Флористика        24.04.2019   

Классный час (2 класс) на тему: Зачем быть вежливым. Обыгрывание ситуаций из учебника. Работа над новой темой урока

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»

Тема: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Предметные:

Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

дать понятие «культура поведения»

Метапредметные:

Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;

продолжить работу по обучению поиска и выделения необходимой информации из различных источников: (текст, схема)

развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;

2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;

3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Оборудование :

Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку.


1. Мотивация к деятельности.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил поведения в школе:

Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) - Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) - На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) - На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.Назовите еще правила, которые надо соблюдать в школе. (Коментируют и называют) Кто помнит в стихах?

Целеполагание и мотивация

Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).

Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости) - А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Сейчас мы отравляемся с вами в волшебную страну, которая называется «Страна Вежливости».Ею управляет принцесса Вежливость. Она будет давать нам задания, которые мы будем выполнять. Познакомит с историческими сведениями.

Итак, В добрый путь.

Отправляемся. (Музыка)

1 ученик. Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость чудесная и добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебная частица.

2 ученик.Если будем вежливы

Каждый день и час-

Станет мирсчастливее

В миллионы раз.

3 ученик. На свете есть много чудеснейших слов,

Таких, что нас радуют, греют и лечат.

Я думаю каждый назвать их готов:

Приветствую, здравствуйте,

Добрый всем вечер.

4 ученик. Слова есть, что к людям безмерно добры,

Весь мир освещая, как солнце в зените.

Их знают и люди, и еж, и бобры:

Спасибо, пожалуйста, ах, извините.

Вежливость- это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Так дано значение слова в толковом словаре Ожегова.

Первая историческая справка.

До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» - знаток. «ВЕЖЕ» -- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнете называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

. Работа в группах.

Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. (слайд)

Сейчас вам принцесса Вежливость дает задание поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.

Каждой группе она прислала конверт, в котором находятся волшебные слова. Вам необходимо найти только те слова, формы которых у вас даны и приклеить на лист. В соответствии с формой. Создать листовку «волшебные слова».

Кто-то раскрашивает название формы, кто-то подает слова, кто-то клеит.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».

Формы пожеланий : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните название произведений, где волшебные слова помогали героям

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

А сейчас, ребята, принцесса «Вежливость хочет посмотреть,какие вы внимательные давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

1. Игра “Будь внимателен”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

2. Игра “Вежливо - невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.

Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

(на доске)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Работа в группах.

Рассмотрите рисунки на стр. 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова (слайд).Первая группа 1и 2 картинку, 2 группа 3и4, 3 группа 5 и 6 картинки. Выберите, кто будет выполнять роль актеров?

Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд 12)

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке.Делают коллективный вывод. )

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд)

Помни: (Слайд)

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3. Не следует говорить слишком долго.

2. Работа в группах (Слайд)

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

А поможет вам в этом примерная схема разговора.(Слайд)

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание.

Разыгрывают сценку «Разговор по телефону»

- Давайте поработаем в группах.

(Работа по учебнику.)

Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника. Какие правила соблюдает папа.

Как вы объясните понятие «культура поведения»?

Культура поведения – это вежливые поступки и вежливые слова.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто поступает правильно? (Слайд)

Сейчас, Принцесса «Вежливость» хочет проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Она прислала карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сейчас мы прочитаем правила вежливости, которые надо соблюдать. Слайды.

Какие правила вежливости вы запомнили и будете соблюдать напишите 1 правило на лепестке и мы у нас будет она цвести. Принцесса оставила нам письмо.

Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. До свидания.

Литература:

    А. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Ресурсы интернета.

1. Подумай и запиши, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости.

чтобы людям было приятно общаться со мной, чтобы у меня было много друзей.

2. Муравей Вопросик просит тебя научить его правилам вежливости. Напиши, какие вежливые слова подходят для этих случаев:

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

3. Проанализируй ситуации из жизни Серёжи и Нади. Выполни задания.

1) Обращаясь к продавцу, Серёжа сказал: «Пакет молока и пачку творога». Какое слово он забыл добавить? Подчеркни: извините, пожалуйста , спасибо.

2) Наде нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить её к телефону? Отметь галочкой.

4. Здесь запиши правила, которые ты сформулируешь для себя по рассказу Серёжи и Нади.

Мои волшебные поступки

— женщин и девочек надо пропускать вперед;
— если женщина выходит, то надо отступить и дать ей пройти первой
— из трамвая мужчина выходит первым и подает руку женщине.

5. Дома повтори правила вежливости, изученные на уроках. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе запишите ещё 2-3 правила, о которых не говорилось на уроке.

Здоровайтесь первыми.


Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них

В классе обсудите ваши записи. Возьми на заметку то, о чём написано у других ребят.

Книга «Сервис класса люкс»

Глава: 28 правил вежливости

2. Здоровайтесь первыми.

3. Никогда не заставляйте Вас ждать.

4. Проявляйте радость при встрече.

5. Поинтересуйтесь «Как дела?» или «Все ли хорошо?»

6. Если эти вопросы адресованы Вам, то сначала поблагодарите собеседника за проявленное внимание, ответив: «Спасибо, все хорошо».

7. Любое обращение к человеку начинайте со слова «извините» или фразы: «Простите, могу ли я…».

8. Если Вы знаете, как зовут Вашего собеседника, обращайтесь к нему всегда по имени.

9. Обращайтесь к человеку так, как он Вам представился, не переиначивайте его имя.

10. Если к Вам обращаются стоя, то, если Вы сидите, обязательно встаньте.

11. Если к Вам обращаются сидя, а Вы стоите, то присядьте напротив или рядом с собеседником, или слегка наклонитесь к нему.

12. Будьте предупредительны: если Вам нужно отлучиться, то сообщите собеседнику, через какое время Вы вернетесь к нему.

13. Благодарите за общение с Вами в конце беседы: «С Вами было приятно общаться» или: «С Вами было приятно провести время» и т.д.

14. Если Вы подаете какой-либо предмет, сопровождайте этот жест вежливыми словами «пожалуйста», «прошу Вас».

15. Уступайте дорогу, наклоном головы либо жестом, предлагая человеку пройти вперед, сопровождая этот жест внимания словами вежливости.

16 . Проявляйте гостеприимство: для пришедших к Вам впервые организуйте небольшую экскурсию по незнакомому пространству, сопровождая ее рассказами и интересными историями о вашей компании.

17. Проявляйте дружелюбие и готовность помочь в любых ситуациях.

18. Выполняйте свои обещания.

19. Будьте внимательными к желаниям гостей или клиентов.

20. Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них.

21. Если в предыдущий визит Ваш собеседник рассказал о предстоящем важном для него мероприятии, поинтересуйтесь при новой встрече, успешно ли оно прошло?

22. Если Вам захотелось сделать кому-нибудь комплимент, не откладывайте это на потом: «Позвольте, я Вам сделаю комплимент, мне очень нравится, как Вы сегодня выглядите!»

23. Будьте одинаково любезны и радушны со всеми присутствующими.

24. Если Вы общаетесь с кем-либо, и в это время к Вам обращается кто-то еще, извинитесь перед своим собеседником, прежде чем уделить внимание другому.

25. Когда звучат комплименты в Ваш адрес, скажите, что Вам очень приятно это слышать, и ответьте достойным комплиментом.

26. Постарайтесь сделать общение с Вами максимально приятным и теплым.

27. Провожайте всех, с кем Вы общались, поблагодарив за визит и за особое внимание к Вам, открывая двери уходящим.

28. Помните, что правила вежливости никто и никогда не отменял!

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Правила вежливости»

  1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  2. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  • заучивание стихотворений о вежливости;
  • изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
  • подготовка слайдов к просмотру;
  • подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
  • мультимедийный проект;
  • презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
  • конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.

Участники: учащиеся 2-го класса.

1. Мотивационный момент.

Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

— Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

— Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

— Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

2. Постановка целей урока.

— Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

— Кто, по-вашему, добрый человек?

— Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

— Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

(2-й слайд со стихотворением.)

— Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

— Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

3. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова «Вежливость».

— Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

— А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

— До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

— У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Использование в речи «волшебных» слов.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.) (4-й слайд)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.) (5-й слайд)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.) (6-й слайд)

— Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.) (8-й слайд)

— И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.) (9-й слайд)

Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» —
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

4) Из истории происхождения правил вежливости.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

— Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

(10-й слайд «Правила вежливости».)

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

— Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись первым выскакивать в двери.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
  11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  13. Не держи руки в карманах.

— Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».

— А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы №1, а ещё в какой-то мере и артисты. Мы с вами готовимся к родительскому собранию и наша сценка как раз окажется сегодня уместной в этом уроке.

— Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.

5. Обсуждение сценки по вопросам.

— Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?

— Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?

— Как он вёл себя у кассы потом?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?

— Какими словами характеризовали его матери?

— Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?

6. Обыгрывание ситуаций из учебника.

— Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.

7. Работа в группах «Образуй своё правило».

Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

8. Подведение итогов. Релаксация.

— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда. .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда. .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что. .

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

  1. «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
  2. «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  3. «Педсовет» №5-2007.
  4. Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  5. «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
  6. «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

«Фу, как некультурно!» – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если «домомучительница» – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более – в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано «Не влезай – убьет», к примеру).

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?

1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».

2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).

3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».

4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.

5. Не брать без спросу чужие вещи.

6.
Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).

7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.

8.
Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.

9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.

10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.

11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.

12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.

13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.

14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.

16. С благодарностью принимать любые подарки.

17. Не говорить грубых, бранных слов.

18. Никого не дразнить и не обзывать.

19. Просить прощения, когда ситуация того требует.

20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы «не навредить». Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Елена Аказина
Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость? Вежливый ли ты человек?»

Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость . Вежливый ли ты человек

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятие вашими помощниками .

Сегодня у нас будет необычное занятие , вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами. Мы отправимся в волшебную страну.

Здесь люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

А еще в этой стране люди любят делать друг другу подарки.

Кто из вас любит получать подарки? Почему?

А вам самим нравится делать подарки другим людям?

Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку ? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно .)

Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям : маме, папе, другу, подруге. А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?

А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?

1.) Беседа о «вежливых словах » .

Вы помните с какого слова я начала сегодняшнее занятие ? (Доброе утро.)

Приятно ли вам было услышать его? Почему?

Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного

настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе утро!

Сказало.

Доброе утро!

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро :

Доброе утро.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить :

«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?

(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)

Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Вслушайтесь в слово «здравствуйте» . Слово «здравствуйте» очень древнее, связано оно со словом «дерево» . Когда - то давно, люди, произнося слово «здравствуйте!» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем здоровья, желаем быть, сильными, крепкими.

Я хочу познакомить вас еще с одним словом. Это слово «спасибо»

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело , говорили ему :

Спаси вас Бог!«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо» . Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица : «Своего спасибо не жалей!» .

А что значит слово «до свидания» ? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку , когда говорим ему «До свидания» ?

(Что прощаемся не на долго и рады будем увидеть вас снова) .

Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте» , «До свидания» , «спасибо» , «пожалуйста» и другие? Просто хотят уделить внимание человеку , пожелать ему всего хорошего.

А как называются все эти слова? (Вежливые ) .

Может, кто - то догадался, как называется наша страна? (ВЕЖЛИВОСТЬ ) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА :

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова » . И так, начали : не ошибись, пожалуйста.

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! Молодцы.

(Еще раз повторяется физкультминутка, только в роли ведущего будет

ребенок по желанию)

Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия ? вежливых словах )

Знакомство со значением слова «вежливый » , «вежливый человек » .

Ребята, скажите, как называют человека , который употребляет вежливые слова в своей речи ? (вежливым , воспитанным, культурным)

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени

Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость » .

Обещал отцу Петрусь :

Я за вежливость возьмусь :

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет :

С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок :

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку :

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка .

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи :

Ты, вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен :

Разве был невежлив он !

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый

Можно ли назвать Петруся вежливым , ведь он употреблял в своей речи

вежливые слова ? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова )

Значит для того, чтобы быть вежливым , достаточно ли употреблять в своей

речи «Вежливые слова » ? (нет)

Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны

твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что -

то делать).

Какой сделаем вывод? (Для того, чтобы быть вежливым человеком , нужно не только употреблять «Вежливые слова » , но и употреблять их. правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Д/и «Так не так» .Послушайте внимательно и если всё правильно вы говорите так, так, если нет - не так, не так.

1. У Вити день рождения. Он принёс угощение, а дети у него отобрали и кричат : Ещё, ещё….

А как надо? (Надо было подождать пока Витя угостит и сказать спасибо.)

2. Наташа пришла в детский сад «До свидания, - говорит, уже пора домой» - и стала раздеваться

Не так! (Надо было поздороваться.)

3. В группу, когда дети ели зашла заведующая детского сада и сказала : «Приятного аппетита» .

Так, так! (Когда входишь и видишь, что дети едят нужно пожелать приятного аппетита.)

4. Миша просит продавца в магазине : «Ну – ка дайте мне шоколадку!»

Не так! (Надо говорить дайте, пожалуйста, шоколадку.)

5. Вите в подарок принесли коробку мармелада. Мальчик сказал : «Фу, я такие не ем, а только шоколадные» .

Не так! (Надо сказать спасибо большое.)

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе :

«Не трусь!

Быть может,

Ото Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся :

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось : «Привет» !

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика]

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался. }

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь ? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому

взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой , искренне,

добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.

Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.

Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе) . Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.

Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас , делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того кого обидели.

И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку . Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

Правильно, это ДОБРОТА!

Так без чего не может быть вежливого человека ? (без доброты)

Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появились много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте » . (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.

От худого слова, навек ссора.

Доброе слова лечит, а худое калечит (разбор пословицы) Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать : не обидят ли ваши слова?

А теперь поиграем. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, .то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет -молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Д/и «Подскажи словечко» . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов .

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь

Очень приятно –говорят при знакомстве

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

Как можно по-другому попрощаться (до встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока) .

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

Как можно ещё поприветствовать (добрый день, добрый вечер) .

Что мы желаем человеку этим словом ? (здоровья) .

Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.

Посмотрите, а что это? (сердце)

Так, знаете где находится «Страна Вежливости и Доброты » (в нашем сердце.)

Итог. О каких понятиях мы говорили сегодня?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым , надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим . Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками :

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив .

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

На всем протяжении жизни человек постигает правила общения в социуме. В формальном виде они выражаются правилами этикета. Вежливое поведение стимулирует людей к общению и взаимодействию, оно напоминает воду, стимулирующую растение к росту. Уважение к личному пространству другого человека всегда высоко ценилось в высокоразвитых социумах. Правила этикета и вежливости: разбираемся в тонкостях общения.

Основные формы светского поведения

В общении людей выделяется три основные формы: официальная, неофициальная, безличная. Рассмотрим основные аспекты.

Официальная

Этот вид характеризуется повышенной тактичностью. Любое обращение содержит «вы», «вас», «вам». Положительные действия сопровождаются благодарностью, например, «спасибо», «очень приятно», «я вам благодарен», «вы так добры», на что принято отвечать репликами «не за что», «рад, что вам понравилось», «ешьте на здоровье» (если вас угостили едой). Помимо обращения «вы» в корпоративной деловой этике могут подчеркиваться должность, ранг, достижения.


Неофициальная

Такая форма применяется при общении хорошо знакомых и близких людей. Характеризуется она минимальным набором строгих условностей. Обращение сопровождается личным местоимением «ты», «тебе», «с тобой». Ответы более просты: «благодарю», «будь здоров», «обращайся».


Безличная

Для этого вида характерно отсутствие личного местоимения. Слова адресуются будто бы в воздух или ко всем сразу, например, «не подскажите, который час? », «скажите, как пройти на площадь».

Обозначенных норм перехода в общении от обращения «вы» к «ты» не существует, зачастую это происходит при длительном близком общении. Плохо воспитанных людей отличает обращение на «ты» ко всем без исключения. В любом взаимодействии людей (за редким исключением) одна из сторон является инициатором. Первым при встрече при условии взаимной видимости выказывает знаки вежливости:

  1. мужчина женщине;
  2. подчиненный начальнику;
  3. младший по возрасту старшему;
  4. входящий присутствующим;
  5. подходящий стоящим.


Как себя вести?

Чтобы быть по-настоящему вежливым человеком, стоит учесть ряд основным правил поведения в социуме:

  • Обращение к другому человеку не должно быть грубым, агрессивным, громким.
  • Движения человека должны быть размеренными и спокойными без резких поворотов и дерганий.
  • Внешность должна быть опрятной: важно соблюдать правила гигиены (недопустимо, чтобы тело источало неприятные запахи);
  • При общении желательно использовать слова «пожалуйста», «спасибо», «всего хорошего» и им подобное, нельзя употреблять бранные выражения.
  • Нельзя громко смеяться, ухмыляться, проходя мимо незнакомых людей.
  • Нельзя чесаться, ковыряться в зубах, носу, ушах.
  • Зевая, не открывайте рот широко: лучше прикрывать его рукой, то же правило касается чихания.


Недопустимо попрание прав и комфорта окружающих, кроме форс-мажорных обстоятельств. Только в этом случае можно бросить собеседника и удалиться по срочному делу. Если дело может подождать, невежливо бросать собеседника на полуслове. Поведение не должно быть вызывающим и экспансивным, особенно в местах массового скопления людей. Если необходимо к кому-то обратиться, стоит подойти к этому человеку и спокойно спросить, а не кричать, мешая и раздражая окружающих.

Пространство в любом общественном месте должно равномерно распределяться между всеми присутствующими. Если это лавочка, сидеть нужно, занимая одно место, а не разваливаться на половину скамейки. Если это тесное помещение, не стоит:

  • расставлять локти;
  • вытягивать руки;
  • делать резкие повороты.


В транспорте сумки, рюкзаки снимают с плеч и держат в руке. Хорошим тоном является предоставление сидячего места:

  • инвалидам;
  • людям с травмами опорно-двигательного аппарата;
  • пожилым людям;
  • беременным женщинам;
  • маленьким детям;
  • женщинам (пункт актуален для мужчин).


Физический контакт с другим человеком возможен только с его одобрения. Не рекомендуется трогать незнакомых людей, прикасаться к знакомым можно только при наличии приветливого поведения в рамках обыденных ритуалов, типа пожатия руки, похлопывания по плечу, дружеских объятий. При взаимодействии с другим человеком задумывайтесь о том, что у него есть свои планы, потребности и желания, не стоит удерживать кого-либо если видно, что он хочет уйти.


Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

Общение с малознакомыми и незнакомыми людьми имеет свои особенности:

  • При первой встрече смотрите на собеседника, но не слишком часто.
  • Улыбайтесь при общении.
  • Важно употреблять личное местоимение «вы». Это выказывает уважение и является основанием для дальнейшей беседы.
  • Знакомясь первым, инициативу проявляет старший к младшему, мужчина к женщине, начальник к подчиненному.
  • Переходить на «ты» можно только по желанию старшего (начальника), при этом тот, иерархия которого ниже, может позволить к себе обращение на «ты».
  • Начало и конец диалога часто сопровождаются жестом: поднятой ладонью, кивком, наклоном головы.
  • Пожимать руку нужно не очень сильно, но и не безжизненно (не более 1-2 секунд).
  • При входе в помещение, где помимо знакомых людей есть незнакомые, поздороваться нужно со всеми, назвав незнакомцам свое имя.
  • При входе снимают головной убор, перед рукопожатием – перчатки.


Если возникла необходимость какой-либо помощи от незнакомого человека, стоит вежливо поздороваться и спросить, сможет ли он уделить немного своего времени на помощь. После получения утвердительного ответа можно излагать просьбу. Если просьба заключается в чем-то быстротечном, например, определении времени или места нахождении, после приветствия можно сразу задавать вопрос.

Если к вам обращается человек, а вы не помните, знаете его или нет, стоит задать вопрос, начиная с извинения (например, «простите, мы знакомы? »).


Нормы поведения за столом

При приеме пищи комфортная обстановка особенно важна. Следует соблюдать несколько основных правил. Поза должна быть выпрямленной:

  • нельзя опираться на сидящих рядом, даже если вы сидите плечом к плечу;
  • недопустимо вытягивать ноги, они должны быть согнуты и находиться перед передними ножками стула на небольшом расстоянии.

Помимо этого нельзя есть с расставленными локтями и класть их на стол. Локти должны быть прижаты к ребрам. Недопустимо вытягивать руки над столом, кроме как с намерением положить пищу из какого-нибудь блюда себе в тарелку. В гостях лучше не инициировать разговор за столом, стоит оставить это на усмотрение хозяев дома.

Если это общественное место, старое правило «когда я ем, я глух и нем» не выставит вас в дурном тоне.


Ни в коем случае нельзя разговаривать с едой во рту. Во время пережевывания пищи старайтесь держать ротовую щель сомкнутой: это гарантирует отсутствие чавкающих звуков. Пользуясь столовыми приборами, делайте это аккуратно, не создавая ударных, скрипящих, царапающих звуков. Нельзя:

  • стучать по столу;
  • брать еду из чужой тарелки;
  • баловаться;
  • подкидывать предметы;
  • петь;
  • разговаривать по сотовому;
  • наносить косметику.


Исключение составляет прием лекарств, предписанный с приемом пищи. Мужчина должен помогать женщине, сидящей от него справа (например, по просьбе подавать различные блюда или наливать напитки). Поведение должно быть умеренным, спокойным и конструктивным по отношению к окружающим. Помните: ничто не ценится так высоко, как вежливость . Каждый человек должен иметь хорошие манеры и благопристойность поведения. В международной практике запрещают аморальное и невоспитанное поведение.

Подробнее об основных правилах этикета и вежливости вы узнаете из следующего видео.

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость - это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным - «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Рис. 3. Ковырять в носу - недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно прививать себе хорошие манеры в детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.