?
А. СВАНИДЗЕ - Конечно, потому что мы вообще упираемся в Средневековье. Античность - это не собственно Европа. Античность - это Евразия, Средиземноморский мир, юг Европы, Ближний Восток и Северная Африка. Поэтому очень многие античные порядки вошли в европейскую культуру, невероятно ее обогатив, но по-настоящему Европа стала историческим континентом с тех пор, когда произошел синтез с т.н. варварами, с теми, кто пришел не из античного мира и принес свое. Эта братчина, этот пир, это братство, побратимство, когда люди объединялись, надрезали руку, соединяли кровавые раны, они соединялись кровью, становились побратимами.
С. БУНТМАН - Все-таки это от германцев идет?
А. СВАНИДЗЕ - Да, это все от германцев. И так же точно они могли стать побратимами. Например, у некоторых народов было так. Кормящая женщина сцеживает туда немного грудного молока, те, кто хотят быть побратимами, разрезают руку, туда немного крови, грудное молоко, как будто их вскормила одна мать, и их кровь соединяется. Они это выпивают, становятся побратимами, они в себя это берут опять. Каждый обычай такого рода, как правило, связан на Руси побратимы иногда менялись крестами, в походно-боевых условиях, но, в сущности, побратимство всегда подразумевало рискованное совместное действие. То есть сесть за стол безоружные, Вы понимаете?
С. БУНТМАН - Да.
А. СВАНИДЗЕ - Это же протягивают правую руку.
С. БУНТМАН - Ту, в которой должно быть оружие?
А. СВАНИДЗЕ - Да.
С. БУНТМАН - То есть показать, что она пустая?
А. СВАНИДЗЕ - Для рукопожатия, конечно. Это очень важные вещи.
С. БУНТМАН - А когда ты себя вверяешь, ты вкладываешь обе руки.
А. СВАНИДЗЕ - Да, это как собака, которая вас уже полюбила и поверила, под мышку вам сует голову. То есть она становится совершенно беспомощной, показывает вам, что она вам отдается.
С. БУНТМАН - Единственное свое оружие, зубатую пасть?
А. СВАНИДЗЕ - Совершенно верно.
С. БУНТМАН - Два слова о том, как пировали в других слоях.
А. СВАНИДЗЕ - Посмотрите другой слой, возьмите цех ремесленников, например. У них пир происходил гораздо реже. Прежде всего, у них обязательно был пир на день святого покровителя. Например, у ювелиров святой покровитель Людовик. На день Святого Людовика ювелиры (у них в определенной церкви есть свой алтарь или даже церковь Святого Людовика, если они богатые) собираются, они помолятся, после этого садятся пировать. Пир был по случаю крупных церковных праздников. Это Рождество, Пасха. Они пойдут, помолятся и снова идут пировать. Наконец, пир был по случаю принятия в цех нового мастера, ибо условием принятия было следующее. Он должен был сделать шедевр, что буквально означает образец, своего мастерства. Этот образец проверялся старейшинами цеха, и если он удовлетворял требованиям, то человек должен был устроить пир для своих. Все пиры были в складчину, но новичок страивал пир за свои деньги. И обычно в цеховых уставах сказано, сколько бочек пива, сколько мяса, птицы, сколько всего должен он поставить на этот пир. И самое интересное здесь - это предписания о том, как они должны вести себя во время пира. Это изумительные страницы цеховых уставов. Нельзя приводить с собой женщин легкого поведения. Жену можно привести, но за нее нужно заплатить, (или дочь), так же, как внести свою долю.
С. БУНТМАН - Другие отношения уже
А. СВАНИДЗЕ - Да. Нельзя привести женщину легкого поведения, а кто приведет, лишается права участвовать в пире, и может быть внутрицеховое разбирательство. Дальше. Ни в коем случае нельзя громко кричать. Если произносит речь старейшина и кто-нибудь перебивает его, за это его выгоняют из зала. Нельзя напиваться. И кто напился так, что упал головой на стол или свалился под стол, то он должен отделаться огромным штрафом, и если второй раз, его могут выгнать. Если он проливает пиво, так стучит кружкой по столу, что из кружки выливается пиво, или так неаккуратно, напившись, пьет, что пиво разливается по столу, то старейшина измеряет: если рукой можно покрыть эту лужицу, если она закрывается ладонью, один штраф. А если уж рукой нельзя покрыть, такая большая лужа, то это другой штраф. Ни в коем случае нельзя сквернословить, нельзя кричать, и не петь песни, пока все не запоют.
С. БУНТМАН - Насколько, интересно, больше правил - меньше произвола, больше писаных правил, чем неписаных…
А. СВАНИДЗЕ - Да, из этого вы можете сделать вывод о том, как пили, как разливали, как пели, как орали. Это же ясно.
С. БУНТМАН - Да, каждый закон писан
А. СВАНИДЗЕ - Он же писан по известному прецеденту. Значит, вы примерно понимаете, как было весело на этом пиру, как они там наедались, напивались и как себя вели. Но в то же время, очевидно, что эти правила все-таки нормализуют межчеловеческие отношения. И эти уставы вводят известные нормы поведения, хотя бы в виде модели, идеала. Поэтому пир в данном случае тоже служит не только средством единения, нового члена приняли, братства, дружбы они могли собраться на общую тризну, например. Похоронили брата. Брат был небогат, сообща похоронили, и потом сообща его помянули. Но при этом они еще и следят за поведением. Так вырабатываются нормы общественного поведения. Это очень интересно, между прочим.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» была Ада Сванидзе.