Садовые растения        14.08.2024   

Как помочь ребенку развить память. Методики развития памяти у детей разного возраста Игры для развития памяти для детей среднего дошкольного возраста

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Нервно-психическое развитие детей 4-5 лет отличается от развития 2-3-летнего ребенка по многим параметрам. Именно этот возраст многие специалисты считают самым лучшим для изучения иностранных языков, получения знаний в других областях. Особенности психического развития детей 4-5 лет таковы, что они впитывают информацию, как губка, и при этом отлично её запоминают. Как же успешно развивать ребенка 4-5 лет, тренировать его память, речь и мышление?

Как развивается речь, память и мышление ребенка 4-5 лет

Во многом на то, как развивается ребенок в этом возрасте, оказывает влияние бурное развитие клеток головного мозга. Именно с этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка 4-5 лет. Развиваются творческие способности малыша: он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и изучение иностранного языка. Это возраст становления личности, поэтому так важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этот период, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет. У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связано то, как развивается речь ребенка и как увеличивается его словарный запас. В 5 лет ребенок способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители, учитывая особенности психического развития детей 4-5 лет, должны быть готовы к ответу на бесконечные детские «почему?» В то же время не стоит впадать в крайность и перегружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика его еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушения сна и просто отвращение к занятиям.

Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице («Маша хочет конфету») к обозначению в первом лице («Я хочу конфету»), В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь с взрослыми. В силу особенностей нервно-психического развития дети 4-5 лет копируют поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает положительную оценку у окружающих.

Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и такую же оценку. Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: «Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый и на тебя можно положиться». Когда же он хулиганит и не слушается, говорите: «Ты такой хороший, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься». Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

Психическое развитие ребенка 4-5 лет ещё не позволяет ему адекватно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому возможно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное - развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

Раньше ребенок только получал информацию извне. Теперь же он ее не только осмысливает, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В раннем возрасте ребенок воспринимал различные явления и события и в его памяти сформировались определенные образы, собственные представления и ощущения. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, взаимосвязи между предметами и явлениями. Это и есть процесс мышления. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.

Дети 4-5 лет как губка вбирают в себя всю окружающую информацию. Поэтому родители могут целенаправленно знакомить ребенка с книгами, фильмами, картинами, музыкой, несущими положительные эмоции и развивающими в нем разностороннюю личность. Можно обсуждать с ребенком увиденное или прочитанное, выяснить его отношение к этому, пусть обозначит сам, что хорошо, а что плохо, и почему. Важно закрепить в его сознании понятия добра и зла, прекрасного и отвратительного. Эти знания помогут вам в том, как правильно развивать ребенка в 4 года и старше.

Особенности эмоционального развития детей 4-5 лет

Дети живут эмоциями. Особенность эмоционального развития детей 4-5 лет в том, что все их поступки продиктованы теми чувствами, которые они в данный момент испытывают. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями, а также развивать его чувства, чтобы он не вырос черствым и бездушным человеком.

В первую очередь психическое развитие детей 4-5 лет и развитие их эмоциональной сферы зависит от той атмосферы, которая царит в семье. Если члены семьи доброжелательны друг к другу, проявляют щедрость, заботу, сопереживают, то ребенок уже подсознательно будет вести себя соответственно.

Говорите ребенку о том, что чувствуете в тот или иной момент жизни, когда вам грустно или когда вас переполняет радость. Пусть и он пытается словами выразить свои ощущения. Поощряйте любые проявления сострадания с его стороны по отношению к другим людям.

Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет оказывает эстетическое воспитание. Рисование, пение, занятия музыкой и танцами будут способствовать формированию чувства прекрасного. С помощью рисунков ребенок зачастую может выражать свое отношение к миру и какому-либо событию. Яркие краски, замысловатые узоры преобладают там, где он изображает то, что он любит, что вызывает у него массу положительных эмоций. Негативное ребенок изображает с помощью темных красок, изогнутых и резких линий.

Как успешно развивать мышление ребенка 4-5 лет

Родители могут помочь развитию мышления ребенка. Память детей очень неустойчива, поэтому ее необходимо постоянно тренировать. Решение ребусов, отгадывание загадок, использование различных пособий помогут в этом.

Мышление - процесс активный, требующий упорства, умения сосредоточиться. Дети легче решают те задачи, которые им интересны. Задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку условия для активной мыслительной деятельности. В процессе того как развивать мышление ребенка 4-5 лет, помните, что детям интересно все новое и незнакомое. То, что давно известно и понятно, скучно. Нельзя вмешиваться в мыслительный процесс и пытаться дать готовое решение. Ребенок просто привыкнет к вашей помощи и ему будет лень самостоятельно искать пути решения. И конечно, нужно хвалить ребенка за успешно решенную задачу. Для него это сродни научному открытию.

Процесс мышления напрямую связан с развитием речи. Чем больше словарный запас, тем легче ребенку сформулировать свою мысль, понять смысл задания, обосновать его решение. Слова неразрывно связаны с предметами в сознании ребенка. Поэтому бессмысленно нагружать его словесными знаниями, если не поддерживать их зрительными образами. Бесполезно просто заучить названия материков, океанов, названия животных или растений. Как же развить мышление ребенка 4-5 лет, учитывая особенности его возрастного развития?

Покажите ребенку картинки, сходите в зоопарк или ботанический сад, используйте для закрепления словесных знаний прогулки («Помнишь, мы с тобой об этом читали?»). Ребенок обязательно запомнит то, что вызывает у него приятные впечатления и ощущения. И наоборот, если ребенок прекрасно обращается с предметами, нужно попытаться развить у него образное мышление – как это сделать в 4 года, спросите вы? Если малыш умеет считать палочки, шишки или конфеты, пусть попробует сделать то же самое в уме без предметов.

Неизбежны и ошибки в процессе мышления. Ребенок часто обращает внимание не на те признаки, делает неправильные выводы. Нельзя ругать его и смеяться над ним. Лучше вместе разобраться и помочь ребенку самому найти и понять свою ошибку. Ведь это тоже часть мыслительного процесса.

Как правильно развивать речь ребенка 4-5 лет

В связи с развитием мышления, у ребенка 4-5 лет развивается и речь. Меняются его взаимоотношения с окружающим миром, появляются новые виды деятельности, круг общения становится шире. Увеличивается словарный запас ребенка. Ему становится легче формулировать свои желания, он охотно рассуждает на ту или иную тему. Когда ему не хватает слов, он придумывает свои. Для этого возраста очень характерно словотворчество. Причем происхождение этих «перлов» на первый взгляд вполне логично. «Нельзя» - это когда нельзя, а «льзя» - это когда можно. У козы детеныш козленочек, а у овечки – «овеченочек». Чтобы малыш мог свободно выражать свои мысли, необходимо знать, как развивать речь ребенка 4-5 лет. В первую очередь, это делается с помощью чтения. Но недостаточно просто прочесть сказку или рассказ, как для детей младшего возраста. Необходимо вовлечь ребенка в обсуждение прочитанного материала или предложить ему сочинить свою сказку с известным началом и новыми героями. Можно попробовать придумать историю по картинкам. В процессе того, как развивать ребенка 4-5 лет, очень полезно играть со словами, переставляя буквы или меняя одну из них на другую (был КИТ, стал КОТ, был ДЫМ, стал ДОМ). Решение ребусов, шарад, детских кроссвордов поможет ребенку запомнить слова и научиться их использовать в речи.

Однако даже зная о том, как развивать ребенка 4-5 лет, не забывайте, что очень важно то, как разговаривают взрослые в семье. Это основной источник пополнения словарного запаса ребенка. Следите за своей речью, почаще разговаривайте с ребенком, используйте правильные слова и обороты.

Овладение любыми навыками напрямую зависит от способности ребенка сосредоточиться на каком-то виде деятельности. Для детей 4-5-ти лет характерны рассеянность и неумение долго сосредоточиваться на чем-либо. Важно научить их быть внимательными. Привлекать внимание можно определенными словами или жестами, чтобы вызвать интерес.

Далее степень внимательности будет напрямую зависеть от увлекательности процесса. Поэтому стремитесь превращать скучное занятие в интересное и занимательное и не очень продолжительное по времени. Причинами рассеянности ребенка могут стать чрезмерная психологическая нагрузка и разбросанность интересов, когда он одновременно посещает и музыкальную школу, и гимнастику, и рисование, и т. д. Ему просто трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Во всем должен быть разумный подход.

Если же ребенок рассеян и невнимателен всегда, необходима консультация врача. Иногда это могут быть последствия перенесенных заболеваний или родовой травмы. С таким ребенком нужно заниматься по отдельной системе, и в этом помогут педиатр или детский психолог.

Как дома развить память у 5-летнего ребенка

Память в возрасте 4-5 лет обогащается огромным количеством новых знаний, впечатлений о предметах, явлениях, пространстве и времени, о различных цветах, звуках, а также традициях и правилах поведения. Помимо знаний, ребенок приобретает ряд бытовых навыков и умений - владение ножницами, карандашом, вилкой и т. п. Он может запомнить большое количество информации. За дошкольный период он овладевает таким объемом знаний, который не даст ни один университет своим студентам за 5 лет обучения.

В процессе того как развить память у 5-летнего ребенка, помните, что в этом возрасте она носит избирательный характер. Ему легче запомнить то, что вызывает у него определенные эмоции, а также то, что необходимо в игре или какой-либо деятельности. Процесс запоминания происходит механически путем многократного повторения. Но иногда можно заметить проявление логического запоминания. Например, рассказывая сказку, ребенок меняет некоторые элементы, но сохраняет основной смысл повествования.

Для обогащения и развития памяти необходима постоянная тренировка. Как развивать память ребенка 4-5лет, учитывая возрастные особенности? Побуждайте ребенка вспоминать то, что он видел или о чем вы ему рассказывали: «Смотри, какая красивая птичка. Помнишь, мы видели ее на картинке. Как она называется? А каких птичек ты еще знаешь?» Развивать память и внимательность можно с помощью игр. Например, разложить на столе предметы, предложить ребенку посмотреть на них и запомнить, сколько предметов и какие. Затем надо вывести его из комнаты и спрятать один или два предмета. Ребенок должен сказать, чего на столе не хватает. Игру можно назвать «Тренировка разведчика» или «Школа сыщиков». Со временем усложните задание - переложите предметы на столе в другом порядке - пусть заметит, что изменилось. И ещё: в ходе того как развивать память ребенка 4-5 лет, обязательно учите стихи и песенки – это хорошо развивает и память, и речь.

Статья прочитана 4 203 раз(a).

Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов . Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся . Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки . Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

  • объем (тест на проверку указан выше);
  • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
  • концентрация (способность вникнуть);
  • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
  • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Н иже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

  1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
  2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
  3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
  4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
  5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.

Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

  1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы . Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
  2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
  3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Память - загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой повинностью, новые знания вызывают интерес. Да и в быту такие ребята ловки и сообразительны: всегда знают, что положить к следующему учебному дню в портфель, в какое время пора собираться на секцию, когда у одноклассника день рождения и т.д.

А теперь главный вопрос: отличная память - «генетический подарок» или её можно развить? Ответ: и то, и другое. Способности к запоминанию зависят от особенностей нервной системы. Некоторые малыши, конечно, изначально находятся в более выгодных условиях. При этом неоднократно доказано: память можно натренировать. Буквально, как мышцу. И сделать это не так трудно. Главные условия: периодичность, доброжелательное отношение к малышу (даже в случае его неудач), занятия в ненавязчивой игровой форме.

Какой бывает память

Существует общепризнанная классификация видов памяти. Итак, она бывает:

  • в зависимости от волевого компонента - произвольная (когда человек специально запоминает какую-то информацию, прилагая определённые усилия) и непроизвольная (запоминание происходит само собой);
  • в зависимости от объекта запоминания - образно-наглядная (запоминание форм, цветов, изображений), словесно-смысловая (её ещё называют слуховой), эмоциональная (в памяти остаются пережитые чувства, эмоции), моторная (запоминается действие: движения танца, написанные собственной рукой слова и т.д.);
  • по времени хранения - краткосрочная и долговременная.

У каждого человека есть наиболее выраженный особенно развитый вид памяти. Для большинства это слуховое и зрительное восприятие. Важно знать: быстрое и эффективное запоминание возможно при задействовании сразу нескольких типов памяти. Поэтому важно уделять внимание развитию каждой позиции классификации.

Если говорить о детях, особенно самых маленьких, то их память носит непроизвольный и подчёркнуто эмоциональный характер. Малыши запоминают то, что им интересно. Поэтому и единственно возможный способ обучения дошкольников - это игра.

Если ребёнку станет скучно, он просто не воспримет и не запомнит информацию.

Начинаем тренировать память: когда?

Первые образы в памяти крохи закрепляются уже в его трёхмесячном возрасте. А лобные доли мозга, которые отвечают за запоминание, формируются примерно к 10-ти месяцам. Поэтому важную функцию можно тренировать уже на первом году жизни малыша.

Для этого маме нужно всё время говорить с ребёнком, постоянно выдавая ему новые порции информации. Инстинктивно об этом знает каждый родитель: взрослые объясняют крохе, где мама, где папа, а где бабушка, озвучивают названия окружающих предметов, совершаемых действий, происходящих явлений. В результате юные ученики уже к 9-11 месяцам, кто-то раньше, кто-то позже, могут по просьбе выбрать нужную игрушку из нескольких предложенных. Детская память податлива, она как губка - способна впитывать большие объёмы информации. Маленький человечек ещё не умеет говорить, но пассивный его словарь, благодаря стараниям окружающих взрослых, внушителен.

Уже с 10-и месяцев с крохой можно играть в простую игру «Где игрушка?» . Для это понадобятся две пелёнки. Под одну из них на глазах ребёнка кладётся игрушка. Затем, собственно, звучит сам вопрос: «Где игрушка?». Забавно наблюдать за сосредоточенным лицом крохи, когда тот пытается вспомнить, куда же мама спрятала яркую вещицу. А сколько радости доставляет правильное решение, если малыш сдёргивает нужную пелёнку. Несколько раз подряд кладите предмет в одно и то же место. Затем положите игрушку под другую пелёнку. И хотя кроха прекрасно видел перемену, он всё равно, скорее всего, попытается найти погремушку в старом «тайнике», ведь именно этот момент зафиксирован в его памяти.

Начиная с двух-трёхлетнего возраста начинайте играть с ребёнком в простую игру «Что пропало?». Суть её заключается в том, что перед малышом выкладывается несколько предметов, различающихся по форме, цвету, размеру, назначению и т.д. Затем кроху просят отвернуться и убирают в это время один из элементов ряда. Ребёнку нужно понять: что именно исчезло? Для этого придётся приложить усилия и вспомнить первоначальный состав предметов.

С детьми от 3-х лет и старше можно играть и в другие игры, способствующие развитию памяти. Обычно такие занятия увлекают детей. Эти игры не требуют особенной подготовки и значительных финансовых вложений. А вот немного драгоценного времени на регулярные «тренировки» с детьми выделить придётся.

Игры для развития памяти

«Я знаю 5 имён». Это игра из нашего детства. Не переставая отбивать мяч от пола, ребёнок произносит: «Я знаю 5 имён девочек (названий городов или рек, пород собак, марок автомобилей, цветов радуги). Мяч при этом нужен только для поддержания нужного ритма. Если игрушки нет под рукой или малыш пока не умеет отбивать мяч, подойдут хлопки, щелчки пальцами и другие действия. По мере взросления ребёнка количество предметов увеличивается до 10, 15-ти и т.д.

«Картинки». Детям на 20-30 секунд показывается картинка. Затем она убирается, и следует просьба описать увиденное - чем подробнее, тем лучше. Другой вариант - задавать по картинке вопросы: что стояло на столе, какого цвета было платье у куклы, что было нарисовано на листе бумаги, висящем над диваном и т.д.

«Мемори». «Магазинная» игра, в состав которой входят около 10-15-ти парных карточек с одинаковыми «рубашками». Начинать нужно с 3-4-х пар. Сначала карточки выкладываются изображениями вверх. Затем их переворачивают. Ребёнок сам открывает одну из картинок, после чего должен вспомнить, где находится её пара.

«Что изменилось». Вариация описанной в предыдущем разделе игры «Что пропало?». Только вместо того, чтобы убирать один из предметов ряда элементы меняют местами. Ребёнку предлагается выявить изменения.

«Сложи узор». Для выполнения упражнения понадобятся спички или счётные палочки. Взрослый выкладывает несложный рисунок, затем закрывает его листом бумаги, а ребёнку предлагает по памяти выложить такой же.

«Дорисуй коврик». Игра похожа на предыдущую. Только вместо того, чтобы выкладывать узор из палочек, его предлагают нарисовать по памяти в пустом прямоугольнике-«коврике».

«Мама (папа, бабушка, тётя) укладывает в свой чемодан….». Начинает взрослый: «Мама укладывает в чемодан расчёску». Ребёнок продолжает: «Мама укладывает в чемодан расчёску и свитер». Следующий игрок: «Мама укладывает в чемодан расчёску, свитер и зеркало». Игра продолжается до тех пор, пока словесная цепочка не станет такой длинной, что её невозможно будет повторить.

«Цепочка предложений». Игра напоминает описанное выше упражнение. Но в этом варианте запоминать придётся не отдельные слова, а целые предложения. Постепенно получается полноценный рассказ или сказка. Развивается не только память, но и связная речь, воображение. Для облегчения задания каждое предложение можно обозначит картинкой-символом. Например, «Выглянуло солнышко» - карточка с изображением солнца, «Запели птички» — карточка с птичкой и т.д.

«Кто больше запомнит?» Детям последовательно показывают одну за другой картинки. А затем ребятам предлагают вспомнить изображения. Побеждает тот, кому удалось назвать большее количество картинок.

«Маленький художник». Ребёнку демонстрируется изображение. Затем картинка убирается и даётся задание как можно подробнее нарисовать объект. Сначала это должно быть что-то простое, состоящее из знакомых малышу геометрических фигур - например, квадратный домик с крышей-треугольником. Позже картинку можно дополнить деталями: занавески в горошек, кошка на крылечке, дым из трубы, клумба перед домом и т.д.

«Узнай и запомни». Игра подходит для старших дошкольников. Ребёнку завязываются глаза. Затем в его руку поочерёдно вкладываются разные предметы. Потом малыша просят вспомнить: какие вещи побывали в ладони. Здесь задействуются сразу 2 процесса: узнавание (по тактильным ощущениям) и запоминание.

«5 предметов». Эта игра подходит для детей примерно от 4-х лет. Ребёнка просят вспомнить 5 предметов, объединённых определённым признаком. Например, дают малышу задание назвать 5 квадратных, синих, колючих, мягких или холодных предметов. Время ограничено: для его отсчёта можно использовать таймер, песочные часы или секундомер в мобильнике.

«Дискотека». Взрослый показывает детям несколько танцевальных движений. Чем старше игроки, тем сложнее па. Затем включается весёлая музыка, и ребята должны попробовать воспроизвести танец.

«10 слов». Ребёнку называют 10 ничем не связанных между собой слов. Например, гриб, стол, паровоз, учебник, шапка, птица, дом, заяц, чашка, робот. Если старший дошкольник воспроизводит хотя бы 5-6 слов, значит, он обладает хорошей слуховой кратковременной памятью. С тренировками количество запоминаемых слов увеличится.

Что ещё

И напоследок ещё несколько важных советов, которые помогут развить память малыша. Это уже не игры, а ненавязчивые действия, на которые не нужно выделять время специально (ну, разве что совсем чуть-чуть).

  1. По дороге из садика расспрашивайте малыша о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета воспитательница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же - за что?) и т.д.
  2. После прочтения вечерней сказки обязательно обсудите с ребёнком сюжет. Снова задавайте вопросы: как звали главного героя (затем спросите о второстепенных), кто были его друзья и враги, с чего началась история, что делали (думали) персонажи в тех или иных ситуациях и т.п. Начиная с 4-х лет малыша уже можно попросить пересказать сказку (или хотя бы какую-то её часть). Это развивает не только память, но и речь. И обязательно разучивайте с детьми стихи.
  3. Вместо того чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легоконструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а так же зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

  1. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры. Вспомните, во что вы играли в детстве дворовой компанией - казаки-разбойники, догонялки, вышибалы, пионер-бол и т.д. Обычно дети с энтузиазмом воспринимают идеи по большей части новых для них забав.
  2. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  3. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов. Салаты лучше заправлять содержащим большое количество витамина Е растительным маслом (а не вредным для детей магазинным майонезом). Периодически давайте ребёнку рыбий жир курсами. Сегодня этот полезный препарат выпускается в форме капсул с приятным фруктовым ароматом и не вызывает у детей протеста.

Все эти нехитрые советы и увлекательные игры способствуют увеличению объёма и срока памяти, ускорению запоминания. Причём приведённые упражнения развивают все типы памяти. Занимаясь с малышом, взрослые не только совершенствуют его способности, но и общаются со своим крохой. Совместные дела сближают. Не стоит ругать или даже просто критиковать детей за промахи. Такой подход напрочь отбивает желание заниматься, ребёнок замыкается, обижается. А вот хвалить собственное чадо даже за маленькое достижение нужно обязательно. Это окрыляет и вселяет уверенность.