Необычные растения        15.07.2019   

Какие темы для обсуждения вы считаете интересными. Как предложить интересную тему для беседы

П ривет, на связи Владимир Манеров. И сегодня в статье я подготовил для вас 28 интересных идей для блога. Если вы находитесь в самом начале и только думаете начать свой путь в , тогда внимательно прочитайте статью. Мои мысли и идеи подтолкнут вас на правильный путь. :)

К выбору идеи для блога необходимо подойти крайне внимательно и уделить этому процессу достаточно времени. Чтобы в будущем не пропал интерес и ваше творение . А правда такова:практически 90% новичков бросают свой блог в первые полгода. :(

При выборе идеи помните самое главное правило: тематика блога должна быть вам близка, чтобы было приятно писать новые статьи, и вы получали от этого .

Если это правило будет выполнено, то несомненно ваш блог добьется высоких результатов.

Перед выбором тематике блога ответьте себе на несколько ключевых вопросов:

  1. Готов ли я любить и лелеять свое творение, как ребенка?
  2. Интересна ли мне эта тема блога?
  3. Могу ли я что-нибудь нового рассказать читателям?
  4. Чему я могу научить?
  5. Кто будут мои будущие читатели?
  6. Интересна ли эта тема людям?
  7. Возможно ли заработать на этой теме?

Ниже в списке я приведу свои мысли, которые мне кажутся могут выстрелить в будущем. Я не говорю, что они 100% оправдают свои надежды. Все будет зависеть только от автора блога. Моя задача помочь подтолкнуть вас, направить в правильном направлении.

Внимательно прочитайте каждый пункт и подумайте подходит он вам или нет? А также напишите в комментариях, что понравилось, а что вы считаете не стоит внимания.

  1. О начинающем спортсмене (футболисте, хоккеисте, не важно о каком, мысль такова, что в будущем он может добиться больших результатов, а ваш блог будет уже существовать).
  2. Об одном дне жизни знаменитостей.
  3. О здоровье за компьютером.
  4. Блог вашего питомца.
  5. О рекордах и о книге рекордов Гиннеса.
  6. О воде (все про воду, польза ее, вред, где и встречается и т.д.).
  7. О младенцах (если у вас родился ребенок, создайте блог о его жизни).
  8. О фокусах и фокусниках.
  9. О олимпийских рекордах.
  10. О подарках (все мы ищем что подарить на праздник, почему бы не дать ответ на этот вопрос в блоге?).
  11. О новом сериале.
  12. Об НЛО!
  13. Идеи, чем заняться большой компанией.
  14. О паранормальном.
  15. Ответы на вопросы из интернета.
  16. О и фактах.
  17. Об красной книге.
  18. Об исчезнувших видах животных.
  19. О самых необычных людях.
  20. О необычных хобби.
  21. О притчах.
  22. О красивых местах в твоем городе.
  23. О вашей молодой семье.
  24. Об удивительном.
  25. Блог в стиле разрушителей мифов.
  26. О новом изобретении.
  27. О снах.
  28. Об психологии цвета.

Откуда черпать вдохновение?

    Все мы любим посмотреть интересное захватывающее видео. Но взгляните на это, с другой стороны. Из видео можно взять интересную идею для блога.

    Я считаю, это самое правильное решение. Люди могут часами заниматься своим хобби, своим любимым делом. Это может быть все, что угодно приготовление вкусной еды, воспитание детей, коллекционирование, строительство и т.д.

    Профессиональные качества (ваша работа)

    Вы работаете юристом, тогда почему бы не создать свой личных сайт и не помогать на нем людям нуждающимися в юридической помощи? А может быть вы повар, тогда создайте блог о вкусностях. А если вы продавец, создайте блог о новых товарах или о том, как продавать. Думаю, вам понятна мысль:)

    События из жизни

    Идея заключается в том, чтобы описать в блог свое событие из жизни. Дать решение. Например, вы переехали жить в Америку и пишите в блог о том, как переехать в Америку и как там выжить русскому человеку.

    Из магазина книг

    Просто пройдитесь на досуге по книжному магазину и посмотрите на разные книги. Оцените, что интересно людям, что они любят почитать, как часто покупают ту или иную книгу. А может быть идеей вашего блога станет какой-нибудь роман, который стал бестселлером и потряс мир. Например, как Гарри Поттер или на сегодняшней день Песнь льда и пламени (Игра Престолов).

    От близких людей

    Просто спросите их, чтобы им было интересно. Или в чем вы по их мнение разбираетесь и что у вас получается лучше других. Со стороны всегда виднее.

Совет: часто мы ищем в интернете информацию на какую-нибудь тему, и чтобы ее найти приходиться перелопатить весь интернет и просмотреть тысячи сайтов. А почему бы не собрать всю эту информацию в одном месте и рассказать ее понятным языком? Подумайте над этим.

Лично от себя желаю вам найти правильный путь и вывести блог на огромную посещаемость и прибыльность. Но главное помните: ваш блог должен быть интересен вам и нравиться людям. ;)

Напишите в комментариях свои мысли по данной теме, напишите те пункты из списка, которые вам приглянулись и понравились. А также подписывайтесь на обновления блога или вступайте в группы в социальных сетях, чтобы не пропустить интересную информацию.

Жду ваших комментариев на тему интересных идей для блога. ;)

Однако такая ситуация не так и ужасна. Паузы в беседе естественны, и полезно привыкнуть к давлению затихшего разговора. Однако, если молчание наступает слишком часто, если оно начинает длиться немного дольше, чем следует, то всегда полезно держать в уме несколько ориентиров. Вот пять великолепных тем для разговора. А немного ниже - пять тем, которых, возможно, лучше избегать.

1. Ваш собеседник

Для многих любимая тема для разговора - это они сами. Проявляйте интерес к людям и их увлечениям. Как сказал Дейл Карнеги:

“Вы приобретете больше друзей за два месяца, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы их за два года, стараясь заинтересовать других людей собой”.

Узнайте, чем занимается ваш собеседник помимо работы. Что он по-настоящему любит, какие у него страстные увлечения, вызывающие у него воодушевление. Задавайте открытые вопросы, чтобы он не мог ответить просто односложно. Если в ответ на открытые вопросы вы получаете только нечленораздельное мычание и неопределенные ответы, попробуйте задавать наводящие вопросы. И постарайтесь действительно слушать, а не просто ждать своей очереди заговорить. Чтобы оживить разговор, сосредоточьтесь на своем собеседнике, а не на себе.

Говорите о том, что действительно нравится вашему собеседнику.

Как правило, когда вы слышите и видите человека с более увлеченной и страстной стороны, разговор становится оживленнее и приятнее, чем когда вы оба говорите только о погоде или работе. И не бойтесь застрять в режиме слушателя. Большинство людей с радостью отзовутся и проявят к вам интерес.

2. Ваше окружение

В разговоре легко зациклиться на чем-то одном. Оглянитесь вокруг. В вашем окружении всегда найдется что-нибудь интересное, о чем можно начать разговор. Например, на вечеринке или на ужине у кого-нибудь дома это может быть аквариум с рыбками, коллекция дисков, книги и фильмы на полках, чья-нибудь интересная деталь одежды и так далее.

3. Новости и сплетни

Просматривайте газеты, в них почти всегда есть что-нибудь интересное, что можно поднять в разговоре. Захватывающие или забавные темы подойдут всегда. А вот смерть, несчастья и спорные вопросы - не всегда хорошая тема для разговора. Кроме новостей всегда можно обсудить сплетни. Вокруг них часто завязывается легкая беседа. Примерами подобных тем могут служить последняя серия “Остаться в живых” или “Побега”, какая-нибудь важная и горячая новость, интересные блокбастеры лета или новая, яркая группа.

Может оказаться полезным быстро просмотреть сайты социальных закладок, вроде Digg и Reddit, чтобы найти какие-нибудь новости, о которых сейчас говорят все, что интересно и модно.

4. Нравится/не нравится

Это классика. Люди всегда любят обсуждать, что им нравится и не нравится. Некоторые примеры:

Любимые песни/альбомы.
Любимые фильмы/телешоу.
Самая мерзкая сладость/еда, которую вам приходилось пробовать.
Лучшая/худшая программа-органайзер.
Самый лучший/самый худший отпуск в вашей жизни.
Лучший/худший начальник/работа/коллега в вашей жизни.

5. Соотносимые эмоции и впечатления

Такая тема может показаться немного неясной. В некотором роде, это еще один способ взглянуть на вышеприведенные темы. Однако мне кажется, что это полезная перспектива, и ее надо держать в уме.

Я имею в виду, что в разговоре вы делитесь не фактами. В действительности вы делитесь впечатлениями и эмоциями. Волнение и эмоции, которые мы все испытываем, вне зависимости от наших занятий.

Например, вы узнаете, что ваш собеседник любит путешествовать, и спрашиваете: а что вам так нравится в путешествиях? Он может ответить, что волнение, когда открываешь что-то новое, что-то, чего никогда не видел раньше. Возможно, путешествия вызывают у вас такие же чувства. Так что вы можете сказать что-нибудь вроде: да, понимаю, здорово, когда переживаешь нечто свежее, абсолютно новое.

Но вам не обязательно быть заядлым путешественником, чтобы ответить так. Возможно вы любите книги или фильмы. И тогда вы можете сказать, что каждый раз, когда вы открываете нового автора или хороший фильм, это как путешествие в совершенно новый и волнующий мир, где никогда не знаешь, что обнаружишь.

Так что можно делиться схожими эмоциями и впечатлениями, даже если вы несхожие люди. Вы можете казаться друг другу совершенно разными, жить разными жизнями, но часто между вами можно найти нечто общее.

За разговором и коммуникацией стоит несколько сильных мотивов и потребностей. Одна из них - поднять свою самооценку. Это можно сделать, например, при помощи первой темы. Другая потребность - это установление контакта и обмен информацией и эмоциями. Ее можно удовлетворить при помощи последней темы.

Пять потенциально ужасных тем для разговора

Итак, каких тем следует избегать? В действительности никаких. Но некоторые темы подходят только для некоторых разговоров. Например с близкими друзьями или семьей. Некоторые темы могут слишком растянуться. Вам может понадобиться ограничить время, которое вы им отводите в разговоре. Когда у людей появляется рассеянный вид, когда их взгляд начинает блуждать по комнате, и они перестают слушать, пора сменить тему.

Не высасывайте из разговора удовольствие и положительную энергию. Подумайте, прежде чем заговорить, когда вам на ум приходят следующие темы.

Болезни. Никто не хочет слишком долго слушать о болезнях и проблемах со здоровьем. Это угнетает. И люди как правило не хотят слишком много размышлять о подобных вещах: “хм, интересно, а когда я заболею, и какого это будет”. Это может кого угодно привести в печальное и отрицательное эмоциональное состояние.

Ваш отвратительный босс, работа и т.д. Совершенно неинтересно слушать, как кто-то нудит и нудит о том, какой у него несправедливый начальник или какая дурацкая у него работа. Жалобы довольно быстро надоедает слушать. Постарайтесь ограничить свои жалобы, а если можете, то вообще прекратите их.

Ваша скучная работа. Если ваша работа увлекательна, то разговор о ней может быть интересным. Если вы относитесь к своей работе с воодушевлением и действительно любите ее, то разговор может получиться увлекательным. Если же ваша работа вам не слишком нравится или вызывает у вас скуку, старайтесь ограничить время, которое вы о ней говорите. Если она вам нравится, но похоже, что люди не заинтересованы, либо оставьте эту тему, либо расскажите о ней по-другому. Никому не охота слишком долго слушать разговор на тему, которая им не интересна.

Мало кому интересные увлечения и прочие подобные темы. Вообще не влезайте в дебри и не распространяйтесь слишком о сущности увлечения вместо того, чтобы рассказать, что вам в нем нравится. Старайтесь избегать профессионального жаргона, аббревиатур и подробностей, понятных только вам и другим фанатам. Постарайтесь рассказывать просто и понятно. Попробуйте применить пятую тему - соотносимые эмоции и переживания. Постарайтесь передать, что вам так нравится в вашей любимой кинологии или экологии, вместо того, чтобы влезать в дебри фактов и подробностей.

Серийные убийцы и другие отталкивающие темы. С этим все ясно. Как и в случае с болезнями, от разговора о Джеке Потрошителе, маньяках и тому подобном людям может стать очень неуютно.

Христианство

Да, религия является камнем преткновения даже для самых выдержанных пользователей Сети. Так уж повелось, что наиболее обсуждаемыми темами являются темы, где нельзя ничего доказать. Религия - это "опиум для народа" или благо? Христианство - лучше или хуже других религий. Существовал или нет Иисус Христос? Все эти вопросы обсуждались и обсуждаются, и в спорах "ломают копья" самые, казалось бы, разумные люди.

Политика

Еще одна тема, которой вообще лучше не касаться. Если множество тем обсуждаются без всяких выпадов спорщиков относительно личности каждого из них, то в темах про политику можной найти даже не ведра, а цистерны грязи, которую выливают друг на друга спорщики. При всем при этом спорят обычно люди, которые вообще не разбираются в политике, и такие спорщики являются наиболее яростными. Так что в Интернете лучше не затрагивать политическую тему, если не хотите услышать много неприятных слов, безо всякого на то основанияю

Происхождение человека

Эволюция или Создание? Книг, которые написаны на эту тему, такое количество, что если их все собрать вместе, получится очень внушительная библиотека. Хуже всего то, что в этом вопросе, как и во всех остальных, нет полной ясности, и спорщики, понятное дело, не могут придти к "общему знаменателю". Наверное, если распечатать все обсуждения, которые можно найти в Сети на эту тему, получится библиотека, равной которой нет на нашей планете.

Религия

Да, эта тема пересекается с темой про христианство, но является более полной, и включает в себя все обсуждения, касающиеся религии. Огромное количество людей погибло во имя своего бога, во имя своей религии. Большая часть погибла, доказывая, что своя собственная религия лучше, чем другие - и в этом вопросе нет золотой середины, есть только "белое" и "черное". Очень много связанных с религией тем, включая темы рас, происхождения человека, и прочее, и прочее.

Аборты

Еще одна чрезвычайно обсуждаемая тема, которая затрагивает вопросы гуманизма, судьбы, права выбора и прочее. Эта тема также объединяет в себе множество других. В Сети нет "цивилизованных" обсуждений этой темы - есть, опять же, только "черное и белое". Обсуждение этой темы обычно восстанавливает мужчин против женщин, верующих и неверующих. Анонимность обсуждения такой темы вполне может превратить цивилизованного вроде бы человека в брызжущего слюной фанатика, поливающего грязью своих оппонентов и отстаивающего исключительно свою точку зрения.

Добрый день! С вами Эльвира Барякина и «Справочник писателя».

Сегодня мы поговорим о «горячих темах», которые неизменно вызывают дискуссии в Интернете.

Ни для кого не секрет, что в любом обществе существуют «болевые точки». Болевыми они становятся потому, что на ту или иную тему существует несколько полярных мнений, и, встретившись с противоположной точкой зрения, люди начинают отстаивать своё видение ситуации. Они хотят, чтобы мир был «вот такой» - удобный лично им: ведь иначе наступит неминуемая катастрофа.

Итак, давайте посмотрим, что же это за «горячие темы»:

Политика

Мигранты, беженцы, национальный вопрос.

Одна из горячих тем – это мигранты, беженцы и национальный вопрос. Одни считают, что мигрантов надо приветствовать, другие - что их надо выгнать из страны. На одной чаше весов - безопасность, на другой - нехватка рабочих рук по приемлемым ценам.

Прогрессисты vs. консерваторы

Существуют люди, которые отстаивают идеалы глобального мира, и люди, которым близки более консервативные ценности. Одни призывают к реформам, другие - к возвращению к истокам. Каждого можно понять - у всех своя зона комфорта, но угодить каждому невозможно.

Великая держава vs. «У нас всё плохо»

Одни люди говорят, что «Мы уже самые крутые и всех победили», другие с возмущением пишут, что у нас куда ни глянь - везде недостатки. Вечная тема: стакан наполовину пуст или наполовину полон

Новости

Горячие дискуссии можно вызвать, обсуждая новости. Допустим, автор что-либо вычитал в новостной ленте и дал свои комментарии на то или иное событие. При этом он поставил вопрос так, что с ним так и хочется поспорить.

Толкование высказываний

Что сказали значимые люди: президент Путин, президент Трамп и пр.?

Природные катаклизмы и терроризм

Мы показываем свою реакцию, обсуждаем - кто виноват, что делать, куда бежать, как помогать.

Новости науки

Здесь мы можем рассуждать на самые разные темы: восхищаться очередными достижениями человечества, осуждать их или сомневаться в их полезности. Главное – не просто сообщать о той или иной новости, а высказывать свое мнение - тогда наверняка найдутся люди, которые захотят что-то добавить к вышесказанному.

Новости из жизни знаменитостей

Здесь проявляется весь спектр эмоций – от восхищения до откровенного хейтерства. Блоггер может обсуждать наряды, поступки или высказывания звезды… Форму ее носа, форму носа ее собачки, форму носа ее самолета. Комментарии можно получить, задавая читателям вопросы или сознательно вызывая их на спор.

Новости из жизни животных

Что случилось в зоопарке Мельбурна? У кого родился детёныш в Сан-Диего? Показываем фотографии и рассказываем умилительные и/или интересные истории. Если у вас будет качественный контент, многие начнут им делиться.

Выход новых интересных продуктов

Обсуждаем достоинства и недостатки новых гаджетов, фильмов, программ и пр. Комментарии будут появляются у тех блоггеров, кто приносит своим читателям пользу, а также у тех, кто сознательно дразнит их.

Семья

У этой темы огромный потенциал для дискуссий - потому что она касается всех без исключения.

Безопасность детей

Споры на эту тему всегда вызывают живейший отклик: что можно делать, а что нельзя? Можно ли бить детей? Чем грозит религиозное воспитание детей? А чем светское? Давать ребенку больше самостоятельности? Не отпускать его от себя ни на шаг? Заступаться во время конфликтов? Или пусть сам решает свои проблемы?

Отношение взрослых детей с родителями

Здесь у многих находится болевая зона, и поэтому, если вы рассказываете историю на эту тему, даёте советы или просто высказываете своё мнение, вы можете вызвать значительный читательский отклик.

Любовь и романтика

Кого можно любить, а кого нельзя? Что такое романтика? Лепестки роз на наволочке или что-то другое? Что такое отношения в браке и до брака? Как найти девушку мечты или как найти молодого человека мечты? Что насчет подарков? Как показать любимому, что он бесконечно дорог для вас?

Развод и делёжка имущества

Как пережить развод? Как быть с родительскими обязанностями? Кому отойдет пластмассовая ванночка, а кому ситечко для чая? А с детьми что делать? Личные истории вызывают комментарии в духе «Спасибо, что поделились» и рассказы о своей ситуации. Советы, в особенности категоричные, часто вызывают споры.

Нетрадиционная ориентация

На тему гомосексуализма, трансвеститов и т.п. тоже можно спорить до хрипоты. Кого-то этот вопрос вообще не напрягает, а кого-то бесит. А тех, кто терпимо относится к людям нетрадиционной ориентации, можно довести до белого каления несправедливостью по отношению к геям.

Социум

Толкование истории

Кто-то с ностальгией вспоминает СССР, а кто-то считает, что «при Совке» всё было ужасно: если бы не кровавая гэбня и товарищ Сталин, мы бы жили как в Финляндии.

Феминизм и равноправие полов

Кто-то придерживается мнения, что мужчины и женщины должны быть наделены равными правами, а кто-то считает, что женщине надо сидеть дома, а мужчине - зарабатывать деньги.

Верующие vs. атеисты

Обсуждаем - есть ли Бог или нет. Сюда же относятся споры по поводу различных Церквей и конфессий.

Образование

Благотворительность

Есть вещи однозначные: больным детям надо помогать! Но есть вопросы, которые вызывают в народе ожесточенные споры. Например, некоторым кажется, что бессмысленно тратить силы и средства на инвалидов с глубокой умственной отсталостью, в то время как талантливые дети из бедных семей не могут получить нормальное образование.

А еще есть проблемы бомжей, наркоманов с глубокой и необратимой деформацией личности и проблема преступников, которых надо как-то адаптировать к жизни в обществе. К примеру, стоит или не стоит заниматься благотворительностью в отношении насильников? Тут явно есть о чем поспорить!

Поведение в обществе

Что приемлемо, а что неприемлемо? О покойниках можно говорить только хорошее или правда важнее? Можно ли критиковать Родину, в особенности «в тяжелый для Родины час»? Что делать с чужим ребенком, если он на ваших глазах обижает младшего брата, а мамаше все равно? Общественные нормы постоянно меняются и то, что вчера было в порядке вещей, сегодня уже выглядит варварством - и тут можно спорить до бесконечности.

Здоровье

Алкоголь и курение

В Интернете можно встретить любые мнения на эту тему. Кто-то горячо поддерживает культуру виноделия, кто-то считает, что любой алкоголь - это яд. Кто-то не выносит табачного дыма, кто-то курит, как паровоз, и возмущается, когда некурящие навязывают ему свой образ жизни.

Фитнес

Какие упражнения полезны, а какие вредны? Эта тема вызывает ожесточенные споры, т.к. в Сети расплодилось огромное количество недоучек и откровенных шарлатанов, которые явно не имеют специального образования. При этом кто есть кто и кто прав, а кто виноват, зачастую тоже определяют дилетанты.

Пластическая хирургия

«Девочки, где вы добыли такой классный ботокс? У вас лицо, как кукольное, стало!» Во-первых, можно поспорить на тему «Надо или не надо бороться с естественным ходом времени», во-вторых, можно обсудить различные средства, в-третьих, можно задавать вопросы и обмениваться рекомендациями и т.п. А еще можно обсуждать результаты - у себя, и у звезд.

Народная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения, которые использовали наши деды.

Нетрадиционная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения вроде гомеопатии и иглоукалывания.

Аборты

Зародыш - это уже личность или пока еще нет? Нужно ли человечеству размножатся, если нас и так уже 7 миллиардов? Имеет ли право государство решать, заводить женщине ребенка или нет?

Питание

Тема питания – это не просто обмен рецептами, но еще и жаркие споры по поводу пользы продуктов, правильности и неправильности порезки укропа, тайне «истинного оливье» и т.п.

Здоровый образ жизни

Обсуждаем, что вредно, а что полезно. Если вы даёте достоверную, научно обоснованную информацию, то честь вам и хвала. Если вы специализируетесь на псевдонаучной информации - ну, тоже вариант, почему бы и нет?… Некоторых людей это привлекает и радует.

  • Глава з.Теория познания в социальной работе
  • § 1.Социальная работа в системе научного знания
  • § 2.Социальная работа в системе междисциплинарных связей и отношений
  • § 3.Методология познавательного процесса в теории социальной работы
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 4.Социальная политика и социальная работа
  • § 1.Модели социальной политики
  • §2. Идеология государственного благосостояния
  • § 3.Современные политические идеологии и социальная работа
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Раздел II.Основные направления социальной работы Глава 5. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • § 1.Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
  • § 2.Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
  • § 3.Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 6.Социальная работа в системе образования
  • § 1. Особенности, формы и методы социальной работы в школе
  • § 2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков
  • § 3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 7.Социальная работа в пенитенциарной системе
  • § 1.Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе
  • § 2.Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе
  • § 3.Социальная терапия в местах лишения свободы
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 8.Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности
  • § 1.Развитие взглядов на проблемы социально-досуговой деятельности
  • § 2.Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественных отношений
  • § 3.Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Разделiii. Социальный работник как профессионал Глава 9.Профессиональная «я-концепция» социального работника
  • § 1.Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
  • §2.Коммуникативная профессиограмма социального работника
  • § 3.Проблемы профессионализма в социальной работе
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 10.Социальное взаимодействие социального работника и клиента
  • § 1.Сущность и особенности взаимодействия социального работника и "клиента
  • § 2.Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом
  • §3. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 11.Профессиональный риск в социальной работе
  • § 1.Сущность, виды и проявление профессиональной деформации личности социального работника
  • § 2.Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Разделiv. Клиент как объект познания в социальной работе Глава 12.Теоретические подходы к личности клиента § 1.Феноменология понятия «клиент»
  • § 2.Психологические подходы к клиенту
  • § 3.Подходы к личности клиента в социальной работе
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 13.Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека
  • § 1.Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы
  • § 2.Этноцентризм и проблемы поддержки нуждающихся
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 14.Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента
  • § 1.Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента
  • § 2.Возраст как фактор дискриминации человека
  • § 3.Феномен здоровья в контексте проблем трудной жизненной ситуации
  • § 4.Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 15.Семья в контексте социальных проблем клиента
  • § 1.Семья как фактор деструктивного воспитания
  • § 2.Семья как фактор напряжения в процессе социализации
  • § 3.Жизненный цикл семьи и стратегия помощи
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 16.Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека
  • § 1.Токсикомания в контексте социальных проблем
  • § 2.Преступность как фактор девиации жизненного сценария личности
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Бибилиография
  • Разделv. Практика социальной работы Глава 17.Методы социальной работы
  • § 1.Методы индивидуальной социальной работы
  • § 2.Методы социальной работы с группой
  • Модели социальной групповой работы
  • § 3.Социальная работа в микросоциальной среде
  • Темы для обсуждения
  • Литература
  • Библиография
  • Содержание
  • Темы для обсуждения

    1. Социально-экономические условия как фактор жизненного сценария личности.

    2. Алкоголизм и проблемы девиации.

    3. Теоретические вопросы наркомании.

    4. Концепции наркомании в свете психологических и социологических теорий.

    5. Социальная работа с наркозависимыми группами населения.

    Литература

    1. Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. - СПб., 1997.

    2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.,1997.

    3. Социальная работа. - М., 1997.

    4. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. - М.,

    5. Социальная работа / Под. ред. И.А.Зимней. - М., 1996. - Вып 8.

    6. Теория и методика социальной работы: краткий курс. - М., 1994.

    7. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.

    Бибилиография

    1 Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - С. 396.

    2 Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное / Социологические исследования. - М., 1998.-№ 8. - С. 36.

    3 Sutherland E., Cressey Donald R. Principles of Criminology. - Philadelphia, 1966. "Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования.

    Новосибирск, 1996. - С. 75-77.

    5 Преступность в России/Аналитические обозрения. - М., 1997. - Вып. 1-

    6 Там же.-С. 33.

    7 Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. - СПб., 1997. - С. 39-43.

    Разделv. Практика социальной работы Глава 17.Методы социальной работы

    В практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов, называемые в теории методами, группируются следующим образом:

    индивидуальная работа с конкретным случаем;

    работа с группой;

    работа в микросоциальной среде.

    § 1.Методы индивидуальной социальной работы

    Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные.и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

    Ситуация «один на один», предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

    Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. На схеме представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.

    Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. Прежде всего между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.

    Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:

    1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.

    На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед этим доказательством. В том случае, если и после этого клиент не осознает необходимости изменений, социальный работник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда клиент сочтет нужным ее обсудить.

    Схема 12

    2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.

    3. Мотивация

    Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.

    4. Концептуализация проблемы

    Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиент изначально склонен видеть в своей проблеме проявление своей личной неполноценности, поэтому его поведение может быть беспокойным и эмоциональным. В этой ситуации он не способен видеть, что его проблема имеет ряд компонентов, которые можно изменять в ту или иную сторону.

    5. Исследование стратегий решения

    Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решении проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого.

    6. Выбор стратегии

    Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.

    7. Реализация стратегии

    Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.

    8. Эволюция

    При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.

    В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:

    Клиент индивидуален;

    Клиент имеет право на выражение своих чувств;

    Социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;

    Клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

    Он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

    Клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

    Клиент имеет право на конфиденциальность. Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:

    Никогда не следует помогать «третьему лицу» - тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;

    Никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

    Не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

    Не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор 1 .

    Основные модели индивидуальной работы со случаем

    Социальная индивидуальная работа

    Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования.

    Метод решения проблем был разработан Х.Перлман. Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин:

    из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или невозможности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.

    Психосоциальный метод предложен Ф.Холлис (F.Hollis). Его теоретической базой стали дальнейшие разработки диагностических и психоаналитических школ. Применительно к индивидуальной работе существенную сторону метода составляет проникновение в причины девиационного или дезадаптивного поведения субъекта, воссоздание «истории болезни клиента». Психосоциальный метод предполагает сложную диагностику «личности в ситуации», при заинтересованном участии самого клиента. В дополнение к методам прямого, непосредственного лечения Ф.Холлис разрабатывает такие модели вмешательства, где значительное внимание уделяется окружению клиента. Психосоциальный метод интенсивно применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и социальных проблем, например проблем, связанных со здоровьем.

    Подход центрированный на задаче, или вмешательство, центрированное на задаче, - это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. Проблема, согласно этому методу, формулируется клиентом при согласовании с социальным работником, а также определяется целями и возможностями социального агентства. Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно и ограниченно во времени. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают следующие действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Определение состояния проблемы и точного выполнения задач являются главными составляющими успешного разрешения проблемы клиента. Данный метод был предложен в 1970 г. Ридом и Эпштейном (Ried, Epstein) и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах.

    Поведенческий подход. Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи были связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не была вытеснена практикой психоанализа. Однако в 60- 70-х гг. интерес к бихевиоризму вновь оживляется, и на его основе в социальной работе складываются новые техники помощи.

    Эд.Й.Томас в 60-х гг. вводит поведенческие методы в практику социальной работы в области образования. Практики социальной работы, используя бихевиористские концепты, получали эмпирическую информацию, открывая возможность управления и оперативной оценки интервенции (вмешательства). Поведенческий подход совместим с подходом социальной работы к системе «личность - среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение.

    В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.

    Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

    Техники респондентного изменения поведения включают рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.

    Поведенческий метод имеет достаточно широкое применение в решении проблем клиента. В центре его внимания могут быть вопросы из различных сфер социальной работы - от школьной до геронтологической. В тех случаях, когда не существует исследований по ряду вопросов социальной поддержки, теоретические подходы бихевиоризма помогают социальным работникам ориентироваться в новой проблематике.

    Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена. «Человек - окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, которую он формирует соответствующими способами. При применении методов экологического подхода к вмешательству выдвигаются требования двойного внимания:

    К повышению компетентности клиента относительно окружающего жизненного пространства, к обучению его «умениям жизнедеятельности»;

    К формированию благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты.

    Метод экологической модели распространяется на индивидуумов, группы, сообщество, где центральной темой является «жизненное пространство».

    Функциональная индивидуальная работа

    В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.

    Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший, чем психоаналитики, интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене - вот те доминанты, которые лежат в основе теории и практики данного подхода. Существенным моментом в деятельности представителей данной школы являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия между социальным работником и клиентом и которые определяют процесс помощи.

    Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данного направления индивидуальной работы 2 . В центре внимания не определенный заказ личности, а процесс взаимодействия, возникающий по его поводу между социальным работником и клиентом. Наличие позитивных доминант позволяет выстраивать сам процесс помощи. Эти доминанты выступают в качестве аксиом, не требующих подтверждения, тогда как в качестве проблемного поля и «места теоретических битв» выступает процесс интеракций.

    Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы, представляет собой комбинированный метод, использующий элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в социальной работе. Он применим в случаях таких кризисных состояний, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т.п. Социальный работник, ослабляя психологическую и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения, искать адекватную роль в беспокоящей его ситуации.

    Рациональный метод индивидуальной работы. Данный метод был предложен Г. Вернером и М.Кинди как альтернатива психоаналитическим моделям индивидуальной работы. В его основе лежат положения когнитивной теории и предположение, что интенсивность действий по изменению зависит от силы воли. Создаваемая на принципе «здесь и теперь», оценка состояния клиента фокусируется на мышлении, чувствах, поведении в реальном измерении времени. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. Взаимодействие фокусируется на решении проблем, клиенту предлагаются модели анализа и способы модификации поведения в реальной ситуации. Данный метод используется в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации. .

    Терапия реальностью. Данный метод индивидуальной работы был предложен В.Глассером. Его основу составляет положение о том, что людям необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность, а для этого необходимо соответствующее поведение. Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Стратегии взаимодействия направлены на идентификацию поведения клиента, обучение его продуктивному общению без конфронтации и агрессии, не ущемляющему интересы других людей.

    Такой подход в практике социальной работы имеет условное название «социальное лечение». Однако в практике социальной работы используются и другие методы индивидуальной работы, применимые к случаям агрессивного поведения, сексуальных расстройств, к проблемам наркозависимых групп и т.п. К таким видам индивидуальной работы можно отнести игровую терапию, сексуальную терапию, психодраму, техники «отвращения» и т.п. На таблице отражены основные подходы к индивидуальной работе со случаем.

    Таблица 31

    Модель индивидуальной работы со случаем

    Основатель подхода

    Психосоциальная модель

    Гордон Гамильтон

    Модификация поведения

    Функциональная модель

    Джесси Тафт

    Провокационная терапия

    Проблемно-ориентированная модель

    Хелен Перлман

    Радикальная терапия

    Центрированная на задаче модель

    Уильям Рид

    Терапия индивидуальной психологии А.Адлера

    Психоаналитическая модель

    Зигмунд Фрейд

    Экзистенциальная терапия

    Центрированная на клиенте модель

    Карл Роджер

    Терапия встреч

    Рационально-эмотивная модель

    Альберт Эллис

    Системный метод

    Кризисно -ориентированная модель

    Нейро-лингвистическое программирование