Садовые растения        22.09.2019   

Ибн Масуд (ра) и коллективный зикр. История, послужившая началу исламского служения юноши

عبدالله بن مسعود ‎‎) (ум. в 653 году н. э. - 32 год после Хиджры). Абдулла ибн Масъуд

Ещё юношей, не достигшим совершеннолетия, Абдулла ибн Масуд пас овец одного из вождей курайшитов Укбы ибн Муайта на безлюдных горных мекканских пастбищах.

Люди звали его ибн Умм Абдом, тогда как его настоящее имя было Абдулла, а отца звали Масуд.

До мальчика доходили от людей вести о появившемся в его народе пророке. Однако он не придавал этому никакого значения, так как, с одной стороны, был малолетним, а с другой - был чрезвычайно далёк от жизни мекканского общества того времени. Каждое утро спозаранку он гнал на пастбище овец жителей Укбы и возвращался с ними домой уже затемно.

Однажды мекканский пастух Абдулла ибн Масуд заметил, что к нему издалека приближаются двое величавых и солидных мужчин. По всему было видно, что они были сильно изнурены и испытывали жажду. Приблизившись к пастуху, мужчины поздоровались, а затем попросили:

Послушай, парень, подои-ка нам эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая иссушила нам жилы и мучит нас.

Юноша ответил:

Я этого не сделаю, так как эти козы и овцы не мои, и мне поручено присматривать за ними...

Эти слова не произвели на мужчин никакого впечатления, напротив, на их лицах появилось выражение удовлетворения.

Один из мужчин обратился к Абдулле:

Покажи-ка мне молодую недойную козу.

Юноша указал на маленькую козочку рядом с собой. Обхватив козу, мужчина начал поглаживать ей вымя, повторяя над ней имя Аллаха.

Изумлённо глядя на это, Абдулла подумал про себя: “И с каких же это пор начали доиться молодые козочки?!”

Однако на его глазах вымя козы набухло, и из него обильно полилось молоко.

Подняв с земли камень с выемкой, другой мужчина подставил его под вымя, пока он не наполнился молоком. Затем они оба напились и напоили Абдуллу.

Абдулла потом рассказывал: “Я почти не верил своим глазам... Когда же мы утолили жажду, человек, которому чудесным образом удалось подоить козу, сказал:

Сожмись!

Вымя козы начало сокращаться в объёме, пока не приобрело свой обычный вид.

Тогда я попросил удачливого мужчину:

Научи меня тем словам, которые ты произносил.

Ты обучен им, юноша, - ответил мужчина”.

Это событие явилось началом исламского периода в жизни Абдуллы ибн Масуда...

Дело в том, что мужчиной, подоившим козу, был не кто иной, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его же спутником был правдивейший Абу Бакр.

В этот день они отправились по каменистым тропам, покинув Мекку, не выдержав притеснений и лишений, которые причиняли им курайшиты.

Юноша возлюбил Посланника Аллаха и его товарища, а затем почувствовал сильную привязанность к ним. В свою очередь Абдулла понравился Посланнику и Абу Бакру, и они высоко оценили его верность и преданность, увидев в нём много доброго.

Вскоре Абдулла ибн Масуд принял Ислам и попросил Посланника Аллаха взять его к себе на службу. Пророк взял его к себе в слуги.

С того дня бывший пастух Абдулла ибн Масуд стал избранником судьбы, поступив на службу к господину людей и народов.

Абдулла ибн Масуд стал подобно тени неотступно следовать за Посланником Аллаха. Во всех поездках он сопровождал своего Пророка, был рядом с ним дома и вне его…

Когда Посланник спал, то Абдулла будил его, когда Посланник просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии, если Пророк собирался выйти, снимал их с него, когда Посланник Аллаха входил в дом. Абдулла носил с собой посох Пророка и его сивак, а также открывал перед ним дверь в комнату, когда Посланник желал уединиться...

В свою очередь, Посланник Аллаха позволял Абдулле в любое время входить к нему, сделал его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах, так что люди прозвали Абдуллу хранителем тайн Пророка

Абдулла ибн Масуд получил воспитание в доме Посланника Аллаха, стал руководствоваться его наставлениями, перенял многие черты его характера и морали, стремясь во всём подражать ему. Об Абдулле даже говорили, что он более чем кто-либо иной похож по своим убеждениям и характеру на Посланника Аллаха.

Пройдя курс обучения в школе Посланника, Абдулла стал лучшим чтецом Корана среди сподвижников Пророка, наиболее глубоко разбирающимся в его смысле, и самым знающим в области Закона Аллаха.

Лучше всего об этом свидетельствует история о человеке, который однажды подошёл к Умару ибн аль-Хаттабу, стоявшему на горе Арафат. Этот человек сказал Умару:

О вождь правоверных, я прибыл сюда из Куфы, оставив там человека, который по памяти переписывает Коран.

Услышав это, Умар буквально чуть не лопнул от гнева и грозно воскликнул:

Кто это, о горе тебе?!

Человек ответил:

Это Абдулла ибн Масуд.

У Умара отлегло от сердца, и он постепенно пришёл в себя. Затем он сказал:

Горе тебе, клянусь Аллахом, я не знаю никого другого, кто знал бы Коран лучше него, и я расскажу тебе об этом.

Как-то вечером Посланник Аллаха был у Абу Бакра, и они обсуждали текущие дела мусульман. Я тоже присутствовал при этом. Когда Посланник Аллаха поднялся, мы последовали за ним. Тут мы увидели не знакомого нам человека, который в мечети совершал намаз. Посланник Аллаха остановился и послушал молящегося, а затем, повернувшись к нам, сказал: “Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делает ибн Умм Абд...” Затем Абдулла ибн Масуд начал молиться, а Посланник Аллаха приговаривал при этом: “Проси, и ты получишь... Проси, и ты получишь...”

Я сказал сам себе: “Клянусь Аллахом, утром я приду к Абулле ибн Масуду и обрадую его тем, что Посланник Аллаха признал его намаз образцовым. Придя к нему утром, чтобы обрадовать его, я обнаружил, что Абу Бакр уже опередил меня и сообщил ему эту радостную весть... Клянусь Аллахом, всякий раз, когда я соревновался с Абу Бакром в добрых делах, он опережал меня.

Абдулла ибн Масуд настолько хорошо знал Книгу Аллаха, что даже сам говорил: “Клянусь тем, кроме Которого нет бога, что я лучше всех знаю, когда и по какому поводу был ниспослан любой аят Книги Аллаха. Если бы я знал, что существует человек, который знает это лучше меня, то пошёл бы к нему, где бы он ни находился”.

Абдулла ибн Масуд нисколько не преувеличивал в своих словах. Как-то в одной из своих поездок Умар ибн аль-Хаттаб встретил караван. Время было уже позднее и в темноте лица людей нельзя было различить.

В этом караване находился Абдулла ибн Масуд. Умар приказал одному из своих людей окликнуть караванщиков: “Откуда эти люди?” Абдулла ответил: “Из глубокого долины”.

Умар велел спросить: “Куда вы держите путь?”

Абдулла ответил: “В Старинный дом”.

Умар сказал: “Среди них есть учёный человек”. Затем он приказал задать следующий вопрос: “Что самое великое в Коране?”

Абдулла ответил ему: “Аллах - нет божества, кроме Него, Бога Живого, Самосущего и Вседержителя. Ни дремота, ни сон не овладевают Им”.

Умар приказал своему человеку: “Спроси их, что самое мудрое в Коране?”

Абдулла ответил: “Истинно, Аллах предписывает справедливость, и повелевает делать добро другим и помогать родственникам”.

Умар сказал: “Спроси их, что самое всеобъемлющее в Коране?”

Абдулла ответил: “Кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его”.

Умар приказал: “Спроси их, что самое устрашающее в Коране?”

Абдулла ответил: “Не будет то ни пожеланиям Вашим, ни по желаниям людей, имеющих Книгу. Всякий, кто творит зло, получит за это возмездие; и не найдёт он себе ни друга, ни помощника, помимо Аллаха”.

Умар сказал: “А что в Коране самое обнадёживающее?”

Абдулла ответил: “Скажи: “О, слуги мои, которые были невоздержанны против собственных душ! Не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи. Истинно, Он наиболее Прощающий, Милосерд-ный”.

Умар сказал своему человеку: “Узнай-ка, есть ли среди них Абдулла ибн Масуд?”

Караванщики ответили: “Клянемся Аллахом, да!”

Абдулла ибн Масуд был не только эрудированным, набожным и аскетичным чтецом Корана. Наряду с этим он обладал силой, решимостью, беззаветным мужеством и отвагой в самых серьёзных ситуациях.

Достаточно сказать, что после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был первым на Земле мусульманином, который открыто и вслух читал Коран людям.

Как-то раз сподвижники Посланника Аллаха собрались в Мекке. В то время они были слабы и малочисленны. Они сказали: “Клянёмся Аллахом, курайшиты ни разу не слышали чтение вслух этого Корана. Кто сможет почитать его им?”

Абдулла ибн Масуд воскликнул: “Я его почитаю им!”

Сподвижники Посланника сказали: “Мы очень опасаемся, что они могут причинить тебе зло. Нам хотелось бы, чтобы такого человека защищал его народ и пришёл бы ему на помощь, если курайшиты захотят причинить ему зло.

Абдулла сказал: “Позвольте мне сделать это. Аллах сохранит и защитит меня...”

На следующий день утром Абдулла пришёл на священную территорию к камню Ибрахима, где курай-шиты сидели вокруг Каабы. Встав рядом с камнем, Абдулла прочитал:

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного… - Его голос окреп и усилился. - … Милосердного. Он научил Корану, сотворил человека. Он научил его изъяс-няться…”.

Он продолжал чтение, а курайшиты слушали его. Затем они воскликнули: “Что это такое рассказывает ибн Умм Абд?! Горе ему! Он читает часть того, с чем пришёл Мухаммад...”

Они начали бить Абдуллу по лицу, но он продолжал чтение до тех пор, насколько Аллах позволил ему это. Окровавленный, Абдулла вернулся к своим товарищам. Они сказали ему: “Это именно то, чего мы боялись”.

Абдулла сказал им:

Клянусь Аллахом, никогда раньше враги Аллаха не падали так низко в моих глазах, как это случилось сегодня. Если хотите, то я готов выйти к ним и завтра утром.

Нет, - сказали его товарищи. - С тебя хватит. Ты читал то, что им ненавистно.

Абдулла ибн Масуд дожил до халифа Усмана. Когда он смертельно заболел, Усман пришёл навестить его. Он спросил Абдуллу:

На что ты жалуешься?

На свои грехи, - ответил Абдулла.

А чего ты хочешь? - спросил Усман.

Милости моего Владыки, - ответил Абдулла.

Я прикажу даровать тебе то, от чего ты отказывался многие годы,- сказал Усман.

Мне не нужно этого - сказал Абдулла.

Но пусть это останется твоим дочерям после тебя, - предложил Усман.

Ты боишься, что мои дочери останутся нищими? - спросил Абдулла. - Я повелел им каждую ночь читать суру “Аль-Вакиа” (“Падающее”)… Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: “Кто каждую ночь читает “Аль-Вакиа”, того никогда не постигнет бедность или нищета”.

Когда наступила ночь, со словами поминания Аллаха и с ясными аятами Корана на устах Абдулла скончался.

«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из этой книги

Однажды Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) попросил Абдуллу ибн Масуда (радыйАллаху анху) почитать Священный Коран, а сам сидел и слушал его чтение. Впоследствии ибн Масуд рассказал: «Я прочитал один из аятов суры «Ан-Ниса», после этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Достаточно!» Я посмотрел на его лицо и увидел, как из его благородных глаз текли слезы». (Сахих Бухари)

Ибн Масуд из Мекки в Медину переехал вместе с Аз Зубайром ибн Аль-Аввамом. После кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Абдулла ибн Масуд возглавил войска, размещенные в Сирии.

Через некоторое время халиф Омар направил хазрати ибн Масуда в качестве му’аллима в Куфу, чтобы он рассказывал людям о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), обучал Благородному Корану, а также предписаниям Шариата. В дальнейшем ибн Масуд был избран кадием Куфы и ответственным лицом за материальными ценностями городской общины. В период проживания в Куфе ибн Масуд совершенствовал свои познания. Благодаря глубине знаний, приятной внешности, мягкому нраву и деловитости он приобрел широкую известность. А когда хазрати Осман пригласил его в Медину, народ Куфы выступил против его отъезда и заявил ибн Масуду: «Не покидай нас, ведь тебе здесь не чинят никаких преград, и мы все готовы помогать тебе, чем можем». На что ибн Масуд ответил: «Благодарю вас за доверие, которое оказываете мне, однако наш святой долг - подчиняться халифу, а потому я не желаю приоткрывать дверь, которая приведет к фитне-раздору» и после этого отправился в Медину.

Хазрати ибн Масуд был верен своему долгу, всегда доводил начатое до конца, обладал славным характером, был гостеприимным и добродушным. Как правило, днем он занимался неотложными делами обращавшихся к нему людей, а вечера проводил в молитвах. В старости, несмотря на свою немощь он исполнял все фарды, соблюдал уразу, однако очень большое значение придавал намазам-нафиля и уделял им много времени. Он испытывал огромное наслаждение в чтении намазов. А однажды, когда хазрати Омар призвал его к себе ибн Масуд сказал: «Пока не завершу намаз, я не смогу придти».
Ибн Масуд был невысокого роста, худощав. Он любил одеваться изысканно и умащиваться благовониями. Несмотря на его малый рост он обладал большими знаниями. Именно поэтому хазрати Омар называл его «кладезем знаний и наук».

Он обладал чистым сердцем и искренней душой, любил совершать благое ближним, остерегался быть в долгу перед кем-либо и не любил унижать и насмехаться над людьми. Он часто говаривал: «Я боюсь даже унизить бездомную собаку, так как могу остаться однажды в ее положении».

Однажды на базаре у него украли кошелек с деньгами. Узнав об этом окружающие стали осуждать вора, насылать на его голову проклятия, а ибн Масуд совершая молитву, сказал: «О, Боже! Если человек, похитивший мои деньги, совершил этот поступок из-за своей нужды и нищенского состояния, пусть эти деньги принесут ему благо. Если он при этом боялся впасть в грех, пусть это будет его последним грехопадением, придай же ему разума и очисти его помыслы».

Рассказывают, как-то раз он приобрел на базаре товар и забыл отдать деньги за покупку, а когда вспомнил об этом и вернулся расплатиться, то не нашел торговца. Боясь, что за ним числится долг, ибн Масуд на эту сумму раздал милостыню нищим и при этом приговаривал: «О, Боже! Пусть согласится хозяин товара ведь вся сумма, которую я должен был отдать ему, была передана нуждающимся».

Супругу ибн Масуда звали Зейнаб и она рассказала: «Абдулла прежде чем вернуться домой, давал об этом весть. Переступая порог дома, обычно, он покашливал, и только потом осторожно приоткрывал дверь. Однажды я прихворнула и пригласила старушку-знахарку. Услышав шаги, возвращающегося мужа я припрятала бабушку. Абдулла обратил внимание на ниточку от амулета на моей шее и спросил что это. Я рассказала, что попросила знахарку дать мне амулет от болезни. Муж решительно выхватил этот амулет и сказал: «Должно просить выздоровления не у этой старухи и ее амулета, а молиться Аллаху и просить у него исцеления».

С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делал ибн Умм Абд.
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Ещё юношей,не достигшим совершеннолетия, Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллаh) пас овец одного из вождей курайшитов Укбы ибн Муайта на безлюдных горных мекканских пастбищах.

Люди звалиего ибн Умм Абдом, тогда как его настоящее имя было Абдулла, а отца звали Масуд.

* * *

До мальчика доходили от людей вести о появившемся в его народе Пророке. Однако он не придавал этому никакого значения, так как, с одной стороны, был малолетним, а с другой - был чрезвычайно далёк от жизни мекканского общества того времени.Каждое утро спозаранку он гнал на пастбище овец жителей Укбы и возвращался с ними домой уже затемно.
Однажды мекканский пастух Абдулла ибн Масуд заметил, что к нему издалека приближаются двое величавых и солидных мужчин. По всему было видно, что они были сильно изнурены и испытывали жажду. Приблизившись к пастуху, мужчины поздоровались, а затем попросили:

Послушай,парень, подои-ка нам эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая иссушила нам жилы и мучит нас.

Юноша ответил:

Я этого не сделаю, так как эти козы и овцы не мои, и мне поручено присматривать за ними…

Эти слова не произвели на мужчин никакого впечатления, напротив, на их лицах появилось выражение удовлетворения.

Один из мужчин обратился к Абдулле:

Покажи-ка мне молодую недойную козу.

Юноша указал на маленькую козочку рядом с собой. Обхватив козу, мужчина начал поглаживать ей вымя, повторяя над ней имя Аллаха.

Изумлённо глядя на это, Абдулла подумал про себя: “И с каких же это пор начали доиться молодые козочки?!”

Однако на его глазах вымя козы набухло, и из него обильно полилось молоко.

Подняв с земли камень с выемкой, другой мужчина подставил его под вымя, пока он ненаполнился молоком. Затем они оба напились и напоили Абдуллу.

Абдулла потом рассказывал: “Я почти не верил своим глазам… Когда же мы утолили жажду,человек, которому чудесным образом удалось подоить козу, сказал:

Сожмись!

Вымя козы начало сокращаться в объёме, пока не приобрело свой обычный вид.

Тогда я попросил удачливого мужчину:

Научи меня тем словам, которые ты произносил.

Ты обучен им, юноша, - ответил мужчина”.
Это событие явилось началом исламского периода в жизни Абдуллы ибн Масуда…

Дело в том, что мужчиной, подоившим козу, был не кто иной, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его же спутником был правдивейший Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh).

В этот день они отправились по каменистым тропам, покинув Мекку, не выдержав притеснений и лишений, которые причиняли им курайшиты.

* * *

Юноша возлюбил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и его товарища, а затем почувствовал сильную привязанность к ним. В свою очередь Абдулла понравился Посланнику и Абу Бакру, и они высоко оценили его верность и преданность, увидев в нём много доброго.

* * *

Вскоре Абдулла ибн Масуд принял Ислам и попросил Посланника Аллаха взять его к себе на службу. Пророк (cалляллаху аляйхи ва саллям) взял его к себе в слуги.

С того дня бывший пастух Абдулла ибн Масуд стал избранником судьбы, поступив на службу к господину людей и народов.

* * *

Абдулла ибн Масуд стал подобно тени неотступно следовать за Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Во всех поездках он сопровождал своего Пророка, был рядом с ним дома и вне его…

Когда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) спал, то Абдулла будил его, когда Посланник просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии, если Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) собирался выйти, снимал их с него, когда Посланник Аллаха входил в дом. Абдулла носил ссобой посох Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сивак, а также открывал перед ним дверь в комнату, когда Посланник желал уединиться…

В свою очередь, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) позволял Абдулле в любое время входить к нему, сделал его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах, так что люди прозвали Абдуллу хранителем тайн Пророка.

* * *

Абдулла ибн Масуд получил воспитание в доме Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), стал руководствоваться его наставлениями, перенял многие черты его характера и морали, стремясь во всём подражать ему. Об Абдулле даже говорили, что он более чем кто-либо иной похож по своим убеждениям и характеру на Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Пройдя курс обучения в школе Посланника, Абдулла стал лучшим чтецом Корана среди сподвижников Пророка, наиболее глубоко разбирающимся в его смысле, и самым знающим в области Закона Аллаха.

Лучше всего об этом свидетельствует история о человеке, который однажды подошёл к Умару ибн аль-Хаттабу, стоявшему на горе Арафат. Этот человек сказал Умару:

О вождь правоверных, я прибыл сюда из Куфы, оставив там человека, который по памяти переписывает Коран.

Услышав это, Умар буквально чуть не лопнул от гнева и грозно воскликнул:

Кто это, о горе тебе?!

Человек ответил:

Это Абдулла ибн Масуд.

У Умара отлегло от сердца, и он постепенно пришёл в себя. Затем он сказал:

Горе тебе, клянусь Аллахом, я не знаю никого другого, кто знал бы Коран лучше него, и я расскажу тебе об этом.

Как-то вечером Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был у Абу Бакра, и они обсуждали текущие дела мусульман. Я тоже присутствовал при этом. Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) поднялся, мы последовали за ним. Тут мы увидели не знакомого нам человека, который в мечети совершал намаз. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился и послушал молящегося, а затем, повернувшись к нам, сказал: “Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делает ибн Умм Абд…” Затем Абдулла ибн Масуд начал молиться, а Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) приговаривал при этом: “Проси, и ты получишь… Проси, и ты получишь…”

Я сказал сам себе: “Клянусь Аллахом, утром я приду к Абулле ибн Масуду и обрадую его тем, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) признал его намаз образцовым. Придя к нему утром, чтобы обрадовать его, я обнаружил, что Абу Бакр уже опередил меня и сообщил ему эту радостную весть… Клянусь Аллахом, всякий раз, когда я соревновался с Абу Бакром в добрых делах, он опережал меня.
Абдулла ибн Масуд настолько хорошо знал Книгу Аллаха, что даже сам говорил: “Клянусь тем, кроме Которого нет бога, что я лучше всех знаю, когда и по какому поводу был ниспослан любой аят Книги Аллаха. Если бы я знал, что существует человек, который знает это лучше меня, то пошёл бы к нему, где бы он ни находился”.

* * *

Абдулла ибн Масуд нисколько не преувеличивал в своих словах. Как-то в одной из своих поездок Умар ибн аль-Хаттаб встретил караван. Время было уже позднее и в темноте лица людей нельзя было различить.

В этом караване находился Абдулла ибн Масуд. Умар приказал одному из своих людей окликнуть караванщиков: “Откуда эти люди?” Абдулла ответил: “Из глубокого долины”.

Умар велел спросить: “Куда вы держите путь?”

Абдулла ответил: “В Старинный дом ”.

Умар сказал:“Среди них есть учёный человек”. Затем он приказал задать следующий вопрос:“Что самое великое в Коране?”

Абдулла ответил ему: “Аллах - нет божества, кроме Него, Бога Живого, Самосущего и Вседержителя. Ни дремота, ни сон не овладевают Им”.

Умар приказал своему человеку: “Спроси их, что самое мудрое в Коране?”

Абдулла ответил: “Истинно, Аллах предписывает справедливость, и повелевает делать добро другим и помогать родственникам”.

Умар сказал:“Спроси их, что самое всеобъемлющее в Коране?”

Абдулла ответил: “Кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на веспылинки зла, увидит его”.

Умар приказал:“Спроси их, что самое устрашающее в Коране?”

Абдулла ответил: “Не будет то ни пожеланиям Вашим, ни по желаниям людей, имеющих Книгу.Всякий, кто творит зло, получит за это возмездие; и не найдёт он себе ни друга, ни помощника, помимо Аллаха”.

Умар сказал:“А что в Коране самое обнадёживающее?”

Абдулла ответил: “Скажи: “О, слуги мои, которые были невоздержанны против собственных душ! Не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи. Истинно, Он наиболее Прощающий, Милосердный””.

Умар сказал своему человеку: “Узнай-ка, есть ли среди них Абдулла ибн Масуд?”

Караванщики ответили: “Клянемся Аллахом, да!”

* * *

Абдулла ибн Масуд был не только эрудированным, набожным и аскетичным чтецом Корана. Нарядус этим он обладал силой, решимостью, беззаветным мужеством и отвагой в самых серьёзных ситуациях.

Достаточно сказать, что после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он был первым на Земле мусульманином, который открыто и вслух читал Коран людям.

Как-то раз сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) собрались в Мекке. В то время они были слабы и малочисленны. Они сказали: “Клянёмся Аллахом, курайшиты ни разу не слышали чтение вслух этого Корана. Кто сможет почитать его им?”

Абдулла ибн Масуд воскликнул: “Я его почитаю им!”

Сподвижники Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) сказали: “Мы очень опасаемся, что они могут причинить тебе зло. Нам хотелось бы, чтобы такого человека защищал его народ и пришёл бы ему на помощь, если курайшиты захотят причинить ему зло.

Абдулла сказал: “Позвольте мне сделать это. Аллах сохранит и защитит меня…”

На следующий день утром Абдулла пришёл на священную территорию к камню Пророка Ибрахима (мир ему) , где курайшиты сидели вокруг Каабы. Встав рядом с камнем, Абдулла прочитал:

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного… - Его голос окреп и усилился. - … Милосердного. Он научил Корану, сотворил человека. Он научил его изъясняться…”.

Он продолжал чтение, а курайшиты слушали его. Затем они воскликнули: “Что это такое рассказывает ибн Умм Абд?! Горе ему! Он читает часть того, с чем пришёл Мухаммад…”

Они начали бить Абдуллу по лицу, но он продолжал чтение до тех пор, насколько Аллах позволил ему это. Окровавленный, Абдулла вернулся к своим товарищам. Они сказали ему:“Это именно то, чего мы боялись”.

Абдулла сказал им:

Клянусь Аллахом, никогда раньше враги Аллаха не падали так низко в моих глазах, как это случилось сегодня. Если хотите, то я готов выйти к ним и завтра утром.

Нет,-сказали его товарищи. - С тебя хватит. Ты читал то, что им ненавистно.

* * *

Абдулла ибн Масуд дожил до халифа Усмана (да будет доволен им Аллаh). Когда он смертельно заболел, Усман пришёл навестить его. Он спросил Абдуллу:

На что ты жалуешься?

На свои грехи, - ответил Абдулла.

А чего ты хочешь? - спросил Усман.

Милостимоего Владыки, - ответил Абдулла.

Я прикажу даровать тебе то, от чего ты отказывался многие годы,- сказал Усман.

Мне не нужно этого - сказал Абдулла.

Но пусть это останется твоим дочерям после тебя, - предложил Усман.

Ты боишься, что мои дочери останутся нищими? - спросил Абдулла. - Я повелел им каждую ночь читать суру “Аль-Вакиа” (“Падающее”)… Я слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) говорил: “Кто каждую ночь читает “Аль-Вакиа”, того никогда не постигнет бедность или нищета”.

Когда наступила ночь, со словами поминания Аллаха и с ясными аятами Корана на устах, досточтимый Абдулла (да будет доволен им Аллаh) скончался.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ещё юношей, не достигшим совершеннолетия, Абдулла ибн Масуд пас овец одного из вождей курайшитов Укбы Ибн Муайта на безлюдных горных мекканских пастбищах. Люди звали его Ибн Умм Абдом, тогда как его настоящее имя было Абдулла, а отца звали Масуд.

До мальчика доходили от людей вести о появившемся в его народе пророке. Однако он не придавал этому никакого значения, так как, с одной стороны, был малолетним, а с другой - был чрезвычайно далёк от жизни мекканского общества того времени. Каждое утро спозаранку он гнал на пастбище овец жителей Укбы и возвращался с ними домой уже затемно.

Однажды мекканский пастух Абдулла Ибн Масуд заметил, что к нему издалека приближаются двое величавых и солидных мужчин. По всему было видно, что они были сильно изнурены и испытывали жажду. Приблизившись к пастуху, мужчины поздоровались, а затем попросили: - Послушай, парень, подои-ка нам эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая иссушила нам жилы и мучит нас. Юноша ответил: - Я этого не сделаю, так как эти козы и овцы не мои, и мне поручено присматривать за ними… Эти слова не произвели на мужчин никакого впечатления, напротив, на их лицах появилось выражение удовлетворения. Один из мужчин обратился к Абдулле: - Покажи-ка мне молодую недойную козу. Юноша указал на маленькую козочку рядом с собой. Обхватив козу, мужчина начал поглаживать ей вымя, повторяя над ней имя Аллаха. Изумлённо глядя на это, Абдулла подумал про себя: “И с каких же это пор начали доиться молодые козочки?!” Однако на его глазах вымя козы набухло, и из него обильно полилось молоко. Подняв с земли камень с выемкой, другой мужчина подставил его под вымя, пока он не наполнился молоком. Затем они оба напились и напоили Абдуллу. Абдулла потом рассказывал: “Я почти не верил своим глазам… Когда же мы утолили жажду, человек, которому чудесным образом удалось подоить козу, сказал: - Сожмись! Вымя козы начало сокращаться в объёме, пока не приобрело свой обычный вид. Тогда я попросил удачливого мужчину: - Научи меня тем словам, которые ты произносил. - Ты обучен им, юноша, - ответил мужчина”.

Это событие явилось началом исламского периода в жизни Абдуллы Ибн Масуда… Дело в том, что мужчиной, счастливо подоившим козу, был не кто иной, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его же спутником был Правдивейший Абу Бакр. В этот день они отправились по каменистым тропам, не выдержав притеснений и лишений, которые причиняли им курайшиты.

Юноша возлюбил посланника Аллаха и его товарища, а затем почувствовал сильную привязанность к ним. В свою очередь Посланнику и Абу Бакру Абдулла понравился, и они высоко оценили его верность и преданность, увидев в нём много доброго.

Вскоре Абдулла Ибн Масуд принял Ислам и попросил посланника Аллаха взять его к себе на службу. Пророк взял его к себе в слуги. С того дня бывший пастух Абдулла Ибн Масуд стал избранником судьбы, поступив на службу к вождю народов и наций.

Абдулла Ибн Масуд стал подобно тени неотступно следовать за посланником Аллаха. Во всех поездках он сопровождал своего хозяина, был рядом с ним дома и вне его… Когда Посланник спал, то Абдулла будил его, когда Посланник просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии, если Пророк собирался выйти, снимал их с него, когда посланник Аллаха входил в дом. Абдулла носил с собой посох Пророка и его зубочистку, а также открывал перед ним дверь в комнату, когда Посланник желал уединиться… В свою очередь, посланник Аллаха позволял Абдулле в любое время входить к нему, сделал его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах, так что люди прозвали Абдуллу хранителем тайн Пророка.

Абдулла Ибн Масуд получил воспитание в доме посланника Аллаха, стал руководствоваться его наставлениями, перенял многие черты его характера и морали, стремясь во всём подражать ему. Об Абдулле даже говорили, что он более чем кто-либо иной похож по своим убеждениям и характеру на посланника Аллаха.

Пройдя курс обучения в школе Посланника, Абдулла стал лучшим чтецом Корана среди сподвижников Пророка, наиболее глубоко разбирающимся в его смысле, и самым знающим в области Закона Аллаха. Лучше всего об этом свидетельствует история о человеке, который однажды подошёл к Умару Ибн аль-Хаттабу, стоявшему на горе Арафат. Этот человек сказал Умару: - О вождь правоверных, я прибыл сюда из Куфы, оставив там человека, который по памяти переписывает Коран. Услышав это, Умар буквально чуть не лопнул от гнева и грозно воскликнул: - Кто это, о горе тебе?! Человек ответил: “Это Абдулла Ибн Масуд”. У Умара отлегло от сердца, и он постепенно приобрёл свой обычный вид. Затем он сказал: - Горе тебе, клянусь Аллахом, я не знаю никого другого, кто знал бы Коран лучше него, и я расскажу тебе об этом. Далее Умар продолжал: - Как-то вечером посланник Аллаха был у Абу Бакра, и они обсуждали текущие дела мусульман. Я тоже присутствовал при этом. Когда посланник Аллаха поднялся, мы последовали за ним. Тут мы увидели не знакомого нам человека, который в мечети совершал Намаз. Посланник Аллаха остановился и послушал молящегося, а затем, повернувшись к нам, сказал: “Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делает Ибн Умм Абд…” Затем молиться начал Абдулла Ибн Масуд, а посланник Аллаха приговаривал при этом: “Проси, и ты получишь… Проси, и ты получишь…” Далее Умар продолжал: - Я сказал сам себе: “Клянусь Аллахом, утром я приду к Абулле Ибн Масуду и обрадую его тем, что посланник Аллаха признал его Намаз образцовым. Придя к нему утром, чтобы обрадовать его, я обнаружил, что Абу Бакр уже опередил меня и сообщил ему эту радостную весть… Клянусь Аллахом, всякий раз, когда я соревновался с Абу Бакром в добрых делах, он опережал меня.

Абдулла Ибн Масуд настолько хорошо знал Книгу Аллаха, что даже сам говорил: “Клянусь тем, кроме Которого нет бога, что я лучше всех знаю, когда и по какому поводу был ниспослан любой аят Книги Аллаха. Если бы я знал, что существует человек, который знает это лучше меня, то пришёл бы к нему, где бы он ни находился”.

Абдулла Ибн Масуд нисколько не преувеличивал в своих словах. Как-то в одной из своих поездок Умар Ибн аль-Хаттаб встретил караван. Время было уже позднее и в темноте лица людей нельзя было различить. В этом караване находился Абдулла Ибн Масуд. Умар приказал одному из своих людей окликнуть караванщиков: “Откуда эти люди?” Абдулла ответил: “Из глубокого вади”. Умар велел спросить: “Куда вы держите путь?” Абдулла ответил: “В старый дом”. Умар сказал: “Среди них есть учёный человек”. Затем он приказал задать следующий вопрос: “Что самое великое в Коране?” Абдулла ответил ему: “Аллах - нет божества, кроме Него, Бога Живого, Самосущего и Вседержителя. Ни дремота, ни сон не овладевают Им”. Умар приказал своему человеку: “Спроси их, что самое мудрое в Коране?” Абдулла ответил: “Истинно, Аллах предписывает справедливость, и повелевает делать добро другим и помогать родственникам”. Умар сказал: “Спроси их, что самое всеобъемлющее в Коране?” Абдулла ответил: “Кто творит хотя бы крупинку добра, Он видит это, и кто творит хотя бы крупинку зла, Он видит это”. Умар приказал: “Спроси их, что самое устрашающее в Коране?” Абдулла ответил: “Не будет то ни пожеланиям Вашим, ни по желаниям людей, имеющих Книгу. Всякий, кто творит зло, получит за это возмездие; и не найдёт он себе ни друга, ни помощника, помимо Аллаха”. Умар сказал: “А что в Коране самое обнадёживающее?” Абдулла ответил: “Скажи: “О, слуги мои, которые были невоздержанны против собственных душ! Не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи. Истинно, Он наиболее Прощающий, Милосердный””. Умар сказал своему человеку: “Узнай-ка, есть ли среди них Абдулла Ибн Масуд?” Караванщики ответили: “Клянемся Аллахом, да!”

Абдулла Ибн Масуд был не только эрудированным, набожным и аскетичным чтецом Корана. Наряду с этим он обладал силой, решимостью, беззаветным мужеством и отвагой в самых серьёзных ситуациях. Достаточно сказать, что после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был первым на Земле мусульманином, который открыто и вслух читал Коран людям. Как-то раз сподвижники посланника Аллаха собрались в Мекке. В то время они были слабы и малочисленны. Они сказали: “Клянёмся Аллахом, курайшиты ни разу не слышали чтение вслух этого Корана. Кто сможет почитать его им?” Абдулла Ибн Масуд воскликнул: “Я его почитаю им!” Сподвижники Посланника сказали: “Мы очень опасаемся, что они могут причинить тебе зло. Нам хотелось бы, чтобы такого человека защищал его народ и пришёл бы ему на помощь, если курайшиты захотят причинить ему зло. Абдулла сказал: “Позвольте мне сделать это. Аллах сохранит и защитит меня…” На следующий день утром Абдулла пришёл на священную территорию к камню Ибрахима, где курайшиты сидели вокруг Каабы. Встав рядом с камнем, Абдулла прочитал: “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного…… - Его голос окреп и усилился. - Всемилостивый научил Корану, создал человека. Он научил его простой речи…”. Он продолжал чтение, а курайшиты слушали его. Затем они воскликнули: “Что это такое рассказывает Ибн Умм Абд?! Горе ему! Он читает часть того, с чем пришёл Мухаммад…” Они начали бить Абдуллу по лицу, но он продолжал чтение до тех пор, насколько Аллах позволил ему это. Окровавленный, Абдулла вернулся к своим товарищам. Они сказали ему: “Это именно то, чего мы боялись”. Абдулла сказал им: - Клянусь Аллахом, никогда раньше враги Аллаха не падали так низко в моих глазах, как это случилось сегодня. Если хотите, то я готов выйти к ним и завтра утром. - Нет, - сказали его товарищи. - С тебя хватит. Ты читал то, что им ненавистно.

Абдулла Ибн Масуд дожил до халифа Усмана. Когда он смертельно заболел, Усман пришёл навестить его. Он спросил Абдуллу: - На что ты жалуешься? - На свои грехи, - ответил Абдулла. - А чего ты хочешь? - спросил Усман. - Милости моего Владыки, - ответил Абдулла. - Я прикажу даровать тебе то, от чего ты отказывался многие годы,- сказал Усман. - Мне не нужно этого - сказал Абдулла. - Но пусть это останется твоим дочерям после тебя, - предложил Усман. - Ты боишься, что мои дочери останутся нищими? - спросил Абдулла. - Я повелел им каждую ночь читать суру “Аль-Вакиа”… Я слышал, как посланник Аллаха говорил: Кто каждую ночь читает “Аль-Вакиа”, того никогда не постигнет бедность или нищета. Когда наступила ночь, со словами поминания Аллаха и с ясными аятами Корана на устах Абдулла скончался.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Введение

Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов Укбы ибн Муайта. Люди называли его «ибн Умм Абд» (сын матери раба). Настоящее же его имя — Абдулла, а отца его звали Масуд.

Мальчик услышал новость о появлении в его народе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), однако из-за своего возраста и удаленности от городской жизни не придал этому особого значения. Обычно он уходил со стадом Укбы ранним утром, а возвращался, когда уже темнело.

Однажды, занимаясь выпасом стада, Абдулла (радиаллаху анху) увидел двух идущих к нему мужчин среднего возраста и благородной наружности. Их изнуряла жажда, и они были очень уставшими. Они приблизились к нему и, поздоровавшись, сказали:

— Мальчик, подои для нас одну из этих овец, чтобы мы утолили жажду и восстановили силы.

— Я не могу, — ответил мальчик. — Овцы принадлежат не мне. Я только присматриваю за ними.

Двое взрослых не стали с ним спорить. Более того, несмотря на жажду их очень порадовал честный ответ мальчика. Этими двумя были сам благословенный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник Абу Бакр Сиддик (радиаллаху анху). В тот день они ушли в горы Мекки, спасаясь от жестоких гонений курайшитов.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник произвели на молодого Абдуллу (радиаллаху анху) большое впечатление, и вскоре он очень привязался к ним.

Принятие Ислама

Через некоторое время Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) стал мусульманином и предложил свои услуги Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) согласился, и с того самого дня счастливчик Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) променял свои пастушеские дела на служение благословенному Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он стал шестым человеком, из числа мужчин, принявшим Ислам. Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) оставался очень привязан к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он помогал ему как по дому, так и вне его стен; сопровождал его в поездках и походах; будил его, когда тот спал; прикрывал его, когда тот умывался. Он носил его вещи и мисвак (зубную щетку), помогал ему в других делах. Именно по этой причине сподвижники называли его «сахиби сивак» (носитель мисвака), «сахиби наляин» (носитель сандалей), «сахиби мутахара» (носитель воды) и «сахиби висада» (носитель постели).

Оценка Абдуллы (радиаллаху анху) Пророком (салляллаху алейхи уа саллям)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) получил уникальное обучение в доме Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абдулла (радиаллаху анху) получал ценные наставления, перенимал манеры Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и следовал каждой черте его характера так усердно, что об Абдулле (радиаллаху анху) было сказано, что он «по своему характеру больше всех похож на Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)». Часто люди думали, что Абдулла (радиаллаху анху) принадлежит благословенному семейству Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абу Муса Ашари (радиаллаху анху) рассказывает: «Когда мы приехали из Йемена, некоторое время мы думали, что Абдулла (радиаллаху анху) — один из членов благословенного семейства, потому что он и его мать постоянно сновали туда-сюда в присутствии Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Кроме того, однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал Абдулле (радиаллаху анху): «Абдулла, тебе не нужно спрашивать разрешения войти в мой дом. Тебе здесь всегда рады».

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) и Коран

Абдулла (радиаллаху анху) читал и понимал Коран лучше, чем все остальные сподвижники. Поэтому он был наиболее сведущим в шариате. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере истории одного человека, пришедшего к Умару ибн аль-Хаттабу (радиаллаху анху), когда тот стоял в долине Арафат. Подошедший человек сказал:

— О правитель правоверных, я пришел из Куфы, где оставил человека, записывающего копии Корана по памяти. — Услышав это, Умар (радиаллаху анху) очень разозлился и начал яростно ходить взад и вперед около своего верблюда.

— Кто он? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху), — последовал ответ. Ярость Умара (радиаллаху анху) сошла на нет, и он успокоился.

— Горе тебе, — сказал он своему собеседнику. — Клянусь Аллахом, я не знаю человека среди оставшихся в живых людей, кто был бы более знающим в этом, чем он. Позволь мне рассказать тебе об этом.

Умар (радиаллаху анху) продолжил:

— Однажды ночью Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) разговаривал с Абу Бакром (радиаллаху анху) о положении мусульман. Я был вместе с ними. Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) вышел, мы вышли вместе с ним, и когда мы проходили мечеть, мы заметили молящегося, которого мы не узнали. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) постоял, прислушиваясь к нему, потом повернулся к нам и сказал: «Если кто-то захочет читать Коран так, как он был ниспослан, то пусть читает его так, как читает его ибн Умм Абд [радиаллаху анху]». После молитвы, когда Абдулла (радиаллаху анху) присел и стал обращаться к Аллаху с просьбами, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Проси — и тебе будет дано. Проси — и тебе будет дано». Я сказал себе, что должен как можно быстрее сообщить Абдулле ибн Масуду (радиаллаху анху) радостную весть о том, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) гарантировал принятие его просьб Аллахом. Я пошел к нему и сказал ему об этом, но оказалось, что Абу Бакр (радиаллаху анху) уже был у него и успел сообщил ему эту новость. Клянусь Аллахом, мне так ни разу и не удалось победить Абу Бакра (радиаллаху анху) в совершении благого.

В другом хадисе говорится, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Изучайте Коран у четырех людей: Абдуллы ибн Масуда, Салима Маулы Аби Хузайфы, Убая ибн Кааба и Муаза ибн Джабаля». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал: «Читайте Коран так, как учит Абдулла ибн Масуд [радиаллаху анху]».

Примечание : Самым распространенным кираатом является кираат имама Хафсы. Он обучался ему у имама Асима Куфи, а тот — у Абу Абдуррахмана Абдуллы ибн Хабиба Ас-Сульмии, который обучался у Усмана ибн Аффана, Али ибн Талиба, Абдуллы ибн Масуда, Убая ибн Кааба и Зайда ибн Сабита (радиаллаху анху). Все они, в свою очередь, обучались Корану непосредственно у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) достиг такого высокого уровня знаний по Корану, что он даже говорил: «Клянусь Тем, помимо Которого нет Бога, нет ни одного ниспосланного аята из Книги Аллаха, о котором бы я не знал, где и при каких обстоятельствах он был ниспослан. Клянусь Аллахом, если бы я знал, что существует человек, знающий больше о Книге Аллаха, я бы сделал все что в моих силах, чтобы быть рядом с этим человеком».

Абдулла (радиаллаху анху) не преувеличивал в том, что он о себе говорил. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) во время одной из своих поездок в качестве халифа встретил караван. Была темная ночь, и было очень трудно разглядеть караванщиков, среди которых был Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху). Умар (радиаллаху анху) повелел поприветствовать караван.

— Откуда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— Из глубокой долины, — последовал ответ с использованием коранического выражения «фадж амик».

— И куда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— В старинный дом, — последовал ответ с использованием коранического выражения «аль-байт аль-атик».

— Среди них находится ученый человек (алим), — сказал Умар (радиаллаху анху) и попросил одного из своих людей спросить человека из каравана:

— Какая часть Корана самая величественная?

— «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон», — ответил караванщик, цитируя Аят-уль-Курси (аят Трона).

— Какая из частей Корана наиболее ясно говорит о справедливости?

— «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников».

— Какое утверждение в Коране самое всеобъемлющее?

— «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его.»

— Какая из частей Корана самая обнадеживающая?

— «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный».

После этого Умар (радиаллаху анху) спросил:

— Нет ли среди вас Абдуллы ибн Масуда [радиаллаху анху]?!

— Есть, клянемся Аллахом! — ответили ему.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) всегда хотел сделать ибн Масуда (радиаллаху анху) предводителем людей, о чем свидетельствуют следующие слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Если б мне было нужно назначить кого-нибудь руководителем над кем-то без обсуждения этого с кем бы то ни было, я бы назначил ибн Масуда (радиаллаху анху)».

Знания Абдуллы (радиаллаху анху)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) воздерживался от передачи хадисов, боясь ошибиться. Когда же он все-таки передавал хадис, то был крайне осторожен и точен в том, что он приписывал Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он становился бледным и начинал дрожать от страха, что он может сказать о Пророке (салляллаху алейхи уа саллям) что-то неправильное, даже несмотря на то, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Что бы ни рассказывал вам ибн Масуд (радиаллаху анху), верьте ему». Всегда, когда он выдавал то или иное решение, он приписывал его себе и говорил, что это его личное мнение, и что оно от Аллаха в том случае, если оно верно, и что оно от него самого и от шайтана, если оно неверно. Из-за этого многие фетвы приписывались Абдулле (радиаллаху анху) вместо Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Имам Насаи в своем труде «Сунан» писал: «Один мужчина женился на женщине, а потом внезапно умер, так и не вступив с ней в близость и не успев отдать ей махр. Когда об этом спросили сподвижников, они посоветовали обратиться к Абдулле (радиаллаху анху). Когда люди пришли к Абдулле (радиаллаху анху), он старался уйти от ответа и просил их обратиться к кому-нибудь другому. В конце концов он уступил их просьбам, сказав: «Женщина получит махр-мисль. Если это решение правильно, то оно от Аллаха. Если же оно неправильно, то оно от шайтана и от меня. Ни Аллах, ни Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не несут за него ответственности». Сподвижник по имени Макаль ибн аль-Ашджай (радиаллаху анху), присутствовавший в этот момент, сказал: «Клянусь Аллахом, ты вынес такое же решение, что и Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) в пользу Броан бинт Вашили аль-Ашджай. Твое решение соответствует решению Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)». Услышав это, Абдулла (радиаллаху анху) обрадовался как никогда ранее».

Большинство иракских и ханафитских фетв основаны на фетвах Абдуллы ибн Масуда (радиаллаху анху). Его авторитет в фикхе был настолько высок, что другие сподвижники отказывались выносить свои фетвы при его жизни. Они всегда направляли людей к нему. К нему постоянно стремились примкнуть студенты, которые хотели получить у него знания и служить ему.

Хатима ибн Абу Субра направился однажды в Медину и молил Аллаха о набожном товарище. Абу Хурайра — таков был ответ Аллаха. Абу Хурайра (радиаллаху анху) спросил Хатиму, откуда он приехал, на что тот ответил, что ехал в течение двух дней из Куфы. Абу Хурайра (радиаллаху анху) сказал Хатиме: «Разве Саад ибн Малик (радиаллаху анху), мустаджаб-уд-дават (тот, чьи дуа принимаются), не среди вас? Разве ибн Масуд (радиаллаху анху), носитель сандалий Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и воды для его омовения, не среди вас? Разве Хузайфа (радиаллаху анху), с которым Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) делился своими мыслями, не среди вас? Разве не среди вас Амар (радиаллаху анху), которого Аллах защитил от шайтана посредством языка Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)? Разве не с вами тот, кто знает две Божественные Книги (Коран и Новый Завет), — Салман Фарси (радиаллаху анху)?» Так вышло, что в то время в Куфе были все те сахабы, которых перечислил хазрат Абу Хурайра (радиаллаху анху).

Рассказывает хазрат Саад (радиаллаху анху): «Однажды шестеро из нас находились при Пророке (салляллаху алейхи уа саллям). Кроме меня были еще Абдулла ибн Масуд и Биляль Хабши (радиаллаху анху). Несколько мекканских язычников пришли к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и стали говорить: «Пусть сначала выйдут эти люди, потом мы поговорим». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) все продолжал думать, завоюет ли их сердца и станут ли язычники больше склоняться к Исламу, если он попросит нас выйти, когда был ниспослан следующий аят: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику» (Священный Коран, 6:52).

Саад (радиаллаху анху) с гордостью говорил: «Этот аят был ниспослан для нас». Кто может сравниться с теми, кто восхваляется Аллахом? Весь смысл служения Аллаху — в Его довольстве. Эти шестеро еще при своей жизни получили благие вести о том, что Аллах ими доволен.

Любой, кто глубоко и всесторонне изучил жизни сподвижников, скажет, что самого высокого уровня знаний среди них достигли двое: Али и Абдулла (радиаллаху анху).

С одной стороны есть слова Аллаха, Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников, восхвалявших высокий уровень знаний и прекраснейший характер Абдуллы ибн Масуда (радиаллаху анху). С другой стороны — слова группы узкомыслящих и совершенно некомпетентных людей, которые, словно в насмешку, называют себя Ахль-Хадис (люди хадисов), хотя более известны как гайр-мукалиды (безмазхабники), и говорят, что Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) не был осведомлен о намазе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Разве не Абдуллу ибн Масуда (радиаллаху анху) сподвижники ошибочно принимали за члена благословенного семейства Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)? Разве не был он постоянным сподвижником Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) на протяжении более чем двадцати лет? Если верить гайр-мукалидам, получается, что Али и Саад (радиаллаху анху) тоже мало что знали о намазе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), и что все трое этих великих сподвижников были никем и ничем.

Храбрость Абдуллы (радиаллаху анху)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) был первым, кто прочитал вслух слова из Корана перед собравшимися курайшитами. Однажды сподвижники Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), которых по-прежнему было очень мало, которые все еще были слабы и угнетаемы, сказали:

— Курайшиты еще не слышали, как читается Коран открыто и громко. Кто же сможет прочитать его им?

— Я сделаю это, — вызвался Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху).

— Мы боимся за тебя, — сказали сподвижники, — нужен тот, за кем стоит его род, который мог бы защитить его от зла курайшитов.

— Позвольте мне, — настаивал Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху), — Аллах защитит меня и огородит меня от их зла.

Потом он направился в сторону мечети, пока не дошел до макама Ибрахима (место в нескольких метрах от Каабы). Был рассвет, и курайшиты сидели вокруг Каабы. Абдулла (радиаллаху анху) начал читать суру «Рахман». Курайшиты пристально посмотрели на него, и некоторые из них заголосили: «Что такое говорит ибн Умм Абд? Будь он проклят! Он читает из того, с чем пришел Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям)!»

Они начали бить его по лицу, но он продолжал читать. Когда он закончил чтение, его лицо было покрыто следами от ударов и кровью.

— Клянусь Аллахом, — сказал Абдулла (радиаллаху анху), — враги Аллаха сейчас чувствуют себя хуже, чем я. Если хотите, я вернусь завтра и сделаю то же самое.

— Ты сделал достаточно, — сказали сподвижники. — Ты заставил их услышать то, что им ненавистно.

Переселение Абдуллы (радиаллаху анху)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) трижды совершал хиджру: два раза в Эфиопию и один раз в Медину. Он участвовал во всех битвах, в которых участвовал Пророк (салляллаху алейхи уа саллям). Именно он обезглавил Абу Джахля в битве при Бадре. Именно ему Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) отдал меч Абу Джахля в качестве доли военных трофеев. Халиф Умар (радиаллаху анху) отправил Абдуллу ибн Масуда (радиаллаху анху) в Куфу, чтобы тот обучал там людей и распоряжался казной. Когда Умар (радиаллаху анху) назначал жалование сподвижникам, он предложил определенную сумму и Абдулле (радиаллаху анху). Абдулла (радиаллаху анху) отказался, сказав: «Зачем ты стараешься привязать меня к этому миру?»

Смерть Абдуллы (радиаллаху анху)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) дожил до эпохи правления халифа Усмана (радиаллаху анху). Именно в этот период он оставил свой пост и вернулся в Медину. Когда он был болен, находившись при смерти, Усман (радиаллаху анху) пришел навестить его и спросил:

— Чем ты болен?

— Моими грехами.

— А чего ты желаешь?

— Милости моего Господа.

— Не выдать ли мне тебе сейчас жалование, от которого ты отказывался все эти годы?

— Мне оно не нужно.

— Пусть оно останется после тебя для твоих дочерей.

— Ты боишься, что мои дети будут бедными? Я поручил им читать каждую ночь суру «Аль-Вакиа», ибо я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто будет чиать «Аль-Вакиа» каждую ночь, тот никогда не окажется в бедности».

В ту ночь, в 33 или 34 году после хиджры, Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) ушел из этой жизни к своему Господу, его язык был занят поминанием Аллаха и чтением аятов Книги Аллаха.