Флористика        27.06.2020   

Использование устного народного творчества в приобщении дошкольников к традиционной семейной культуре. Русское народное творчество в воспитании дошкольников Народное творчество в развитии детей дошкольного возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Татьяна Сидорова
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста »

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей .

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста , а именно : он должен хорошо знать возрастные особенности детей , видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) . Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией .

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова , а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» .

В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей . Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности . Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству . Обогатить речь, воображение, чувства детей . Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами .

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей .

№ Фамилия, имя

ребенка Узнает потешки, загадки по первой фразе Знает содержание сказок Знает героев сакзок Умеет различать добрые и плохие поступки героев сказок Знает и играет в русские хороводные игры Использует в своей речи вежливые слова

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 4 ребенка (15%)

(добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 14 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 8 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования.

В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «». Поставила цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества . Поставила задачи : воспитать чуткое отношение к народному творчеству ; обогатить речь, воображение, чувства детей ; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами ; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей . И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание » , «Ребенок в детском саду» , ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы : «Роль потешек в развитии ребенка» , «Использование фольклора в работе с детьми » , «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей » , «Влияние сказки на психику ребенка» , «Театрализованные игры как средство развития речи детей ».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь , стихотворный ритм , богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми . Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей . В декабре для родителей показали ролик «Потешки в жизни нашей группы» . Родители с удовольствием смотрели на все режимные моменты под сопровождение детьми потешками.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) .

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками . Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами для кукол. Русские народные сказки и читались , и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам , собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры : «Угадай сказку» , «Из какой сказки герой» . К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки и даже некоторые из них показали малышам. А родители нам помогли в группе оформить театральный уголок. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам . Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы : «Роль фольклора в развитии детей » , Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам », «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» .

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста ».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества . Моя работа состояла в том , что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, показывала, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки) ; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро , заботу и любовь к живому (игрушке) . С помощью потешек я научила детей видеть , что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее , самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение) . Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам . Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными , трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей , которые старались быть в тени других детей , получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей .

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования) .

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 17 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%) .

Большинство детей стали проявлять интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

В процессе работы с детьми я рассмотрела роль устного народного творчества в развитие речи дошкольников , в деле воспитания человека , его личности. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества , мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании , в воспитании любви к Родине , к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка : выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных , насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок . Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на :

Речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;

Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей .

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей , и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста .

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения . – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание . – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост . А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования . Обруч. Москва, 2010год- С. 119-127.

7. Зимина И. . – 2005. - №1. – С. 18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №5. – С. 28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №8. – С. 26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт . -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб : Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание . – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание . – 2009. - №4. – С. 42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание . – 1993. - №9. – С. 11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание . – 2008. - №2. – С. 124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание . – 2009. - №5. – С. 24-28.

16. Ребенок и книга : Пособие для воспитателя детского сада / Л . М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000. – 128с.

17. Родной край : Пособие для воспитателей дет . сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка ». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298

21. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание . – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К. И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.

Ирина Севастьянова

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров .

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Устное народное творчество , музыкальный фольклор, народно -прикладное искусство должны найти большое отражений в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями . Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа , частью которого оно является.

В связи с этим в нашей оздоровительной группе МБДОУ № 14 был создан уголок народного творчества . Большую помощь в сборе экспонатов для нашего уголка, оказали родители оздоровительной группы. За что им огромное спасибо.

Вот посмотрите что у нас получилось.


Публикации по теме:

Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить.

Использование устного народного творчества в приобщении

дошкольников к традиционной семейной культуре.

Семья является для ребенка первым и ближайшим окружением. В семье дети приобретают опыт общения, учатся жить среди людей, постигают понятия добра и зла.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и соблюдать определенные нравственные нормы поведения, как в социуме в целом, так и в семье в частности. Мы сами, наш пример, и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник, помогающий формировать у детей духовно-нравственные ценности.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Издревле ценность семьи и традиционных семейных отношений строились на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании. Во главе всего стояло отношение к матери как одной из главных святынь . Образ матери, колыбельные песни, спетые ею; рассказанные сказки, потешки и пословицы, ее поведение по отношению к мужу, родителям и другим детям несли важную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни. Через материнскую поэзию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно.

Наиболее значимыми и приемлемыми для детей дошкольного возраста в семейном воспитании являются следующие элементы устного народного творчества:

1) Поговорки и пословицы - как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают мысли народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание.

2) Загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

3) Потешки - Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово, которое в потешке неразрывно связано с жестом. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

4) Сказки – в сказке зафиксированы «неумирающие ценности человеческой жизни». Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Духовное наполнение любой семьи – основа нравственного воспитания детей. Задача, которая стоит перед дошкольными учреждениями, помочь современным семьям сформировать традиционный уклад жизни, который поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного характера.

В дошкольных учреждениях весь фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей наряду с усложнением других видов устного творчества знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.

Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) и самостоятельной деятельности детей во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными. При этом используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Это:

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,

Демонстрация иллюстраций и картин,

Показ способов действий,

Коллективное чтение,

Заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок,

Игры-драматизации, игры-инсценировки,

Дидактические и настольно-печатные игры,

Упражнения в проговаривании, звукоподражание,

имитация действий.

При этом большая роль уделяется выразительности речи самих педагогов, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.

С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки. Утром, во время приема, педагоги встречают детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождают ее движения чтением потешки.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Детям дается возможность рассмотреть, рассказывается о персонаже потешки, объясняются новые слова. Педагоги ставят перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. С помощью потешки малыши учатся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес»

В более старшем возрасте потешки используют как пальчиковые игры, что позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - это загадки.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки используются на различных занятиях, а также на прогулках и в совместной деятельности. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братье меньших».
В более, старшем возрасте используются пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.
Например: Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать: «Семеро одного не ждут»; на занятиях по аппликации при неаккуратности, спешке в работе: «Поспешишь - людей насмешишь» и т.д.

Некоторые пословицы содержали в себе поучение, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай», иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». Некоторые поговорки давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Дети легко запоминали пословицы и поговорки и использовали их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны.

Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Большое внимание уделяется русской народной сказке. Она помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Помогает расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также сформировать духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, для этого разыгрываются с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.

В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, педагоги предлагают детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому через сказку дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

С помощью сказок у детей формируется умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).

Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы,педагоги привлекают внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», Коршуны и цыплята», «Жмурки». «Золотые ворота», «Просо», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

Не остаются забытыми и календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др., непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, хороводы, песни, где дети опять же соприкасаются с духовным миром русского народа, его традициями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств педагоги проводят вместе с родителями: сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируются с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Родителям предлагается вместе со своим ребенком нарисовать иллюстрации к заданной сказке, помочь ребенку пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Проводятся консультации для родителей «Искусство запрещать», «Советы ребенка родителям».

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.

Материалы для работы с детьми

Сказки
Старый отец
(Белорусская народная сказка)
В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу да и бросит там...
Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца – сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь – люди засмеют, старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села прогонят...
Едет он невеселый, а тут отец и говорит ему:
– Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
– Нет, батько, не брошу. Но для людей хотя бы надо это сделать. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда настала ночь, он привез из пущи отца и спрятал его в темной каморе.
А случилось несчастье – град все жито побил, и нечем было новое посеять.
Пришел сын к отцу в темную каморку, жалуется:
– Что делать? Не посеем жита – в будущем году без хлеба останемся.
Отец говорит:
– Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти – и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Дивуются соседи: откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя же признаться, что это старик отец ему помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную камору.
Так, мол, и так, говорит, придется с голоду помирать...
– Нет, – говорит отец, – с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как был я еще молодой, закопал немного денег про черный день. Жизнь, сынок, прожить – не поле перейти: все может случиться. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, выкопал отцовы деньги и купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и соседям занимает. Вот они и спрашивают у него:
– Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?
Признался сын:
– Отец, – говорит, – кормит меня.
– Как же так? – дивуются соседи. – Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
– Нет, – говорит, – я сделал не так, как вы делаете, а оставил отца у себя век доживать. Вот зато, как пришла беда, отец мне и помог.
У старых людей ума больше, чем у молодых.
Перестали с той поры сыновья отцов своих в пущу отвозить, а стали их под старость уважать да кормить.

И. Друцэ
Семья.
Когда над деревней бушуют грозы, и грохочет гром, и сверкают молнии, и со стрехи потоками стекает вода, тогда Бобочел, забившись в угол, думает: конец, на этот раз им не выдержать. Но им повезло – отец у них сильный и ловкий. Выстроенный его руками дом на редкость крепок и упрям. В конце концов, бури стихают, небо проясняется, в окно редко когда ударит заблудившаяся капля дождя.
Когда наступают большие зимние холода, и воют метели, и трещит чердак от мороза, тогда Бобочел, спрятавшись на теплую печь, думает, что теперь уж конец, на этот раз всем им конец. Но вот с улицы доносится слабый старческий кашель, слышны шаги, и в дом входит дедушка с большой вязанкой хвороста. Поздоровавшись, он тут же опускается возле печи, разводит в ней огонь, и, оттого, что душа у него добрая, огонь, который он разводит, разгорается сразу и горит дружно, со звоном. И стихает метель.
Когда в пути настигает холод или жажда, Бобочелу кажется, что силы покинули его
и ноги не донесут до дома. И тогда в этом отчаянии откуда-то перед ним вырастает образ матери, которая говорит, что все это глупости, сил у него много, что он, пожалуй, еще столько же смог бы пройти. И Бобочел идет, и сам удивляется, потому что силы у него, оказывается, еще есть. А там, глядишь, и сам дом – полная чаша, выходит ему навстречу.
Когда опускаются густые сумерки, а в доме еще не включают свет, Бобочела охватывает грусть. Ему кажется, что в этом сумраке они потеряют друг друга и ничего хорошего и светлого не будет в его жизни. Но вот в дом влетает сестра:
– Вы чего засиделись в темноте?
Тут же включает свет, и, оттого, что она веселая и красивая, свет тоже такой же веселый и яркий.
И как-то поразмыслив над всем этим, однажды за ужином Бобочел подумал вслух:
– А здорово мы придумали, чтобы жить вот так, вместе.
На что отец, улыбнувшись, ответил:
– А иначе и не могло быть. Иначе бы и семьи не было.

Лев Николаевич Толстой.
Два брата.
В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было, у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зерна.
Пришла ночь. Лег старший брат; не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих зерен». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с женой одинокие, постарше нас. Надо ему хлеба от себя прибавить». Задумал и сделал.
Днем смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.
И так несколько ночей подряд братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор еще крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Любовь да совет – так и горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Русский человек без родни не живет.
Баба, бабушка, золотая сударушка!

Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Братская любовь пуще каменных стен.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
При солнышке тепло – при матери добро.
Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению

развития детей»

План самообразования

(в виде проекта)

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

2015 – 2016 уч. год

Участники проекта: дети средней и 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.

Цель проекта:

    Воспитать чуткое отношение к народному творчеству; Обогатить речь, воображение, чувства детей; Приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями. Развитие речи ребенка.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".


Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Работа воспитателя

Работа с детьми


Работа с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»


Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в

Создание красочных книг с потешками для детей.


Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

Использование загадок в образовательной деятельности


Создание красочных книг с загадками для детей.


Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»


Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»


Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Создание театрального уголка в группе.

Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Создание красочных книг с русскими народными сказками


Изучение темы:«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам


Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Создание папки-передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»


Март - апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»


Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Самоанализ плана самообразования.

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

на итоговом родительском собрании

на 2015-2016 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

Кузина педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. , Маханёва детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. Козырева красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. Даль и поговорки русского народа. М., 2009. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

4. Практическая деятельность

    Развлечения «День загадок» Семейный конкурс «Моя любимая сказка» Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Развлечение «Широкая Масленица» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Обогатилась устная речь;

Развились фантазия и воображение;

У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного ;

Расширились представления о влиянии устного народного

Самоанализ по теме самообразования


В начале учебного года я задумалась над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот я выбрала тему для своего самообразования - «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект (кроме себя) детей и их родителей.

Возраст детей – средней и вторая младшей группы. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей дошкольного возраста в своей группе: знание потешек, загадок; знание содержания сказок; знание героев сказок; умение различать добрые и плохие поступки героев сказок; знание хороводных игр; обогащение словаря словами, для того чтобы выявить знания у детей для дальнейшей работы по моей теме самообразования (что детям уже знакомо и на что нужно обратить внимание).

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 3 ребенка (15%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие); знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 6 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Поставила цели:

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

Поставила задачи:

    воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, чтением разнообразной литературы, Программной разработки образовательных областей «Чтение », «Коммуникация» в своей группе группе и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста», «Использование фольклора в работе с детьми», «Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника», «Роль сказки в воспитании детей», «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки. Мною в группе был оформлен театральный уголок.

Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (изготовили книжки - малышки - «русские народные сказки», нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей.

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования).

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%)