Комнатные растения        04.11.2019   

Как правильно детям руку держать при писании. Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно? Правильная постановка руки при письме. Правила расположения рук

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Письмо и рисование – два смежных навыка, поэтому обучаться им рекомендуется параллельно. Буквы будут получаться аккуратнее, а рука – меньше уставать. Способов, как научить ребенка держать ручку правильно, масса. Ниже мы предлагаем эффективные варианты обучения. Можно использовать все подходы, один за другим, либо остановиться на одном, если он сразу даст результат.

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме?

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

  • «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
  • «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
  • «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
  • «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
  • «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец не должен съезжать за пометку.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.

Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

  • Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
  • Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
  • Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

Мария Сосова
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»

Консультация : «Как научить ребенка держать карандаш »

Как ? Как выглядит правильный захват карандаша ? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правильно ребенок держит ручку , зависит и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.

Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш ? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.

Знакомить малыша с тем, как нужно держать карандаш , мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически.

Если же ситуация «запущена» , и малышу уже 4, 5, 6 лет, то нам придётся действовать сразу в нескольких направлениях.

1. Первое, и самое главное,- необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребёнка, чтобы он сам, и очень сильно, был заинтересован в достижении цели. Для этого маме нужно будет подключить всю свою смекалку, ведь только она знает, что привлечёт малыша. Может быть, это пример старшего брата – школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш – это корабль , а пальцы – капитан, старший помощник и боцман, и у каждого из них своя работа и своё место на корабле. Фантазируйте, пробуйте, всё в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника , не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.

2. Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребёнка, чтобы и они поддерживали его усилия .

3. И, наконец, третье– чисто технические средства, «заставляющие» правильно располагать пальцы на карандаше : трёхгранные карандаши и ручки , специальные насадки на карандаш .

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке , захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так . Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так : карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху , а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно . Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать . Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш , или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием : щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том , как держать карандаш «по-новому» .

Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш . Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно .

Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш .

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью :

Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши , фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге) . Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке . То есть, держать-то можно , но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой.

Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно) .

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам . Обратите внимание ребенка на то , как он держал мелки и скажите , что так же можно держать и карандаш .

Если опять начнет держать в кулачке , вернитесь назад - только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш . Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью , то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании .

Он должен знать правила :

Сидеть прямо;

придерживать бумагу рукой , свободной от рисования;

Локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)

Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» - смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок» .

Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.

Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет вам в этом деле.

1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же .

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш . Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно .

Исп.: воспитатель

Сосова М. С.

Все знают, как трудно порой приучить ребенка с детства держать ручку правильно. Если сразу сделать этого не получается, то неправильная привычка очень быстро и остается с человеком на всю жизнь.

И дело даже не в почерке. Казалось бы мелочь, но мало ли какую судьбу она может сыграть в жизни человека (например, повлиять на его имидж в будущем). По крайней мере, видеть взрослого человека, когда тот держит ручку так, будто у него не рука, а клешня какая-то неповоротливая, - слегка забавно.

Мы предлагаем вам небольшой, но любопытный лайфхак, который поможет вам в этом деле.

1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Данный метод прост, как валенок, но реально работает. И если вдруг вы с детства держите ручку неправильно, то никогда переучиться.

Обучение дошкольников правильному каллиграфическому письму занятие не сложное, но требующее определённого подхода и терпения от родителей. Чтобы процесс был продуктивным и ребёнок получал удовольствие от обучения, родителям стоит освоить некоторые тонкости.

Как держать ручку или карандаш

От правильного захвата ручки или карандаша будет зависеть почерк малыша, насколько быстро будет уставать рука во время письма или рисования. Чем быстрее малыш будет уставать, тем менее интересно для него будет занятие. Свободное движение руки и положение пальцев дадут ему возможность с лёгкостью выполнять письменные задания или рисунки, кроме того придадут его творениям аккуратность и точность. В будущем это поможет выработать красивый и понятный почерк.

Правильный обхват выглядит следующим образом:

  1. На первую фалангу среднего пальца, ближе к сгибу со второй фалангой помещаем кончик карандаша на расстоянии примерно полтора сантиметра от грифеля.
  2. Большой палец и указательный пальцы фиксируют стержень карандаша, обжимая его по бокам, чтобы он не соскальзывал.
  3. Безымянный палец и мизинец подогнуты внутрь ладони по направлению к большому пальцу, при этом они не сжаты, а немного расслаблены.

Важно! Нужно при этом объяснить ребёнку, что пальцы не должны быть сильно напряжены, также не следует напрягать кисть руки.

Есть несколько несложных приёмов обучения правильному захвату:

  • с применением мелков;
  • игра в дартс;
  • ручка ложится "спать";
  • насадка-помощница.

Как научить ребенка: 6 способов

Для того, чтобы сделать процесс обучения более интересным, существует несколько способов. Все они помогут ребёнку легче воспринимать информацию.

Пинцетный захват

Ручку пишущим концом ставим прямо на лист бумаги, верхний конец обхватываем 3 пальцами (большим, указательным и средним). При скольжении вниз к пишущему стержню пальцы займут удобное для письма положение.

Метод с салфеткой

Половинку мягкой салфетки сжимаем в комочек и даём ребёнку зажать безымянным пальцем и мизинцем, а оставшимися 3 пальчиками зажать ручку, не выпуская салфетку.

Использование мелков

Метод состоит в использовании коротких мелков, которые неудобно сжать в кулачок. Малыш поневоле приспособится взять его пальчиками, что в дальнейшем поспособствует выработке правильного обхвата ручки.

Игровой процесс в метание дротиков уже предполагает удобный захват для меткого попадания в цель. Во время письма ребёнку нужно лишь представить себе, что ручка - это кончик дротика и её нужно точно также держать.

Укладывание ручки "спать"

Поиграйте в «укладывание уставшей ручки спать». Первая фаланга среднего пальца - это кроватка, подушечка указательного - подушка для ручки, а подушечка большого укрывает стержень ручки, как одеялом.

Насадка на ручку для правильного письма

В магазине канцтоваров можно приобрести специальные насадки с удобными выемками для пальцев. Благодаря отверстиям рука принимает нужное положение, со временем вырабатывается привычка правильного захвата. Примечательно, что современные производители позаботились и о правшах, и о левшах.

Знаете ли вы? Карандаш своим происхождением обязан британским пастухам. Именно они после сильной бури обнаружили в корнях выломанного бурей дерева тёмную, пачкающую руки массу. Изначально материал принимали и за уголь, и за свинец, но после проб применить по назначению, поняли, что ошиблись. Потом из этого мягкого сланца стали производит тонике палочки для рисования, а чтобы стержень не пачкал руки, оборачивали его бумагой или другим материалом.

Важен не только захват

Научить правильному захвату - это полдела, не менее важно объяснить, как при этом нужно сидеть: как расположить локти, спину, как близко должна располагаться тетрадь или альбом для рисования.

Расположение руки

Правила расположения рук:

  1. Во время письма рука опирается на тыльную сторону запястья и ребро ладони.
  2. По мере продвижения по листу, ладонь плавно скользит по нему, приподнимая ребро и опираясь на запястье.
  3. Локти не должны свисать со стола целиком, за край столешницы выступает только сгиб.
  4. Локтевые сгибы образуют почти прямой угол между плечом и предплечьем.
  5. Левая рука лежит ладонью вниз на столешнице у края тетради либо прижимает левую сторону тетради, если малыш пишет на её правой стороне.

  1. Учимся правильно сидеть за столом:
  2. Сидеть нужно с прямой спиной, стопы при этом должны свободно стоять на полу или подставке.
  3. Предплечья на столе перед собой, между краем стола и телом небольшое расстояние 2-3 см.
  4. Тетрадь или альбом расположены перед глазами под углом 30 градусов относительно поверхности стола. Её левый край смотрит, примерно в центр груди.
  5. Свет на тетрадь или альбом должен падать с левой стороны для правшей, с правой для пишущих левой рукой.

Важно! Неправильное положение корпуса во время работы за столом может привести к искривлению позвоночника в раннем возрасте. Слишком низкий наклон над тетрадью приведёт к ухудшению зрения.

Лучшая ручка

Залог успеха - удобная ручка, поэтому сразу отметаются слишком толстые или слишком тонкие стержни. Детские мышцы не до конца оформлены, им тяжело удержать объёмную или наоборот выскальзывающую из рук конструкцию. Следовательно, усилий прилагается больше, рука устаёт быстрее, кроме того пальчикам тяжело складываться в нужную позицию. Объём стержня должен соответствовать захвату руки.

Наиболее удобная форма стержня их трёх граней, длиной до 12-13 см. Она должна быть из лёгкого материала, чтобы писать без особых усилий и не оттягивать руку. Идеальным дополнением будет прорезиненная вставка со стороны пишущей части. От усилия детская рука потеет, а резина уберёт эффект скольжения по стержню влажной руки. Перед тем как дать малышу проверьте скольжение шарика. Чем легче скольжение, тем меньше усилий, соответственно меньше усталости.
Производители канцтоваров сегодня уделяют много внимания детской продукции, для безопасности деток, которые грызут колпачки, выпущены специальные колпачки с отверстиями. Если, малыш увлечётся и проглотит колпачок, во-первых, через отверстия будет поступать воздух, чтобы он не задохнулся. Во-вторых, у родителей или воспитателей есть время для оказания помощи. Кроме того, детские письменные принадлежности производят из безопасных, не токсичных материалов.

Знаете ли вы? В 1884 году страховой агент Ватерман, которому приходилось заполнять много бумаг, изобрёл первую ручку. Прототип шариковой ручки был перьевым и заправлялся чернилами.

Типичные ошибки при захвате ручки или карандаша

При обучении обращайте внимание на ошибки, которые дети допускают при первых пробах письма или рисования:

  • указательный палец расположен поверх большого;
  • указательный и средний сжимают большой пальчик, стержень ручки при этом смещается;
  • указательный и средний пальчики практически сомкнуты, а большой «ушёл» вниз;
  • обхват стержня четырьмя пальцами, включая безымянный;
  • большой палец перекрывает указательный;
  • рука сомкнута в кулачок, при этом стержень ручки смещён до вторых фаланг указательного и среднего пальцев, а удерживает его лишь большой.

Эти ошибки заставят прилагать больше усилий при нажиме, выворачивать кисть в нужном для грифеля направлении. Ребёнок будет больше уставать, кроме того пострадает качество его работы. При таком обхвате вряд ли получатся ровные линии, красивые буквы или аккуратный рисунок. Почерк же будет не разборчивым и не красивым.

Залог правильного захвата, или когда стоит начинать обучение

Мелкую моторику, в принципе, начинают развивать с 6-7 месяцев:

  • малышу дают разрывать кусочки бумаги;
  • мять пластилин или кусочки теста;
  • делают массаж ладошек;
  • дают «перебирать» разную по размеру крупу;
  • играют «в ладушки».
Подобные игры помогают развить тактильные ощущения, понятие о размере предмета, его форме и структуре (мягкое-жёсткое).
Дети от 2-3 лет требуют более серьёзных занятий:
  • собирание пазлов;
  • конструктор с небольшими деталями;
  • нанизывание бусин разного размера на нить;
  • вязание узлов на верёвочках;
  • поделки своими руками из бумаги, желудей, каштанов, листьев и т.д.;
  • вырезание ножницами бумажных фигурок;
  • оформление альбомов «раскрасок».

Важно! Занятие с самыми маленькими конструктором или бусинками нужно проводить под контролем родителей, так как дети из любопытства могут проглотить мелкие детали.

По мнению детского педиатра Е.О. Комаровского подготовку к письму, нужно начинать с 4 лет, с 5 можно выписывать буквы, буквосочетания и отдельные слова. Мелкую моторику у детей нужно развивать с самого маленького возраста, ведь это необходимо не только для правильного письма и рисования. До школы желательно подготовить малыша: научить его правильно держать в руках ручку или карандаш, правильно сидеть. В последствие первоклассник будет спокойно и внимательно усваивать учебный материал, а не бороться с усталостью.

Видео: как научить правильно держать ручку

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

8 способов научить ребенка правильно держать ручку

1. Метод пинцета

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

2. Уложить ручку «спать»

Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

3. С помощью салфетки

Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

4. Обучающая насадка

5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

6. С помощью мелков

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

7. Игра в дартс

Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

8. Точка на пальчике

Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.


Как правильно сидеть за столом

При письме важно соблюдать следующие правила:

  • за столом сидеть с прямой спиной;
  • ноги поставить вместе на пол или подставку;
  • оба локтя должны лежать на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
  • лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.


Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  • рисовать по клеточкам;
  • обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»

Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку:

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

«Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.»

Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе (