Комнатные растения        23.09.2019   

Изобразительной деятельности в доу. Школа молодого педагога: "Организация и проведение НОД по изобразительной деятельности в ДОУ". Характеристика нетрадиционных изобразительных техник

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

1. Игра «Цветные корзинки»

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ


В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин. Хотя пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, чем глина, он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами - умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Консультация для воспитателей

Подготовила: воспитатель МБДОУ

детского сада №1 «Аленушка»

Пятова Е. Ю.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Если ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, то ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование (развитие) у детей художественного вкуса (зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

См. пункт 2.6. ФГОС ДО.

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Оборудование общего назначения

Доска для рисования мелом.

Губка.

Наборы цветного и белого мела.

Мольберт односторонний или двусторонний.

Наборное полотно 60*50 или 80*50.

Фланелеграф, магнитная доска

Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

Подставка для размещения работ по лепке.

Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.

Указка.

Валик для нанесения краски на бумагу.

Настольная точилка для карандашей.

Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

Фартук для педагога

Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

Единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

Наличие соответствующих декоративных моментов;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

Доступность материала для детей, удобное расположение.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности можно размещать на открытых полках.

Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные – гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности для первой младшей группы

Наименование -

Количество на группу -

Для рисования -

Набор цветных карандашей (6 цветов) -

На каждого ребенка -

Набор фломастеров (6 цветов) -

На каждого ребенка -

Гуашь -

Набор из 6 цветов на каждого ребенка -

Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) -

На каждого ребенка -

Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) -

По одной на двоих детей -

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) -

На каждого ребенка -

Подставки для кистей -

На каждого ребенка -

Бумага для рисования-

На каждого ребенка -

Для лепки -

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)

На каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Глина – подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин (12 цветов)

3 коробки на одного ребенка

Стеки разной формы

Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка

Доски, 20*20 см

На каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10*12см или 6*7см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства

Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А.А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М.: Просвещение, 2001).

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Литература:

  1. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. Допущено Министерством образования РФ. Москва, ЗАО "Элти-Кудиц" 2003 г.
  2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00194208_0.html

Организация и проведение занятий

по изобразительной деятельности в ДОУ .

Краткое описание

В статье представлены материалы по организации и проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, которые помогут начинающим педагогам правильно организовать свою работу с детьми.

Изобразительная деятельность – это самый доступный и распространённый вид детского творчества. Так как всякую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в собственном рисунке. Именно процесс художественно-творческой деятельности пробуждает в нём живую фантазию и живое воображение. Занятия рисованием развивают у дошкольников художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки и эстетический вкус.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет три составные части:

    Предметное рисование.

    Рисование на тему.

    Декоративное рисование.

Предметное рисование в свою очередь делится на:

    Рисование по памяти (развивает зрительную память, наблюдательность и образное мышление; оно требует от ребёнка быстрого запоминания разнообразных предметов)

    Рисование по предварительному наблюдению (сначала детям показывают предмет, они изучают его, запоминают, а уже потом рисуют)

    Рисование с натуры (основная задача – научить ребёнка видеть предмет, понимать его строение, воспринимать форму, цвет и воспроизводить всё это в рисунках)

Рисование на тему можно условно разделить на:

    Рисование по собственному замыслу (организация таких занятий требует от воспитателя большой подготовительной работы, он должен помочь детям передать в рисунке задуманное)

    Рисование на заданную тему (задания для рисунков должны быть интересными, простыми и понятными детям)

    Иллюстрирование литературных произведений (подобно рисованию на заданную тему)

Декоративное рисование включает в себя знакомство с народно-прикладным искусством и роспись разных предметов.

Использование на занятиях по рисованию разнообразных художественных материалов и техники расширяет знания детей об особенностях этих материалов, обогащает навыки и умения малышей.

Изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.

Организация занятий по изобразительной деятельности в 1- ой младшей группе

При проведении занятий по изобразительной деятельности перед воспитателями 1-ой младшей группы стоят такие задачи:

    Привить детям интерес к рисованию.

    Учить детей, быть внимательными на занятиях.

    Знакомить с материалами и принадлежностями для рисования.

    Учить правильно держать карандаш (не брать его в рот, рисовать только на бумаге), регулировать силу нажима.

    Учить пользоваться кистью (набирать краску, промывать кисть в воде).

    Учить различать и запоминать основные цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).

    Учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования.

    Учить рисовать предметы и явления по показу воспитателя и без него.

    Развивать умение узнавать нарисованные предметы, рассказывать о том, что ребёнок нарисовал сам.

В младших группах занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить по подгруппам.

В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием и малышей, которые во время проведения занятия могут сосредоточиться всего на 3-4 минуты. Занятие с такой подгруппой можно проводить в упрощённом варианте, давать детям менее сложные задания, повторять показ по необходимости несколько раз.

Во вторую подгруппу отбирают детей с более устойчивым вниманием и более высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. На занятиях с этой подгруппой можно давать детям больше самостоятельности, задания могут быть сложнее, свои действия дети могут сопровождать речью.

Занятия со всей группой можно начинать проводить только в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя и выполнять его указания.

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ

Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребёнка быстро устают, обучение рисованию целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно умело держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.

Учебный материал для первой младшей группы по содержанию можно разделить на три этапа:

Первый этап : ознакомление с художественными материалами.

Второй этап :– действия детей по показу воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий этап: – создание образов под руководство воспитателя и самостоятельно.

В первом полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во втором – последний. Обучение детей всегда должно иметь наглядно-действенный характер.

Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий. Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализировать форму и передавать в рисунке сходство предмета, ещё рано. Основное внимание малышей во время рисования уделяется характеру движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или красками на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.

В первом полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалами: бумагой, краской, принадлежностями (карандашом и кистью).

Обучает техническим приёмам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заострённого конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, смывать краску с кисти, лишнюю воду отжимать о краешек посуды, легко водить карандашом по бумаге, сопровождать зрением движение руки.

Ребёнку нужно объяснить правила работы: сидеть за столом в надлежащей позе, рисовать на бумаге, не стучать карандашом, не мять бумагу.

Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.

Существуют различные приёмы обучения детей рисованию отдельных предметов:

    Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого предмета.

    Объяснение в целом.

    Частичная и полная демонстрация изображения.

    Словесные указания.

    Заинтересовывание и индивидуальная работа.

    Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)

Ориентировочные задания:

В первом полугодии : капли воды, трава, дождик кап-кап, следы, листья, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи, снег падает, корм для птичек, конфеты для кукол, колобок, волны, столбики, палочки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, шарики, снежки, солнышко и т.д.

Во втором полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы, которые состоят из линий и круглой формы (по показу и без него). Воспитатель в работе с детьми использует целостное объяснение, поэтапное объяснение и индивидуальную помощь (педагог берёт руку ребёнка в свою и работает вместе с ним).

Если занятие организовано правильно, дети охотно работают. Однако, когда ребёнок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которые

В соответствии с программой, на третьем году жизни ребёнка нужно учить различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), размеры (большой, маленький).

Организация занятий по изобразительной деятельности во 2- ой младшей группе

Перед воспитателями второй младшей группы стоят такие основные задачи:

    Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.

    Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, аккуратно набирать краску на кисточку, промывать кисточку и убирать лишнюю воду о край посуды)

    Учить рисовать красками двух-трёх цветов.

    Учить различать, называть и использовать в работе основные цвета.

    Учить различать и называть форму предметов, их размеры.

    Учить композиционно правильно, размещать рисунок на листе бумаги.

    Учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, волнистые линии.

    Учить рисовать предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.

    Прививать интерес к рисованию.

    Воспитывать внимание, наблюдательность, желание самостоятельно выбирать цвет предмета, эстетическое восприятие предметов.

Занятия по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе проводится один раз в неделю. Продолжительность - 12-15 минут. Работают дети карандашами и красками.

В соответствии с программой воспитатель использует такие темы:

столбики, дождики, ленты (длинные и короткие), дорожки, забор, ёлочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, ёлочки, ёлочные шарики на ниточках, снежная баба, дом, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с листьями, солнышко, колобок, одуванчики, осенняя, зимняя, весенняя и летняя природа.

В I -ом квартале с детьми 2-ой младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые знания можно дать повторно, но выполнять их в другой технике и на другую тему. Детей продолжают учить проводить прямые линии – сверху вниз, слева направо, пересекать линии, замыкать их в округлые формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии (например, рисовать дождик). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками рисования, задания необходимо постепенно усложнять, связывать их с детскими впечатлениями и наблюдениями.

Во II -ом квартале следует тренировать руку ребёнка в рисовании округлых форм. Для этих занятий следует подбирать небольшие модели, например, конфеты, горошек, листочки и т.д.

В III -ем квартале на основании знаний и умений, приобретённых детьми в первом полугодии, воспитатель учит детей рисованию предметов прямоугольной формы.

В IV -ом квартале задания усложняются. Дети закрепляют умения пользоваться красками и карандашами, рисуют более сложные предметы, самостоятельно составляют композиции на листе бумаги.

Основные приёмы , используемые на занятиях по изобразительной деятельности:

    Наглядные

    Словесные

Наглядные:

Перед рисованием нужно показать детям модель (флажок, мяч и т.д.), дать поиграть с ней. Демонстрирование предмета воспитатель должен сопровождать словами, движениями.

Объясняя то или иное задание, воспитатель анализирует предмет (знакомит с его формой и характерными признаками), показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Усилить впечатление от модели можно использованием картин, стихов, загадок.

Последовательный показ способов изображения является эффективным средством обучения во 2-ой младшей группе. Но к показу не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Детям необходимо больше доверять и предоставлять возможность самостоятельно закреплять приобретённые умения и навыки.

Словесные :

Словесными приёмами обучения (объяснение, указание, поощрение), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям, какое задание стоит перед ними, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо правильно пользоваться карандашами и кисточкой.

Игровые:

Для того чтобы заинтересовать детей, занятия должны проводиться в игровой форме. На занятиях должны присутствовать сюрпризные, игровые, театрализованные моменты. Можно в игровой форме рассматривать готовые рисунки детей, составлять по ним сказки, рассказы.

Чтобы дети лучше воспринимали форму предмета, следует обращаться ещё и к аппликации, конструированию и лепке. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из пластилина или глины, а потом уже рисуют. Перед тем, как рисовать такие сложные предметы, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей и приклеивают, потом на занятии по рисованию, они их рисуют. Такая связь с другими видами изобразительной деятельности поможет ребёнку осознать форму предмета и правильно воссоздать её в рисунке.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3-4 лет ещё не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам товарищей возникает у малышей немного позже, а на этом этапе их больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату их труда. После окончания занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.

Организация занятий по изобразительной деятельности в средней группе

Перед воспитателями средней группы стоят такие основные задачи:

    Укреплять у детей интерес к занятию рисованием.

    Учить передавать в рисунке простые по форме предметы, выделять их основные части.

    Научить различать, называть и применять основные цвета и их оттенки.

    Научить размещать рисунок на листе бумаги.

    Научить работать карандашом и кистью.

    Учить рисовать предметы, используя знания их геометрической формы.

    Учить объединять в рисунке изображения двух-трёх предметов.

    Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине.

    Учить самостоятельно складывать и убирать материалы.

Воспитатель учитывает возрастные особенности детей и применяет на занятиях основные приёмы обучения:

    Наглядные

    Словесные

К каждому занятию нужно придумать, в какой последовательности анализировать предмет, какие вопросы задавать детям. Большое значение имеет движение рук воспитателя. Дети рассматривают предмет (игрушку, муляжи, картины) В средней группе, как и в младшей, воспитатель показывает последовательность изображения полностью. Частично показывая изображение, воспитатель ссылается на знания, ранее приобретённые детьми.

Словесные приёмы на занятиях по рисованию в средней группе применяются по-разному. Сначала воспитатель рассказывает детям, что и как они будут рисовать, анализируют предмет сам и вопросами помогает детям проанализировать предмет.

В средней группе применяют игровые приёмы. Дети, например, с удовольствием рисуют бусы, чтобы украсить новогоднюю ёлку или морковку для зайчика.

Понять форму предмета и отобразить его помогает знание геометрических форм: круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косынка) и т.д.

В I -ом квартале в средней группе следует проводить занятия по усовершенствованию умения детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольных форм. В дальнейшем детей нужно учить не просто изображать известные предметы, а увязывать их с временами года. Например осенью они рисуют грибы, ягоды, овощи, фрукты.

Во II -ом квартале и в III -ем квартале задачи направлены на то, чтобы закрепить умение дошкольников определять форму предметов. Темы для рисунков следует брать из окружающей жизни: изображение цветов, деревьев, домов и т.п. Дети легко усваивают рисование игрушек. Рисуя игрушки необходимо называть части и форму (голова – круг, туловище – овал и т.д.) Сложные формы воспитатель должен расчленить на известные геометрические формы и показать последовательность их изображения.

Организация занятий по изобразительной деятельности в старшей группе

Перед воспитателями старшей группы ставятся повышенные задачи:

    Учить характеризовать предмет, выделяя его существенные признаки.

    Учить передавать относительные размеры предметов, их общую форму и форму частей.

    Учить рисовать по замыслу и по памяти.

    Учить называть и подбирать цвета, называть основные оттенки.

    Учить создавать оттенки цветов, добавляя к цветной гуаши белой и воды.

    Учить передавать в рисунке пропорциональное соотношение двух-трёх предметов.

    Учить выполнять набросок простым карандашом.

    Развивать наблюдательность, воображение, сосредоточенность, снимание, сообразительность, инициативность и самостоятельность.

В старшей группе продолжается совершенствование технических навыков работы карандашами и красками, углубляются знания детей о форме предметов, их размерах, цвете, строении.

В этой группе дети могут рисовать по памяти деревья, кусты, рыбок в аквариуме, дома, автомобили. Чтобы дети могли лучше выполнить рисунки по памяти на темы окружающей действительности. Их нужно к этому готовить. Воспитатель заранее определяет содержание беседы, вопросы и необходимый материал для занятия. Закрепить впечатления можно используя на занятиях игрушки, муляжи, модели, репродукции картин.

На занятиях воспитатель использует наглядные и речевые приёмы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения. Полный показ применяют только при подаче нового материала.

Рисование по замыслу полезно, так как у детей развивается самостоятельность, инициатива.

Для иллюстрирования следует выбрать известные детям литературные произведения. Накануне проводится беседа о выполнении рисунка – иллюстрации. Дети должны представить то, что они будут рисовать и применить свои навыки в рисунке.

В рисунках на определённые темы дети часто изображают человека. А для этого им нужно дать общее представление о составных частях человека (голова, туловище, руки, ноги) и их функциях.

В старшей группе детей нужно учить располагать изображение на бумаге. Дети должны хорошо ориентироваться на листе бумаги, но от шестилеток нельзя требовать изображения перспективы. Воспитатель на репродукциях картин объясняет детям, что близкие деревья изображаются большими, а дальние – маленькими.

В I -ом квартале дети учатся изображать осенние пейзажи, натюрморты.

Во II -ом квартале материал усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках зимние наблюдения: зимние пейзажи, заснеженные дома, деревья, игры и развлечения. Дети рисуют птиц и животных, используя простые геометрические формы. В III -ем квартале воспитатель учит детей работать на палитре, смешивать краски, получая нужные оттенки. Наиболее сложное задание – рисование фигуры человека. В IV -ом квартале воспитатель закрепляет знания и навыки, приобретённые детьми в течении года, учит их передавать впечатления от летних наблюдений.

Организация занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Перед воспитателями подготовительной к школе группе стоят такие задачи:

    Прививать интерес и желание к занятию рисованием.

    Учить детей рисовать по памяти, по воображению, на заданную тему, с натуры.

    Учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с элементами наблюдаемой перспективы.

    Учить детей передавать цвет и его оттенки, на свой вкус сочетать разные цвета в работе.

    Учить получать необходимые цвета смешиванием красок разных цветов.

    Совершенствовать способность выполнять набросок рисунка простым карандашом, закрашивать рисунок, не выходя за его контуры.

    Учить рисовать птиц и животных статично и в движении.

    Учить детей рисовать на литературные темы.

Темы для рисования должны быть простыми и понятными. Дети рисуют пейзажи по временам года, различные виды транспорта, фигуры человека, сюжеты из сказок. Особое внимание на занятиях следует уделять умению размещать изображение предметов на бумаге. Надо учить правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листа

Обучая дошкольников рисовать с натуры (например, натюрморты), воспитатель учит их воспринимать формы предмета, сравнивать их между собой, устанавливать сходства и различия, правильно передавать пропорции и цвет.

Рисованию на темы из окружающей действительности, по содержанию народных сказок и художественных произведений предшествует большая работа и серьёзная подготовка детей: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературных произведений.

Для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей надо предлагать им рисование по замыслу.

Проводя занятие, педагог должен поддерживать творческие поиски детей, поощрять самостоятельность, эмоциональность, смелость замысла и исполнения.

В I -ом квартале дети учатся рисовать деревья (лиственные и хвойные), называть разные породы деревьев, их характерные признаки. Дети уже знают, что деревья не одинаковы по высоте, под ними могут расти цветы, трава, грибы, прятаться животные. В подготовительной группе с 1 квартала вводится рисование с натуры. Последовательность такого занятия: постановка модели для рисования; анализ натуры; объяснение (в случае необходимости частичный или полный показ) размещения рисунка на листе бумаги, последовательность выполнения рисунка; Закрепление детьми последовательности; рисование предмета с натуры.

II -ой квартал приходится на зимнее время. В своих рисунках дети широко отображают зимние впечатления, труд взрослых, пейзажи.

В III -ем и IV -ом квартале в своих рисунках дети закрепляют навыки, полученные в течении года. Чем богаче жизненный опыт детей, запас впечатлений, тем интереснее будут рисунки. Детей нужно приучать замечать интересное вокруг себя.

Желаю всем молодым начинающим педагогам творческих успехов.

Одним из важных и в то же время наиболее сложных элементов в структуре распорядка дня является организация занятий с детьми.

Одним из важных и в то же время наиболее сложных элементов в структуре распорядка дня является организация занятий с детьми. Занятия в детском саду проводятся с четкой регламентацией их длительности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей. Занятия строятся таким образом, чтобы не допускать переутомления, перегрузки детей, к которым приводят однообразие, использование нерациональных методик, отсутствие или недостаток наглядных средств и т.п. Особенно вредным является длительное удержание статической позы. Поэтому в процессе любого занятия дети должны чувствовать себя свободными, иметь право на передвижение, разговоры с другими детьми и проговаривание процесса своей собственной деятельности.

Для того, чтобы занятия максимально содействовали общему развитию и расширению кругозора и не причиняли вреда здоровью детей, на занятиях, связанных с продуктивной деятельностью (изодеятельность, конструирование, лепка, ручной труд и др.) педагог вначале определяет такой объем заданий, который дети без излишнего напряжения в течение отведенного времени могли бы полностью завершить. При этом педагог помогает ребенку (в зависимости от индивидуальных особенностей, работоспособности и умения детей) и поощряет деятельность ребенка даже в том случае, если задание им выполнено не до конца, но он старался и ход его работы был правильным. Помощь и поощрение со стороны воспитателя широко используются на таких занятиях, как ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы и на многих других. Это способствует лучшему усвоению детьми программного материала и повышению их работоспособности.

В процессе организации разных форм обучения воспитатель стремится к доходчивости объяснения учебного материала, использует игровые приемы, побуждает детей к движениям. В ходе проведения занятий воспитатель поддерживает у ребенка интерес к ним, сочетая различные по содержанию и степени сложности задания, своевременно переключая внимание детей с одного материала на другой. Это позволяет активизировать разные органы чувств (зрение, слух), сочетать статические и двигательные компоненты, что помогает избежать переутомления детей.

В предупреждении развития утомления важную роль играет умение воспитателя творчески подходить к осуществлению организованных и самостоятельных видов деятельности детей, уметь находить различные формы их проведения с учетом индивидуальных особенностей детей (интересов, темпа и т.д.).

При организации учебных занятий воспитатель обращает внимание и на то, как проводят дошкольники время перерывов между ними, регулирует характер и содержание игр детей в этот период, которые должны отличаться от предшествующей деятельности. Важно, чтобы во время перерывов между организованными занятиями ребенок переключался на другие действия.

Количество и длительность занятий определяют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.1.1249-03).

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В тепле время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5-6 детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает - двух, а в старшей и подготови­тельной - трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни- не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 ми­нут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между заня­тиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного воз­раста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

Форма организации:

а) по длительности :

2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.

б) по структуре:

Организационный момент;

Начало занятия (установки к ходу занятия);

Ход занятия;

оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий - доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски - складные мольберты (для старших групп) и т. д.
Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей - прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах - из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней - из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 - толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти - флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные - гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство - прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая - в плитках, полумягкая - в фарфоровых формочках и мягкая - в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель - толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,- обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок - грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски - ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы - обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы - глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин - искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов- 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона - более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины - предлагается пластилин.
Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.