Необычные растения        07.05.2019   

Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис. Непривычно много внимания уделяет своему телу. Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними

Подростковый период сложное время не только для человека, который его переживает, но и для его окружения. Некоторые формы подросткового поведения доставляют беспокойство и вызывают заслуженное раздражение.Для того, чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них — манипулятивное поведение.

Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Давайте рассмотрим причины, основные виды подростковых манипуляций и способы справиться с ними.

Почему подросток манипулирует?

Напомним, что одна из важнейших задач подросткового возраста — научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Подрастающий ребенок должен стать взрослым, зачастую приходится отвоевывать свою независимость и самостоятельность. Но иногда решение этой задачи понимается подростком, как желание делать, что хочется: гулять допоздна, оставаться на ночь у друзей, не ходить в школу, играть в компьютер без меры и так далее.

Важно обозначить, что самостоятельность и ответственность — это два необходимых компонента для развития подростка. Так что определенная степень свободы должна присутствовать. Должны быть зоны ответственности, которые вы полностью можете доверить подростку, отдать ему на откуп.

При этом нужно не забывать, что границы дозволенного — это также важнейшее условие для развития. И эти границы важно обозначать и отстаивать, это необходимо как для самого подростка, так для всех членов его семьи.

Обозначить границы могут только родители или значимые взрослые, которые занимаются воспитанием. Важно обозначить и договориться о последствиях в связи с их нарушением. Правила должны быть разумны и соответствовать возрасту.

Не всегда подросткам хочется соблюдать границы обсужденных договоренностей, для этого возраста характерны нарушения норм и правил. Иногда желание быть взрослым понимается как “делать что я хочу”. Для того, чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них — манипуляции в диалоге с родителями, попытка добиться от родителей выгодного им поведения с помощью эмоционального воздействия.
Важно вовремя обнаружить, что вами манипулируют и не попадаться в эту ловушку.

Как обнаружить, что вами манипулируют?

Главные помощники здесь — это ваши чувства, ведь они выступают маркерами происходящего. Манипулирование вызывает следующие чувства:

Стыд. Подросток стремится “расшатать” родительскую позицию, спровоцировать чувство стыда. Как правило используются выражения вроде: “вот у Васи родители у все разрешают…”, “Лена может с родителями всем делиться и они ее понимают…”, “У Толи полная свобода, а я как в тюрьме…“, “Ты ничего не понимаешь, совсем отстал от жизни…” и так далее.

Упор делается на то, что кто-то справляется лучше со своими родительскими обязанностями. Высказывания направлены на то, чтобы вызвать чувство стыда, которое является одни из основных инструментов для манипуляции.

Страх. Послания такого рода связаны с угрозой безопасности подростка и родительской невозможностью на это повлиять. “Сейчас я уйду и не вернусь…”, “Если ты меня не пустишь, я убегу…”, “Если ты не дашь мне денег, я пойду и украду их…” и так далее. Преследуется задача вызвать чувство беспокойства или страха, который является прекрасным инструментом для манипуляции.

Родитель готов пойти на что угодно, чтобы не подвергать своего ребенка опасности и риску.

Вина. Сообщения из этой группы связаны с тем, чтобы вызвать сильное чувство вины. У каждого человека всегда найдется много поводов испытать вину перед своими близкими.Например, недостаточное материальное благополучие (“вот у всех смартфоны последней модели”), развод родителей, то, что родители много работают и мало проводят времени с ним, что школа в которой он учится недостаточно хороша, и вообще — “У всех нормальные родители, не то, что ты”.

Сильное чувство вины является хорошим инструментом для манипуляции. Когда родитель чувствует себя виноватым, то готов идти на встречу по многим вопросам вопреки своему желанию.

Гнев. Универсальное чувство, все предыдущие чувства сопровождаются в том числе злостью и раздражением. Но может возникнуть такое сильное чувство, которое практически невозможно выносить. Хочется его прекратить как можно скорее. Как правило вызывается оно долгими и настойчивыми требованиями или “нытьем”. Когда подросток не останавливается, и не останавливается, и продолжает настаивать или “канючить”. Важно, что это происходит довольно долго и складывается ощущение, что невозможно от этого скрыться или уйти.

Бессилие и беспомощность . Вышеназванные чувства часто рождают ощущение бессилия, “опускаются руки”, у родителя появляется ощущение, что он ни на что не способен повлиять.

Вызвать бессилие у родителя — это значит добиться цели, ведь беспомощный родитель уже не в состоянии настаивать на своем и ограничивать подростка в чем либо.

Как противостоять манипуляциям подростка?

Замечать свои чувства. Помните, что чувства — это маркеры происходящего, они позволят вам вовремя заметить начало манипулирования.
Понимать механизм возникновения манипуляции. Помните, что все обидные и не слишком приятные слова и действия — это всего лишь способ достижения подростком своей цели.

  1. Стараться не демонстрировать сильных чувств — это сигнал для подростка, что он на верном пути, цель практически достигнута, осталось чуть-чуть поднажать, используемый им способ является эффективным.
  2. Твердо и спокойно сказать о том, что вы замечаете манипуляцию и не готовы в таком формате продолжать диалог. И готовы вернуться к разговору в другом формате, без обвинений и упреков, готовы обсудить суть проблемы по существу.
  3. Не удовлетворять просьбы, основанные на манипуляциях, чтобы не подкреплять негативный способ поведения.
  4. Членам семьи важно опираться друг на друга, держаться единой линии. Несколько человек — всегда сила, сложнее “расшатать” пару, чем одного. Двое или трое людей — гораздо более устойчивая конструкция.

В свою очередь, сами не используйте манипуляции в диалоге с ребенком — таким образом вы обучаете его нечестным методам поведения.
Учите ребенка личным примером честно, по-взрослому строить диалог, ответственно относиться к словам, договоренностям, правилам.

Проанализируйте, манипулирование какими чувствами наиболее “эффективно” действует с вами — чувство вины, страха и т.д…. Важно разобраться, почему так происходит, это понимание позволит стать более устойчивым к манипуляции.

В любом случае, помните, что вы не обязаны быть идеальным родителем! Никто не совершенен, в том числе и вы, и это еще не повод нарушать правила и вести себя с вами как угодно.

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история - манипуляции. Разбираемся, как они устроены

Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история - манипуляции. Разбираемся, как они устроены.

Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Давайте рассмотрим причины, основные виды подростковых манипуляций и способы справиться с ними.

Почему подросток манипулирует?

Напомним, что одна из важнейших задач подросткового возраста - научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них . Подрастающий ребенок должен стать взрослым, и зачастую приходится отвоевывать свою независимость и самостоятельность.

Но иногда решение этой задачи понимается подростком, как желание делать что хочется : гулять допоздна, оставаться на ночь у друзей, не ходить в школу, играть в компьютер без меры и так далее.

Важно обозначить, что самостоятельность и ответственность - это два необходимых компонента для развития подростка . Так что определенная степень свободы должна присутствовать. Должны быть зоны ответственности, которые вы полностью можете доверить подростку, отдать ему на откуп.

При этом нужно не забывать, что границы дозволенного - это также важнейшее условие для развития. И эти границы важно обозначать и отстаивать, это необходимо как для самого подростка, так и для всех членов его семьи.

Обозначить границы могут только родители или значимые взрослые, которые занимаются воспитанием. Важно обозначить и договориться о последствиях в связи с их нарушением. Правила должны быть разумны и соответствовать возрасту.

Не всегда подросткам хочется соблюдать границы обсужденных договоренностей, для этого возраста характерны нарушения норм и правил. Иногда желание быть взрослым понимается как “делать что я хочу”.

Для того чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них - манипуляции в диалоге с родителями, попытка добиться от родителей выгодного им поведения с помощью эмоционального воздействия. Важно вовремя обнаружить, что вами манипулируют и не попадаться в эту ловушку.

Как обнаружить, что вами манипулируют?

Главные помощники здесь - это ваши чувства, ведь они выступают маркерами происходящего.

Манипулирование вызывает следующие чувства:

Стыд

Подросток стремится “расшатать” родительскую позицию, спровоцировать чувство стыда. Как правило, используются выражения вроде: “вот у Васи родители все разрешают…”, “Лена может с родителями всем делится, и они ее понимают…”, “У Толи полная свобода, а я как в тюрьме…“, “Ты ничего не понимаешь, совсем отстал от жизни…” и так далее.

Упор делается на то, что кто-то справляется лучше со своими родительскими обязанностями. Высказывания направлены на то, чтобы вызвать чувство стыда, которое является одним из основных инструментов для манипуляции.

Страх

Послания такого рода связаны с угрозой безопасности подростка и родительской невозможностью на это повлиять. “Сейчас я уйду и не вернусь…”, “Если ты меня не пустишь, я убегу…”, “Если ты не дашь мне денег, я пойду и украду их…” и так далее. Преследуется задача вызвать чувство беспокойства или страха, который является прекрасным инструментом для манипуляции.

Родитель готов пойти на что угодно, чтобы не подвергать своего ребенка опасности и риску.

Вина

Сообщения из этой группы связаны с тем, чтобы вызвать сильное чувство вины. У каждого человека всегда найдется много поводов испытать вину перед своими близкими . Например, недостаточное материальное благополучие (“вот у всех смартфоны последней модели”), развод родителей, то, что родители много работают и мало проводят времени с ним, что школа, в которой он учится, недостаточно хороша, и вообще - “У всех нормальные родители, не то, что ты”.

Сильное чувство вины является хорошим инструментом для манипуляции. Когда родитель чувствует себя виноватым, то готов идти навстречу по многим вопросам вопреки своему желанию.

Гнев

Универсальное чувство, как и все предыдущие сопровождается в том числе злостью и раздражением. Но может возникнуть такое сильное чувство, которое практически невозможно выносить. Хочется его прекратить как можно скорее.

Как правило, вызывается оно долгими и настойчивыми требованиями или “нытьем”. Когда подросток не останавливается, и не останавливается, и продолжает настаивать или “канючить”. Важно, что это происходит довольно долго и складывается ощущение, что невозможно от этого скрыться или уйти.

Бессилие и беспомощность

Вышеназванные чувства часто рождают ощущение бессилия, “опускаются руки” , у родителя появляется ощущение, что он ни на что не способен повлиять.

Вызвать бессилие у родителя - это значит добиться цели , ведь беспомощный родитель уже не в состоянии настаивать на своем и ограничивать подростка в чем-либо.

Как противостоять манипуляциям подростка?

Замечать свои чувства. П омните, что чувства - это маркеры происходящего, они позволят вам вовремя заметить начало манипулирования. Понимать механизм возникновения манипуляции.

Помните, что все обидные и не слишком приятные слова и действия - это всего лишь способ достижения подростком своей цели.

Сами не используйте манипуляции в диалоге с ребенком - таким образом вы обучаете его нечестным методам поведения.

Личным примером учите ребенка честно и по-взрослому строить диалог, ответственно относиться к словам, договоренностям, правилам . Проанализируйте - манипулирование какими чувствами наиболее “эффективно” действует с вами - чувство вины, страха и т.д….

Важно разобраться, почему так происходит , это понимание позволит стать более устойчивым к манипуляции.

В любом случае помните, что вы не обязаны быть идеальным родителем! Никто не совершенен, в том числе и вы, и это еще не повод нарушать правила и вести себя с вами как угодно..опубликовано .

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Отрывки из беседы корреспондента Елены Лёвиной с врачом-психиатром Б.И. ЗАКИНОВЫМ, который имеет уникальный опыт в работе по профилактике и лечению наркомании.

Как помочь нашим детям избежать этого зла, а если оно случилось, пораньше обнаружить и начать лечение?

Наркомания - болезнь крайне тяжелая. Она относится к разряду трудноизлечимых. Если не помогать наркоманам, то, по статистике, у них только пять шансов из ста выйти самим из этой болезни и остаться в живых.

Если мы пытаемся активно помогать наркоманам, то этот показатель увеличивается только до 14%. Всего лишь, даже если мы используем помощь дорогостоящих частных клиник. Поэтому основополагающей в этой проблеме должна быть всё-таки профилактика.

Мы должны своих детей уже с малого возраста очень долго, фундаментально просвещать в этой проблеме. Чтобы к окончанию средней школы они уже были, как минимум, маленькими профессионалами, которые понимают все процессы воздействия наркотиков на организм и необратимость этих явлений, технологию работы наркомафии в молодежной среде. Чтобы они не думали, что можно ради удовольствия попробовать наркотики, а потом их бросить. Если наркотик попал однажды в организм, он уже изменил химию мозга, и человек стал другим как личность.

Как правильно вести себя родителям, что предпринимать?

Когда в семье создан такой климат, что родители оказывают царственное давление на ребенка путем окриков и угроз, это всегда приводит к тому, что ребенок, оказавшись в беде, боится в этом признаться родителям. На первом этапе мы должны научится относиться к детям с позиции равных, установить дружеские отношения. Чтобы ребенок уже с раннего возраста понимал, что у него в жизни друзей много, но самые близкие - его родители. И он не должен бояться, что за любой проступок родители его накажут или осудят. Необходим тесный, доверительный контакт.

Это нужно потому, что в большинстве случаев наши школьники проходят через период наркотизации, а именно через контакты с первыми наркотиками. И дети, которые в хороших отношениях с родителями, обязательно в этом признаются. В других же семьях взрослые узнают об этой беде слишком поздно. В первом случае родители помогут своему сыну или дочери максимально безболезненно из этой проблемы выйти. Во втором случае шансов выжить у ребенка останется, как я уже говорил, только пять процентов.

- Есть ли признаки, по которым можно определить, что ребенок пристрастился к наркотикам?

Когда он становится больным, это уже будет очевидно. Нужно успеть заметить начальные признаки, когда подросток входит в полосу первой наркотизации.

Естественно, любой наркотик, изменяющий, как я уже говорил, химию мозга, сразу же меняет личность человека. И первый основной признак, на что должны обратить внимание родители, - это появление нехарактерной, постоянной лживости у них сына или дочери. Подросток начинает врать на каждом шагу.

2. Он резко начинает худеть. Потому что все наркотики, которые используют наши наркоманы, вызывают резкое снижение веса за счет прямого действия на определенные центры мозга и за счет токсических эффектов, которые оказываются на нервную систему.

3. Сильно изменяется привычная форма поведения. То он интересовался литературой или музыкой, и вдруг резко меняются его интересы. Это должно насторожить. Почему вдруг он стал каким-то примитивным? Почему он перестал быть развивающимся? Он остановился в развитии. Это тоже один из кардинальных признаков, что ребенок начал потреблять психоактивное вещество.

4. Квартира начинает превращаться в "Организацию Объединенных Наций". Появляется огромное количество телефонных звонков, непрошенных гостей. Постоянно приходят новые люди. Родители замечают, что идет какое-то постоянное движение.

5. В квартире начинает появляться огромное количество аудио- и видеокассет. Чаще аудиокассет. Как правило, они - наиболее удобные контейнеры, в которых распространяются наркотики. У наркоманов есть такое правило, которое называется "движение". Каждый наркоман, ставший сильно зависимым, вынужден идти в рабство. Он сам активно занимается наркоторговлей и для того, чтобы выжить, он должен за год около 15 человек вовлечь в эту проблему. Тогда он сможет обеспечивать себя наркотиками. Стоимость одной "дозы" героина - около 200 рублей. Уже через два месяца активного потребления он должен тратить 12 тыс. рублей в месяц. Эти деньги наркоманы находят, но не наличными, а за счет дилерских услуг.

6. Подросток перестает попадать на первые занятия в учебное заведение. Потому что он в состоянии ломки, ему плохо, и поэтому он вынужден с утра "подлечиться". Часто это замечают учителя в школе - подросток сидит отрешенным, дремлет, не понимает, о чем идет речь, - значит, он недавно принял "дозу".

7. Если ребенок начинает курить марихуану, т. е. коноплю, то появляется специфический запах от одежды и его волос. Это запах сухой горелой травы. Он очень тяжело выветривается из одежды и волос человека.

8. Должно насторожить обстоятельство, если появляется необычный интерес к домашней аптечке. Почему он стал интересоваться лекарствами? Почему он стал читать литературу, посвященную лекарствам? А потому, что когда он стал наркоманом, у него появляется потребность всё время свое состояние хоть чем-то одурманить. А если ему становится плохо, он пытается хоть как-то пережить периоды без наркотиков, и поэтому подросток тянется к лекарствам.

9. Если в доме появляется так называемая прекурсора наркотиков (вещества, из которых они изготавливаются и всякие вспомогательные вещества). Это всевозможные растворители, кристаллический йод , марганцовка и другие.

10. На сегодняшний день появляется тяжелый вид наркомании, когда наркоманы стали использовать наркотики, приготовленные в домашних условиях. Для этого они в аптеках покупают медикаменты от насморка (не буду умышленно их называть), смешивают с другими элементарными препаратами, которые также покупаются в аптеке, используют огромные дозы марганцовки. Это вызывает уже через месяц тяжелейшие необратимые изменения в нервной системе, которые, как правило, приводят к инвалидности. 36 ребят, которых я наблюдал и которые потребляют этот вид наркотика под названием "мулька", практически все инвалиды II группы.

11. Многие назовут следы инъекции на руках. К сожалению, это родители видят очень поздно, когда наркоман уже будет сформированным больным. Потому что сейчас все наркоманы используют инсулиновые иглы, не оставляющие следов инъекций на руке.

12. Но можно заметить другое. Наркоман тщательно прячет шприцы, а упаковку от них часто убрать забывает или бросает около помойного ведра. Это должно быть острым сигналом о неблагополучии вашего ребенка.

13. Вдруг подросток начинает надолго закрываться в ванной. Как правило, он колется там, приходит в себя и уже более-менее нормальным выходит.

14. Естественно, начинается воровство из дома. В первую очередь начинают пропадать чайные ложки, в которых, например, они разводят героин. Как только наркоман научится беречь свою чайную ложку, тогда они перестанут пропадать. Но на первом этапе из дома уходят практически все эти приборы. Пропадают деньги, ценные вещи и т. д. Вполне возможно, что они пошли в уплату за наркотики. Здесь родители должны быть начеку: ни в коем случае не устраивать разборок и пыток, только доверительный разговор. Подросток должен честно признаться, и никаких силовых реакций со стороны родителей быть не должно. Надо своего ребенка просто понять: он это делает не потому, что он такой плохой, а потому, что он по-другому не может. Потому что ломка, которую он переживает, - это самое страшное страдание, которое человек может испытать в своей жизни.

Те же медики утверждают, что наркоманов нельзя жалеть, что к ним должно быть самое непримиримое отношение даже со стороны самых близких людей в том смысле, что наркоману - не место в нашей жизни, что наркотики - это отвратительно и безобразно.

С одной стороны, обязательно должно быть понимание, но ни в коем случае не должно быть уступок в его сторону. Нельзя уступать ему ни в чем. Потому что это личность лживая, один раз стоит родителям уступить и поверить его бредням, и он обязательно будет этим пользоваться! Не должно быть никаких половинчатых решений. Например, пытаясь помочь ребенку, родители позволяют ему по чуть-чуть дома употреблять наркотики. Этого быть не должно. Отказ от наркотиков должен наступить сразу.

15. Еще о признаках. Как только подростки начинают употреблять наркотики, они сразу же прекращают за собой ухаживать. Это потеря интереса к своей внешности. Девочки перестают пользоваться косметикой, ребята допускают небрежность в одежде, перестают регулярно менять свое нижнее белье, становятся запущенными, прекращают ухаживать за своей прической, реже чистят зубы и т. д.

16. Очень часто говорят, что зрачки глаз якобы выдают наркомана. Мы знаем, что практически все наркотики вызывают расширение зрачка и только опийная группа наркотиков вызывает его сужение.

17. Если вдруг при обследовании на фоне полного благополучия вдруг у подростка выявили вирус "С", значит, чаще всего, или он употреблял наркотики внутривенно, или был в тесном контакте с наркоманом.

18. Наконец, появление самой ломки - абстинентного кризиса. Родители замечают, что периодически их ребенок начинает болеть. Утром, просыпаясь, кашляет, чихает, у него обильный насморк, полный рот слюны, огромные коровьи зрачки. Заходит в ванную комнату, находится там полчаса - час, и выходит уже здоровым. То есть, он уже "поправился", свою припрятанную дозу он уже принял.

19. Натолкнуть на мысль о приеме наркотиков может отказ подростка от активной работы. Наркоманы не могут ни активно учиться, ни работать. Личность уже другая, и человек абсолютно не продуктивен.

Современным психологам часто приходится сталкиваться с подростковыми проблемами и трудностями, причем они наблюдаются как у самих подростков, так и у их родителей. И только вместе с детьми можно решить все вопросы. Вы готовы понять своего ребенка и помочь ему?

Условно, подростковый возраст делится на два периода:
1. 11-13 лет;
2. 14-15 лет.
Первый этап является одним из самых негативных периодов, где в полной мере может проявляться все то, что свойственно подросткам.

Что же характерно для подростков? Что для них норма в этот кризисный для всех период?

  1. Чувство взрослости. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый, точнее «ребенок на подросте». Ребенком он уже побыл и знает, что это такое, поэтому ему всеми силами хочется прикоснуться к ранее неизведанному, быть максимально похожим на взрослого. Именно поэтому, подростки начинают копировать поведение взрослых (курение, алкоголь, яркий макияж, сексуальные отношения, езда на авто и прочее). На заметку. В этот период очень полезно давать определенную долю самостоятельности ребенку (иначе он сам возьмет, причем, слишком много) и развивать ответственность. Давать поручения, причем те, которые ранее выполнял только взрослый (оплата счетов, покупка продуктов, приготовление пищи для семьи, важно учитывать мнение ребенка по важным вопросам, по крайнее мере спрашивать). Тем самым вы будете удовлетворять основную потребность подростка – ощущать себя взрослым и значимым. Это как раз то, что ему очень нужно в этот период.
  2. Смена ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение . Общение со сверстниками – вот, что становится безумно ВАЖНЫМ для подростка в этот период. Среди себе подобных он познает себя. Не стоит в этот период выбирать ему друзей за него или ограничивать общение с кем-то. Он все равно будет общаться с этим человеком тайком, а вас тихо ненавидеть. Лучше поинтересоваться, что именно вашего ребенка привлекает в друге, который вам не нравиться. На заметку. У очень многих детей в этот период наблюдается спад успеваемости. Учеба отходит на второй план, подростки могут проявлять равнодушие или даже негативное отношение к школе. Это вполне нормальное и объяснимое явление. Наберитесь терпения, ненавязчиво контролируйте этот процесс. Желательно озвучить своему ребенку, что Вы понимаете его (учебная программа в этот период усложняется) знаете, что ему трудно, готовы по мере сил помогать, и вместе с этим напоминайте, что учебная деятельность - это ЕГО зона ответственности, что ЭТО в его интересах, и что прежде всего он учиться для себя и своего будущего. Важно знать, что в этот период подростки лучше работают в группах, даже домашние задания им легче выполнять вместе с подругой или другом.
  3. Негативизм по отношению к взрослым . Происходит некоторое «обесценивание» взрослого, того, что он говорит, просит, требует. Подросток пробует свои силы, он намеренно желает противостоять взрослому, проверяет взрослых на прочность. Если в семье есть младшие дети, они также «обесцениваются». Единственный авторитет для них в этот период – это группа сверстников. Самым важным является завоевание определенного статуса среди сверстников. Именно в общении с себе подобными, они усваивают определенные нормы и ценности, понимают, что можно или нельзя, где проходят «границы общения». Это временное явление. Важно понимать, что подросток жаждет УВАЖЕНИЯ. Если Вы будете общаться с ним УВАЖИТЕЛЬНО, то именно Вас он не будет «обесценивать», однако, у многих просто не хватает сил уважительно «терпеть» все выходки подростков.
  4. Повышенное внимание к своей внешности . Зачастую подростки весьма критичны по отношению к себе и к своей внешности, на этой почве у них может сильно колебаться самооценка и самоощущение. Очень внимательно относитесь к словам, которые вы говорите подростку, особенно к тем, которые касаются внешности. Подростковый возраст – самый чувствительный возраст для формирования различных комплексов, от которых очень сложно избавиться. Предоставьте выбор одежды своему ребенку, лишь слегка корректируя его при необходимости.
  5. Половое созревание . Это оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и характер подростков, часто выводит их из «равновесия». Некоторые из них могут быть нервозными, агрессивными, часто их поступки становятся непредсказуемыми, спорными. В период полового созревания актуальными являются проблемы половых отношений. И это естественно. Организм готовится к выполнению основной и главной биологической функции - продолжению своего вида и рода.
  6. Гиперчувствительность эмоциональной сферы . Эмоциональная сфера подростков обостряется до предела. Они становятся весьма обидчивыми, ранимыми, агрессивными. Именно по этой причине, многие взрослые «не узнают» своих детей». Если вы специально или нечаянно заденете чувство собственного достоинства, то подросток обязательно продемонстрирует чувствительность эмоциональной сферы. Он либо будет агрессивно и дерзко защищаться, либо уйдет от контакта. Может замкнуться или оградиться от Вас как источника эмоциональной боли. Агрессия – это неудовлетворенная потребность. У подростков МАССА неудовлетворенных потребностей в этот период, именно поэтому ее так тяжело им сдерживать.
  7. Перекладывание ответственности . Очень часто можно наблюдать, что подросток в своих неудачах и неуспехах винит внешние факторы. Это может быть конкретный человек (плохой учитель, плохой класс и др.) или внешние обстоятельства (так сложилось, так получилось). Обращайте внимание подростка на его долю ответственности за его действия или бездействия. Это вернет его к реальности и его долю ответственности.
Конечно, не у всех этот возрастной период будет протекать бурно. У всех по-разному. То, как и какой сформируется ЛИЧНОСТЬ, зависит от множества фактора, вместе с этим выделяются два основных момента:

1. Среда, в которой растет ребенок;
2. Индивидуальные особенности (темперамент, особенности нервной системы, особенности характера, эмоционально-волевой сферы, его личный опыт и отношение к нему).
Именно поэтому, в одной семье могут вырасти абсолютно «разные» личности.

В завершение хочется напомнить английскую поговорку: «Как бы Вы не воспитывали своих детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя».

Дети «не слышат» слов, в основном они копируют поведение или модели поведения. Следите за тем, чтобы ваши слова соответствовали Вашему поведению, тогда ребенок будет доверять вам и прислушиваться к Вашему мнению.