Дарим цветы        01.07.2019   

Как правильно обучить собаку команде «апорт. Как научить собаку команде «Апорт

Апортировка – это не просто игра «в палочку», а сложный навык, включенный в обязательный курс дрессуры. Большинство собак довольно быстро и без особых проблем осваивают команду. А те хозяева, которые утверждают обратное – не приложили достаточно терпения или не имели знаний о том, как научить собаку команде «Апорт».

В требованиях испытаний ОКД указано, что выполнение команды «Апорт» включает:

  • начальную позицию питомца у левой ноги хозяина, которую пес занимает по команде «Сидеть»;
  • владелец демонстрирует предмет питомцу и бросает его не ближе 10 м;
  • временной отрезок между броском и непосредственно командой «Апорт» составляет 10-15 с;
  • одновременно с голосовой командой хозяин протягивает в направлении предмета правую руку, повернутую вниз ладонью;
  • по команде пес бежит за брошенным предметом, поднимает его с того места, где он приземлился, возвращается к своему владельцу и занимает исходную позицию;
  • пес держит предмет в пасти 10-15 с и после команды «Дай» позволяет дрессировщику взять его.

Команда считается выполненной правильно при условии, что пес:

Чтобы пес смог освоить подобный навык, он к моменту обучения апортировки уже должен знать и выполнять команды «Сидеть», «Рядом», «Ко мне». Если обучать собаку, чтобы она выполняла команду по нормативу, то это сложное, продолжительное дело. Но в быту достаточно научить пса просто приносить предмет и отдавать его.

Что дает животному освоение навыка

Поиск и принесение «добычи» хозяину – генетически заложенная программа. Собаки чаще всего использовались для охоты. Они должны были доставить дичь, подстреленную охотником. При селекции породы отбирались те экземпляры, которые обладали этим инстинктом. Обучение выполнению команды «Апорт» закрепляет, оттачивает как врожденные инстинкты, так и тренирует умения:

  • ориентации в пространстве;
  • пользования органами чувств – нюха, слуха и зрения;
  • создания своеобразного «языка» между владельцем и собакой;
  • построения логических взаимосвязей между жестом, голосовой командой и действием;
  • тренировки послушания и выдержки.

Кроме развития психоэмоциональных, когнитивных и физических способностей животного, апортировка дает возможность за ограниченное время дать животному возможность «выплеснуть» избыток энергии.

Пошаговая методика обучения

Обучение любому, даже самому простому навыку – это поэтапный процесс, который включает:

  • взаимные объяснения;
  • достижение автоматизма в исполнении поставленной задачи;
  • полноценное и долгосрочное закрепление умения.

Первоначальный этап состоит из подэтапов, помогающих пошагово достичь результата:

  1. Тренировка следует проводить в особых условиях – дома или на площадке не должно быть раздражителей, отвлекающих внимание собаки (факторы, влияющие на базовые инстинкты – половой, оборонительный, охотничий).
  2. Должна быть выбрана правильная мотивация – поощрение вкусняшкой, поглаживанием, похвалой. В результате формируется положительная эмоциональная связь между питомцем и хозяином. Стараясь заслужить лакомство, пес будет пытаться максимально полно понять и исполнить команды.
  3. Взаимные пояснения включают взаимодействие между человеком и псом с помощью создания собственного «языка». Владелец должен представлять этапы, их реализацию и конечный результат, чтобы точно и доступно объяснить это питомцу.
  4. Очерчивание границ формирования навыка. Дрессировщик должен точно знать, что он подкрепляет лакомством и лаской, а животное должно понимать, что от него требуется, и как получить одобрение дрессировщика. На этом подэтапе также применяется контрастное воздействие – за неправильное исполнение команды собаку наказывают (рывок поводком, подталкивание руками, угрожающие интонации), но как только животное исправляет ошибку, его поощряют лаской или лакомством.
  5. Обучение выполнению санкционирующих команд, запускающих команду «Апорт» – «Сидеть», «Ко мне», «Дай».
  6. Обучение отменяющим командам, например, «Гуляй». Без нее собака не должна прекращать дрессировку.
  7. Отработка режима дрессировки – время занятий должно чередоваться с периодом отдыха, который также должен быть активным, чтобы поддерживать физическую и психическую готовность к работе.

На втором этапе доведения выполнения команды «Апорт» до автоматизма также нужно придерживаться определенных подэтапов:

  1. На этом этапе собака должна четко и быстро исполнять команды. Если на первом этапе животное может подносить предмет с разной скоростью, то на втором собака должна подносить его их бегом, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Количество наказаний превалирует над поощрительными, чтобы сформировать стойкое желание у собаки избегать их, точно выполняя задание. Но дрессировщик должен правильно подкреплять выполнение команд поощрением, чтобы общий эмоциональный фон дрессировки оставался позитивным.
  3. Хозяин должен поддерживать интенсивность в выполнении упражнений весь отведенный период времени.

На начальных этапах дрессировки используется поводок или веревка, с помощью которых дрессировщик осуществляет контроль и реализацию отрицательного подкрепляющего воздействия. На третьем этапе количество поощрений на каждом этапе сокращается. Собака быстро, не отвлекаясь, точно выполняет команду и получает поощрение в виде ласки или лакомства после того, как правильно выполнит команду.

Стадия принятия решения и выработки оптимального плана действия заменяется окончательной автоматизацией навыка. Ужесточаются требования к количеству правильно выполненных команд – третьему этапу их должно быть подавляющее большинство.

Выбор апортировочного предмета

Для тренировки можно выбрать любой предмет, который будет удобно животному схватить зубами и по силам быстро поднести дрессировщику. Это может быть теннисный мяч, тарелка фрисби, пластиковая бутылка, заполненная песком или крупой, палка. Собаки не охотно берут в пасть ворсистые предметы. Поэтому выбранный предмет должен быть гладким, упругим, умеренно тяжелым.

Предмет должен долго служить, легко дезинфицироваться, не травмировать ротовую полость питомца. Для развития познавательных способностей собаки можно научить ее приносить определенный предмет, выбирая его из нескольких брошенных.

Предмет должен быть привлекательным для собаки. Она должна уверенно держать его и отдавать по команде «Дай». Если пес на начальном этапе не интересуется предметом или держит его недостаточно крепко, то нужно заинтересовать его, поддразнивая и делая вид, что хотите отобрать вещь. Это заставит питомца значительно усилить хватку.

На начальном этапе обучения следует отработать команды «Апорт» и «Дай». Некоторые животные с холерическим складом характера слишком увлекаются предметом. В таком случае следует спрятать его, чтобы пес успокоился и более адекватно научился реагировать на предмет.

Обучение отслеживания и подъема предмета с земли

На начальном этапе, когда у собаки установится логическая связь между командой «Апорт» и предметом, нужно отбросить его на расстояние 1-2 метра, делая движение снизу-вверх. Если собака отказывается идти или не может найти предмет и «рыскает», можно подойти к нему, ведя питомца на поводке и указать на него. После того, как собака подняла предмет, нужно поощрить питомца словами «Хорошо» и поглаживанием.

Дрессировщик должен учитывать темперамент, способность к обучению, природные инстинкты собаки. Занятия должны проходить регулярно и последовательно. Тренер не должен проявлять нервозность, агрессию или непоследовательность, нарушая свои требования.

В зависимости от размера и мышечной силы животного, период дрессировки должен составлять не менее часа. В первые 30 мин пес заинтересован, жаждет лакомства. Во второй половине он устает, отвлекается и пресыщен. Дрессировщик должен сохранить работоспособность животного, давая понять, что команду ему необходимо выполнить, если даже не хочется.

Не стоит путать физическое воздействие и физическое наказание. Воздействие производится при ровном настроении, без раздражения и крика. Дрессировщик корректирует выполнение команды натяжением поводка, рывком или нажатием рук, а не ударами.

В перерывах между обучением нужны периоды активного отдыха, когда хозяин хвалит за выполненный урок, играет с питомцем, чтобы поддержать физическую активность, создать продолжительный эмоциональный настрой и предотвратить психическую перегрузку.

Видео как научить собаку команде «Апорт»

Преимущества самостоятельной дрессировки

Конечно, можно поручить обучение питомца опытному кинологу, что сократит время и позволит достичь отличного результата. Но самостоятельная дрессировка важна для:

  • установления эмоционального контакта с питомцем;
  • утверждение своего лидерства в тандеме «человек-собака»;
  • выявление и изучение положительных и отрицательных черт характера;
  • выяснение основного мотиватора – пищевого, эмоционального, игрового поощрения.

Дрессировщик должен знать основной элемент команды. В апортировке – это удерживание предмета в пасти и умение поднять его с земли. В процессе дрессировки хозяин также обучается. Он учится действовать мягко, но настойчиво, отмечать проявления эмоций питомца. Самостоятельная дрессировка позволяет создать собственный «язык» и установить связь, дающую возможность животному понимать хозяина с полуслова. Дрессировка дисциплинирует не только собаку, но и ее хозяина.

Обучение команде «Апорт» очень важно для служебных и охотничьих собак. Но не менее важно и для собак-компаньонов, как для поддержания физической формы, так и для развития интеллекта.

Заводя щенка, хозяин в первую очередь должен задуматься о дрессировке животного, иначе в скором времени «хозяином» квартиры может стать взрослый пес, соревнующийся за любимое кресло или диван. Команде «Апорт» учат во время прохождения общего курса дрессировки, этот навык изучают одним из первых, по мнению специалистов, научить ему щенка можно с нуля, причем не прибегая к помощи профессиональных кинологов.

Как щенку нужно реагировать на «Апорт», и что означает эта команда? Когда собака слышит знакомое слово, она должна поднять брошенную хозяином вещь, вернуться с ней, обойти с правой стороны и сесть слева. Недопустимо, чтобы щенок срывался с места и бросался к брошенному предмету еще до того, как прозвучала фраза «Апорт». Предмет должен находиться в пасте домашнего любимца до тех пор, пока хозяин сам не пожелает забрать вещь.

Прежде чем приступать к изучению фразы «Апорт», щенок обязан уверенно выполнять команды «Рядом», «Сидеть», «Ко мне». Самый подходящий возраст для обучения животного – от 7 до 8 месяцев.

Тонкости обучения собаки брать предмет

Добились, чтобы пес по команде «Апорт» брал в зубы брошенный предмет и удерживал до слова «дай» – вас можно поздравить с первой победой! Дрессура этого этапа фразы «Апорт» происходит так:

  1. Выйдите на лужайку вместе с псом на поводке, он должен принять положение рядом. Разместите поводок в левой ладони, а в правую возьмите палку или перчатку и предложите животному. Кинологи не рекомендуют дрессировать четвероногого любимца, используя лакомство и игрушку – вряд ли пес будет воспринимать дрессировку серьезно.
  2. Если собака не подалась вперед, слегка подразните ее предметом, скажите заветное «Апорт» и предоставьте возможность собаке ухватиться за вещь.
  3. Похвалите малыша, а если животное взяло перчатку вяло, посоревнуйтесь с ним – потяните слегка на себя и сразу почувствуете, как щенок усилил хватку.
  4. Снова похвалите и скажите «Апорт». Перед тем как забрать перчатку, произнесите «Дай», возьмите вещь, погладьте щенка и стимулируйте вкусным лакомством, которое обязательно нужно взять с собой на прогулку.

Случается так, что щенок отказывается брать вещь, тогда задача хозяина – вложить в зубы перчатку своими руками, а потом прижать мордочку пальцами. Делать это нужно аккуратно, чтобы не сделать псу больно. Удерживать пасть закрытой для начала достаточно не более 2-х секунд, не забывайте, что такие манипуляции для питомца необычные, поэтому важно, чтобы он не испугался и не стал защищаться, проявляя агрессию.

Даже если пришлось вкладывать перчатку в зубы собаки самостоятельно, все равно поощрите домашнего любимца за послушание лакомством.

Как научить собаку переносить предмет

Как научить собаку команде «Апорт» на этапе, когда щенку пора переносить вещь в зубах, продолжают делиться знаниями опытные дрессировщики:

  1. Пока пес удерживает предмет, озвучьте команду «Рядом» и сделайте 5-6 шагов.
  2. Сделайте остановку, одной рукой потянитесь к вещи и возьмитесь за нее.
  3. Скажите любимцу «Дай».
  4. Если все сложилось, поощрите лакомством.

Будьте готовы к тому, что животному не удастся пронести предмет по команде «Рядом» – щенок пока не умеет выполнять все сразу. Замедлите движение, скажите «Сидеть» и снова повторите те же манипуляции. Многократные повторения должны дать результат, но, если не выходит, откажитесь от команды «Рядом», отдайте вещь и слегка потяните щенка за поводок. Постепенно он освоит новый навык и будет выполнять сказанное как следует.

Как обучить щенка поднимать предмет с земли

Чтобы обучить четвероногого питомца поднимать вещь с земли и отдавать ее вам, следуйте руководству:

  1. Удерживая собаку за поводок, скажите «Сидеть».
  2. Покажите перчатку и киньте вперед на пару метров. Бросок делают, следуя направлению руки снизу вверх.
  3. Бросок должна сопровождать громко сказанная фраза «Апорт!», затем укажите рукой на вещь и, не отпуская животное, идите в сторону брошенного предмета.
  4. Когда перчатка уже перед вами повторите «Апорт!», после чего собака может сразу поднять вещь. Если она этого не делает, пошевелите перчатку ногой и скажите команду еще раз.
  5. После того как щенок поднимет вещь, похвалите, сделайте пару шагов с командой «Рядом», затем захватите предмет одной рукой и озвучьте «Дай». Теперь можно дать лакомство.

Как только пес освоит взятие перчатки с земли и будет делать это автоматически, приучите животное не срываться со своего места без соответствующей команды хозяина. Сделать это не так уж и сложно:

  • усадите собаку рядом с собой;
  • бросьте перчатку, не озвучивая «Апорт», сделайте паузу в несколько секунд;
  • убежавшего щенка нужно вернуть назад и снова усадить, сказав команду «Сесть»;
  • после повторите «Апорт», укажите рукой на вещь и идите к ней вместе.

Апортировка предметов – весьма полезный навык в арсенале любого собаковода. Умение подносить вещи хозяину по его команде – обязательный элемент программы послушания и многих других дисциплин спорта с собаками.

Но даже если ваш питомец – просто домашний любимец, команда «апорт» поможет вам в его выгуле: 10-15 минут интенсивных занятий по апортировке легко заменят часовую прогулку в обычном темпе, дав хорошую физическую и психоэмоциональную нагрузку вашей собаке.

Особенно важно это для активных темпераментных животных, а также для тех собак, которые вынуждены большую часть времени проводить в одиночестве.

Итак, как же научить собаку приносить вещи хозяину по команде «апорт»? Когда начинать, с чего начинать и каких ошибок не допускать?

Когда можно начинать учить щенка команде «Апорт»? Да хоть с первого дня! Но, дрессировка щенка, и это нужно помнить, тем и отличается от дрессировки взрослой собаки, что необходимо постоянно делать скидку на возрастные особенности щенка. Требовать от него идеального выполнения какой бы то ни было команды – глупо. Сконцентрируйтесь вместо этого на выработке у него позитивного отношения к вашим занятиям и готовьте фундамент под будущую «взрослую» дрессировку.

Для щенка до 3-4-месячного возраста вполне достаточно хватать все, что вы предлагаете ему для апортировки, и нести к вам для последующей игры или другого поощрения (но для большинства щенков именно веселая игра с хозяином является наибольшей наградой).

Для начала заинтересуйте щенка предметом апортировки. Это может быть мячик, резиновая косточка, деревянная палочка или какие-нибудь другие . Важно, чтобы игрушка была соразмерна щенку и удобна для игры. Слишком большая игрушка (как, например, футбольный мяч для щенка – с ним весело, но толку для выработки навыка апортировки не будет, поскольку щенок не сможет взять в зубы мяч, чтобы отнести его вам).

Игрушка должна быть несъедобной!

Покажите щенку предмет, дайте обнюхать, поиграйте с ним немного, не отдавая предмет. Главная задача – раззадорить щенка, вызвать в нем интерес и желание поиграть с предметом. Подразните щенка, заставьте его немного побегать, чтобы отнять у вас предмет (только не сильно увлекайтесь, чтобы щенок не устал раньше времени), затем поиграйте в поддавки. Разрешите щенку взять предмет в пасть, при этом можно хвалить его и пару раз произнести команду «Апорт». Игрушку из рук не выпускайте.

Упражнение всегда заканчивайте командой «Дай!». Дав щенку немного порезвиться с игрушкой (и не выпуская ее из своих рук), дайте команду «Дай» (с ласковой, но твердой интонацией) и заберите игрушку у щенка. Будьте аккуратны, забирая игрушку, следите за тем, чтобы ненароком не причинить щенку боль. Забрали игрушку – снова похвалите щенка.

Следующий этап обучения команде «Апорт» заключается в отбрасывании предмета на небольшое расстояние от щенка. Сначала пристегните к ошейнику собаки – это необходимо для контроля над животным, ведь, скорее всего, получив игрушку, щенок попытается ускользнуть от вас, чтобы поиграть с ней.

Покажите игрушку щенку, заинтересуйте его, при необходимости дайте немного поиграть (совсем немного) и отбросьте ее буквально на метр-полтора от щенка. Большее расстояние пока не нужно. Следите за тем, чтобы он точно видел, куда делся предмет апортировки.

После того, как щенок рванет за игрушкой, командуйте «апорт!» и пытайтесь увлечь щенка за собой. В большинстве случаев, как и в случае с , помогает демонстративное удаление от щенка. Сделайте вид, что вы собираетесь от него убегать, похлопайте в ладоши, пригласите в эту игру. Если щенок побежит к вам с апортом в зубах – просто отлично! Немного поиграйте с ним, дайте команду «Дай», заберите игрушку и обязательно похвалите его.

Если щенок не собирается следовать за вами, придется прибегнуть к помощи поводка. Аккуратно, по чуть-чуть и очень мягко подтяните к себе щенка, затем точно так же поиграйте с ним, заберите апорт по команде «Дай» и похвалите его. В идеале – щенок должен сам подбегать к вам с предметом апортировки в радостном ожидании веселой игры. Поэтому постарайтесь заинтересовать его так, чтобы поводок приходилось применять как можно реже.

Со временем усложняйте задачу. Бросайте предмет на несколько метров, используя поводок большей длины, и пробуйте апортировку без поводка. Не расстраивайтесь, если ваш пес, почувствовав полную свободу, наотрез откажется подносить брошенную вещь. Постарайтесь увлечь его, приглашая играть и обязательно играйте, как только он подбежит к вам с игрушкой в зубах. Крайне важно дать собаке четко понять – игра и другие «вкусности» будут только тогда, когда она принесет предмет апортировки к вам, и никак иначе. Не получается без поводка? Не торопите события, возьмите поводок и делайте это упражнение регулярно.

Через некоторое время нужно сокращать игровой элемент в качестве поощрения, то есть постепенно сводить на нет игру после подноса предмета. Но хвалить продолжать обязательно! Можно давать лакомство – но после того, как собака отдаст предмет по команде «Дай».

Забирая предмет апортировки, старайтесь сразу усаживать щенка. Это удобно и для вас, и для собаки, и в будущем такой навык пригодится. Насильно усаживать не нужно – достаточно просто держать руку чуть выше головы щенка, тогда он сам, чтобы было удобнее, будет садиться у ваших ног.

Отрабатывая команду «Апорт», старайтесь разнообразить ваши занятия. Собаку, которая уже уверенно приносит предметы по вашей команде без поводка, можно отправлять через небольшой барьер, забрасывать предмет апортировки на лестницу или бросать его в воду. Собака должны уметь выполнять команду при самых разных обстоятельствах и в самых разных условиях. Естественно, это не должны быть экстремальные или опасные для собаки ситуации.

Необязательная в курсе дрессировки, но очень полезная для собаки команда – это «Апорт», которая подразумевает подношение хозяину брошенного предмета. Бытует мнение, что не каждую породу получится обучить приносить палку, но это не более, чем пустое заявление хозяев, которым не хватило терпения или сноровки, чтобы заинтересовать питомца. Разберемся подробнее как научить собаку команде апорт и какую выгоду вы получите, если увлечете собаку не тяжелым, но интересным упражнением.

Практически все навыки собак развиваются в исключительно игровой форме, собака должна любить свою работу, получать удовольствие от выполнения команды, а не быть «обязанной». Обучая щенка с нуля, вы параллельно помогаете малышу развить следующие навыки:

  • Ориентация в пространстве и обыск местности – поиск брошенного предмета заставляет питомца полностью погрузиться в процесс игры, задействовать зрение, обоняние, слух и все виды памяти.
  • Построение логических цепочек и выработка условных рефлексов – собака учится связывать голосовую команду и нужное действие.
  • Выдержка и контроль собственных эмоций – увлеченный погоней и поиском питомец должен «взять себя в руки» и отдать апортировочный предмет хозяину.

Кроме того, команда апорт собаке полезна, полностью вымотать активного питомца не так просто. Бегая за палкой, собака получает полноценную физическую нагрузку, включает в работу все органы чувств и группы мышц. Это особенно актуально, для питомцев, чьи хозяева имеют плотный рабочий график и не могут уделять прогулкам должное количество времени.

Обратите внимание! Пожеванные тапочки и содранные обои, это лишь «малая кровь», за неполноценную физическую активность собаки.

Методики обучение собаки команде «Апорт»

Успех «компании» изначально зависит от темперамента питомца, холерики и сангвиники обучаются буквально моментально, с флегматиками и меланхоликами придется поработать, иногда, схитрить. Проще всего научить щенка команде апорт, независимо от темперамента у малыша есть 2 естественные потребности – почесать зубы и поиграть. Взрослую собаку с умиротворенным характером обучать сложнее, питомец может наотрез отказаться выполнять «бесполезную» на его взгляд команду. Это касается не только апорта, флегматичные собаки отказываются копать, кувыркаться, служить, при этом четко исполняют команды, «имеющие смысл» – рядом, ко мне, место и прочие.

Читайте также: Место для собаки в квартире: как обустроить и приучить к нему питомца

Строжайшее следование нормативам не пригодится, если питомец не занят в служебных работах (розыскные, саперские, спасательные). Алгоритм, чтобы обучить собаку команде апорт одинаков во всех случаях, но вы можете упростить некоторые пункты, на свое усмотрение. Занятия проводятся на улице, территория должна быть хорошо знакома питомцу, исключение – невакцинированные щенки, обучение проходит в домашних условиях.

Выбираем апортировочный предмет

В этом пункте все делается на ваше усмотрение, точнее, на усмотрение вашего питомца. В качестве апортировочного предмета могут выступать:

  • Специальные аксессуары из зоомагазина – палки с элементами веревок, резиновые кости, пищащие игрушки, главное, чтобы предмет был обтекаемым, не сильно тяжелым и безопасным.
  • Фрисби, оно же «летающая тарелка».
  • Мячи, в том числе теннисные.
  • Найденная на улице палка.

В качестве апорта не подойдут мягкие игрушки или предметы, которые быстро пачкаются, легко уничтожаются при рывке зубами или жевании. Первое время, пока команда не будет «отточена», желательно заниматься с одним и тем же апортировочным предметом.

Стандартный алгоритм обучения команде «Апорт»

Стартовая позиция – собака сидит или лежит у левой ноги хозяина. Поза тренера свободная.

Обратите внимание! Если ваш питомец еще совсем мал и вы проводите тренировки дома, стартовая позиция значения не имеет, вы можете сидеть, лежать, бегать вместе с собакой – главное, положительные эмоции.

Учим собаку подбирать предмет (команда «Возьми»)

Сразу оговоримся, обучать команде «Возьми» как отдельному упражнению или нет – дело «хозяйское», если хотите, чтобы питомец носил свой поводок или вашу сумку – учите. Для удобства, вместо поводка используют длинную крепкую веревку, например, бельевую. Работайте в перчатках, чтобы уберечь руки от ожогов, заноз и порезов.

  • Покажите собаке апортировочный предмет, подразните и спровоцируйте питомца схватить игрушку зубами. При надобности, озвучьте действие командой «Возьми!». Похвалите воспитанника, дайте ему немного поиграть.
  • Заинтересуйте питомца, но не отдавайте апорт, а уроните его у своих ног – собака, заинтересованная в игре, поднимет игрушку – «Апорт, хорошо!». Следите, чтобы питомец не увлекался игрой, «рвать» апортировочный предмет нельзя. Тем более нельзя убегать с игрушкой, провоцируя тренера на погоню.
  • Увеличивайте расстояние броска, но всегда держите собаку на привязи, когда питомец подобрал брошенный на 1–2 метра предмет, не сходя со стартовой позиции, подайте команду «Апорт!». Можно переходить к следующему этапу.

Читайте также: Собака отказывается от сухого корма: список причин и методы решения

Важно! Если у вас не получается заинтересовать питомца игрушкой, понадобиться полый теннисный мячик. С помощью острого ножа, прорежьте небольшую щель и наполните мяч «вкусняшками». Нюх собаки очень чувствителен, даже самый своенравный питомец не устоит перед игрушкой, которая аппетитно пахнет.

Учим собаку приносить и отдавать апортировочный предмет

Важно, не допустить распространенную ошибку и не дать собаке возможности дразнить вас игрушкой – питомец должен уметь отдавать предмет и усмирять свои эмоции. Не спускайте собаку с поводка раньше времени, помните, что команда подается только 1 раз и если питомец ее проигнорировал, вам придется принудить его закончить упражнение. Подношение и отдача предмета выполняется без использования приказов «Ко мне» и «Фу», это все часть команды «Апорт».

  • Бросьте апорт на 2–3 метра от вас, дождитесь пока собака поднимет игрушку и скомандуйте «Принеси!», похлопав ладонью по колену (жест команды «Ко мне»), в будущем, голосовое и визуальное сопровождение не будет использоваться.
  • Собака попробует оставаться на месте или убегать, но вы должны, не теряя игрового настроя, аккуратно, подтянуть питомца к себе. На ваш выбор – обводим собаку за спиной или усаживаем перед собой.
  • Беремся свободной рукой за игрушку и смотрим на реакцию питомца, дернул предмет на себя, попытался увернуться – «усмиряющий» рывок поводком.
  • Держим предмет 10–15 секунд, вполне возможно, что питомец сам выпустит игрушку из пасти, чтобы вы кинули еще раз. Произносим «Дай!», хвалим собаку, награждаем и повторяем упражнение.
  • Если питомец «дразнится» и не собирается отдавать апорт, строго произносим «Дай!». И снова на ваш выбор – похлопываем рукой по нижней челюсти собаки, пока она не выпустит палку или обмениваем игрушку на кусочек лакомства.

Дрессировка собаки – это сложный и очень трудоемкий процесс, в первую очередь он осложняется незаинтересованностью животного. Однако при соблюдении некоторых правил можно обучить питомца простым командам, постепенно увеличивая их сложность. Например, «Апорт» - команда, которая входит в перечень базовых, есть несколько вариантов её обучения, рассмотрим их все, а также некоторые секреты успешной дрессировки.

Решив завести собаку, многие полагаются либо на , либо на советы знакомых или информацию из интернета. И все же, как сделать правильный выбор? Во-первых, не стоит смотреть только на цену собаки. Самый дорогой не всегда самый лучший. Приобрести щенка можно у заводчиков в специализированных питомниках, в зоомагазинах, на рынке, а также в Интернете. Причем цены на одну и ту же породу будут отличаться в разы.

Во-вторых, проанализируйте, какую именно породу взять. Для чего нужна собака? Охота или просто домашний любимец? Будет ли она участвовать в выставках и на соревнованиях? Именно от этих факторов зависит то, где брать щенка. Если есть возможность, можно пообщаться с хозяином собаки, посмотреть маму и папу щенка. При покупке нужно оценить внешний вид нового члена семьи.

Щенка лучше всего брать в возрасте от одного до двух месяцев. Сначала нужно дать ему познакомиться со всеми членами семьи и обстановкой вокруг. Он должен почувствовать любовь и ласку. Но все же, семья является его стаей, а в ней всегда один вожак. Поэтому и хозяином щенка должен быть кто-то один.

Щенка лучше всего брать в возрасте от одного до двух месяцев

Когда в доме уже появляется щенок, у хозяев возникает масса вопросов по его воспитанию и содержанию. Многие совершают главную ошибку в самом начале воспитательного процесса, позволяя щенку делать все, что угодно. А ведь первое правило говорит о том, что нельзя позволять щенку то, что не позволено взрослому псу. Когда собака появляется в квартире или доме, для нее должны быть установлены определенные рамки и правила. В первые дни жизни в новой семье щенок должен запомнить три основные вещи:

  1. Свою кличку. Она должна быть короткой, чтобы легче ее запомнить.
  2. Свое место для приема пищи. Кормить следует приблизительно в одно и то же время, убирая миску после того, как щенок наелся, а вот вода должна быть постоянно.
  3. Свое место для отдыха и сна. Можно просто постелить мягкую подстилку, а можно поставить специальную корзинку или домик.

Теперь, когда щенок уже полностью освоился в новом доме, можно приступать к полноценному воспитанию и тренировкам. Во-первых, необходимо показать, кто именно является «вожаком стаи». Сделать это можно, следуя простым правилам:

  1. Хозяин всегда должен есть первым. Как и в стае, всегда первым должен есть вожак, а потом уже все остальные. Необходимо следить за тем, чтобы во время ужина или обеда собака не выпрашивала еду. И только после этого можно покормить щенка.
  2. Даже в самой незначительной борьбе всегда побеждает хозяин. Также он решает, когда ее начинать, а когда заканчивать.
  3. Собака всегда должна идти за хозяином. То есть сначала в двери заходит он, а потом уже щенок.

Перейдем к вопросу о том, чего никогда нельзя делать при воспитании любого щенка. Во-первых, никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя бить собаку. Иногда можно слегка хлопнуть по спине. Во-вторых, не стоит оставлять маленького щенка дома надолго одного или закрывать его в клетке, это может губительно повлиять на психику. Не нужно наказывать, лишая ее при этом прогулок или еды. Она все равно этого не поймет, и будет продолжать делать по-своему.

Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя бить собаку

Конечно, все и сразу запомнить очень сложно, особенно неопытному хозяину. Нужно помнить несколько важных вещей. Первое – это уделять своему питомцу на обучение новой команде хотя бы полчаса в день. Второе – всегда относиться к щенку спокойно, не нервничать, не ругаться, если у него что-то получается не сразу. Третье, и самое главное, - никогда не откладывать существующие проблемы в долгий ящик, потому что потом их можно вообще не решить.

В конце можно сказать следующее: не стоит бояться трудностей в воспитании щенка, нужно просто проявить к нему любовь, ласку и понимание, запастись терпением и тогда из несмышленого щенка обязательно вырастет умная и послушная собака.

Практически все заводчики знают, что значит команда «Апорт» собаке, но для тех, кто не знает – это другими словами «Принеси». Сначала нужно бросить предмет, произнести команду, и питомец принесет его. Почти все команды с собаками изучаются в форме игры, питомец должен полюбить это дело, получая удовольствие от работы со своим владельцем, а не проходить обучение через силу. При обучении щенка с нуля вы позволяете ему приобрести такие навыки:

  1. Обыск местности и ориентация в пространстве. В поиске брошенного предмета питомец полностью погружается в игру, активируя обоняние, слух, зрение и все разновидности памяти.
  2. Приобретение условных рефлексов и умения строить логические цепочки. За счет взаимодействия голосовой команды и нужного действия можно выработать необходимые навыки у питомца.
  3. Улучшение контроля над эмоциями и построение выдержки. Если дрессировку провести правильно, то брошенный предмет пес принесет обратно владельцу, хотя в его голове может быть желание лечь и погрызть его, например, если это палка или игрушка.

Плюс ко всему, команда апорт полезна и в том плане, что позволяет полностью вымотать питомца, особенно это важно для сверхактивных особей, проживающих в квартире. Если тренироваться ежедневно, то это приведет физическую форму собаки в норму и будет способствовать нормальному развитию, а также правильному течению обменных процессов.

Выбор предмета для команды

Перед тем, как научить команде «Апорт» нужно выбрать предмет, который будет использоваться для обучения и дальнейших тренировок. В этом случае многое зависит именно от предпочтений хозяина, поскольку нужно выбирать такой предмет, чтобы вам было его удобно бросать, а питомцу захватывать зубами. Самыми распространенными предметами для этого выступают следующие:

  1. Аксессуары из специализированных торговых точек, например, палки с веревками, пищащие игрушки, кости из резины, важно, чтобы предмет был безопасным и тяжелым.
  2. Фрисби.
  3. Теннисный мяч.
  4. Пластиковая бутылка, наполненная песком, водой или крупой.
  5. Обычная палка, найденная на улице.

Перед тем, как научить команде «Апорт» нужно выбрать предмет, который будет использоваться для обучения и дальнейших тренировок

Для апорта не подойдут игрушки из ткани или хрупкие предметы, поскольку они будут быстро уничтожаться зубами. До тех пор, пока команда не будет отточена, игрушку менять не нужно, чтобы развить у пса рефлективные свойства. После выбора предмета можно переходить к информации, которая позволит узнать, как научить собаку команде апорт.

Начальное положение – питомец лежит или сидит возле левой ноги владельца. Тренер находится в свободной позе. Если ваш пес еще маленький, а тренировка проводится в домашних условиях, тогда стартовая позиция абсолютно не имеет значения, а вы можете бегать вместе с собакой, валяться, прыгать и так далее, главное, что вы вместе получили положительные эмоции, тогда в будущем тренировки будут проходить легко и быстро.

Для удобства вместо поводка используют длинную веревку, например, бельевую, чтобы при необходимости можно было подтянуть животное к себе, ведь сразу выполнять команды он не будет, убегая за бабочками и другими факторами окружающей среды. Работать необходимо обязательно в перчатках, чтобы защитить себя от заноз, порезов и ожогов. Используйте игрушку, которая нравится четвероногому другу. Выполнять дрессировку необходимо в следующем алгоритме:

  1. Питомцу нужно показать предмет, сразу его кидать не надо, следует подразнить и заинтересовать, чтобы он захотела схватить его, но не давайте этого сделать. После этого скажите: «Возьми» и сделайте так, чтобы он схватил предмет зубами и самостоятельно держал, на этом этапе нужно похвалить пса.
  2. Снова подберите предмет и заинтересуйте воспитанника, не бросайте его, а уроните возле ног, заинтересованная собака поднимет предмет, в этом случае нужно произнести: «Апорт, хорошо». Нужно следить, чтобы питомец сильно не увлекался игрой, ведь рвать апортированный предмет строго запрещено. Тем более бегать в обратную сторону от тренера, для этого и нужна веревка.
  3. Первое время бросать нужно недалеко и говорить команду «Апорт», постепенно увеличивая расстояние. Когда питомец будет брать предмет в зубы, то его нужно подтягивать веревкой к себе и хвалить, а также давать лакомство. Старайтесь, чтобы собака соблюдала спокойствие и до команды оставалась на месте.

Питомцу нужно показать предмет, сразу его кидать не надо

Если заинтересовать игрушкой питомца не получилось, значит нужно выбрать другой предмет, очень любят собаки теннисные мячики, только они должны быть полыми, чтобы не спровоцировать травму. Рассчитывать на быстрый и простой результат не стоит, поскольку требует серьезных временных и физических ресурсов.

Влияние дрессировки на взаимопонимание

Многим владельцам известно, что собака может понимать их язык тела, жесты, тон голоса. Это подтверждают и множественные исследования. Например, фиксирующие внимание собаки на том объекте, куда направлен взгляд владельца. Или намеренным поведением привлекающих взгляд владельца к тому или иному объекту.

Это служит основой потенциально хороших взаимоотношений между питомцем и хозяином. Люди сами нередко используют взгляд, как невербальную систему общения (обмениваются взглядами, расширяют глаза, если удивлены, скашивают взгляд, если хотят за спиной собеседника выразить презрительное отношение к нему). Таким же образом они взаимодействуют с людьми, показывая что-либо взглядом, или что-нибудь выпрашивая (корм, игрушку, прогулку).

Ряд исследований с участием собак и волков доказал, что обращаться за помощью к человеку присуще только собакам. В ходе одного из таких экспериментов перед собакой и волком ставилась одна и та же задача по добыче еды из закрытой емкости, чтобы получить заветный кусок, испытуемый должен был совершить ряд несложных манипуляций. Затем в середине эксперимента, ученый резко менял правила игры, делая невозможным добычу еды. В этих условиях большинство собак сразу обращали свое внимание к хозяевам, просительно глядя на них, а волки продолжали штурмовать нерешаемую головоломку.

Данные результаты легли в основу теории о том, что собаки, проживающие с человеком склонны в различных ситуациях коммуницировать с ним, прося о помощи. Дальнейшее изученного этого вопроса привело к дифференциации ситуаций, в которых собака сознательно просить помощи у человека. Ученые изучили несколько групп собак, имеющих различную специализацию и получили следующие результаты. Собаки, занимающиеся аджилити или спортом в безвыходной ситуации, обращались за помощью к хозяевам, собаки же, занимающиеся поиском и спасением людей, предпочитали искать выход сами.

Следующей группой для исследования стали спасатели на воде. Данная специализация предполагает не только зависимость и полное послушание собаки от хозяина, но понимание и считывание жестов спасаемого человека. Поэтому, в ходе эксперимента, собаки в ста процентах случаев обращались за помощью к владельцу, если же его не было рядом, с такой же регулярностью обращались за помощью к незнакомцу.

Последней группой для исследования стали собаки-поводыри. Тут результаты следует разделить. Дело в том, что неопытные собаки-поводыри, только прошедшие обучение, но еще не проживающие с людьми, демонстрировали свою независимость, и пытались решить головоломку самостоятельно, а собаки-поводыри, проживающие год и больше с хозяином, то есть имеющие опыт непосредственного контакта с человеком, часто обращались за помощью к владельцу.

В совокупности результаты данных исследований показывают, что разрешимые задачи, собаки решают сами, в зависимости от их облученности и жизненного опыта. Если же задача усложняется, то собаки обращаются за помощью к человеку в зависимости от их специализации: собаки, работающие и живущие с людьми, склонны им доверять и просить о помощи, питомцы, ориентированные на поиск, спасение людей и неопытные поводыри, склонны к самостоятельным действиям.