Садовые растения        09.03.2020   

Использование гипноза в лечебных целях. Методы гипноза – когда это необходимо и какая польза для сознания. Что такое гипноз – для чего нужен транс


6

Тяжело переоценить значение . При помощи гипнотического внушения врачи-специалисты лечат неврозы и неврозоподобные состояния, к примеру истерический гипноз. Параличи, немота и глухота истерического генеза могут быть излечены посредством гипноза. Всевозможные моментальные и "волшебные" исцеления от тяжело протекающих болезней относятся, в своей большей части, именно к влиянию гипноза и внушительной терапии при истерии.

Также отлично поддаются терапии гипнозом определенный ряд кожных и гинекологических заболеваний, а также он с успехом используется в лечении наркомании и алкоголизма.

Медицина уже не первую сотню лет применяет в качестве обезболивания. Некоторые непродолжительные и малотравматичные хирургические вмешательства можно проводить под гипнозом, при этом не используя анестетики. Возможно и обезболивание таким образом интра- и постродового периода.
Гипнотические манипуляции эффективны и в устранении хронических болей. С этой целью его применяют при многих нозологиях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом.

При истинных заболеваниях психики (кроме неврозов) врачи-специалисты применяют гипноз достаточно ограничено, хотя широкий круг населения убежден в обратном. Мы уже говорили, что гипноз прекраснейший "инструмент" для борьбы с многими патологиями, но это не означает, что все заболевания нужно и можно им лечить!

Настоящей панацеи от всех заболеваний, к превеликому сожалению, в медицине нет. В связи с этим и гипноз необходимо использовать исключительно в целях медицинской науки и проводить манипуляции такого плана должны только врачи-специалисты. Ни в коем случае не разрешайте подвергать себя гипнотическому внушению шарлатанам, лицам без необходимого образования, знахарям. Ведь они запросто могут воспользоваться вами, а также нанести вред вашему здоровью.

Из истории нам прекрасно известно, что всегда был окутан завесой тайны и мистики. Но не смотря на современные времена, множество предрассудков сохраняется и по сей день. Как было сказано выше, "таинственность" и "волшебство" гипнотического явления всего лишь кажущееся и они поддаются объяснению с позиции традиционной медицинской науки. Порой даже приходится слышать, что у гипнотизера должны быть, причем обязательно, черные глаза или какие-то другие паранормальные свойства - ну это уже из разряда баек.


Так что же это такое и вообще, реально ли использовать талант гипноза в оздоровительных целях?

К сожалению, в современном мире представления о гипнозе довольно скудны и сводятся к разряду развлечений и фокусов, некоторые же знают, что гипнозом реально помочь человеку отказаться от некоторых видов зависимости или .

На настоящее время Интернет пестрит статьями о пользе гипноза в повседневной жизни, о возможности подчинения человека (любимого) и обучении искусству гипноза самостоятельно и т.д., но есть ли что то общее между этим и настоящей, рольной помощью человеку в сложных жизненных ситуациях?

Мало кто знает, что существует настоящий, чисто медицинский гипноз, применяемый в целях восстановления здоровья пациента при лечении различных заболеваний.

С Древних времен люди связывают введение человека в транс с областью медицины. И, несмотря на то, что большинство скептиков , все же существует много реально зафиксированных результатов его воздействия на здоровье пациентов, которые снимают сомнения и подозрения.

Знающие люди уже смогли избавиться от болевых симптомов и хронических болей. Беспокойства и тревога, и , и не только это уже вылечено посредством погружения пациентов в гипнотический транс. Часто людей удивляет не только само существование «мифического» , но и то что именно он помогает облегчить эти нелёгкие и, порой, даже хронические заболевания.

На одном из американских сайтов клинических исследований опубликованы результаты исследований, проведённых в США и странах Европы. Интересно, что многие пациенты с хроническими и угрожающими жизни заболеваниями, (раком и т.д.), обнаружили, что после регулярного посещения кабинета гипно-терапевта они стали испытывать заметно меньше болей и дискомфорта. Вместе со снижением боли у пациентов наступило улучшение психологического состояния, появилось чувство покоя, улучшилась адекватность восприятия, осознания и понимания ситуации. Многие, наконец, четко расставили приоритеты в действиях, жизненно необходимых для окончательной победы над серьезным заболеванием.

Современная медицина делает большие шаги в перёд и уже есть множество гипно-терапевтов, практикующих свои таланты в области именно медицинского гипноза. Зачастую это может стать хорошим начальным этапом для людей, которые планируют попробовать себя в этой сфере или испытать на себе воздействие гипнотического транса. Решение научиться использовать гипноз самостоятельно, или воспользоваться услугой гипно-терапевта - это полностью выбор человека, это решение должно быть как следует обдуманным, не спонтанным и адекватным.

Гипноз с точки официальной медицины - это ничто иное, как своеобразное, искусственно вызванное состояние сна с различной глубиной, зависящей от состояния пациента и профессионализма врача. Психофизиологические, биохимические и клеточно-молекулярные процессы мозга человека, погружённого в гипнотический транс, до настоящего момента полностью не изучены и не раскрыты. Это состояние пациента все время регулируется и поддерживается специалистом, проводящим сеанс.

Различают три стадии гипнотического транса

  1. Первая проявляется в простом эмоциональном и мышечном расслаблении всех процессов, вводя человека в состояние дремоты.
  2. Вторая стадия приводит пациента в состояние более глубокого сна, во время которого человек воспринимает только фразы и команды лечащего врача.
  3. Третья стадия - это глубокий транс, называемый термином «сомнамбулизм».

Возможность погрузиться в транс на столько сильно имеют расположенность чуть более 5% людей, у остального большинства состояние гипноза доходит лишь до второй стадии. При этом, пациент, хотя и находится в трансе и отключен, продолжает быть активным, как личность, и мозг продолжает интенсивно работать, а все системы функционируют в обычном режиме. В таком состоянии, часто случается, что если смысл фраз или команд специалиста вступает в противоречие с нравственностью или этическими нормами пациента - он просыпается.

Напоследок стоит добавить, что небольшой процент людей, психологически слабых (3-5%), страдающих повышенной внушаемостью, попадают в зону риска быть могут какое-то время против их воли если не загипнотизированы, то введены с состояние шока и дезориентации. Это влечет за собой не адекватность оценки ситуации. Это может случиться, если такого человека сильно испугать, а так же при внезапном потрясении, или алкогольном опьянении. Как вы уже поняли именно этим и пользуются всевозможные «гадалки» и «провидицы», имеющие цель лишь обобрать до нитки, но не имеющих никакой связи с медициной.

Внимание!
Использование материалов сайта "www.сайт " возможно только с письменного разрешения Администрации сайта. В противном случае любая перепечатка материалов сайта (даже с установленной ссылкой на оригинал) является нарушением Федерального закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и влечет за собой судебное разбирательство в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ



Использование медикаментов для облегчения индукции гипноза относится к концу XIX в. Chambard в 1881 г. использовал с этой целью эфир или хлороформ в малых дозах. Hallauer, берлинский акушер, в 1922 г. описал способ наркогипноза, который состоит в том, что в начале индукции дают несколько капель хлороформа. Он пришел к этому методу, так как возражал против чистого гипноза, который он рассматривал как неуместное вмешательство.

В 1928 г., когда во Франции гипноз в чистом виде был уже в течение 30 лет в немилости, Brotteaux предложил комбинировать гипнотическое воздействие с введением смеси скополами-на и хлоралозы, называемой скопохлоралозой .

К тому времени гипноз стал объектом социального табу и его можно было применять как бы в замаскированном виде - только в сочетании с медикаментами. Brotteaux рекомендует две методики такого сочетания: 1) давать больному лекарства и через 1-2ч после этого, когда он заснет, делать прямое терапевтическое или иное внушение; 2) давать больному лекарство и после того, как он станет сонливым, проводить гипнотический сеанс по всем правилам. После сеанса оставляют пациента спать в течение нескольких часов. Brotteaux подчеркивает, что терапевтические результаты он приписывает этим внушениям, а не только действию медикаментов. По его мнению, действие наркотического средства на 80 % обусловлено сознательным или бессознательным внушением врача. Скопохлоралоза приводит в состояние внушаемости, это очевидно, но последующее действие на психику является результатом влияния врача .

Baruk (1935, 1936) и его ученики, использовавшие скопо-хлоралозу так же, как Brotteaux, в отличие от него верили (как мы уже отмечали в главе 1) в химическое действие назначаемого препарата и пользовались им для усиления проявлений истерии. Brotteaux утверждает, что с помощью его методик ему удавалось использовать гипноз в тех случаях, когда другие методы потерпели неудачу. Но о чем идет здесь речь - о гипнозе или о наркозе? Такой же вопрос ставится по поводу субнаркоза, вызванного барбитуратами при так называемом наркоанализе. Вопрос остается спорным. Horsley (1943) удавалось добиться возникновения гипнотических феноменов (каталепсия, галлюцинации и пр.) во время субнаркоза, вызванного пентоталом. Предполагают, что если состояния гипноза и наркоза частично перекрываются, то в целом они очень различны.

Мы считаем, что между наркоанализом и гипнозом имеется существенное различие в плане психотерапевтических взаимоотношений. Наркоанализ можно рассматривать как «вооруженное вторжение», тогда как в процессе гипнотизирования врач выполняет функцию «вознаграждения». Кроме того, регрессивный процесс при наркозе совершается форсированно и грубо, тогда как в гипнозе он происходит постепенно и позволяет действовать защитным механизмам человека (в виде адаптации или сопротивления).

Сочетание гипноза с введением барбитуратов осуществляется различными способами. Некоторые авторы ратуют за инъекцию пентотала (в малых дозах) с последующим применением техники индукции в фазе засыпания, другие - используют более значительные дозы и приступают к индукции лишь в фазе пробуждения. Таким образом удалось загипнотизировать неподдававшихся пациентов, которые на следующем сеансе смогли впасть в транс без помощи лекарства (60 % в экспериментах Horslay). Некоторые врачи не приступают к гипнозу во время наркоза. Они ограничиваются постнаркотическими внушениями с целью повышения восприимчивости к гипнозу на следующем сеансе.

Пациентам, сопротивляющимся индукции, можно давать за час до начала сеанса слабую дозу снотворного, не доводя до субнаркоза (например, 30 мг нембутала). Такая доза вызовет легкую сонливость, которая в ряде случаев может облегчить индукцию гипноза. Прием лекарства сам по себе играет большую роль. Мы встречали примитивных субъектов, у которых назначение плацебо облегчало индукцию: на следующих сеансах они засыпали под влиянием этого препарата; не требовалось даже применять словесное внушение (см. наблюдение 8)

Специальные приемы гипноза

В терапевтической практике используются различные специальные приемы гипноза, о которых мы говорили в первой части книги. Применение гипноанализа или еще более сложных методов требует от гипнотизера специальной подготовки. Необходимая глубина транса может быть различной. Вызов свободных ассоциаций, внушение фантазий или сновидений могут быть осуществлены на фоне неглубокого транса.

Для проведения других специальных приемов необходимо состояние глубокого транса и, если возможно, состояние сомнамбулизма. Мы рассмотрим далее каждый из этих специальных приемов гипноза.

Свободные ассоциации . Пациенту объявляют, что он должен высказать любые свои чувства, любые мысли, которые придут ему в голову, даже если они ему покажутся смешными или лишенными интереса. Может быть, вначале это ему не удастся, но будет достигнуто в дальнейшем посредством тренировки.

Внушение фантазий или сновидений . Можно внушить пациенту, что он находится в театре. Занавес опущен. Любопытно узнать, что за ним происходит. Пациент воображает, что на сцене перед занавесом стоит человек, лицо которого выражает чрезвычайный страх. Вероятно, он знает, что за занавесом происходит ужасная сцена. Пациент задумается, почему этот человек так испуган, и сам затем проникнется его страхом. Через минуту занавес внезапно поднимется и пациент увидит спектакль, который испугал человека. Тогда он должен будет описать спектакль.

После этого пациенту внушают вновь представить себя в театре, но на этот раз увидеть и описать радостный, веселый спектакль. Эти фантазии помогают понять конфликты больного. Впоследствии можно попросить увидеть сон на заданную тему, затрагивающую его тревоги или конфликтные проблемы. Этот сон он может увидеть во время сеанса или в ночь после него.

Автоматическое письмо . Пациенту во время транса говорят, что он сможет писать, даже не зная что делает его рука. Затем внушают, что ему дадут в руку карандаш, который он положит на лист бумаги. После этого пациенту внушают, его рука будет перемещаться и писать на листе, как если бы ею двигала какая-то внешняя сила.

Ввиду того что написанное будет иметь проблемы и будет зашифровано, пациента необходимо тренировать в истолковании письма. Ему внушают, что он, не просыпаясь, сможет открыть глаза, прочесть и объяснить написанное им. Делают также постгипнотическое внушение, что пациент сможет писать автоматически в состоянии бодрствования. То, что он напишет в этом состоянии, конечно, должно быть предметом разъяснения под гипнозом.

Barber (1962) подчеркивает существующую разницу между ночными и индуцированными сновидениями у загипнотизированных пациентов.

Гипнотический рисунок . Во время транса пациенту говорят, что он может открыть глаза и рисовать все, что захочет, на любую тему. Затем его попросят объяснить значение этих рисунков и, исходя из них, дать свободные ассоциации.

Игровая терапия . Пациенту, у которого открыты глаза, дают множество игрушек и предлагают использовать их, руководствуясь собственной фантазией. Иногда он должен одновременно с этим рассказывать сказки. Данная методика может комбинироваться с регрессией (см. ниже).

Воспроизведение образов . Пациента просят открыть глаза, не просыпаясь, затем ему показывают хрустальный шарик, стакан воды или зеркало. Ему внушают, что, глядя пристально на один из представленных предметов, он увидит сцену, как в театре. Пациенту предоставляют полную свободу в выборе сцены или предлагают связать ее с проблемами, которые его беспокоят. Таким образом удается оживить в памяти забытые впечатления и восстановить сцены, связанные с лицами, игравшими значимую роль в прошлом больного .

Регрессия . Пациента возвращают к его более молодым годам. Существование регрессии остается предметом споров. Некоторые авторы рассматривают эту регрессию как подлинную, но большинство полагают, что загипнотизированные взрослые действуют согласно своему представлению о поведении детей того возраста, который им внушили. Регрессия, совершая «возврат в прошлое» в воспоминаниях пациента, породила методику воскрешения прошедших эмоций. В этом заключается историческое значение гипнотической регрессии, которая привела Janet к открытию метода, названного позднее катартическим. Используя именно методику регрессии у пациентки Мари и внушая ей вновь пережить прошедшее событие, лежащее в основе ее заболевания, Janet осуществил «причинное» лечение. Janet исходил из работ Bourru и Buret как уже отмечалось выше .

Существование регрессии оспаривается [Платонов К. И., 1933; Barber 1962; Hadfield, 1928; Reiff, 1959; Young, 1940], тем не менее эта методика широко применяется. Пациентам, у которых очень легко наступает состояние сомнамбулизма, достаточно сказать, что им столько-то лет, и они следуют данному внушению. Но вообще лучше подводить пациента к этому состоянию постепенно. Например, Wolberg, делая внушение пациенту, находящемуся в глубоком трансе, формулирует его следующим образом.

«Теперь сосредоточьтесь полностью на том, что я буду вам говорить. Я вам внушу, что вы возвращаетесь назад, в свое прошлое. Вам будет казаться, что вы вернулись в тот период, который я вам внушаю. Начнем со вчерашнего дня. Что вы делали вчера утром? Что вы ели за завтраком? За обедом? Теперь мы возвращаемся к первому дню, когда вы пришли ко мне на прием. Можете вы увидеть себя говорящим со мной? Что вы чувствуете? Опишите это. Что на вас было надето? Теперь слушайте внимательно. Мы возвращаемся в те времена, когда вы были маленьким. Вы становитесь меньше. Ваши руки и ноги становятся все меньше. Я тот, кого вы знаете и любите. Вам 10-12 лет. Видите ли вы себя? Опишите, что вы видите. Теперь вы становитесь еще меньше. Вы становитесь очень, очень маленьким. Ваши руки и ноги уменьшаются; ваше тело уменьшается. Вы вернулись в то время, когда вы были очень, очень маленьким. Сейчас вы маленький ребенок. Вы вернулись к тому моменту, когда вы впервые пошли в школу. Видите ли вы себя? Кто ваш учитель? Сколько вам лет? Как зовут ваших друзей? Теперь вы еще меньше. Вы намного меньше, гораздо меньше. Мать держит вас на руках. Видите ли вы себя с матерью? Как она одета? Что она говорит?»

Erickson (1938, 1939) описывает две другие методики. При использовании одной из них он начинает перемещать пациента во времени и в пространстве, чтобы затем вновь поместить его в настоящий период его жизни. При применении другой методики он вводит последовательную амнезию, чтобы поставить пациента вне дня, недели, месяца, года, в которых он находится в действительности, прежде чем привести его в предшествующий период.

Индукция экспериментального конфликта . Пациенту объявляют, что во время сна ему напомнят об одном забытом им событии, которое когда-то с ним произошло. Добавляют, что он снова переживет чувства, испытанные им в момент этого события. Затем внушают фиктивную ситуацию, говоря пациенту, что после его пробуждения эта ситуация обусловит (бессознательно для него) его поведение и речь. Реакция пациента на внушенную таким образом фиктивную ситуацию может дать интересный материал, касающийся природы его конфликтов, что поможет в выборе терапевтической тактики. Можно сочетать методику индукции экспериментального конфликта с методикой гипнотических сновидений .

С помощью описанных здесь методик и приемов гипноза можно получить интересные экспериментальные данные. Что же касается их терапевтической ценности, то в этом плане они еще не стали объектом точного методологического изучения. Brenman и Gill в 1947 г. писали, что эффективность данных методик в большей мере зависит от того, насколько искусно осуществляется их проведение. По мнению авторов, техника их проведения почти полностью определяется интуицией терапевта. Овладению специальными приемами трудно обучить, они являются практически уникальными феноменами, не связанными с кодифицированной психопатологией, и сближаются скорее с искусством, нежели с наукой. Сказанное в той или иной степени касается всех методов психотерапии, но наиболее справедливо в отношении специальных гипнотерапевтических приемов.

В 1959 г., после 12-летних исследований, те же авторы заявили, что «феномены, возникающие при использовании этих специальных приемов, независимо от их значения для некоторых терапевтических проблем, являются одним из наиболее богатых источников изучения особых, чрезвычайных форм регрессивного процесса» .

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

БИБЛИОТЕКА ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА В. Е. РОЖНОВ

ГИПНОЗ В МЕДИЦИНЕ МЕДГИЗ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЕДГИЗ - 1954 - МОСКВА

ВВЕДЕНИЕ Гипноз как одно из сложных физиологических явлений долгое время оставался неразгаданным, не

освоенным наукой. Отсутствие научного истолкования гипноза лежит в основе всех внешне столь различных причин, создавших то скептическое, недоверчивое отношение к методу гипнотерапии, которое сохранялось у некоторой части врачей вплоть до самого последнего времени. К этим причинам можно отнести и всем известные из истории вопроса факты использования гипноза в религиозных и шарлатанских целях, и взаимоисключающие противоречивые мнения о гипнозе, и случаи неудач, постигших некоторых врачей, чрезмерно увлекавшихся целебными свойствами гипноза, и т. п.

Революционный переворот в понимании гипноза (а следовательно, и в отношении к нему) совершил И. П. Павлов и его ученики. Создав свой строго объективный метод изучения высшей нервной деятельности - метод условных рефлексов, И. П. Павлов сделал доступной глубоко научному изучению сложнейшую область явлений природы -■ область психики. С помощью метода условных рефлексов великий ученый раскрыл главные закономерности высшей нервной деятельности, показав материальные, физиологические основы психических процессов, и дал научное истолкование сложным вопросам физиологии и медицины, не находившим своего разрешения на протяжении многих веков. Одним из таких вопросов и явился вопрос о гипнозе и связанных с ним явлениях. Павловский строго объективный метод исследования высшей нервной деятельности рассеял ту густую завесу мрака, таинственности и субъективистско-психоло- гических представлений, которая так долго окутывала проблему гипноза. В созданном И. П. Павловым физиологическом учении проблема гипноза получила подлинно научное, материалистическое освещение.

И. П. Павлов показал, что физиологическую основу гипнотического состояния как у животных, так и у человека составляет процесс торможения, возникающий в коре больших полушарий головного мозга под влиянием определенных, поддающихся точному научному исследованию условий. Изменение экстенсивности и интенсивности этого разливающегося по головному мозгу тормозного процесса находит свое внешнее выражение в тех различных степенях гипноза, которые давно уже отмечались многими исследователями этого явления. С точностью и тщательностью, присущей всем проводившимся в павловских лабораториях исследованиям, были изучены условия, вызывающие гипнотическое состояние. Исходя из всех этих данных, И. П. Павлов установил некоторые общие физиологические механизмы, лежащие в основе характерных проявлений гипноза у человека и животных. Вместе с тем И. П. Павлов подчеркивал, что «когда дело касается более сложных форм "гипнотического состояния, понятно, что провести полную параллель между животным и человеком становится трудным или даже сейчас и невозможным по нескольким причинам» (8, стр. 356). И. П. Павлов установил физиологические основы внушения

Явления, наиболее характерного для гипнотического состояния человека. Данное им объяснение тесно связано с его учением о второй сигнальной системе в ее взаимодействии с первой сигнальной системой.

Открытия И. П. Павлова в области гипноза и внушения дали прочную основу для использования этих явлений в медицинской практике. Однако до Объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, состоявшейся в июне-июле 1950 г., они не находили себе той широты применения, которой по праву заслуживают. В результате свободно развернувшейся на сессии критики и самокритики были вскрыты серьезные ошибки, допущенные некоторыми физиологами в вопросах развития учения И. П. Павлова. В качестве одного из крупных недочетов сессия отметила также недостаточность использования богатейшего научного наследия И. П. Павлова в медицине.

На протяжении всей своей творческой деятельности И. П. Павлов стремился применить данные, полученные им в лабораторных экспериментах, к теории и практике

медицины. Эти стремления И. П. Павлова особенно ярко воплотились в созданном им учении о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов с неопровержимостью доказал, что во всей жизнедеятельности сложного организма высших животных и человека регулирующая роль принадлежит нервной системе, ведущее значение в которой имеет кора больших полушарий головного мозга. Этим самым была дана руководящая нить для всех разделов медицины и физиологии.

Объединенная сессия двух академий еще раз подчеркнула правильность мысли И. П. Павлова о том, что «в глубоком смысле понимаемые физиология и медицина неотделимы». В первом пункте своего постановления сессия записала: «...в кратчайший срок разработать необходимые организационные и научные мероприятия по дальнейшему развитию теоретических основ и внедрению учения И. П. Павлова в практику медицины» (7, стр. 525).

А. Г. Иванов-Смоленский, говоря в своем докладе о задачах, стоящих перед медициной в свете павловского понимания значения коры больших полушарий в патогенезе различных заболеваний, отмечал: «...Но в особенности это относится к психотерапии, которая, казалось бы, должна быть заново перестроена с учетом основных закономерностей корковой деятельности и кортико-висце- ральных отношений, с учетом павловского учения о сонном торможении, гипнозе, внушении и, прежде всего, о взаимодействии первой и второй сигнальных систем» (7, стр. 80).

В настоящей книге автор поставил перед собой цель ознакомить врача-практика с тем объяснением физиологической природы гипноза, которое дано в трудах И. П. Павлова и его ближайших учеников, а также с "использованием гипноза и внушенияв повседневной лечебной работе. Автор счел необходимым привести по возможности наиболее полно важнейшие высказывания И. П. Павлова по этой глубоко интересовавшей его проблеме, доказательством чего является то большое внимание, которое уделял он в своих трудах гипнозу и внушению.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Знакомство человечества с явлениями гипноза восходит к глубокой древности. Уже при храмах

древнего Египта и Индии во время религиозных церемоний жрецы, совершая определенные обряды и заклинания, приводили отдельных богомольцев в состояние особого оцепенения, напоминавшего соя, во время которого они автоматически исполняли отдаваемые им приказания: ходили, разговаривали и т. п. В те времена люди не отдавали себе "Ясного отчета в происходящем и связывали все эти явления с «божественной силой» храмов или жрецов, что последние использовали в своих корыстных личных и кастовых целях.

Для нас совершенно ясно, что в данном случае мы имеем дело с состоянием гипноза и внушения. Иногда такие действия приводили к исцелению расслабленных, прекращению судорожных состояний или других болезненных проявлений, что жрецы и верующие объясняли изгнанием «нечистой силы», снятием «порчи». В действительности это было снятие отдельных проявлений истерического невроза с помощью внушения, проводившегося в гипнотическом состоянии.

Первая попытка объяснить явления гипноза была предпринята венским врачом А. Месмером. В докладе, представленном в 1774 г. в Парижскую академию наук, Месмер сводил явления гипноза к воздействию особой невидимой жидкости - «магнетического флюида», которая будто бы обладает способностью передаваться от одной личности к другой. По представлению Месмера, эта жидкость разлита во вселенной и наличием ее объясняется якобы существующее магнетическое влияние небесных тел друг на друга и на жизнь людей. Некоторые лица,

по мнению Месмера (исключительно одаренным в этом отношении он считал себя), обладают способностью к накоплению в себе этой жидкости и к передаче ее другим людям, тем самым оказывая на них целебное воздействие. Месмер допускал возможность передачи этой жидкости и неодушевленным предметам, которые после этого будто бы становятся источником целебной силы. Поэтому он «магнетизировал» своими прикосновениями особые баки, держась за железные стержни которых, больные якобы получали флюид и выздоравливали. Очевидная мистическая сущность этой фантастической теории избавляет от необходимости останавливаться на доказательствах ее ложности и абсолютной научной несостоятельности. Естественно, что эта «теория» не только не способствовала объяснению явлений гипноза, но окружила его еще большей таинственностью и явилась помехой на пути к научному изучению вопроса.

Началом научного подхода к изучению гипнотических явлений можно считать наблюдения и опыты, производившиеся в 40-х годах прошлого века английским хирургом Брэдом. В это время по Европе разъезжали разного рода шарлатаны, демонстрировавшие в публичных сеансах «чудеса» магнетизма. На сеанс, дававшийся в Манчестере одним из таких магнетизеров, приверженцев Месмера, пришел местный хирург Брэд с определенной целью разоблачить шарлатанские проделки месмериста. Однако, помимо шарлатанства, он отметил на этих сеансах некоторые заинтересовавшие его факты, исследованием которых и занялся. В 1843 г. Брэд издал книгу, в которой полностью отрицал лженаучную теорию Месмера о флюидах. Он объяснял гипноз как особое снопо-добное состояние, которое возникает в результате утом- / ления взора, фиксирующегося на блестящих предметах, употреблявшихся с целью загипнотизирования. Самое название этого явления гипноз (otvos), что означает по-гречески сон, было введено в науку Брэдом. Заслугой Брэда является также и то, что он применил гипноз для лечебных целей и, в частности, использовал его для обезболивания при хирургических операциях. Вместе с тем следует отметить, что, стоя на идеалистических позициях, Брэд при трактовке некоторых гипнотических явлений допустил грубые ошибки. Так, например, он считал, что у загипнотизированных появляется

особая способность к чтению запечатанных писем, отгадыванию мыслей и т. п. Не менее ошибочной является и его попытка теоретически обосновать возможность использования для гипнотерапии лженаучных данных френологии.

Среди первых врачей, занимавшихся гипнотерапией, следует упомянуть имя Льебо, опубликовавшего в 1866 г. книгу, в которой он изложил свой опыт использования гипноза для лечебных целей.

Несколько позднее начали изучать гипнотические явления два других французских исследователя-Шарко и Бернгейм. Их исследования, противоположные по своим выводам, легли в основу двух направлений в истолковании гипноза, получивших названия парижской, или сальпетриерской, школы Шарко и нансийской школы Бернгейма. Проводя свои наблюдения по выяснению природы гипноза на больных истерией, Шарко и его последователи пришли к совершенно ложному представлению о том, что гипнотическое состояние есть не что иное, как разновидность истерического припадка, и что вследствие этого оно может быть вызвано только у выраженных истериков. Своим неправильным представлением о сущности гипноза как об искусственно вызванном истерическом припадке Шарко способствовал укоренению предрассудка, сыгравшего тормозящую роль в дальнейшем изучении и практическом использовании гипноза для лечения. После его работ получило широкое распространение неправильное воззрение о том, что гипноз есть болезненное состояние, ослабляющее и вообще вредно действующее на нервную систему. При своих исследованиях Шарко использовал в качестве факторов, вызывающих гипнотическое состояние, резкие и сильные или продолжительные и слабые агенты, раздражающие органы чувств. Так, например, перед глазами испытуемого" в темноте внезапно зажигали яркий источник света или неожиданно производили сильный шум. Роль словесного внушения при этих опытах игнорировалась.

В противоположность Шарко Бернгейм высказал мысль о том, что гипнотические явления обязаны своим происхождением внушению. Он понимал возникновение ■гипнотического состояния как результат того, что один.человек {гипнотизируемый) поддается внушающему влиянию другого (гипнотизера), не обнаруживая при

этом выраженной критики к получаемому внушению. По.представлениям мансийской школы, «гипноза нет, есть только внушение». Такое положение, при котором понятия «гипноз» и «внушение» смешиваются в одно целое, причем гипнотическое состояние как что-то самостоятельное и независимое от речевого воздействия вообще отрицается, должно быть признано ошибочным. И хотя у человека эти явления часто тесно связаны друг с другом (так, с одной стороны, одним из наиболее употребительных способов вызвать гипноз у человека является словесное внушение, с другой стороны, само гипнотическое состояние в большой степени повышает восприимчивость к внушению, что, как известно, широко используется в "психотерапии), тем не менее гипноз и внушение представляют собой различные явления: в гипнотическое состояние можно погрузить не только человека, но и животных, способность же воспринимать словесное внушение присуща лишь человеку.

Иными путями пошло изучение гипноза в России. В противоположность общей идеалистической направленности исследований иностранных авторов для работ наших отечественных ученых характерно преобладание материалистических тенденций в подходе к изучаемым явлениям. Одновременно с исследованиями Шар ко профессор физиологии Харьковского университета В. Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. Проводя свои исследования на огромном количестве самых разнообразных животных (лягушки, раки, крабы, различные рыбы, тритоны, змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы, некоторые птицы и млекопитающие), Данилевский дал экспериментальное обоснование единства природы гипноза у человека и животных. Эти исследования, начавшиеся за несколько лет до того, как оформились взгляды нансий-ской школы, уже содержали в себе их экспериментальное опровержение. В. Я. Данилевский был одним из видных представителей передового направления в русском естествознании и медицине, основоположником которого явился И. М. Сеченов и которое затем нашло свое теоретическое развитие в учении С. П. Боткина и И. П. Павлова о нервизме. В своей речи на IV съезде русских врачей в Москве в 1891 г. «О единстве гипнотизма у человека и животных» Данилевский, приводя при-

мер благотворного влияния внушения в гипнозе на скорость заживления ожога, говорил: «Указанные гипнотические воздействия на вегетативную сферу до известной степени объясняются подобным же влиянием раздражения корки большого мозга на кровообращение, отделения, гладкую мускулатуру «и т. д.».

На том же съезде с докладом «Терапевтическое применение гипнотизма» выступил психиатр А. А. Токарский, „ ученик и последователь основоположника московской психиатрической школы С. С. Корсакова. Этот доклад, равно как и всю начавшуюся задолго до этого съезда деятельность Токарского в области психотерапии, с полным основанием следует рассматривать как зарождение подлинно научных материалистических тенденций в практике отечественной психо- и гипнотерапии. С воинствующей страстностью боролся А. А. Токаракий за то, чтобы гипноз и внушение получили равные права с другими методами лечения и заняли заслуженное место в медицине как средство, могущее оказать существенную помощь при ряде самых разнообразных болезненных состояний. В упомянутом докладе он говорил: «...смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку за дверьми храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами. Можно только сказать, что невежды его достаточно поняньчили и захватали своими руками». Разрабатывая практические показания к применению гипноза в лечебных целях, Токарский исходил из того, что гипноз и внушение являются эффективными методами воздействия на функции нервной системы в смысле ее укрепления и успокоения, так как, по его глубокому убеждению, «необходимость влияния на нервную систему встречается на каждом шагу, независимо от болезни», чем и определяются широкие границы применения этих методов. Отстаивая целебные свойства гипнотического сна, Токарский категорически возражал против глубоко ошибочного взгляда Шарко о патологической природе гипноза. Особенно подробно остановился Токарский на критике этих ложных представлений в одной из своих лучших работ, носящей название «К вопросу о вредном влиянии гипнотизирования» (1889). Токарский был первым, кто организовал и начал чтение курса гипнотерапии и физиологической психологии в Московском университете. В своих экспериментальных работах по