Садовые растения        01.10.2019   

Картотека дидактических игр. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду доу Дид игры в дет саду

Картотека дидактических игр
для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Речевое развитие
Цель игры – формировать умение подбирать точные по
смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен
заметить смысловые несообразности и подобрать
нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед
сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как
можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.


Оборудование: предметы, издающие знакомые детям
звуки; ширма.
Описание: Ведущий предлагает детям послушать и за-
помнить то, что происходит за дверью или ширмой.
Затем он просит рассказать, что они слышали.
Побеждает тот, кто больше и точнее определит
1.
«Какое слово
заблудилось?».
«Что слышно?»
2.

источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что
слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в
полной тишине в течение некоторого времени (засекаю
его я) внимательно слушать, что происходит за дверью
(ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты)
необходимо назвать как можно больше услышанных
звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать,
надо называть услышанные звуки в порядке своей
очереди. Повторять звуки при назывании нельзя.
Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с
одним ребенком. Очередность в игре может быть
установлена с помощью считалки. Предметы, которые
могут быть использованы для игры: барабан, свисток,
деревянные ложки, металлофон, детское пианино,
емкости с водой для ее переливания и создания звуков
льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для
стука по стеклу и т.д.
3.
«Слушай звуки!» Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание: Каждый ребенок выполняет движения в
соответствии с услышанными звуками: низкий звук -
становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова
наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в
позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые,
руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть
на кончики пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай зву-
ки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать
звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и
высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть
будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно,
то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с
комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей
ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки
фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя»
(показ с комментариями). Давайте мы все примем эту

Цель: развитие слухового внимания, формирование уме-
ния узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания
глаз.
Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего,
который, находясь в центре круга с завязанными
глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав
игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную
игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в
круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах
будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому
я дам знак, произнесет любое слово своим голосом.
Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он
угадает игрока, то должен поменяться с ним местами:
игрок становится водящим, а водящий - игроком. Если
же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор,
пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем
игру».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: заранее начерченный на полу большой
круг, платок для завязывания глаз.
Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды
взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям,
угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В
случае угадывания водящий меняется местами с
назвавшим его по имени.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру.
Одного из игроков выберем водящим. По моей команде
«Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова:
«Раз, два, три, в круг беги!» - все играющие собираются
в круг, а водящий становится спиной к кругу с
завязанными глазами и внимательно слушает. Дети,
которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто

позвал тебя, узнай».
По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак,
назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать,
кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется
местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не
узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу
другого ребенка».
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости
реакции.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись С.
Прокофьева «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять
движения, соответственно командам взрослого:
«зайчики» - прыгать; «лошадки» - ударять «копытом
об пол»; «раки» - пятиться; «птицы» - бегать, раскинув
руки; «аист» - стоять на одной ноге.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно
быть внимательным. Встаньте по кругу друг за
другом..Слушайте внимательно мои слова - команды.
Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу,
как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны
показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу
«раки», все должны показать, как раки пятятся назад.
Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться
в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как
крылья. Когда я скажу «аист» - все мигом должны
превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а
когда я скажу «дети» - все должны стать детьми.
Начинаем играть».

6.
«Будь
внимателен!»
7.
«Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и
двигательного анализаторов.
Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют дви-
жения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз,
«вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять
руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в

лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,
считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу
и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля»,
все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -
вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки
вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в
лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается -
считается проигравшим».
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про-
износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо
слово, тот передает его следующему и т.д. Слово
должно дойти до последнего игрока. Ведущий
Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит,
телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего),
какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок
напутал, «испортил телефон». «Провинившийся»
занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный
телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было
удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему
рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от
ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо
на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам
телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий
спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»
Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое
придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен.
Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае
по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен
назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок
напутал - «испортил телефон». «Провинившийся» игрок
занимает место последнего. Давайте поиграем».
8.
«Испорченный
телефон».
9.
«Кого назвали, тот
и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости
реакции.
Оборудование: большой мяч.

1.
«Назови лишнее
слово»
Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по
площадке и услышав свое имя, должен подбежать,
поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя
кого-нибудь из играющих.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого
назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый
мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать,
ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и
назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как
можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и
снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого
игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем
играть».

Цель: активизировать внимание; развивать мышление,
речь. Навык правильного звукопроизношения.
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать
«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово
«лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.

в зависимости от команды ведущего: один хлопок -
принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в
стороны); два хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки
вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу);
три хлопка - возобновить ходьбу.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру
«Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по
кругу друг за другом и внимательно слушать мои
команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны
остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если
я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и
принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в
ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за
другом по кругу. Начинаем играть».

«Закончи предложение»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11 .У человека две ноги, а у собаки...
Ночью темно, а днем....
Трава зеленая, а небо...
Зимой холодно, а летом....
Ты ешь ртом, а слушаешь...
Утром мы завтракаем, а днем...
Птица летает, а змея...
Лодка плывет, а машина...
3.
Понятийное
мышление.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Композитор сочиняет музыку, а музыкант....
4.
Последовательнос 1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница,
цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич,
ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть,
кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2). «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:





















цыпленок ­ яйцом;
лошадь ­ жеребенком;
корова­ теленком;
дуб ­желудем;
рыба ­икринкой;
яблоня ­ семечком;
лягушка ­головастиком;
бабочка ­ гусеницей;
хлеб ­мукой;
птица ­птенцом;
овца ­ягненком;
шкаф ­доской;
велосипед ­железом;
рубашка ­тканью;
ботинки ­кожей;
дом ­кирпичом;
сильный ­слабый;
мастер ­ученик;
листок ­почкой;
собака ­щенком;
шуба ­мехом;
козел ­козленком.
Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте,
шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
Научить слышать разные шумы, прислушиваться.
Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат
животные. шумят машины...


ть событий.
Игры на
восприятие звука. (с
4 лет)
«Слово
заблудилось». (с 5
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные
фразы, в которых используется неподходящие по смыслу
5.

лет)
слова. Дети слушают внимательно и подсказывают
нужное слово.



На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),
На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша.
(каша, ложка).
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
«Испеки мне утюжок!» ­ просит бабушку крючок,
(пирожок. внучок)

Познавательное развитие
1.
«Оп
исывае
м
различ
ные
свойст
ва
предме
тов».
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и
т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь
идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где
речь идет о яблоке или о яблоках.

2.
«Съ Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные,

едобно
е –
несъед
обное».

мячом).
3.
«По
новым
местам
».
существенные признаки предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в
соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать,
а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если
назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например
стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, -
разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок
летает?», молчите и не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул,
баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей,
комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет,
ковер...
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и сгруппой детей.

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие
скорости движений. Оборудование:заранее обозначенные кружки
для каждого ребенка.
Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой
кружок, свое место - разбегается «по новым местам», оказываясь в
новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам».
Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На
прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я
скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-
домик. Кто займет новый домик последним - считается проигравшим.
Начинаем игру».
Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное
сопровождение или песню
4.
Зна
комимс
я с
призна
ками
предме
тов с
помощ
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а наспине –
щетинка».
«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда
работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по
платку катается, людямулыбается». «Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку».

ью
загадо
к.
5.
«И
щем
одинак
овые
свойст
ва
предме
тов».
6.
«Ср
авнени
е
предме
тов».
«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

Задания:
В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что
это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..
Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.
1.
2.

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками (подбери самые непохожие).
1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и
различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических
фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур
маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).



2). "Сравнение слов".
Для сравнения даем пары слов:







Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет?
Чем
они похожи? А чем отличаются друг от друга?

муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
пианино и скрипка.
7.
Игр
а.
Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка,
ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок,
ключ, карандаш.

Отобрать:










металлические предметы,
съедобные,
тяжелые,
мягкие,
белые,
круглые,
длинные,
деревянные,
маленькие,
прямоугольные,
которые можно повесить за нитку.
8.
«Об
общен
ие­
исключ
ение».
1). Поиск лишней картинки
2). Последовательность работы:




«3 лишний» (с картинками);
«4 лишний» (с картинками);
«3 лишний» (на словесном материале);
«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как
можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»
Стол, стул, кровать, чайник.
Лошадь, собака, кошка, щука.
Елка, береза, дуб, земляника.
Огурец, репа, морковь, заяц,
Блокнот, газета, тетрадь, портфель
Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
Волк, лиса, медведь, кошка.
Фиалка, ромашка, морковь, василек.
Кукла, машина, скакалка, книга.
НАБОРЫ СЛОВ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
2.
3.
4.
5.
6.
Лыжи, коньки, лодка, санки.
Стул, молоток, рубанок, пила.
Снег, мороз, жара, лед.
Вишня, виноград, картофель, слива.
Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

Река, лес, асфальт, поле.
Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
Парта, доска, учебник, ежик.
Змея, улитка, бабочка, черепаха.
Краски, кисти, чайник, полотно.
Шляпа, крыша, дверь, окно.
Молоко, чай, лимонад, хлеб.
Нога, рука, голова, ботинок.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их
объединяет, как их можно назвать одним словом:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

9.
«На
зови
одним
словом
».

суп, каша, гуляш, кисель;
лошадь, корова, овца, свинья;
курица, гусь, утка, индейка;
волк, лиса, медведь, заяц;
капуста, картофель, лук, свекла;
пальто, шарф, куртка, костюм;
туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
шапка, кепка, тюбетейка, берет;
липа, береза, ель, сосна;
Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся
данных.
Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

«Бывает - не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч.
Ребенок
должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а
если нет, то мяч ловить не нужно.
1.
Кри
тичност
ь
познав
ательн
ой
деятел
ьности.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|12.На березе выросли шишки.
3.
4.
5.
6.
В кастрюле варится чашка
«Запомни свое место».

Дети располагаются определенным образом по периметру зала
(например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают
свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают
по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:
а) вернуться на свое место;
б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой
стрелке.
При большом количестве детей или если дети испытывают трудности
в запоминании места и последовательности передвижения, можно
объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на
взаимопомощь и согласованность действий).
3.
«На
йди
пару».
Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с
изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов,
цветных карточек. Играют два или более участников. Парные

картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов.
Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки,
показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все
пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек.
Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.
Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя
карточками. Все последующие ходы участники делают с таким
расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки.
Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему
присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются
пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше
фантов.

Социально-коммуникативное развитие
1.
Игра «Что
Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой

команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно
Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно
точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают
ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а
ведущий сравнивает). Вопросы могут быть такими: дата
рождения Васи, как зовут Васину маму, кто лучший друг Васи,
что Вася сегодня съел на завтрак? и т.д. Каждая команда
отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ
команде даются очки. Выигрывает та команда, которая
набрала больше всех очков.
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за
руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.
По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие
во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота.
Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то
выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт
следующую команду, и игроки внутреннего круга резко
опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга,
считаются попавшими в западню. Они присоединяются к
стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого
игра повторяется.
Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 4-15
человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив
внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все
остальные начинают каждому из них по очереди задавать
вопросы о внешности напарника. Например: сколько пуговиц у
твоего напарника на кофте, какого цвета шнурки на ботинках?
и т.д. Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3
неправильных ответа.
Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На
счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на
человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются
глазами, оба вскрикивают и выходят из круга. Это повторяется
до тех пор, пока все не выйдут из круга
мы знаем о
Васе?»
2.
Западня
3.
Игра
«Запомни
внешность»
4.
Игра
«Ужасные
гляделки»
5.
Игра
«Салат»
Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей
любимой. Стоит сыграть в нее один раз и вам понравиться!

Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем
игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один
остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов,
овощей. Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана
(стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта).
Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название:
груша! Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое
место. Опять остается один лишний. Он также выкрикивает
название фрукта, а может сразу два. Если же выкрикивается
слово «салат», то все игроки должны поменяться местами.
Игра может продолжаться до бесконечности.
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время
перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные
пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда
они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав
звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший
звонящего, становится ведущим
Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что
они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем
бросают клубок другому человеку. В результате в центре
образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая
объединяет всех участников. Следующий этап – участники
сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос
Дошкольникам можно предложить сначала говорить о своих
трудностях и недостатках (что трудно дается или с какими
своими чертами характера хотел бы расстаться),а в обратную
сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают
клубок, или за что ему благодарен на другом ее конце.
Передаешь клубок тому человеку, которому хочешь, потому
что... (называется качество), одному и тому же человеку
нельзя два раза передать. начинает педагог, в итоге у
каждого ребенка на пальчике ниточка - затем они отрывают по
кусочку себе от общей паутинки и просят завязать узелком
вокруг своего запястья того человека, которого они желают
запомнить на всю жизнь. можно до 3 и больше узелков. при
каждом завязывании - ребенок загадывает желание.
удивительно, но эти ниточки еще долго дети носят. перед
6.
Игра
«Звонящий»
7.
Упражнени
е «Нити
дружбы»
8.
Тренинг ­
"паутинка"

ритуалу, можно запустить второй круг – с другим
приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!») Эта
игра физически сближает участников группы друг с другом и
привносит в совместную работу элемент дружеских
отношений. А можно говорить:! Привет! Меня зовут Иван. А
тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то
можно просто подтверждать это: "Меня зовут Иван, а тебя -
Ирина! И ответ: "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не
только в игре происходит физическое сближение, но и имена
запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность.
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в
центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до
Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает
руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку
следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет
до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть
увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит
до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно,
чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
2.
Игра
«Почтальон»
3.
Игра
«Салки­
обнималки»
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить
тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не
более 7 сек.

Художественно-эстетическое развитие

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и
угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом
они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету,
но и по форме.
Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе
много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть
башни и купола.

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить
составлять связный рассказ.
Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию
картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа
картины о себе

1.
Игра «На
что похожи
облака?»
2.
3.
Игра
«Портрет
заговорил».
Игра
«Угадай
настроение».

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 - 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант . Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант . На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы - бабочки», «Гномик - домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 - 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют , знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант . Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант . К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Дидактические игры

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Зоопарк»

Дид. игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) ит. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Дид. игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Дид. игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. » А. Барто

Дид игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.

Дид. упр. «Маятник»

Ход: В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ) .

Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.

Дид. упр. «Будь внимательным»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком) .

Дид. игра «Заводные игрушки»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: (показывая картинки на фланелеграфе)

В: Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово) .

Дид. игра «Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.

В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.

Дид. игра «Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з"] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з"], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

Дид. игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з"] в словах.

Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з"].

Дид. игра «Чижик»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч"].

Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу.

Дети:

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко в клетке пел;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются.

Дид. игра «Выдели слово»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

«Хозяйка» - [з]

Не привык трудиться зайка,

Барсуку трудиться лень,

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка, разузнай-ка.

Видно зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка.

«Мыши на крыше» - [ш]

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный.

Тише, тише, тише, тише,

Шаг ровней держите, мыши!

Людмила Остроушко
Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр (по 5 игр для каждой возрастной группы)

д/и «Олины помощники»

Задачи : Образовывать форму множественного числа глаголов. -

Оборудование : кукла

Ход игры : К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги) .

Они Олины помощники.

Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Д\и «Почтальон принёс открытку»

Цель : Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход : В дверь кто-то стучит.

Воспитатель :

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. (и т. д.)

«Волшебный кубик»

Цель : Учить чётко произносить звуки, подражать голосам животных.

Ход : Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит :

- «Вертись, крутись, на бочок ложись» .

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт, произнести соответствующий звук (У- у- у) .

«Помоги мишутке найти свою тарелку»

Цель : Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю) .

Ход : Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой, затем спрашивает :

Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

Д\и «У кого какая шубка»

Цель : Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.

Ход : Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев

3 – 4 года

Д\и «Узнай героя»

Задачи : учить детей узнавать героев русских народных сказок, развивать память, связную речь.

Оборудование : картинки с изображенными на них героями русских народных сказок : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Теремок»

Правила : дети по очереди называют изображенных героев и из какой они сказки

Ход игры : воспитатель раздает детям картинки с изображенными на них героями сказок. Затем дети по очереди называют изображенных героев и из какой они сказки

«Четвертый лишний»

Цель : учить находить лишнюю картинку , объясняя почему. Развивать мышление, связную речь.

Оборудование : набор карточек с изображенными на них героями русских народных сказок. Три героя из одной сказки, а четвертый – из другой.

Правила игры : дети по очереди называют лишнего героя сказки

Ход игры : воспитатель раздает детям карточки . Дети по очереди называют, кто из четырех героев здесь лишний и почему.

Д\и «Что изменилось? Чего не стало?» .

Задачи : развивать наблюдательность, произвольную память, пространственные представления, поддерживать активный интерес к художественной литературе.

Ход игры : воспитатель вешает на магнитную доску или на фланелеграф картинки . Затем просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну из картинок . Дети, открыв глаза, должны определить какой картинки не стало .

Д\и «Кто сказал?»

Задачи : учить детей называть героев сказки, которым принадлежат фразы и слова. Развивать произвольную память, образное мышление, связную речь.

Оборудование : картинки с изображением героев известных сказок.

Ход игры : воспитатель зачитывает фразы из известных сказок, а дети должны определить чьи это слова и из какой сказки этот герой.

Д\и «Что сначала, что потом?» .

Задачи : учить располагать картинки в порядке развития сюжета сказки, развивать память, связную речь.

Оборудование : картинки с сюжетами из сказок : «Репка» , «Курочка ряба» .

Правила игры : расположить картинки в соответствии с сюжетом сказки

Ход игры : ребенок получает набор с картинками к одной из сказок затем раскладывает картинки в последовательности развития сюжета сказки, комментируя свои действия, вспоминая текст сказки.

д/и «Найди ошибку»

Задачи : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Д\и «Так бывает или нет»

Задачи : учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: воспитатель объясняет правила игры :

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»

Д\и «Где что можно делать?»

Задачи : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать) . Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Д/и «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Ход игры : белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто - теплое, зимнее, новое, старое Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая. Дом - деревянный, каменный, новый, панельный Д/и «Узнай, чей лист»

Цели : учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Д\и «Какое слово заблудилось?» .

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры : взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Ход игры: куклу выронив из рук, Маша мчится к маме :

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите : «Не забудьте об одном :

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.

Забодал меня котел (козел, на него я очень зол.

Д\и «Что слышно?» Цель : развитие слухового внимания.

Оборудование : предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Правила игры : воспитатель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Повторять звуки при назывании нельзя.

Ход игры : «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой) . По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков.

Оборудование : платок или повязка для завязывания глаз.

Правила игры : стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Ход игры : «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу» . Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами : игрок становится водящим, а водящий - игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.

Д\и «Четыре стихии» . Цель : развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Правила игры : дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами : «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Ход игры : «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля» , все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим».

Д\и «Назови лишнее слово»

Цель : активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Правила игры : воспитатель называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее» .

Д\и «Угадай, что в мешочке» .

Цель : описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

Д\и «Придумай сам» .

Цель : учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова : осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Д\и «Отгадай-ка!» .

Цель : развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Д\и «Вершки и корешки» .

Цель : упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле) .

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

Д\и «Лесник» .

Цель : напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена) .

Ход игры. Выбирается один «лесник» , остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит : «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян».

«Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику» . Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

по развитию речи

«Закончи слово»

Цель:

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: З акреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

« ПРЯТКИ»

Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

«НОВОСЕЛЬЕ»

Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Ход: У жителей леса сегодня большой праздник - новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»

«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»

«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»

«Заяц живёт над козлёнком»

«Мышка живёт над зайцем»

«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»

«ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ»

Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).

Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.

Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.

«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»

«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»

3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или

«На втором этаже слева живёт зайчонок».

4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.

«Что мы подарили мышонку?»

«Мы подарили мышонку мяч».

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.

Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…

Вы ищете…; -Они ищут…

Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..

« ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.

У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.

У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.

У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.

У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

«Найди братца»

Цель : Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.