В медицинской карточке, которую заводят на каждого ребенка, указываются все известные о нём соответствующие данные. Достаточно часто родители обращают внимание на графу «Группа здоровья», в которой проставлены какие-то цифры (с буквами или без). Группа здоровья у ребенка может быть от первой до пятой и это зависит от целого ряда обстоятельств. Нередкой бывает ситуация, когда указана группа здоровья 2А у новорожденного и молодые мамы не знают, что это означает. Врачи тоже могут объяснять всё туманными терминами, хотя ребенок является фактически здоровым и нормально развивающимся.
Порядка шестидесяти процентов всех рожденных детей сейчас относят ко второй группе здоровья. Критерии, по которым врачи определяют принадлежность к той или иной группе, различны, но по большей части унифицированы и вы самостоятельно сможете в этом разобраться без особого труда.
Врач определяет примерную группу здоровья ребенка еще с до его рождения. Благодаря УЗИ и другим современным технологиям, включая биохимический анализ, можно получить достаточно подробное представление о том, каким скорее всего родиться ребенок.
После рождения младенец оценивается по таким критериям, как физическое, психическое и нервное развитие. Все указанные критерии включают в себя готовность организма благополучно и стойко противостоять различным неблагоприятным факторам.
Кроме того, важными критериями при определении группы заболевания являются хронические заболевания, которые могут как быть, так и не быть у ребенка. Врач проводит полноценный медицинский осмотр ребенка и, ориентируясь на полученные данные, а также на результаты анализов, делает соответствующие выводы, причисляя кроху к той или иной группе здоровья.
Тут важно понимать, что при проставлении значения в графу здоровья медицинской карточки ребенка, доктор руководствуется не тем, чтобы все критерии были вместе, а обращает внимание на определенные критические факторы. Если по одному из вышеперечисленных критериев всё достаточно серьезно, то решение о группе здоровья будет принято именно такое, а не какое-то другое. По сути, фактическое отношение ребенка к той или иной группе здоровья ни несет за собой никаких проблем ни сейчас, ни в будущем. Эти отметки ставятся для других врачей, которые в течении жизни ребенка будут принимать указанные факторы и на их основе ставить диагнозы, назначать лекарственные препараты, проводить операции и обследования.
Нет смысла настаивать на том, чтобы доктор отнес ребенка к какой-то другой группе здоровья, так как это не понесет за собой никакой практической пользы. Наоборот, нужно настаивать на наиболее точном определении группы здоровья, чтобы впоследствии ребенок смогут обслуживаться другими врачами наиболее квалифицированно.
Собственно, это всё, что можно сказать по данному вопросу. Вас не должно волновать то, к какой группе здоровья отнесет доктор вашего ребенка. Но вот сама группа должна вызывать у вас внимание, так как только таким образом можно скорректировать с педиатром свои действия по уходу за ребенком, обеспечив ему плодотворное развитие, совершенствование и хорошее здоровье.
Почитать в сравнительной таблице о том, по каким факторам определяются другие группы здоровья и сравнить с 2А вы можете в соответствующих статьях. Получить же подробную консультацию по выращиванию ребенка с такой группой здоровья можно будет у вашего участкового врача.
После осмотра ребёнка у педиатра, врач может поставить отметку о состоянии его здоровья. На основании этой информации определяют степень допустимых нагрузок во время обучения.
Довольно часто родители не знают, что значит группа здоровья 2 у ребенка, по каким критериям она определяется. Разберёмся в причинах появления такой отметки, чтобы вы не волновались понапрасну.
Критерии оценки здоровья
Каждый малыш должен полноценно развиваться, для чего специалисты исследуют его здоровье. С помощью периодических диагностик можно вовремя определить начало болезни, не допустить перетекания её в хроническую стадию. На основании всех проверок педиатр делает отметку, благодаря которой грудничок может быть взят под особое наблюдение. К основным параметрам оценки относятся следующие критерии:
- существуют ли аномалии в развитии;
- физическое развитие, его степень;
- уровень развития нервной и психической системы;
- сопротивляемость болезням;
- общий анализ внутренних систем и функций;
- наследственность и хронические заболевания.
По статистике, к первой группе здоровья в России зачислено всего лишь 10% детей. Кроме того, на одном из женских форумов молодая мама рассказала, как спрашивала врача, почему дочке проставлена вторая группа. Педиатр ответил, что такое сейчас всем ставят - лучше перестраховаться, чем недосмотреть.
Как определяется тип группы
Факторы, прогнозирующие вторую и ниже группу после рождения.
Есть три группы факторов, по которым можно предварительно узнать группы здоровья новорожденных: биологические, генетические, социальные.
К биологическим факторам относят следующие отклонения во время беременности:
- неправильное расположение в утробе;
- патологии плаценты;
- отклонения по времени прохождении родов;
- неестественные роды;
- длительное нахождение в утробе после того, как отошли воды и другие.
Отдельно выделяются генетические проблемы, могущие передаваться из поколение в поколение.
Ряд специалистов ставит их в первые ряды первичных причин болезней.
К генетическим факторам относят наличие родственников с передаваемыми через поколения болезнями:
- аллергия;
- сахарный диабет;
- сердечные заболевания и другие.
К социальным факторам относят следующие отрицательные явления у родителей новорожденных детей:
- алкоголизм;
- их курение;
- хронические заболевания матери;
- половые инфекции;
- длительная работа на вредных предприятиях;
- несвоевременная беременность;
- угроза выкидыша или преждевременных родов;
- несоблюдения назначенного врачом режима во время беременности.
Есть ряд абсолютных критериев, по которым ребенку поставят ту или иную группу здоровья.
Факторы, из-за которых наверняка отнесут ко второй группе.
К ним относятся как особенности внутриутробного развития, так и отдельные патологические состояния.
На основании следующий заключений педиатр обязан внести отметку о второй группе здоровья:
- многоплодная беременность у мамы;
- раннее или запоздалое появление на свет;
- повреждение нервной системы в утробе;
- инфицирование плода;
- отклонения в массы тела от рекомендованной после рождения;
- все стадии проявления рахита;
- наследственные аномалии;
- проблемы с сердечно-сосудистой системой (аритмия, шумы, стабильное пониженное или повышенное давление);
- инвалидность по зрению;
- пониженный гемоглобин;
- более четырёх случаев острого респираторного заболевания в год;
- плохой аппетит, колики в животе;
- проба Манту положительная;
- во время периода после излечения от болезни Боткина, пневмонии и других острых заболеваний;
- во время периода после перенесения срочных хирургических операций.
В основном ко второй группе здоровья относятся дети, у которых могут развиваться хронические болезни.
Подгруппы «А» и «Б»
Самых маленьких детей из второй группы делят на несколько подгрупп.
2-А - устанавливается для детей, которые живут в неудовлетворительных условиях для их развития или имеют плохую наследственность.
2-Б - к этой подгруппе зачисляют всех, кто немного отклоняются от рекомендованных жизненных показателей, часто болеющий младенец.
В младшем школьном возрасте их состояние может не улучшиться до перенесения в первую группу. Тогда, основываясь на осмотре специалистов, делается медицинское заключение о распределении в основную или подготовительную группу для физических нагрузок.
Основная группа состоит из детей с заболеваниями, которые не влияют на возможность ходить. А также к ней относят ребят с небольшими отклонениями в весе, кожной аллергией или незначительным повреждением работы внутренних органов.
Специальная подготовительная группа (СПГ) состоит из отстающих в развитии детей из-за слабого здоровья и детей, сразу после острого заболевания или перетекания его в хроническую стадию. Занятия в такой группе могут помочь нормализовать состояний школьников. Для них разработана программа с меньшим количеством нагрузок и сниженными нормативами. Если ребёнок из такой группы устанет во время занятий, его с пониманием посадят отдохнуть.
Пересмотр состояния здоровья
Если вам нужна информация о том, что у вашего ребёнка 2 группа здоровья, вы можете найти её у медсестры детской поликлиники, это не врачебная тайна. Вам придётся брать справку для его зачисления в специальную группу на физкультуре. Только не ограждайте совсем малыша от спорта, это навредит ему, ведь для него специально разработаны лечащие упражнения.
Из-за риска патологий за группой установлен внимательный медицинский надсмотр. Педиатры практикуют определение группы здоровья путём проведения регулярного осмотра его состояния. Ребёнок может переходить из одной группу в другую благодаря тому, как изменится его характеристика.
На протяжении периода от трёх до семи лет отношение к группе здоровья пересматривается в следующем возрасте:
- три года или до принятия в детский садик;
- пять-шесть лет или до принятия в начальные классы;
- восемь лет или во время окончания первого класса;
- десять лет или при смене начальной школы на среднюю;
- двенадцать лет;
- четырнадцать-пятнадцать лет.
Если после прохождения осмотров выяснится, что жизненные показатели соответствуют показателям групп, выделенных Минздравом России, его туда зачисляют и ставят отметку.
Комплекс упражнений
Для того чтобы не подвергать здоровье школьников риску, классы нужно делить на три части: специальную, подготовительную и основную. На практике педагоги, особенно в маленьких городах, редко обращают на это внимание. В лучшем случае вашему ребёнку дадут распечатку с комплексом упражнений и посадят на лавку, «чтобы не мешал». В худшем - будут заставлять заниматься с основной группой. На всякий случай лично проконтролируйте соответствие проведения уроков рекомендациям терапевта или педиатра, делающих заключение.
Для ребёнка важно постепенно осваивать нужные навыки. Этот комплекс упражнений исключают запрещённые движения (они определяются индивидуально), физическая нагрузка равномерно распределяется. Во второй группе здоровья у детей ничего страшного просто нельзя много нервничать и, соответственно, проходить тесты на уроках. А также противопоказано участвовать в спортивных конкурсах или олимпиадах. Этим можно заниматься дома в спокойной и привычной обстановке.
- улучшение физического развития;
- формирование живого интереса к регулярному выполнению лечащих упражнений;
- освоение значимых двигательных качеств, навыков, умений;
- закаливание для лучшего противостояния болезням;
- укрепление здоровья;
- тренировка силы воли;
- убеждение в необходимости соблюдения здорового образа жизни;
- заучивание необходимых упражнений для улучшения адаптации организма к функционированию;
- закрепление привычки чередования режимов труда и отдыха, получения полноценного питания по распорядку, соблюдения личной гигиены.
Успешное освоение и выполнение этих задач поможет не только улучшить состояние организма, но и адаптироваться к взрослой жизни.
Заключение
Если вы узнали, что группа здоровья у ребенка не первая, перестаньте паниковать и тем более не считайте его неполноценным. Эти детки ничем не отличаются от остальных, придерживаются такого же распорядка дня, как и все. Единственное, что это может обозначать - необходимость проявления заботы и внимания к их здоровью, во избежание неприятных последствий. Нужно относиться к нему со всех любовью, на которую вы способны. Терпения вам в воспитании маленького чуда.
Группы здоровья риска новорожденных детей – это схема, облегчающая работу педиатров с детьми, особенно в тех случаях, когда дети появились на свет с какими-то патологиями или их адаптация к внеутробной жизни проходила с нарушениями.
Педиатр, осматривая новорожденного, пытается определить все опасности, которые могут подстерегать ребенка. Продолжительная беседа для определения группы риска для малыша является обязательной программой при первом посещении педиатра.
В последнее время выделяют пять основных групп здоровья, хотя их существует намного больше.
I группа – здоровые дети, подлежащие обобщенному медицинскому наблюдению.
II группа - здоровые дети, которые имеют риск проявления какой-либо хронической патологии и склонные к заболеваниям, протекающим с осложнениями и довольно длительно.
III группа – дети с отклонениями в состоянии здоровья, с протекающими хроническими процессами.
IV группа – к ней относят детей с врожденными пороками и субкомпенсированных младенцев.
V группа – дети-инвалиды.
Как правило новорожденные дети попадают вo II группу риска для здоровья. Это объясняется тем, что мало здоровых матерей можно встретить в наше время.
Поэтому 2 группа риска новорожденных делится на подгруппы - вторая А и вторая Б.
Ко второй группе А относятся дети, после рождения которых не развилась четкая клиническая картина болезни, но существуют неблагоприятные факторы в социальном, генетическом и биологическом анамнезе.
Социальные – к ним относят вредные привычки - курение, алкоголизм - у родителей, хронические заболевания матери ребенка и ее возраст (самый благоприятный с 18 до 35 лет), работа на вредном предприятии, нехороший акушерский анамнез, а также наличие инфекции половых путей (микоплазмы, хламидии и другие), патологии во время беременности (угроза выкидыша, преждевременных родов, кровотечения, токсикозы), нарушения режима питания при беременности и нарушения общего режима.
Ко второй группа риска новорожденного Б (высокого риска) относят детей, перенесших внутриутробное, интранатальное или послеродовое заболевание, или какие-либо признаки отклонений в состоянии здоровья даже после выписки из роддома. К примеру, дети с внутриутробной задержкой в развитии, энцефалопатией, дети от многоплодной беременности, перенесшие родовую травму, переношенные или недоношенные, с врожденной гипотрофией, с дистресс синдромом, асфиксией и другими патологиями.
Неонатолог указывает при выписке из роддома группу риска, основываясь на которую, педиатр, в свою очередь, составляет план-схему обследования, наблюдения, реабилитации и профилактических мероприятий (закаливание, массаж, физические процедуры, прививки и так далее).
В домашних условиях наблюдают детей, которых по здоровью отнесли ко второй группе Б в течение трех месяцев после выписки их из роддома.
К третьей группе риска относят детей с анемией и с хроническими заболеваниями. Таким детям назначают рациональное питание, не допускается перекорм мучными и молочными продуктами, советуют чаще бывать на свежем воздухе, обязательны гимнастика и массаж. Такие дети наблюдаются педиатром ежемесячно в течение года.
Четвертая группа риска у новорожденных включает детей с врожденными пороками. Особое внимание обращают на эмоциональный тонус, аппетит, наличие рвоты и срыгиваний, состояние лимфоузлов и вилочковой железы, температуру тела и многое другое. Дети этой группы ежемесячно должны осматриваться врачами и должны проходить необходимые процедуры и сдавать анализы.
Группа риска 1 . По патологии центральной нервной системы
Педиатр на 1 году ежемесячно. Невропатолог по показаниям. Дети ИБ гр. здоровья - педиатр ежемесячно, невропатолог в 1,3,6 мес. По показаниям - окулист, эндокринолог, генетик, логопед, психолог.
Поза и положение, мышечный тонус, рефлексы, реакция на звук и свет, активность сосания, наличие и характер срыгивания и рвоты, стигмы дисэмбриогенеза, размеры и форму черепа, размеры и состояние швов и родничков, нарушение сна, "тревожные" патологические неврологические симптомы, прибавку в массе, темпы нервно-психического развития.
При необходимости нейросонография, рентгенография черепа в 2* проекциях, ЭКГ, биохимический анализ крови на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу.
Основные пути оздоровления: Охранительный режим и максимальное пребывание на свежем воздухе, правильный гигиенический уход. При синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости - свободное вскармливание, отказ от насильственного кормления. На первом месяце кормить не менее 7 раз в сутки. Психотерапия кормящей женщины, соблюдение техники кормления; первый прикорм в виде молочной каши (при отсутствии паратрофии). Лечебный массаж, гимнастика, водные процедуры. Настойчивые занятия по воспитанию и развитию ребенка. Медикаментозная терапия (фенобарбитал и др.) и фитотерапия (сборы из трав: хвощ, мята, пустырник, валериана) - по показаниям. Разрешение прививок комиссионно: педиатр, зав. отделением, невропатолог. При отсутствии патологии ЦНС в течение 6 месяцев ребенок переводится в 1 гр. здоровья.
Группа риска 2. По возникновению гнойно - воспалительных заболеваний
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, затем в 14, 21 день и в 1 месяц. По показаниям (локализованная гнойная инфекция) - хирург, ЛОР -врач.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, температура тела, активность сосания, наличие срыгиваний и рвоты: прибавка в массе. Состояние кожи и слизистых, пупочной ранки, пупочных сосудов, состояние лимфоузлов, печени, селезенки и др. внутренних органов; характер стула, мочеиспусканий. Неврологический статус, геморрагические симптомы.
Дополнительные методы исследования: Ан. крови в 1, 3, 6, 12 мес. и во время острых интеркуррентных заболеваний. Ан. мочи в 3, 12 мес. и во время интеркуррентных заболеваний. По показаниям - моча по Нечипоренко, на бактериурию, кал на копрограмму, микро пейзаж, посев из зева и носа.
Основные пути оздоровления: Соблюдение санитарно-гигенического режима (влажная уборка помещений не реже 2 раз в день, проветривание, гигиенические ванны, кипячение и проглаживание белья, правильное хранение предметов ухода за ребенком, правильные обработка кожи и пупочной ранки). Рациональное вскармливание, предупреждение запоров и дисфункций кишечника. При отсутствии реализации факторов риска до 4х месяцев и заболеваний ребенок может быть переведен в первую группу здоровья.
Группа риска 3. По анемии
Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году ежемесячно.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, вялость, ухудшение аппетита, правильность вскармливания, бледность кожных покровов, слизистых, состояние желудочно-кишечного тракта, показатели гемограммы (гемоглобин не ниже 200 г/л у детей 1-2 мес. и 110 г/л в З-12мес).
Дополнительные методы исследования: Анализ крови доношенным детям 1 раз в 3 мес., недоношенным ежемесячно.
Основные пути оздоровления: Рациональное питание, исключение перекорма молочными и мучными продуктами. Введение овощного пюре с 4 мес., фруктовых соков богатых вит. С, яичного желтка, гомогенизированного пюре с мясом или печенью - с 5 месяцев Профилактические дозы препаратов железа - 2-4 мг/кг элементарного железа в сутки с 3-х месячного возраста до введения в питание мясных продуктов. Особое внимание уделяется достаточному пребыванию на свежем воздухе, массажу, гимнастике. При отсутствии анемии, нормальном нервно-психическом и физическом развитии, отсутствии др. факторов риска дети к 1 году могут быть переведены в 1 гр. здоровья.
Группа риска 4-5. По хроническим расстройствам питания (гипотрофии, паратрофии)
Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в мес. Дети ПБ группы здоровья-с 1 до 3-6 мес. осматриваются 1 раз в 2 недели, затем 1 раз в мес. Невропатолог- в 1, 6, 12 мес. Др. специалисты в декретированные сроки. Эндокринолог по показаниям.
Особое внимание обращается на: Аппетит, наличие срыгиваний и рвоты, эмоциональный тонус. Динамику физического развития, состояние кожи, её эластичность, тургор тканей, выраженность подкожно-жирового слоя, пастозность. Состояние лимфоузлов и вилочковой железы, ЦНС, температуру тела, появление очагов инфекции.
Дополнительные методы исследования: Антропометрия ежемесячно, общий анализ крови 1 раз в 3 мес. Общий анализ мочи в 3 и 12 мес., копрограмма. По показаниям кал на микропейзаж, активность трипсина, тест с Дексилозой, определение натрия в поте (проба с пилокарпином). При отягощенном семейном анамнезе по сахарному диабету- сахар крови 1 раз в 3 мес. (можно чередовать с определением в моче).
Основные пути оздоровления: Устранение причин, способствующих развитию хронических расстройств питания. Рациональное питания. Расчет питания при дефиците массы на долженствующую массу, при избытке массы - по белкам - на фактическую, а по жирам и углеводам - на долженствующую по фактически съеденной пище с последующей коррекцией 1 раз в 1-2 мес. Закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональный уход за ребенком. Обеспечение семьи весами.
Группа риска 6. По рахиту
Частота осмотров специалистами: Осмотры педиатра и врачей специалистов - в декре-тированные сроки. По показаниям хирург-ортопед, нефролог
Особое внимание обращается на: Состояние костно-мышечной системы: размеры большого и малого родничков, состояние их краев: наличие размягчения и деформации костей черепа, грудной клетки, ребер, конечностей; тонус мышц; сроки и характер прорезывания зубов; развитие моторных навыков и умений; состояние нейровегетативной сферы и внутренних органов и систем: сердечно-сосудистой, органов брюшной полости (печени, селезёнки).
Дополнительные методы исследования: Реакция Сулковича 1 раз в месяц.
Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание кормящей женщины и ребенка, сохранение естественного вскармливания. При искусственном вскармливании - использовать адаптированные смеси; пребывание на свежем воздухе в летнее время 8-10 часов в сутки, в зимнее - не менее 3-4 часов; массаж ребенку с 1,5 месяцев, гимнастика в сочетании с массажем с 2,5-3 месяцев; профилактика инфекционных заболеваний (острых и хронических). Специфическая профилактика рахита вит. Д проводится доношенным детям с 3-х недельного возраста ежедневно в течение осеннее- зимне- весенних периодов года на 1 -ом и 2-ом году жизни в дозе 1000МЕ. Допускается курсовое назначение витамина Д (3 курса) в течение 2,6,10-го месяцев жизни; на 2-ом году жизни в зимне- весенние периоды года по 2 курса (30 дней каждый) с интервалом между ними не более 3 месяцев. Доза витамина Д на 1 курс колеблется от 60000 до 120000 ME, суточная доза витамина Д составляет от 2000 до 4000 ME. Недоношенным детям в зависимости от срока гестации и установления энтерального питания вит Д назначается с 10-20 дня жизни ежедневно в течение первых 2-х лет, исключая летние месяцы в дозе 400-500-1000 и 1000-2000 ME. При отсутствии признаков рахита на первом году жизни ребенок в возрасте 1 года переводится в I гр. здоровья.
Группа риска 7. По формированию пороков развития тканей временных и постоянных зубов, кариеса и аномалий прикуса
Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году жизни ежемесячно, по показаниям -стоматолог, ортодонт
Особое внимание обращается на: Сроки и порядок прорезывания зубов, смена зубов, состояние поверхности прорезавшихся зубов (наличие налета), активность сосания, появление вредных привычек (сосание пальцев, губ, языка), технику кормления грудью и из бутылочки, позу и положение головы ребенка во время сна, сомкнутость губ.
Дополнительные методы исследования: По показаниям рентгенограмма челюстей и ан. крови на содержания кальция, фосфора.
Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание, исключение подслащенного питья и ограничение приема сладкой пищи. Гигиенический уход за полостью рта. Соблюдение техники кормления, исключение вредных привычек, при выступании нижней челюсти над верхней показано низкое изголовье, если наоборот - высокое изголовье. Следить, чтобы губы ребенка были сомкнуты во время бодрствования и сна. Очищение поверхности прорезавшихся зубов от налета, наложение на них на 2 мин. марлевых полосок, смоченных 10% раствором глюконата кальция (реминерализующая терапия) в течение 10-15 дней каждые 3-4 мес. В первые 6-8 мес. после рождения при сниженном содержании фтора в питьевой воде (ниже 0.8-1.0 мг/л) назначается "Витафтор" по 1 капле / кг в течение 5-6 мес.
Группа риска 8. По синдрому увеличения вилочковой железы
Частота осмотров специалистами: Педиатр ежемесячно на 1 -ом году жизни и ежеквартально на 2 году. По показаниям консультация эндокринолога, невропатолога, иммунолога, ЛОР - врача. При первичном выявлении тимомегалии - эндокринолог, иммунолог и ЛОР в 2, 3 года.
Особое внимание обращается на: Общее состояние, физическое развитие, состояние лимфатических узлов, миндалин, селезенки, наличие аденоидов, размеры сосудистого пучка во 2-3 межрёберье, признаки сдавления органов средостения (кашель, пероральный цианоз, набухание шейных вен, сосудистая сеть на грудной клетке, осиплость голоса, упорные срыгивания, рвота), симптомы надпочечниковой недостаточности, (пигментация и депигментация, темный оттенок кожи, мышечная гипотония, общая астения, снижение АД, повышенная тяга к соленому), наличие аллергических реакций на прививки, длительный субфебрилитет.
Дополнительные методы исследования: По показаниям - рентгенологическое или УЗИ обследование, при выявлении увеличения тимуса рентгенологический или УЗИ контроль каждые 3-6 месяцев, затем ежегодно до нормализации тимуса. Анализ крови в 3, 9, 12 месяцев. По показаниям Т и В лимфоциты, иммуноглобулины, исследование гормональных показателей по назначению эндокринолога.
Основные пути оздоровления: Рациональный режим, закаливание. Оптимальное питание, умеренное употребление жиров, углеводов. Санация хронических очагов инфекции, по показаниям - гипосен-сибилизирующая и иммуномодулирующая терапия. При тяжелых заболеваниях и стрессовых ситуациях (хирургические операции) - заместительная кортикостероидная терапия. При возникновении острых инфекционных заболеваний рекомендуется госпитализация, реже - организуется стационар на дому с ежедневным наблюдением. Снятие с учета после нормализации размеров тимуса.
Группа риска 9 . По синдрому внезапной смерти (ВНС)
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, на 14,21 день и в 1 мес., затем 2 раза в месяц до 8 мес. В последующем - 1 раз в месяц. Невропатолог и кардиолог в 1,3, 6,9,12 мес.; иммунолог и эндокринолог в первые 3 мес., а далее - по показаниям.
Особое внимание обращается на: Условия ухода за ребенком в семье, отношение к нему родственников, наличие клинических признаков незрелости, тимомегалии, надпочечниковой недостаточности, дисфункции щитовидной и паращитовидной желез, приступов цианоза, апноэ, потери сознания, синдрома рвоты и срыгиваний, вегетативной дисфункции, немотированных приступов беспокойства и возбуждения, синусовой брадикардия, тахикардия, аритмия, нарушения процессов реполяризации, удлинения интервала QT.
Дополнительные методы исследования: Определение группы риска по синдрому ВНС (по скрининг-таблице) при проведении первичного патронажа новорожденного. Общий ан. крови и мочи в 1,3 и 12 мес. Нейро-сонография и ЭКГ в первые 3 мес. жизни. По показаниям - кардиоинтервалография, холтеровское мониторирование, Эхо-КГ, определение вегетативного статуса. УЗИ тимуса в первые 3 мес. По показаниям УЗИ - др. эндокринных желез. По показаниям компьютерная томография, ЯМР, исследование электролитов крови, иммунологического статуса, гормонального профиля.
Основные пути оздоровления: Охранительный режим, хороший уход, более тщательное наблюдение за ребенком со стороны родителей и мед. персонала. Грудное вскармливание, при искусственном - введение смесей, обогащенных ингредиентами, ускоряющими созревание ЦНС. Профилактика дисбактериоза кишечника. Закаливание щадящим методом, щадящий режим физического воспитания. Рациональное положение ребенка во время сна: в положении на спине или - на боку (при положении на боку рука ребенка должна быть высвобождена, что предупреждает поворот его во время сна на живот). Дети с желудочно-пищеводным рефлюксом, аномалиями верхних дыхательных путей и некоторыми др. заболеваниями могут спать на животе. Не рекомендуется укладывать детей для сна на мягкие поверхности, Родители должны спать в одной комнате с ребенком и контролировать его состояние, особенно в ночное время, в поствакцинальном периоде и при заболеваниях. Родителей необходимо обучить доврачебным реанимационным мероприятиям. При наслоении вирусной инфекции необходимо применять препараты, уменьшающие набухание слизистой-носа, снижающие гиперсекрецию слизи, стимулирующие разжижение и отхождение мокроты. Рекомендуется назначение противовирусных препаратов, а при затяжном течении - антибиотиков. Детям с приступами апноэ рекомендуется назначение эуфиллина, особенно на фоне ОРВИ. При тахиаритмии, гастроэзофагальном рефлюксе эуфиллин противопоказан. В этих случаях назначают соответственно обзидан и церукал. Наблюдение при ОРВИ ежедневное педиатром до выздоровления с обязательной консультацией зав. отделением.
Группа риска 10. Дети с проявлениями экссудативно-катарального диатеза.
Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в месяц. В периоды активной иммунизации чаще. По показаниям -аллерголог, дерматолог. Другие специалисты - в декретированные сроки.
Особое внимание обращается на: Анамнез (аллергические заболевания в семье, злоупотребление пищевыми аллергенами в последние 3 месяца беременности, прием медикаментов, токсикозы в тяжелой форме, недоношенность и незрелость ребенка, раннее искусственое вскармливание, повторные курсы антибактериальной терапии); состояние кожи и слизистых оболочек, тургор тканей, анализы крови (лейкопения, эозинофилия, лимфоцитоз), мочи (протеинурия, микрогематурия), кала (дисбактериоз), копрограмма (нарушение переваривания пищи).
Дополнительные методы исследования: Анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям анализы кала на микропейзаж и копрограмму.
Основные пути оздоровления: Режим антигенного щажения. Исключение из питания кормящей матери облигатных пищевых аллергенов. Борьба за грудное вскармливание. При искусственном вскармливании введение кисломолочных или низколактозных смесей. Применение с целью витаминизаций только свежеприготовленных соков (яблочный, капустный, сливовый). Фитотерапия (отвары череды, тысячелистника, мяты, калины, березового листа, корня солодки и т. д.). При наличии дисбактериоза - биопрепараты (бифидум-бактерин, лакто-бактерин; с 6 мес. возраста - бификол, колибактерин). Борьба с дисфункцией кишечника (запоры, нарушение кишечного всасывания). Активная иммунизация проводится обычными типами вакцин в декретированные сроки с назначением антигистаминных препаратов за 2-3 дня до и 3-5 дней после прививки. Кроме этого, за 7 дней до и 7 дней после назначаются аскорутин, глютаминовая кислота, витамин Е.
Группа риска 11. Дети с проявлениями лимфатико-гипопластического диатеза
Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. При выраженных проявлениях диатеза наблюдение эндокринолога и иммунолога 2 раза в год в первые 3 года жизни, затем 1 раз в год. Другие специалисты - в декретированные сроки и по показаниям
Особое внимание обращается на: Анамнез (избыточное питание беременной, бактериальные заболевания во время беременности, наличие у родителей бронхиальной астмы, аденоидита, хронического тонзиллита, хронического гайморита, сахарного диабета, ожирения); большую массу тела, при рождении, физическое развитие, двигательную и эмоциональную активность, признаки гипокортицизма (вялость во второй половине дня, гипотермия, капельки пота в области лба и пр.), реакцию ребёнка на острые заболевания, проявления лимфопролиферативного синдрома
Дополнительные методы исследования: По показаниям - иммунограмма, исследование почечной экскреции 17 ОКС, при подозрении на тимомегалию - рентгенограмма грудной клетки; ЭКГ - 2 раза в год. Клинический анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям - сахар крови (при отягощенной наследственности по сахарному диабету) 1 раз в 3 мес.
Основные пути оздоровления: Режим по возрасту с исключением сильных психических и физических раздражителей. Индивидуальный уход до 3-х летнего возраста. Естественное вскармливание на первом году жизни. При искусственном вскармливании назначаются кисломолочные смеси. При длительной дисфункции кишечника ограничивают жиры до 4-5 г/кг массы тела. В дальнейшем диета с ограничением легкоусвояемых углеводов и жиров. Показано некоторое ограничение облигатных аллергенов. Питание детей после 3-х лет - по возрасту. Соль не ограничивают, если ребенок испытывает потребность в соленой пище. Медикаментозная терапия детям с тимомегалией назначается курсами 2 раза в год - весной и осенью:
1) короткие курсы десенсибилизирующих средств и трав (ромашка, тысячелистник, почки и соцветия березы, черемша, черника, облепиховое масло и др.
2) щадящая иммуностимуляция в течение 2-х недель (пентоксил, элеутерококк)
3) витамины А; В1,2,5,15;P;C.
4) стимуляция функций коры надпочечников (листья смородины, препараты лакричного корня) на 1-1,5 недели. Адаптогены (настойка женьшеня, пантокрин, золотой корень, заманиха, левзея) при выраженной аретриальной гипотонии. Пастозным детям - тиреоидин. При резко выраженной брадикардии, срыгиваниях, рвоте назначают холинолитики.При наличии симптомов сдавления тимусом жизненно важных органов назначают преднизолон на 7-10 дней. При развитии острой тимусно-надпочечниковой недостаточности - неотложная помощь по общим принципам. Щадящие методы закаливания по индивидуальному плану. Терпеливое отношение к гиперплазии лимфоидной ткани, аденотомия и тонзилэктомия по очень строгим показаниям. Вопрос о вакцинации решается строго индивидуально под прикрытием десенсибилизирующих препаратов. При наличии признаков тимусно-надпочечниковой недостаточности сроки проф. прививок отодвигаются.
Группа риска 12 . Дети с проявлениями нервно - артритического диатеза.
Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. Показано наблюдение невропатолога и эндокринолога. Другие специалисты - в декретированные сроки и по показаниям.
Особое внимание обращается на: Анамнез (отягощенная наследственность по нарушениям солевого обмена, гастроэнтерологической патологии, эндокринным заболеваниям, мигрени), повышенное использование беременной женщиной (особенно в последний триместр) в пищу продуктов, богатых пуриновыми основаниями, щавелевой и аскорбиновыми кислотами, кофеина, жиров; признаки повышенной нервной возбудимости, характер психического развития, симптомы сенситивной акцентуации характера, интеллект, наличие рвоты, вегетоневроза, артритизма, аллергоидных реакций (отек Квинке, крапивница, астмоидный синдром, аллергодерматоз и пр.), склонность к болевым симптомам (почечная, кишечная колики).
Дополнительные методы исследования: Концентрация мочевой кислоты в сыворотке крови, анализ мочи не реже 1 раз в 6 мес. По показаниям - моча на ацетон.
Основные пути оздоровления: Режим - охранительный, не увлекаться пытливостью и быстротой психических реакций у этих детей, развивать у них тормозные реакции. Диетотерапия - преимущественно молочно-растительная, обогащенная солями калия, повышенное кол-во жидкости (отвар шиповника, сиропы с клюквенным, брусничным вареньем, сок облепихи, яблочный сок). Ограничение пуриновых оснований и некоторое ограничение белка. Исключается или ограничивается телятина, птица, субпродукты; мясо - в отварном виде. Элиминируются колбасы, грибы, бульоны, студень, некоторые овощи (щавель, шпинат, ревень, цвет, капуста), дрожжи, овсяная крупа, полированный рис, соус, бобовые, кофе, какао, крепкий чай, пряности, специи. Диетотерапия в п-д ацетонемических кризов - разгрузочные дни - яблочный, арбузный, картофельный и др. -1 -2 раза в неделю. При ацетонемической рвоте на 10-12 часов голодная пауза, жидкость ч/з рот или парентерально (физ., рингеровский р-ры, 5% р-р глюкозы). Внутрь - молочно-кислый натрий. Коррекция РН мочи для профилактики уролитиаза. При кислой реакции - вит. В1 и В6, щелочные минеральные воды, цитратные смеси блемарен, магурлит, солимак, уролит-5 и др. При кислой реакции мочи ниже 5.7 назначают - пепсин 3 раза в день в течение 10 дней. Показаны гимнастика, водные процедуры (ванны, обтирание теплой, затем холодной водой, души). Фитотерапия (корень валерианы, трава пустырника, трава пассифлоры или комбинированные препараты - пассит и велоседан). При усилении невротических реакций - транквилизаторы (сибазон, диазепам, реланиум, седуксен) Курс 10-14 дней.. Активная иммунизация проводится в декретированные сроки.
Группа риска 13. Дети из социально неблагополучных семей **
Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней после выписки из роддома - в 14, 21 день и 1 месяц. С 1 до 6 месяцев -1 раз в две недели, с 6 до 12 месяцев - 1 раз в месяц. По показаниям - чаще. Специалисты - в зависимости от ведущих факторов риска (окулист, логопед, психоневролог, генетик, врач ЛФК).
Особое внимание обращается на: Анамнез. Общее состояние. Правильность кормления и ухода за ребенком. Динамику роста, веса, размеров головы, психомоторного развития. Наличие врожденных заболеваний, аномалий развития, стигм дисэмбриогенеза. Особенности поведения и сна. Наличие необходимых для ребенка принадлежностей, игрушек.
Дополнительные методы исследования:
Основные пути оздоровления: Совместная работа участкового педиатра, юрисконсультов, комиссий охраны материнства и детства и комиссий по делам несовершеннолетних, органов народного образования, внутренних дел, социального обеспечения, администрации и общественных организаций по месту учебы или работы родителей, направленная на оздоровление быта и взаимоотношений в семье.
* Таблица составлена в соответствии с Методическими указаниями "Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми первого года жизни, отнесенными к II-ой группе здоровья", утвержденными ГУ ЛПП детям и матерям МЗ СССР, Москва, 1987г.
** К числу социально неблагополучных семей относятся семьи, имеющие трудности в воспитании детей (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, где родители инвалиды, несовершеннолетние, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, жестоко обращающиеся с детьми, из плохих бытовых условий).
8)Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми 1 года жизни.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» определены стандарты плановых осмотров детей до года
Диспансеризация здоровых детей - это система активных мероприятий, включающих динамическое наблюдение медицинскими работниками за детьми: проведение профилактических мер, направленных на предупреждение инфекционных и соматических заболеваний; раннее выявление болезни и лечение больного до его полной реабилитации; наблюдение за здоровьем матери во время беременности.
Контроль за ростом и развитием ребенка является основной профилактической работой врача-педиатра в детской поликлинике. Основными задачами контроля являются:
Тщательное и углубленное обследование ребенка в определенные возрастные периоды;
Оценка состояния здоровья ребенка;
Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка и проведение своевременных корригирующих лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения формирования хронических заболеваний.
Судя по состоянию здоровья ребенка, который только что появился на свет, его относят к определенной группе здоровья. Именно этот показатель будет решающим при определении физической нагрузки детей в детском саду и школе.
Для того чтобы следить за здоровьем и развитием детей, проводят:
Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.
Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.
Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.
Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:
1 критерий – наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.
2 критерий – развитие в физическом плане.
3 критерий – нервно-психическое развитие.
4 критерий – сопротивляемость организма различным болезненным факторам.
5 критерий – состояние органов и систем.
6 критерий – есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.
Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?
Характеристики 2 группы здоровья
Нужно понимать, что группа здоровья – это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.
2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в родильном доме, но и сопровождает его всю жизнь.
Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе
2-А – это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.
Генетические факторы – это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.
Биологические факторы – это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.
К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.
2-Б – это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.
При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.
Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?
Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:
Многоплодная беременность.
Незрелость плода, плод переношен, недоношенность.
Поражение ЦНС.
Гипотрофия 1 степени.
Инфицирование в утробе матери.
Небольшой вес при рождении.
Избыточный вес при рождении (4 кг и более).
Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.
Присутствие аномалий в конституции.
Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.
Частые заболевания, в том числе респираторные.
Нарушения функций ЖКТ – отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.
2 группа здоровья у ребенка – это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.
Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.
Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях
Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.
Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.
Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:
В 3 года (перед поступлением в детский сад);
В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);
В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;
В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;
В 14-15 лет.
Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.
Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья
Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.
Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься физической культурой, но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.
Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.
Задачи физического воспитания школьников, имеющих 2 группу здоровья:
Укрепление и улучшение здоровья;
Улучшение физического развития;
Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;
Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;
Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;
Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;
Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;
Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;
Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.
Заключение
Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка – это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.
Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.
fb.ru
Группы здоровья новорожденных
Появление на свет долгожданного малыша оставляет позади многие тревоги, которые испытывали родители в течение беременности. Но теперь появляются новые волнения, в том числе связанные со здоровьем ребенка, его состоянием и развитием.
Абсолютных гарантий, что новорождённый будет здоров, сегодня не могут дать ни строгие следования рекомендациям врачей во время беременности, ни плановые УЗИ и регулярные анализы.
Состояние здоровья новорожденного
Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:
- цвет и оттенок кожных покровов;
- сердцебиение и пульс;
- проявление рефлексов;
- тонус мышц;
- дыхание.
В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.
Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.
Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.
Срок рождения ребенка
К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.
Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.
Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.
С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.
Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.
Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.
Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:
- зрелых, рожденных в 35-37 недель;
- незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
- страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.
Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.
Группа здоровья у новорожденных
После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц. Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей. Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?
Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач. Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.
Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.
Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.
Критерии для присвоения группы здоровья
Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.
Первый критерий - это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.
Второй критерий, определяющий здоровье, - это уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третий критерий - уровень нервно-психического развития.
Четвертый критерий - уровень резистентности организма.
Пятый критерий - уровень функционального состояния.
Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
I критерий - ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка. Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания. Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням. Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.
II критерий - физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша. Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы. На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:
- очень низкий – показатель до трех центилей;
- низкий – от 3 до 10 центилей;
- сниженный – от 10 до 25 центилей;
- средний – от 25 до 75 центилей;
- повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
- высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.
III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи. Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка. Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией
IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям. Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий. Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.
V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье. У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен. Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).
VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания. Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка. Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.
Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.
Пять групп здоровья у новорожденных
На основании «Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и «Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних», утвержденной приказом Минздрава от 21.12.2017 №1346н, происходит распределение детей по группам здоровья.
На сегодняшний день существует пять групп здоровья:
- I группа – здоровые малыши;
- II группа – в целом здоровые дети, но имеющие риски возникновения каких-либо хронических отклонений; склонные к болезням, которые протекают длительно и часто с осложнениями;
- III группа – новорожденные, имеющие хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья;
- IV группа – дети с врожденными пороками;
- V группа – дети-инвалиды.
К первой группе здоровья относят здоровых младенцев, рожденных здоровыми родителями. Как правило, в таких случаях беременность и роды прошли без осложнений у мамы и ребенка, и новорожденный получил от 8 до 10 баллов по Апгар. Как показывают исследования, это до 10% процентов малышей на участке врача.
II группа здоровья новорожденных – это в целом здоровые дети, но имеющие риски по срыву адаптации, а также те, кто склонен к развитию хронических заболеваний. Таких детей рождается большинство – от 40 до 60 процентов. Для более удобной работы педиатра вторая группа разделена на 2 подгруппы:
В группу здоровья 2А попадают новорожденные, появившиеся на свет естественными родами от матери с узким тазом, недоношенные и переношенные в легкой степени младенцы. Дети физиологически незрелые, с отечным синдромом, токсической эритемой также относятся к группе здровья 2А.
К группе здоровья 2Б относят детей, вынашивание которых сопряжено с различного рода осложнениями. Как правило, у матерей есть какие-либо отклонения здоровья: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические болезни, заболевания мочевыделительной системы. Сложные роды, кесарево сечение также свидетельствуют об отнесении ребенка к группе здоровья 2Б. У таких детей оценка по шкале Апгар составляет от 6 до 7 баллов. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, малый (до 2 кг) или большой (свыше 4 кг) вес младенца, более четырех малых анатомических аномалий дают врачу основание для записи ребенка в группу здоровья 2Б.
Родителям важно понимать, что при правильном построении работы педиатра в группах здоровья новорожденных 2А и 2Б в дальнейшем из этих детей могут вырасти вполне здоровые взрослые.
К третьей и четвертой группам здоровья относят около 20% детей. Это новорожденные с хроническими патологиями, дети с 1, 2 и 3 степенью недоношенности, сильно переношенные малыши, а также дети с родовыми травмами, асфиксией, внутриутробными инфекциями, врожденными пороками и хромосомными болезнями.
В пятую группу здоровья попадает около 10% деток. Сюда относят малышей с хронической патологией в стадии декомпенсации.
Педиатрическое наблюдение за новорожденными
После присвоения ребенку той или иной группы здоровья педиатр составляет план работы с новорожденным. Частота осмотра младенца, количество анализов и диагностика врачами узких специальностей зависят от группы здоровья ребенка.
Детей 1 группы здоровья педиатр должен осмотреть в течение двух дней после выписки из роддома. Затем осмотр назначается на 14, 21 и 30 дни. В дальнейшем родители с ребенком регулярно, один раз в месяц в течение первого года жизни посещают поликлинику для профилактического осмотра.
Наблюдение за состоянием и здоровьем детей групп 2А и 2Б происходит аналогично с детьми первой группы здоровья. Выписанного из роддома младенца педиатр должен осмотреть в первые два дня, затем через две, три недели и месяц после рождения. В дальнейшем необходимо посещение поликлиники ежемесячно до года.
Новорожденного с третьей группой здоровья осматривают в первые сутки после выписки. В течение первого месяца осмотр производят каждые 5 дней. Затем ребенка наблюдают участковый врач и узкий специалист по индивидуальному графику.
Детей четвертой и пятой групп здоровья врач должен посетить в первый день после выписки, а затем осматривать 2 раза в неделю. По достижении месячного возраста ребенка начинает контролировать врач по основному заболеванию.
После того, как новорожденного выпишут из родильного дома, его обязательно ставят на учет в поликлинике по месту жительства. Делается это для квалифицированного контроля за ростом и развитием ребенка.
Регулярное посещение новорожденного педиатром и медицинской сестрой на дому в течение первого месяца жизни является важным условием для поддержания его здоровья и выявления патологий на ранних стадиях.
Оценка состояния новорожденного, присвоение ему одной из пяти групп здоровья нужны для выявления здоровых детей и тех малышей, которым требуется дополнительное внимание врачей, узких специалистов, а также специальное лечение и мероприятия по реабилитации.
Правильное диагностирование ребенка в младенчестве определяет в дальнейшем условия обучения, объем физической и умственной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности в детских дошкольных учреждениях, в школе и в жизни вообще.
Поэтому присвоение новорожденному какой-либо группы здоровья производится не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей и особенностей развития конкретного малыша.
2poloski.com
Группа здоровья 2 у ребенка
Нередко родители могут обнаружить запись в карточке ребенка, которая относит его к той или иной группе здоровья. Чаще всего ребенка относят ко второй группе здоровья (около 60%), но по каким критериям ребенка причисляют ко 2 группе здоровья, знают не все. Сегодня мы попытается в этом разобраться.
Как определить группу здоровья ребенка?
Группу здоровья определяют исходя из оценки уровня физического и нервно-психического развития, которые включают степень готовности организма противостоять неблагоприятным факторам, наличие или отсутствие хронических заболеваний.
При отнесении детей к определенной группе здоровья не обязательно, чтобы дети имели отклонения по всем критериям здоровья. Группа здоровья определяется по наличию самого ярко выраженного или тяжелого отклонения, или группы критериев.
Группа здоровья определяется врачом после заключения медицинского осмотра и сбора необходимых анализов.
Что значит 2 группа здоровья?
Ко 2 группе здоровья относятся здоровые дети, которые подвержены «риску» развития хронических заболеваний. В раннем детстве детей 2 группы разделяют на подгруппы.
- Группа здоровья 2-А у ребенка, включает «угрожаемых детей», у которых есть неблагоприятная наследственность или неудовлетворительные условия проживания, что может напрямую влиять на их физическое и психическое здоровье.
- Группа здоровья 2-Б у ребенка, объединяет детей, которые имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения: например, дети с аномальными конструкциями, часто болеющие дети.
Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста относят ко 2 группе здоровья при наличии следующих критериев:
- многоплодная беременность;
- недоношенность или переношеннсоть;
- внутриутробное поражение центральной нервной системы;
- перинатальное ифицирование;
- низкая масса тела при рождении;
- избыточная масса тела при рождении;
- рахит на начальной стадии или остаточные явления;
- дефицит массы тела (гипотрофия) 1-й степени;
- избыток массы тела (гипертрофия) 1-й или 2-й степени;
- аномалии конституции (экссудативно-катаральный или нервно-артрический диатезы);
- функциональные изменения сердечнососудистой системы (шумы, склонность к повышению или понижению артериального давления, аритмия);
- частые острые респираторные заболевания (более 4-6 раз в год);
- пониженный гемоглобин;
- дисфункция желудочно-кишечного тракта (нарушение аппетита, боли в животе);
- переход отрицательной пробы Манту в положительный;
- состояние после перенесения острого инфекционного заболевания (пневмония, болезнь Боткина и др.);
- состояние после перенесения неотложных хирургических операций.
Что такое основная и подготовительная группы здоровья?
На основании медицинского заключения детей младшего школьного возраста 2 группы определяют в основную или подготовительную группу здоровья.
К 2-й основной группе здоровья относят детей, которые имеют некоторые заболевания, не влияющие на двигательную активность, а также школьников, у которых незначительные функциональные изменения не мешают нормальному физическому развитию. К примеру, школьники с умеренно выраженной избыточной массой тела, нарушениями работы некоторых внутренних органов или с кожно-аллергическими реакциями.
Детям, относящимся к данной группе, разрешается заниматься физическими упражнениями в полном объеме согласно учебной программе физического воспитания. Также таким школьникам рекомендованы занятия в спортивных кружках и секциях.
Ко 2-й подготовительной группе здоровья причисляют детей, которые имеют некоторое отставание в физическом развитии ввиду отклонений состояния здоровья. В подготовительную группу относят детей, которые недавно перенесли острые заболевания, а также тех, у кого болезнь перешла в хроническую форму. Занятия в специальной группе здоровья направлены на то, чтобы повысить физическую подготовку детей до нормального уровня.
Программа физической подготовки для таких детей должна быть ограничена, в частности детям из подготовительной группы противопоказаны большие объемы физических нагрузок.
Группы здоровья риска новорожденных детей – это схема, облегчающая работу педиатров с детьми, особенно в тех случаях, когда дети появились на свет с какими-то патологиями или их адаптация к внеутробной жизни проходила с нарушениями.
Педиатр, осматривая новорожденного, пытается определить все опасности, которые могут подстерегать ребенка. Продолжительная беседа для определения группы риска для малыша является обязательной программой при первом посещении педиатра.
В последнее время выделяют пять основных групп здоровья, хотя их существует намного больше.
I группа – здоровые дети, подлежащие обобщенному медицинскому наблюдению.
II группа - здоровые дети, которые имеют риск проявления какой-либо хронической патологии и склонные к заболеваниям, протекающим с осложнениями и довольно длительно.
III группа – дети с отклонениями в состоянии здоровья, с протекающими хроническими процессами.
IV группа – к ней относят детей с врожденными пороками и субкомпенсированных младенцев.
V группа – дети-инвалиды.
Как правило новорожденные дети попадают вo II группу риска для здоровья. Это объясняется тем, что мало здоровых матерей можно встретить в наше время.
Поэтому 2 группа риска новорожденных делится на подгруппы - вторая А и вторая Б.
Ко второй группе А относятся дети, после рождения которых не развилась четкая клиническая картина болезни, но существуют неблагоприятные факторы в социальном, генетическом и биологическом анамнезе.
Социальные – к ним относят вредные привычки - курение, алкоголизм - у родителей, хронические заболевания матери ребенка и ее возраст (самый благоприятный с 18 до 35 лет), работа на вредном предприятии, нехороший акушерский анамнез, а также наличие инфекции половых путей (микоплазмы, хламидии и другие), патологии во время беременности (угроза выкидыша, преждевременных родов, кровотечения, токсикозы), нарушения режима питания при беременности и нарушения общего режима.
Ко второй группа риска новорожденного Б (высокого риска) относят детей, перенесших внутриутробное, интранатальное или послеродовое заболевание, или какие-либо признаки отклонений в состоянии здоровья даже после выписки из роддома. К примеру, дети с внутриутробной задержкой в развитии, энцефалопатией, дети от многоплодной беременности, перенесшие родовую травму, переношенные или недоношенные, с врожденной гипотрофией, с дистресс синдромом, асфиксией и другими патологиями.
Неонатолог указывает при выписке из роддома группу риска, основываясь на которую, педиатр, в свою очередь, составляет план-схему обследования, наблюдения, реабилитации и профилактических мероприятий (закаливание, массаж, физические процедуры, прививки и так далее).
В домашних условиях наблюдают детей, которых по здоровью отнесли ко второй группе Б в течение трех месяцев после выписки их из роддома.
К третьей группе риска относят детей с анемией и с хроническими заболеваниями. Таким детям назначают рациональное питание, не допускается перекорм мучными и молочными продуктами, советуют чаще бывать на свежем воздухе, обязательны гимнастика и массаж. Такие дети наблюдаются педиатром ежемесячно в течение года.
Четвертая группа риска у новорожденных включает детей с врожденными пороками. Особое внимание обращают на эмоциональный тонус, аппетит, наличие рвоты и срыгиваний, состояние лимфоузлов и вилочковой железы, температуру тела и многое другое. Дети этой группы ежемесячно должны осматриваться врачами и должны проходить необходимые процедуры и сдавать анализы.