Флористика        07.08.2019   

Как вводить первый прикорм правильно. Почему после введения прикорма у ребенка бывает запор и что предпринять

Тема введения прикорма – поле для разного рода домыслов и мифов. Чем только не пытаются накормить малюток! К примеру, утверждается, что фрукты в виде пюре и соков вообще не являются первым прикормом, а только его предшественником, и что они вполне подходят для деток в 3 месяца. Существует мнение, что в 4 месяца кроха должен уже съедать овощное пюре в количестве 100 граммов, а к 5 месяцам – освоить кашу на молоке.

Некоторые люди от недостатка информированности пытаются уже в 1-3 месяца предлагать деткам овощное пюре

Такая техника прикармливания существовала прежде, она была утверждена Министерством здравоохранения и НИИ питания РАМН еще в 1999 году, но с тех пор минуло много времени и наукой опровергнуты все данные положения. Сегодня введение прикорма осуществляется согласно рекомендациям ВОЗ и Международной Молочной Лиги.

Вопрос о первом прикорме очень животрепещущий, поэтому мы сегодня подробно остановимся на всех волнующих моментах. Расскажем о сроках начала прикорма, признаках готовности организма и других важных фактах.

Ранний прикорм

Ребенок, кушающий грудное молоко, до 6 месяцев абсолютно не нуждается в каких-либо дополнительных питательных веществах. Это доказано на примере ряда научных исследований европейскими врачами-педиатрами. Ученые Американской академии педиатрии убеждены, что наличие грудного вскармливания не требует раннего введения прикорма. Дети получают все необходимое из молока матери. Смысл вводить ранний прикорм новорожденным обуславливается только рядом весомых показаний. До 4-месячного возраста в ЖКТ ребенка еще нет необходимых ферментов, которые бы смогли переваривать пищу (подробнее в статье: ). Иногда эти ферменты появляются лишь к 6 месяцам, а иногда – только к полутора годам.

Чем опасен слишком ранний прикорм? Всем неравнодушным родителям важно знать, что чем раньше вводится первый прикорм, тем более велика вероятность трудностей в пищеварении в будущем и тем выше риск появления аллергических реакций.


Ранний прикорм может стать причиной сильной аллергии у ребенка

Это связано с тем, что кишечник малышей находится в незрелом состоянии, в процессе развития. Вводимое в качестве прикорма питание не может нормально усваиваться у новорожденного из-за недостатка ферментов, а значит кроха не насыщается. Всемирная Организация Здравоохранения провела ряд исследований, в ходе которых было установлено, что раннее и преждевременное начало прикорма в несколько раз увеличивает опасность заболеть пневмонией и многократным отитом. Это связано с тем, что общая сопротивляемость организма ниже.

Детки, получавшие только материнское молоко вплоть до полугода, по сравнению с ровесниками, уже получившими к этому возрасту свой первый прикорм, намного раньше осваивали ползание и ходьбу. Когда все-таки начинать вводить прикорм грудничку? Исходя из всех полученных данных, педиатры большинства стран, в том числе и России, пришли к заключению, что наиболее уместный срок для введения прикорма - с 6 месяцев.

Основные принципы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Как правильно вводить прикорм? С какого возраста можно прикармливать ребенка? Главное условие начала прикорма – исполнение ребенку полугода, вне зависимости от типа вскармливания. Младенцы на грудном, смешанном или искусственном вскармливании должны получать прикорм исходя из следующих важных факторов:

  • Основное питание – молоко или смесь. Обязательно следует сохранять в приоритете кормление грудью или смесью до года. Специалисты ВОЗ убеждены, что грудное вскармливание оправдано до двухлетнего возраста и старше. Такие заключения основаны на исследованиях состава грудного молока, которое с ростом крохи приспосабливается к изменяющимся потребностям детского организма. В нем содержатся полезные вещества для правильного формирования головного мозга, нервной и иммунной системы.

При возможности следует сохранить грудное вскармливание минимум до года
  • Прикорм вводится для ознакомления. Ни в коем случае нельзя превышать указанные в нормах объемы, иначе есть опасность перекормить ребенка. Первый прикорм грудничка не имеет своей целью насыщение, для этого сохраняется грудное молоко или адаптированная смесь, имеющие большую питательную ценность. Взрослая еда позволяет познакомить кроху с разнообразием вкусов, помогает научить правильной работе челюстей, обеспечивает социализацию малыша и обучает правильному приему пищи.
  • Никакого насилия при вводе новых продуктов. Введение прикорма должно осуществляться на основании желания и интереса ребенка к пище.
  • Не используйте развлекательные методы при кормлении. Сказки, прибаутки, а тем более мультфильмы абсолютно неуместны за столом. Ребенок должен интересоваться новым процессом, а этого можно добиться, регулярно сажая кроху за общий родительский стол.
  • Уделяйте внимание не срокам, а ребенку. Начиная с полугода можно начинать первый начальный прикорм, но, если ребенок еще не готов, не нужно торопиться и искусственно подгонять его под указанные нормы. Ориентируйтесь на уровень его здоровья и развития.

Признаки готовности к вводу прикорма

Внешние показатели готовности малыша к новой пище:

  • способность самостоятельно сидеть;
  • появление нескольких зубов;

Пояление первых зубов - сигнал о готовности пережевывать пищу
  • рефлекс выталкивания пищи сходит на нет: еда, попадающая в рот малютки, уже не выталкивается обратно язычком;
  • увеличение веса в два раза относительно данных при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен утроиться);
  • кроха может отвернуться, если еда ему не нравится;
  • количество прикладываний к груди увеличивается, а при питании смесью малыш все еще остается голодным;
  • начинается время интереса к содержимому тарелок мамы и папы.

Виды прикорма

  1. Педагогический. Когда кроха начинает проявлять интерес к взрослой пище, это не означает, что он не насыщается имеющейся. Его привлекает то удовольствие, которое испытывают родители во время еды, и он хочет испытать нечто подобное. Принцип педагогического прикорма состоит в кормлении малыша микродозами всех блюд, которые кушают взрослые. Доза равняется по объему спичечной головке.
  2. Педиатрический. Традиционный вид прикорма согласно рекомендациям ВОЗ. Новая пища предлагается небольшими дозами по ½ чайной ложки.

При педиатрическом прикорме ребенку понемногу предлагаются разные виды пищи

Техника введения прикорма

Как правильно вводить прикорм грудничку? Правила прикорма следующие:

  • Ребенок должен быть здоров. Прорезывание зубов, простуда, вирусные инфекции, наличие температуры, время подготовки к прививкам или сразу после проведения прививок – все перечисленные факторы говорят о невозможности начинать пробы пищевых новинок.
  • Начальные дозы минимальные – от ½ чайной ложки. «Взрослая» пища предлагается до кормления смесью или грудным молоком. Объем порции постепенно увеличивается.
  • Внимательное отношение к самочувствию ребенка. Возможная аллергия – дело не двух часов, она может проявиться значительно позже. Следите за ребенком двое суток после введения нового продукта. Чаще всего после первого прикорма негативная реакция организма грудничка – редкое явление. Наиболее вероятно появление сыпи или шелушения после повторного приема. Заметить неладное, как правило, возможно лишь к третьей попытке попробовать вводимый продукт. Такие реакции, как запор или понос, могут проявить себя уже в течение первых суток. Любые недомогания у малыша требуют немедленной отмены новинки.
  • Объем увеличивается постепенно. Не ставьте себе цель накормить малыша количеством, указанным в нормах, - это верхний предел. Сверх этого давать нельзя, а вот меньше – пожалуйста.
  • Не больше одного нового продукта в неделю. На первой неделе у ребенка происходит увеличение объема новой пищи, на второй – привыкание к ней, а лишь с третьей недели разрешается ввод другой новой пищи.
  • Категорически запрещается предлагать два новых продукта сразу.
  • Отсутствие интереса к продукту или нежелание его кушать требует некоторой паузы. Через несколько дней попробуйте дать его снова.

Для пробы новых продуктов можно использовать только монокомпонентные пюре

Последовательность продуктов

В какой последовательности следует включать новые продукты в детский рацион? На протяжении многих лет оптимальными продуктами были фрукты в форме пюре и соков. Специалисты в области педиатрии Европейских стран считают этот подход крайне неверным. Кислоты, содержащиеся во фруктах, крайне негативно влияют на пищеварительную систему малыша. Кроме того, во фруктах очень много сахара, поэтому они вообще не рекомендуются для введения в детский рацион младше года.

Начиная с полугодовалого возраста ребенок начинает испытывать нехватку ряда минеральных веществ, в числе которых цинка и железа. Для восполнения этого недостатка у малыша прикорм рекомендуется начинать либо с зерновых каш, либо с овощей, которые содержат легкоусвояемые формы данных микроэлементов.

При наличии плохого пищеварения, сочетающегося с жидким стулом, начинать лучше с каш, а при закрепленном стуле – с овощных пюре.

Второй частью прикармливания будут либо овощи, либо каша, а третьей частью вводится мясное пюре, после чего уже мы вводим в прикорм все остальное. Второй прикорм малышу предлагается одновременно с предыдущим. Ниже расскажем о сроках введения прикорма.


Мясное пюре вводится в рацион только после овощей и злаков

Овощи - от 6 месяцев

Детки на любом виде вскармливания в здоровом состоянии первым продуктом получают овощное пюре. Вводим в прикорм сначала овощи, произрастающие в регионе проживания: кабачок, картофель, капуста. Далее грудничков прикармливают морковью и бобовыми (рекомендуем прочитать: ). Ближе к году познакомьте малыша с помидорами и луком.

Все овощи предварительно моются в проточной воде без использования мыла, затем очищаются от кожуры и семян. Подготовленные овощи для первого прикорма малыша нарезаются на небольшие кусочки. Перед готовкой картофель рекомендуется замочить в холодной воде, чтобы он потерял весь крахмал. Вы можете приготовить блюда сами несколькими способами:

  • На пару. Это способ готовки считается наиболее полезным.
  • В духовом шкафу. В форму выкладываются порезанные овощи, заливаются кипятком почти наполовину. Сверху укрыть форму фольгой и дать потомиться до готовности.
  • В кастрюле. В емкость налить воды, дождаться закипания, выложить овощи и варить до готовности под крышкой.

Готовятся все овощи по-разному: кабачок – 5 минут, тыква и цветная капуста – 10 минут, морковь и картофель – 25 минут. По рецепту сваренные овощи следует перемолоть блендером или протереть через сито, добавив затем немного бульона для однородности консистенции. Обмяв все толкушкой, не получится избавиться от трудно пережевываемых волокон, поэтому ребенку будет трудно кушать такое пюре. Для вкуса в пюре можно добавить молоко или смесь. От сахара и соли лучше воздержаться. Добавлять растительное масло в блюда малыша начинайте через 1,5 месяца после начала введения прикорма. Помните, что данный продукт тоже является новинкой, поэтому будьте внимательны при его вводе.

Каши - от 7 месяцев

Когда кроха плоха набирает вес, кашу можно предлагать в первую очередь. Детям, чьи показатели соответствуют нормам, зерновые каши следует начинать давать после освоения крохой овощей и фруктов.

Сначала вводят безглютеновые каши: рис, гречку, кукурузу, потому что риск аллергии при их употреблении минимален. Для детей старше 8 месяцев разрешается готовить пшенку, овсянку, манку. Крупу предварительно перемалывают в кофемолке, а затем варят на воде без добавления молока. Сначала консистенция каши более жидкая, соответствующая пропорции 4 порции воды на 1 порцию крупы, а ближе к году кашу делают более густой, сокращая количество воды до 2 частей.


Первым делом в рацион вводятся безглютеновые каши

Приобретая готовые каши для детей, выбор делайте в пользу продуктов без молока. Такие каши очень удобны для приготовления: содержимое заливается небольшим количеством воды и перемешивается для однородности. Годовалого кроху угощайте кашами на молоке, приготовленными в пропорции с водой 1:1.

Можно ли приготовить кашу для введения прикорма самостоятельно? Вы в силах все сделать сами, только перед варкой крупу следует обработать:

  • крупа промывается в воде;
  • просушивается на воздухе или в духовке;
  • просушенные зерна перемолоть в кофемолке.

Перемолотую муку нужно хранить в банке с закрытой крышкой. Рецепт приготовления такой:

  • Залить в кастрюлю 100 мл воды и довести до кипения.
  • В небольшую емкость положить чайную ложку каши, влить 2-3 ложки прохладной воды, тщательно перемешать.
  • В закипевшую воду вылить разведенную кашу, перемешать и варить на медленном огне около 20 минут. При варке кашу следует постоянно помешивать. Засыпав перемолотую кашу в кипяток, можно получить в итоге комкообразную кашу.
  • По истечении этого времени огонь нужно выключить и дать настояться около 15 минут. За это время зерна разбухнут, а после остывания кашу следует подавать к столу. Разбавить кашку можно грудным молочком или смесью. Не добавляйте в первые каши ни соли, ни сахара, ни сливочного масла, ни коровьего молока.

Первые кашки не должны содержать соль или сахар

Фрукты - от 7 месяцев

Введение прикорма в меню продолжается фруктами. Обычно фруктовые пюре пробуются детками в такой последовательности: яблоко, чернослив, абрикос, банан, груша (рекомендуем прочитать: ). Дополнять их можно любыми фруктами, произрастающими в вашем регионе. Крохи с большим аппетитом кушают баночные пюре. Они способствуют улучшению работы кишечника, поэтому имеющиеся раньше проблемы с пищеварением тут же проходят. Готовя фруктовое пюре дома, помните, что лучше предварительно все продукты очистить от кожицы и от семян.

Мясо - 8-9 месяцев

Мясные пюре предлагают из низкоаллергенных сортов мяса: индейка, ягненок, свинина нежирных частей. Те сорта, что имеют сейчас наибольшую распространенность, имеют более высокий аллергический индекс: курица, телятина. Кушать их все же можно, но при этом учитывайте, что у детей, чьи матери регулярно кушали указанное мясо, риск негативных последствий будет значительно ниже.

Свежее мясо следует дважды пропустить через мясорубку, а затем отварить. Мясо, как и любой новый продукт, вводится небольшими дозами. Внимательно наблюдайте за реакцией детского организма на новинку. Мясные бульоны деткам до года не готовят.

Желток - от 8 месяцев

Отношение к данном полезному продукту сложное и неоднозначное. В советские времена его рекомендовали к вводу еще в 4 месяца, теперь же сроки введения прикорма из желтка передвинулись ближе к 9 месяцам. При пробах обязательно следить за тем, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Вводить его можно путем добавления в каши или в овощи. Нежелательно делать мясные пюре с желтком.

Творог, кефир - от 9-10 месяцев

Сколько месяцев должно быть младенцу, чтобы быть готовым к творогу и кефиру (подробнее в статье: )? Приближаясь к возрасту 1 года, мамы приступают к введению молочных продуктов. Белок коровьего молока является чужеродным для детского организма и требуемый для его расщепления фермент появляется в кишечнике лишь после 10-месячного возраста. Малыши, получающие либо мамино молочко, либо адаптированную смесь, не слишком нуждаются в молочных продуктах. Деткам на искусственном типе вскармливания введение творога в рацион еще до года более обосновано, потому что их организм должен успеть перестроиться к переработке данной пищи до того, как мама уберет из рациона привычную смесь.


Молочные продукты лучше вводить в меню к году

Рыба - от 10-11 месяцев

Спустя пару месяцев после освоения мясных блюд следует ввести в меню рыбу. Для правильного прикорма идеально подойдет морская рыба нежирных пород. Красные сорта рыбы считаются более аллергенными, поэтому предпочтение стоит отдать минтаю, хеку, ставриде и подобным, которые имеют несильный специфический запах и более сухую структуру.

Отварную рыбу следует очистить от костей. Подают ее обычно вместе с овощами. Подросший малыш уже, как правило, обзавелся частью зубов и неплохо самостоятельно пережевывает небольшие кусочки. Именно в таком виде и рекомендуется подавать рыбу.

Что нельзя давать до года?

  • Соки. Часто именно их рекомендуют давать своим внучкам и внукам сердобольные бабушки, но не спешите этого делать. Когда же можно вводить прикорм ребенку в виде соков? Соки желательно либо совсем не давать, либо давать после года. Никакой пользы они не несут, зато могут серьезно раздражить слизистую поверхность желудка и кишечника.
  • Овощи в свежем виде. Они способствуют появлению вздутия и более тяжело перевариваются по сравнению с отварными вариантами.
  • Печеньки и любые сладости.
  • Заморские фрукты из тропических стран.
  • Коровье и козье молоко.

Прикормом называется введение в рацион грудного ребенка новых продуктов питания. Специалисты рекомендуют начать давать малышу такую пищу после шести месяцев. При этом важно придерживаться основных правил прикорма, на которые обращают внимание педиатры. Обычно “знакомство” с новой едой проходит у детей нормально.

Однако в некоторых случаях у младенцев может возникать запор после введения прикорма. Такая патология развивается в результате множества причин. В данной статье пойдет речь о том, как проявляется запор у грудничков и что делать для облегчения состояния малыша.

Часто, когда вводится прикорм, у малышей возникают запоры, что обычно связано с первым “знакомством” детского организма с новым продуктом.

Если у ребенка после прикорма начались запоры, то это может свидетельствовать о том, что были нарушены правила его введения.

Иногда патология возникает после первого прикорма. Это обусловлено тем, что продукт для введения в пищу был подобран неправильно.

Специалисты определяют также множество других причин, в результате которых у грудничка не происходит нормальной дефекации.

Основные причины

Причины возникновения запоров у детей после прикорма могут быть следующими:

  • нарушен водный баланс в организме малыша;
  • введение прикорма случилось раньше шестимесячного возраста;
  • снижение кратности прикладываний к груди;
  • преобладание белковой пищи;
  • большое количество нового продукта;
  • склонность к запорам;
  • индивидуальная гиперчувствительность к продукту;
  • изменение рациона;
  • аллергия на пищевые продукты;
  • железодефицитная анемия;
  • неготовность пищеварительной системы к прикорму.

Еще одним фактором, провоцирующим запоры, считается недостаточное потребление жидкости малышом.

Признаки запора у младенца

Для того чтобы обнаружить у грудничка запор, важно внимательно наблюдать за его состоянием после прикорма. Основными симптомами патологии у ребенка считают:

  • крик и плач при дефекации;
  • твердый живот у малыша;
  • покраснения в области анального отверстия;
  • капризность и вялость;
  • плохой сон и аппетит;
  • задержка стула;
  • твердые каловые массы (могут наблюдаться кровяные примеси);
  • снижение количеств дефекаций за день.

Кроме того, когда ребенок начинает тужиться, то у него сильно лицо краснеет, но дефекации не происходит. На кожных покровах малыша могут появляться высыпания. Такое явление свидетельствует о том, что у ребенка начинается интоксикация организма.

При возникновении этих симптомов необходимо срочное лечение для налаживания правильной работы органов пищеварения. Для этого важно скорректировать питание малыша . Возможно применение народных средств и лекарственных препаратов при частых и длительных запорах. Однако эти методы лечения должны быть одобрены лечащим врачом.

Основные правила начала прикорма

Для предотвращения запоров необходимо придерживаться следующих рекомендаций педиатров относительно введения прикорма.

Эти правила следующие:


Важно также при начале прикорма продолжать привычное для грудничка вскармливание.

Действия родителей для устранения запора у грудничка

При возникновении запора после определенного продукта следует отменять прикорм и консультироваться со специалистом.

Помочь ребенку можно следующим образом:

  • использовать газоотводную трубку при сильном плаче;
  • давать отвар из чернослива;
  • уменьшить прием еды с большим содержанием белка;
  • добавлять в прикорм растительное масло (несколько капель подсолнечного или оливкового масла капают в пюре);
  • прикладывать теплую ткань к животу;
  • употреблять пищу, в состав которой входит много клетчатки (лучше всего вареные овощи).

Также важно, чтобы грудничок часто употреблял жидкость . Давать ему нужно не только грудное молоко, а и соки или воду.

Устранить запор можно с помощью медикаментозных средств. Однако их разрешено использовать только после врачебного назначения.

Разрешенные медикаментозные средства

К слабительным препаратам, которые используют при запоре у младенца, относят:

  • свечи Глицелакс;
  • сироп Дюфалак;
  • глицериновые свечи;
  • микроклизма Микролакс.

В некоторых случаях используют такие лекарственные препараты, как Нормолакт или Прелакс. Средства выпускают в виде сиропа, поэтому они отлично подходят для грудничков.

Медикаменты со слабительным действием считаются очень эффективными, но важно помнить, что назначать эти средства может только опытный врач. Длительное применение таких препаратов может вызвать привыкание, в результате чего ребенок не сможет опорожнять кишечник без применения определенного лекарства.

Физиотерапия

Хорошо помогает при запоре массаж животика. Для его выполнения необходимо живот слегка массировать по часовой стрелке. После совершения этих движений следует поглаживать с легким нажатием вниз, начиная от пупка.

Выполнять движения необходимо на протяжении пяти–десяти минут. Такая гимнастика поможет снизить повышенное газообразование, устранить болезненность и способствует продвижению каловых масс по кишечнику.

Также разрешается чаще укладывать кроху на живот, чтобы он немного поползал.

Народные средства

Используют при запорах у грудничков и альтернативные средства.

Эффективными считают:

  • Отвар из чернослива. Его дают пить по одной или две чайных ложки трижды в сутки. Это средство оказывает послабляющее действие.
  • Укропная вода. Помогает устранить болезненность и улучшить перистальтику кишечника. Её лучше давать перед кормлением.
  • Отвар фенхеля. Улучшает кишечную моторику, избавляет от боли и повышенного газообразования.

Применение этих средств должно быть одобрено педиатром.

Нужно ли отменять прикорм при запоре

Если у ребенка возник запор после введения определенного продукта, то специалисты рекомендуют убрать его из рациона.

По истечению трёх–пяти суток наблюдают за реакцией малыша. Если заметно улучшение, значит, именно какой-то конкретный продукт вызвал проблему.

Запор после кабачка

Чаще всего для первого прикорма выбирают кабачок, который содержит множество полезных веществ и не является тяжелым.

Однако от кабачка у маленьких деток также может возникать запор. В таком случае прикорм отменяют на несколько недель. В это время рекомендуется вводить другой овощ. Лечат патологию вышеперечисленными методами.

Запор от овощей

Данное состояние возникает тогда, когда овощной прикорм вводился неправильно.

Чтобы избежать запоров от овощей, следует соблюдать такие рекомендации:

  1. Сначала давать пюре из овощей, которые имеют зеленый цвет.
  2. В первые сутки дают чайную ложку прикорма, на вторые – уже две.
  3. Кормить ребенка можно только свежеприготовленным блюдом.
  4. Овощное пюре не должно быть твердой и густой консистенции.

При запоре, возникшего вследствие кормления овощами, необходимо делать массаж животика, гимнастику и использовать народные средства.

Запоры у грудничка после фруктов

Некоторые фрукты также могут спровоцировать запоры у грудничков. Чтобы такое патологическое состояние не возникало, нужно придерживаться графика введения прикорма.

С шестимесячного возраста малышам разрешается давать пюре из груш или яблок. Другие фрукты начинают вводить несколько позже.

Коррекция меню

Если у ребенка начался запор, то важно откорректировать его питание.

  • наладить питьевой режим;
  • снизить употребление твердой еды;
  • увеличить потребление клетчатки;
  • снизить в рационе белковую пищу.

Важно помнить, что с полугода дают овощные и фруктовые пюре. После этого к восьми месяцам вводят кашки. Затем можно ребенку давать рыбку, мясо и молочные продукты.

Отменять грудное вскармливание при этом также не рекомендуется.

Профилактика запоров у младенца

Чтобы избежать запоров у детей после прикорма, важно соблюдать такие правила профилактики:

  1. Часто прикладывать малыша к груди.
  2. Давать пить водичку.
  3. Выкладывать ребенка на живот.
  4. Делать гимнастику, которая укрепляет мышцы живота.
  5. Соблюдать график введения новых блюд.

Запоры у деток после введения новой еды развиваются вследствие многих причин. Чтобы их устранить, необходимо корректировать режим питания. Также используют медикаментозные средства и альтернативные способы избавления от патологии.

Сразу же после того, как первые трудности грудного вскармливания остаются позади, перед мамой встает еще одна серьезная проблема – первый прикорм. Рекомендации, которые дают в этом случае тематические сайты, участковые педиатры и подруги с бабушками сильно отличаются друг от друга, поэтому неопытные женщины просто-напросто теряются в море противоречивой информации. Как же правильно вводить первый прикорм, и какой возраст является для этого оптимальным?

Несколько десятков лет назад считалось, что первый прикорм малышам, которые питаются исключительно грудным молоком, должен вводиться в три месяца. Но сегодня эта схема признана не просто неправильной, но и опасной для здоровья ребенка.

В организме младенца, который еще не достиг шестимесячного возраста, отсутствуют необходимые для переваривания новой пищи ферменты, поэтому «взрослые» продукты создают сильную нагрузку на его пищеварительный тракт.

Кроме того, до полугода ребенку вполне достаточно полезных веществ и витаминов, которые он получает из материнского молока, то есть ранее введение прикорма просто-напросто не имеет смысла. Подобные меры целесообразны только по медицинским показаниям – например, в тех случаях, когда ребенок не набирает достаточного количества веса. Правда, вводить прикорм слишком поздно тоже не рекомендуется, так как в 7-8 месяцев малыш уже может воспринимать незнакомую пищу значительно хуже.

Для знакомства с новой пищей ребенок должен иметь достаточно сформированную для этого нервную систему, а также некоторые навыки и рефлексы.

Существует ряд признаков, по которым можно определить его готовность к введению первого прикорма.

  1. У ребенка появляются первые жевательные движения, сила сосания увеличивается, а рвотный рефлекс перемещается от середины языка к его корню.
  2. Полностью опорожнив материнскую грудь, малыш продолжает проявлять признаки голода.
  3. Проявление интереса к взрослой пище и первые попытки попробовать что-то с тарелок родителей.
  4. При попытках мамы предложить ребенку новый продукт он не пытается оттолкнуть ложку.
  5. Кроха может в течение долгого времени сидеть на одном месте и брать пищу руками.

Если у младенца отмечаются как минимум три из пяти вышеперечисленных признаков, значит, его организм вполне готов к знакомству с новыми блюдами.

Чтобы не навредить малышу при введении прикорма, мама должна соблюдать несколько важных правил:

  • новые продукты вводятся в меню ребенка не чаще, чем раз 7-10 дней;
  • нельзя впервые знакомить ребенка сразу перед прививками или после них, при перемене климата, после болезней, во время прорезывания зубов и т.д.;
  • пищу следует давать младенцу тогда, когда он голоден, и ни в коем случае не заставлять его есть предложенное;
  • изначально все блюда для прикорма (например, овощные пюре) должны быть приготовлены из одного овоща: смешивать разные овощи или злаки можно только тогда, когда ребенок уже попробовал каждый из них отдельно;
  • прикорм не должен быть поводом для прекращения грудного вскармливания – он призван не заменять материнское молоко, а дополнять его.

С чего начать?

Существует два варианта введения первого прикорма, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Первый – более современный и радикальный вариант, который носит название педприкорм, а также традиционная схема, то есть введение в рацион специального детского питания (покупного или приготовленного собственноручно). Выбор наиболее оптимальной схемы, разумеется, за мамой.

Особенности педприкорма

Основной принцип педприкорма – познакомить малыша с привычной для его семьи пищей, благодаря чему он может быстро «включиться» в рацион. Конечно же, это не означает, что полугодовалых малышей следует сразу же начинать кормить жареной и жирной взрослой пищей. Начинать педприкорм нужно с крохотных (не более четверти чайной ложки) порций отварных или приготовленных на пару продуктов, которые следует подготовить соответствующим образом: измельчить или перемолоть.

Перечень продуктов, которые могут входить в педприкорм, включает:

  • отварное мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты;
  • отварные и паровые овощи;
  • фрукты;
  • каши и гарниры (горох, картофель, бобы и др.).

Сначала малыш только знакомится со вкусом и текстурой новой пищи, после чего ее количество начинает понемногу возрастать. Такая схема прикорма дает детям возможность развивать навыки общения, мелкую моторику и координацию, а также формирует основы правильного питания на всю оставшуюся жизнь.

Прикорм детским питанием

Первые продукты, которые рекомендуют вводить в рацион малыша – это овощи белого (цветная капуста) или зеленого цвета (кабачок, брокколи), так как они вызывают пищевую аллергию достаточно редко. Далее к ним добавляют тыкву и морковь, причем последнюю дают ребенку не более чем 2-3 раза в неделю вместе с другими овощами, иначе на его стопах и ладонях могут появиться пятна желто-оранжевого цвета. Исключение из этого правила составляют дети с недостаточной прибавкой веса – в этом случае прикорм начинается с безглютеновых каш.

Начинать прикорма с фруктовых соков или свежих фруктов не рекомендуется – они обладают сладким вкусом, из-за чего у ребенка сразу же начинает вырабатываться тяга к сладкому, а кроме того, могут раздражать слизистую оболочку ЖКТ, вызывая расстройства пищеварения.

Существует специальная схема введения новых продуктов, составленная специалистами ВОЗ, которой рекомендуется придерживаться всем кормящим женщинам.

Вид прикорма Оптимальный для введения возраст Как правильно вводить Рекомендуемый объем порции
Овощи 6 мес. (при наличии соответствующих показаний 5 мес.) Первыми вводятся зеленые и белые овощи (кроме картофеля) в виде пюре Для начала рекомендуется давать по ½ ч.л., после чего постепенно довести до объема одного кормления (100-200 г)
Растительные масла 6 мес. Первым рекомендуется вводить оливковое масло, после подсолнечное и кукурузное, которые добавляются в пюре С нескольких капель (до чайной ложки)
Каши (безмолочные) 6,5-7 мес. (при недостаточной прибавке в весе с 4-5 мес.) Первыми вводятся крупы, которые не содержат глютен (гречка, кукуруза, рис), после чего можно вводить мультизлаковые каши С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Масло сливочное 7 мес. В качестве добавки к кашам С 1/8 ч.л. (до 10-20 г)
Фрукты 7-8 мес. В виде однокомпонентных пюре, постепенно переходя на пюре из нескольких видов фруктов С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Каши молочные 8-9 мес. Сначала безглютеновые крупы (гречневая, кукурузная, рисовая), а при отсутствии аллергии и расстройств ЖКТ можно ввести овсянку и мультизлаковые С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Мясо 8 мес. Для начала рекомендуется индейка, крольчатина, телятина, после чего постепенно вводить куриное мясо и говядину (свинина в качестве прикорма не рекомендуется) С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Яйца (желтки) 8 мес. Рекомендуется начинать с перепелиных яиц, так как они вызывают аллергию реже, чем куриные С 1/8 ч. куриного (если яйцо перепелиное, то с ¼), доводя до ½ (целого перепелиного) в день
Детское несдобное печенье 9-10 мес. Максимум 5 шт. в день С небольших кусочков (примерно 1/8), доходя до целого печенья
Кисломолочные продукты 9 мес. Специальная детская кисломолочка С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Творог 9 мес. Специальный творожок без добавок С ½ ч.л. (до 50 г). С годовалого возраста можно давать по 100 г
Субпродукты 9-10 мес. В составе многокомпонентных пюре, сначала более 1-2-х раз в неделю С ½ ч.л. (до 50-100 г)
Рыба 10 мес. (при наличии аллергии – с 12) Паровая или отварная, дважды в неделю С ½ ч.л. (до 150-200 г)
Фруктовые соки 10-12 мес. Для начала давать разбавленные водой (пропорция 1 к 1) осветленные соков, предпочтительно яблочный С ½ ч.л. (до 100 мл в день)
Каши (манная, перловая, пшенная т.д.) 12 мес. Начинать с хорошо проваренных многокомпонентных каш С 2-3-х ч.л., (до 200-250 г)
Ягоды 12 мес. В виде пюре (предпочтительно из ярких ягод) С ½ ч.л. (до 100-150 г)

При введении прикорма крохе сразу же нужно завести свою посуду: тарелку и ложку. Специальную ложечку можно приобрести в аптеке – она может быть силиконовой или пластиковой (некоторые мамы используют серебряные ложки).

Прикармливать детей из бутылочки недопустимо, даже если производитель указывает, что она предназначена специально для таких целей. Знакомство с соской – первый шаг к отказу от материнской груди и формированию нездоровых пищевых привычек.

Знакомя ребенка с новыми продуктами, очень важно следить за реакцией его организма – для этого рекомендуется завести специальный дневник, в который мама будет записывать каждый из них (время введения, количество и т.д.). Если у крохи вдруг возникнет пищевая аллергия, запор или другие проблемы с пищеварением, с помощью записей будет очень легко установить его «виновника». Продукт, который вызвал подобную реакцию, следует исключить из рациона как минимум на месяц.

Очень важно помнить о том, что с введением прикорма характер стула у ребенка в любом случае поменяется. Овощи содержат клетчатку, поэтому могут слегка послаблять стул (поэтому они особенно рекомендуются детям, склонным к запорам). Разные фрукты также действуют на пищеварительную систему по-разному: более водянистые плоды (например, киви, яблоки, абрикосы) обладают послабляющим эффектом, а более плотные (бананы, груши) – наоборот, закрепляющим.

Первый прикорм активизирует работу печени и ферментативной системы, из-за чего стул может приобрести зеленоватый оттенок или в нем появятся вкрапления слизи и не переваренные кусочки пищи. Если ребенок чувствует себя нормально, такие явления не должны пугать родителей – после того, как желудок научится «работать» с незнакомыми продуктами, стул сразу же нормализуется (обычно это происходит примерно в течение недели).

С введением новых продуктов не следует спешить, иначе ребенок может вообще отказаться от прикорма – чтобы малыш полностью привык к тому или иному блюду, он должен попробовать его как минимум 10 раз. При категорическом отказе от того или иного продукта можно пойти небольшое ухищрение – добавить в пюре или кашу немного грудного молока. Почувствовав знакомый вкус, малыш с удовольствием съест предложенное.

Пюре и каши для первого прикорма можно купить в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно. Для этого нужно взять овощи, хорошо промыть их в кипяченой воде, при необходимости очистить от кожицы и семян, мелко нарезать, после чего сварить или приготовить в пароварке (второй вариант предпочтительнее, так как приготовление на пару сохраняет больше количество полезных веществ). Отваренные овощи измельчить блендером с добавлением небольшого количества бульона или воды.

Консистенция продукта должна быть жидкой, напоминающей кефир. Когда малыш немного подрастет, можно давать ему более густое пюре, а ближе к 10-11 месяцев овощи следует просто разминать вилкой, чтобы ребенок учился жевать. Хранить готовые блюда для прикорма нельзя – каждый раз необходимо готовить свежую порцию.

Чтобы приготовить кашу для первого прикорма нужно хорошо промыть и высушить крупу, после чего перемолоть ее в кофемолке и заварить кипятком (можно добавить немного грудного молока). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка съедать все без остатка – основная цель прикорма заключается не в том, чтобы накормить малыша, а в знакомстве его организма со взрослыми продуктами, формировании правильного пищевого поведения и навыков, которые будут необходимы в будущем.

Видео - первый прикорм

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова