Садовые растения        02.11.2019   

Как измеряется длина поясного изделия для юбки. Конспект урока "снятие мерок для построения чертежей юбки". Определение размера по полученным меркам

Снятие мерок - один из наиболее важных процессов в создании изделия.

Как же правильно его выполнить?

О снятии мерок, как знакомых, так и присущих только данной методике, Вы узнаете из этой статьи.

Напоминаю: для снятия мерок нам нужны следующие :

  • сантиметровая лента;
  • лавсановая пленка или бумажная полоса размером 150 х 30 см;
  • резиновый шнур;
  • угловая линейка.

Такую линейку, удобную и усовершенствованную, Вы можете приобрести. Для этого Вам нужно оформить заказ на странице «Каталог товаров».

Инструменты подготовили? Молодцы! А теперь подготовьте клиента.

Снятие мерок. Подготовка клиента

Для снятия мерок клиент должен быть в облегающем купальнике, тонких эластичных колготках и в обуви, подходящей для будущего изделия, то есть в обуви, с которой клиент планирует носить изделие.

Высота каблука влияет как на длину изделия, так и на осанку фигуры. Колготки необходимы, чтобы имеющиеся жировые отложения были облачены в более компактную форму.

На талии завязать резинку или эластичный шнурок. Талия определяется по самым вогнутым участкам туловища. Чтобы резинка "улеглась" в правильном положении, попросите клиента подвигаться: наклониться, покрутиться, присесть. Резинка завязывается так, чтобы она позволяла клиенту дышать, но при этом не провисала, не крутилась и не меняла своего местоположения.

При снятии мерок примите во внимание!

  • При наличии упрощенного варианта угловой линейки, измеряющий должен делать измерения сидя! Тогда линейки - на уровне глаз, и горизонтальность линеек проще обеспечить.

Если Вы приобрели, усовершенствованную линейку, она имеет показатель горизонтального уровня.

  • При снятии мерок не позволяйте клиенту крутиться или двигаться, так как в этом случае результаты измерений будут другие. Острый конец линейки не должен вонзаться в фигуру, а должен одинаково прикладываться к ней при всех измерениях.
  • Перед примеркой юбки во избежание ошибок резинку необходимо надеть на то же самое место!

Итак, начинаем.

1. ОТ - обхват талии

Мерка обычная, измеряется стандартно во всех методиках кроя: сантиметровую ленту проложить по резинке, не стягивая клиента, но и без провисания резинки.

2. ОБ - обхват бедер

Обхват бедер измерить лавсановой пленкой, учитывая все выпуклости живота, бедер и ягодиц. При такой методике обмера не имеет значения, на каком расстоянии от талии снимать данную мерку.

Если все-таки эта мерка снимается как обычно, то есть, сантиметровой лентой, то необходимо расположить ее (ленту) так, чтобы захватить наиболее выпуклые области бедер. При этом клиент должен удерживать в вертикальном положении линейку, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Таким образом, можно будет учесть выпуклости живота.

3. d - передне-задний (поперечный) диаметр талии

Клиента замерять в профиль. Если при снятии данной мерки использовать две угловые линейки как штангенциркуль, и расположить между ними талию клиента так, чтобы они (линейки) касались талии по центрам переда и спинки, то расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром талии.

4. D - передне-задний (поперечный) диаметр бедер

Его измеряют аналогично передне-заднему (поперечному) диаметру талии d, расположив между двух линеек бедра клиента. Тогда расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром бедер. Поскольку данная мерка включает в себя выпуклость живота, то клиент должен удерживать в вертикальном положении, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Необходимое место для измерения - это расстояние между линейками у наиболее выпуклой точки ягодиц и у линейки, приставленной к выпуклости живота. При этом длинная линейка должна быть строго горизонтальна!

Образное сравнение: если Вы, проходя боком, застряли в дверях, то ширина дверного проема и есть Ваш передне-задний (поперечный) диаметр бедер D.

5-7. ДП, ДБ, ДЗ - длина спереди, сбоку и сзади

Эти 3 мерки измеряют от резинки на талии в соответствующем месте (по центру переда - ДП, по предполагаемому боковому шву - ДБ, по ягодице - ДЗ) до наиболее выпуклой точки по телу, затем вертикально вниз до пола.

Для соблюдения вертикальности сантиметровой ленты, на ее конце можно укрепить грузик. При снятии этих мерок клиент должен стоять ровно, равномерно распределив вес тела на обе ноги.

В случае если выпуклость ягодиц различна или есть большой прогиб между ними, положите на выпуклости ягодиц дополнительную линейку и измерьте значение ДЗ от резинки на талии до линейки, а затем вертикально вниз до пола.

8. ДЮ - длина юбки

Мерку измеряют от резинки на талии по боку до желаемой длины (при снятии мерки Длина сбоку ДБ).

9-14. Мерки для расчета вытачек

  • 9, 10 спереди (ПX, ПY);
  • 11, 12 сбоку (БX, БY);
  • 13, 14 сзади (ЗX, ЗY).

Эти 6 мерок (3 пары) определяют величину, на которую наиболее выпуклые точки фигуры отстоят от талии по горизонтали (Х) и по вертикали (Y) в трех областях - спереди (ПX, ПY), сбоку (БX, БY) и сзади (ЗX, ЗY). При измерении иксов и игреков (X и Y) Вам будет удобно присесть на стул, чтобы угловая линейка была на уровне Ваших глаз, а клиент при этом должен стоять!

Если Вы приобрели усовершенствованную линейку, она имеет показатели горизонтального уровня, что обеспечит Вам точные измерения фигуры. Замеры снимают одновременно для каждой пары (X,Y). При этом угловую линейку приставляют острым концом к резинке на талии, располагая линейки строго вертикально и горизонтально. Вертикальная линейка должна быть касательной к наиболее выпуклой точке.

Следите, чтобы острый конец линейки не вонзался в клиента. Усовершенствованная линейка позволит Вам этого избежать.

Иногда в области бедра бывает сложный рельеф фигуры: две разные выпуклости. Это затрудняет поиск наиболее выпуклой точки. Для этого, проведя рукой по бедру, найдите самую нижнюю и самую выпуклую точку.

Ну вот, собственно, и все. Мы с Вами сняли все 14 мерок.

"Зачем так много мерок?" - спросите Вы.

Много мерок, зато нет примерок!

До встречи!

Конструирование юбки (построение чертежей и выкроек)

Легкая одежда. Ассортимент женской одежды и одежды для детей включает белье, легкую и верхнюю одежду. Все изделия, относящиеся к легкой одежде, можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую. К изделиям поясной группы относятся юбка, юбка-брюки и брюки (рис. 28), а к группе плечевых изделий - платья, блузки, халаты и др.

К готовой одежде предъявлются определенные требования. Основными из них являются гигиенические, эксплуатационные и эстетические. Выполнение этих требований зависит от свойств ткани конструкции изделия и выбранных способов обработки.

Гигиенические требования к одежде должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Одежда должна быть легкой, достаточно свободной и удобной.

Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность срока носки одежды, которая зависит не только от свойств ткани и качества обработки, но й от конструкции изделия и условий носки.

Эстетические требования состоят в том, что одежда должна быть красивой и современной. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Юбки составляют самую большую группу поясных изделий. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.

По силуэту юбки можно разделить на прямые, расширенные и зауженные книзу.

По покрою юбки делятся на три группы:, прямые, клиньевые и конические, или клешевые (рис. 29).

Прямые юбки могут быть прилегающие - одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками или без них, широтае - в сборку или со складками. Верх юбки может быть на поясе на корсаже или на резинке. В прямых юбках нити основы расположены вдоль изделия.

Клиньевые юбки состоят из нескольких клиньев. Нить основы в таких юбках проходит по центру каждого клина. Расширение каждого клина книзу создает характерное для клиньевых юбок равномерное распределение фалд.

В основе покроя конических юбок лежит часть круга. Посередине переда нить основы располагается вдоль изделия, а в остальных местах по-разному.

Запомните слова: юбки прямые, клиньевые, конические, клешете.

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Юбка, как и любая другая одежда" должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для изготовления выкройки юбки надо снять следующие мерки (табл. 17, рис 30).

Прямая юбка

Детали юбки. Прямая юбка состоит из двух деталей - переднего и заднего полотнищ (рис. 31). Заднее полотнище юбки уже переднего, так как боковой шов при шитье легкой одежды обычно располагают ближе к спине. Такое расположен не бокового шва зрительно изменяет осанку фигуры - делает ее более стройной и подтянутой.

Ширину юбки рассчитывают по бедрам, следовательно, в талии она будет широка. В прямых широких юбках лишнюю ткань по линии талии можно собрать на сборки или убрать в складки. Если юбка прилегающая, то лишнюю ткань убирают в вытачки. Вытачки чаще всего располагают так: две спереди, две сзади и по одной на линиях бока (см. рис 31). Ширина и длина вытачек не одинакова - это зависит от формы той части тела, которую облегает данная деталь юбки. Обычно самые широкие и длинные вытачки - боковые, а самые узкие и короткие - передние.

Запомните слова; вытачка, мерка - длина спины до талии.

Вопросы и задания

1. Как располагается нить основы у юбок различного покроя?

2. Какие мерки снимают для построения чертежа юбки?

3. По какой мерке рассчитывают ширину юбки?

4. Из каких деталей состоит юбка и чем они отличаются друг от друга?

5. Для чего нужны вытачки?

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Рассмотрите рисунок 31 и запомните названия линий чертежа юбки.

8. Подготовьте лист альбома для построения чертежа юбки.

Построение чертежа. Для расчета величины отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать величину прибавок на свободное облегание.

Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы сшитое изделие было достаточно свободным и удобным в носке. При конструировании прямой юбки прибавки дают к полуобхватам талии и бедер. Величина прибавки зависит от назначения изделия и его конструкции.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа прямой юбки на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Расчет количества ткани для изготовления прямой юбки. При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см на обработку ее верхнего и нижнего срезов и на выравнивание поперечного среза ткани. Если ткань широкая (например, 1 м 40 см), то величина Ди + 10 берется один раз, так как в этом случае ширина ткани позволяет оба полотнища юбки выкроить из * одной длины, а если ткань узкая, эта величина берется два раза? (Ди + 10) . 2 (рис 32, а, б).

Вопросы и задание

1. Какие линии используют при построении и обводке чертежа?

2. Как определить положение линии бедер?

4. Сделайте расчет и постройте выкройку юбки по снятым меркам.

Коническая юбка

Конические, или клешевые, юбки представляют собой полный круг ("солнце") или часть круга. Их делят на семь основных групп (рис 33).


Рис. 33. Виды конических юбок: а - клеш; б - большой клеш; в - малый "колокол"; г - средний "колокол"! д - большой "колокол", е - "полусолнце"; ж - "солнце"

Линии талии, бедер и низа этих юбок представляют собой чао ти окружностей. Для построения чертежа юбки сначала надо рассчитать величину радиуса окружности, являющейся линией талии.

Радиус рассчитывается по формуле: R=K·ПОт, где К - коэффициент, вычисляемый для каждого вида юбки (табл. 18). Следовательно, размер радиуса зависит от вида юбки и величины полуобхвата талии.

В конических юбках направление нитей основы и утка на различных участках неодинаковы. Поэтому распределение фалд на юбке происходит неравномерно - их больше на тех участках, где нити основы и утка расположены под углом 45° к долевому направлению. Кроме того, во время носки юбка в этих местах вытягивается больше, чем по долевой или поперечной нити. Для более равномерного распределения фалд на юбке и выравнивания низа в чертежи вносят изменения: по линиям, расположенным под углом 45° к нитям основы, линии талии и низа повышают (см. рис. 33). Величины повышения линий талии и низа зависят от вида юбки (табл. 18).

Чем больше фалд будет иметь юбка ("солнце", "полусолнце"), тем больше будут величины повышения линий талии и низа ("солнце": повышение линии талии - 2 см, линии низа - 4 см; "полусолнце": повышение линии талии -1,75 см, линии низа -3,5 см).

Расчет количества ткани для изготовления конической юбки.

При расчете количества ткани на коническую юбку надо к мерке Ди, прибавить 8 см на обработку верхнего и нижнего срезов и на выравнивание ткани. Затем следует измерить ширину юбки внизу (на выкройке) и проверить, достаточна ли ширина ткани. Если необходимо делать надтачки, то надо предусмотреть дополнительное количество ткани по длине надтачки с припусками.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа юбки большой "колокол" на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Задачи урока :

Образовательные :

  • Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
  • Научить правильному измерению фигуры человека;

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
  • Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
  • Развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
  • Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Методы:

  • объяснительно-демонстрационный;
  • частично-поисковый;
  • инструктаж;
  • практическая работа.

Тип урока : комбинированный.

Формы организации учебной деятельности : практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

План урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся

2. Мотивационное начало урока

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.

3. Изучение нового материала

Решение проблемы урока. Текущий инструктаж

Практическая работа

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

Ход урока

I . Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Отметка явки.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка организации рабочих мест.
  5. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды.

Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?

Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?

Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

Каким требованиям должна отвечать одежда?

Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.

У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1

Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.

Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.

Обсуждение в парах и группах.

Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем шить изделие.

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план работы над изделием.

План изготовления юбки.

  1. Снятие мерок для построения чертежа юбки.
  2. Конструирование юбки. Построение чертежа.
  3. Моделирование изделия.
  4. Раскрой юбки.
  5. Выполнение поузловой обработки.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы:

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

  • Линия воды находится на линии шеи.
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
  • На уровне середины колена будет располагаться линия колен. Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Какие мерки необходимы для построения юбки? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (демонстрация рисунков с изображением юбок различных конструкций, фасонов)

Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия.

После повторения ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно опоясывают пояском.
  • При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  • Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  • Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере , так как чертеж строят на одну половину фигуры.
  • Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»

Учащиеся снимают мерки группами по три человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик, приёмщик заказа.)

Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3

Целевой обход учителя

Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Подведение итогов урока. О ценка работы учащихся на уроке.

Организация домашнего задания

Текст § 10, приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.

Список используемой литературы:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
  2. Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных школ (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Технология.6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику « Технология. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова - Волгоград: Учитель,2008.

Выкройка юбки для всех типов фигур.

Предлагаем вашему вниманию еще одну методику построения выкройки прямой юбки. Если предыдущая методика рассчитана на так называемые стандартные фигуры и больше подходит для массового пошива, то данная методика хороша тем, что с ее помощью можно построить выкройку на любую фигуру, в том числе и на фигуру, имеющую отклонения от общепринятых стандартов. Эта методика по сравнению с предыдущей учитывает некоторые индивидуальные особенности конкретного человека.

Есть еще более точные методики, способы и приемы, применяемые для построения выкроек при индивидуальном пошиве юбок. С ними мы познакомимся позже.

Начинаем со снятия мерок. Для того чтобы правильно снять мерки, нужно повязать на линии талии шнурок или тонкую резинку Причем шнурок должен лежать в том месте туловища, где обычно при носке располагается поясок юбки, а не горизонтально пола. В противном случае в процессе носки пояс юбки неизбежно будет стремиться занять свое привычное положение, что повлечет за собой смещение боковых швов в сторону переда или спинки, т.е. нарушение их вертикальности, а значит и нарушение горизонтальности линии низа. От этого пострадает весь внешний вид юбки.

К процесу снятия мерок всегда следует подходить с особой ответственностью, так как от этого зависит конечный результат.

Для построения чертежа юбки дополнительно к полуобхватам талии и бедер, необходимо снять следующие мерки:

В нашей таблице в качестве примера мы взяли мерки полуобхватов для 48 размера, длину произвольную, а вы снимаете свои мерки или мерки человека, которому собираетесь шить эту юбку.

Полуобхват талии Ст

Для поясных изделий мерку полуобхвата талии измеряют по тому месту туловища и в том положении, где обычно носят поясок юбки, а не горизонтально полу. Мерку записывают в половинном размере.

Полуобхват бедер Сб

Измеряют горизонтально по наиболее выступающим точкам ягодиц, учитывая выпуклость живота. Мерку записывают в половинном размере.

Расстояние от талии до пола спереди

Измеряют по середине переда вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сбоку

Измеряют по боковой линии вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сзади

Измеряют сзади по середине спины вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от пола до нижнего края юбки

Измеряют от пола до уровня желаемой длины юбки. Или определяют расчетным путем, вычитая от расстояния от талии до пола желаемую длину юбки. Например, 102-67(длина юбки) = 35см. Мерку записывают полностью.

Длина спины до талии

Измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии. Мерку записывают полностью.

Кроме основных мерок необходимо предусмотреть прибавки на свободное облегание по линии талии и бедер. Эти величины зависят от нескольких факторов, таких, например, как толщина и плотность ткани, особенности конкретной фигуры, направление моды, пожелания клиента и пр. И самое главное, все это определяете вы, исходя из того, какие задачи вам нужно решить.
Мы возьмем следующие прибавки:
По линии талии Пт - 0см
По линии бедер Пб - 1см.

Длина юбки сзади.
Особенностью данной методики является то, что построение выкройки начинается не с линии талии, а с линии низа юбки.
Поэтому начнем построение с левого нижнего угла с вершиной в точке Н.
От этой точки вверх откладываем длину юбки сзади Дюз .

Чтобы определить длину юбки сзади , производим вычитание: Расстояние от талии до пола сзади минус

Дюз
=101-35=66см.
От точки Н вверх откладываем 66см и ставим точку Т.


Линия бедер.
Расстояние от линии талии до линии бедер обычно колеблется в пределах 18-20см (редко до 23см), вне зависимости от того, каким путем оно определяется. Поэтому в некоторых методиках эта величина предлагается как постоянная, например, 18см для всех размеров.
Вы можете определить ее по формуле - это 1/2 мерки длины спины до талии минус 1-2см или еще проще - взять сантиметр и промерять это расстояние на конкретной фигуре.

От точки T вниз отложим полученный результат и поставим точку Б. В нашем примере это 18см, мы определили его по вышеупомянутой формуле (38:2-1=18см).

Из точки Б вправо проводим горизонтальную линию.


Рис. 1


Ширина юбки.
Определяем ширину юбки - полуобхват бедер плюс прибавка на свободное облегание.
Сб+Пб=52+1=53см
От точки Б вправо откладываем эту величину и ставим точку Б1. Через точку Б1 проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначим буквой Н1.


Рис. 2


Длина юбки спереди.
Чтобы определить длину юбки спереди Дюп , производим вычитание: Расстояние от талии до пола спереди минус расстояние от пола до нижнего края юбки.
В нашем примере это выглядит так:
Дюп =100-35=65см.
От точки Н1 вверх откладываем 65см и ставим точку Т1.


Рис. 3


Боковой шов.
Положение бокового шва можно определить по формуле, приведенной ниже, но всегда нужно учитывать особенности конкретной фигуры (выпуклости ягодиц, выступающий живот) и исходя из этого, сдвигать боковой шов в ту или иную сторону.

В нашем примере боковой шов определен по формуле:
Расстояние ББ1 (ширина юбки) разделенное на 2 плюс 1:

От точки Б1 влево откладываем 27,5см и ставим точку Б2, через которую проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначаем буквой Н2


Рис. 4


Длина юбки сбоку.
Чтобы определить длину юбки сбоку, производим вычитание: Расстояние от талии до пола сбоку минус расстояние от пола до нижнего края юбки.
В нашем примере это выглядит так: 102-35=67см, а вы проводите расчеты со своими цифрами.
От точки Н2 вверх откладываем 67см и ставим точку Т2.


Рис. 5


Линия талии
Соединяем точки Т, Т2 и Т1 прямыми линиями.


Рис. 6


Расчет вытачек по линии талии.
Суммарный раствор вытачек по линии талии ΣВ определяется вычитанием полуобхвата талии с прибавкой на свободное облегание из ширины юбки по линии бедер, т.е. из полуобхвата бедер с прибавкой на свободное облегание.
ΣВ=(Сб+Пб)-(Ст+Пт)=(52+1)-(38+0)=15см
Раствор передней вытачки равен 0,16-0,2 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,2хΣВ=0,2х15=3см
Раствор задней вытачки равен 0,3-0,35 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,35хΣВ=0,35х15=5,2см
Раствор боковой вытачки равен 0,45-0,5 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,45хΣВ=0,45х15=6,8см
Коэффициент, который вы будете выбирать для расчетов должен как можно точнее отражать особенности конкретной фигуры.

Проверяем: 3см+5,2см+6,8см=15см


Положение передней вытачки можно определить расчетным путем, а лучше исходить из особенностей фигуры и в соответствии с ними сдвигать вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда, в зависимости от этих особенностей (наличие и форма живота). Более того, положение вытачек, как на переднем, так и на заднем полотнищах можно определить при первой примерке. Подробности такого способа в следующих статьях.
В данном примере мы определяем положение вытачки при помощи одной из нескольких существующих формул:

Ширину юбки по линии бедер делим на 5:
ББ1:5=53:5=10,6см

От точки Б1 влево откладываем 10,6см и ставим точку Б3. От этой точки вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией талии и ставим точку Т3.


Рис. 7


Длина передней вытачки.
Длина передней вытачки может значительно колебаться в своих размерах (от 6 до 14см и более), если мы говорим об индивидуальном подходе.
От точки Т3 вниз откладываем длину вытачки.

В нашем примере мы определим ее по формуле, умножив раствор вытачки на 4, получаем:
3х4=12см.

Откладываем эту величину вниз от точки Т3 и ставим точку В.


Рис. 8


От точки Т3 влево и вправо откладываем по половине раствора передней вытачки 3:2=1,5см и ставим точки В1 и В2.


Рис. 9


Соединяем точку В с точками В1 и В2. С помощью циркуля выравниваем стороны вытачки по меньшей стороне и ставим точку В3.

Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы живота. У нашего условного клиента плоский живот, поэтому мы оставляем стороны вытачки прямыми, а вы ориентируетесь на данные фигуры вашего клиента.


Рис. 10


Положение и длина и глубина задней вытачки.
Положение задней вытачки можно определить расчетным путем, аналогично передней вытачке, но всегда необходимо учитывать особенности фигуры, и в соответствии с ними корректировать положение вытачек. При необходимости сдвинуть вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда. Длина задней вытачки также должна основываться на особенностях конкретной фигуры (форма ягодиц). Следует лишь иметь в виду, что вершина задней вытачки не должна подходить ближе, чем на 3-4см к линии бедер (к выступающей точке ягодиц).
Мы определяем положение задней вытачки так же, как и передней:
ББ1:5=53:5=10,6см
От точки Б вправо откладываем 10,6см и ставим точку Б4. От точки Б4 вверх проводим вертикальную линию. В точке пересечения с линией талии ставим точку Т4.


Рис. 11


От точки Т4 вниз откладываем длину вытачки 14-15см и ставим точку В4.
От точки Т4 влево и вправо откладываем по половине раствора задней вытачки 5,2:2=2,6см и ставим точки В5 и В6. Соединяем точку В4 с точками В5 и В6.

Стороны вытачки уравниваем с помощью циркуля по большей стороне и ставим точку В7.
Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы ягодиц. Фигура с плоскими или пышными ягодицами, все это индивидуальные особенности конкретной фигуры, отсюда и следует исходить.

Мы в своем примере стороны задней вытачки несколько выгнули, чтобы обеспечить хорошую посадку на умеренно пышных ягодицах нашего условного клиента.



Рис. 12


Определяя длину боковой вытачки следует учесть, что участок от талии до бедер по боковой линии у каждого человека имеет индивидуальную конфигурацию.

Длина боковой вытачки зависит от крутизны бедер конкретного человека, т.е. того, кому вы делаете выкройку.

В среднем длина боковой вытачки равна 15-18см.
От точки Т2 вниз по боковой линии откладываем 16см и ставим точку В8.
От точки Т2 влево и вправо откладываем по половине раствора боковой вытачки 6,8:2=3,4см и ставим точки В9 и В10.

Если полученная величина больше 4см, то лучше сделать по две вытачки на переднем и на заднем полотнищах юбки, чем закладывать все в боковые вытачки.

Точки В9 и В10 соединяем пунктирной линией с точкой В8. Стороны вытачки с помощью циркуля выровнять по большей из сторон и поставить точку В11.



Если вы строите выкройку для пропорционально сложенной фигуры, стороны вытачки разделите пополам и от отмеченных точек деления под прямым углом к вспомогательным линиям отложите по 0,3 - 0,5 см и оформите боковые линии плавной кривой.
Если же вы имеете дело с фигурой, в которой крутизна бедер имеет свои особенности, тогда боковую линию следует привести в соответствие с этой крутизной. Причем это не значит, что боковая линия должна повторять изгибы фигуры. Скорее это значит, что, меняя конфигурацию боковой линии, можно изменить акценты, т.е. кое-что скрыть, завуалировать и таким образом добиться желаемого визуального эффекта.


Рис. 14


При раскрое в местах, которые вызывают у вас сомнения, увеличьте припуски для последующего уточнения при примерке и возможной коррекции деталей кроя.

Окончательно линию верхнего среза юбки оформляем вогнутой линией при закрытых вытачках. Линия верхнего среза юбки должна подходить к средним линиям под прямым углом.


Рис. 15


Построение закончено.

Это базовая выкройка прямой юбки.
На ее основе вы можете создавать различные фасоны юбок.


Рис. 16



Рис. 17


В ближайшее время мы представим вниманию наших посетителей еще несколько методик построения выкройки юбки, которые в той или иной степени учитывают особенности нестандартных фигур.

Желаю Вам вдохновения и уверенности в своих силах.

Скачать одним файлом | Turbobit | |

Права на данную статью принадлежат исключительно автору. Полное или частичное использование материалов данной статьи в электронных изданиях сети Интернет возможно только при выполнении следующих условий:
Должна быть сохранена информация об авторе. В заголовке или в конце опубликованной перепечатки должен быть указан источник www.сайт интернет-ресурс "Швейных дел мастер" с прямой, активной, видимой пользователем, не закрытой от индексирования поисковыми системами гиперссылка на данную статью.
Републикация текстов газетными, журнальными изданиями или иного тиражирования вне сети Интернет возможна только с письменного согласия автора.

Предмет: швейное дело

Класс: 7 класс

Дата: 17.01.17г

Тема: Снятие мерок и построение чертежа основы прямой юбки.

Цель: Изучить мерки необходимые для построения чертежа, названия срезов и конструктивных линий основы прямой юбки, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.

Задачи:

    Способствовать формированию представления о юбках.

    Способствовать развитию у учащихся чертежных умений.

    Создать условия для выявления причинно-следственных связей при работе с деталями выкройки юбки.

    Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).

    Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа прямой юбки.

    Способствовать расширению кругозора, через знакомство с изделием юбка.

Оборудование: учебник, чертежная тетрадь, измерительные и чертежные инструменты, мультимедийный проектор; экран;

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

Повторение пройденного материала по теме «Отделка швейных изделий» осуществляется через разгадывание кроссворда. (слайд 2)

Найдите слово, спрятанное по вертикали. (Юбка)

Сегодня на уроке речь пойдет о прямой юбке.

Снимем мерки с фигуры и построим чертеж основы прямой юбки в масштабе 1:4. Фронтальный опрос:

С какого этапа начинается изготовление швейного изделия? (сл2)

Для чего необходимо снимать мерки?(сл3)

На что повлияет правильное снятия мерок? сл4

Как необходимо выполнять работу? Сл4

Дать учащимся определение слова «юбка»сл5.

Выполните задание «найди юбку»

III. Сообщение темы и цели урока. сл5,6 (записать тему в тетрадь)

I V . Изложение нового материала.

Дать учащимся определение слова «юбка»сл7.

Выполните задание «найди юбку»сл8

Посмотрите на модели одежды, назовите и покажите виды одежды по способу носки сл9

Разбор схемы «юбка»сл10

Закрепление, ответить на вопросы: сл 11

1.Одежда, которая держится на талии (поясе), называют

К ней относятся:

2.Одежда, которая держится на плечах, называют

К ней относятся:

Объяснение: какие бывают юбки по способу раскроя сл12 -18

Закрепление: назвать виды юбок по способу раскроя, показав их на фото сл19

Объяснение: Название деталей, контурных линий юбки сл 20,

Задание: зарисовать в тетрадь детали юбки и подписать.

Объяснение: Мерки для построения чертежа юбки сл 21

Зарисовать таблицу в тетрадь сл 22

Закрепление: выбери мерки для построения чертежа прямой юбки сл 23

V. Физическая минутка

V I . Практическая работа.

1. Вводный инструктаж

1) Снятие мерок для построения основы прямой юбки.

Ученицы вспоминают правила снятия мерок:

    измеряемый должен завязать шнурок на линии талии;

    измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.

Фронтальная работа по снятию мерок. Запись мерок в тетрадь.

Что еще, кроме мерок, необходимо знать для построения чертежа основы прямой юбки? (Прибавки) таблица, учебник страница 119

На свободное облегание к мерке полуобхвата талии прибавка 1 см, а к мерке полуобхвата бедер 3 см.

2. Текущий инструктаж

Учащиеся под руководством учителя, используя алгоритм сл24 – 27 и учебник стр 119 – 120 в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы прямой юбки на типовую фигуру в масштабе 1:4.

3. Заключительный инструктаж

Учитель анализирует работы и выставляет оценки.

V II . Итог урока

Вопросы: c л28

Какую цель ставили перед собой?

Выполнили план урока?

С какими трудностями (проблемами) вы столкнулись на уроке?

Что необходимо сделать, чтобы их избежать (решить)?

VII. Уборка рабочих мест