Необычные растения        06.09.2023   

Как снимать выступления? Советы по концертной фотосъемке. Снимаю концерты Концертная фотография

15 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках образовательного проекта «PhotoСреда» состоялся мастер-класс фотографа Александра Света на тему: «Концертная фотография. Как попасть на концерт и получить максимум от ваших фотографий». Александр рассказал гостям обо всех главных аспектах концертной фотографии: начиная с особенностей съемки музыкантов до постобработки.

Свой мастер-класс Александр разделил на три части: практика концертной фотографии, техника и постобработка.

Практика концертной фотографии

Попасть на концерт и попробовать свои силы очень просто, - рассказал Александр. Здесь вам помогут современные интернет-ресурсы. Читайте блоги музыкантов и ведите свои личные, связывайтесь со специализированными изданиями и предлагайте им свои услуги.

Как найти свой стиль

Александр подчеркнул, что, как и в любом другом жанре, в концертной фотографии очень важно найти свой собственный стиль: «Есть огромное количество фотографов, которые снимают, не понимая, что они делают. Вы должны научиться делать такие фотографии, которые будут узнаваемы. Что значит найти свой стиль? Это значит, когда съемка гармонирует с обработкой.

Надо много снимать, с каждым разом у вас будет получаться всё лучше и лучше. Дальше - надо много обрабатывать, пробовать разные варианты и инструменты, экспериментировать».

Изучайте и оценивайте работы других фотографов

Ещё один важный совет Александра - изучать работы других фотографов, причем не только классиков и профессионалов, но и любителей: «У мастеров есть имя. Это значит, что вы им всё прощаете. Вам может всё не понравиться, но вы ему всё простите, потому что он знаменит. Когда вы просматриваете работы даже известных профессионалов, помните, что они тоже люди. Комментируйте и оцениваете их работы со своей собственной точки зрения».

Что нужно снимать на концерте

По мнению Александра Света, фотографов условно можно разделить на две группы: первая - фотохудожники, которые "снимают красивые картинки, которые могут быть абстрактными и нечеткими. Фотохудожнику в первую очередь важно показать собственную мысль. Ко второй группе относятся фотографы, которым важно сделать качественные кадры и показать артистов.

Итак, что же необходимо снимать на концерте:

Зрительный зал. Нужно успеть сделать кадр со сцены, пока не погасили свет.

Портреты артистов: крупные планы. Здесь очень многое зависит от музыкантов, как сказал Александр: «важно следить за мимикой артиста и передать на фотографии ее особенности.

Жестикуляцию артистов, их игру.

Использовать диагональную композицию. «Вы как фотограф решаете очень много. Вы не сможете сделать больше, чем вам дает сцена. Важно показать артиста и его игру со стороны», - подчеркнул Александр.

Делать черно-белые фотографии. По мнению Александра, они «провоцируют рассматривать и более информативны».

Использовать прожекторы для создания яркого концертного образа. «Надо смотреть не на то, какой свет и цвет в фотографии. Свет у всех одинаковый. Артисты тоже одинаковые. А фотографии получаются разными. Надо подмечать, как фотограф использует условия. Даже прожекторы могут очень удачного дополнить образ артиста», - рассказал Александр. Кроме этого, очень удачных результатов можно достичь, если скомпоновать холодный и теплый цветовой контраст.

Работать с разными объективами, чтобы получать разноплановые снимки.

Прислушиваться к внутреннему чутью. «Интуиция подскажет вам, что делать, и в какой момент нажать на кнопку затвора. Ориентируйтесь на внутреннее чутье, используйте даже то, что привыкли считать погрешностями, если вам это нравится. Например, шумы», - рассказал Александр.

Наконец, один из важнейших моментов, по словам Александра - энергетика музыкантов, которую должен прочувствовать фотограф.

Техника для съёмки на концертах

Когда меня спрашивают о том, какую камеру использовать, я отвечаю так: все фотоаппараты одинаковы. Вопрос в том, какой вы можете себе позволить. Ваша задача как фотографа - научиться использовать все возможности своей камеры, - рассказал Александр.

Для концертной съемки нужно иметь несколько объективов. Александр использует и Nikkor 35m f/2.0, Nikkor 24-70 f/2.8 и Nikkor 80-200 f/2.

При всех своих плюсах объективы с фиксированным фокусным расстоянием на концертах будут не очень удобны в первую очередь из-за необходимости делать разноплановые кадры, - поделился своими секретами Александр. - Заказчик не понимает в фотографии, но очень четко чувствует разницу между качественной и некачественной фотографией. Поэтому вы должны выжать максимум из той техники, которая у вас есть. Чем больше вы будете снимать, тем лучше будет ваш внутренний экспозамер.

Демонстрируя свои советы фотографиями, Александр рассказал о том, что вспышка на концерте тоже может быть полезной: «Чтобы научиться работать со вспышкой, надо понимать, что есть естественный свет - тот, который уже есть на площадке. Искусственный свет - это тот, который добавляете вы. Они должны дополнять друг друга».

Что касается параметров выдержки и диафрагмы, то тут универсального совета дать не могу. Учитывая необходимость быстрой съемки, лучше работать в полуавтоматическом режиме, - посоветовал Александр.

Обработка концертных фотографий

Говоря о редакторе для постобработки фотографий, Александр сделал акцент на том, то самое важное - «уметь видеть потенциал кадра для обработки». Сам он использует CaptureOne.


По мнению Александра, далеко не все «погрешности» нужно удалять. Некоторые из них дополняют образ, как, например, это софит, создающий треугольную композицию в кадре и добавляющий особенный шарм.

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.

Использование вспышки - это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ - верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.


Шаг 3: Чувствительность - нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.


Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи - золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала - сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows .

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.


Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.


Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин - вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно - вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.

Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.


Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.


Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения - но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.


Заключение

Концертная фотография - занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.

Подготовка к съемке

Перед концертом следует узнать, как выглядят и ведут себя на сцене те, кого вы собираетесь фотографировать, например, предпочитают ли они стоять на местах или бегать из одного угла сцены в другой, каковы шансы, что на концерте будет интересный свет, сценография, костюмы и шоу-элементы. Хорошим подспорьем в этом являются сайты артистов с галереями концертных съемок, поиск снимков в сети, просмотр концертных видео. Не пренебрегайте этим советом. Если вы снимаете совершенно незнакомую группу, то можете ошибиться, сделав множество снимков колоритного музыканта, приглашённого только на этот концерт или тур, при этом не сделав ни одной толковой фотографии основателя группы и легенды жанра, державшегося весь концерт на заднем плане.

Фотографы, не знакомые с выступлениями группы Agonoize, не воспринимают это предупреждение всерьёз
и чаще всего не успевают прикрыть камеру, когда исполнитель начинает поливать искусственной кровью
фотографов в фотопите и первые ряды зрителей.

Фото: Agonoize
(с) А. Войтехович

На концертах особенно популярных групп фотографов может быть так много, что передвигаться в узком пространстве фотопита перед сценой будет невозможно. В этом случае также будет очень полезно знать привычки музыкантов и заранее решить, где лучше всего занять место, чтобы сделать фотографии самых интересных членов группы с наилучшего ракурса.

На концертах некоторых групп количество фотографов сделает перемещение в фотопите невозможным и лучшее
место необходимо занять с самого начала. Как видно на этой фотографии, получается это не всегда.

Фото: VNV Nation
(c) А. Войтехович

Неплохую помощь может сослужить знакомство с творчеством группы. Иногда случается, что работники службы безопасности принимают перерыв в песне за окончание и выгоняют фотографов из фотопита раньше, чем закончится оговоренное число композиций. Если, кроме вас, ещё один или два фотографа укажут охраннику на эту ошибку, то вполне вероятно, что вы сможете переубедить его, и в вашем распоряжении будет на одну песню больше.

Песни группы Opeth могут длиться и десять, и пятнадцать минут. Многие работники службы безопасности теряются от того,
что фотографы находятся в фотопите слишком долго, и могут по ошибке потребовать прекратить съёмку раньше времени.

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома? Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов. Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные. Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь - вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя. Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» - появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат. Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней. Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени. Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.


Если концерт проходит под открытым небом днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив
баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе.

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды. Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном. Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта - оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе. Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами - прикиньте требуемое для этого время. Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день. Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа - так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого - камеру в руки и беруши поближе к ушам. В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку - какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали. Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия - зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитировавшем вас издании. В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Фото: Фоторелиз группы Die Form
(c) А. Войтехович

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации.

Фото: Versailles
(с) Xeniya Balsara

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза.
(с) А. Войтехович

Съемка

При получении «пресс-пасса» в виде браслета, наклейки, печати или устного «я тебя запомнил», следует сразу поинтересоваться правилами съемки. Как правило, разрешено снимать первые три песни без использования вспышки. В случае отсутствии вашего имени в списке на пресс-аккредитацию может очень пригодится наличие телефона того, кто вам выдает аккредитацию, или распечатка е-мейла от ответственного лица. Если аккредитация выдается заранее или ее делаете не вы сами, а редактор сайта или ваш знакомый, то нелишне напомнить о себе за день-два до концерта ответственным лицам и убедиться, что вас занесли в список.

Про этику концертного фотографа можно написать многое, но мы ограничимся малым - руководствуйтесь здравым смыслом. Пусть близость к известным исполнителям за сценой и знакомство с кем-либо из них не кружит вам голову и не провоцирует на агрессивное, заносчивое поведение с менее опытными коллегами и всеми остальными. В этой среде, как и везде, очень важны неформальные контакты, и лучший способ их лишиться - продемонстрировать дурные манеры. Как и в любой творческой работе, сегодняшний ретивый новичок может в следующем году стать известным и востребованным фотографом, чье мнение о вас может сыграть весомую роль в тех или иных переговорах о сотрудничестве, да и просто в среде коллег.

Отдельная тема - фотопит, или фотояма. Несмотря на её название, это ограждённое пространство перед сценой принадлежит службе безопасности и предназначено изначально для того, чтобы предотвратить возможные попытки особенно буйных поклонников забраться на сцену. Хотя по традиции на время трёх первых песен перед сценой принято пускать фотографов, устроитель концерта имеет полное право установить свои правила, например, не пускать вообще фотографов, пускать на время только одной песни или только определённое число фотографов.

В случае некоторых больших фестивалей и концертов известных исполнителей, условия съемки определяются
менеджерами группы и могут сильно отличаться от обычных. Например, на концерте группы Muse фотографам
не разрешили подходить к сцене и фотографировать пришлось с узкой площадки, расположенной в глубине зала.

Даже если правила на данном концерте объявлены стандартными, последнее слово всегда за работниками службы безопасности. Это люди, с которыми вы будете иметь дело весь концерт, а во время длинных фестивалей и несколько дней. Не следует портить отношения с ними: не делайте пренебрежительные замечания в отношении их должности и компетенции, послушно уходите после отведенных для съемки песен, не нарушайте правила поведения и фотосъемки. Прежде чем продолжить съемку из зала, убедитесь, что охрана на вас не реагирует, и если вас попросят убрать камеру и прекратить съемку - сделайте это. Если вы дадите работникам охраны повод невзлюбить вас, то в крайнем случае может дойти до того, что вас просто не будут пускать в фотопит. Жаловаться будет некому, организатору, как правило, не до вас, а когда вы наконец-то доберётесь со своими жалобами до какого-либо ответственного лица, концерт уже подойдёт к концу. Но это, безусловно, очень редкий случай. Работники службы безопасности такие же люди, и чаще всего совершенно адекватны, так что при вменяемом поведении и с вашей стороны, оснований для проблем возникнуть не должно.

Хотя работники службы безопасности находятся в фотопите и могут попадать в ваше поле зрения, в большинстве стран
запрещена публикация фотографий, на которых видно лицо человека, если он не давал вам согласия на публикацию.

Фото: Фестиваль Zita Rock 2008
(c) А. Войтехович

Поскольку время на съемку зачастую ограничено несколькими песнями - желательно заранее продумать план съемки, с чего вы начнете и где будете снимать. Как правило, для прессы нужны снимки главных участников группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами, также приветствуются фотографии с фанатами группы. В первые ряды перед сценой пробиваются, как правило, наиболее ярые поклонники, и с их участием можно сделать немало хороших кадров. Если вы располагаете только одним фотоаппаратом, то удобнее всего решать поставленные задачи по очереди - постоянно меняя оптику, вы только упустите интересные моменты. Поэтому в самом начале съемки определитесь с чего начнете - с портретов музыкантов или же с общих планов - и распределите свое время. Допустим: первые полторы песни - крупные планы участников концерта, а вторые полторы песни - фанаты и общие планы. При все этом не забывайте следить за тем, что происходит в фотопите, ведь во время концерта может быть все что угодно, особенно если это рок-концерт. Случается, что ломают ограждения, нередко сверху «прилетают» фанаты, которых катают на руках, да и просто надо стараться не мешать коллегам.

Снимая концерт, не стоит забывать и про съемку фанатов. Зачастую такие снимки в редакции
оценят не меньше, чем удачный снимок музыкантов.

Фото: поклонники группы "Король и Шут"
(c) В. Астапкович

Нередко фотографии публики могут представлять интерес, отражая имидж и целевую группу музыкантов.

Фото: На концерте 69 Eyes
(c) А. Войтехович

Ещё до того, как заиграли вступительные аккорды и вас с другими фотографами пустили в фотопит, оцените количество коллег и прикиньте, будет ли у вас возможность для свободного перемещения перед сценой, либо же сразу нужно будет занять лучшее место. Где же находится это лучшее место? Чаще всего это не в самой середине фотопита: в этом случае будет неплохая возможность фотографировать музыкантов, стоящих по краям сцены, но вокалист, который чаще всего представляет наибольший интерес для редакции и для поклонников, будет заслонён микрофонной стойкой. Кроме того, и без того небольшая возможность запечатлеть ударника будет сведена к нулю - его постоянно будет заслонять вокалист. Также учитывайте, что вокалисты бывают правдами или левшами, и в ведущей руке держат микрофон, часто закрывая им лицо. Стоит принимать во внимание и расположение громоздких мониторов и прочих устройств - они блокируют возможность сделать снимок в полный рост, однако, с другой стороны, музыканты любят ставить на них ноги, что можно заснять сблизи или снизу вверх.

Иногда высота сцены настолько велика, что сделать фотографии исполнителей в полный рост бывает сложно.
Особенно это проблематично для фотографов небольшого роста. Но и в этом случае можно делать интересные кадры,
когда исполнители подходят к краю сцены.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Хотя фотографии ударника бывает сделать сложнее, чем исполнителей, находящихся в передней части сцены,
такие снимки не менее интересны поклонникам и редакции.

Фото: Kreator
(с) Xeniya Balsara

В большинстве случаев лучше всего становиться ближе к краю сцены, но не слишком далеко от центра. Если вы заранее посмотрели концертные клипы и фотографии группы, то уже представляете, с какого ракурса лучше снимать. Не советуем слепо ориентироваться на действия других фотографов. Некоторые из них снимают впервые, другие могут не иметь представления о композиции и делать довольно некачественные снимки, третьи получили из редакции задание снять только конкретного музыканта крупным планом или "хоть что-нибудь". Хотя, если вы заметили среди коллег известного сильного фотографа, то не пожалейте времени последить за его поведением и выбираемыми ракурсами, и впоследствии сравнить опубликованные им снимки с получившимися у вас и сделать выводы.

Если вы пришли на концерт с фоторюкзаком, решите, куда вы поставите его во время съёмки. Некоторые фотографы не снимают рюкзак даже при работе в фотопите, но не следует брать с них пример - рюкзак ограничивает вашу подвижность и будет сильно мешать вашим коллегам. Если вы планируете в процессе съемки доставать что-то из рюкзака, то положите его так, чтобы можно было быстро им воспользоваться. Как правило, лучше всего оставить рюкзак с краю сцены возле входа в фотопит. Можно также положить его под сцену, если позволяет пространство и если там он не будет мешать передвижению ваших коллег. Некоторые фотографы носят технику не в мягком рюкзаке, а в железном чемоданчике. Хотя это не самый удобный способ транспортировки фототехники, зато в пите с ними всегда небольшая табуретка, позволяющая им подняться на некоторую высоту.

При наличии фотопита подножки металлического ограждения позволят встать выше на несколько сантиметров. Фотографии со средних и длинных фокусных расстояний с ракурса «лицом к лицу» всегда смотрятся лучше, чем снятые снизу вверх, с уровня под сценой. Но в этом случае лучше быстро опять слезать на землю, поскольку вы будете мешать зрителям, которые заплатили за концерт, в отличие от вас. По этой же причине на многих концертах фотографам вообще запрещено становиться на подножки заграждения, о чём вам с готовностью напомнят работники службы безопасности.

Если в зале, где проходит концерт, фотопита нет, то нужно либо прийти заранее и занять место перед сценой,
либо придётся положиться на свою силу и пробиваться к сцене через толпу.

(c) А. Войтехович

При концертной съёмке может быть нелегко получить резкие кадры в условиях низкой освещенности, быстрых движений исполнителей, а при отсутствии фотопита - ещё и не всегда спокойной и трезвой толпа. Снимайте сериями - больше вероятность, что хоть один кадр из серии будет резким. Старайтесь стоять ровно и замереть во время съёмки. Хотя стабильная позиция во время фотосъёмки и кажется сама собой разумеющейся, упомянуть об этом необходимо. Очень часто новички бегают перед сценой от одного исполнителя к другому, увлечённые процессом и делая кадры практически на ходу, в результате получая очень большой процент смазанных фотографий.

Несмотря на съемку при дневном свете, использована чувствительность ISO 1000, при которой выдержка
составила всего 1\1250. Нередко даже в условиях приемлемой освещенности стоит выставить максимальную
рабочую чувствительность вашей камеры, чтобы добиться минимальных выдержек и качественных резких снимков,
особенно при фотографировании так называемого "хедбангинга".

Фото: Atheist
(с) Аскар Ибрагимов

Если во время концерта иногда включают дымовые машины, то старайтесь сделать в это время как можно больше снимков. Фотографии в этом случае будут гораздо качественней, поскольку дым служит более интересным фоном, чем металлические крепления софитов или бетонный потолок зала. Кроме того, дым рассеивает свет и на лицах не будет жёстких теней и пересвеченных участков. Единственная проблема в этом случае - фотографии участников группы, находящихся в глубины сцены, будет сделать очень сложно.

Дым на сцене помогает получать качественные фотографии - он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем фоне,
делает свет мягче. Но есть и ислючения - когда тумана на сцене так много, что исполнители пропадают в нём.

Фото: Sisters of Mercy
(c) А. Войтехович

Стоит отдельно сказать несколько слов об open-air фестивалях - это отличный способ пополнить портфолио фотографиями известных групп, снятыми при хорошем освещении, что редко бывает в концертной съемке. Но учтите, что для съемки хедлайнера организаторы могут сделать отдельный список разрешенных к съемке фотографов. Обычно об этом известно лишь немного заранее, либо только на самом фестивале.

Поездка на фестиваль Sauna Open Air 2009 дала возможность за три дня увидеть Apocalyptica, Nightwish, Motley Crue
и ряд других известных коллективов.

Фото: Apocalyptica
(c) Аскар Ибрагимов

Второе, на что стоит обратить внимание - организационные моменты. Прежде всего, проверьте расписание, особенно тех фестивалей, где анонсированы выступления на нескольких сценах одновременно. Даже если в течение пяти дней без остановки играют исключительно ваши любимые или запрошенные к съемке группы, вам не удастся отснять все. Запланируйте время на еду и отдых, позаботьтесь о солнцезащитном креме, непромокаемом плаще или теплой одежде. Узнайте, где находится пресс-центр, там часто можно подзарядить аккумуляторы, почитать электронную почту и посмотреть свои снимки на большом экране. Если вы хотите сделать снимки зрителей изнутри толпы, то тщательно проверьте вашу экипировку - ваша одежда и оборудование должны быть в состоянии выдержать напор толпы, слем и мошпит.

Художественные особенности концертной фотографии

Для получения результатов, удовлетворяющих и вас, и зрителей, и заказчика (скажем, редактора сайта), нужно учитывать несколько моментов.

1) Информативность . На снимках должны быть показаны все главные действующие лица, будь то музыканты самой группы, приглашенные гости или же просто люди из толпы, которых артисты могут пригласить на сцену. В случае выступления на известном месте, например, Красная Площадь в Москве - желательно чтобы это было отражено на снимках.

Наиболее востребованы в прессе снимки с лидером группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами группы

Фото 1: Серьга
Фото 2: Manowar
(c) В. Астапкович

2) Разноплановость . Старайтесь не снимать с одной точки. Чем больше ракурсов, разнообразных точек съемок и необычных планов у вас будет - тем интереснее будет репортаж. Всегда интересно снять не так, как двадцать коллег рядом с тобой, а показать что-то необычное и новое. Здесь вам пригодится домашняя информационная подготовка - вы уже знаете роли и привычки участников группы и видели интересные ракурсы с предыдущих съемок. Если вы фотографируете группу не в первый и не во второй раз, то, как правило, обладаете большим преимуществом, зная, что именно будет происходить на сцене. Это отличная возможность попробовать новые ракурсы съемки и другое построение кадра. Также в этом случае подумайте заранее, какой новый материал можно отснять.


Эти фотографии одной группы были сделаны во время трёх фестивалей:
ночью на открытой большой сцене с хорошим светом;
днём во время фестиваля под открытым небом;
на маленькой сцене в клубе со слабым и сложным освещением.

Фото: Diary of Dreams
(c) А. Войтехович

3) Эстетический момент снимка . Хороший репортаж отличется от плохого не только тем, что надо показать происходящее событие с разных сторон и максимально достоверно, но и тем, что это должно быть красиво. Предпочтение всегда отдается не ординарному моменту концерта, а снимку, где видны эмоции и переживание музыканта. Поэтому старайтесь понять, что именно вы хотите передать своим снимком. Небольшой «смаз» или недоэкспозицию вам могут простить в редакции, но если у вас получились скучные и невыразительные кадры - это мало заинтересует ваших заказчиков.

Некоторые группы из-за фотогеничности исполнителей представляют интерес даже для тех фотографов, которые не знакомы с их музыкой.

Иногда динамичность снимку может добавить более длинная выдержка, которую при ярком свете можно достичь, прикрыв диафрагму.

Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

В редакциях предпочитают неординарные снимки - если в кадре ярко переданы эмоции артиста,
то за это вам могут простить некоторые технические огрехи.

Фото: Гарик Сукачев
(с) В. Астапкович

Что касается композиционной стороны концертной фотографии, то помните, что концертная съемка - разновидность съемки людей, и к ней применимы как и принципы, годящиеся для портретной и групповой фотографии, так и принципы построения композиции.

Как и при съёмке портретов или пейзажей, в концертной фотографии может быть полезно следовать
правилам композиции, например, правилу третей. Но, как и в других жанрах, иногда бывает полезно
экспериментировать и отходить от этих правил.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Просматривайте работы опытных коллег, пытайтесь понять, какими приёмами достигают они выразительности снимков. Овладевайте с помощью советов коллег и литературы средствами создания настроения в кадре, старайтесь ухватить динамичные эмоциональные позы, снимайте с учетом эффекта перспективы для придания снимку объема, внимательно следите как за отсутствием помех вроде микрофонных стоек и прочего сценического оборудования, тренируйтесь быстро замечать интересные детали на снимаемом человеке - яркую и необычную одежду, причёску и макияж, которые можно снять крупным планом. Также важен фон, на котором происходит действие - музыкант в контровом свете, на интересном фоне или в светящемся облаке дыма будет выглядеть выигрышнее, чем на фоне черного провала.

Дым, освещаемый разноцветными софитами, может заметно улучшить вашу фотографию.

Фото: Emilie Autumn на фоне часов финского клуба Nosturi.
(с) Xeniya Balsara

Необычный задний фон может сделать снимок интересней.

Хороший ракурс в сочетании с удачно пойманным моментом могут сдалать интесным снимок даже при слабом
или не самом удачном освещении, придав исполнителю загадочность и подчеркнув его образ на сцене.

Фото: Billy"s Band
(c) В. Астапкович

Отдельно необходимо упомянуть о том, чем пренебрегают очень многие концертные и репортажные фотографы - уважение к фотографируемому человеку. Музыканты на сцене являются такими же людьми, как ваша жена, подруга или друг, и если вы стараетесь запечатлеть близких вам людей наиболее привлекательно, то почему бы не применять тот же подход к исполнителям на сцене? Как сами музыканты, так и их поклонники, предпочитают видеть интересные, живые кадры, на которых человек, при всей динамичности фотографии, всё же не выглядит смешно, карикатурно или откровенно плохо. Главное - не должен нарушаться сценический имидж, будь это угюмые блэк-металлисты или оптимистичные рейверы. Поверьте, при таком подходе к съёмке вы заслужите уважение смотрящих ваши репортажи поклонников группы и хорошую репутацию в редакции и у заказчика.

К сценическому образу группы ASP вряд ли подошли бы фотографии меланхоличного вокалиста с мечтательным взглядом.

Некоторые группы широко узнаваемы именно благодаря своему сценическому имиджу.

Некоторые музыкальные направления, например, классический death metal, подразумевают имидж
"парень из соседнего подъезда" и отсутствие коммуникации со зрителями. Поймать интересный
кадр в таких условиях - большая удача.

Фото: Entombed
(c) Xeniya Balsara

Если от вас требуется написание репортажа о концерте, то не помешает раздобыть список исполняемых композиций (сет-лист), который часто отдают публике музыканты или работники на сцене после выступления. Вам совсем не нужно отбирать у поклонников группы этот ценный трофей, достаточно просто сделать фотографию сет-листа.

Некоторые группы перед концертом вешают свой сетлист на видном месте, чтобы облегчить работу репортёрам.

Фото: Сет-лист группы Paradise Lost, Mera Luna 2008.
(c) А. Войтехович

Живые концерты — это всегда яркие впечатления, динамика и богатство ярких оттенков. Для обычного зрителя так и есть, а что же они означают для фотографа? Если вы частенько бываете на выступлениях известных артистов, наверняка замечали, как суетливо носятся мастера фотографии, пытаясь поймать самый лучший момент и самый удачный ракурс, воюя с вечно меняющимся светом, яркостью и температурой снимка. Так что правильнее всего будет сказать, что для фотографа концерт — это много и очень много работы. Однако, если вы все же стремитесь снимать живые выступления и делать это качественно, без должной подготовки обойтись не удастся. потому-то мы и подобрали для вас 10 правил, или скорее, советов, которые помогут вам подойти к концертной съемке с готовностью.

    Домашняя работа

Шутки шутками, а готовиться к съемке нужно действительно заранее. Во-первых, внимательно изучите коллектив или артиста, которых предстоит снимать. В этом вам поможет в первую очередь Youtube. Во-первых, он позволит вам познакомиться с динамикой и манерой сценического поведения исполнителя, что имеет огромное значение для конечного результата. Так вы сможете точно знать, чего ожидать от солиста и музыкантов, каких движений, приемов и “фишек”. Тогда же вам сразу станет понятно, как и когда именно караулить удачный кадр.

Не забывайте и о динамике — ведь это едва ли не главное, что должно быть в кадре. Цель концертного фотографа в том, чтобы показать эмоции артиста и публики тем, кто не присутствовал на мероприятии. И конечно, лучший способ — это динамичные активные фото.

Более того, посмотрев и заранее оценив масштаб и направление съемки, вы сможете найти лучшие точки, с которых получатся самые выигрышные кадры. А локация, как известно, для фотографа очень важна.

    Оставьте все лишнее дома

Не менее важно перед походом на концерт оставить дома все лишнее. Тому есть несколько причин — во-первых, вы отправляетесь в людное место и пробираться сквозь толпу с огромной сумкой, полной техники вам будет крайне неудобно. Во-вторых, неудобно будет и тем, кто вас окружает. В третьих, вы никогда не знаете что именно произойдет и вполне может случиться так, что в слэме или в обычном приступе драйва кто-нибудь повредит технику. Поэтому подготовьте камеру и самый удобный объектив, захватите батарейный блок и запасную карту памяти, и смело отправляйтесь снимать мероприятие, не переживая за сохранность всего арсенала. Стандартный набор концертного репортажника — камера (лучше фуллфрейм), 35мм объектив f/2 и внешняя вспышка (она вам пригодится, а почему — об этом мы поговорим позже). Если, конечно, вам предстоит снимать в тепличных условиях пресс-зоны, можно взять с собой запасную амуницию, но точно знайте, что времени для замены стекла у вас скорее всего не будет. Так что отправляйтесь налегке.

    Отражайте вспышку

Есть два вида концертных фотографов, и оба могут подкрепить свой выбор резонными аргументами. Одни принципиально стараются не использовать в съемках вспышку и полагаться только на освещение, доступное в зале, другие же настаивают на том, что четкие и цельные кадры можно получить только со вспышкой.

В том и в другом случае нужно быть аккуратным, ведь доступный свет может подвести, а вспышка может отвлекать зрителей, да и не все артисты позволяют снимать свои выступления со вспышкой. Так что пользуйтесь вспышкой , но умеренно.

Единственная рекомендация, которую здесь можно дать: всегда стараться отражать вспышку. Если есть возможность — от потолка, если нет — использовать рассеиватель. Рассеиватель софт-бокс Flama FL-B14 легко крепится на вспышку и позволяет смягчить свет в любых условиях. Он обеспечивает натуральный мягкий свет и тени.

    Светосильный объектив

Лучший друг концертного фотографа — это светосила. Конечно, зум-объективы великолепны, и теоретически, они крайне удобны для съемок концертов, но по светосиле они определенно уступают фиксам.

Разумеется, многие фотографы являются на концерт с фуллфрейм камерой и объективом 24-70мм f/2.8. В этом нет ничего плохого, но у нас есть две цели — снять, по максимуму используя доступный в зале свет, и вдобавок не таскаться с тяжелыми устройствами. Именно поэтому удобнее всего использовать стекло с постоянным фокусным расстоянием и с высокой светосилой. Мы вовсе не имеем в виду дорогие объективы, ведь достаточно взять качественный Nikon или Canon 50мм f/1.8

ISO в таком случае можно поднять до 12-13000, а выдержку можно выставить 1/200 или 1/300 секунды. Так что при таких настройках, параметры будут компенсировать друг друга, и можно использовать исключительно доступное в зале освещение, не нарушая реалистичности происходящего в кадре и, собственно, на сцене.

    Избегайте снимать на уровне глаз

Это не так просто, если вы находитесь в большом зале, но если вы попадаете на сцену или снимаете в маленьком клубе, легко допустить ошибку и наделать фото, снятых “в упор”. Преимущество крупных и высоких сцен именно в том, что они позволяют вам получить какой-либо уровень: вы можете снимать снизу, можете забраться на балкон и снять сверху, можете снять сзади или сбоку.

Что касается композиции, в силу движения и постоянной динамики на сцене, нужно всегда быть внимательным. Старайтесь избегать попадания в кадр лишней руки, бегущего на бэкграунде техника и т.д. Либо напротив, используйте их, уходя в сторону репортажа, а не перформанса. Так или иначе, старайтесь немного предугадывать события, чтобы успевать поймать верный кадр, поскольку концерты живые и во время выступления может произойти что угодно как в зале, так и на сцене. Важно при этом быть внимательным и успевать следить не только за тем, что происходит в пределах поля зрения объектива.

    Снимайте в ручном режиме

Казалось бы, логично на бегу выставить и авторежим и потом не отвлекаться на лишние настройки. Однако напротив, снимать концерты пожалуй, лучше всего в полностью ручном режиме. Как минимум, вы научитесь работать с невероятно большим количеством типов света, при этом вы будете иметь четкое понимание того как какая настройка ведет себя в таких условиях, и какой получается результат. Словом, вы будете знать собственную камеру вдоль и поперек. В редких случаях можно выставить приоритет выдержки или приоритет диафрагмы, здесь вам придется действовать по обстоятельствам.

Профессиональные концертные фотографы со стажем, как водится, могут практически на глаз определить экспозицию в зависимости от доступного света. Так что, если хотите стать лучше в этом деле, рекомендуем в целях практики попробовать выставлять экспозицию, не глядя на данные и показатели с камеры, а на глаз и проверять себя каждый раз. Со временем, вы научитесь легко “читать свет”, соответственно, настроиться будет значительно проще.

    Знайте когда менять AF-C на AF-S

Два самых популярных режима автофокуса на камерах Nikon - это AF-C (режим непрерывного продолжительного фокусирования) и AF-S (режим разового фокусирования). Концертному фотографу нужно четко знать, когда менять один на другой. Каждый раз фокусируясь заново можно добиться интересных кадров, но только если субъект не носится по сцене, например, во время акустического сета, когда как правило, динамики на сцене меньше, вполне приемлем AF-S.

А вот AF-C — это куда более подходящий для концертных съемок режим. Не стоит даже упоминать тот факт, что при съемке движущегося объекта это в принципе очевидный выбор.

При съемках в темном помещении даже самая крутая камера может не справиться с “отслеживанием” субъекта, так что придется либо использовать AF-C, но адаптироваться к возможным неудобствам, либо фокусируясь при помощи AF-S& В первом случае пострадает композиция, во втором — динамика. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что среди современных концертных репортажников можно встретить и тех, кто пользуется ручным фокусом.

Так или иначе, у многих современных камер есть центральные точки фокусировки, где чувствительность при низком освещении/контрасте повышена. Если у вас будет минутка — проверьте свою камеру, это того стоит.

    Фотографируйте зрителей

Разумеется нельзя отправиться на концерт и провести все время, развернувшись к сцене. Ваша задача, как фотографа, передать не только то, что происходило непосредственно перед публикой, но передать общую атмосферу, царящую в зале. Поэтому иногда как минимум разворачивайтесь к толпе и делайте снимки фанатов. Как правило, люди охотно позволяют себя снимать, а в порыве радости от полученных впечатлений, частенько могут взаимодействовать с фотографом и улыбаться или показывать какие-нибудь знаки в камеру. Когда они не позируют, вы и вовсе можете поймать чистейшие искренние эмоции. Не забывайте делать кадры, где видно и артиста, и публику, поскольку это и есть те отношения, на которых строится мероприятие.

Иногда отходите назад (совсем назад, в конец зала, за спину звукорежиссера) и снимайте из-за толпы, ведь это даст зрителю настоящее ощущение присутствия, будто он сам наблюдает за происходящим.

    Ловите интересный свет

Мы уже отмечали, что многие предпочитают снимать, пользуясь только доступным в заведении светом. Так вот, на то есть и еще одна причина, которую тоже стоит упомянуть. Таким образом можно поймать интересный свет, например удачно упавший на артиста луч, тень в потоке света и многое другое. То есть не стоит всегда расстраиваться, что вам досталась непростая задача повиноваться воле освещения на площадке.

Есть только одно принципиальное правило, которое касается освещения: избегайте снимать кожу и лица, залитые красным светом. Красный свет не позволяет получить детализированный кадр, спасти который можно только одним способом. Вместо этого, дождитесь пока свет сменится и жмите на заветную кнопку.

В крайнем случае, если не удалось избежать красного света, многие фото можно будет спасти простым переводом в ч/б.

    Ловите детали

Каждый раз, когда вы отправляетесь на съемки, мы говорим вам обращать внимание на детали. Не отступимся и сегодня: примерно за полчаса до начала концерта, у вас есть возможность поймать немало интересных моментов — общение между собой фанатов, инструменты, мелкие детали. Вы можете запечатлеть ожидание и напряжение на лицах фанатов.

После концерта не забудьте снять сетлист, а если вам удастся поймать хотя бы несколько моментов с импровизированной автограф-сессии, считайте, что день более чем удался, ведь вам удалось не только зафиксировать выступление, но и реальное взаимодействие артиста и его зрителя. Это очень богатые на эмоции моменты.

Что ж, вы готовы к первому опыту концертной съемки. Последние пожелания от нас: всегда будьте вежливы с персоналом, поклонниками и коллегами-фотографами и наслаждайтесь музыкой! Если с последним возникли вкусовые проблемы, запаситесь хорошими наушниками-вкладышами, которые помогут немного убавить окружающий шум — например,

Статья фотографа Саши Света о концертной фотографии:

Я хочу рассказать вам о практике съемки концертов, о том, как действительно стать концертным фотографом, а именно:

Предисловие.

Встречая в интернете тексты о концертной фотографии, меня поражает количество «воды» и минимум практических советов в эти статьях. Да и эти «советы» сводятся к совершенно очевидным вещам:
– «На концертах плохой свет»
– «Ловите момент»
– «Ищите интересные ракурсы»

Все это и так понятно. Все это логически вытекает из самого понятия – «концертная фотография».

Именно поэтому я решил написать эту статью. Я хочу рассказать вам о практике съемки концертов, о том, как действительно стать концертным фотографом, а именно:

  • Как получить аккредитацию фотографа.
  • Как снимать выступления музыкантов.
  • Как обрабатывать концертные фотографии.

  • Как получить аккредитацию фотографа.

    Если вы хотите сделать действительно интересные фотографии музыкантов – аккредитация фотографом на концерт необходима. В небольших клубах вам возможно и удастся подойти близко к сцене, но на крупных площадках без аккредитации это сделать никак не получится. Да и серьезное фотооборудование на концерт, как правило, без аккредитации не пронесешь.

    На самом деле получить официальную аккредитацию на концерт совсем не сложно. Существует много способов это сделать, я расскажу вам о самом простом и доступном любому человеку, у которого есть желание снимать.

    В интернете существует масса «музыкальных информационных агентств», а проще говоря просто сайтов, которые публикуют рецензии на альбомы, репортажи с концертов и пр. околомузыкальную информацию. И лишь единицы из них – это действительно издания в полном смысле этого слова, т.е. выплачивающие достойные гонорары журналистам и фотографам, имеющие постоянный штат сотрудников и т.п. Как правило эти издания – известные «бренды» на рынке СМИ и интернет-сайт для них лишь придаток к бумажной версии журнала.

    Большинство же музыкальных интернет изданий работают на «энтузиастах». Фотографы и журналисты работают там либо безвозмездно, либо за совершенно мизерные гонорары. Но именно поэтому эти сайты нам и интересны, ведь начать сотрудничать с таким изданием может любой человек, который действительно хочет снимать и имеет хотя бы небольшое портфолио репортажных съемок.

    Как это сделать?

    Я не буду называть имен таких интернет-изданий. Просто потому, что знаю, что многие редактора стараются не афишировать то, как построена работа в их издании. Да и если вы действительно захотите – то просто поиском в Яндексе вы без проблем найдете с десяток таких сайтов.

    Для начала напишите письма редакторам нескольких подобных изданий с предложением о сотрудничестве. Конечно, если вы к письму приложите примеры ваших работ шанс, что вам ответят сразу сильно увеличиться. Затем, скорее всего, вам дадут пару пробных «заданий» и если вы с ними успешно справитесь, то дальше пойдет уже нормальное сотрудничество, вы сможете сами «вызываться» снимать музыкантов, которые вам интересны или редактора изданий будут периодически сами предлагать вам съемки. Самой аккредитацией на концерт, как правило, занимается редактор издания, вам же будет просто сообщено когда и куда приезжать и как вы записаны в списках прессы.

    Подобное сотрудничество имеет свою плюсы и минусы.
    Главный положительный момент – это то, что все права на фотографию остаются у вас. Для публикации на сайте чаще всего нужна только «превьюшка» небольшого размера, оригинал фотографии и все права на него остаются у вас. А значит вы можете продать эти фотографии «серьезным» изданиям и, если повезет, получить неплохой гонорар. Также бывает, что особенно удачные кадры хотят купить поклонники группы.

    Самый главный минус подобного сотрудничества (кроме самого факта, что вам не платят) заключается в том, что на некоторые концерты аккредитацию сделать не получиться. Так, например, на концерты звезд мирового уровня малоизвестным изданиям аккредитации дают крайне редко.

    Но в любом случае сотрудничество с интернет-изданиями это очень хороший вариант для молодого фотографа. Кроме опыта съемки и фотографий в портфолио, вы получите много новых знакомств и, со временем, эти знакомства принесут вам клиентов и новых работодателей.

    Как снимать выступления музыкантов.

    Безусловно, сама тема того «как снимать» очень обширна и заслуживает отдельной статьи. Но пока постараюсь рассказать о ключевых моментах съемки.

    Композиция

    Один из самых простых и действенных композиционных приемов при концертной съемке – это работа с диагоналями. Т.е. когда объект копозиционно расположен вдоль диагональных линий в кадре. При съемки рок-концертов такую композицию очень часто помогают выстроить две вещи:

    Гитара в руках музыканта.
    Гитарный гриф уходящий в верхний угол кадра – классика концертной фотографии, которая никогда не перестанет быть актуальной.



    Движение рук вокалиста.
    На радость фотографам многие вокалисты активно двигаются на сцене, давая возможность выстроить интересный кадр.


    Снимая рок-панк-метал-музыкантов очень важно передать динамику в кадре. Для этого можно воспользоваться таким композиционным приемом:


    Композиционно музыкант «выходит» из кадра. И это создает ощущение динамичности действия.

    Но что делать, когда артист играет не «драйвовую» музыку? Действия на сцене мало, артист стоит в одной позе. Тогда можно попробовать выстроить композицию не только на самом артисте, но и поместив в кадр сценическое освещение, как часть композиции:


    В некоторых случаях хорошо работает такой прием:


    Кадр выстраивается именно на самом артисте, при этом желательно, чтобы больше в кадре не было ничего отвлекающего внимание – других музыкантов или пестрого фона. Хотя безусловно все зависит от конкретной ситуации и артиста. Например иногда в кадр можно включить элемент, который выбивается из обычной концертной атрибутики – это может сразу сделать кадр интереснее. Как в данном случае с «черепом»:


    Работа со светом.

    Как это ни печально, но именно от сценического света во многом зависит, какой кадр у вас получиться. Как бы хорошо вы не «ловили момент» и выстраивали композицию – плохое сценическое освещение все это загубит. Если музыкант выступает на крупных площадках (типа Олимпийского) и особенно если с ними работает хороший светорежиссер – проблем, как правило, не бывает. Но когда группа выступает в небольшом клубе или работы светорежиссера нет как таковой… тогда шансы сделать интересную фотографию близятся к нулю. На моей памяти был случай, когда на презентации одной группы в клубе Б-2 музыканты выступали вообще без сценического света. Освещение было только от обычных ламп, освещающих зал… Но это скорее исключение, обычно все не так плохо.

    Самая большая проблема небольших клубов в том, что освещение там не просто слабое, но и «одноцветное» (я не знаток свето-терминов, если кто знает, как называется такой свет – пусть меня поправит). Получается, что вся сцена заполнена, например, слабеньким красным светом. В результате сделать интересную цветную или ч/б фотографию очень сложно – картинка получается скучная. Есть один прием, который может помочь вам «раскрасить» картинку. Попробуйте во время съемки «одеть» на вспышку небольшую пластинку из полупрозрачной цветной пленки или пластика, т.е. сделать по сути обыкновенный цветофильтр. И тогда свет от вашей вспышки добавит цветов в скучное освещение.

    Замечание по работе со вспышкой.

    Многие концертные фотографы не работают со вспышкой. На мой взгляд это не правильно. Вспышка это рабочий инструмент фотографа. И им надо просто уметь пользоваться. Безусловно, если «лупить» вспышкой в лоб ничего хорошего не получиться. Но зачастую вспышка может отлично работать, как дополнительный источник заполняющего света. Попробуйте понизить мощность вспышки на ступень-две и направить ее немного под углом к сцене – иногда такой простой прием может сделать фотографию заметно интереснее.
    Пробуйте, экспериментируйте и я уверен, что вы останетесь довольны результатом.

    Общие моменты съемки.

    Думаю, рассказывать о настройках выдержки и диафрагмы несколько бессмысленно – вы сами поймете, какие настройки подходят в каждом конкретном случае, сделав пару пробных кадров. Скажу лишь о некоторых вещах:

  • Часто на концертах стоит выбор между шумами и «смазаностью» картинки. Тут из двух зол придется выбирать меньшее – шумы. Так как их вы сможете потом частично убрать при обработке, а вот смазанность картинки исправить намного сложнее. Поэтому всегда лучше поставить побольше ISO, нежели увеличить выдержку. Разумеется поднимать ISO нужно только тогда, когда вы уже снимаете на максимальной для себя выдержки, при которой не смазывается картинка.
  • Если ваша камера не всегда одинаково адекватно работает с автоматическим балансом белого, то разумнее чётко определить режим, например, «cloudy» – тогда цвета на всех фотографиях будут получаться примерно одинаково.
  • Очень полезная вещь в концертной фотографии – монопод. Штатив слишком громоздок и сильно сковывает ваши действия. Монопод – легкий и одновременно даёт хорошую опору при съемке. Особенно это актуально при съемке крупных фестивалей, когда через несколько часов непрерывной работы появляется банальная физическая усталость. Хотя монопод – вещь «на любителя», есть фотографы, которым важна полная свобода камеры в руках. Тут уж каждый выбирает для себя.
  • Старайтесь поймать момент, когда музыкант подходит близко к краю сцены и сфотографируйте его с нижнего ракурса. Это добавит «мощности» музыканту в кадре, как, например, на этой фотографии:


    Как обрабатывать концертные фотографии.

    Обработка в концертной фотографии особенно важна. На концерте все фотографы работают в одинаковых условиях и единственный способ сделать свои работы действительно выделяющимися на фоне сотен кадров других фотографов – это интересная и качественная обработка.

    Главное правило – всегда снимайте только в RAW. О программах по обработке RAW файлов можно почитать в моей статье « ». Здесь я постараюсь рассказать о основных особенностях именно концертной обработки.

    Есть два вида обработки концертных фотографий – художественная и репортажная. С репортажной обработкой все понятно – это обработка чаще всего пакетная, когда важен качественный результат при большом объеме кадров. Суть обработки, как правило, сводиться к простой работе с цветами (насыщенность, баланс белого), экспозицией, резкостью и шумами. Совершенно стандартный набор простых приемов. Писать здесь о них, на мой взгляд, не имеет особого смысла – об этом и так уже написана ни одна статья.
    С художественной обработкой все намного интереснее. Ее суть именно в художественной подаче материала, когда задача – сделать красивую и интересную картинку, а работа идет индивидуально над каждым кадром.
    Условно говоря, весь процесс обработки можно разделить на три основные части:
    – Цвет
    – Свет
    – Детали

    Работа с цветом.

    Основная задача при работе с цветами – сделать их «вкусными». То есть, цвета должны быть гармоничные, приятные глазу. В концертных фотографиях это особенно важно, так как очень часто освещение на концерте губит все цвета. Попробую привести пример:



    На этом концерте прожектора «лупили» желто-оранжевым cветом, по сути просто убивая цвета.
    Основная часть работы над цветом проводилась в Adobe Lightroom, после была небольшая детальная доработка в Photoshop.
    Основные этапы работы в Lightroom:

  • Чтобы частично избавиться от оранжево-желтых цветов – снижаем цветовую температуру картинки, делая ее более холодной. Затем уменьшаем насыщенность цветов.
  • Немного поднимаем контраст и яркость. Сильно поднимаем настройки Fill Light – тем самым осветляя задний план на фотографии.
  • Затем идет индивидуальная работа с цветами: Насыщенность красного и оранжевого поднимаем до максимума, а насыщенность желтого наоборот – снижаем до минимума.
    Работаем с настройкой Luminance цветов: красный и желтый поднимаем до максимума, оранжевый поднимаем до половины значения красного и желтого.
  • Вот и все 🙂

    Мы получили те цвета, которые хотели. Потом их можно немного доработать в Photoshop, но основную обработку цветов мы сделали именно в Lightroom.

    Вот еще один очень показательный пример работы с цветами.



    При грамотной работе с цветами «вкусную» картинку можно сделать практически из любой фотографии, даже если условия съемки были далеки от идеала.

    К сожалению рассказывать детально о всех способах работы с цветами в этой статье места не хватит… Да и не об этом статья… Главный совет, который я могу вам дать – это экспериментируйте. Просто изменяйте настройки цветов, теней, насыщенности в Lightroom и со временем вы научитесь делать такие цвета, какие вам нужны. А Lightroom хорошь именно тем, что позволяет довольно просто проводить такие эксперименты.

    Работа со светом.

    Самый большой простор для работы со светом и тенью, безусловно, дает Ч/Б фотография. Просто потому, что при изменении настроек света и тени мы можем не следить за изменением цветов на фотографии. Это дает нам большие преимущества – мы можем сделать сильный контраст, индивидуально затемнить или осветить любую область картинки. Для работы с Ч/Б я также рекомендую вам основную обработку делать в Lightroom, а в Photoshop уже индивидуально затемнять или осветлять части картинки.

    Но для начала экспериментируете с простыми вещами – например с контрастностью Ч/Б картинки, при правильной обработке может получиться очень интересный результат:


    Работа с деталями.

    Именно детальной обработке фотографы очень часто уделяют мало внимания. Но через работу с деталями можно заметно улучшить фотографию и сделать ее более интересной. Обработку деталей удобнее всего делать в Photoshop, приведу несколько примеров того, что можно просто и быстро сделать:

  • Попробуйте акцентировать внимание на глазах. Это очень действенный прием, и если вы сняли крупный план музыканта, можно, например, просто немного осветлить зрачки и область вокруг глаз, если она находиться в тени. Главное – не переборщите. Лучшая обработка – которую не заметно, она должна быть полностью гармоничной со всей фотографией. Если все сделать правильно – то простая работа с инструментом Dodge сразу акцентирует внимание зрителя на глазах музыканта и добавит фотографии выразительности.
  • Увеличьте резкость. Есть два простых приема, которые дают очень хороший результат:
    1 – Увеличивайте резкость работая в Lightness канале цветового пространства Lab. Это позволит вам увеличить резкость с минимальным количеством цветных шумов. Подробное руководство, как это сделать можно без труда найти в интернете.

    2 – Не обязательно добавлять резкости на всю фотографию. Чтобы избежать появления лишних «шумов» можно увеличить резкость только в «ключевых» местах кадра – глаза, руки на грифе гитары, струны, заметные элементы одежды. Сделать это очень просто – есть такой инструмент History brush, вы можете задать ей возможность «рисовать» с любого момента обработки, которая есть в вашем History работы над фотографией. Что это нам дает? Мы можем применить резкость на всю картинку, задать History Brush работу с этого момента History (когда мы применили фильтр увеличения резкости), вернуться в History назад (то есть тогда, когда еще не была применено увеличение резкости) и просто рисовать кисточкой резкость по картинке!

    Если вы увеличите резкость на самых заметных местах кадра – это создаст у зрителя иллюзию резкости всей картинки.

  • Если вам необходимо удалить шумы, делайте это через специальные плагины. Самые популярные из них – Neat Image и Noise Ninja. Качество их работы в разы превосходит встроенные функции удаления шумов в Photoshop.
  • К сожалению в этой статье у меня нет возможности написать подробно о обработке фотографий – это потребует очень много места… Да и статья получиться совсем о другом:). Но самое важное это понять насколько важна обработка. Если вы хотите получить действительно красивую и интересную концертную фотографию – умение обработки вам необходимо.

    Съемка пресс-конференций.

    Отдельно хочется сказать пару слов о пресс-конференциях. Периодически снимая концерты вы будете попадать на пресс-конференции музыкантов. Зачастую фотографы уделяют мало внимания съемки «прессух», делая обычные репортажно-протокольные фотографии. На мой взгляд это не правильно, так как именно на пресс-конференции у вас есть возможность сделать интересный портрет артиста. Вот примеры некоторых портретов, сделанных мною на пресс-конференциях:




    Самое сложное при съёмке портретов на пресс-конференции – сделать интересную художественную фотографию в цвете. Так как освещение на прессухах, как правило, оставляет желать лучшего и получить красивые цвета на фотографии (именно художественной фотографии) очень трудно.

    Зато удачно снятый портрет артиста может быть очень востребован. Так портрет Гребенщикова журнал «Медведь» купил на обложку номера, а недавно издательство АСТ предложило купить фотографию Васильева для обложки его книги (на момент написания статьи идут переговоры с издательством).

    Поэтому снимайте, обрабатывайте и возможно у вас получиться очень интересный результат. Не стоит зацикливаться на «протокольных» съемках…

    Пара слов о печальном.

    К сожалению в России концертной фотографией зарабатывать практически не возможно. Я говорю именно о стабильном высоком доходе, а не о разовых гонорарах. На то есть масса причин, начиная от ничтожного количества печатных музыкальных изданий до отсутствия самой музыкальной индустрии как таковой. Так, что если вы думаете заработать концертной фотографией большие деньги – скорее всего вы сильно разочаруетесь.
    Но если вам просто нравиться музыка, живые выступления музыкантов и вам интересно попробовать снимать концерты – тогда вперед, главное желание и все получиться.