Флористика        10.05.2019   

Казахские национальные праздники и обряды. Традиции казахов, которые удивляют иностранцев

Как отмечается Курбан Айт в 2019 году в Казахстане? Мусульманский праздник Курбан Айт (или, как его еще называют, Курбан Байрам, а по-арабски – Ид аль-Адха) отмечают на 10-й день двенадцатого месяца лунного календаря. Курбан Айт завершает собой хадж – ежегодное паломничество мусульман в Мекку.

На Курбан Айт в 2019 году в Казахстане мусульман поздравляет верховный муфтий страны, президент Республики Казахстан и другие представители духовенства и власти. Верующие поздравляют друг друга словами «Құрбан-айт қабыл болсын!»

Поскольку большая часть населения страны исповедует ислам, по инициативе президента Нурсултана Назарбаева первый день праздника является выходным.

Когда отмечают Курбан Айт в 2019 году?

Курбан Айт в 2019 году в Казахстане начнут праздновать с воскресенья 11 августа, воскресенья. По традиции празднование продолжается три дня.

Первый день Курбан Айта является официальным выходным днем, но если он выпадает на субботу или воскресенье, выходной с него на другой день, как с государственных и национальных праздников, не переносится.

Когда начинается праздник, верующие совершают полное омовение и надевают чистую праздничную одежду. Затем они идут в мечеть на утреннюю молитву. Праздничный намаз проходит во всех мечетях Казахстана с 8 утра.

Как проходит празднование Курбан Айт?

Как отмечается Курбан Айт в Казахстане? После завершения намаза мусульмане возвращаются домой, где хором славят Аллаха. Потом они снова отправляются в мечеть, где мулла читает проповедь. По ее окончании верующие посещают кладбища, где молятся за усопших.

Затем начинается обряд жертвоприношения. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное: овцу, корову, барана или верблюда. Считается, что с первой каплей крови этого животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются его грехи.

Власти столицы республики запретили убой животных во время празднования Курбан Айта во дворах многоэтажных домов и в других общественных местах.

Такое решение принято для сохранения надлежащего санитарного состояния городской территории, поэтому решение акимата Астаны можно только приветствовать. По традиции треть мяса съедает семья, вторую отдают соседям, третью – беднякам.

История и традиции празднования Курбан Айт

История этого праздника такова. Праздник жертвоприношения напоминает о подвиге веры пророка Ибрагима. Он получил откровение, в котором ему было велено принести в жертву собственного сына Исмаила.

Ибрагим был готов исполнить это, но в последний момент Всевышний заменил жертву, послав Ибрагиму барашка. В память об этом уже несколько веков мусульмане отмечают Курбан Айт.

Это один из самых значимых мусульманских праздников, утверждающий важные жизненные приоритеты – единство и милосердие, дружбу и взаимопомощь.

В этот день в Казахстане проводят айтысы, национальные игры кокпар и кыз-куу, накрывают богатый стол для друзей и родственников, ходят в гости.

33677

У каждого народа свои причуды: в Греции не рекомендуется хвалить в гостях, скажем, вазу или картину, иначе хозяину придется ее вам подарить. В Индии в семейном кругу не говорят «спасибо». На Тибете при встрече показывают друг другу язык. Какие традиции и особенности есть у нас, которые удивляют представителей других стран?

1. Бет сипау

Одной из самых необычных особенностей нашего народа иностранцы считают поглаживание лица после бата (слова благословения). Казахи щедры на слова, поэтому бата дают часто: перед дальней дорогой, испытаниями, в благодарность за угощение, гостеприимство, доброту и так далее. Благословение произносят обычно старшие по возрасту. Руки в это время складываются в виде чаши, которая, по поверьям, наполняется благодатью от сказанных пожеланий.Протирая лицо после бата, человек как бы впитывает ее в себя. Также не принято покидать дастархан, не дав благословения за съеденную трапезу.

2. Употребление конины

Как говорится, только в Казахстане можно покататься на лошади, а потом съесть ее. И это действительно пугает многих иностранных гостей, в культуре которых лошадей считают величественными, прекрасными и благородными созданиями, которых нельзя кушать. Казахи тоже считают лошадей прекрасными животными, мясо которых идеально сбалансировано по своему составу, легко усваивается в отличие от говядины, имеет согревающий эффект, гипоаллергенно и нейтрализует воздействие радиации. А еще из конины готовят қазы. Как можно не есть қазы, правда?

3. Чаепитие

Турция занимает лидирующие позиции по потреблению чая в мире. Но у них есть свои чайные плантации. Так что с ними все понятно. Турки просто обязаны пить чай, чтобы не дать урожаю пропасть. Но как казахи, не имя в стране ни одной чайной плантации, умудряются постоянно употреблять чай? Где там англичанам с их файф-о-клок ти рядом с казахом, который в 12 ночи можем выступить с предложением «шай ішпедік пе?». Еще иностранцев удивляет тот факт, что мы можем добавлять в чай тары, талқан, соль, сахар, сметану, молоко и прочее. Мы пьем чай как в мороз, так и в жару. И это еще не все. Каждая казахская девочка рождается с особым геном, позволяющим ей в будущем определить правильный цвет и ту невидимую границу в пиале, выше которой наливать нельзя.

4. Шашу

Грильяж в лицо, это, знаете ли больно. Но надо. И это лучше, чем курт в лицо. Все вместе это называется «шашу». И об этом лучше сразу предупредить друга-иностранца.

Шашу – это обряд осыпания сладостями и монетами. Во время кризиса и девальвации – только сладостями. Шашу выполняют, когда женятся, когда приезжают сваты, когда роженицу выписывают из дома, когда приходят гости и так далее. Шашу сиволизирует богатство, сладкую жизнь и изобилие. Шашу делают только женщины. Все конфеты после шашу принятно собрать, чтобы унести с собой кусочек изобилия. Поэтому шашу очень любят дети.

5. Сарқыт

Бешбармак для иностранцев, как Джастин Бибер для Канады, – о его связи с Казахстаном знают все. Вообще казахская кухня, несмотря на обилие мяса, приезжим нравится. Вот только они не могут понять, для чего после шумного застолья гости начинают складывать в пакеты оставшееся угощение – сарқыт. Сарқыт – это обязательно банан, яблоко, конфеты «Мишка на севере» и жирный баурсак. Желательно, чтобы все смешалось. Особенно старательные гости добавляют туда куски мяса и теста. Видимо, чтобы не готовить дома на следующий день.

6. Сүйінші

Сүйінші – благодарность за хорошую новость или, скорее, за новость о том, что есть хорошая новость. И, чтобы услышать ее, надо дать вестнику подарок, деньги или другое вознаграждение. Казахи издревле соблюдали этот обычай. Актуален он и по сей день. Изменилась лишь цена подарка. Раньше за хорошую новость вестник даже мог выбрать подарок сам. Практичным иностранцам этот обычай не совсем понятен.

7. Көрімдік

Еще один способ делать деньги из воздуха. Көрімдік – чаще всего денежный подарок, который преподносится за впервые увиденного ребенка, невестку, машину и прочее. Шустрые казахи умудряются брать көрімдік и за новое платье, компьютер, планшет и корочку диплома. Чтобы окончательно шокировать и разорить иностранца, можно сначала попросить сүйінші за весть об окончании вуза, а затем взять с него көрімдік за диплом.

В мусульманском празднике Курбан-Байрам (у казахов называется Курбан Айт) есть обыденно-праздничные смерти жертвенных животных и череда соседских гостеваний с ритуальными трапезами... В маленькой деревне у границы с Казахстаном этот день был очень умиротворенным. Ключевые слова: вечность, род, принятие судьбы, добрососедство.

Аул Карасарт - маленький казахский анклав на границах Карасукского района Новосибирской области - три улицы, несколько десятков домов, более 60 семей. Праздник жертвы Курбан Айт здесь отмечают здесь всем селом четыре дня. Первый день накануне посвящают покойным. В этот день дастархан накрывают в домах, потерявших своих близких в прошедшем году. Следующие три дня гостей принимают последовательно одна за другой все три улицы Карасарта.

Утром мужчины отправляются в первый по улице дом, чтобы выразить уважение хозяевам и пожелать им благополучия в новом году....

Женщины помогают друг друг в приготовлени праздничной трапезы

За световой день человек должен пройти не мене семи домов; в каждом преклонить колени перед столом, произнести добрые пожелания и получить свою долю садака и саркыт.
Саркыт - гостинец, часть трапезы, которую раздают гостям, обычно женщинам. Его передают близким, чтобы те вкусили от гостеприимного дастархана, приобщились к счастью и благополучию хозяев, совершивших жертву. Жертвенная трапеза является гарантией будущего.




Праздник Курбан Айт в Карасарте, как и полагается по традиции - это совместное усилие по преображению мира во имя живых.

Счастье каждого становится результатом коллективного творчества и смыслом застолья, которое объединяет людей в их противостоянии смерти и совершается раз год в Праздник Жертвоприношения...

Обычно животное режут накануне, повалив на землю головой в сторону Мекки, произнеся «Биссмиля» и спустив по правила кровь. Жертва приносится во имя живущих. Она возникает из потребности жить в согласии с людьми и миром, преодолевая потери и предупреждая возможные несчастья. Подержаться за животное при разделке полагается и детям, и взрослым, чтобы, согласно обычаю, проститься с бедами и болезнями ушедшего года. Детей приучают не бояться смерти, дающей жизнь

Женщины выкладывают на большие круглые блюда белые прозрачные сочни, на них - дымящиеся куски свежей баранины, разделанной по казахской традиции - по суставам

Главное блюдо праздника - бешбармак. Мясо и тонкие пластины теста варят в котлах и кастрюлях в Карасарте весь день. Дымки поднимаются над кухнями и дворами аула. Хозяйки передают эстафету друг другу, переходя из одного дома в другой.

Разделение туши барана соотносится с традиционным делением общества на страты - самому почетному или старшему по возрасту гостю за столом дают жанбас (тазовую кость), следующему по рангу - жилик (бедренную кость и голень). Перед главой стола, старейшиной, читающим молитву, ставят баранью голову. Он должен разделить ее между присутствующими.

В этот день в ауле Карасарт практически в каждом доме накрывают не менее трех дастарханов - низких круглых столов. На дастархан во время Курбан-Айта в ауле Карасарт может прийти любой - и уважаемый аксакал и человек опустившийся. В это день не отказывают никому. Перед жертвой, как перед лицом жизни и смерти, все гости этого дома и этого мира оказываются равными. Застолье Курбан-айта объединяет и уравнивает всех

К бешбармаку гостям подают бульон. Трапезу завершает чай.

До конца дня улица должна быть пройдена..

Женщины угощаются за отдельным столом

В доме Алтая (так зовут хозяина) мы смотрели передачу из главных мечетей

Все происходящее во время застолья, все сказанное и съеденное за столами Курбан-Айта в ауле Карасарт освящается молитвой. С нее начинается трапеза; заканчивается она благопожеланием. Молитва становиться частью жертвоприношения-трапезы, дарующей благополучие.

Алтай на перекуре

Нарядная Айман Кульманова встречает гостей

Праздничное казахское застолье строится по законам ритуала. Все ее участники должны соблюдать правила: гости рассаживаются, согласно статуса и возраста - старейшины в «верхней» части дома (у дальней от входа стене справа) гостю запрещено делать замечания по поводу того, как он ест; запрещено демонстрировать пренебрежительное отношение к еде, нельзя оставлять надкусанный хлеб; нельзя дуть на бульон или чай, потому что охлажденная таким образом пища считается непригодной; запрещено брать куски левой рукой. Нельзя входить в дом с жующим ртом; но выходить из дома, пережевывая еду - хорошая примета

В рамках застолья, имеющего сакральный прецедент, все приобретает особый смысл. Даже кот, крутящийся у стола, становиться напоминанием о высоком. В Карасарте рассказывают легенду о том, как однажды на халате Пророка задремал бродячий кот. Люди хотели согнать его, а Пророк отрезал полу, чтобы не потревожить животное, которое имеет божественное благословление

Благодарность движет людьми, считающими себя избранными перед лицом жертвы: чем дольше длится агония барана, чем дольше выходит его дыхание, тем более достойным является человек, совершивший ритуал. Долгое дыхание умирающего считается комплиментом зарезавшему. Смерть одного становиться спасением для многих

14 марта издревле считался у казахов началом нового года. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось полуголодное терпеливое противостояние тяготам зимы. Қыстан шықтық! - вышли из зимы - радовались люди, - вырвались из ее сурового плена, выжили. Какой ценой? «Мал-жан аман ба?» - жив ли скот? - первым делом спрашивали казахи друг друга по весне. И уж потом: все ли живы? Потому как скот - главное богатство кочевника. Жив скот, значит, люди будут живы. Как говорили в недалеком прошлом: «Будет хлеб, будет и песня».

На западе Казахстана сохранился старинный обычай «көрісу» (от глагола «свидеться»). В этот день люди навещают друг друга, при встрече непременно здороваются за руку и говорят: «С прошедшим годом!». В доме каждого казаха в казане варилось мясо, но специально никого не приглашали. Дети встают в 6 утра и посещают не менее 40 домов, в которых живут их старшие по возрасту родственники. Младшие, приветствуя старших, просят благословения. В этот день прощаются обиды и забываются ссоры.

Как только подсыхали дороги и устанавливались теплые дни, истосковавшиеся по общению кочевники спешили навестить друг друга. Шли в гости к родственникам и устраивали различные состязания. Важно было принять участие в грядущем празднике расцвета, восхода, размножения жизни - всего живого на земле!

И правильнее будет - не поздравлять с Наурызом (Новым годом), который все же связан с космосом, Солнцем, но приносить жертву Богу в знак благодарности, что остались живы после смертельного сна зимы и потому говорили: Амал күні айты қабыл болсын! Т.е. да будет принята Небом жертва, принесенная в День Возрождения к жизни (тем самым обозначая амал - желанную пору начала действия, движения).

Главная идея этой традиции - в оказании помощи друг другу - кто лишился скота, а кто члена семьи, кормильца. собирался совет аксакалов и они решали, кому и чем помочь пострадавшим от джута и прочего негатива зимы.

Какие обряды проводились в первые весенние дни? Почему наши предки завели традицию отмечать День «Көрісу»?

Акселеу Сейдимбеков:

«История обитателей Великой степи убедительно показала на собственном опыте, что здесь можно обрести благополучие и нормальное человеческое cуществование только при кочевом образе жизни. Как перелетные птицы, постоянно находясь в весне, т.е. двигаясь по вертикали весенне-летнего времени, прототюрки выстроили соответствующий хозяйственно-культурный тип кочевничества».

Началом года у многих народов считалась весна. В Ригведе Новый год знаменует торжество света и тепла над ночью и зимним холодом, космического порядка над хаосом в результате победы главного индоиранского божества Индры над Вритрой. Символом Индры был весенний гром. Тюрки тоже связывали Новый год и знаменуемое им творение мира с весенним громом. Хакасы во время первого весеннего грома обходили юрту снаружи, ударяя по ней поварешкой. Действия эти, несомненно, неосознанно воспроизводили мифологическую ситуацию отторжения жилища от зимнего хаоса, установления порядка.

Как сообщает Чокан Валиханов, у казахов сохранился обычай при первом громе окроплять юрту молоком, при этом «хозяин с ковшом выбегает из юрты, бьет им, бегая кругом, свою кибитку снаружи, приговаривая: «Сүт мол, көмір аз» («Молока много, углей мало»). Непонятно, почему мало углей, или дрова все извели за зиму?

Ответ нашел М.Семби, ссылаясь на исследователя этнографии саха И.А.Худякова, который сообщает: «... когда начинает греметь гром, якуты берут сырую длинную талину и, вышедши, начинают бить ею по наружным стенам юрты и в окна, приговаривая: «Копчук-копчук! Вверху обитающие дьявола, летите к верху; внизу обитающие дьявола, проваливайте вниз!». Это делается для того, чтобы дьяволы выскочили из юрты и на нее не пала молния, поражающая дьяволов.

Н.А.Алексеев

«Гром и молнию, по верованиям изучаемых нами народов, производило небесное божество, вечно преследующее злых духов. Молнии - это стрелы, которыми он поражал духов, тем самым защищал людей и их скот».

Казах, так же как и саха, изгонял-выгонял злых духов-дьяволов из юрты. Их надо изгнать, чтобы жилище человека не пострадало. И если первая часть заклинания - обращения к Богу: «сүт көп» (пусть молока будет много!) - это просьба-пожелание о ниспослании небесного дождя-молока, то вторая часть должна звучать «кәпір аз» (пусть уменьшится количество нечистых).

Кәпір (капыр - тот же кафр) - слово, обозначающее неверных, т.е. язычников-немусульман. К примеру, у Басилова находим: «духи (джинны), причиняющие болезни, вредящие людям, - «неверные» (капыр) джинны.

Итак, удары ковшом кәкпір у казахов или красным кнутовищем (у народа тыва) или сырой талиной (у народа саха) - все это «инструменты» божественных сил, изгоняющие и поражающие недобрых духов.

Наши далекие предки - дети природы - тяжело переносили суровую зиму. В открытой степи негде укрыться от злой метели и жалящего колким снегом бурана. А овцам - главному богатству кочевника - негде добыть хоть немного прошлогодней травы. В таких случаях впереди стада пастух пускал табуны коней, чтобы они разбили, разрыхлили копытами толщу снега и овцы могли добыть себе пищу, ведь тогда мало кто запасался на зиму сеном.
Но самым страшным бедствием зимой был Жұт - гололед. Жұт превращал снег в ледяную корку, и вся степь оказывалась в ледовом плену. И наступал Голод - второе грозное имя этой беды.

В городе зимой специально заливают водой катки и горки, чтобы дети могли кататься на коньках и санках. Но гололед в степи - этот сплошной каток - надолго замораживал всякую попытку выжить в мертвом царстве. Животные лишались корма и даже твердые копыта коней не могли пробить корку льда. Огромные стада овец и коз сотнями мёрли от голода, их остывшие тела черными кочками покрывали заснеженную степь.

Недаром казахи называли Жұт - семиголовым Проглотом (от слова жұту - глотать) или Жеті ағайынды - Семь братьев-разбойников (Семь бед), нападение которых всегда было внезапным и безжалостным. Вчерашний бай - хозяин многочисленных стад - вмиг лишался всего своего состояния и становился нищим.

Суровая зима и особенно последние дни ее казались кочевнику затянувшимся сном природы, похожим на смерть, снег - белым саваном, вьюга - заунывным плачем. Вот почему кочевники так радуются горячим лучам солнца, дарующим степи весну. Теплый ветер прогоняет хмурые тучи и открывает над головой синий купол неба и пробиваются из-под снега на белый свет первые упругие стебли зеленой травы. Солнце прогревало замерзшую землю, и согревало душу кочевника, уставшего от долгих холодов и постоянной тревоги за свой скот - выживет ли, уцелеет ли его отара овец, будет ли чем прокормить свое семейство, своих детей?

Вот почему наши предки запрещали топтать и рвать первую траву. Кто решится губить, вытравливать из сердца своего ростки надежды, ростки обещаний новой жизни - разноцветной как радуга в небе! Разнотравье - самый щедрый подарок Лета - его живительный сок! Еще немного и ты тоже вкусишь все соки, все плоды земли! Первые стебли травы - зеленая поступь Весны!

А как радовалась душа кочевника первому цветку, пробившемуся из-под снега! Пусть бутончик подснежника - не так ярок, как хотелось бы; он еще не наполнен золотистым нектаром солнца, еще весь в слюдяных красках синего льда... Но когда он раскроется, то на самом донышке цветка можно увидеть желтенькие крапинки - следы первых лучей солнца!

Айгуль Айтмуханова

Из книги Бахыта Каирбекова «Мир кочевья»

Через 70 дней после завершения Ораза айта начинается Курбан айт. Во время Курбан айта верующие делают жертвоприношение. Так же, как и в Ораза айт, в первый день праздника мусульмане собираются в мечети или у одного из почитаемых аксакалов и читают айт намаз. Основной целью Курбан айта является чтение Корана и жертвоприношение в память о тех, кто покинул этот мир. В течение трех дней айта в мечети, в домах верующих читаются суры из Корана и молитвы, посвященные в первую очередь всем пророкам, а также в память родных и близких.

В первый же день праздника, после чтения праздничного намаза, приносят жертву. Традиция жертвоприношения сохранилась до сих пор. Обычно в жертву приносят овец, коз, верблюдов или коров. Другие виды животных или звери не могут быть принесены в жертву. Животные, которых приносят в жертву, должны быть здоровыми и упитанными. Существует определенный порядок проведения жертвоприношения: жертвенное животное переворачивают на левый бок, направляя его голову в сторону Мекки, прежде чем забить животное, мулла читает молитву, закалывает животное мусульманин. Мясо принесенного в жертву животного раздается неимущим, из оставшейся части мяса готовят блюдо, которое должны отведать все домочадцы, близкие и соседи.


В древности у многих народов мира были случаи, когда в жертву приносили детей. Соблюдая данную традицию, пророку Ибрагиму было велено принести в жертву единственного сына - Исмаила. Как бы не было тяжело Ибрагиму, но он согласился, однако Всевышний в последний момент спустил с небес огромного барана. С тех пор в жертву стали приносить животных. Праздник Курбан айт проходит в день завершения хаджа в Мекку, в течение которого совершается ритуал жертвоприношения. Хадж в Мекку является одной из обязанностей для мусульманина. Совершающие хадж мусульмане в честь успешного завершения паломничества также совершают обряд жертвоприношения.

В дни празднования Курбан айта в течение трех дней во всех домах накрывается стол. Дастархан обычно бывает по-настоящему праздничным и обильным, а хозяева - хлебосольными. Любой человек, пришедший поздравить с праздником, радушно встречается хозяевами. Каждый, пришедший поздравить с праздником, произносит слова: «С праздником Курбан айт!» и должен отведать мясо животного, принесенного в жертву. Дети, пришедшие на праздник, получают небольшие подарки. Ребенка, появившегося на свет в праздничные дни, называют звучными именами: Айткали, Курбангали, Айтбай и т.д.