Садовые растения        28.09.2019   

Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности. Ткачество: Полезные советы начинающим ткачам

Сегодня хочу

поразмышлять о применении изделий из ручного тканного полотна в современной жизни.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.






В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.















Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».




Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.



Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.










Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.


Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.


Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.


Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.


Плед из квадратиков:




Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)


Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:


А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!


Для круглых ковриков используют Хула-хуп:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.


Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.



Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Моя мама и бабушка очень любят вязать, причем как спицами, так и крючком. Мне тоже раньше нравился этот замечательный вид рукоделия, но меня всегда расстраивало то количество времени, которое я тратила на изготовление новой вещи. Возможно, это из-за того, что я очень активный человек, и времени всегда не хватает, а хочется всё успеть…

И вот год назад я познакомилась с талантливой женщиной, которая открыла для меня новый вид рукоделия. А самое главное, у меня теперь быстро появляются стильные обновки собственноручного изготовления.

Ручное ткачество

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя небольшой мастер-класс о том, как с помощью ручного станка соткать шарф всего за 40 минут! Отложила крючки и спицы в сторонку, теперь только ручное ткачество.

Этот вид рукоделия проще, чем кажется. Особенно когда речь идет о небольшом ручном станке, позволяющем быстро сплетать цветное полотно.

Для создания стильного и теплого шарфа тебе понадобится специальное приспособление для плетения. Можно купить готовый станок или сделать его самостоятельно, как сделала я.

Для изготовления ручного станка можно взять прямоугольную деревянную раму и вбить по ее периметру гвозди. Расстояние между ними должно быть одинаковое.

Помимо станка для работы, понадобится специальный крючок. Он отличается от обычного вязального и представляет собой Г-образное приспособление, напоминающее инструмент стоматолога. Однако, если такой не удалось найти, можно использовать вязальный.

Чтобы начать плетение на ручном станке , затяни петлю из пряжи и накинь ее на крайний боковой гвоздик. Оставшийся короткий край нитки пропусти так, чтобы он оказался с внутренней стороны пряжи снизу. Рабочая нить будет использоваться для плетения.

Оплетай гвоздики поочередно, перекрещивая нить в форме восьмерки так, чтобы получалось подобие шнуровки, а затем закрепи нить на крайних гвоздиках.

Аккуратно смести всю пряжу на станке к самой раме, чтобы слой ниток стал плотнее. Вся пряжа должна находиться у основания гвоздиков. После этого нужно начать накладывать новый слой пряжи. Для этого рабочая нить снимается с крайних гвоздиков и плетется поверх уже закрепленных петель. Рисунок плетения должен повторяться. Закрепляй нить в конце рамы таким же образом, как и в первом ряду.

С помощью крючка сними нижнюю петлю с гвоздика так, чтобы верхняя осталась на нём. Процесс повторяется столько раз, сколько необходимо для плетения шарфа нужной длины.

В самом конце вязки у тебя останется ряд петель на станке. Чтобы закрыть плетение, перекидывай каждую петлю, начиная с крайней на противоположную часть станка и протягивай через нее ту петлю, что стала нижней. В конце плетения закрепи пряжу узелком.

Чтобы увидеть процесс плетения на ручном станке наглядно, посмотри это видео.

Также предлагаю тебе посмотреть несколько интересных изделий, созданных при помощи ручного ткачества.


Полное поглощение, которое дарует вязание и ткачество , не сравнить с тем, что предлагают другие виды хобби. Ясность и чистота разума вязальщиц поразительны, многие ученые считают, что вязание помогает женщинам в преклонном возрасте оставаться в здравом уме и жить дольше.

А знаешь ли ты, что депрессию и беспокойство легко можно победить с помощью этого прекрасного вида рукоделия? В трудные времена это хобби будет спасением от любых потрясений. В этой статье «

Сейчас я постараюсь ответить на вопросы, задаваемые Вами, и тем самым впервые в интернете открыть те маленькие секреты, которые так необходимы начинающим ткачам.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»
ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?»
ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?»
ВОПРОС ПЯТЫЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Ответы:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:
1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).

3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом. Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?»

Тут тоже нет на мой взгляд ничего сложного. Просто в начале работы Вы должны заплести косичку полукругом (по Вашему рисунку):

Точно также можно сделать гобелен любой формы. Например, так (по этому профилю можно сделать накидку на табурет):

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?»

Несмотря на то что фабрика по покраске ниток работает круглосуточно...

В магазине порой невозможно приобрести нужный нам цвет. Например, все оттенки от красного до белого. А у нас с Вами есть только красный и розовый (как переходный цвет к белому). Что делать?

Все не так уж безнадежно, как кажется на первый взгляд.

Берем красную нитку. Складываем в две и начинаем ткать. Затем к этим двум мы должны прибавить розовую.

Нить, как правило, сплетена из нескольких более тонких ниточек и наша задача разделить их друг от друга для того, чтобы розовый цвет добавлялся постепенно (ниже я покажу Вам на видео как это делается).

Берем, значит, одну (уже разделенную нами) ниточку и вместе с двумя красными начинаем вплетать в гобелен. Получаем легкий оттенок розового. Далее к двум красным добавляем две тоненькие розовые. Затем целую. И таким же образом начинаем уменьшать толщину красной нитки, постепенно переходя в чисто розовый. Вот так можно уйти от одного цвета в другой.

Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача.
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов – металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла. Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы» .


Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины), металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты. Мононить, хлопок, лен. 2001

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом), традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.


Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла . Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа, но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями), либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения» .

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11.

Для многих изготовление тканых изделий в домашних условиях кажется неприемлемым из-за использования в работе громоздкого ткацкого станка, не вписывающегося в габариты современной квартиры, действительно, для выполнения изделий, имеющих большую площадь и сложное переплетение нитей, нельзя обойтись без специального оборудования, но тканье небольших полотнищ не требует сложных приспособлений и может выполняться на деревянной раме, заменяющей ткацкий станок. Вне зависимости от того, при помощи какого оборудования осуществляется работа, сам принцип выполнения тканого материала остается неизменным. Всякая ткань состоит из вертикальных и горизонтальных нитей, пересекающихся под прямым углом в определенной последовательности. Нити, идущие вдоль полотна, называются основой, а поперечные, переходящие от кромки к кромке, - утком. В зависимости от способа чередования вертикальных и горизонтальных нитей получаются различные типы тканей. О самом простом приеме тканья - полотняном переплетении нитей - и пойдет речь в этом разделе.

Материалом для ручного ткачества нам послужат нитки, изготовленные практически из любых натуральных и искусственных волокон. Следует иметь в виду, что фактура ткани во многом определяется толщиной используемого в работе сырья. Если нити основы окажутся значительно тоньше уточных, то на готовом изделии будут видны только их горизонтальные ряды, уложенные друг над другом. Такая техника обычно используется при выполнении мини-гобеленов. В том случае, когда толщина ниток утка и основы приблизительно одинаковы и они изготовлены из одного и того же материала, сотканная из них ткань напоминает холст или мешковину.

Дополним простейший ткацкий станок-раму рядами маленьких гвоздиков, которые в шахматном порядке набиваются на две противоположные стороны рамы. Несколько позже на эти штыри будут намотаны нити основы. Надо учитывать, что от ширины промежутков между соседними гвоздиками напрямую зависит, насколько часто окажутся протянуты нити основы, а следовательно, какой будет плотность сотканной ткани.

В соответствии с представленной схемой натянем на раму основу полотна (рис. 1). Образующие ее нитки могут сматываться как с одного, так и с нескольких поочередно используемых клубков. Второй прием, позволяющий изготовить многоцветную основу, используется в том случае, если необходимо соткать пеструю или клетчатую ткань. Завершив выполнение основы, выровняем натянутые нити, пропустив между ними полоску жесткого картона. Равномерно распределить нити основы по всей ширине рамы и зафиксировать расстояние между ними нам поможет выполненная крючком "уравнительная плетенка". Каждая петля фиксирует пару нитей основы, а концы "плетенки" закрепляются на противоположных сторонах рамы (рис. 2).

Заправив основу, разделим составляющие ее нити на четные и нечетные. Для этого охватим каждую из них отрезком прочной нитки красного или синего цвета. Отметим синим цветом все четные нити основы, а красным - нечетные. Свяжем отрезки ниток одного цвета в пучки, формируя тем самым простейшие ремизки - приспособления, позволяющие разделять основу надвое (рис. 2). Поочередно оттягивая на себя четные и нечетные ремизки, каждый раз мы образуем зев, сквозь который протягивается нить утка. Ритмичное чередование этих действий и составляет сам процесс тканья.

Для того чтобы уточная нитка свободно проходила через зев, ее необходимо намотать на специальный челнок, длина которого должна немного превышать ширину изготовляемого полотна. Следует подготовить сразу несколько челноков - по одному для ниток каждого используемого в тканье цвета. Челноки нетрудно изготовить, вырезав их из плотного картона или фанеры. Приступая к отделке заготовок, особое внимание следует уделить обработке их боковых граней. Челнок должен легко скользить между нитями основы, не цепляясь за них, поэтому его поверхность должна быть ровной и гладкой, без искривлений, выступов и заусенцев.

Проведя все этапы подготовки основы полотна к работе и намотав на челноки уточные нитки, перейдем к тканью, которое всегда начинается с нижнего конца изделия. Прежде всего сформируем край полотна, выполняемый из хлопчатобумажных ниток подходящей толщины. Поочередно оттягивая на себя четные и нечетные ремизки, проложим пять-семь рядов уточной нитки. При этом, переходя к Выполнению каждого очередного ряда, оставим вдоль кромки полотна небольшую петельку, образованную уточной нитью, тем самым предохраняя ткань от стягивания. Проложив несколько уточных рядов, уплотним полотно, воспользовавшись так называемой колотушкой, роль которой с успехом выполняет обыкновенная расческа с частыми зубьями. Использование колотушки позволяет сделать ткань более плотной и выровнять ее кромки, расположив нити утка и основы перпендикулярно друг другу. Завершив оформление края полотна, продолжим тканье, используя в работе несущие декоративную нагрузку уточные нитки разных цветов.

Чередуя разноцветные нитки утка, можно изготовить ткань "в полоску", а если основа полотна также состоит из нитей двух и более цветов, появляется возможность выткать клетчатое полотно. Более сложные тканые орнаменты создаются за счет чередования разноцветных уточных ниток в каждом горизонтальном ряду. При этом узор "растет" по всей ширине полотна одновременно. Неиспользуемые при выполнении отдельных орнаментальных мотивов нитки либо пропускают по изнаночной стороне полотна, либо сцепляют с рабочей нитью непосредственно во время тканья.

Завершив изготовление полотна, зафиксируем его верхний край несколькими рядами хлопчатобумажных ниток и снимем готовое изделие с рамы. Для того чтобы самодельная ткань не рассыпалась, попарно свяжем между собой нити основы.

На последнем этапе работы над домотканым полотном его желательно увлажнить и прогладить не очень горячим утюгом через лоскут белой хлопчатобумажной ткани.