Комнатные растения        19.07.2019   

Карманные деньги – детям: давать или не давать? Давать ли детям деньги

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Чтобы ребенок не вырос жадным и умел ценить деньги, ему необходимо с малолетства прививать уважительное отношение к деньгам. Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами? Узнайте, нужно ли давать детям деньги и сколько карманных денег необходимо давать ребенку. А что делать, если ребенок ворует деньги, как поступать в этом случае? Дети и деньги: рассмотрим все стороны этого вопроса.

Давать ли детям деньги – аргументы за и против

Детям необходимо давать карманные деньги, потому что:

  • Они учат детей «считать», копить, экономить и планировать бюджет;
  • Карманные деньги учат детей анализировать и выбирать товары с точки зрения необходимости;
  • Карманные деньги – это стимул к самостоятельному зарабатыванию в будущем;
  • Карманные деньги делают ребенка самостоятельным и уверенным ;
  • Карманные деньги позволяют ребенка чувствовать равноправным членом семьи ;
  • У ребенка не будет зависти к сверстникам , которым регулярно дают карманные деньги.

Но есть и противники того, чтобы давать детям карманные деньги.

Аргументы против карманных денег у детей:

Истина, как всегда, находится прямо посередине. Карманные деньги рекомендуется выдавать детям уже с 6 лет. Так Вы подготовите ребенка к самостоятельности распоряжаться ограниченными средствами. Перед тем, как выдавать детям карманные деньги, проведите с детьми беседу.

Надо ли платить детям за хорошие отметки и помощь по дому: поощрение и наказание деньгами

Многие родители стремятся оплачивать детям хорошее поведение, выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки. Такие выплаты, как может показаться на первый взгляд, стимулируют ребенка лучше учиться и помогать по дому. Только никто не задумывается о последствиях таких выплат. Ребенок должен понимать, что хорошая учеба и помощь по дому он должен выполнять не потому, что ему за это платят, а потому что это его работа и обязанности . Ваша задача – не покупать отметки и помощь ребенка , а научить его самостоятельности и не воспитать эгоиста.

Объясните ребенку, что Вы – семья и должны помогать друг другу и заботиться, а не превращать семейные отношения в товарно-денежный обмен . Иначе, дальнейшем Вы вообще не сможете отучить ребенка от таких взаимоотношений.
Внимательно относитесь к поведению ребенка и его отношению к деньгам. Дрежелюбие и понимание с Вашей стороны позволит избежать ребенку психологических и денежных комплексов, которые часто закладываются в детском возрасте.

Сколько денег давать детям на карманные расходы?

Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.
Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.

При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
  • Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.

Критерии выдачи карманных денег:

Сумма карманных денег не должна зависеть от:

  • Успехов в учебе;
  • Качества выполнения домашних обязанностей;
  • Поведения ребенка;
  • Вашего настроения;
  • Внимание к ребенку;
  • Обучения финансовой самостоятельности.

Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или родительский контроль детских трат?

Не нужно навязчиво советовать и распоряжаться деньгами, которые Вы выдали ребенку. Ведь Вы ему их доверили. Дайте почувствовать ребенку самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если ребенок потратил в первый же день карманные деньги на конфеты и наклейки, дайте ему осознать его поведение до следующей выдачи.

Когда у ребенка пройдет эйфория от первых бездумных трат, научите его записывать траты в блокнот . Так и Вы будете контролировать расходы ребенка, и ребенок будет знать, куда уходят деньги. Научите ребенка ставить цели и копить на большие покупки. Научите ребенка покупать из карманных денег важные, но не дорогие покупки (например, тетрадки, ручки и т.п.).
Контролировать детские расходы нужно обязательно . Только аккуратно и ненавязчиво. Иначе, ребенок может подумать, что Вы ему не доверяете.

Техника безопасности:

Давая ребенку карманные деньги, объясните, что он не только сможет самостоятельно покупать необходимые вещи, но это и определенный риск их ношения и хранения . Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять взрослые. Чтобы избежать подобных неприятностей, объясните ребенку следующие правила :

  • Деньги нельзя показывать посторонним , детям или взрослым. Нельзя хвастаться деньгами;
  • Деньги лучше хранить дома, в копилке. Не нужно носить все деньги с собой;
  • Научите ребенка носить деньги в кошельке , а не в карманах одежды;
  • Если ребенка шантажируют и угрожают насилием, требуя деньги, пускай он отдает деньги без сопротивления . Жизнь и здоровье – дороже!

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?


Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

«Всё вокруг моё»

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам - это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство - проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги - зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, - призналась одна из опрошенных нами мам. - Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так - мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать - тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование - не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

Давать или не давать деньги - зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику - точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа - один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Мы бедные?

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, - сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход - по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор - 10 рублей, позвонил бабушке - 15»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» - учиться, помогать по дому - только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь - основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».

Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей - просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству - тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

Финансовая грамотность

открыть меню

Мы дарим вам книгу!

САМОУЧИТЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Что такое деньги? Как правильно говорить о них с ребенком? Как перестать спорить по мелочам? Как научиться вместе планировать бюджет? Как просто объяснить сложные финансовые термины? Как правильно копить деньги на игрушки и другие нужные вещи? Как определить подлинность денег?

На все эти и многие другие вопросы вам поможет ответить наша книга «Дети и Деньги»!

О чем эта книга?

  • О том, как отвечать на вопросы вашего ребенка, что такое деньги.
  • О том, как воспитывать в ребенке правильное отношение к деньгам, прививать полезные навыки и бороться с капризами.
  • О том, как правильно объяснять, почему не надо покупать дорогие игрушки каждую неделю и почему мы тратим деньги не только на приятные, но и нужные вещи.
  • Как сделать так, чтобы мечты сбывались, хотя и не сразу.

Что она даст вашему ребенку?

  • Знание, что такое деньги и откуда они берутся.
  • Понимание стоимости денег и ценности вашего труда.
  • Умение различать свои желания и потребности.
  • Разумное отношение к возможностям и желаниям.
  • Навыки составления собственного бюджета и его выполнения.
  • Информацию о том, какими бывают банковские продукты и для чего они нужны.
  • Способы расчета выгоды от депозита и переплаты по кредиту.

Наша книга зовет вас вместе с вашими детьми в поход к успешному будущему и отношениям с деньгами. Собираясь в любое путешествие, вы берете с собой самое нужное и оставляете все, что будет мешать. Вот и мы подготовили для вас список необходимых вещей и того, что с собой брать совсем не нужно!

Что взять с собой в путь?
  • Хорошую компанию! Занимайтесь с ребенком, пусть это будет дополнительное время, которое вы проведете вместе и узнаете что-то новое и интересное!
  • Положительный пример: ребенок копирует вас. Подкрепляйте слова делами: начните сами вести бюджет, обращайте внимание, на чем можно сэкономить, превращайте задания из книги в игру и незаметно переносите ее в жизнь.
  • Практику: изучение каждой темы займет у вас не больше 20-30 минут, но ее нужно закрепить на практике. Начните с простого. Посчитать сдачу в магазине, помочь составить список покупок, подумать, как накопить на то, что хочется — это звенья одной цепочки от правильных привычек к осознанному финансовому поведению.
  • Повторение: если в обучении случился перерыв, до начала занятия повторите пройденные темы предыдущих глав и их основные выводы. Ребенку нужно вспомнить, что он уже узнал, чтобы чувствовать себя уверенно.
  • Отличное настроение! Эти занятия - не скучная учеба, здесь нет экзаменов, а есть повод удивить друг друга своими знаниями и повеселиться!
Что вам совсем не нужно?
  • Принуждение: не нужно никого заставлять. Если ребенок не заинтересовался книгой, просто задайте ему вопросы, например: знает ли он, какими купюрами и монетами можно собрать нужную для покупки сумму, известно ли ему, что можно выращивать деньги, что его накопления «ест» инфляция, и другие. За ответами порекомендуйте обратиться к книге или сами прочитайте нужные разделы.
  • Тревога: тема денег непроста для обсуждения, поэтому если вы не чувствуете в себе силы провести занятие на нужной ноте - перенесите его на другое время. Темы, которые затрагивает книга: конечности ресурсов, необходимости ограничений, могут быть не самыми приятными для ребенка. Будьте внимательны, занятия не должны причинять ребенку беспокойство, а для этого крайне важен ваш дружелюбный настрой и открытость.
  • Негативное отношение к деньгам: иногда наш личный отрицательный опыт мы переносим на ребенка и эмоционально создаем плохой фон для обсуждения финансовых тем. Такого переноса не должно быть, обсуждение должно быть ровным и рациональным, деньги - это только средство реализации наших желаний.
  • Оценки: по этому предмету не нужно сдавать экзамены, здесь нет хороших и плохих результатов. Любой уровень погружения в книгу будет оказывать позитивное воздействие и на будущее ребенка, и на ваше будущее.
Сам себе педагог
  • Занимаясь с ребенком по нашему самоучителю, вы будете выступать в роли педагога. Это требует особой ответственности и определенных знаний о том, каковы возможности вашего ребенка с учетом его возраста. Если не учесть его способность к восприятию и интерпретации полученной информации, можно навредить ему, требуя выполнения непосильных задач. Поэтому учтите несколько важных моментов:
  • Не нужно давать ребенку больше информации, чем он способен понять, это может вызвать огорчение и нежелание заниматься.
  • Книга адресована читателям в возрасте от 7 до 12 лет. Дети до 10 лет могут закончить изучение книги на Секрете №8 и вернуться к книге через пару лет, дети более старшего возраста могут пройти самоучитель до конца.
  • В зависимости от уровня подготовки ребенка и его индивидуального восприятия книги вы можете самостоятельно выбирать уровень сложности заданий от 1 до 3: задания под цифрой «1» ориентированы на самых маленьких читателей, задания с цифрой «3» - на самых взрослых (12-13 лет). Важно, чтобы упражнения были ребенку по силам, но не менее важно, чтобы они не были слишком легкими для него, иначе он может потерять интерес к занятиям.
Маленькие финансисты
Приручите карманные деньги
  • Относитесь к карманным деньгам не как к средству поощрения и наказания в семье, а как к удобному тренажеру для отработки необходимых навыков эффективного финансового поведения.
  • Можно начинать давать ребенку небольшие карманные деньги с 6–7 лет. Старайтесь давать деньги с определенной регулярностью и фиксированными суммами, это внесет ясность и позволит ему начать учиться планировать свои расходы, сбережения и ставить финансовые цели. Сколько давать детям карманных денег, зависит от разных факторов: от того, сколько родители могут себе позволить, а также каковы ожидания родителей по поводу того, как ребенок будет поступать с карманными деньгами. Некоторые родители специально дают побольше карманных денег с расчетом на то, чтобы дети начали откладывать и сберегать часть из них, или покупать подарки на дни рождения семье и друзьям, или делать другие траты, которые в обычной ситуации за них делают родители. Все эти моменты нужно учитывать при определении суммы.
  • Карманные деньги - один из способов научиться управлять финансами. Поэтому родители должны четко объяснить детям правило, что, когда выданные деньги будут потрачены, больше на карманные расходы им не дадут, и самим строго соблюдать его. Это научит детей управлять своими финансами в пределах их собственного фиксированного бюджета. Важно, чтобы дети не получали дополнительных денег на что-то еще помимо фиксированных карманных расходов, даже если они попросят об этом. Позволяйте детям делать свой собственный выбор, даже если он плох. Таким образом, они постепенно, начиная с малого, научатся управлять финансами и относиться к ним ответственно.
Теорию – в жизнь!

Завершив регулярные занятия по самоучителю, вы непременно увидите, что ваш ребенок освоил основные навыки эффективного финансового поведения. Ваша задача на этом этапе – помочь ему их закрепить и поддержать энтузиазм, чтобы новые привычки прочно вошли в его жизнь. Возьмите на вооружение несколько простых способов:

  • Ведение бюджета . Начните вместе вести бюджет. Неважно, где ребенок будет фиксировать поступления и расходы: в тетрадке, в компьютерном файле или с помощью специальной программы. Важно, чтобы бюджет велся на регулярной основе. Хорошо, если ребенок будет отчитываться о произведенных расходах перед очередным поступлением карманных денег. Таким образом у ребенка сформировуется привычка к контролю за движением денег.
  • Финансовые собрания . Раз в год выносите на обсуждение финансовые цели членов семьи, вопрос размера карманных денег, индексирование стоимости различных видов работ по дому (если вы за них платите), итоги финансового года, достигнутые финансовые цели, результаты экономии, накоплений. Давайте ребенку высказаться, открыто обсуждайте его предложения. Хвалите за успехи, обсуждайте причины неудач, разрабатывайте планы.
  • Сбережения . Дети с 9–10 лет способны делать сбережения. Увеличьте сумму карманных денег, предварительно договорившись с ребенком, что теперь он самостоятельно может копить и планировать собственные покупки: подарки для друзей на дни рождения, развлечения, покупку школьных принадлежностей и т. п.
  • Участие в финансовой жизни семьи . Позвольте ребенку участвовать в планировании и осуществлении покупок для семьи, в планировании и оплате отдыха и других услуг.
  • Финансовый контролер . Предложите ребенку выступить в роли финансового контролера в семье, то есть взять под контроль денежные потоки семьи или какую-то их часть. Например, при походе в магазин со списком ребенок может отвечать за то, чтобы ничего лишнего не попало в корзину. Или может фиксировать траты членов семьи в день и сводить ежемесячный бюджет семьи.
  • Финансовые операции . До 14–16 лет демонстрируйте ребенку процесс и результаты использования различных финансовых инструментов (вы рассчитываетесь картой в магазине, снимаете деньги в банкомате, берете кредит, размещаете средства на депозите, покупаете страховой полис и т. п.), комментируйте каждое свое действие. После 14 лет можно открыть для ребенка личный счета в банке для накоплений и карту для осуществления расчетов. После 18, когда ребенку будут самостоятельно доступны все финансовые услуги, роль родителя сводится к советам опытного наставника - вы можете помочь ребенку сделать правильный выбор, проконтролировать правильность оформления документов.
  • Помните : главный результат обучения основам финансовой грамотности – осознанное отношение к личным финансам. Если ребенок поймет общую логику рационального финансового поведения - уже хорошо, если с вашей помощью сможет закрепить все полученные навыки - чудесно, если вы совместно начнете движение к реализации финансовых целей, будете открыто обсуждать денежные вопросы и помогать друг другу в пути - превосходно!
Можно и нельзя

Привет всем! Друзья, подумайте, когда лучше всего чему-либо учиться? Наверное, вы согласитесь, что все нужно делать вовремя. И учиться лучше заранее, чтобы, когда придет время и появится необходимость, проявить на деле свои знания и умение. И это как нельзя лучше относится к деньгам. Учить правильно ими распоряжаться нужно не тогда, когда ребенок вырастает и получает свою первую зарплату, а в детстве, чтобы он точно знал, на что и как тратить кровно заработанные. И как раз об этом мы сегодня поговорим: нужно ли давать детям карманные деньги и сколько.

Научить понимать ценность, как вещей, так и денег, нужно в несколько этапов:

  • Показать, что каждая вещь что-то стоит – первоочередная задача, с которой нелегко справиться и родителям совсем маленьких карапузов, и тем, кто начал воспитывать своих детей-школьников. Что при этом поможет?

Покажу на примере. Проиграйте ситуацию: договоритесь о том, что при покупке новой игрушки малыш должен отдать 2 старые игрушки. В дальнейшем ребенок сможет вернуть старую игрушку, если она ему очень нужна за 2 другие. И говорите, что вы покупаете за те игрушки, что взяли. Пусть кроха поймет, что покупка – это возмещение «потерянного». Если же малыш повзрослее, тогда все просто, обращайте внимание на ценники, расскажите про денежки, и зачем они водятся в кошельке, и что приходится вам трудиться, чтобы их заработать.

  • Когда освоено слово «купить», пора переходить ко второму этапу, а именно, самостоятельно распоряжаться копеечками.

Как это сделать? Начните выдавать малышу копеечки, параллельно рассказывая и показывая, на что их можно потратить. Например, можно купить цветные карандаши или набор воздушных шариков, или сразу 2 вещи: мелки и бантик. Что выберет карапуз? Спросите его, почему именно это? Покажите, как вы мыслите, выбирая бантики или карандаши.

  • Еще один этап – научить ждать, идти на компромисс или договариваться, чтобы получить желаемое.

О чем я? Смотрите, вы предложили товары, на которые кроха может потратить свои карманные деньги. А что, если то, что он хочет купить, дороже, и у него пока нет нужной суммы? Покажите ему, что ситуация не безнадежная и в ней есть, как минимум 3 выхода:

  1. Накопить;
  2. Купить дешевле подобный предмет;
  3. Договориться с вами, чтобы вы выдали ему сейчас деньги за несколько дней, но потом не требовал их.

Подскажите, как действовать по каждому пункту. И пусть сам кроха решит, как ему поступить, а вы помогите ему в этом, поддержав любое его решение! Если у малыша появится финансовая цель, он должен знать, как правильно к ней стремиться и какие в его арсенале есть средства.

И еще раз подчеркну, что деньги выдаются по вашему усмотрению, раз в день, раз в месяц или неделю. Но эти средства именно на расходы маленького на ЕГО усмотрение! Тратит на пустяки? Да и ладно! Это – его деньги, на что хочет, на то пусть и расходует их. Не считайте его расходы! Но помогите (без нотаций и нравоучений) ему самому их рассчитать и подумать, доволен ли он своими приобретениями. Это станет основанием для того, чтобы научить кроху планировать свой бюджет.

С детьми школьного возраста

Здесь еще проще. Главная задача родителя — определить день и сумму выдачи денег на карманные расходы. И просто вручать их не привязываясь к результату. Многие родители дают денюжку с оговоркой: это тебе на что-то полезное, можешь тратить на что хочешь, но что-то полезное. Дают и боятся при этом, что он «спустит» их. Но в ваших интересах списать эти деньги сразу в убыток, и надеяться, что ребенок будет покупать не что-то благоразумное, а что-то глупое.

Эти деньги ребенок должен потратить на прихоть, на что-то не нужное, на что-то глупое, на что-то вредное для получения опыта. И не спрашивайте как он потратил деньги, вообще не вмешивайтесь, не нарушайте тонкую-тонкую ниточку — мысль об эффективности траты денег, которая развивается у ребенка в голове. Ребенок начинает думать по-взрослому.

Таким образом, если вы не смогли его подготовить ко всем соблазнам, чтобы глупости не были ценными для него, то на этом этапе ребенку придется самому получать опыт. А вам придется финансировать этот опыт. Чем меньше будете вмешиваться, не будете нарушать его мысли, тем быстрее он научится и, возможно, сам придет к вам поделится мыслями и почерпнуть что-то от вас.

Если же ограничивать, давить на чувство вины, то толку не будет, наоборот, ребенок не сможет проанализировать ошибку, никогда не поймет сам глупость это или нет, а лишь будет думать, что скажет мама.

Тот опыт, который вы не смогли ему дать, то он должен проходить сам. Если вы сказали, что курение плохо, а он не понял, то есть вы не смогли донести до ребенка опасность, то Благоразумное вы можете купить ему и сами.

А если малыш деньги тратит впустую?

Кстати, карманные средства – это не то, чем вы оплачиваете школьные обеды или кружки. Это те финансы, которые карапуз потратит на свое «хочу». Но что, если он не учится, и из года в год тратит на свои пустые хотелки все, что имеет? Сами аккуратно, ненавязчиво, поставьте перед ребенком заманчивую для него цель: новые дорогие краски, приставку, телефон, классные кроссы. Кстати, ненавязчиво, это значит, без нажима и последующего контроля!

Совсем иное дело, если малыш сознательно возьмет из тех денег, что вы выделили на обеды или что другое нужное. Как быть? Пусть осознает, что он взял ваши средства, потратил не свои, а чужие. Предложите ему выход: отдать из своих кровных, или вовсе обойтись (не без обеда, естественно, а без кружка или запланированной вами покупки). И, кстати, если этот вопрос затрагивает еще какое-либо лицо, например, преподавателя, друга маленького и т.д., пусть он сам оправдывается перед ним, краснеет и пыхтит. Зато поймет и раз и навсегда зарубит на собственном носу, к чему приводит такое поведение.

Еще момент, который достоин внимания. Если вы в состоянии давать достаточные суммы своему карапузу, расскажите (без запугивания), что есть опасность, что его могут обокрасть. Что делать ему? Лишний раз не хвастаться, не пылить купюрами без необходимости. Безопасно использовать – это значит, защитить себя и свои деньги от лишних трат и воровства.

Поделитесь, что именно вы делаете, чтобы ваши маленькие были осведомлены в этом вопросе.

Оставайтесь другом сайта, подписывайтесь на новые статьи и приглашайте всех тех, кто хочет научиться стать лучшим родителем! А на сегодня все! До встречи!