Дарим цветы        03.08.2019   

Как можно избавить подростка от компьютерной зависимости

“:

Юля

Здравствуйте! Уважаемый психолог, моему сыну 10 лет. Мы с мужем не можем отучить его от компьютера. Дело в том что мы совершили большую ошибку сами разрешали играть. Раньше ещё года два назад он был совсем другим: бегал, играл, чему-то радовался, теперь же он может играть в игры, часами не евши, пока не заставишь, всё время какой-то хмурый. Сейчас он не играет дня 4 поведение стало не выносимое, наслушается, все делает назло, доходит до скандалов, закатывает истерики, очень плохо разговаривает с нами. Пожалуйста, посоветуйте, как его отучить, пока не поздно. Заранее благодарна за ответ.

Татьяна Егорова

Добрый день, Юля!

Такие вещи, как телевизор и компьютер , всегда должны даваться детям в дозированном виде и под строгим контролем родителей . Что касается игр — здесь позиция родителей должна быть вдвойне жестче: строгий отбор и немедленное исключение асоциальных игр , пропагандирующих излишне детализированную трехмерную мрачную виртуальную реальность с элементами жестокости, пролития крови, сексуальности, разврата и независимо от того, есть ли у ребенка зависимость от них или нет.

В вашем случае у мальчика уже сформировалась компьютерная зависимость на фоне увлечения играми. Она часто приравнивается к наркомании или алкоголизму и вытянуть свое чадо из этого болота будет очень сложно. Примите во внимание, что у сына вот-вот наступает подростковый период и если сейчас не предпринять кардинальные меры, в будущем вас ожидают большие проблемы.

Почему дети так сильно увлекаются компьютерными играми? Ведь бывает же, что ребенок изредка поиграет без ущерба для своих школьных, домашних обязанностей... Чтобы понять, откуда возникает эта зависимость, нужно знать, что происходит в душе игромана и какие причины побудили его отдавать все свое время игрушке.

Психологами было подмечено, что создаваемая компьютерными играми виртуальная реальность очень привлекает определенный контингент людей . В их число входят дети, подростки и даже взрослые, которые переживают серьезные психологические проблемы в реальной жизни. Часто у них возникают сложности в общении с друзьями, они ощущают свое одиночество и пустоту в душе, им не комфортен реальный мир с его настоящими проблемами, которые нужно решать, преодолевая свою робость, страх . Зато в играх всегда можно запросто решить проблемы с помощью силовых методов, а если не получилось — в запасе всегда несколько жизней... И никто не ругает тщедушного мальчика.

Вы знаете, у детей и подростков, не сумевших найти смысл в жизни, очень быстро происходит переориентация на виртуальную жизнь . Теряется ощущение времени, собственные проблемы отходят на второй план, а перед ними — мир из немногих полутонов, порой жуткий но и... такой понятный и привлекательный. Как правило, во всех играх искусственно задается некий алгоритм достижения успеха, т.е. не ребенок учится просчитывать свои решения, планы и действия — за него делает бездушная машина. Она программирует на определенные действия. И к сожалению, смысл всех этих действий заключается в устранении противников (расстрел, драки, море крови и жуткого вида гоблины, не содержащие в себе ничего человеческого... а если в игре и стоят парни и девушки, то чаще всего они одеты вызывающе-пугающе и нацелены на истребление остального живого ради достижения собственной цели).

Есть, правда и другие игры, но ни одна не пользуется такой популярностью, как трехмерная виртуальная реальность с возможностью действовать в облике героя .

Ребенок, вживаясь в образ, невольно подчиняется характеру конкретного героя. И вряд ли вы найдете в нем доброту, участие, сочувствие и стремление помочь любыми средствами, кроме насилия и оружия. Большинство игр учат, что проблемы можно решить только с помощью грубости и силы. Иначе тебя попросту вышибут. И всех уровней жизней не хватит.

И что печально, зависимость, постоянно подпитываемая регулярными играми, отражается на психике ребенка. Он становится похожим на персонажей своих игр по психологическим качествам. Возрастает грубость, нетерпимость, несдержанность, неуважение к старшим, неумение находить компромисс в сложных ситуациях . При отсутствии силы воли ухудшается общее поведение. Начинаются проблемы в отношениях с родителями, с учителями и сверстниками, не разделяющими эту увлеченность. Неудивительно, что ребенок либо замыкается в себе, либо находит сомнительных дружков, страдающих той же психологической болезнью — игроманией .

Что теперь делать?

Юля, я подробно расписала причины возникновения зависимости для того, чтобы вы увидели, в каком направлении вам нужно двигаться. Сейчас у вас нет контакта с сыном, вы потеряли эту ниточку, которая ранее связывала его с вами. Ваш ребенок, вероятнее всего, страдает в глубине души и, возможно, понимает, что слишком увлекается играми. Но он самостоятельно справиться со своим пристрастием не может . Ему нужна активная поддержка семьи. Даже при его сопротивлении, слезах, мольбах и уверениях, что «больше не повторится, поиграю хоть немножко» — семья должна его поддержать, но не разрешать играть ни при каких условиях и пытаться переключать на другие виды занятий . Сейчас, пока ему 10 лет, это еще возможно.

Игровую зависимость , как впрочем и алкогольную и наркотическую нельзя устранить путем ограничения времени увлечением . Проблема решается довольно жестко — полным исключением . Вам нужно убрать все игры из компьютера, все диски с играми, возможно и сам компьютер, если, кроме ребенка, им никто не пользуется. Здесь компромиссов быть не должно.

На первых порах вам будет очень сложно. Страдающий зависимостью, ребенок будет отвратительно себя вести дома, стараясь досадить всем остальным членам семьи, пытаться найти свой «наркотик» у своих сомнительных дружков или пропадать в компьютерных клубах. Просто перетерпите этот период спокойно. Будьте открыты для общения. скажите, что вы хорошо его понимаете и делаете для его же блага. Подумайте, какие могут быть у него проблемы (одиночество, отсутствие друзей, нет признания со стороны сверстников, непопулярность в своей среде и т.д.) и помогите ребенку их решить. Покажите, что из любого положения можно найти выход. Поднимайте самооценку, внушайте уверенность, что он справится со своими трудностями.

Наряду с исключением игр вам придется хорошо продумать распорядок дня ребенка , чтобы у него не было свободных часов на пустое времяпровождение. Все это зависит только от вас, родителей. Поэтому ищите варианты альтернативного увлечения , подумайте, в какую секцию записать ребенка, воодушевляйте на спортивные подвиги, поощряйте быть мужественным. Ведь для мальчика быть слабаком — нет ничего оскорбительнее. И все ребята стараются стать сильнее. Вот уж какими методами — это другой вопрос.

Если компьютер невозможно убрать и он нужен как рабочий инструмент для мужа или для вас, — подумайте, какими развивающими программами вы можете заинтересовать своего сына. Приобщите его, к примеру, к веб-дизайну, найдите обучающие курсы — в Сети и в магазинах этого добра полно. Пусть ваш сын выберет что-то по душе. И компьютер рядом и любимое дело. Очень скоро он войдет во вкус нового и полезного увлечения. Покажите ему, что на основе каких-то конкретных компьютерных умений можно хорошо зарабатывать . Тот же веб-дизайнер, программист, иллюстратор, флешер и т.п.

У вас еще есть надежда на улучшение ситуации. Действуйте сейчас сообща с мужем и вы сбережете немало нервных клеток в будущем. Искреннее желаю успеха.

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.

Просмотры: 1 481

Школьников, не умеющих пользоваться компьютером, пока ещё можно найти среди первоклассников. А вот во втором классе детям уже дают задания самостоятельно найти информацию в Интернете, напечатать реферат, подобрать к нему картинку.

При разумном применении, навыки работы в Интернете пригодятся в студенческие годы и пригодятся при устройстве на работу. Проблема в том, что играя в , общаясь в социальных сетях, дети забывают про свои обязанности: такие, как учеба, спорт, помощь по дому и т.д.

Родители часто пропускают этот момент, потому что, если не вдаваться в подробности, всё хорошо:

  • ребёнок тихо сидит в своей комнате,
  • не надо бояться, что он гуляет с плохой компанией,
  • ребенок не отвлекает родителей просьбами, не мешает отдыхать после работы.

Когда родителям начинать беспокоиться

Первое время, когда родители вечером приходят с работы, ребёнок отходит от компьютера. Но через некоторое время так втягивается в игру, что перестаёт реагировать на замечания родителей. Ситуация еще не критичная, но именно так начинается компьютерная зависимость у детей.

Родителям надо начинать профилактику компьютерной зависимости, если ребёнок:

  • проснулся и сразу садится за компьютер;
  • играет часами, не вставая;
  • ест, не прекращая играть;
  • забывает умыться, переодеться;
  • рассказывает только про компьютерные игры;
  • бросил спортивную секцию, не ходит гулять.

У Вашего ребёнка компьютерная зависимость, если при выключении компьютера, ребёнок закатывает истерику, злится, кричит, плачет. Это происходит потому, что у зависимых детей замедляется развитие лобных долей мозга, которые отвечают за контроль поведения.

У каких детей чаще развивается компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость у детей во многих случаях развивается тогда, когда родители с утра до вечера на работе, или сами всё свободное время проводят в Интернете.

Когда взрослые часто скандалят, не интересуются жизнью сына или дочери, дети убегают в волшебный виртуальный мир.

Ребёнок начинает жить в Сети, если:

  • все вокруг играют в компьютерные игры;
  • у него конфликт с учителями или одноклассниками;
  • у него нет друзей.

Не хочется выходить из игры, если в реальности ребёнок невысокий, слабый, стеснительный, а в игре он высокий сильный смелый герой. Поэтому чаще в компьютерную зависимость попадают дети, играющие в военные стратегии и в ролевые игры.

Чтобы не допустить такое развитие компьютерной зависимости, когда потребуется помощь психотерапевта, родителям рекомендуется сразу установить для ребёнка правила использования компьютера. Договориться, что играть можно не больше часа в день и только после того, как ребёнок сделал уроки, выполнил поручения родителей и по возможности погулял.

После того, как родители убедились, что правила соблюдаются, важно помочь ребёнку получить в реальной жизни то, к чему он стремится в игре. Хорошо, если в семье будет традиция всем вместе проводить выходные: сходить в поход, поиграть в пейнтбол или поучаствовать в квесте. Самое важное, что могут сделать родители, чтобы уберечь сына или дочь от компьютерной зависимости – это быть внимательными к тому, чем живёт ребёнок и любить его.

Tagged

Саша, иди есть! -­ Сейчас, мам...

Через 15 минут все та же фраза... Знакомо?

Чем он занят сейчас, что не может контролировать свое время и адекватно реагировать на мои посылы?

Застройка нового острова в «туземцах», или обрушенное здание в «майнкрафте», срочно нуждающееся в реставрации, или друг не может выйти в скайп для проведения совместной игры...

Я - мама одиннадцатилетнего ребенка, который любит компьютерные игры и может часами говорить о... я до сих пор не могу выучить эти названия.

Я переживала, боролась, наказывала, поощряла, угрожала, благодарила, играла и обучалась сама... И в какой-то момент я поняла, что невозможно да и нельзя запретить то, что кругом и повсюду. И это является частью жизни и дает возможность не только проводить время, но и развивать конкретные навыки.

Я поняла, что нужна система, новая модель взаимодействия. Система, где родители, ребенок и компьютер будут сосуществовать и помогать друг другу. И при этом будет ясность и понимание: Для чего? Во что? С кем? Сколько?

Да, я неидеальная мама. И если мой ребенок предпочитает поиграть на планшете, вместо того, чтобы побегать во дворе с друзьями - в первую очередь, это мое упущение. Но я хочу, чтоб мой ребенок рос самостоятельной, здоровой личностью, гармонично развивающейся в разных сферах.

Как коуч, я понимаю, что если фокусировать внимание на проблеме, то в реальности эта проблема так ей и останется. На что же нужно направить внимание? Чтобы мой сын захотел больше времени думать о том, как ему научиться быстрее читать, вместо того, чтоб поиграть украдкой, пока мама не видит. Или сбегать в спортивную секцию вместо закачивания новой версии очередной игры.

Что для меня, как для мамы, важно в сбалансированном развитии моего ребенка?

  1. Здоровье ребенка - физическое и психическое. Сидение за компьютером или планшет портит не только зрение и осанку. Оно снижает внимательность. В тяжелых и запущенных ситуациях, когда ребенок проводит по нескольку часов в день за гаджетами, это чревато зависимостями, неврозами и отрывает ребенка от реальности, лишая его возможности нормальной адаптации со сверстниками.
  2. Обучаемость и любопытство к новому. Потеря интереса к учебе и познанию нового, снижение успеваемости - также последствия компьютерной зависимости.
  3. Общение с ровесниками - если общение сводится только к формату «привет, что нового у тебя в Туземцах?» или совместным он-лайн играм - кругозор и мировоззрение ребенка сильно сужается. Он становится ограниченной личностью, живущей в мире фантазий.

Итак, что я сделала, чтобы начать выстраивать систему нашего гармоничного взаимодействия. Ответила на вопросы:

1 шаг. Для чего?

Играть, чтобы развивать навыки. Современные игры помогают сформировать:

Стратегическое мышление;

Видение;

Развивают привычку делать регулярно одно и то же действие.

Во всяком случае лично мне это помогло. Когда мой сын предложил установить мне на телефон игру «Туземцы», сказав, что это поможет мне развить недостающие навыки. А именно ежедневно делать одно простое административно-контрольное действие. При этом он был моим наставником, говорил, что делать и как, и каждый день спрашивал: «в Туземцев заходила? Доход собрала?»

Это выработало у меня привычку делать те дела, которые я всегда оставляла на потом или откладывала. Так что польза от компьютерных игр есть. Проверено на себе:)

2 шаг. Во что?

Я против насилия, стрелялок - поэтому на такие игры наложены табу. Если ребенок сопротивляется или не понимает - покажите последствия фашизма и объясните что к чему. Игры, где идет освоение территорий, развитие - да. И при этом говорить и спрашивать регулярно: Чему тебя эта игра учит? Что нового ты сегодня построил? Какие ресурсы набрал и что это тебе дает? Какие варианты развития возможны, если ты купишь или нет новый остров?

3 шаг. С кем?

С кем ваш ребенок общается на темы компьютерных игр, что, как и сколько они обсуждают. Что именно он обсуждает с вами? Знаете ли вы тех, с кем он общается он-лайн? По возможности понаблюдайте, как выстраиваются у вашего ребенка взаимоотношения со сверстниками, что их интересует и увлекает помимо игр?

4 шаг. Сколько?

Я установила время - ежедневно 1 час игр и мультфильмов, на выбор. При этом важно обосновать, почему столько. Можно прочитать, что по этому вопросу уже написано - сколько времени и в каком возрасте можно сидеть перед компьютером, по мнению врачей - и выбрать оптимальный вариант.

Этот час игр возможен только после выполнения домашних дел, уроков. У нас это все прописано и одобрено мной и сыном. К этому соглашению шли несколько месяцев, и теперь оно висит на холодильнике. За нарушение - штраф: планшет забирается на срок от 1 до 7 дней, в зависимости от формы нарушения. При этом важно помнить о благодарности ребенка, и за его активность и инициативу в других делах обязательно благодарить и поощрять. Например, сам помыл посуду, или сказал комплимент... Я выдаю сердечки, когда их накапливается 10 штук - приз на выбор: «Макдональдс», билет в кино, бонус на час игры и т. п.

Еще определила вместе с сыном, его слабые зоны в здоровье, обучении, отношениях. Затем сформировали простые действия, которые будут его в этих зонах развивать.

5 шаг. В сфере здоровья . Ежедневно гимнастика для ног, т. к. у него плоскостопие. Еженедельные совместные велопрогулки по трассе с крутым подъемом - это еще помогает и силу воли укрепить.

6 шаг. В сфере обучаемость и интерес к новому - направить внимание, как использовать компьютер для поиска новой информации. Когда не я даю готовый ответ или фразу «не знаю» на вопрос ребенка. А мы вместе ищем информацию в интернете. Плюс для развития навыка быстрого чтения, к примеру, смотреть совместные уроки и вместе проделывать упражнение. Появляется понимание, что компьютер не только для игр, но и для поиска ответов на вопросы.

7 шаг. В сфере отношения - обязательное живое ежедневное общение с друзьями. Просто выталкивайте его на улицу. Гуляем вместе, играем в бадминтон, волейбол - все, что доступно и полезно для всей семьи.

Также важно научиться задавать искренние вопросы к ребенку: как прошел его день и что нового у него было? Что доставило ему больше всего радости, а что огорчило? 15-20 минут в день теплого общения за ужином или перед сном - и вы лучше начнете понимать друг друга и узнаете своего ребенка с новой стороны.

На сегодняшний день в нашей системе взаимодействия сын ежедневно записывает сколько времени он сидел за планшетом, без споров принимает штраф, если произошло нарушение, и старается больше времени проводить в реальном общении с друзьями. Он стал читать каждый день и быстрее преодолевает трудности. Мы вместе готовим новые блюда, и он сам может приготовить легкий ужин и угостить меня.

Система еще не идеальна и я многое в ней хочу усовершенствовать. Главное, я уже вижу результаты, и понимаю - все возможно, когда знаешь, чего хочешь.

Хотя компьютеры - очень полезные и удобные устройства, они часто вызывают привыкание. В настоящее время многие дети проводят за компьютером слишком много времени. Если эта проблема коснулась и вашего ребенка, вероятно, это расстраивает вас как родителя. Компьютерная зависимость настолько сильна, что ее сравнивают с наркоманией, и чрезмерное пользование компьютером может привести к серьезным проблемам в будущем. Помогите ребенку преодолеть компьютерную зависимость, установив лимит на провождение времени за компьютером, поговорите с ребенком и вместе найдите альтернативное занятие, которое будет вызывать у него интерес.

Шаги

Ограничьте времяпровождение за компьютером

    Установите на компьютер пароль, который будет известен только вам. Ребенку придется просить у вас разрешения включить компьютер и провести за ним время. Этот способ особенно хорош в том случае, если ребенок еще маленький, и ему не нужен компьютер для выполнения домашнего задания. Но для детей более старшего возраста этот метод тоже полезен, особенно если у ребенка сильная компьютерная зависимость.

    • Если вас не бывает дома, можно просто каждый день менять пароль на компьютере и отправлять его ребенку (к примеру, по смс), когда ему можно будет проводить время за компьютером.
  1. Установите программу родительского контроля на компьютере. Возможно, вас беспокоит тот факт, что ребенок может сидеть за компьютером, пока вас нет дома. Но вы можете установить на компьютере программу (или режим) родительского контроля, ограничив тем самым доступ к веб-сайтам. Эти параметры можно установить на маршрутизаторе, в настройках Windows или через веб-сайт (например, Norton).

  2. Разрешайте ребенку сидеть за компьютером только после того, как он заканчивает остальные дела. Научите ребенка расставлять приоритеты, требуя от него выполнять домашнее задание и дела по дому перед тем, как садиться за компьютер. Составьте контрольный список всех обязанностей и заданий, которые ребенок должен выполнять каждый день, повесьте этот список на холодильник. Научите ребенка относиться к времени за компьютером, как к привилегии, а не как к праву.

    • Кроме того, можно организовать некую деятельность, - семейный вечер или какую-то интересную семейную игру - которую необходимо выполнять, прежде чем садиться за компьютер.
    • Скажите ребенку, что прежде чем садиться играть за компьютер, он должен выполнить задания из списка. Когда вы вернетесь домой с работы, проверьте, выполнил ли ребенок все ваши поручения. Если задания из списка не выполнены, придумайте какое-то небольшое наказание.
    • Важно договориться со всеми родственниками (в том числе со вторым родителем или опекуном) об этих правилах, а также обсудить систему поощрений и наказаний для ребенка.
  3. Попробуйте создать зоны без компьютера. Разрешите ребенку пользоваться компьютером только в общих комнатах (например, в комнате для отдыха или гостиной). Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером в своей комнате или во время ужина, а также когда семья проводит время вместе.

    • Если у вас есть такая возможность, сделайте так, чтобы у ребенка был один компьютер для выполнения домашней работы (если необходимо), а второй - для отдыха и игр. Таким образом, вы будете уверены в том, что ребенок вас не обманывает и действительно выполняет домашнее задание. На «рабочем» компьютере должны быть заблокированы все игровые сайты, социальные сети и прочее.
    • Если вы беспокоитесь о том, что ребенок будет пользоваться ноутбуком в своей комнате, когда вас нет дома, заберите или спрячьте зарядное устройство или аккумулятор и отдайте его ребенку только тогда, когда вернетесь домой.
  4. Установите ограничение на использование компьютера. Ограничьте времяпровождение за компьютером, установив лимит не более двух часов в день (если ребенку больше двух лет). Дети до двух лет не должны проводить много времени за монитором компьютера или телевизора. Это правило может действовать в том случае, если ребенок проводит время за компьютером не в учебных целях. Установите таймер, чтобы ребенок знал, сколько времени он еще может поиграть в компьютер.

    • На первых порах можно попробовать предупреждать ребенка за 15 минут, объявляя ему, что время постепенно подходит к концу.

    Найдите альтернативные занятия

    1. Предложите ребенку альтернативные виды деятельности. Играйте с ним в настольные игры, сходите в библиотеку или в гости к друзьям, чтобы пообщаться. Если ребенок стал зависимым от компьютера, подготовьтесь к сложному времени (нескольким дням или неделям), потому что мозг ребенка больше не реагирует на ваши призывы, и вам придется перевоспитывать его. Даже если вы предлагаете ребенку альтернативные занятия, он может просто не реагировать на них.

      • Разрешите ребенку самому выбрать какую-то игру или высказать свои идеи по поводу того, чем ему хотелось бы заняться.
      • Помните, что для ребенка вполне нормально чувствовать скуку, это даже полезно, потому что побуждает ребенка к занятию творчеством и своим развитием.

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон - неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой - посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за» :

  • Развитие ребенка . Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе . Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека . Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг . Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против» :

  • Глаза . Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения - глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.

  • Позвоночник . Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук . Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система . Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом . Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками . В настоящее время социальные сети - это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства - все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 - 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное - будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево - распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.