Флористика        13.07.2019   

Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи. Сказкотерапия как средство развития связной речи детей

УДК 372.3

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Орловская В.П.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка .

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности .

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

Функция социализации;

Креативная;

Голографическая;

Развивающее – терапевтическая;

Культурно – этническая;

Лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки .

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятсяребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

    чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

    рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

    драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре .

Сказкотерапия это:

    процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

    процесс переноса сказочных символов в реальность;

    созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

    терапия средой, особой сказочной обстановкой;

    выявление и развитие творческого потенциала;

    снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

    развитие умения преодолевать трудности и страхи;

    формирование навыков адекватного выражения эмоций;

    укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме .

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2012. – 63 с.

2. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста « Зерек бала». – Астана, 2012.- 68 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002

Первушова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 18"
Населённый пункт: город Ливны, Орловская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сказкотерапия как метод развития связной речи детей"
Дата публикации: 21.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы воспитателя 1 младшей группы Первушовой Натальи

"Сказка - великая духовная

культура народа, которую мы собираем

по крохам, и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа "

А.Н.Толстой

Интерес к сказке, любовь к ней возникает в раннем детстве и сопровождает

человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в

формировании положительных качеств характера и психических процессов

для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной

сказки подчеркивал К.Д.Ушинский. О сказках и их роли положительно

отзывались В.Г.Белинский, А.С.Пушкин...

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают

возможность выработки у детей собственных речевых навыков при

рассказывании"- писал К.Д.Ушинский.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней

заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и

духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была

бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в

Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные

свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные игры не смогут

заменить сказку. Она может в доступной, одновременно увлекательной форме

показать ребенку окружающую жизнь, поступки и судьбы людей. Дает

возможность "примерять" на себя чужие переживания и чувства. Эта

уникальная возможность "проиграть" жизненную ситуацию без вреда для

собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов

образовательной работы с детьми.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений

ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретенный, так как речь не

дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал

говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка

развивалась своевременно и правильно.

Правильное и своевременное овладение ребенком речью является

важнейшим условием всестороннего психического развития. Хорошая

полноценная фразовая речь ребенка является показателем осознанного

восприятия явлений окружающего мира. Принято считать, что после трех лет

речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладевает

обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится

орудием мышления и основным средством общения.

В младшем дошкольном возрасте первоначально ребенок овладевает

диалогической формой речи, полноценное развитие которой создает

предпосылки для появления повествовательной и описательной её формы.

Если ребенок испытывает затруднения в речевом развитии, ему сложно при

необходимости грамотно и точно выразить свою мысль, правильно построить

суждение о чем-либо, полно и последовательно передать его, а также понять

речь собеседника.

Многие дошкольники испытывают трудности в связном и

последовательном изложении. Высказывания детей носят фрагментарный

характер, отмечается бедность и однообразие используемых языковых

средств, страдает внешнее оформление речи(выразительность и

эмоциональность). Сказка, в данном случае, является универсальным

комплексным методом воздействия на речь ребенка.

В работе с младшими дошкольниками сказка стимулирует развитие

активной речи и способности к подражанию. В соответствие с речевыми

возможностями малыша названия животных можно заменить на

звукоподражания. Простота звукоподражания стимулирует малыша к

повторению звукоподражаний, а позже и слов, связанных со

звукоподражаниями по смыслу. Сказка развивает понимание речи. В сказке

подробно излагается конкретная схема последовательно излагаемых

действий. Это очень важно для младшего дошкольника, так как это

способствует пониманию причинно-следственных связей в контексте

произведения. Многие сказки включают в свой текст небольшие песенки,

потешки, прибаутки, повторение которых помогает взаимодействовать с

ребёнком, наладить контакт с ним, приучает слушать образную речь,

способствует запоминанию небольших литературных текстов.

В связи с этим, трудно отрицать роль сказок в формировании языковой

культуры, творческого потенциала, фантазии, воображения, способности к

словотворчеству.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого

развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования

взаимодействия с окружающим миром через речь. Основной принцип

сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.

Этот метод может быть применен по отношению к любому нормально

развивающемуся ребенку. При этом, данный вид терапии создает условия для

работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и

эмоционально-волевом развитии.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными:

Л.Б.Фесюковой, Л.Д.Коротковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Л.Д.

Короткова в своей книге "Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего

которая состоит из 2-х этапов.

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

1. Чтение сказки воспитателем.

2.Беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное

переживание.

3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с

фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками).

4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на

преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию,

оценку событиям и героям).

5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства

красоты, мелкой моторики).

Второй этап включает следующие виды совместной деятельности:

1. Беседа по содержанию сказки.

2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.

3. Психогимнастика.

4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением

настроения.

5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я

поставила перед собой следующую цель: создание условий для

полноценного развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила для себя ряд следующих задач:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать

небольшие литературные произведения.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на

4. Развитие представлений об окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной

игровой и творческой деятельности.

7. Вызвать интерес к книгам и их рассматриванию.

8. Развивать традиции семейного чтения.

9. Повышение компетентности родителей в речевом развитии детей.

Работу по развитию связной речи детей средствами сказки осуществляю

Создание предметно-развивающей среды;

Организацию совместной деятельности(образовательная деятельность, в

режимных моментах),

Организацию самостоятельной деятельности;

Взаимодействие с семьями.

В процессе работы я использую разнообразные методы и приемы:

1. Словесные: использование художественного слова, вопросы, беседа,

словотворчество, объяснение, рассказывание, инструкция.

2. Наглядные: иллюстрации и картины, демонстрация сказок, видеофильмы.

3. Игровые: дидактические игры, подвижные игры, сюжетные игры, игры-

драматизации, игровые проблемные ситуации.

4. Практические: упражнения и игры, экспериментирование, моделирование

На первом этапе я обогатила предметно-пространственную среду:

Центр "Театр "обновился и пополнился новыми видами театра:

пальчиковый, театр масок, театр на пальцах, настольный театр, би-ба-

бо,театр на магнитах, театр для фланелеграфа,

Центр "Книга" пополнился русскими народными сказками, потешками,

Центр "Музыка" пополнился народными музыкальными инструментами:

колокольчики, свистульки, инструменты из бросового материала,

Центр "Костюмерная" пополнился костюмами и элементами

костюмов(покупные и самодельные),

Центр дидактических игр пополнился новыми играми по теме "Сказка":

"Кто за кем", "Из какой сказки", "Расскажи сказку", "Найди

пару"(самодельные и покупные).

Образовательную деятельность провожу с подгруппой детей. С первых

дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия с

элементами сказкотерапии. Они помогают лучше адаптироваться ребенку к

условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и

взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его

интересы и стремления.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех

составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ

сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты),

собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в

настольном театре.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал "входа в

сказку"(психологический настрой), основную часть, где используются

приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального

воображения ребенка, и ритуал "выхода из сказки".

Детям младшего возраста наиболее понятны и близки сказки о животных и

сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто

идентифицируют себя с животными, перевоплощаются в них, копируя их

манеру поведения. Сказки для малышей носят цикличный характер -

многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта

особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить ее,

побуждает интерес к слову.

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В

процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует

активному развитию его речевой деятельности.

Поэтому дидактическим материалом во время проведения образовательной

деятельности на данном этапе служат различные виды театра (настольный,

стендовый, верховой, театр живой куклы).

Введение сказочного персонажа в режимные моменты также благоприятно

для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку,

раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом

пищи, наблюдения за явлениями природы, экскурсии. При этом формируется

определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности. Именно в игре

создаются благоприятные условия для формирования, развития и

совершенствования психических процессов ребенка, формирования его

личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей

радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, совершенствуют

коммуникативные навыки. Поэтому в своей работе я использую различные

виды игр: пальчиковые ("Репка ", "Колобок ", "Новый дом "),подвижные

("Как мы поили козляток ", "Мишка вылез из берлоги "), дидактические

("Лото ", "Угадай сказку ", "Кто за кем "), сюжетно-ролевые ("В гости к сказке

", "Поможем сказке ", " ").

Для прослеживания динамики в коммуникативном развитии детей я

провожу диагностику по методике, составленной К.Л. Печорой, Г.В.

Пантюхиной.

Результаты контрольного тестирования, в отличие от результатов

первоначальной диагностики (высокий уровень - 40% ,средний уровень -50%,

низкий уровень -10%) , показали следующие результаты: высокий уровень

80% , средний уровень -20% , низкого уровня нет.

Это означает, что проведенная целенаправленная работа по реализации

сказкотерапии дает положительные результаты.

Особую роль в педагогической деятельности уделяю просвещению

родителей. Разъясняю о том, какую роль играют сказки в развитии речи и

становлении личности детей. Консультирую по использованию сказки как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказываю

им о необходимости семейного чтения, подчёркиваю его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно

положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие

словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои

собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй

семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

Для этого использую следующие формы работы:

Консультации (индивидуальные и групповые)("Воспитание сказкой",

"Книжки в вашем доме","Роль сказки в развитии и воспитании ребенка")

Родительские собрания в форме мастер-класса("Путешествие в сказку"),

круглого стола ("Папа, мама, я - читающая семья"), педагогической гостиной

Памятки "Сказка - это важно"

Оформление папки-передвижки, информационного стенда, организация

выставок, мини-библиотека,

Совместное изготовление наглядного материала, атрибутов для игр.

ВЫВОД: Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я

создаю необходимые условия для развития связной речи ребенка и

обогащения его воображения.

Результатом применения метода сказкотерапии в обучении и воспитании

детей стало повышение качественного уровня речевого развития и развития

творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и

сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринужденной форме. У

детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать

окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению

познанного. Все эти качества, без сомнения, помогут детям в будущем. Я

считаю, что проведенная работа помогла наладить контакт с семьями

воспитанников, повысить уровень компетенции родителей.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываю...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В. Сухомлинский

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено не мало работ педагогов-исследователей: Е.И. Тихеевой, З.А. Гриценко, Л.П. Стрелковой, Л.Б. Фесюковой, А.Г. Кучерявого и др. Они показали, как сказки и рассказы помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям.

Многим людям свойственны состояние радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце входит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?... Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного…

А чудо – совсем рядом.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Когда мы говорим о том, что сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут появится потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Сказкотерапия и развитие речи

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.

Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Литература:

  1. Рыжова Л.В. методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
  2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки - сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Общая характеристика сказкотерапии

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области - детским психологом или педагогом.

Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься - это приводит его к личностному росту.
  4. Дидактические - способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
  6. Медитативные - формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Развитие речи

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

Сказкотерапия для дошкольников: конспект развития речи по сказке «Муха-Цокотуха»


Организационные моменты

Всегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский.

Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране. В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Затем дети надевают шапки с изображением насекомых, и сказка начинается.

Основные действия

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений.

В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение "Страх", которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.

Также важно сделать правильный "выход" из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.

Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения. Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.