Садовые растения        28.09.2019   

Исав продал свое право первородства за чечевичную похлебку. Притча о продаже первородства за похлебку

Чечевица – одна из древнейших бобовых культур. Упоминания о блюдах из чечевицы встречаются в трудах античных историков, а первые рецепты — в древнеримской кулинарной книге легендарного гурмана I в. н. э. Марка Габия Апиция. Супу из чечевицы отдавал должное и древнегреческий комедиограф Аристофан, считавший эту еду «слаще всех деликатесов». Но легендарным чечевичный суп стал благодаря драматической библейской истории про обмен права первородства на миску чечевичной похлебки, что повлияло на судьбу целого народа.

Эта история рассказана в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25), являющемся священным текстом иудаизма и христианства. Она повествует, что у одного из патриархов иудейского народа — Исаака, и его жены Ревекки, родились два сына-близнеца. Старший сын Исав, который получил право первородства (хотя родился всего на несколько минут раньше брата), вырос охотником, человеком полей; был он, как написано в книге «мужем грубоватым и волосатым».

Следует отметить, что в древности «первенец», старший сын в семье, пользовался всеми правами и преимуществами по сравнению с остальными братьями: он наследовал большую часть имущества отца, не говоря уж о почете и уважении, которые доставались на его долю. Все это называлось «правом первородства ».

Младший сын Иаков, напротив, казался кротким, благочестивым, «живущим в шатрах», т.е. был домоседом. Потому отец благоволил Исаву, а Ревекка любила младшего Иакова. Однажды, когда он готовил чечевичную похлебку, с охоты вернулся брат его Исав, голодный, уставший и злой. «Дай мне того, красного что ты готовишь » — попросил Исав Иакова (Быт. 25:30).
«Красное» — это сочиво, то есть, разваренное зерно чечевицы. (Четырьмя стихами позже (25:34) она была названа в тексте чечевичной похлебкой ).

Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.
Голодный простак согласился. «Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… » (Бытие гл.25:32-34). Так Исав пренебрег правом первородства, а Иаков занял место старшего в роде.

В те ветхозаветные времена старший сын наследовал не только родительское имущество, но и становился духовным наследником отца, получая не только права, но и обязанности. Для охотника Исава (иногда его называют Эсавом), человека грубого и необузданного, постоянно сталкивающегося со смертью, материальные сиюминутные блага были выше, чем абстрактное духовное совершенствование. Чечевичная похлебка, утолившая его голод, оказалась «равноценной» заменой богоизбранности.


«Продажа первородства», Маттиас Стом (1600-1652)

Но и для лукавого брата Иакова, обманом получившего все права старшего сына, дальнейшая судьба не была легкой. Его жизнь обратилась в нескончаемую расплату за коварство.
Тем не менее, сыновья Иакова вошли в библейскую историю как родоначальники 12 колен Израилевых, а чечевичная похлебка стала самой дорогой порцией супа в истории человечества и олицетворением торжества плотского над духовным. Само выражение «за чечевичную похлебку » перешло в разряд крылатых фраз, обозначавшую поступиться чем-то значительным ради ничтожного, низменного удовольствия или соблазна.

Легенда из Бытия не раз вдохновляла художников на создание живописных полотен. Среди живописцев, написавших картины на библейскую тему о продаже права первородства, были нидерландские художники Маттиас Стом (1600 – 1652), Ян Викторс (1619 – 1676) и Хенрик Тербрюгген (1588 – 1629).

«Исав и Иаков», Маттиас Стом
Ян Викторс, «Чечевичная похлебка», 1653
«Исав продает право первородства», Хенрик Тербрюгген, 1645

Тот же сюжет встречается на картинах голландского живописца и пастора Ламберта Якобса (1598 – 1636), и у итальянского художника Луки Джордано (1634 – 1705).



«Исав и Иаков», Якобс Ламберт

Чечевица не случайно издавна пользуется такой популярностью. Она по праву занимает место одного из самых полезных овощей. Ее зерна богаты белком (до 26%), клетчаткой, углеводами, микроэлементами (особенно магнием и железом), витамином B1, к тому же не содержит жиров и малокалорийна.

Интересно и то, что оптическая линза имеет форму чечевичного зерна, а само это слово произошло от от лат. lens - чечевица.
Именно в смысле увеличительной линзы упоминает чечевицу поэт-футурист Велимир Хлебников в своей статье «Художники мира!», написанной в 1919 году:

М ы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь, обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача – чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, – найдена. Эта цель – создать общий письменный язык, общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире ”.

Еще одну особенность чечевица обрела в еврейских традициях. У древних евреев она считалась траурной едой. Круглое чечевичное зерно символизировало нескончаемый круговорот жизни и смерти, начало и конец. Именно для поминовения своего деда Авраама готовил чечевичный суп ветхозаветный Иаков.
Трудно сказать, каким именно рецептом он пользовался. Возможно, рецепт его супа был похож на нижеприведенный. По крайней мере, все его ингредиенты были знакомы древним евреям.

Чечевичный суп


Ингредиенты
:
1/2 стакана свежей кинзы
3 моркови
3 стебля сельдерея, включая листья
2 столовые ложки оливкового масла
1 большая луковица, нарезанная кубиками
1 измельченный зубчик чеснока
2 стакана красной чечевицы
2 л куриного или овощного бульона
1 1/2 чайной ложки тмина
1 чайная ложка иссопа или петрушки
1/2 чайной ложки сумах (по желанию)
1 лавровый лист
Соль и перец по вкусу

Нарежьте кинзу, сельдерей и морковь (кружочками). На оливковом масле пассеруйте лук до полупрозрачности. К луку добавьте сельдерей, морковь и чеснок и еще раз обжарьте.
Доведите бульон до кипения, добавьте красную чечевицу и поджарку из овощей. Варите суп до готовности.
Добавьте кинзу, петрушку, тмин, лавровый лист и сумах (по желанию), посолите и поперчите по вкусу. Размешайте, еще раз прокипятите. Дайте настояться минут 20 и подавайте горячим.

Описание библейского супа из чечевицы в современном варианте можно найти в романе Марины Галиной «Автохтоны». (Кстати, роман вошел в шорт-лист литературных премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» сезона 2015-2016 и получил премию за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю).

Т ак я вам настоятельно советую чечевичную похлебку. Там знаете, в чем секрет? В лимонном соке. Чеснок, конечно, как всегда, еврейская кухня это любит, красная чечевица, это красное, «красное дай мне», ну, вы знаете. Морковь, лук прижаренный, сельдерей. Но без лимонного сока суп будет пресным, как любовь Гретхен. Да, еще кумин и кайенский перец. Правда, Юзеф вместо кайенского перца кладет табаско, причем, по-моему, слишком щедро, но в такую погоду это только к лучшему, согласитесь.
<…> Чечевичная похлебка красно-золотого цвета была и вправду хороша. Он так и сказал.
– Я бы за такую первородство, пожалуй, отдал.
– Да, – согласился старик, – ее так иногда и называют – суп Эсава” .
Марина Галина, «Автохтоны»,(2015)

Чечевичная похлебка (суп Эсава). Еврейская кухня

Ингредиенты :
3 ст. ложки оливкового масла;
1 нарубленная головка репчатого лука;
2 нарубленных стебля сельдерея;
1-2 моркови, нарезанные кружочками;
8 нарубленных зубчиков чеснока;
1 картофелина, нарезанная кубиками;
250 гр. красной чечевицы;
1 литр овощного бульона;
2 лавровых листа;
1-2 лимона, разрезанных пополам;
1/4 ч. ложки кумина или по вкусу кайенский перец или соус «Табаско»;
по вкусу соль и молотый черный перец;
ломтики лимона и нарубленные листья свежей петрушки для сервировки.

В большой кастрюле нагрейте масло. Положите в масло репчатый лук и пассеруйте его минут 5. Добавьте сельдерей, морковь, половину порции чеснока и весь картофель. Тушите несколько минут.
Добавьте чечевицу, влейте бульон и доведите до кипения и варите, пока чечевица и картофель не станут мягкими.
Добавьте в кастрюлю лавровый лист, оставшийся чеснок, половину порции лимона и варите суп еще 10 минут. Выньте лавровый лист. Выжмите сок из оставшихся лимонов и влейте его в суп.
Готовый суп доведите в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте кумин, кайенский перец или соус «Табаско», приправьте солью и перцем.
Разлейте суп по тарелкам и украсьте дольками лимона и петрушкой

Чечевичный суп-пюре распространился по всему миру, но особенно популярен он в Турции. Там готовят множество его разновидностей, одной из которых является суп Мерджимек чорба (mercimek, звучит как мерджимек и является синоним слова чечевица, а çorbası (чорбаси) переводится как суп).

Кстати, похлебку чорба можно встретить также в болгарской, молдавской, сербской и македонской кухне. Скорее всего, это связано с влиянием могущественной Османской империи, насаждавшей свои обычаи среди балканских народов. Мерджимек чорбаси – густая, согревающая похлебка, которую подают с лимоном или, по желанию, можно добавить в бульон лимонный сок. Но главная фишка этого первого блюда – мята, которая делает вкус ни на что не похожим и незабываемым.

Приводим видеорецепт этого традиционного для Турции супа-пюре из чечевицы

За чечевичную похлебку отдать
Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31-34) рассказывается о том, что сын патриарха Авраама Иаков очень завидовал своему старшему брату Исаву, который был старшим сыном и соответственно главным наследником своего отца. Однажды, когда Исав изнемогал от голода, «дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы.... и пренебрег Исав первородство», то есть за чечевичную похлебку отдал младшему брату свое право старшинства.
За то, что он предпочел родственным узам материальную выгоду, Исав был проклят и стал странником.
Иносказательно: отдать нечто дорогое даром, совершить неравноценный обмен в ущерб себе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "За чечевичную похлебку отдать" в других словарях:

    За чечевичную похлебку отдать: за бесценок, почти даром отдать ценное Ср. Меня с вами начали смешивать... Такой же кулак, говорят, как и все они, воротила, выжига... А я магистерский диплом имею... За чечевичную похлебку, как Исав продал свое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Чечевичная похлебка. За чечевичную похлебку отдать: за безцѣнокъ, почти даромъ отдать цѣнное. Ср. Меня съ вами начали смѣшивать... Такой же кулакъ, говорятъ, какъ и всѣ они, воротила, выжига... А я магистерскій дипломъ имѣю... За чечевичную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См … Словарь синонимов

    Изменить, предать; реализовать, сбыть, отпустить; отдать, спустить, загнать, продать за тридцать сребреников, слупить, обратить в деньги, променять на чечевичную похлебку, сдать со всеми потрохами, попродать, распродать, ободрать как липку,… … Словарь синонимов

    Из Библии. Как сказано в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31 34), проголодавшийся Исав, старший из сыновей близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову свое право первородства, то есть особые права (в частности … Словарь крылатых слов и выражений

    Обессилеть, постареть, полететь, выбиться из сил, расслабеть, сломаться, изнемочь, одряхлеть, расслабнуть, отдать, свалить, выдержать, испортиться, раздать, ослабеть, отказать, ослабнуть, попортиться, подряхлеть, сдать со всеми потрохами,… … Словарь синонимов

    Исав - (библ.) – «волосатый» – сын Исаака и Ревекки, старший брат близнец Иакова, родился, покрытый волосами. И. был охотником, простым и непритязательным человеком. Однажды, вернувшись с охоты голодным, он увидел, что Иаков ест чечевичную похлебку, и… … Мифологический словарь

    Диоген - Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге О Диогене говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    БЫТИЕ - первая книга Пятикнижия Моисея, содержащая повествование о творении мира, начальной истории человечества и израильских патриархах. Название Евр. название книги («Берешит» В начале) соответствует обычной для Др. Востока традиции именования книг в… … Православная энциклопедия

Цена чечевичной похлебки

На протяжении долгих двадцати лет счастливые супруги, Исаак и Ревекка, ждали рождения сына, пока, наконец, не появились на свет двое близнецов, получивших имена Исав и Иаков. Рождение первенца, да еще долгожданного - всегда является огромным счастьем, а рождение сразу двух сыновей - это счастье вдвойне: двойная опора для родителей в старости, поддержка друг друга в будущем. Но так ли было в этой семье? Царили ли любовь и взаимопонимание среди четырех членов этой небольшой семьи, были ли дружны между собой братья и счастливы их родители?

Священное Писание нам повествует о том, что еще до рождения сыновей будущая мать почувствовала неладное: «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:22-23). Первенцем (первородным сыном) был Исав.

С самого рождения между братьями не было понимания и взаимной привязанности, да и люди они были разные как по характеру, по роду занятий, так и по оценке жизненных приоритетов. Родители своим отношением к сыновьям также не способствовали развитию взаимной привязанности между братьями: «Исаак любил Исава, … а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28). И вот однажды произошло одно событие, на первый взгляд ничем не примечательное: усталый и голодный Исав вернулся под вечер с поля, и увидел, что Иаков сварил чечевичную похлебку: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал…» (Быт. 25:30). Самая обычная просьба, не так ли? Но последствия ее были далеко не обычными, и более того, трагическими. Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.

«Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:32-34).

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, как и то, как старшинство можно продать или купить. Что же включало в себя это понятие в Древнем Израиле? Первородство имело огромное значение и преимущества:

1. право на двойную часть наследства.

2. титул священника в своем роду, а значит, особую близость к Богу и особые Божьи благословения.

3. из его рода должен был произойти Мессия, обещанный еще Адаму, то есть, Спаситель Иисус Христос.

И вот этими преимуществами Исав с легкостью жертвует ради тарелки похлебки. Сиюминутное чувство голода превозмогло в этом человеке все!

Вначале напрашивается мысль о том, что, быть может, он не был особенно умным человеком? Но последующее знакомство с дальнейшей его жизнью говорит нам об Исаве, как о человеке умном и весьма прагматичном. В чем же тогда дело?

А вся проблема заключалась в том, что на право первородства Исав смотрел плотски, с позиции сиюминутной выгоды. Попробуем на проблему взглянуть глазами Исава: люди в те времена жили долго, более ста лет, и поэтому его отец Исаак мог прожить еще лет 80-90, и до тех пор права первородства остались бы невостребованными, а чечевичная похлебка была перед голодным Исавом уже сейчас. Кроме того, вероятно, он не придал особого значения своему обещанию: в нужное время, которое наступит еще очень не скоро, можно будет все изменить.

Однако, когда такой момент наступил, изменить было ничего нельзя: благословения отца, как первородный сын, получил Иаков, со всеми правами и преимуществами главы рода. Но получил путем обмана: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:… вот, я состарился… пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю… чтобы благословила тебя душ моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:1-4). Ревекка услышала этот разговор, и, желая, чтобы отцовское благословение досталось ее любимому сыну Иакову, пошла на хитрость: «…сказала… Иакову… пойди в стадо и возьми мне два козленка… я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; А ты принесешь отцу твоему…» (Быт. 27:5-10). План очень понравился Иакову, но его смутило одно обстоятельство: если его возьмет за руки отец, то сразу догадается об обмане: «…брат мой, человек косматый, а я человек гладкий…» (Быт. 27:11-12). Но и это препятствие было устранено: в одежду Исава был одет Иаков, а его руки и шея мать обложила шкурами козлят.

В результате всего этого Иаков получил благословение, предназначавшееся отцом его брату, «узаконив» тем самым приобретенное первородство. «И возненавидел Исав Иакова… и сказал… приближаются дни плача по отце… и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).

Какая интересная цепь событий! Какие удивительные личности, сыновья Исаака!

Исав вначале пренебрегает свое первородство и без колебаний отдает его брату за миску похлебки, затем пытается исправить свою оплошность, надеясь получить благословение отца, но когда убеждается, что сделанного не воротишь, решает убить брата.

Таким образом, изначальное пренебрежение духовными ценностями приводит к зависти, ненависти, открытой вражде и жажде убийства. Но дело не ограничится рамками одной семьи, как мы увидим дальше, это привело к моральной и духовной деградации, а затем и гибели целого народа, родоначальником которого стал Исав, а также к ненависти и войне между двумя братскими народами (историко-пророческое исследование этой цепочки событий мы подробно рассмотрим в главе «Орлиное гнездо»).

Теперь проследим особенности характера Иакова, который весьма ценил все преимущества первородства, и, прежде всего, духовные. Ревекка наверняка рассказала своему любимому сыну об обещании Бога, что «больший будет служить меньшему», но Иаков не хотел терпеливо ждать, пока Бог исполнит это. Он решил действовать сам и далеко не наилучшими методами: зная нетерпеливый характер Исава, воспользовался усталостью и голодом брата и купил у него первородство в обмен на похлебку, а затем хитростью «завладел» благословением отца.

И сегодня среди людей встречается очень много Исавов, которые в своей повседневной жизни часто делают выбор в пользу сиюминутного влечения, жертвуя при этом вечными духовными и моральными ценностями. Этот выбор может касаться просмотра неприличных фильмов, журналов, азартных игр, посещение дискотек, ночных клубов, употребление алкоголя, наркотиков.

При этом многим сегодня, подобно Исаву, кажется, что ничего от этого плохого случиться не может, только один раз попробовать, только один раз посмотреть, только один раз пойти, только один раз послушать… Но нередко только один единственный раз решает всю дальнейшую судьбу человека и его близких. Если бы сегодня каждый, стоящий перед тем или иным выбором, перед той или иной дорогой дал себе немного труда подумать, не будет ли этот выбор первым шагом в бездонный омут, в быстрый водоворот, из которого не будет выхода, сколько бы было сегодня счастливых людей, благополучных семей. Сделав только один шаг в неверном направлении, человек попадает в царство и власть сатаны, из которого выбраться можно только с Божьей помощью, и то, если человек поймет, где он находится и пожелает обратиться к Богу за помощью. Этот выбор может касаться как развлечений, так и деловых вопросов: спекуляции, подтасовки документов, получения взяток, незаконной купли и продажи, нарушения государственных законов и пр. Все это сегодня, к сожалению, очень широко распространено.

Вы помните, мы говорили о том, что Исав руководствовался получением немедленной выгоды, вроде бы, при этом никого не убивая и не грабя. Так и сегодня люди, желая получить немедленную выгоду, также никого не грабят и не убивают, да еще и гордятся своим умом и прагматизмом. Но эта выгода так часто оказывается призрачной. Все это подтверждается повседневной жизнью.

Необходимо помнить, что каждое наше действие, и нередко и слово, имеет свои последствия, близкие или дальние, созидающие или разрушающие. Возьмем для примера самую стандартную ситуацию, карьеру начинающего бизнесмена. Молодой человек, желающий создать собственное дело и иметь быстрый результат, идет вначале на одно, на первый взгляд, незначительное правонарушение, потом на другое. Сколотив некоторый капитал, появляется желание его увеличить, вложив средства в выгодную сделку, и так до бесконечности - предела желаниям нет, хочется все больше и больше, но при этом ведь у кого-то непременно будет и больше денег, и лучше квартира или дом, и роскошнее машина, моложе и красивее жена и пр. Все это приводит к зависти, ненависти, мести, наконец, к преступлениям.

Итак, пример Исава учит нас избегать необдуманных поступков, очень внимательно относиться к тому выбору, который каждый из нас делает практически ежедневно. Кроме того, нам следует очень ответственно относиться к своим словам и обещаниям.

На примере Исава мы можем увидеть и бездонную пропасть, куда влечет человека его зависть.

Именно зависть стала причиной многолетней ненависти и вражды старшего брата к младшему, которая чуть было не закончилась убийством.

Исследуя книгу Бытие, мы вновь и вновь убеждаемся, что Библия - прекрасный советчик по всем жизненным проблемам и вопросам. В частности, патриархи мне и вам дают совет, как нам научиться избегать зависти:

Не стоит завидовать тем, кто приобрел богатства и славу неправедными средствами, так как все это не только не принесет человеку счастья, мира и покоя в этой жизни, о чем свидетельствуют опросы американских и европейских миллионеров, но и будет причиной их вечной погибели.

Следует всегда помнить о том, что всегда есть рядом с вами люди, которым гораздо хуже, чем вам. Даже если у вас только одна пара обуви, вспомните, что есть те, у которых ее нет.

Кому много дано, с тех много и спросится.

Очень для многих людей (в это число можете входить и вы) богатства и почести могут являться камнем преткновения, загораживающим путь в вечность. Возможно, именно поэтому вы и лишены их.

Помните, что предела для человеческих желаний нет, и всегда найдется кто-то удачливее и счастливее вас. Поэтому цените то, что вы имеете, и не мучайте себя тем, чего иметь вы не можете.

И в заключение скажем несколько слов об Иакове и о людях, подобных ему.

К сожалению, сегодня мало Иаковов, то есть, людей, для которых самым главным в жизни являются духовные ценности, тех, кто стремится во что бы то ни стало ими обладать.

К ним относятся стремление к знанию истины, жажда познания Бога и Его путей, Его заповедей, стремление быть похожими на Христа и свою жизнь привести в соответствие с Его волей.

И жизнь Иакова нас учит тому, что это желание и это стремление в человеке Бог непременно благословит, и ни при каких обстоятельствах вас не оставит.

Из лукавых обманщиков, каким был Иаков в начале своего жизненного пути, мы непременно станем победителями, подобно ему, если только вручим свою жизнь и свои проблемы в руки Того, Кто никогда не обманет, никогда не подведет, и дарует нам счастье в жизни этой и вечную жизнь в будущем.

Постскриптум:
Попрание духовных ценностей ведет к непредвиденным для нас и окружающих последствиям.

Опарин А.А. Ключи истории.
Археологическое исследование книги Бытие

Право первородства

Иллюстрация Wikipedia: Хендрик Тербрюгген. Исав продает право первородства за чечевичную похлебку. 1627
Самый древний анекдот — продажа первородства за чечевичную похлёбку
Рами ЮДОВИН
Тора рассказывает о том, как Иаков приобрёл за чечевичную похлёбку первородство своего старшего брата Эсава (Исава).

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:29-34).

Право первородства на древнем Востоке было дано старшему (первому) сыну главной жены.
Из финикийских и угаритских источников известно, что старший сын был главным получателем наследства. Однако не всегда действовало подобное правило. Например, в некоторых случаях отец или братья могли выкупить первородство за определённую сумму денег. Поэтому продажа Эсавом Иакову первородства носила законный, юридический порядок.
В аккадском языке существуют два термина для слова сын: «aplu» — первородный сын-наследник и «maru» — сын.
Согласно законам Хаммурапи, у aplu было право выбрать часть своего наследства, после того как оно было поделено между сыновьями. Если наследство по какой-либо причине не было поделено, то первородный сын имел право на управление всем хозяйством.
В древнем Эйлае (город-государство в Месопотамии) нередко первородство назначал отец, то есть даже младший сын мог управлять имуществом, и только в I тыс. до н. э. окончательно укрепилось право старшего сына.
Чечевичная похлёбка простая и дешёвая пища, и продажа первородства за такую плату была анекдотичной. Эта история высмеивает Исава и возвеличивает Иакова, так как на Востоке с древних времён особой добродетелью считалась хитрость.
Даже христианские авторы полагают, что «нечестивец» Эсав не достоит первородства, так как легко отказался от него:
«чтобы не было (между вами) блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Посл. к евреям гл. 12:15).
Тора напрямую не осуждает Иакова, который хитростью получил первородство, более того, обманул своего слепого отца Ицхака (Исаака), представившись старшим братом Эсавом, чтобы получить благословение (Быт.27:18-29. Но Писание показывает ситуацию, в которой с Иаковом поступили также. Лаван подменил в темноте невесту, выдав замуж старшую дочь Лею, вместо младшей дочери красавицы Рахель (Быт. 29:23-25).

Вот чем притча отличается от проповеди? Проповедь точна, она назидательно направляет в нужное место. Притча не дает прямого ответа, только подсказывает решение. С другой стороны, проповедь пригодится ограниченно, а притча и через несколько тысячелетий сможет соединиться с реальностью.

Притча о продаже первородства - одна из самых древних. Правда, сколько раз ее слышал, столько оставались какие-то белые пятна в ее понимании. Хотя что-то и прояснялось.

В заголовке картина Маттиаса Стомера "Исав и Иаков"

Вот что сказано в книге Бытия.


27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33. Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

(Книга Бытие 25:27-34)


Т.е. сначала Исав символически отказывается от первородства. Поскольку понятие "первородства" было для меня незнакомо, прямиком полез в словарь.

Первенец, или первородный сын - в древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. [Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Картина Лука Джордано. Исаак, Благословляющий Иакова. XVII в.

После того, как Исав отказывается от первородства на словах, проходит некоторое время. И настает час, когда отец должен благословить старшего сына, передать ему высшую духовную миссию и, кроме того, назначить наследником. В этот час отец подзывает Исава и дает ему наказ отправиться на охоту и приготовить кушанье. Пока Исав охотится, происходит остросюжетная кампания обмана.


1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6. а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9. пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10. а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12. может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;

16. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17. и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24. и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29. да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Отца законным первенцом - Исавом, который женится "на дочерях Ханаана, хеттеянках и евеянках" , позволяет им "поклоняться, по наследственному их обычаю, природе и истуканам на глазах у родителей" . И самое обидное для отца, "что и сам [Исав,- прим.] был равнодушен к высокому Аврамову наследию и, заключив на юге охотничье-религиозный союз с сеирцами, открыто служил громовержцу Куцаху" . А ведь первородный, как мы помним, получал особое благословение распространять веру и передавать ее потомству. Слепота реальная или вымышленная становится выходом для Исаака (отца). Поэтому отец, как пишет Томас Манн, "пребывал в темноте, чтобы его обманули вместе с Исавом, его старшим" .

Выходит, что непосредственно ритуальный обман - чисто техническое исполнение чего-то, что уже произошло ранее. Исав уже выменял, продал свою честь взамен на похлебку символически , на словах. Слово имело особое, почти магическое значение, оно давало возможность предметам и явлениям обрести себя. Поэтому дальнейших ход событий уже предопределился . И отец и братья и мать - все уже знают, что будет дальше и каждый играет свою уготованную роль. Исаак (отец) хочет обмануться, Исав предвкушает триумфальное начало ритуала и позорное его завершение, Иаков знает, что получит благословение.

Продажа первородства за чечевичную похлебку - это отказ от особого благословения, от господства над своим домом и родом, отказ от великой исторической миссии. Если хотите, это метафизическое падение человека, которое накладывает отпечаток позора и на все потомство.