Комнатные растения        09.03.2020   

Глина из земли для чего подходит. Добыча глины или где найти глину для лепки. Сфера применения глиняной изоляции в наше время

12 причин выбрать глину:

  • Глина лечит.
  • Регулирует влажность воздуха (удерживает здоровый микроклимат).
  • Имеет антисептические свойства.
  • Поглощает запахи.
  • Глушит высокочастотное излучение.
  • Консервирует и защищает деревянные конструкции построек.
  • Аккумулирует тепловую энергию (отличный материал для низкотемпературного стенового отопления).
  • Глина приятна на ощупь и в естественном виде дает ощущение тепла.
  • Материалы из глины (по сравнению с другими материалами) имеют лучшие звукоизоляционные свойства.
  • С глиной легко работать, она гипоаллергенна и подлежит 100% вторичной переработке.
  • Глиняные штукатурки, благодаря различным природным добавкам, могут иметь разное интересное оформление.
  • Хозяйки отмечают, что в домах с глиняными штукатурками не «потеют» окна и не образуется на стенах плесень.

Глиняные штукатурки

Где мы используем глиняные штукатурки?

Штукатурки можно нанести практически на любую твердую и жесткую поверхность (стены и потолок):
– стены, утепленные соломенными блоками или камышом;
– бетон, обожженный и необожженный кирпич, пеноблок, силикатный кирпич, гипс;
– доска, ОСБ, дранка, брус (с основанием из камыша).

Штукатурки чаще всего наносят на внутренние стены, потому что снаружи глину могут повредить косые дожди. Однако бывают и исключения, когда дом хорошо спланирован. Глиняные штукатурки будут органично смотреться в частных домах, квартирах, офисных зданиях, ресторанах и т.п.

Что входит в состав глиняной штукатурки?

Мы используем штукатурки, в составе которых содержатся глина и песок, а также иногда мелко резаная солома и минеральные пигменты. В качестве арматуры подходят мешковина или серпянка.
В декоративных штукатурках (например, фирмы АУРО) присутствуют материалы природного происхождения.

Для глиняных штукатурок можно использовать глину (после испытания на вязкость и содержание инородных частиц), которую вы получаете, например, выкапывая колодец или траншею под фундамент нового дома. Эта глина должна быть правильно подготовлена и смешана с другими необходимыми природными материалами (песок, солома и т.д.). Таким путем можно самостоятельно добиться практически минимальных расходов на материал. Скорее всего, глина будет иметь коричневый оттенок, поэтому, если вам захочется изменить цвет финишного слоя штукатурки (стен или потолка), то можно поискать глину возле реки, приобрести у кирпичного завода или у некоторых продавцов глиняной муки. На сегодняшний день глина продается в готовом порошковом варианте и в разной цветовой гамме.

Добиться более светлых оттенков глиняной штукатурки можно, покрасив ее известью или казеиновыми красками. Главное, не использовать классические краски, которые оставляют поверхность глиняной штукатурки закрытой к проникновению пара. Преимущество же необожженной глины в том, что ее поверхность можно не закрашивать полностью: если оставить некоторые части в природном цвете, то ощущения от прикосновения к глиняному материалу гораздо приятнее.

Для дизайнерского оформления можно использовать различные оттенки глины, а также природные добавки (травы, песок, мелкую щебенку, камешки, ракушки и т.д.), которые изменят рельеф поверхности и добавят приятный запах.

Защитить поверхность от стирания легко с помощью дышащей казеиновой грунтовки, цвет штукатурки при этом не меняется.

Мы чаще всего работаем с готовой сухой порошкообразной глиной, поскольку добыча и переработка местной глины требует много времени и больших трудозатрат, обеспечить которые не всем под силу.

Какой толщины бывает глиняная штукатурка?
Регулирует влажность в помещении (то есть удерживает здоровый микроклимат) слой штукатурки толщиной не менее 1,5–2 см. Декоративные штукатурки наносятся слоем от 2 до 5 мм.

Глиняные перегородки

Глиняные перегородки в квартирах и офисах

Для улучшения микроклимата (в особенности регулирования влажности) мы советуем в квартирах, а также внутри железобетонных и кирпичных зданий строить не несущие нагрузку перегородки из необожженного кирпича (сырца) или из трамбованной глины. Эти перегородки представляют собой своеобразную толстую штукатурку и принимают любую, даже искривленную форму. Благодаря этому интересному эстетическому элементу можно выгодно подчеркнуть имидж фирмы.

Глиняные перегородки в каркасных домах и срубах

В современных каркасных домах и срубах не хватает тяжелой массы, которая могла бы аккумулировать тепловую энергию (тепло-холод). Раньше в срубах ставили массивную русскую печь, которая к тому же выполняла функцию теплонакопителя. Сегодня вместо нее необходимой массой могут служить перегородки из тяжелого самана (трамбованной глины) или из необожженного кирпича (он может быть облицовочным или выкладываться под финишную штукатурку). В результате незначительных перепадов температуры в помещении тепловой комфорт увеличивается. Такие перегородки могут нагреваться благодаря отопительным батареям, стеновому отоплению, излучению от кирпичных печей, а также от прямых солнечных лучей, попадающих непосредственно на стену.

Кроме того, перегородки из глины – это хороший вариант, если вы хотите дополнить однообразные стены своего сруба каким-либо другим материалом. Во-первых, глина так же хорошо, как и дерево, принимает влагу из воздуха, но быстрее отдает ее обратно. Например, если в ванных комнатах влажность будет адсорбироваться в дерево, то со временем она может стать слишком насыщенной. Поэтому мы советуем в рубленых домах запланировать глиняные элементы, которые не только внешне прекрасно сочетаются с деревом, но и дают ему дополнительную защиту. Во-вторых, многие хозяйки отмечают, что в домах с глиняными штукатурками практически не «потеют» окна и не образуется на стенах плесень.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Штукатурка не отваливается и не откалывается?

Глиняная штукатурка не отвалится, если она нанесена на надежную жесткую поверхность опытным мастером. Но, как показывает опыт, она может откалываться, как и любая другая штукатурка (цементная, гипсовая). Возможность откалывания углов снижается при их закруглении, кстати, сейчас это очень популярный элемент отделки.

Каким образом можно с поверхности штукатурки убирать пыль? Можно ли штукатурку протирать?

Поверхность штукатурки (натуральной, загрунтованной казеиновой грунтовкой или покрашенной казеиновой краской) очищается так же, как обои или поверхности стен со стандартными красками, – чаще всего веником или пылесосом с мягкой насадкой. Там, где нужно поверхность штукатурки протирать или мыть (ванные комнаты, санузлы, кухни), мы рекомендуем выбирать марокканскую штукатурку Таделакт.

Трескается ли штукатурка после высыхания?

Глиняная штукатурка сама по себе не трескается. Для полной уверенности мы используем арматуру: мешковину изо льна или джута. Могут возникнуть трещины, если, например, многоквартирный дом еще не дал полную усадку (что происходит в течение нескольких лет после постройки дома).

Каким способом ремонтируется отколотая или треснувшая штукатурка?

Отколотую или треснувшую штукатурку легко отремонтировать после увлажнения стены с помощью войлочной гладилки.

Дорогое ли это удовольствие – глиняная штукатурка?

Стоимость нанесения глиняной штукатурки под покраску вместе с материалами составляет приблизительно столько же, сколько и гипсовая штукатурка со шпаклевкой под покраску.

Гончарное искусство пришло к нам с таких незапамятных времен, что и сосчитать тяжело. При этом, раньше свойства исходного материала мастера могли проверить только на ощупь и этот способ, надо признать, является наиболее эффективным и сегодня. Хорошая гончарная глина, которую используют в мастерских, безусловно, идеальна для лепки и в домашних условиях.

Какой может быть глина для гончарного дела?

Конечно же, материал должен быть достаточно упругим и твердым, чтобы приобретать заданную мастером форму и с легкостью выдерживать ее. Кроме того, выбранная глина обычно достаточно жирная (только такая и подходит для лепки), податливая и тяжелая.

Что касается окраски, то гончарная глина может быть белой или серой, голубой или зеленоватой, коричневой или красной.И все это, конечно же, сделано самой природой. Причина тому вполне объяснима — будучи минеральной осадочной породой, глина содержит массу примесей и именно они являются ключевыми в формировании окраски последней. В целом же, если не вдаваться в химию, то чем темнее глина, тем большее количество органики в ней содержится.

Как правильно выбрать глину?

На самом деле, подходящий для гончарства материал можно найти практически везде. Разница только в том, что некоторая глина является практически сразу готовой к использованию, а в прочих случая придется повозиться, отмучивая ее, приводя тем самым в нужный вид. Пригодность к лепке найденного Вами материала можно проверить простым экспресс-способом — из влажной глины стоит скатать жгутик, толщиной примерно “в указательный палец” и согнуть его пополам — место сгиба не должно содержать трещин или же они должны быть крайне незначительны и едва заметны.

Цветовые особенности глины

Как уже было сказано, глина для гончарного дела может иметь самый разный цвет, но, по большому счету на самом процессе лепки это не отображается никоим образом. Другое дело, что на одной из его стадий изделие может изменить окрас. Исключением является только белая гончарная глина — только лишь при увлажнении она обретает едва уловимую серость, но даже после обжига готового изделия, оно сохраняет первобытную девственную белизну.

Во всех остальных случаях обычно изделия меняют свой цвет. Причем, случиться это может, как при сушке, так и во время обжига.

С чего начинается гончарное дело и где лучше всего взять глину

Объясняется это выгоранием органических соединений, которые “окрашивали” глину. По этой причине красить сырую глину не рекомендуют, ведь предугадать. как пойдет процесс на каждой из стадий достемено нельзя (особенно в домашних условиях) и в итоге вместо ожидаемого зеленного оттенка можно получить розовый или бурый вместо красного. В виду этого, обычно применяют довольно простую классификацию глин по “конечному” цвету. К примеру, белая окраска характерна для беложгущейся глины, оттенки от светлого желтого до светлого розового для светложгущейся, а от коричневого до темного фиолетового — для темножгущейся.

Нужно это больше для того, чтобы понимать, как правильно подобрать цвет для дальнейшей покраски высушенных изделий, а также для определения температурных диапазонов, в которых должны происходить стадии изготовления гончарных изделий.

Гончарная глина: виды, характеристики, работа

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам». Так, качественная глина для лепки, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Керамика: как подобрать глину для лепки

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам».

Керамика. Подотовка глины для керамических изделий.

Так, качественная, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Сделанные собственными руками декоративные элементы будут идеально смотреться в интерьере вашего дома. Кроме того, вы сами сможете создавать практичную и прочную посуду, которая будет абсолютно экологически безопасной.

Виды глины гончарной, ее характеристики

Чтобы изделие прослужило максимально долго, нужно правильно выбирать глину. Первоочередное внимание обращают на ее следующие свойства:

  • усадка (огневая, воздушная);
  • водонепропускаемость и пр.

Она продается в виде сухой смеси, но в таком состоянии оценить ее характеристики не представляется возможным. Однако, в хороших интернет-магазинах обязательно указывают все эти характеристики, а также состав.

Глина может быть: белая, красная, пористая, фарфоровая, грубая керамическая, каменная. Есть также особый вид — майолика, она характеризуется повышенным содержанием глинозема. Из нее производят фаянсовую посуду, которая обжигается при низких температурах.

Самая основная характеристика — состав природного материала. Качественная глина содержит следующие минералы: каолинит, корунд, пирофиллит, диаспор, силлиманит и др. Если же в ней наблюдается высокий процент кварца, гипса, пирита, то она отличается пыльностью и считается загрязненной.

Подготовка глины к работе

Если вы любите путешествовать, то можно легко найти природный материал в любой точке Земного Шара, но без специальной подготовки вы вряд ли получите из него хорошую и качественную глину. Поэтому лучшее решение — купить готовую смесь или брикет с специальном магазине. Цвет может быть изменен при помощи пигментов.

Смесь попросту заливается водой в указанных пропорциях. Через некоторое время, когда вода полностью впитается, вы получаете массу, по консистенции напоминающую тесто. Ее нужно хорошо пробить и уплотнить колотушкой. После этого можно приступать непосредственно к лепке вручную или с помощью гончарного круга. Если же она уже готова к использованию, ее достаточно хорошенько размять, чтобы она не липла к рукам.

Гончарная глина для гончарного круга

Гончарные работы

В местностях с глинистой почвой для многих может иметь смысл изготовление различных глиняных изделий и посуды. Ремесло это носит название гончарного.

Для гончарных изделий может применяться глина различных сортов. Самой лучшей считается белая глина или каолин, встречающаяся в юго — западных губерниях нашего Союза и в Восточной Сибири. Другой сорт белой глины — огнеупорный — встречается и в центральной области. Самой же распространенной является обыкновенная красная глина, встречающаяся всюду. Она легко плавится, вследствие большого содержания плавней, т. — е. таких веществ, которые при сравнительно небольшой температуре — ниже 1200е — способствуют ее спеканию и остеклянению.

При обжиге красная глина получается от красного до темного, красно — бурого цвета. По своей способности принимать тонкие формы; она вообще уступает белым глинам и чаще всего (при большой примеси песка) идет на изготовление кирпичей, а в случае небольшой примеси песка — и для грубых гончарных изделий.

Кроме того, следует различать глины жирные и тощие; первые не содержат песка, жирны на ощупь и весьма медленно испаряют влагу. Благодаря этому при высыхании они трескаются. Тощие же глины при растирании между пальцами дают чувствовать примесь песка и не растрескиваются при высыхании, так как этот песок служит как бы связывающим скелетом. Цвета глины зависят от различных минеральных и растительных примесей, из которых последние при обжиге выгорают и не оставляют следов, в то время как минеральные закрепляют на изделии ту или иную окраску. Следует отметить, что глина с растительными примесями является худшим материалом, т. к. выгорание органических веществ при обжиге оставляет после себя мельчайшие поры, во многих случаях, конечно, весьма не желательные.

Выбирать для гончарных работ нужно такую глину, которая при высыхании не начинала бы коробиться и трескаться, но в то же время и не была бы слишком тощей, так как в этом случае изделия получатся слишком хрупкими и будут иметь к тому же некрасивый шероховатый вид. На практике можно определить пригодность глины следующим образом: скатав из глины жгуток, обвертывают его вокруг пальца, и если глина на изгибе не потрескается, то может считаться пригодной. Кроме того, хорошая гончарная глина должна при сдавливании пальцами давать ясные отпечатки последних. Кроме того, глина должна быть свободна от посторонних примесей, камешков, корней и т. п.

Глина, только — что вынутая из земли, обработке поддается плохо; поэтому, если найдена глина удовлетворяющая требованиям гончарного дела, то нужно запастись известным ее количеством и приступить к ее подготовке для работы. Для этого глину размачивают, проминают и приготовляют из нее мягкое, совершенно однородное тесто. Последнее возможно только тогда, когда глина проморозится, для чего ее следует разложить с осени грядками, перемешивая время от времени лопатой для того, чтобы в теплые дни она не проросла травой. Во время мороза вода, содержащаяся в глине, раздробляет ее отдельные твердые комочки и придает всей массе глины однородное сложение; глина делается рассыпчатой и при смачивании легко впитывает в себя воду. Смачивать глину можно в чем угодно, при чем хорошо еще оставлять ее мокрой, ежедневно перемешивая около недели; тогда в глине развивается брожение — другими словами, начинают перегнивать все оставшиеся в ней органические примеси, что легко узнается по появляющемуся неприятному запаху. Глина, обработанная таким образом, приобретает еще лучшие качества, в смысле податливости в формовке и меньшей браковке при обжиге.

Для грубых изделий глина считается пригодной, если при продавливании в размоченном виде между пальцами не дает нераздавливаемых комков; для более тонких изделий глину процеживают, заливая в холщевый мешок, разминая его ногами и собирая осадок, отстоявшийся из выцедившейся воды.

Мнут глину при небольшом количестве прямо руками, а при большом — ногами. Для того, чтобы в перемятой глине не осталось пузырьков воздуха, ее еще перебивают, т. — е. разрезают проволокой ком глины, бросают один кусок на другой, слепившийся ком опять разрезают и проделывают несколько раз то же самое. Надо только бросать один ком на другой, ровно разрезанными частями, иначе результат может получиться как раз обратным. Кроме удаления воздуха, сбивание служит еще и для уплотнения глиняной массы, так как в этом случае изделия получаются плотнее и крепче. Перемятое и отбитое глиняное тесто уже годно для формования. Лучше заготовить его порядочный запас, так как чем дольше оно лежит, тем лучше становится; для того же, чтобы оно не пересыхало, его следует укрыть холстом, поддерживая последний во влажном состоянии.

На практике не всегда бывает возможно найти такую глину, которая имела бы все требуемые свойства. В этом случае качества, недостающие в одной глине, дополняются подмешиванием известного количества глины другого сорта — противоположного первому по качеству. Так, например, жирную белую глину смешивают с тощей красной и т. п. Для того, чтобы установить, какое количество примеси нужно брать для того или иного сорта глины, нужно сделать несколько пробных вещиц из глин, смешанных в разных пропорциях, высушить эти вещи и обжечь; лучшей смесью будет та, которая не даст при этом трещин и приобретет наиболее красивый цвет.

Конечно, смешивание должно производиться весьма тщательно, чтобы глиняная масса приняла вполне однородный вид как по цвету, так и строению. Последнее лучше всего достигается путем смешивания глины в виде мелко — измельченного порошка и уже позднейшего смачивания.

Следует отметить, что все указанные способы определения пригодности глины, хотя и имеют широкое применение в практике гончаров, могут оказаться недостаточно доступными и точными для гончара начинающего. Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской гончарного производства, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда — либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Самая выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным]кругом (рис. 119). В простейшем случае гончарный круг может быть устроен из старого колеса от какого — нибудь экипажа, с приделанным к нему конусообразным металлическим нижним концом оси. Под этим конусом устраивается конусообразное же углубление — подшипник для него, в котором ось могла бы вертеться с наименьшим трением. Верхняя, длинная часть оси проходит сквозь отверстие крышки стола и снабжена диском, на котором, собственно, и производится формовка. Вся комбинация должна быть так уравновешена и отрегулирована, чтобы не могла вертеться произвольно, качаться при вращении и могла бы от одного толчка ногой в нижнее колесо сделать большое количество оборотов. Для уменьшения трения все трущиеся части можно, конечно, смазывать.


Рис. 119. Гончарный круг

Самая формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи делаемого предмета. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока.

Что надо знать о гончарной глине?

При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезывает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — как говорят, спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине в массе прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700 — 800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2 — 3 часов действия огня, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию огня в течение еще 3 — 4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2 — 3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2 — 3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Описывать здесь цветные глазури мы не будем, во — первых, потому, что они требуют и более сложного оборудования, и тонкого обращения в работе, а во — вторых, — те глазури, с которыми еще мог бы справиться начинающий гончар, все содержат в себе, в качестве составной части, свинцовый глет — ядовитое вещество, применение которого для глазурования гончарных изделий вообще следовало бы запретить.

Нашему читателю мы лучше посоветуем производить окраску глины еще перед ее формовкой — посредством подмешивания в нее порошков натуральных минеральных красок, или же окрашивать уже готовые изделия эмалевой краской, продающейся во всех москательных магазинах.

Особо следует остановиться на производстве обжига гончарных изделий и прежде всего, на устройстве — служащих для этого, печей.

Гончарная печь представляет собой довольно сложное устройство — ее следует выкладывать с таким расчетом, чтобы и топлива уходило в работу меньше, и холодный воздух, идущий из поддувала, нагревался бы перед тем, как попасть в обжигальное пространство, и чтобы в этом последнем тепло распределялось не только как можно равномернее, но и могло регулироваться — но желанию направляться в то или иное место обжигального пространства.

Последнее необходимо потому, что во время работы может понадобиться очень тонкая регулировка нагрева той или иной части пространства, загруженного обжигаемыми изделиями.

Поэтому, помимо труда изготовить хорошую печь, гончар должен еще и изучить ее в работе, чтобы иметь возможность обращаться с ней в совершенстве и получать от нее максимум того, что она может дать.

Складывать печь следует на шанцах из поставленных на ребро строительных кирпичей; связующим материалом служит печная глина со значительной примесью песка для предотвращения растрескивания. Внизу делается топливник с поддувалом и над ним площадка точно таких же размеров, для загрузки обжигаемыми изделиями. Из топливника должны быть выведены ходы, пропускающие продукты горения (но не самое пламя) в обжигальное пространство, а также для обогревания обжигательной камеры со всех сторон и для подогревания поступающего из поддувала холодного воздуха. В самом обжигальном пространстве должно быть устроено известное число заслонок, открывание которых позволило бы отклонять тягу горячих газов в ту или иную сторону этого пространства. В дверцах печи должны быть устроены наблюдательные окошечки, защищенные синим или дымчатым стеклом. Дымоход должен давать безукоризненную тягу и также снабжается заслонкой, являющейся основным регулятором тяги, а следовательно и температуры печи.

В качестве горючего может служит любое сухое топливо — антрацит, древесный уголь, березовые дрова, а также нефть или газ, о которых, в виду сложности оборудования такой топки, мы говорить не будем.

Работа по производству обжига начинается установкой изделий в печь, которая при этом не должна быть совершенно холодной. Загрузка изделий требует большого навыка, так как всегда желательно использовать обжигальное пространство полностью и, в то же время, дать всем изделиям равномерный обжиг. Обычно изделия устанавливаются в несколько рядов как по всему поду печи, так и в несколько рядов вверх, стоящих прямо один на другом.

При этом, зная свойства данной печи (выявившиеся уже на практике), изделия расставляют и с учетом более или менее сильно прогревающихся зон обжигального пространства — т. — е. те изделия, которые требуют слабого обжига, ставят в места, прогревающиеся хуже, и наоборот.

После загрузки устье обжигальной камеры закрывается, в топливном пространстве разводится огонь, который поддерживается не сильным 1 — 1 ½часа, затем постепенно начинает усиливаться и в течение двух часов доводится до максимальной силы. После этого пламя постепенно ослабляется, и когда обжиг можно считать законченным, закрывают трубу и поддувало и дают печи, с заключенной в ней посудой или другими изделиями, охладиться до такого состояния, когда выгрузка уже не составит никаких затруднений — когда температура вынимаемых изделий перестанет быть не только болезненной, но и неприятной для рук.

Ни в коем случае не следует подвергать обжигаемые предметы резким изменениям температуры, и потому мы еще раз должны отметить, что нужно обращать самое тщательное внимание на соответствующую загрузку печи, т. к. во время обжига, если окажется, что часть изделий уже готова, а другая нет, то уже нельзя будет открыть дверцы и эти готовые изделия выгрузить.

Впуск холодного воздуха, который при этом неизбежно произошел бы, отразился бы вредно на всем содержимом обжигального пространства. Что же касается точного установления готовности обжигаемых изделий, то это производится как путем наблюдения в упомянутые выше специальные окошки, так и на пробных пластинках, сделанных из глины того же состава, что и остальные изделия, загруженные в печь, и расположенных в печи так, чтобы каким — нибудь тонким металлическим крючком их было бы легко вытащить, не открывая; при этом настежь дверец.


Рис. 120. Схема хорошей обжигательной печи для гончарных изделий. А — топка; Б, Г — каналы, по которым равномерно распределяется тепло; В — помещение для посуды с решеткой внизу; Д — ходы поддувала. Стрелками показано направление движения проходящих через печь теплых и холодных струй воздуха

Для удобства захватывания таких пробных пластинок, в них или проделываются, соответствующие применяемым крючкам, отверстия, или же им придается соответствующая форма — вылепливается на пластинке какой — либо крючок или ушко и т. п.

Дороговизна постройки специальной печи заставляет многих кустарей обжигать свои изделия в обыкновенных русских печах. Здесь их ставят в несколько этажей прямо на аккуратно уложенные мелко наколотые дрова, осторожно разжигают их при закрытой заслонке до тех пор, пока пламя не захватит равномерно всей массы дров, и лишь после этого открывают заслонку. При этом способе надо очень внимательно следить за тем, чтобы дрова при горении равномерно оседали, иначе посуда рухнет и все придется начинать сначала. Это очень крупное неудобство, с которым приходится считаться особенно малоопытному работнику.

Глина и керамика своими руками

Оригинальные рисунки, чертежи, схемы, практические советы, заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины - керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я.Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Примеры работ глиняных изделий

1. Кувшин чернолощенный. Современная работа.

2. Кувшин для воды. Дагестан. Терракота с поливой. Современная работа.

За гончарным кругом

Штоф. Терракота. Роспись. Современная работа.

2. Поставец. Роспись. Глазурь. Современная работа.

Индюк. Современная работа.

Декоративные птицы. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа.

Блюдо, декорированное рельефом.
Тонированная глазурь. Современная работа.

Декоративное блюдо. Роспись ангоба. Украина. Современная работа.

Кумган (квасник). Подглазурная роспись. Современная работа.

Барыня и птица.
Игрушки-свистульки. 1972. Т. Н. Зоткин.

Изразцы XVIII-XIX веков.

Барыня и звери. Игрушки-свистульки. Мастера села Абашево, Пензенская область.

Кормилица. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа. Собачка-свистулька. Современная работа

Модница. Современная работа.

Уездная барышня. Современная работа.

Лягушка-путешественница. Современная работа.

Огонь-олень. Современная работа.

Следующий раздел: Не боги горшки обжигают

Подготовка глины к работе

Чаще всего звучат вопросы нам, какую глину использовать для керамики. Действительно, глин много и кажутся доступными. Но как подготовить и самое главное как работать с ней. Все ли так просто в подготовке…

Почти в каждой области имеется месторождение глины. Многие наверное так и начинали…просто накопали. Моя первая глина была из местного карьера, где эту самую глину и добывают. Этополезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предварительную подготовку и опробование. Почему бы и нет!

Опытный путь долгий, но так работали гончары всегда…опыт, опыт и опыт. Дешево, но сердито! Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

И так, приступаем.

Во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту.

Для формирования изделия нужна хорошо подготовленная глина, чтобы понять ее качества. Т.е. уже просто накопать и вылепить, не вариант. Вот как в целом выглядит весь процесс.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года.

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски.

Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молотком, засыпают в невысокую емкость, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5 - 10 см. По истечении суток и после размешивания деревянным веслом образуется глинистая, имеющая густоту сливок суспензия.

Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито и оставляют стоять на несколько дней.

Глина для лепки и гончарного дела и шликерного литья — своими руками

За это время глина осаждается на дне. Затем воду удаляют при помощи сифона или через отверстия, просверливаемые по высоте емкости на расстоянии 2 - 3 см друг от друга и закрываемые пробками на время отстаивания глины.

Когда излишняя влага из глины испарится, что можно ускорить легким выпариванием в эмалированных тазах или оцинкованных противнях, она станет достаточно плотной и пригодной для ручной обработки.

Глину можно хранить в плотно закрывающемся оцинкованном изнутри ящике. В нем ее оставляют на вылеживание, или, как говорят, на «дозревание».

В оснащенных керамических производствах для удаления избыточной влаги из жидких масс применяют различные фильтр - прессы, а не выпаривание, ибо при выпаривании в некоторых глинах остается слишком много растворимых солей, мешающих дальнейшей их обработке (глазурованию и др.).

Лучшим, чем выпаривание, является способ подвешивания влажной глины в плотных холщевых мешках, которые в дальнейшем укладываются на гипсовые доски, однако, если ткань мешков не очень плотная, вместе с водой удаляется много тонких глиняных частиц, а при очень плотной ткани процесс обезвоживания слишком затягивается; в последнем случае мешки следует нагрузить.

Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучшаются его качества.

Сложенную в оцинкованном ящике массу можно покрыть влажной мешковиной или разместить ее на досках, поддерживаемых брусками на 7 - 8 см выше уровня воды, в которую погружены лишь концы покрывающей ткани.

Стадии состояния глиняного теста

Свойства глиняного теста на различных стадиях влажности являются важными характеристиками при манипуляциях с ним.

1. В весьма мягком пластичном состоянии глина легко формуется даже под небольшим давлением (очень податлива), но она прилипает к рукам и не выдерживает большого веса при наращивании высоты изделия, т. е. деформируется.

При этом размеры изделий в процессе высушивания слишком сокращаются, особенно если глина «жирная» (в массе много воды).

2. В умеренно пластичном состоянии глина также легко принимает ту или иную форму при небольшом давлении, и отдельные куски ее могут соединяться друг с другом. Но в таком состоянии она уже выдерживает давление наращиваемых стенок довольно больших сосудов.

Она не прилипает к рукам, но стоит лишь добавить в нее очень немного воды, как она снова становится чрезмерно липкой. Это может служить критерием оптимального рабочего состояния глиняного теста до добавления воды.

Данная консистенция чаще всего пригодна для формования сосудов и некоторых скульптурных изделий.

3. В окрепшем, но еще пластичном состоянии глина может формоваться лишь под большим давлением; непосредственно соединить два куска трудно. При скручивании глиняного жгута в нем легко образуются трещины.

В таком состоянии глина еще может подрезаться или зачищаться.

Сокращение размеров изделий при сушке гораздо меньше, чем в первых двух состояниях.

4. В следующем, уже довольно жестком состоянии глина деформируется с изломом; размеры изделий почти не сокращаются.

При простукивании глина издает звук, исходящий как бы от сплошного тела. Поверхность ее начинает чуть-чуть осветляться; это так называемое кожетвердое состояние.

Соединить два куска можно лишь при помощи склеивающего жижеля, т. е. разбавленной в воде до густоты сливок той же глины.

5. Последнее по влажности состояние характеризуется хрупкостью, при которой почти исключается возможность, даже при быстрой сушке, образования трещин.

Поверхность, например, красножгущихся глин становится светлой (выцветает). В таком состоянии глину можно полировать или зачищать наждачной бумагой, а также осторожно зачищать влажной губкой.

Для ручного формования наиболее подходит второе состояние, т. е. нормальное рабочее состояние.

По тем или иным причинам глиняное тесто может или пересохнуть, или быть слишком влажным; тогда следует изменить его влажность.

Доувлажнение и подсушивание (подвяливание) массы

Влажная глина обычно впитывает воду весьма медленно, а поэтому сформованная в виде грубого ролика она должна быть разрезана на тонкие лепешки латунной или стальной проволокой («струной»), натянутой между деревяшками, т. е. разрезана.

Лепешки, выложенные на влажную гипсовую доску или столешницу, обрызгивают водой до тех пор, пока они не приобретут нужную консистенцию.

После этого их можно соединять.

Подвяливание массы осуществляют, переминая ее на сухой и чистой гипсовой доске или круге.

Затвердевший гипс представляет собой весьма пористый материал с капиллярными канальцами, быстро оттягивающими излишнюю влагу. Гипсовая доска не должна иметь трещин и крошиться, чтобы не загрязнять массу гипсовыми частичками, а если она давно лежала открытой, то ее поверхность следует слегка «прошлепать» небольшим куском глины для очистки.

Обработка массы для формования

Перед формованием любая вылежавшаяся масса, состоящая из одной природной глины или из смеси сырьевых компонентов, должна быть «перебита» или перемята для удаления из нее, пузырьков воздуха и получения совершенно однородной консистенции. Для этого существует ряд способов - как ручных, так и машинных.

Опишем способы, применяемые при обработке малых количеств глины.

  • Первый способ заключается в том, что на деревянной доске скатывают ролик глины и, держа в обеих руках, скручивающим движением разрывают его на две части, а затем один кусок переворачивают и «сошлепывают» с другим. Все это повторяют пятнадцать-двадцать раз, для проверки, однородности перерезают ролик проволокой и осматривают, равномерна ли ее структура по разрезу.

Если глины требуется немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобнее перебить на столе.

  • Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты выше головы бросают его с силой на верстак. Затем его «сошлепывают» в колобок и разрезают в направлении вдоль стола латунной проволокой на два куска.

После этого верхний кусок бросают срезанной стороной кверху, а подрезанный нижний, не переворачивая, с силой бросают на бывший верхний.

Сделав срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом кверху, а на него второй кусок - тоже срезанной стороной кверху. Этот цикл повторяют примерно двадцать раз (можно перебивать массу и другими способами).

В некоторых случаях, если к пластичной массе прибавляют отвердевшие глиняные обрезки, то их предварительно доувлажняют и перебивают вместе с массой деревянным молотком.

На основе материала книги А. И. Миклашевского (Кандидата химических наук) «Технология художественной керамики» и собственного опыта. Статью подготовила Герасимова София

Задавайте вопросы!


Вы, конечно, занимаетесь повышением плодородия почвы на своем садово¬огородном участке? Безусловно, как же без этого. А вносите ли вы в почву, да и в компост (как компонент) еще и глину? Зачем? - удивятся многие.
Что же такое глина? Определение берем из энциклопедии: «Глина - пластическая осадная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов (каолинит, ментимопиллонит, гидрослюды и др.)». Девять из десяти овощеводов используют ее лишь для кладки печей и в отдельных случаях для изготовления кирпича. А ведь глина - полезный компонент для повышения плодородия почвы на земельном участке, а не помеха, как предполагают некоторые садоводы¬любители, а потому и выбрасывают ее с садово¬огородного участка. Следует только знать, как и куда правильно ее применять.
В популярной агролитературе глинистые почвы характеризуются как те, в которых преобладают глинистые фракции (размером менее 0,001 мм), со слабой водо¬ и воздухопроницаемостью, большой связностью. Такие почвы медленнее прогреваются, быстро переувлажняются, заплывают, образуя плотную земляную корку, которая прекращает либо ослабляет поступление атмосферного воздуха, необходимого для дыхания корням растений, почвенным микроорганизмам, а также препятствует выводу из почвы углекислого газа, сероводорода и др., присутствие которых крайне вредно для роста и развития растений.
Но вот в одном из журналов по агротехнике задается вопрос: «Глина лучше чернозема?» В «Обиходной рецептуре по садоводству» П. Штейнберга есть такие строки: «На жирной черноземной почве, особенно на свежеудобренной, сеянцы облепихи легко подгнивают, хотя всходы показываются чрезвычайно дружно». Следует обратить внимание на состав земли, на которой производится посев облепихи: «Лучшая земля для этой цели - глинисто¬дерновая, хорошо переработанная и смешанная с большим количеством песка». И хотя это было сказано в далеком 1911 г., этот совет старины действителен и в наше время.
Что касается глины, то хотелось бы обратиться к своему скромному опыту в этом плане. При освоении своего маломерного земельного участка накопилось довольно много глины. Часть ее действительно ушла для кладки двух печей и других хозяйственных нужд. Другая же часть глины хранилась в трех удаленных друг от друга кучах. Сначала эта глина больше никак не применялась. Пока не оказалось, что посадки картофеля, сделанные вблизи глиняных куч, дают гораздо больший урожай, чем другие, при одинаковой агротехнике. В чем тут дело? А в том, что глинистый субстрат (а это пока перерабатывали, да свозили в кучи, уже была не чистая глина, а скорее суглинистая почва) от атмосферных осадков самопроизвольно стекал к картофельным посадкам, и картофелю это «нравилось». Как оказалось уже в дальнейшем, глина была нужна не только картофелю, но и посадкам лука, другим овощным культурам, но особенно садовым деревьям и кустарникам. Применима глина как компонент в компостах, там тоже вырабатываются питательные вещества и гуминовые кислоты для растений. Нужна она при перекопке почвы, для сохранения корней при посадках и пересадках культур.
Но как применять эту глину для перечисленных дел? Глыбами и комьями - не получится, в таком виде она не смешивается ни с почвой, ни с компостной массой долгие, долгие годы. В тоже время глина, как почвенный компонент, конечно, в просушенном и измельченном до порошка виде для сада, огорода, в цветоводстве нужна везде. Почему? Прежде всего, потому, что измельченная до порошкообразного состояния сухая глина, внесенная в почву, улучшает ее механический состав, физическое состояние, влагоемкость. Мельчайшие питающие мочковатые корешки легче проникают в структуру почвы, улучшается аэрация. Это относится ко всем почвам. Что касается песчаных почв, то ежегодное внесение глинистого связующего материала с органическими удобрениями позволяет окультурить их в течение 3¬5 лет. Поскольку органические удобрения в песчаной почве разлагаются и минерализуются быстро (хорошая аэрация), то и вносим их в повышенных дозах - 10¬15 кг на 1 м2. Вопрос глинования песчаных почв в «Садоводе» освещался уже не раз, поэтому подробно на этом останавливаться не будем.
Продолжим разговор о глине как почвенном компоненте. У меня сложилась своя система приготовления глины. Она заключается в следующем. Глину в нужном для работы количестве рассыпаю слоем в 5 см на металлический, а лучше на толстый фанерный лист, где она просушивается и проветривается на солнце и ветру в течение 10¬15 дней (в зависимости от погодных условий). Почему так долго? Глинистый грунт должен просушиться и выветриться, освободиться от закисей железа и алюминия это, во¬первых. Ну, а во¬вторых, это нужно для его тщательного измельчения в порошкообразное состояние. Дроблю глиняный состав кувалдой или топором прямо на вышеуказанных листах, приспособив к ним бортики из реек или стволиков кустарников для того, чтобы содержимое не разлеталось по сторонам.
Измельчение надо выполнять тщательно, чтобы не возвращаться к этой работе после просеивания состава. А пропускать измельченную глину через сито или грохот надо обязательно, т. к. никакие глиняные комочки ни в почве, ни в компосте не нужны. Можно применить измельченный до состояния крупнозернистого, промытого от илистых отложений речного песка, древесный уголь.
При освоении же кислых глинистых почв требуется известкование повышенными дозами извести (1¬1,5 кг/м2). Можно для раскисления применить и другие известковые материалы (мел, сажу, древесную или травяную золу). Все это вносится под основную осеннюю перекопку, как фосфорные и калийные удобрения. Сухая порошкообразная глина мною тщательно перемешивается с компостом, дерновой землей, высушенным и выветренным торфом, песком в соотношении: 0,3:1:1:1:1. Сюда же вносится около литровой банки древесной золы на 10¬литровое ведро состава. Тщательно перемешиваем, и уже как огородную смесь вносим в почву, преимущественно под картофель. Такая же подкормка вносится под лук и другие овощные культуры.
Теперь несколько слов об облепихе в связи с рассматриваемой проблемой. Весна - лучшее время для ее посадки. Известно, что облепиха на тяжелых глинистых почвах не растет. Но практика показывает, что внесение глины в составе других компонентов, о которых уже говорилось выше, да еще с добавлением 200 г суперфосфата и 30 г калийной соли на 1 м2 посадки, очень полезно для облепихи. Культура хорошо растет и плодоносит. Это же наблюдение относится и к землянике, и клубнике. Почва для сада тоже должна быть суглинистая или супесчаная, значит, и здесь необходимо наличие глины в том же составе и качестве, о котором говорилось выше.
А если уж информировать о глине более подробно, то интересно будет отметить, что глина еще и целительница. Об этом рассказывает Л. В. Фесенко: «Глину, взятую из глубины, желательно несколько дней прогреть на солнце, она станет сильнее, зарядившись солнечной энергией. Готовят ее, размачивая в теплой воде, травяных отварах. Применяют в виде аппликаций и ванн.
Аппликации. Слой подготовленной глины (1¬2 см) распределить на хлопковой ткани и положить на тело в районе болезненных ощущений. Сверху - клеенку или целлофан, на него - шерстяную ткань и теплое одеяло. Процедура занимает 2 ч. По окончании глина выбрасывается, но лучше ее закопать. Так поступали наши предки.
Ванны. В теплой (37… 39 ˚оС) воде растворить глину, чтобы вода помутнела. Принимать ванну 10¬30 мин - процедура хорошо очищает организм. Специалисты утверждают, что противопоказаний нет. Но людям с больным сердцем следует проявлять осторожность».
И. Кривега
Газета "САДОВОД" №33, 2010г.

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки - обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» - ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще - ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, - шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10- 15% песка.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая - красной, а синяя и черная - белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике - специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

Качественная глина для кладки печей – одно из самых важных условий надежности и долговечности будущего отопительного сооружения, Глина может быть приобретена в специализированном магазине или добыта собственноручно. Но в любом случае необходимо не только уметь ее правильно подобрать, но и соответствующим образом подготовить к

Существует немалое количество различных сортов глин, и далеко не каждый из них подойдет для кладки печи. Поэтому и стоит разобраться в том, из чего состоит это вещество, какими качествами оно должно обладать, чтобы его можно было применить для строительных работ такого рода.

Казалось бы, смешной вопрос — каждому из нас это природное ископаемое известно с детства. Тем не менее, далеко не все знают компонентный состав глины и ее специфические свойства,применяемые в строительной практике.

Состав глины

Минеральные составляющие глины могут по своему процентному составу существенно различаться, но во всех ее типах обязательно присутствуют вещества из таких групп, как монтмориллониты и каолиниты или другие слоистые алюмосиликаты. Этот вид природного материала содержит в себе различные примеси в виде песчаных и карбонатных частиц, но основной его состав — это оксид алюминия – до 39%, каолинит – порядка 47% и вода 14%.

Во многом состав глины зависит от способа и места ее образования. Так, выделяются остаточные и осадочные глины.

  • Остаточные глины образуются при выветривании горных непластичных пород и преобразования их в пластичные каолины.
  • Осадочные глины формируются в результате переноса выветриваемых природных продуктов и оседания их в определенном месте. Это могут быть глины, образовавшиеся на океаническом, морском или речном дне, а также на континентальной части. Морские породы разделяются, в свою очередь, на прибрежные, лагунные и шельфовые.

Глина не является редким минеральным веществом, и достаточно широко распространена по планете. Найти ее можно практически повсеместно, поэтому глину никак нельзя назвать дорогостоящим материалом.

Основные свойства глины

Глина представляет собой микрозернистое вещество, и независимо от места ее образования, она отличается своими характеристиками от других природных ископаемых. Благодаря своим свойствам она может быть использована не только в строительстве, но и в других областях жизнедеятельности человека.

  • Глина быстро впитывает влагу и под ее воздействием разбухает, при этом приобретая водостойкость, то есть способность не пропускать воду.
  • Вторым, не менее важным положительным качеством минерала является его пластичность, благодаря которой он может принимать любые формы.
  • При высыхании глина приобретает высокую прочность. Благодаря этому качеству и водонепроницаемости, ее часто используют для обустройства полов в подвалах или устройства «замков» вокруг, например, колодцев или фундамента дома.
  • Кроме этого, очень немаловажными качествами этого материала являются высокая адгезия раствора и его газоплотность.

В зависимости от пропорций ингредиентов в составе глины, она может иметь разную степень жирности. А точнее сказать – она бывает тощей, нормальной жирности и очень жирной.

Глина для печной кладки

Глину для печной кладки, уже в очищенном и измельченном виде можно приобрести в специализированном магазине, и использовать для приготовления раствора. При этом нужно учитывать, что для кладки всего ста кирпичей, имеющих стандартный размер 250×120×65 мм и положенных плашмя или на «постель», будет необходимо 20 литров раствора, который помещается в двух ведрах.

На возведение же всей печи, в зависимости от ее размера и модели, может потребоваться от 550 до 2500 штук кирпичей, не учитывая кладки и устройства фундамента. Поэтому, подсчитав расходы на необходимое количество всех материалов, вполне можно задуматься о том, чтобы сэкономить хотя бы на глине и песке для раствора, тем более, что их можно найти буквально под ногами, выехав загород.

Если будет решено провести этот несложный процесс подготовки таких материалов самостоятельно, то непременно возникнут некоторые вопросы:

  • Где можно накопать глину и найти песок, тем самым сэкономив достаточно значимую сумму?
  • Как можно определить качество материала и его пригодность для печного раствора?
  • Как правильно составить раствор, исходя из той жирности глины, которую удалось найти?
  • Как подготовить составляющие для раствора?
  • Как сделать правильный замес?
  • Какие компоненты необходимы для раствора, кроме глины?

На эти вопросы вполне можно найти несложные ответы. И начать стоит по порядку.

Как найти и подобрать глину?

Глину обычно несложно найти недалеко от любого загородного участка. Пласты этого полезного ископаемого залегают не слишком глубоко, но каждый из них может иметь разный состав. Подобные слои хорошо можно рассмотреть на крутых берегах рек или моря, а также на карьерных разработках. Именно там можно заметить, что многочисленные пласты имеют разные оттенки и плотность.

Следует отметить, что даже в одном месте каждый из слоев, в зависимости от состава, может иметь разную жирность, поэтому, подбирая нужный материал, рекомендуется взять пробы из нескольких слоев. При этом следует учитывать то, что чем выше пласт залегает к поверхности, тем глина жирнее. Поэтому имеет смысл сразу же проводить проверку средних слоев, так как в них минерал должен иметь наиболее оптимальную жирность.

В нижних пластах обычно залегает тощая глина, и если накопать ее, то раствор придется «зажирнять», добавляя в него очень жирную глину. Гораздо проще подкорректировать очень жирный состав – его можно довести до нормального состояния, добавив песок.

Растворы с использованием нормальной по жирности глины имеют хорошую пластичность, так как в ней соблюден баланс составляющих ее веществ. При высыхании кладки, эти смеси практически не растрескиваются и не дают усадки. Ну и еще, что также очень важно – с ними намного проще работать.

Жирные растворы во влажном виде очень пластичны, и с ними тоже удобно работать, но при испарении из них влаги, они начинают растрескиваются и рассыпаются крупными фрагментами. Поэтому такая глина не придаст кладке надежности и долговечности.

Тощие породы глины использовать для печных растворов не рекомендуется, они не пластичны и не дают кладке крепости.

Видео: Опытный печник делится секретами добычи качественной глины

Определение жирности глины опытным путем

Если глина добывается самостоятельно, то ее жирность можно определить сразу же на месте проведения раскопок. Для этого нужно взять в руку горсть минерала, немного смочить его водой и размять до однородного состояния. Органолептически, на ощупь можно почувствовать, насколько жирность глины высока. Если она становится липкой и пластичной, как пластилин, то это жирная порода. Тощая же глина, смятая в комок и смоченная водой, будет все равно рассыпаться. Этот вариант материала придется «зажирнять».

Существует несколько более точных проверочных испытаний жирности этого материала, и ими нужно обязательно воспользоваться, чтобы отобрать оптимальный вариант глины.

Первый способ

Необходимо взять порядка 0,5 кг глины, которая разбавляется 100÷130 мл. воды. Масса перемешивается до однородного состояния. Лучше эту процедуру проводить вручную, чтобы, как говорится, осязательно прочувствовать однородность состава, который в завершение замешивания не должен прилипать к рукам и иметь консистенцию пластилина.

Из получившейся массы нужно скатать два шарика, имеющих диаметр 40÷50 мм. Один из них остается целым, другой – сминается в лепешку. Эти опытные образцы оставляют сохнуть на два÷три дня при комнатной температуре.

Если после высыхания на подготовленных деталях появятся трещины - это говорит о том, что глина очень жирная, и в нее нужно при замешивании раствора добавить немного больше песка, чем указано в рецептуре.

Если трещины незначительны, а шарик, брошенный на стол с высоты 800÷1000 мм, не раскололся на части, то глина имеет нормальную жирность, такой сорт отлично подходит для кладочного раствора.

Второй способ

Для проверки глины вторым способом потребуется 2÷2,5 кг глины, которую разминают с помощью веселки, добавляя воду. Довести массу нужно до консистенции пластилина, и если она все равно продолжает прилипать к деревянной веселке, значит, глина очень жирная. При замешивании раствора в него добавляют больше песка, чем требуется согласно рецепту.

Глина, имеющая нормальную жирность, остается на веселке отдельными сгустками, но не прилипает к ней полностью.

Третий способ

Этот способ проверить глину на жирность считается самым точным. Чтобы провести испытание, берется 0,5 кг глины, которую замешивают с водой до состояния густого теста. Далее, из получившейся массы скатывается шарик, диаметром в 40÷50 мм. Затем, шарик сжимается между двумя гладкими дощечками до появления на глине трещин. В этом случае, жирность определяется толщиной лепешки и виду появившихся трещин.

  • Если глина имеет низкую жирность или тощая, то даже при небольшом сжатии шарик рассыплется на части.
  • Если глина очень жирная, то при сжатии на половину первоначального диаметра, образуются узкие трещины.
  • Если при сжатии шарика на ⅓ от его первоначального диаметра, на глине появятся трещины, то она имеет нормальную жирность, и хорошо подойдет для кладочных работ.

На данном рисунке можно увидеть способы проверки глины на жирность:

1 — Определение пластичности минерала:

а) тощая глина с малой пластичностью;

б) нормальная глина имеет среднюю пластичность;

в) жирная глина, пластичность высокая.

2 — Определение пластичности с помощью способа «шарик»:

а) шарик из тощей глины сжимается 1/5÷1/4 диаметра;

б) шарик из глины нормальной жирности сжимается до ½ от его первоначального размера.

3 — Определение жирности способом «жгутик»:

слева метод растягивания на разрыв –

б) нормальная;

в) жирная.

4 — Справа - способ сгибание вокруг скалки:

б) нормальная;

в) жирная.

В ходе проведения испытаний, можно сразу же корректировать получающуюся массу, добавляя в тощий раствор жирную глину, а в жирную смесь – песок. Если корректировка будет происходить на маленьких порциях, то пропорции стоит сразу же записывать, а затем, выбрав лучший вариант, использовать данные для замеса большого количества материала для

Очистка глины

Проведя экспериментальные мероприятия и оставив глиняные элементы сохнуть, можно переходить к очистке глины от гальки, корней растений и других вкраплений, которые будут мешать нормальной работе и снизят качества швов кладки.

Очистка глины может проходить двумя способами:

1. Измельчение и просеивание глины через металлическое сито, которое должно иметь ячейки размером не более 3 мм. Сухая глина плохо измельчается, поэтому весь процесс займет достаточно много времени.

2. Если выбран другой способ очистки - «мокрый», то перед его проведением глину нужно замочить и дождаться пока она разбухнет и станет мягкой. Затем, получившийся раствор протирается через сито с объемной сеткой-рабицей с ячейками в 3 мм, через которую удобно протирать глиняный раствор средней густоты.

Замачивание глины

Прежде чем приступить к очистке «мокрым» способом, глину нужно замочить. Следует сразу отметить, что и очищенная сухим способом глина замачивается точно таким же образом перед замешиванием раствора.

Сухая очищенная или неочищенная глина засыпается в емкость. Обычно для этого используют старые ванны или делают деревянные короба, затем оббивая их металлическими кровельными листами. Чтобы глина хорошо промокала, и ее легче было перемешивать, она засыпается слоями в 120÷150 мм, каждый из которых проливается водой и перемешивается. Верхний слой заливается водой так, чтобы она покрывала перемешанную глину.

Замоченную глину оставляют в таком виде набухать на период от 14 часов до суток. На протяжении этого времени ее можно периодически перемешивать с помощью лопаты, при необходимости добавляя воды.

Затем, вся масса перемешивается, в нее добавляется вода, и она снова оставляется на 14÷24 часа. По истечении этого срока состав еще раз перемешивается, и если он приготовлен из протертой глины, то может сразу применяться для приготовления кладочного раствора. Если же была замочена неочищенная глина, ее пропускают через сито в подготовленную для этого емкость.

Шамотная глина

Для некоторых отделов печи, о которых будет сказано ниже, для кладки используется шамотная глина. Эту глину в готовом виде вряд ли получится отыскать самостоятельно, так как она производится по специальной технологии, состоящей из нескольких этапов:

  • Обычную замоченную глину, обогащенную различными добавками, формуют в брикеты и высушивают.
  • Далее, идет этап обжига – этот процесс проходит при температуре 1200÷1500˚С.
  • Обожженные брикеты измельчают до состояния муки для получения шамотной глины, и до грубозернистой фракции — для получения песка.

Благодаря тому, что шамотный материал подвергается высокотемпературному обжигу, он является огнеупорным и способным выдерживать температуры свыше 1800˚С.

Шамотная глина имеет в своем составе высокодисперсные гидроалюмосиликаты. В процессе изготовления этот материал, благодаря спеканию и обжигу, приобретает следующие характеристики:

  • Гигроскопичность составляет в среднем не более 7,8% от всего объема глины.
  • Содержание влажности - не выше 5%.
  • Огнеупорность доходит до 1530÷1830˚С.
  • Размер фракции от 0,005÷0,01 мм.

Особые качества шамотной глины придают раствору на ее основе высокую пластичность, а при высыхании он приобретает прочность камня.

Изготовление раствора из этого материала не вызовет затруднений, так как он в сухом состоянии является, по сути, обычной глиной, но уже измельченной и очищенной. Поэтому с такой глиной приятно работать, а процесс замешивания состоит из следующих этапов:

  • Глиняный порошок засыпается в подготовленную емкость, например, 10-ти литровое ведро. Затем в глину заливается небольшое количество воды и хорошо вымешивается до однородного состояния. При необходимости в раствор можно добавить еще немного воды, а затем его следует оставить на 2,5÷3 суток для набухания.
  • По истечении этого срока, в раствор еще добавляется вода, и он хорошо вымешивается, масса должна иметь консистенцию густой сметаны. При этом следует отметить, что, изготавливая этот раствор, не страшно перелить в него воды, так как это легко исправляется засыпанием в полученную массу небольшого количества сухой глины.

Кроме обычной шамотной глины, в специализированных магазинах можно найти готовые составы моментального приготовления, которые замешивают непосредственно перед произведением кладки. Используя такие строительные смеси, не придется ждать целых три дня, пока глина набухнет.

Какие растворы нужны для печи?

Далеко не все начинающие печники знают, что для кладки печи используются не один, а несколько растворов, так как различные отделы имеют разную температуру нагрева.

На прилагаемой схеме определены отдельные зоны печного сооружения, в которых может быть применен для кладки разный глиняный раствор.

1 – Фундамент печи устраивается на основе цементно-песчаного раствора, но вокруг него можно сделать гидроизоляционную прослойку, своеобразный «замок» шириной в 100÷150 мм из глины, которую нужно хорошо утрамбовать.

2 – На фундамент настилается гидроизоляция из листов рубероида.

3 – Два первых кирпичных ряда обычно кладутся на цементно-песчаный раствор. Иногда в него для большей пластичности добавляют немного извести.

5 – Теплоаккумулирующая зона печи выкладывается на глиняно-песчаный раствор, способный выдержать температуру в 500÷600 градусов – именно настолько может быть нагрета данная зона.

6 – Топочная камера печи кладется из шамотного кирпича, и для ее кладки используется раствор из шамотной глины, так как температура в этой области отопительного сооружения может достигать 1 тыс. градусов.

7 – Кладка истока дымохода выполняется на глиняно-песчаный раствор. В этой области печь нагревается до 300÷400 градусов.

8 – Распушка дымохода, находящаяся под потолком комнаты, выкладывается на глиняно-песчаный раствор.

9 – Металлический короб, устроенный для пожаробезопасности вокруг трубы, может быть заполнен песком, керамзитом, вермикулитом или все тем же глиняно-песчаным раствором.

10 – Шейка дымовой трубы выкладывается на цементно-песчаный раствор с добавлением глины.

11 – Оголовок трубы, открытый воздействию атмосферных осадков, обычно выкладывается на цементно-песчаный раствор.

Если растворы будут изготавливаться самостоятельно, а использоваться в комплексе, то можно сэкономить на их приобретении до 12÷15%.

Изготовление растворов с использованием глины

Кроме того, что необходимо будет найти, накопать и очисть глину от примесей, следует знать и то, как правильно изготовить печные растворы.

Данная таблица представляет материалы, которые используются для и пропорции составления растворов.

Типы растворов Глиняный раствор Известковый раствор Цементный раствор
Используемые материалы Расход ингредиентов в объемных частях
Песок 4 2,5 3-4
Шамотная глина 1 - -
Обычная глина 1 - -
Известь - 1 -
Цемент М400 - 0,5 1

На цементно-песчаном и известковом растворе останавливаться не будем – они не входят в содержание настоящей публикации. Нас же интересуют только составы на основе глины.

Глиняно-песчаный раствор

Как уже понятно из приведенной выше схемы, «львиная доля» областей отопительного сооружения выкладывается на глиняно-песчаный раствор, именно поэтому его можно назвать основным в возведении печи. Материалы, из которых составляется данная смесь, имеют достаточно доступную цену в специализированных магазинах, но могут быть добыты и самостоятельно – в этом случае они обойдутся практически бесплатно.

Самый «ходовой» при кладке печи — глиняно-песчаный раствор

Несмотря на невысокую себестоимость, глиняно-песчаный раствор обладает удивительными свойствами, идеально подходящими для возведения печей:

  • Средняя плотность, что очень важно для расширения его при нагревании.
  • Жаростойкость до 400 градусов.
  • Максимальная газоплотность.
  • Высокая огнестойкость.
  • Глиняный раствор может использоваться вторично, если его не применяли для кладки топочной камеры.
  • Смесь можно готовить с запасом, так как срок ее годности неограничен. Если из раствора со временем испарится влага, его нужно всего лишь только разбавить водой и хорошо перемешать.
  • Экологическая чистота материала, что немаловажно для использования внутри жилых помещений.

К недостаткам глиняно-песчаного раствора можно отнести его гигроскопичность, что говорит о том, что его нельзя использовать для заливки фундамента и кладки верхней части , расположенной на улице.

Как уже говорилось выше, чтобы раствор был пластичен, служил длительное время, и с ним комфортно было работать, нужно правильно подобрать пропорции его составляющих, которые будут зависеть от жирности глины.

  • Для того чтобы масса получилась однородной, без комков и вкраплений, разбухшую после замачивания глину хорошо перемешивают с помощью строительного миксера, лопаты, или же вытаптыванием.
  • Перемешивая глиняный раствор, в него вводят просеянный песок, в ранее определенных пропорциях, а также, при необходимости, добавляют воду.
  • Готовность и пластичность раствора проверяется с помощью чистого металлического шпателя, по которому захваченная масса должна легко сползать.
  • Также очень важно добиться того, чтобы смесь имела максимальную адгезию. Для проверки этого качества раствор, слоем в 7÷8 мм, наносится на кирпич, на который сверху кладется и прижимается второй кирпич. При этом выдавливается излишек раствора, который сразу снимается, а шов при этом должен составлять около 5 мм.

Кирпичи оставляются сохнуть на 30÷40 минут, после этого можно будет проверить качество их сцепления. Для этого нужно взять получившуюся «конструкцию2 за верхний кирпич и поднять ее, то есть создать условия, чтобы нижний кирпич был на весу. Если нижний кирпич удержится на растворе, то адгезия материалов считается оптимальной, то есть раствор получился качественным и подходящим для кладки печи.

Правильность консистенции готового раствора можно проверить, проведя следующие манипуляции:

  • В приготовленную массу раствора нужно опустить смоченный в воде шпатель или мастерок. Если раствор к нему прилипает, то смесь получилась очень жирной, и ее следует «затощить», добавив небольшое количество песка. После этого все составляющие снова перемешиваются, и снова проводится проверка. Так делают до тех пор, пока не будет достигнута нужная консистенция раствора.
  • Если на поверхности готового раствора, изготовленного в идеальной консистенции и постоявшего какое-то время без перемешивания, выступает вода, это значит, что используемая в нем глина имеет недостаточную жирность. В этом случае, в раствор нужно добавить небольшое количество глины, имеющей высокую степень жирности, и вновь хорошо перемешать получившуюся смесь. В этом случае происходит изменение пропорций используемых в составе ингредиентов, то есть уменьшается количество песка, и раствор становится более жирным.
  • Если в нормальный по жирности раствор опускается шпатель, и на него совершенно не прилипает смесь – это говорит о том, что в ней не хватает пластичности, а значит, в массу нужно добавить еще какое-то количество жирной глины.
Видео: пример приготовления глиняного печного раствора

Глиняно-шамотный раствор

Как уже говорилось выше, шамотный материал обладает повышенной стойкостью к высоким температурам, доходящим до 1800 градусов, поэтому растворы, изготовленные с его применением, используются для кладки топки, где происходит его постоянный контакт с открытым пламенем. В растворе, замешанном с использованием шамотного песка, основным компонентом все равно является глина, поэтому срок его годности также неограничен. Даже полностью высохший раствор «оживет» с добавлением в него воды, и будет готов к применению.

Для замешивания раствора, на который будут выкладываться стенки топочной камеры, можно использовать следующие материалы:

  • Это может быть шамотная глина, применяемая в чистом виде или с небольшим добавлением песка.
  • Обычная белая или серая глина нормальной жирности.
  • Слишком жирную обычную глину можно «затощить», добавив в нее шамотный или кварцевый песок в пропорциях 1:1, или с помощью подбора долевых частей ингредиентов.
  • Если для возведения выбрана модель отопительного сооружения, имеющая умеренную тепловую нагрузку, такая как, например, обычная варочная плита, «голландка» или русская печка, то для кладки топки вполне можно использовать обычный глиняно-песчаный раствор с небольшим добавлением шамотного песка.
  • Для печи с повышенной тепловой нагрузкой раствор составляется из двух компонентов. В нем используется 70÷75% шамотного песка и 25÷30% обычной глины. Замешивается такая смесь так же, как и обычный глиняно-песчаный раствор:

— Обычную глину очищают и замачивают на 2,5÷3 суток.

— После этого смесь тщательно перемешивается.

— В перемешиваемую глину постепенно добавляется песок, и смесь доводится до однородного состояния и нужной консистенции.

— При испарении из любого глиняного раствора влаги, его обновляют с помощью добавления воды.

Полностью из шамотного огнеупорного кирпича, лучшим раствором для его кладки будет смесь из шамотного песка и глины, или же полностью изготовленная из шамотной глины.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при «скромном» бюджете можно найти возможность экономить на ингредиентах раствора для возведения печи. Конечно же, проще будет пойти в магазин и приобрести все необходимое в готовом виде, но при желании воздержаться от лишних затрат, всегда можно найти такую возможность.