Флористика        28.09.2019   

Йога - путь к самопознанию. Самопознание путь к просветлению: человек и его «Я

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. Рудольф Штайнер. Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то она не может, при истинном обращении мысли на себя, сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, в действительности, во время отдачи себя внешнему миру она о себе не знает ничего. Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, он в сущности изживает себя в душе. Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования она сама - радость, поскольку она знает о том. Радость изживает себя в ней. Душа и ее переживание мира - одно: она переживает себя не как нечто, что радуется, восхищается, наслаждается или страшится. Она сама-радость, восхищение, наслаждение, страх. Если бы душа могла всегда сознаваться себе в этом, то времена, когда она отходит от переживания внешнего мира и наблюдает самое себя, явились бы ей впервые в истинном свете...

Читать книгу Путь к самопознанию человека в восьми медитациях онлайн

ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле

Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то она не может, при истинном обращении мысли на себя, сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, в действительности, во время отдачи себя внешнему миру она о себе не знает ничего. Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, он в сущности изживает себя в душе. Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования она сама - радость, поскольку она знает о том. Радость изживает себя в ней. Душа и ее переживание мира - одно: она переживает себя не как нечто, что радуется, восхищается, наслаждается или страшится. Она сама-радость, восхищение, наслаждение, страх. Если бы душа могла всегда сознаваться себе в этом, то времена, когда она отходит от переживания внешнего мира и наблюдает самое себя, явились бы ей впервые в истинном свете. Они явились бы ей жизнью совсем особого рода и прежде всего совсем не сравнимого с обычной жизнью души. В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия. И эти загадки суть источник всех прочих мировых загадок. Внешний мир и внутренний мир предстают пред духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.

Этот уход не есть простое событие, которое, однажды совершенное, могло бы затем быть повторено в том же роде. Это скорее начало странствия в неведомые дотоле миры. Если странствие начато, то каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим. И он является также подготовкой к этим дальнейшим. Он делает душу впервые способной к последующим шагам. И с каждым шагом узнаешь все больше об ответе на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, которые сокрыты от обычного воззрения на жизнь. И однако только в них одних заключено то, что может раскрыть истину и о воззрении на жизнь. Если даже ни один ответ и не будет всеобъемлющим, окончательным, то все же ответы, которые завоевываются внутренним странствием души, таковы, что превосходят все, что могут дать нам внешние чувства и связанный с ними рассудок. И в этом ином нуждается человек. Он замечает это, когда действительно обращает мысль свою на себя.

Прежде всего для этого странствия необходимы трезвые, сухие размышления. Они дают верную исходную точку для дальнейшего движения вперед в сверхчувственные области, которые и являются в конце концов целью души. Иные души хотели бы обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в сверхчувственное. Здоровая душа, даже если она из отвращения к подобному размышлению сначала и избегала его, впоследствии все же ему отдастся. Ибо сколько бы человек ни узнал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только через размышления такого рода, как нижеследующее.

В жизни души могут настать мгновения, когда она говорит сама себе так: ты должна быть в состоянии устраниться от всего, что может дать тебе внешний мир, если ты не хочешь быть вынужденной к признанию, с которым нельзя дальше жить, а именно, что ты лишь само себя изживающее противоречие. То, что ты воспринимаешь вовне, существует без тебя; оно было без тебя и будет без тебя. Зачем краски ощущаются в тебе, если твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется для твоего внешнего явления. Внешний мир, слагаясь, образует тебя. Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле. Ибо помимо внешних чувств, которые оно одно может создать тебе, ты прежде всего ничего не мог бы пережить в себе. Каков ты сейчас, ты был бы пуст без твоего тела. Оно дает тебе внутреннюю полноту и содержание. И тогда могут возникнуть все те размышления, без которых не может обойтись человеческое бытие, если оно не хочет в известные наступающие для каждого человека времена вступить в невыносимое противоречие с самим собой. Это тело живет так, что является теперь выражением душевного переживания. Процессы его такого рода, что душа живет им и в нем себя переживает. Настанет время, когда это будет иначе. Своевременно то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного переживания. Оно будет подчинено тем законам, по которым вещества и силы обращаются во внешней природе, заказцам, не имеющим больше отношения ко мне и к моей жизни. Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.

Такое размышление может вызвать во внутреннем переживании все ужасы мысли о смерти. Чисто личные чувства, которые обычно бывают связаны в душе с этой мыслью, действуют так, что при них не легко устанавливается то спокойное, невозмутимое настроение, которое необходимо при познавательном размышлении. Более чем понятно, что человек ищет знания о смерти и о какой-нибудь жизни души независимо от разложения тела. То положение, которое он занимает по отношению к вопросам, о которых здесь идет речь, способно больше, чем что-либо иное в мире, помрачить объективный взгляд и заставить принять ответы, подсказанные желанием. Но ни о чем нельзя приобрести в духовной области истинного познания, если не будешь, как совершенно непричастный, принимать так же охотно "нет", как и "да". И стоит только добросовестно заглянуть в себя, чтобы стало совершенно ясно, что сознание, будто со смертью тела угасает и душевная жизнь, ты не принял бы с тем же спокойствием, как то, которое говорит о продолжении существования души после смерти. Конечно, есть люди, которые вполне честно верят в уничтожение души вместе с прекращением телесной жизни и которые с этой мыслью устраивают свою жизнь. Однако и о них можно сказать, что в чувствах своих они отнюдь не беспристрастно относятся к этой мысли. Разумеется, они не допускают ужасам уничтожения увлечь их до того, чтобы желание, которое стремится к продолжению жизни, пересилило в них доводы убедительного для них познания. Поскольку и представления таких людей бывают часто более объективны, чем представления тех, которые, не ведая того, морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит желание такого продолжения. Однако и у отрицающих бессмертие предвзятость бывает не менее значительна. Она только иного рода. Между ними есть такие, которые создают себе известное представление о том, что называется жизнью и бытием. Это представление приводит их к необходимости измыслить определенные условия, при которых единственно возможна эта жизнь. Из их воззрения на бытие вытекает, что по отпадении тела для жизни души нет больше налицо необходимых условий. Такие люди не замечают, что они предварительно уже создали себе определенное представление о том, как единственно возможна жизнь, и что они только потому не могут верить в ее продолжение после смерти, что их представление не допускает возможности представить свободное от тела бытие. Они связаны, если не своими желаниями, то представлениями, от которых никак не могут освободиться. Существует в этой области еще много предвзятостей. Привести можно всегда лишь единичные примеры из всего того, что бывает в этом роде.

Мысль, что тело, в процессах которого изживает себя душа, подпадет некогда внешнему миру и будет следовать законам, не имеющим никакого отношения к внутреннему переживанию, - эта мысль таким образом ставит перед душой переживание смерти, что никакому желанию, никакому личному интересу нет нужды примешиваться к этому размышлению. Так что это переживание может привести к чистому безличному вопросу познания. Но тогда вскоре явится и ощущение, что мысль о смерти значительна не сама по себе, но лишь потому, что может пролить свет на жизнь. Неизбежно придешь к тому воззрению, что загадка жизни может быть познана через сущность смерти.

То, что душа требует продолжения своего бытия, должно было бы во всяком случае делать ее недоверчивой ко всем мнениям, которые она создает себе об этом продолжении. Ибо какое дело явлениям мира до того, что чувствует душа. Пускай, согласно своим запросам, она сама себя чувствует бессмысленной, принужденная думать, будто она может подобно пламени, возникающему из горючего вещества, вспыхивать из вещества своего тела и потом вновь угасать. Это все же могло бы быть и так, хотя бы и ощущалось, как бессмыслица. Когда душа обращает взор к телу, то она должна считаться лишь с тем, что оно может явить ей. Кажется, будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы в круговорот смены, и будто эти законы господствуют над телом и через некоторое время втягивают его в этот общий круговорот.

Эту мысль можно повертывать как угодно: с точки зрения естественнонаучной, она, пожалуй, и применима, но по отношению к истинной действительности она является совершенно невозможной. Можно находить, что эта мысль одна только научно ясна, трезва, а все остальное лишь субъективная вера; это легко вообразить себе. Но при истинной непредвзятости на ней остановиться нельзя. А в этом все дело. Важно не то, что душа существом своим ощущает как необходимое, а то, что являет внешний мир, из которого заимствовано тело. Этот внешний мир после смерти вбирает в себя свои вещества и силы. И в нем они тогда следуют законам, для которых совершенно безразлично, что происходит в человеческом теле во время жизни. Эти законы (физического и химического порядка) относятся к телу так же, как и ко всякому другому безжизненному предмету внешнего мира. Невозможно думать иначе, как что это безразличное отношение внешнего мира к человеческому телу наступает не только со смертью, но что оно таково уже и во время жизни. Представление об участии чувственного внешнего мира в человеческом теле можно почерпнуть только из мысли: на все, что является в тебе носителем твоих внешних чувств, посредником для тех событий, которыми живет твоя душа, воспринимаемый тобою мир влияет так, как являет тебе это твое представление, которое простирается за пределы твоей жизни. Всякое другое представление об отношении чувственного внешнего мира к телу дает уже само по себе почувствовать свою несостоятельность перед действительностью. Представление же, что действительное участие внешнего мира в теле обнаруживается только после смерти, не находится в противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается во внешнем и внутреннем мире. Душа не чувствует ничего невыносимого при мысли, что ее вещества и силы подчинены ходу событий внешнего мира, не имеющих ничего общего с ее собственной жизнью. При полной и непредвзятой отдаче себя жизни душа не может открыть в глубинах своих ни одного возникающего из тела желания, которое делало бы ей тягостной мысль о разложении после смерти. Невыносимым могло бы стать лишь представление, будто возвращающиеся во внешний мир вещества и силы уносят с собой и изнывающую душу.


Стать собой. Путь к самопознанию

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Прими себя. Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе расти, поможет не стать чьей-то копией…

ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Почему я боюсь принимать себя таким как есть?

В таком же положении все люди. Каждый боится принимать себя таким как есть. Такова обусловленность, которую многовековое прошлое человечества прививает каждому ребенку, каждому человеческому существу.

Эта стратегия проста, но очень опасна. Стратегия состоит в том, чтобы осудить человека и дать ему идеалы, таким образом побуждая его постоянно пытаться стать кем-то другим. Христианин пытается стать Иисусом, буддист пытается стать Буддой, – и кажется, этот механизм, уводящий человека прочь от самого себя, настолько действен, что даже те люди, которые его применяют, возможно, сами того не сознают.

То, что сказал Иисус на кресте, – его последние обращенные к человечеству слова бесконечно важны, особенно в данном контексте. Он молил Бога: «Отец, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Это применимо к каждому отцу и к каждой матери, к каждому учителю, к каждому священнику и к каждому моралисту – ко всем тем людям, которые управляют обществом, культурой, цивилизацией; которые пытаются отлить в определенную форму бытия каждую индивидуальность. Может быть, эти люди также не ведают, что творят. Может быть, они думают, что стараются ради вашего блага. Я не подвергаю сомнению их добрые намерения, – но, безусловно, вы должны понимать, что эти люди невежественны; что они бессознательны.

Появившись на свет, маленький ребенок попадает в руки бессознательного общества. И бессознательное общество начинает отливать ребенка в форму, соответствующую своим идеалам, забывая самое главное: у ребенка есть собственный, уникальный потенциал; ребенок родился не для того, чтобы вырасти в Иисуса, Кришну или Будду, он родился для того, вырасти в самого себя. Если он не сможет вырасти в самого себя, всю жизнь он будет совершенно несчастен. Жизнь станет для него сущим адом, сущим проклятием, и он сам не будет знать, что с ним случилось. С самого начала его направили не в ту сторону, подтолкнули в неверном направлении.

Люди, подтолкнувшие его в неверном направлении, – те самые люди, которых он считает любящими. Он считает их своими благодетелями, тогда как на самом деле они его величайшие враги. Родители, учителя, священники, вожди общества – величайшие враги всякой индивидуальности, которая родилась до сих пор на этой Земле. Сами не сознавая, что делают, они уводят вас прочь от самих себя.

А чтобы увести вас прочь от себя, нужно насадить в вас абсолютную обусловленность только в одном: такие как есть, вы ничего не стоите, ничего не заслуживаете, ни на что не годитесь. Конечно, ты сможешь заслужить уважение и приобрести достоинство – если будешь следовать чужим правилам и предписаниям. Если тебе удастся стать лицемером и им оставаться, ты достигнешь престижного положения в обществе.

Но если ты упорствуешь и остаешься искренним, честным и настоящим; если ты упорствуешь в том, чтобы быть собой, тебя осудят все. А чтобы выдержать всеобщее осуждение, нужно величайшее мужество. Нужно иметь внутренний стержень и быть железным человеком, чтобы, оставшись одному против всех, стоять на своем: «Я буду самим собой и никем другим, – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно. Одно определенно: я могу быть только самим собой, никем другим». Для этого нужен абсолютно революционный подход к жизни. Вот первый и главный бунт, необходимый каждому, кто хочет освободиться из замкнутого круга страдания.

Ты спрашиваешь: «Почему я боюсь принимать себя таким как есть?» Потому что тебя никто никогда не принимал таким как есть. Вот откуда взялся этот страх, и теперь ты заранее боишься, что если ты примешь себя, то будешь отвергнут всеми. Каждое общество, каждая культура, существовавшие до сих пор, ставят непреложным условием: либо ты принимаешь себя – и тебя отвергают все; либо ты отвергаешь себя – и получаешь всеобщее уважение, честь, респектабельность в обществе.

Выбор действительно трудный. Очевидно, что большинство выберет респектабельность, – но с респектабельностью приходят всевозможные тревоги, внутренняя тоска, чувство бессмысленности; и жизнь кажется похожей на пустыню, где ничто не растет, где никогда не зеленеет трава, где никогда не цветут цветы; где можно идти и идти без конца, но так и не встретить оазиса.

Каждый находит свой путь к самопознанию. Для всех он свой. Путь познания человеком самого себя во многом определяет его работа, его социальное положение, его реализация среди людей.

Что такое работа в современном обществе? - для кого-то это просто способ заработка денег, и ничего личного. Для кого-то работа - смысл жизни и путь к просветлению. Для кого-то работа - это способ реализации себя в обществе, ощущение своей нужности людям. В любом случае, деятельность человека, его работа - это львиная доля жизни, стимул для развития и получения необходимых навыков и умений, его материальное и социальное положение в обществе.

Зимний путь к самопознанию

Зимой все замерзает. Активность тоже. Наверное, зимой больше размышляешь, думаешь о смысле жизни, о пути самопознания, о своей деятельности, работе... Каждое утро сложнее выталкивать себя из дома. Холодно. Столько людей едут в метро с выражением нежелания на лице. На ненавистную работу. Много людей работает, чтобы в конце месяца только «свести концы с концами». Они ежедневно встают и продолжают работать, только чтобы есть, пить, сохранять температуру тела и где-то спать. Была бы их воля, «залегли бы на зиму в спячку» на диван, перед телевизором, но кушать хочется - надо работать...


Надо ли вообще работать?

Множественные запросы о мгновенных заработках в интернете, частые случаи дауншифтинга в теплые страны «третьего мира» говорят о том, что люди устают от работы, котрая не приносит им удовлетворения и реализации.

Кто-то пытается найти заработок в интернете, и уехать от суеты в поисках пути к просветлению самопознанию.

Кто-то уезжает, накопив достаточно денег. Возвращается, когда они заканчиваются. С новым опытом, и с новыми фрустрациями по поводу своего места в этом мире.

Кто-то пытается делать бизнес. Не у всех получается. Не всем это дано и нужно. После очередного лопнувшего бизнес-проекта, с долгами и разочарованиями, человек возвращается на работу.

Кто-то постоянно «покупается» на обещания быстрых заработков, скупает все заманчивые курсы обучения и способы заработать миллионы по-быстрому. Но, когда деньги заканчиваются и в долг больше никто не дает, человеку приходится найти работу, чтобы выжить...

Что это? Люди работают только «от кнута»? и работа не более, чем средство выжить? Как же проложить путь к самопознанию, если все время тратишь только чтобы добыть «хлеб насущный»?

Как найти свой путь самореализации в условиях современного мира, в обществе людей, и кому-то это нужно?

Психология работы и путь самопознания

Что такое работа в современном обществе? - Это способ ранжирования, способ выживания и реализации себя в обществе. Почему нам сложно выталкивать себя из «своего футляра» и делать что-то, полезное для других, быть нужными людям, получая за это деньги и чувство удовлетворенности?

Системно-векторная психология изучает психику человека, объясняет системно все явления, происходящие в обществе, их причины и следствия.

Наша вселенная восьмимерна. Восемь векторов, восемь мер. Люди рождаются с определенным векторальным набором, это их «судьба», можно сказать, так как в векторах заложены желания, реакции на происходящее, склонности и интересы человека.

Большие государства имеют также свой менталитет, который накладывает отпечаток на развитие и взаимодействие этого общества. В России - это уретрально-мышечный менталитет. Это много что объясняет.

Мир перешел в кожную эпоху развития. То есть, ценности и приоритеты настоящего времени - это ценности кожного вектора , а именно, потребление, польза-выгода, экономия ресурсов, технологии, в условиях стандартизированного закона.

Кожный вектор и уретральный менталитет России - совершенно контрарные друг другу. Это проявляется в таких странных противоречиях, что, например, нам, россиянам, неудобно попросить деньги за хорошо сделанную работу, но тут же что-то украсть - это нормально. «Нагреть Лоха», «Срубить бабла», «По быстрому срубить капусты» - это все проявления архитепичной кожи, которая не может развиться правильно в условиях уретрально-мышечного менталитета России.

Русский человек искренне, на бессознательном уровне верит, что честным путем не заработаешь, только воровство и коррупция может дать богатство. Закон в России не работает. Мы презираем богатых, и хотим такими быть. Мы ненавидим Америку и запад, но хотим там жить.

Кожный запад регламентировал законом социальную жизнь. В условиях России это не работает. Уретральный менталитет россиян не приемлет ограничения, и посягательства на личную свободу.

Работа и реализация

В Советском Союзе зарплата была примерно везде одинаковая, люди искали что-то по душе, чтобы нравилось. Как правило, находили. Получали распределение на работу, уезжали. Жили скромно, не богато, но были удовлетворены в своей реализации.

Россия тяжело переходила в кожную эпоху развития человечества, и до сих пор многие люди «старой закалки» не могут найти себя в новых условиях жизни, которые быстро меняются.

Старые ценности анальной эпохи развития, такие как дружба, взаимопощь и поддержка, семья и традиции, традиционный брак и супружеская верность, сейчас постепенно уходят.

Широко популяризуются новые формы отношений между мужчиной и женщиной, такие как гражданский брак, гостевой брак, любовь на неделю и одну ночь. В работе также много что изменилось. Все реже и реже можно встретить людей, которые работают всю жизнь на одном предприятии, или даже лет пять. Все чаще работу меняют раз в два- три года. Чаще, проще поменять работу, с более выгодной оплатой, чем продвинуться в организации, где уже работаешь.

Куда катится этот мир? - мир развивается. И все это переходный период на совершенно новый формат отношений между мужчиной и женщиной, коммуникации и объединения людей, и работы.

Развитие интернета дает возможность не выходя из дома общаться со всем миром. Наблюдать из Москвы по камере в он-лайн режиме жизнь в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Искать работу на сайтах и проходить международные собеседования, посредством скайпа. Дистанционно обучаться и участвовать в он-лайн конференциях, вместе с участниками из множества стран. М объединены нтернетом, который за считанные секунды позволяет отправлять и получать письма из разных концов стран, переводить послания на разные языки, и быть постоянно на связи, вне зависимости от места нахождения.

Кто может, работает через интернет. Кто не может, учится хотя бы работать в нем, так как это требования работодателей, необходимые для всех позиций, даже далеких от интернет-технологий.

Реализация человека быстро- меняющийся ир

Мир меняется. Эпохи сменяют друг друга. Век информации. Развитие технологий. Желания людей возрастают. С каждым поколением темперамент, коллективные желания и нехватки от их реализации больше и больше. Большее давление и ощущение необходимости поиска в звуковом векторе . Путь самопознания все больше приобретает для них актуальность.

Мы усложняем ландшафт. Ландшафт, в свою очередь, усложняет нас, предполагая большие навыки и необходимые для выживания в этом мире знания. Поэтому сейчас редко рождаются люди с одним вектором, в основном, мы полиморфы, и совмещаем в себе от 2 до 5 векторов.

Каждый вектор несет в себе желания. Если мы не удовлетворяем эти желания, мы испытываем нехватки, неудовлетворение жизнью. Нам чего-то не хватает, мы не чувствуем себя счастливыми.

Информация и быстро-изменяющиеся условия жизни оказывают давление на людей со всеми векторами, навязывая нам, порой, чужие ценности. Делая работу, которая кажется нам более престижной, но не приносит удовлетворения, мы часто уходим от своей природы, чувствуем накапливающиеся фрустрации и хронический стресс.

Часто не понятно, что же нам не хватает. Почему эта, другая, третья работа не устраивает. Поиски и самопознание не приносит ничего, кроме еще накапливающихся вопросов, и нехваток. Мы путаем самих себя и всех вокруг, терзаясь и жалуясь, в поисках неизвестно чего.

Все люди хотят счастья, мудрости (истинного знания) и вечности, и вы - не исключение.

Конечно же, вы не случайно оказались на этой странице сайта эзотерики, поэтому давайте приступим к рассмотрению самой важной темы: поговорим об избавлении от материальных страданий, освобождении от иллюзий, и о познании себя - своей истинной духовной природы.

Путь к самопознанию - это и есть ключ к счастью, мудрости и вечности.

Мудрецы говорят: «Не познав себя, ты обречен на дальнейшие страдания в материальном мире, который является тюрьмой для души». И выход отсюда только один: познать «Кто я есть на самом деле». Смысл не в том, чтобы поверить кому-то на слово, что вы не тело, а чистое необусловленное сознание; смысл в том, чтобы познать это на собственном опыте - осознать свое Истинное Я. Это реально и доступно каждому, что подтверждают своим опытом мудрецы и святые, достигшие освобождения еще при жизни в физическом теле. Поэтому, у каждого из нас есть шанс, и мы можем его использовать.

Самоосознание и практика освобождения - это большая и важная тема, которой посвящен сайт самопознания , а в этой статье мы рассмотрим вопрос в общих чертах.

Высшая цель эзотерики

Слова мудрецов подтверждаются Ведами (древними знаниями об истинном положении вещей), которые гласят: «Высшей целью и предназначением человека является самопознание». Человеку, в отличие от животных, дан разум, и с помощью разума человек может вырваться из круговорота рождений и смертей, покончив со всеми страданиями материального мира, и вернуться в вечный духовный мир, в котором царит мудрость (истина) и счастье. В этом смысл человеческой формы жизни.

Конечной целью эзотерической практики (как написано на главной странице сайта) является познание Абсолютной Истины. Эзотерический путь самопознания отличается от религиозной практики, но высшая цель от этого не меняется. И эта цель вполне достижима.

Сайт самопознания - эзотерический путь к себе

Ошо, достигнув просветления (духовного освобождения), сказал: «Путь к просветлению лежит через разотождествление» . Что это означает?

Мы, являясь чистым сознанием (душой), отождествляем себя с телом и массой других вещей - именем, положением в обществе, богатством, социальными и семейными ролями и т.д. Несмотря на всю свою иллюзорность, эти отождествления заставляют нас считать себя телом, думать и действовать соответственно, что само по себе удерживает нас в материальном мире. Наши желания наслаждаться материальными благами притягивают к нам наши последующие воплощения, потому что, согласно Ведам, все желания человека обязательно будут исполнены - если не в этой жизни, то в следующей. Проблема лишь в том, что наши наслаждения и удовольствия тянут за собой последствия, которые выражаются в страданиях того или иного рода.

Самопознание, то есть, познание своей истинной нематериальной природы, несет человеку освобождение - как от иллюзий и заблуждений, так и от сомнительных радостей материального существования, которые неразрывно связаны со страданиями.

Духовное счастье несоизмеримо выше материальных удовольствий. Это подтверждают Веды, а также все святые и мудрецы. И это счастье доступно каждому из нас.

На сайте самопознания, помимо интересных и познавательных статей, предложены простые и эффективные эзотерические практики, позволяющие решить свои психологические проблемы, убрать страхи, комплексы и навязчивые желания, избавиться от иллюзий и обрести больше гармонии и счастья.

Изложенные на сайте техники, помимо всего перечисленного, помогают реализовать то, на что указывал Ошо - разотождествление. А на форуме самопознания можно почитать сотни отзывов и успехов практикующих - это поможет определиться, есть ли вам смысл идти этим путем, или искать другой.

Духовные практики и их конечная цель

Какой бы духовной, религиозной или эзотерической практикой вы ни занимались, помните, что высшей целью таких практик является самоосознание и постижение Абсолютной Истины . Все остальные цели и направления являются лишь промежуточными ступенями на пути к истинному освобождению - обретению своего изначального бытия.

Пока человек не достигнет вечности, знания и блаженства (конечной цели духовной практики), он никогда не будет удовлетворен. Можно долго «перебиваться» материальными заменителями счастья, но чувство неудовлетворенности рано или поздно приведет вас к необходимости заняться самопознанием, что, в конце концов, приведет к освобождению из тюрьмы материального мира.

Как только человек начинает отчетливо понимать, что ничто в этом бренном мире не заменит ему вечность, мудрость и настоящее счастье, он начинает осознавать высшую цель жизни, и тогда начинается его истинный духовный путь. А всё, чем он занимался до этого, кажется ему теперь бессмысленной тратой времени.

Добро пожаловать на обновленный сайт «

В этой книге поставлена задача – дать духовно-научные познания о существе человека. Изложение ведется таким образом, чтобы читатель мог врастать в излагаемое так, чтобы по мере чтения оно становилось для него как бы своего рода беседой с самим собой. Если эта беседа слагается так, что при этом раскрываются скрытые до тех пор силы, которые могут быть пробуждены в каждой душе, тогда чтение приводит к действительной внутренней душевной работе. И душа может увидеть себя постепенно вынужденной к душевному странствию, переносящему ее, воистину, к созерцанию духовных миров. Поэтому сообщаемое дано в форме восьми медитаций, которые могут быть действительно проведены. В последнем случае они могут оказаться пригодными для того, чтобы раскрыть душе путем ее собственного внутреннего углубления то, о чем в них говорится.

Задача этой книги состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать что-нибудь читателю, уже более подробно знакомому с литературой и работами в области сверхчувственного, как оно здесь разумеется. Таким образом, знакомый со сверхчувственной жизнью найдет здесь, может быть, в самом способе изложения, в непосредственной связи сообщения с душевным переживанием нечто такое, что может показаться ему важным. С другой же стороны, некоторые найдут, что именно благодаря такому способу изложения книга может оказаться полезной также и людям, еще далеко стоящим от достижений духовной науки.

По отношению к другим моим сочинениям из области духовной науки, эта книга должна служить дополнением, а также и расширением. Однако ее можно читать и как нечто самостоятельное.

В моей «Теософии» и в «Очерке тайноведения» была поставлена задача изложить вещи так, как они представляются наблюдению, обращенному на духовное. Изложение в этих сочинениях описательное; ход его был предписан той закономерностью, которая раскрывается из самих вещей. В этом «Пути к самопознанию человека» изложение ведется иначе. В нем говорится о том, что может пережить душа, вступающая определенным образом на путь к духу. Поэтому на это сочинение можно смотреть как на передачу душевных переживаний. Надо только принять во внимание, что переживания, которые могут быть испытаны человеком в таком роде, как они здесь описаны, должны для каждой отдельной души сообразно ее особенности принимать индивидуальную форму. Автор старался соблюсти это условие; поэтому можно представить себе еще и так, что описанное в том виде, как оно здесь изложено, было в точности пережито какой-нибудь определенной душой (поэтому и заглавие должно быть понято в смысле некоего «Пути к самопознанию» – «Eiп Weg zur Selbsterkenntnis). По этой причине изложенное может послужить к тому, чтобы и другие души могли вживаться в его содержание и достигать соответственных целей. Таким образом, это сочинение является дополнением и расширением также и того, что содержится в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?»

Здесь изложены только некоторые отдельные основные переживания духовной науки. От дальнейших сообщений в таком же роде, касающихся других областей «духовной науки», автор счел нужным пока отказаться.

Рудольф Штайнер

Мюнхен, август 1912

ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле

Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то при действительном обращении мысли на себя она не может сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, по правде, во время отдачи себя внешнему миру, она ничего не знает о себе. Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, – в сущности, это он изживает себя в душе. Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования она сама – радость, поскольку она знает о том. Радость сама изживает себя в ней. Душа и ее переживания мира суть одно; она переживает себя не как то, что радуется, удивляется, восхищается или страшится. Она сама – радость, удивление, восхищение, страх. Если бы душа всегда могла сознаваться себе в этом, то времена, когда она удаляется от переживания внешнего мира и переходит к наблюдению самой себя, предстали бы ей жизнью совсем особого рода, и прежде всего – совсем несравнимого с обычной жизнью души. В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия. И эти загадки суть, в сущности, источник всех прочих мировых загадок. Внешний мир и внутренний предстают перед духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.

Этот уход не есть простое событие, которое, совершившись однажды, могло бы затем быть таким же образом повторено. Это, скорее начало странствия в дотоле неведомые миры. Когда странствие начато, каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим. Он же является и подготовкой к этим дальнейшим. Он впервые делает душу способной к последующим шагам. И с каждым шагом узнаешь все больше в смысле ответа на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, остававшиеся сокрытыми для обычного рассмотрения жизни. И, однако, только в них одних заключено то, что может раскрыть истину также и относительно этого рассмотрения жизни. Если даже ни один ответ и не будет всеобъемлющим, окончательным, то все же эти ответы, добываемые посредством внутреннего, душевного странствия, превосходят все, что могут дать нам внешние чувства и связанный с ними рассудок. И человек нуждается в этом ином. Он замечает, что это так, когда действительно обращает свою мысль на самого себя.

Для этого странствия необходимы прежде всего трезвые, сухие размышления. Они дают достоверную исходную точку для дальнейшего движения вперед в сверхчувственные области, которые и являются, в конце концов, для души ее целью. Иная душа желала бы обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в сверхчувственное. Но здоровая душа, даже если она вначале и избегала подобных размышлений, не имея к ним склонности, впоследствии все же отдастся им. Ибо сколько бы человек ни узнавал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только путем такого рода размышлений, как нижеследующее.

В жизни души могут настать мгновения, когда она говорит сама себе так: ты должна быть в состоянии устраниться от всего, что может дать тебе внешний мир; иначе ты будешь вынуждена к признанию, с которым нельзя дальше жить, а именно – что ты лишь само себя изживающее противоречие. То, что ты воспринимаешь вовне, оно существует без тебя; оно было без тебя и будет без тебя.

Зачем в тебе ощущаются краски, раз твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется, слагаясь в твое внешнее явление. Внешний мир слагается в тебя. Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле. Ибо без внешних чувств, которые только оно одно может создать тебе, ты прежде всего ничего не мог бы пережить в себе. Таким, каков ты сейчас, ты был бы пуст без твоего тела. Оно дает тебе внутреннюю полноту и содержание. И тогда могут возникнуть те размышления, без которых не может обойтись человеческое бытие, если оно не хочет в известные, настающие для каждого человека мгновения вступить в невыносимое противоречие с самим собой. Это тело, оно живет так, что является ныне выражением душевного переживания. Процессы его таковы, что душа живет им и в нем переживает себя. Некогда это будет не так. Со временем то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все в нем протекает для меня, для моего душевного переживания. Оно будет подчинено тем законам, по которым обращаются ко внешней природе вещества и силы, – законам, не имеющим больше никакого отношения ко мне и к моей жизни. Тело, которому я обязан моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и останется в нем так, что не будет иметь ничего общего со всем тем, что я в себе переживаю.