Комнатные растения        15.07.2019   

История возникновения искусства вырезания из бумаги. Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи

Вытынанка (от - «вытинати» - «витинати» - «выцінаць» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства, ажурное вырезание из бумаги, бересты, фольги, ткани и кожи.

От аппликации она отличается тем, что вся работа - это цельный кусок бумаги, в то время как аппликация обычно склеивается из нескольких отдельных деталей. Самые известные нам вытынанки - это снежинки.

И тем не менее, не все работы, выполненные в технике художественного вырезания, называются вытынанками.

Отличительными чертами вытынанок является то, что изображения в них:

  • симметричны, т.к. при их изготовлении лист бумаги складывается определенное количество раз, после чего на нем вырезаются разнообразные узоры,
  • относительно немногоцветны, т.к., кроме фона, обычно используется не больше 1-2, реже 3 цветов бумаги,
  • содержат национальную народную символику.

В таком виде эта техника вырезания существовала в Восточной Европе (Польша, Литва, Украина, Белоруссия, Россия).

В Западной Европе было распространено силуэтное вырезание . Для него характерно черное изображение на белом фоне, отсутствие прорезных частей. Сюжеты: портреты (чаще всего - профили), пейзажи, бытовые сцены.

Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием.

В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, бумажные салфетки, украшения на окна, полки, рамки, зеркала и многое другое.

Для вырезания узоров используют ножницы или ножи (канцелярский, макетный).

Об особенностях вырезания таких работ ножницами и о том, как перенести схему на бумагу, читайте в статье: .

В этот раз речь пойдет о вырезании канцелярским или макетным ножом.

  • Детям безопаснее вырезать ножницами, т.к. нож все-таки есть нож. При вырезании им нужно беречь руки, не держать пальцы на вырезаемой линии, не выходить за пределы коврика для вырезания. Коврик нужен, чтобы не испортить стол. Продаются специальные коврики для вырезания. Если такого коврика нет, его можно сделать из куска линолеума или толстого картона.
  • Схему рисуют и вырезают с изнаночной (обратной) стороны будущей вырезки.
  • Так же, как и при вырезании ножницами, работу начинают с самых мелких деталей, затем вырезают детали в центре, затем - по краям, и только потом - контур, если он есть.
  • При необходимости плавно поворачивать бумагу так, чтобы было удобнее вырезать.
  • При вырезании прямых линий можно пользоваться линейкой.
  • При использовании канцелярского ножа чаще отламывать затупившийся конец лезвия.
  • Нельзя оставлять части вырезаемых областей неотрезанными, а потом отрывать их руками. Работа будет выглядеть неаккуратно и таким образом ее можно нечаянно порвать.
  • В зависимости от назначения вырезки и выбранного сюжета, подобрать подходящий фон и приклеить на него работу.

Видео-урок по вырезанию ножом (не на русском языке, но т.к. это видео, то как вырезать, понятно)

Похожие статьи:

Приятного Вам творчества!
Специально для читателей блога , с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Открытка к 23 февраля или 9 мая своими руками в…

Творчество зимой обладает особой ни с чем несравнимой магией. И увлекает эта магия бумаги и взрослых и детей, и так хочется создавать это маленькое волшебство своими руками. Ведь ничто так не украсит атмосферу дома, как то, что создано своими руками, как то, во что вложена душа, время, чувства...

Художественное вырезание из бумаги, или вытынанки

Поговорим сегодня о художественном вырезании из бумаги, или вытынанках, вырезках, силуэтном вырезании. С каждым годом силуэтное вырезание из бумаги становится все популярнее и все больше мастеров и мастериц радуют нас своими шедеврами. В самом деле, зимнее окно, украшенное вытынанками, словно открывает дверь в необычную сказку, удивительно украшая не только интерьер, но и настроение.

Вытынанки — это тонкое искусство вырезания узоров, сюжетных фигур и картин из бумаги. Для ее создания требуется достаточно плотная бумага и инструмент для вырезания. В качестве инструмента часто используются тонкие маникюрные ножницы, острый канцелярский нож или макетный нож. Не лишней будет и удобная досточка для вырезания или специальный коврик для резки.

Как правило,для создания новогодних вытынанок используется белая бумага. В интернете можно скачать миллион шаблонов с тематическими сюжетами и украсить ими интерьер комнаты. Ниже я дам несколько красивых шаблонов для вытынанок.

Где использовать вытынанки

Вытынанки отлично создают новогоднее настроение, устроившись на окнах, или стеклянных дверях.

Можно сделать легкий воздушный мобиль просто так или для люстры.

Также в качестве украшения окна романтично выглядят объемные вытынанки на подоконнике с подсветкой. Для подсветки можно использовать новогодние гирлянды или настольные лампы.

Художественное вырезание — шикарный элемент при создании открыток и панно. Мастерицы высокого класса создают объемные вытынанки, которые можно поставить, например, на стол и придать офису новогоднюю атмосферу.

В прошлом году вытынанки помогли нам создать .

Как приклеить вытынанки на окна

Вытынанки легко клеются на окна при помощи мыла. Для этого вспеньте мыло в небольшом количестве воды, смочите окно и приложите сверху рисунок. Когда окно высохнет, рисунок будет держаться.

Также можно воспользоваться и скотчем, только помните, что его следы с окна убрать можно, но уже сложнее.

Сюжеты для вытынанок

Сюжеты могут быть самыми разными. Главное, это передача сказочного настроения. А его могут создать: заснеженные города, и лес в сугробах, морозное звездное небо, ясный месяц и парящие снежинки, снеговики и Дед Мороз со Снегурочкой, свечи, елочные игрушки и гирлянды, елки, детки и герои мультфильмов, животные...

Шаблоны вытынанок

Сюжет для вытынанки можно нарисовать самостоятельно. Можно обвести понравившийся сюжет из любой книги на бумагу и вырезать.

А можно использовать готовые шаблоны для художественного вырезания. Ниже представлены шаблоны для вырезания новогодних вытынанок, взятые из просторов всемирной сети. Скачать их можно, нажав правую кнопку мыши и выбрать «сохранить рисунок как».





Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания.


Это уникальная книга, изданная в любимом издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вдохновит и тех, кто только влюбляется в художественное искусство вырезания из бумаги и тех, кто имеет уже опыт в этом кропотливом деле.

Ее автор — блогер Бумажная панда и писатель, Луиза Фиршау, создала настоящее руководство по вырезанию. Она подробно рассказывает обо всем: про инструменты для вырезания, о том как ими пользоваться, и чем можно заменить, о секретах и тонкостях этого искусства, о возможных ошибках и сферах применения рукодельных шедевров.

Вот несколько советов от Луизы Фиршау из книги «Магия бумаги»:

1. Всегда копируйте исходное изображение. В случае ошибки, вы сможете начать заново.

2. Начинайте вырезать с самого сложного участка или с того места, которое вызывает у вас больше всего сомнений. Тогда если вы ошибетесь, не нужно будет переделывать слишком много.

3. Не торопитесь, меняйте лезвие каждые 10-15 минут и регулярно прерывайтесь, чтобы расслабить голову и шею. Работать гораздо удобнее на наклонной поверхности — например, на чертежной доске.

4. Когда закончите вырезать, не выталкивайте обрезки бумаги пальцем, а удалите при помощи ножа. Так бумага не порвется, и вы увидите в каких местах нужно еще раз пройтись лезвием.

А вот один из примеров авторских шаблонов Луизы:

В этом видео я рассказала о книге «Магия бумаги» и показала, как вырезала свою первую вытынанку)))

Вдохновенного предновогоднего творчества вам!

С любовью,

Тот, кто впервые видит изделия, выполненные в виде резных кружев из обычной бумаги, всегда удивляется, что такую красоту несложно создать своими руками. Каждый может освоить ажурное Схемы, которые берутся за основу, легко найти в специальной литературе. Необходимые инструменты недорогие и доступные.

Идеи декора

Использовать эту интересную технику можно как для выполнения открыток, панно, так и украшения интерьера. Изготавливают изделия обычно из белой или черной бумаги, но великолепно смотрятся и другие оттенки. Интересно то, что выполняют не только плоские вещи. Очень эффектно выглядит объемное ажурное вырезание из бумаги. Схемы для таких объектов тоже представлены в виде контурного рисунка на плоском листе, который затем складывается по определенным линиям и склеивается в трехмерную деталь. Итак, в технике можно сделать следующее:

  • Открытки.
  • Снежинки.
  • Украшения для окон.
  • Салфетки для стола.
  • Объемный декор на основе плоского изделия или собранной трехмерной бумажной конструкции.

Освоив простые варианты, вы сможете изготовить сказочные по красоте вещи.

Материалы и инструменты

Вам потребуется следующее, чтобы освоить ажурное вырезание из бумаги:

  • Схемы и принтер, чтобы их распечатать.
  • Листы белого (или другого) цвета.
  • Основа, на которой будете резать (специальный планшет, обычная доска или кусок плотного картона).
  • Маникюрные маленькие ножницы как альтернатива ножу или дополнение к нему.

Остальное необязательно и зависит от того, как вы будете использовать заготовки:

  1. Приклеивать на цветную основу — декоративный картон и клей.
  2. Вешать на елку или в пространстве комнаты — подвески (нитки).
  3. Украшать окно — обычный или

На самом деле, ничего сложного, особенного и дорогостоящего не нужно. Обычные офисные канцелярские принадлежности. Главное — терпение, усидчивость и желание сделать шедевр своими руками.

Ажурное вырезание из бумаги: схемы, мастер-класс

Традиционно узоры создаются путем вырезания части узора на сложенном в определенной последовательности листе. Одним из самых распространенных и знакомых изделий являются снежинки, но сделать можно не только их. Очень эффектно будет смотреться салфетка или рама для зеркала, выполненная по следующему образцу.

Работайте так:


Ажурное вырезание из бумаги: схемы новогодние

Для декорирования интерьера элементами этой техники можно выполнить различные украшения по готовым шаблонам. Распечатайте их в нужном масштабе (обычно заготовки предназначены для стандартного альбомного листа формата А4), вырежьте узор. На просторах интернета много заготовок как непосредственно праздничной, так и просто зимней тематики.

  • Целые пейзажи и кружевные сюжетные сцены.

Начинайте работу с простых схем.

Освоив принцип и натренировав руку, переходите к более сложным многообъектным композициям.

Как сделать красивые снежинки

Один из самых традиционных и любимых способов декорирования помещения к Новому году — это украшение бумажными снежинками. Обычно их приклеивают на окна, дверцы шкафов, стены. Некоторые делают гирлянды из них, подвешивают на нитях или располагают на елке.

Чтобы сделать красивые ажурные снежинки из бумаги, схемы для вырезания лучше взять готовые.

Главное - правильно сложить лист бумаги для нанесения шаблона. Любая снежинка состоит из повторяющегося по окружности узора. Есть заготовки для 1/6 и 1/12 части. Второй вариант с более узким сектором получается путем дополнительного сложения заготовки для 1/6 части. Складывать деталь можно на основе уже вырезанного круга или любого листа, который сначала обрезается до квадрата, а затем складывается или, наоборот, сначала выполняются сгибы, а после вырезается форма сектора круга.

Итак, вы узнали подробнее, что представляет собой ажурное вырезание из бумаги. Схемы для любого изделия можно взять готовые или проявить фантазию и разработать собственную эксклюзивную вещь. Занимайтесь творчеством. Создавайте красивый декор своими руками.

Китайские штучки (Из истории силуэтов)





«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».
В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусств, где мне и посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ, разложила на столе папки с картинками, я была поражена и очарована. «Живые» «тен-чжи», как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее, чем фотографии в интернете и разительно отличались от виденных мною ранее: здесь были и большие, похожие на кружево, и маленькие – такие, к которым прикоснуться позволяешь себе, только затаив дыхание.
(Поясню для непосвящённых: все работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом. (Так же, например, как вся поэзия в мире, независимо от жанра и стихотворного размера, называется поэзией). От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная из одного листа, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части).
Теперь вернёмся к колекции тен-чжи из фондов ЦГАЛИ СПб.
Один набор выполнен из точайшей, почти невесомой бумаги, и изображает, вероятно, маски богов и героев.
Рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовые сценки. Однотонные силуэтики из немелованной бумаги испещрены прорезями, насечками и наколками.
В Китае первоначально вырезание из бумаги являлось развлечением исключительно императорского двора – из-за чрезвычайной дороговизны материала. Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.
Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления плоскостных кукол в нём не изменилась.
Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - тен-чжи, "цзяньчжи", а народ называет вырезки «оконные цветы» или «оконные узоры».

В настоящее время в музеях Поднебесной хранится различная деревянную мебель, расписанную лаком, покрытая разноцветными узорами и изображениями, которые делали и делают на основе бумажных вырезок: сначала рисуется нужный орнамент, из бумаги вырезается образец, по которому выполняется вышивка, или вырезку наклеивали и раскрашивали на поверхности мебели.
В деревнях женщины собирались на посиделки и вырезали различные композиции из бумаги. Каждой девочке было необходимо научиться искусству бумажной вырезки – по готовым работам судили, насколько девушка умела, и терпелива, и по таким работам выбирали невест.

«Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов» .
Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Такое вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги, мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу от нескольких одинаковых картин до десяти и больше.
В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.
Картины в стиле тен-чжи вырезают уличные художники, вместе с этим искусство вырезания - почётный вид декоративно-прикладного искусства Китая.
Тен-чжи изучают в школах и вузах, а в регионах, где такие картины являются брендовой сувенирной продукцией, мальчиков и девочек приобщают к вырезанию с 5 лет, обучая будущих мастеров в специальных школах.
Традиции вырезания из бумаги настолько сильны, что официальным дизайнером Пекинской Олимпиады была бабушка Ли – народная мастерица, радовавшая гостей и победителей игр своим искусством.

Маски пекинской оперы в аппликации

Пекинская опера сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера.

Одна из особенностей китайского оперного театра – грим.

1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй, полководец эпохи Троецарствия (220-280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю.

2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром.

3. Черные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Типичными примерами являются генерал Чжан Фэй в «Троецарствии», Ли Куй в «Речных заводях» и Вао Гун, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун.

4. Зеленые лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.

5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цин Хуэй, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя.

Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь». Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например, Цзян Ганя из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Еще один амплуа – шуты-акробаты «учоу». Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».

История масок и грима начинается с династии Сун (960-1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин (1368-1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:

1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре.

2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци (479-507) был великолепный полководец ван Ланьлин, но его красивое лицо не внушала страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже об его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов. По-видимому, в театре маски заменил грим.