Комнатные растения        20.07.2019   

Как эмоциональное состояние будущей матери влияет на ребенка? Эмоциональное состояние кормящих женщин

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.

Привязанность, или стремление к установлению и поддержанию контакта и близости, является базовой человеческой потребностью от колыбели до могилы. Мы нуждаемся в близких людях, когда приходим в этот мир, и мечтаем видеть любящие лица, когда покидаем его. Для маленького ребёнка нет ничего ужаснее, чем внезапное ощущение брошенности, потеря контакта с заботящимися о нём взрослыми.

Чтобы поддерживать у ребёнка ощущение непрерывности связи, важно не только физическое присутствие близких ему людей, но и их эмоциональная вовлеченность в отношения. Эмоциональная недоступность, холодность в общении воспринимаются малышом как потеря контакта и близости, у ребёнка наступает сепарационная тревога и дистресс.

Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick), директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, проводил лабораторный эксперимент под условным названием “Безжизненное (или каменное) лицо” (Still Face Еxperiment). В эксперименте он просил родителей посидеть и поиграть с их маленьким ребёнком так, как они обычно это делают. Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение.

В начале эксперимента мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле), как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.

В данном эксперименте эмоциональное “воссоединение” происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.

Например, дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У многих детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватках одни, а персонал следил только за гигиеной и режимом питания) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями.

Эмоциональная нестабильность кормящей матери в первую очередь плохо сказывается на здоровье малыша.

Кормление грудью – большая ответственность

Если женщина решила кормить своего малыша грудью, то ей следует тщательно следить за своим здоровьем и образом жизни. Погрешности в питании кормящей матери негативно сказываются на качестве грудного молока, от чего в первую очередь страдает малыш. Недостаток в грудном молоке ключевых витаминов и микроэлементов приводят к тому, что малыш плохо растет и развивается. При этом малютка будет часто болеть, и все от того, что его организм будет недополучать ценные питательные компоненты и биологически активные вещества.

Однако соблюдение принципов рационального питания и здоровый образ жизни, это еще не все требования к кормящей матери. Одно из главных рекомендаций врачей для молодых мам – это всячески избегать стрессов. Ни в коем случае не стоит недооценивать негативное воздействие стресса на организм. При эмоциональных напряжениях в организме человека происходят изменения на биохимическом уровне. В этот процесс вовлечена эндокринная и высшая нервная деятельность – главные «оркестранты», регулирующие протекание всех процессов в органах и системах. Поэтому при стрессе страдает практически весь организм, в том числе негативные изменения отражаются и качестве грудного молока.

Гормоны стресса и грудное молоко

Как известно, грудное молоко вырабатывается под действием гормона пролактина. Стресс на пролактин не оказывает никакого действия, и сам процесс выработки молока не нарушается. Однако при стрессе вырабатывается повышенное количество гормона адреналина, который в свою очередь подавляет выработку окситоцина. Окситоцин регулирует процесс вытекания молока из груди, и при низких его концентрациях в крови этот рефлекс временно нарушается.

Кроме того, гормоны стресса способны проникать в грудное молоко, а затем и в организм малыша. Самое неприятное, к чему они могут привести, это расстройства пищеварения у младенцев. Часто при эмоциональной нестабильности у кормящей матери малыш страдает от повышенного газообразования в кишечнике – кишечной колики, которая причиняет крохе сильную боль. При коликах малыш сильно беспокоится, громко плачет, сучит ножками и отказывается от приема пищи. В этой связи лечение кишечных колик у малышей начинается с психологической беседы с кормящей мамой, которой следует избегать стрессов, ведь именно стрессы матери могут быть пусковым механизмом развития кишечных колик у малышей.

Справляемся со стрессом

Если причиной вашего стресса являются бытовые проблемы, мелкие конфликты в семье и прочие незначительные обстоятельства, то справиться с эмоциональной напряженностью можно самостоятельно, предварительно устранив источник стресса. Если же причина перепадов настроение находится глубже, и вы не в состоянии с этим справиться, то немедленно обращайтесь за помощью к квалифицированному психологу. И лучше с этим не откладывать, ведь так вы в первую очередь позаботитесь о своем малыше.

  • если у вас снизилась лактация, то не стоит по этому поводу переживать, ведь это явление временное, и вскоре все восстановиться;
  • не переохлаждайтесь. В комнате пусть будет тепло, пейте теплый (или горячий) чай, молоко, это только способствует лактации и помогает успокоиться. Особенно хорошо при стресса принимать теплые ванны с успокаивающими эфирными маслами;
  • Избегайте яркого света, и обеспечьте себе дома максимальный комфорт: удобное кресло, любимая музыка (негромко) и т.д.;
  • почаще прикладывайте ребенка к груди, и как можно больше времени находитесь рядом с ним. Покачивание малыша в кресле оказывает успокаивающее действие, как на малютку, так и маму;
  • избегайте длительного чувства голода. Питайтесь часто и небольшими порциями. При голоде также вырабатывается адреналин, который блокирует выработку окситоцина;
  • не стоит быть к себе слишком требовательной. Откладывайте свои дела на потом, и главным образом сосредоточьтесь на своем здоровье.
Как справиться с коликами?

Как уже упоминалось выше, при эмоциональной нестабильности кормящей мамы у малыша могут возникнуть колики. Справиться с этой проблемой помогут натуральные препараты, изготовленные на основе экстрактов растений – так называемые Карминативумы. Одним из таких средств является немецкий препарат Карминативум Бебинос, в состав которого входят экстракты фенхеля, кориандра и ромашки. Издавна фенхель использовали для борьбы со вздутием и метеоризмом. Экстракт кориандра выступает в роли эффективного спазмолитика, а ромашка оказывает выраженный противовоспалительный и успокаивающий эффект на ребенка.

Карминативум Бебинос выпускается в форме капель, не содержит сахара и обладает приятным вкусом. Так что дети его принимают с удовольствием.

Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Карминативум Бебинос: РС №UA/8686/01/01 от 09.08.2013. Другая информация внизу страницы по сноске: (1).

При ознакомлении с содержанием этих обращений поневоле возникает вопрос, как случилось, что у молодых людей, ещё недавно искренне любивших друг друга, вдруг возникает такая неприязнь, что они начинают действовать, как говорится, «на зло» друг другу? Что провоцирует умирание их любви и рождение взаимонепонимания и даже вражды?

Безусловно, каждый семейный случай индивидуален, а факторов, провоцирующих такое перерождение человеческих взаимоотношений, к сожалению, очень и очень много. Одним из таких факторов является характер отношений супругов в первый год после рождения ребёнка. Часто именно в этот период появляются первые «микротрещины» в отношениях любящих друг друга людей.

Об этом непростом периоде супружеских отношений на нашем сайте уже публиковалась статья («Снимите лавры »), поэтому в нижеследующих советах психолога даются не менее практичные советы, которые полезно прочитать не только молодым мамам, но и отцам, а также тем молодым людям, которые ещё только готовятся вступить в брак.

Рождение ребёнка – это один из счастливейших, но в тоже время один из сложнейших периодов в жизни для любой молодой семьи, который несёт массу различных эмоций и незабываемых впечатлений. Особенно сложен первый год, когда ребёнок выражает свое самочувствие только звуками, телодвижением и мимикой, а понять его родителям не всегда удается, тем более, если это их первый ребёнок. Именно в этот период молодая женщина целиком и полностью посвящает себя уходу за младенцем, и первый год жизни ребёнка для неё весьма сложен, поскольку приходится выкладываться и физически, и психологически, и эмоционально. И не удивительно, что, несмотря на столь приятные хлопоты, у молодой мамочки нередко возникает упадок сил, чувство хронической усталости и состояние повышенной эмоциональности, в т.ч. раздражённости.

Согласно мнению специалистов-врачей и психотерапевтов это может происходить по следующим основным причинам:

  • Прерывистость сна, хроническое недосыпание. Сон молодой мамы не является сплошным, так как ей приходится постоянно просыпаться по первому требованию ребёнка, а временами женщины и вовсе не спят полноценно, а только дремлют. Нахождение длительное время без сна и усталость ослабляют бдительность, негативно влияют на работоспособность и могут привести к целому ряду физических и психических проблем со здоровьем.
  • Гормональная перестройка, происходящая в организме женщины после родов. У большинства молодых мам на этом фоне возникают эмоциональные нарушения, появляются капризы, беспричинный плач, плохой сон и др. У некоторых эти нарушения переходят в депрессивное состояние.

Именно поэтому в такой период вероятно осложнение взаимоотношений с мужем, который из-за недостатка жизненного опыта не всегда понимает, а иногда и не хочет понимать, состояние матери своего ребёнка, а поэтому продолжает вести привычный для себя образ жизни – задержки на работе, командировки, друзья и т.п. А молодая мама не всегда в состоянии спокойно и внятно объяснить мужу свои трудности и проблемы из-за своего «взвинченного» эмоционального состояния и обиды.

Возможны в семье и материальные трудности, т.к. работает только один супруг, которые могут вылиться в семейные конфликты, что также отразится на психическом состоянии молодой мамы, а стало быть – ребёнка.

Как бы там ни было, дорогие мамочки, всегда помните, что ваше состояние сказывается не только на вашем психическом и физическом здоровье, но и оказывает сильной влияние на здоровье вашего малыша и его развитие!

В этой связи предлагаем вам следующие советы для поддержания себя в хорошем состоянии, позволяющем сгладить многие проблемы и трудности этого периода.

Старайтесь оставаться всегда привлекательной

Для женщины важно нравится самой себе в зеркале, нравится супругу и близким. Ведь всегда хочется быть не только мамой, но и просто красивой ухоженной женщиной. Очаровывайте, удивляйте, окрыляйте своего мужа ежедневно – в первую очередь, своим внешним видом и радушием! Мужчине всегда приятно знать, что его жена – эталон изящества, красоты и обаяния, несмотря ни на что. Старайтесь выглядеть опрятно и свежо не только «на людях», но и дома. Конечно, после родов на это отчаянно не хватает времени, а иногда и сил, но нужно выделять хотя бы 10-15 минут в день на минимум привычных процедур. Можно сделать себе модную, но простую в укладке стрижку, и тогда вам не нужно ежедневно тратить много времени на то, чтобы прическа выглядела красиво. Так же можно приобрести удобную, но модную одежду для дома (не стоит разгуливать дома при муже в удобном, но в старом застиранном халатике) и для прогулок на улице с ребёнком. Важно следить за своим телом, например, заниматься дома восстановительной гимнастикой или фитнесом, по возможности, несколько раз в неделю, найдя все необходимые упражнения в Интернете. Помните, что делая для себя маленькие радости каждый день, вы становитесь сами счастливее, и делаете счастливыми всю свою семью.

Берите мужа в союзники

Рождение малыша – радостное и счастливое событие, которое призвано еще больше скрепить союз двух любящих друг друга людей. Конечно, в этот момент непросто обоим супругам: у новоявленных родителей появляются новые и не всегда приятные обязанности (например, менять памперсы), возрастает внутрисемейная нагрузка, что достаточно часто приводит к напряжению в их взаимоотношениях, а порой и влечет за собой ссоры, обиды и разочарование в семейной жизни («действительно, как хорошо было до замужества – ежедневные знаки внимания, вечерние посиделки с друзьями в кафе и пр.»).

Именно поэтому в этот период особенно важно постараться быть ближе друг к другу, не забывать проявлять заботу и внимание, идти на компромисс, уметь поступиться частью собственного Я ради общего МЫ .

И это общее МЫ нужно выстраивать, учитывая психологию общения: если вы будете (пусть даже спокойно и ласково) в разговоре с супругом обсуждать его действия, апеллировать к нему с какими-то доводами, то можно и не достичь положительных результатов, поэтому лучше проговаривать супругу, чем и как вам нужно помочь, что вам хочется, используя своеобразный психологический приём – Я-высказывания .

Помните, что слушая и слыша друг друга, создав комфортные условия для себя и своего малыша, вашей семье будет легче справляться с любыми трудностями. А чтобы не зацикливаться на своих проблемах, нет ничего лучше, чем иногда вместе с супругом посмеяться над ними, ведь часто в жизни бывает и такое: те проблемы, которые вам казались очень серьёзными или нерешаемыми, через несколько лет кажутся сущими пустяками.

Учитесь понимать ребёнка

На третьей неделе жизни малыша у него начинается осознанное общение с мамой, и поэтому вы должны быть готовы к этому важнейшему моменту в жизни ребёнка, в т.ч. к необходимости развития собственной чувственности и интуиции – понимания своего дитя даже на ментальном уровне. В дальнейшем именно через это взаимодействие ребёнок и познает окружающий его мир, поэтому важно, чтобы малыш воспринимал общение с матерью исключительно положительно.

Вам нужно привыкать правильно и спокойно реагировать на плач ребёнка . В подавляющем большинстве случаев плач не означает никакого заболевания. Главное для мамы в этой ситуации научиться отличать плач, вызванный объективными причинами, от плача манипулятивного. Помните, что малыш всем своим поведением показывает, что ожидает повышенного внимания и понимания со стороны взрослых.

К концу первого года жизни поведение ребёнка пока ещё не является устоявшимся, у него идет поиск механизма воздействия на родителей. Если малыш поймет, что желаемого можно добиться капризами, плачем, криком, дерганьем за свои волосы, то ваше общение с ним будет постоянно сопровождаться такими эксцессами – такое поведение ребёнка называют заученным. Если же вы своим поведением дадите ребёнку понять, что подобные действия не приводят к достижению желаемой им цели, то малыш со временем перестанет плакать, кричать и капризничать без серьёзного повода.

В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на его негативных действиях, то он будет нарочно повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребёнка быть в «оппозиции».

Больше разговаривайте с ребёнком

Разговаривайте с малышом как можно больше, даже если ему всего несколько дней. Постоянно разговаривая, «воркуя» с ребёнком, вы и сами успокаиваетесь, приводя свою нервную систему в равновесие. Пользу от такого общения для развития эмоциональной системы ребёнка, его интеллекта и речи трудно переоценить. При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у малыша расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации.

Кроме того, общеизвестно, что ребёнка успокаивает стук сердца матери, к которому он привык ещё в утробе, но каждый раз брать малыша на руки, чтобы его успокоить – наверное, это не лучшее решение, рано или поздно и руки начнут уставать, и ребёнок начнет излишне привыкать к рукам. И заменить стук сердца может только материнская речь – спокойная, ласковая, доброжелательная – именно она станет для ребёнка успокоительным фоном.

Пусть вам помогут

Не отказывайтесь от помощи близких в первое время после родов. Даже если речь идет о человеке, с которым у вас не сложились очень хорошие отношения (например, свекровь или сестра мужа – бывает в жизни и такое). Всегда можно попросить близких сделать какую-то домашнюю работу или погулять со спящим малышом, а вы пока сможете хоть немного отдохнуть (но не стоит злоупотреблять своими просьбами).

Дефициту общения – нет!

Одна из проблем молодых мам – это резкое снижение круга общения: «ребёнок – муж – ребёнок – ребёнок – и снова ребёнок». Для того чтобы снизить дефицит общения, постарайтесь познакомиться на улице с такими же, как вы, мамами с колясками. У вас будет много интересных тем для разговора. Часто после таких «встреч с колясками» женщины остаются подругами на долгие годы. И не забывайте про Интернет. Это замечательная возможность общаться в удобное для вас время с людьми, находящимися в такой же жизненной ситуации. При этом конечно не стоит воспринимать буквально всё, что вам советуют. Обсуждая проблемы, вы поймете, что не одиноки в своих переживаниях, а взаимная поддержка придаст сил. Вы сможете познакомиться с новыми людьми, а, узнав, что кто-то живет неподалеку, подружиться по-настоящему!

Улучшению вашего настроения так же могут способствовать следующие факторы:

  • не находиться в затемненном помещении, впускать в комнату больше дневного света;
  • включать в рацион бананы, горький шоколад, фрукты, молочные продукты (если это позволяет грудное вскармливание);
  • высыпаться! Существуют способы высыпаться за короткое время, которыми можно научиться и чувствовать себя более полноценно;
  • всячески культивировать комплекс положительных эмоций, для этого нужно, прежде всего, найти время на себя и интересное занятие - хобби, дополнительное образование (например, курсы, мастер-классы), спорт и т.д.
  • использовать современные технологии для удобства и пользы («радио-няня»).
Пара рецептов быстрого дневного сна с помощью будильника:
1) (сон за 2 часа) завести будильник на 30 минут, проснуться и переставить будильник еще на 30 минут – и так четыре раза подряд. Заряда бодрости хватает на шесть-семь часов;
2) (сон за 20 минут) завести будильник на 20 минут, лечь на живот, правую руку вытянуть вперед вдоль тела и прижать к голове. Голову повернуть налево, а левую руку согнуть в локте и положить, как удобно. Лежать, практически опираясь на правую половину грудной клетки. Левую ногу согнуть в колене и прижать поближе к животу, а правую оставить прямой.
Возможно, с первой попытки может не получиться уснуть сразу. В дальнейшем, при неоднократном применении такого вида дневного сна вы начнете сами просыпаться за несколько секунд до звонка будильника.
В обоих случаях состояние хронического недосыпа может вас покинуть.

Используйте невинные хитрости

Общеизвестно, что мужчины и женщины различны не только в физиологии, но и в мышлении, в личном восприятии различных ситуаций. Иногда женщине кажется, что она достаточно понятно намекнула супругу о своих желаниях, но «он, "толстокожий", ничего не замечает и не понимает!». Это действительно так, поскольку мужчины меньше восприимчивы к речи, чем женщины. Тогда нужно использовать невинные женские хитрости.

Например: супруг пришел домой, вы его покормили, ребёнок спокойно спит в кроватке – замечательное время, чтобы немного вздремнуть (не известно, какая ещё ночь выдастся). Сделать это можно двумя способами: первый – сказать мужу, что пусть приглядит за ребёнком, пока ты немного поспишь; второй – сесть с мужем на диван перед телевизором и, беседуя с ним, мирно заснуть с головой на его плече. Поверьте, в этих случаях реакция нормального мужчины будет разная: в первом – ему дали поручение («а ведь я сам устал на работе, могла бы и днем поспать!»); второй – супруга рада его приходу и хочет пообщаться, но вот незадача – уснула («утомилась милая!»). Мужчины не любят, когда им жены дают указания (хотя, кто это любит?), поэтому во втором случае, если ребёнок проснётся или забеспокоится во сне, отец сам проявит инициативу по уходу за ребёнком, не будя супругу.

В заключение

Необходимо понимать двойственность психологического состояния молодой мамы: с одной стороны – многие женщины после родов испытывают глубокое чувство облегчения, их переполняет радостное возбуждение, иногда доходящее до эйфории, и такое состояние может длиться несколько месяцев; с другой – у молодых мамочек часто возникает чувство беспокойства, угнетения и боязни, что они не справятся с новыми обязанностями, а в большинстве случаев преобладает здоровое беспокойство в связи с изменениями в привычном укладе жизни. Все это нормально, так было и так будет у многих. Но если тревожное состояние выражено очень сильно и становится постоянным, то нужно обязательно обратиться за медицинской помощью.

Помните, что ваше эмоциональное состояние в ваших руках! А самое главное чудо у вас уже есть!