Необычные растения        18.06.2019   

Современные проблемы науки и образования. Существует ли проблема патриотизма среди молодежи

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм - это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в этой социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» .

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические .

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .

Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко , - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» .

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетирование среди бывших школьников - студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различных предметов.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при всём этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели - сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

Условия наличия патриотизма - возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» .

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. При этом направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература

патриотизм воспитание личность сознание

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с. (Мыслители ХХ века). - С. 218.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. - М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. - 173 с.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974.

9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Тошев Муроджон, Рамазанова Фируза

Бухарский государственн ы й университет, Узбекистан

Аннотация: Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, молодое поколение.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH – AS AN IMPORTANT COMPONENT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Toshev Murodjon, Ramazonova Feruza

Bukhara state university, Uzbekistan

Summary: Patriotic education is the forms and methods of pedagogical impact directed on object of education on formation at it certain social and moral qualities. Formation of these qualities depends on many factors: political, social, ecological, legal and means of methods of pedagogical influence, leaning on these factors, study a condition of object and define mechanisms, incentives, possibilities of moral improvement. Therefore forms and methods of patriotic education, its mechanisms, incentives and opportunities are always concrete, are really shown in the course of educational influence.

Keywords: patriotism, patriotic education, younger generation.

Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Узбекистан стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Президент, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел. Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом» .

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т. п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.

Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира.

Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача - воспитание у детей готовности защищать свою страну.

Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами других стран, с трудящимися всего мира.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.

Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины.

Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при университетах. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.

Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

· чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

· проявление гражданских чувств;

· гордость за своё Отечество, за символы государства;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

· гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Эффективное патриотическое воспитание юных поколений сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти­ческого поведения).

Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы , необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Литература

1. Каримов и работать по-новому. Т.5. Т: Узбекистан, 1997. – С. 214.

2. Бондаревская, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11 – 42.

3. Коменский дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. –С.74 – 75.

4. Ушинский педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С. 56.

Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;
  • проведение конкурсов;
  • коллективно-творческие дела;
  • фестивали творчества;
  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
  • благоустройство памятников истории;
  • беседы и классные часы;
  • оборонно-спортивные игры;
  • районные и областные тематические конкурсы и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

Военно-патриотическое воспитание молодежи

Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.

Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: , школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о .

Основные проблемы патриотического воспитания :

  1. Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  2. Слабые познания в области культуры, истории.
  3. Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.

Нравственные проблемы общества

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны , разрушают личность, семью, государство.

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – . Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций. Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное. Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей. Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ , просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.Г. Соломатина, преподаватель физической культуры,

Россия, Тула, ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», [email protected]

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы).

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, физическая и психологическая подготовка, студенты, военно-спортивные игры, соревнования, служба в рядах Вооружённых Сил.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи также характеризуется рядом негативных факторов. К доминирующим из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации (СМИ).

У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Критериями военно-патриотического воспитания являются: наличие у студентов знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

Несмотря на то, что в 2015г. в Министерстве обороны РФ констатировали «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу основная масса студентов первого курса нашего техникума, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность».

Констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных силах РФ остается недостаточным. Причинами в первую очередь он назвал слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом.

Анализируя проведённое тестирование уровня подготовленности студентов-первокурсников техникума, следует сделать вывод о том, что физическая готовность молодого пополнения Вооружённых Сил ухудшилась. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности.

Актуальность военно-патриотического воспитания молодежи в образовательном учреждении повышается, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий, в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме сложились свои традиции, которые ежегодно поддерживаются. Военно-патриотическая работа ведется по трем основным направлениям.

1 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях);
  • проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий;
  • празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций;
  • сообщения о героических событиях отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

2 Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях:

  • турниры по пейнтболу;
  • Открытая военно-спортивная игра «Победа»;
  • Областная военно-спортивная игра «Защитник Отечества»;
  • военно-тактическая игра «Марш-бросок»;
  • проведение строевого смотра и военно-патриотической песни;
  • турниры по стрелковому спорту;
  • Спартакиада юношей допризывного возраста;
  • соревнования по туризму.

3 Развитие социального партнёрства.

Работа по данному направлению осуществляется через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований. В г. Туле в апреле 2015 года был создан клуб «Русич» , его основная цель военно-патриотическое, спортивное воспитание молодого поколения, подготовка к службе в армии. На базе клуба проходит теоретическая, физическая и психологическая подготовка молодых людей к службе в армии в 106 гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной Ордена Кутузова II степени дивизии и других родах войск, соединений, силовых структур РФ, высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Шесть наших студентов прошли начальную военную подготовку в этом клубе и получили дипломы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в военно-спортивных играх и соревнованиях.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии.

Военно-спортивные игры служат мощным защитным инструментом от «идеалов» улицы, передачи подросткам положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания.

Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала и будет волновать юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость – таково назначение военно-спортивной игры.

Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, – писал А.С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Основными мотивами, порождающими у студентов интерес к военно-спортивным играм, являются следующие: во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться; во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, защите своего Отечества.

Уроки, усвоенные на военно-спортивном поприще, помогают не только в подготовке к военной службе, но и в жизни, реализуя принцип - «рассчитывать на самого себя». С уверенностью утверждаю, что студенты – участники военно-спортивных игр к службе в рядах Вооружённых сил готовы и физически и психологически. Для них служба, это – долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы все сейчас жили.

Список литературы

1 Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных илах Российской Федерации / Психологический журнал, 2010. – №4

2 Большакова Т.В., Кривцова С.В. Особенности социально-психологической адаптации призывников / Личность в современных исследованиях, выпуск 10: сб. науч. тр. / Рязанский гос. Мед. Ун-т. Рязань, 2012.

3 Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. – М.: Патриот, 2011. – 210 с.

4 Соловьев В. А., Мясников В.Р. Армейский призыв свалился в штопор./ Независимое военное обозрение. 2012. 21 апр.

5 Сорокин М.А. Кому доверяем защиту Отечества. Сегодняшние призывники / Социологические исследования. – 2012. – № 2.