Дарим цветы        01.07.2019   

Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети в трудной жизненной ситуации

Организация сопровождения и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в учреждении дополнительного образования .

Федеральным законом от 01.01.01 года № 000 «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определены категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (они представлены на слайде):

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– дети-инвалиды,

– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В нашей школе осуществляется учет детей находящихся в ТЖС. В основном это:

– это дети, оставшиеся без попечения родителей,

Дети, состоящие на учете в ПДН,

Дети из неблагополучных и малоимущих семей,

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Например, в нашей школе за последние 3 года наблюдается рост количества детей находящихся в ТЖС:

На рост количества детей находящихся в ТЖС влияет нестабильность нашего общества, возникшая в результате нескольких факторов: это и современная политическая, и социально-экономическая и экологическая обстановка.

Также оказывают свое влияние псевдокультуры, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей.

У ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, возникает ряд нарушений: Это

1. нарушение поведения (здесь могут выделяться неадекватные реакции на замечания взрослых, агрессивность , кражи, вымогательства),

2. нарушения развития (это недоедание, уклонение от учёбы, отсутствие навыков личной гигиены, низкая успеваемость, подростковый алкоголизм, болезни).

3. нарушение общения (конфликты с учителями, сверстниками, употребление неформальной лексики, конфликты с родителями).

Также у детей находящихся в ТЖС наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Эти дети не чувствуют свою нужность в обществе и не могут найти свое место в жизни, что зачастую приводит их в компании таких же, оказавшихся в ТЖС детей.

Наша школа дает детям шанс реализоваться, почувствовать свою значимость, добиться высоких результатов, найти друзей, обрести самоуважение. А затем и получить образование и хорошую работу, на основе своих увлечений.

Система работы в нашей школе включает в себя несколько этапов:

Сбор и анализ информации о семьях. Задача тренера-преподавателя присмотреться к детям, замечая отклонения в поведении, манере общения, собрать из разных источников и тщательно изучить информацию о семье каждого ребенка находящегося в его группе. изучение личности ребенка (с помощью наблюдения, бесед и тестов) выбор способов воздействия и планирование работы практическая работа

Как именно ведется работа с детьми, находящимся в ТЖС?

1) Проводится работа с родителями.

Поддержка постоянного контакта с семьей (посредствам телефона)

Проводятся встречи с семьей, индивидуальные беседы, (по возможности и необходимости) посещение семьи тренером

Проведение родительских собраний (на собраниях обязательно рассматриваются вопросы по педагогике и психологии детей и подростков).

2) Поддержка связи со школой .

Тренера-преподаватели обязательно поддерживают связь с классным руководителем ребенка. Помогают классному руководителю в проведении спортивных праздников, эстафет, веселых стартов, походов. Иногда в таких праздниках принимают участие не только дети, но и их родители.

Ведется контроль и школьной успеваемости детей. Тренера интересуются успеваемостью у классных руководителей, родителей, у самих детей. В нашей школе уже второй год проходит конкурс «Спортсмен года», критериями для выставления баллов являются не только спортивные достижения в виде занятых призовых мест, итогов сдачи нормативов по общей и специальной физической подготовке, но и поведение и успеваемость.

Не редко победителями конкурса становятся и дети, находящиеся в ТЖС.

3) Работа с детьми.

Во-первых, это в принципе сама занятость ребенка на тренировках – позволяет заполнить его свободное время . Регулярные тренировки вырабатывают силу воли, приучают к дисциплине.

Школа стремится охватить занятиями все большее число детей, в скором времени откроется новый борцовский зал по адресу Геофизическая 3Б, в этом году занятия будут проводится не только на базах школ поселка, но и на базах школ в селах Курки, Малая Тавра, Азигулово.

ДЮСШ работает круглый год, во все школьные каникулы и летом. На базе ДЮСШ ежегодно летний оздоровительный лагерь работает в 3 смены. По данным последних трех лет, в нашей школе в период летней оздоровительной кампании были оздоровлены от 90 до100 % детей находящихся в ТЖС, причем некоторые посещали даже по 2 смены за лето.

Во-вторых, это поездки на соревнования, которые дают возможность тренеру-преподавателю работать с ребенком в течение нескольких часов или даже нескольких дней подряд. Естественно это требует того, что и сам тренер-преподаватель должен быть хорошим примером, предъявляя высокие требования к его личным и профессиональным качествам.

В – третьих, это предоставление возможности заниматься на спортивных секциях бесплатно, тогда как во многих городах области за занятия спортом приходится платить, что не по карману многим семьям. Кроме того, в нашей школе всем занимающимся бесплатно выдается спортивный инвентарь и даже спортивная форма. А для особо отличившихся спортсменов школа старается найти спонсоров для возможности закупки боле продвинутой экипировки. Так, например, в прошлом ученом году для нашего спортсмена Никифорова Никиты, который подает большие надежды и уже занимает призовые места на областных соревнованиях была закуплена спортивная одежда и инвентарь на сумму 50 тыс. рублей. Деньги были выделены из фонда депутата Артинской думы Власова Андрея Петровича.

Кроме этого в школе ведется постоянная работа по привитию навыков здорового образа жизни:

Пресекается грубость и неуважение учащихся друг другу и окружающим, создается положительный психологический климат в группе, чтобы ребенок с удовольствием шел на занятия. С целью профилактики тренера-преподаватели разъясняют опасность насилия, ориентируют детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к тренеру, классному руководителю, школьному психологу, а не к друзьям со двора.

Обязательно отслеживается посещаемость занятий. О любом пропуске родители или сам ребенок должен сообщать тренеру. Если тренеру не сообщили о причине пропуска, он сам звонит и выясняет причину пропуска.

В школе проводится и профориентационная работа, организуются встречи с бывшими выпускниками, которые сейчас стали тренерами, учителями физкультуры, или остаются действующими спортсменами и выступают за сборные области, округа, России.

Результатом нашей работы должны стать дети:

1) вовлеченные в активную, полезную деятельность,

2) ведущие здоровый образ жизни,

3) дисциплинированные, сильные духом, здоровые душевно и физически, способные найти в себе силы пережить трудные ситуации, справится с проблемами,

4) уверенные в себе, имеющие адекватную самооценку,

6) отрицающие агрессивность, насилие, хулиганство,

7) успевающие в учебе

8) сорентированные на получение хорошей профессии.

В целом это дети, которые не скатились вниз по социальной лестнице, а заняли достойное место в обществе, несмотря на то, в какую бы ситуацию их не поставила судьба.

В заключение хотелось бы сказать, что работа по сопровождению и поддержке детей, находящихся в ТЖС, организованная в ДЮСШ идет успешно и приносит свои плоды.

Дети, действительно заняты интересным делом,

Многие дети предпочитают вести здоровый образ жизни и не увлекаются вредными привычками,

Дети участвуют в соревнованиях разных уровней и занимают призовые места.

Например, в учебном году, детьми, находящимися в ТЖС, были заняты 43 призовых места (10% от общего количества занятых призовых мест):

36 - на районном уровне (1м – 7, 2м – 10, 3м – 19)

7 - на уровне зоны области (1м – 1, 2м – 3, 3м – 3)


Вопросы и ответы - Вопросы по проблемам семьи материнства, детства

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья , то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях ;

  • дети - жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях ;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

«Трудные» дети, какие они?


Первым признаком детей, которых называют «трудными» является наличие у них отклоняющегося от нормы поведения. Это может быть поведение, включающее в себя цепь проступков , провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений. А может быть и другие нарушения поведения: такие как преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

Под «трудными» понимаются также такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные» дети. Последние не всегда являются «трудными» именно в этом смысле и относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Детство − подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным − человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

«Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит . «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует . Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

К «трудным» также обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей.


  • Дети с нарушениями в сфере общения .

  • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).

  • Дети с недостатками умственного развития.

  • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Из «трудных» детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

  • циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

  • неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

  • подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки − сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко − табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

  • аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Основные признаки ненормальности поведения «трудных» детей: склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

Некоторые причины, по которым ребёнок делается «трудным», а потом асоциальным.


  • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей.

  • Многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению.

  • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

  • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни , и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

  • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания − от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

  • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

  • Неустойчивость нервных процессов в условиях , благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

  • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

  • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

  • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

  • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

  • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

  • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

  • Педагогическая запущенность, как часть общей социальной запущенности.

Условия, вызывающие негативные эмоции и угнетающие состояния. Трудные условия всегда носят субъективный характер, который выражается индивидуальной тяжестью переживания. Это всегда опасная ситуация. Она требует от личности адаптации к новым условиям. В противном случае это может вылиться в личностные, поведенческие, психические нарушения и расстройства.

Современное российское законодательство определяет термин «трудная жизненная ситуация» как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Термин «жизненная ситуация» начал употребляться в психологии с начала XX века. Жизненная ситуация – это определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и мировоззрение человека на этом конкретном этапе его жизни.

Трудной жизненной ситуацией называют условия:

  • не удовлетворяющие потребности личности;
  • противоречащие его убеждениям;
  • создающие негативные переживания.

Трудной ситуацией может быть смерть значимого человека, увольнение, потеря материального или социального статуса, болезнь, малообеспеченность, насилие и жестокое обращение, незапланированная беременность, развод и другие личностно значимые события.

Трудные условия могут возникнуть под влиянием как внешних факторов, так и внутренних. Суть в том, что человек не может решить проблему привычными способами. Для трудной жизненной ситуации характерно:

  • напряженность;
  • требование к решению личностью какой-то задачи;
  • необходимость изменения привычного поведения и жизнедеятельности.

Субъективно это осознается через состояние стресса, невозможность соответствовать новым требованиям, неопределенность перспектив. Трудная жизненная ситуация отличается от кризисной или экстремальной ситуации, которые более травматичны для психики.

Как правило, трудная жизненная ситуация вызывает противоречие интересов личности или интересов ее и общества. Человеку приходится выбирать новые пути достижения цели. Это критичная и в определенной мере переломная ситуация, для которой характерна социальная нестабильность человека.

Факторы трудной жизненной ситуации

На осознание человеком трудных условий влияют такие факторы:

  • поведенческий (понимание невозможности следования привычным образцам);
  • когнитивный (осознание нехватки знаний, умений и навыков для преодоления ситуации);
  • витальный (субъективное ощущение невозможности пребывания в этой ситуации);
  • экзистенциальный (осознание пустоты, переосмысление ценностей).

Структура трудной жизненной ситуации

Анализируя трудную жизненную ситуацию, нужно оценивать:

  • ее участников;
  • деятельность, которая развивается в рамках этой ситуации;
  • время и пространство развития событий;
  • переживания и личное видение ситуации главным участником.

Изучением трудных жизненных ситуаций занимается социальная психология. Работа с людьми, оказавшимися в таких условиях, ведется социальными психологами и работниками социальных служб.

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Трудные жизненные ситуации принято классифицировать:

  • по возрасту субъекта (детские, подростковые, юношеские, взрослые);
  • по характеристикам (индивидуальные, групповые, семейные);
  • по реакции субъекта (адекватная или неадекватная, то есть активизирующая силы или тормозящая человека);
  • по уровню адаптации (активная, пассивная, приспособление).

Помощь в трудной жизненной ситуации

Цель работы в трудной жизненной ситуации – адаптация к новым условиям и стабилизация обстановки. В результате человек либо занимает активную жизненную позицию (благоприятная адаптация), либо становится приспособленцем (дезадаптация).

Возможны полезные (конструктивные) и неполезные (деструктивные) способы адаптации к ситуации. К конструктивным относится:

  • максимальное использование своего потенциала и ресурсов, помощи личностно значимого круга общения;
  • целенаправленное использование этих ресурсов и накопление социального опыта;
  • переоценка ситуации, поиск альтернатив и рассмотрение ее как множество возможностей, а не ограничений.

Деструктивными являются такие стратегии:

  • избегание, то есть игнорирование ситуации, попытки не замечать дискомфорта;
  • выбор стратегии без осмысления ее последствий;
  • поиск решения без достаточного осмысления ситуации (информации мало или она из некачественных источников);
  • использование чужих ресурсов без поиска собственных и тем более без их применения.

Преодоление трудной ситуации

Это активные действия человека по изменению ситуации. Например, если человек остался без работы, то он использует свои коммуникативные умения, связи, идет на курсы, любыми путями меняет ситуацию, стараясь избавиться от безработицы. Человек ищет информацию, раздумывает, вовлекает других людей, контролирует свои эмоциональные и психические реакции. Но такая стратегия не возможна в случае потери близкого человека. Тогда остается совладать с ситуацией.

Совладание с трудной ситуацией

Применяется в том случае, если для личности очевидно, что не все проблемы решаемы. Деятельность в этом случае направлена:

  • на сохранение самообладания, психического здоровья, устойчивости;
  • минимизацию вреда и стресса.

Такая стратегия актуальна в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию и приходится менять свое отношение к ней.

Совладание – это сознательные действия человека для достижения цели. Ни в коем случае не нужно путать с пассивным отношением и подсознательными .

Пассивное приспособление

Это вариант совладания, но оно направлено на изменение не ситуации, а личности человека. Такой стиль поведения может быть как основным, так и вспомогательным.

  • Приспособиться к ситуации можно с помощью принятия на себя чьей-то роли и соответствия ей. Актуально тогда, когда причинами трудной ситуации являются собственные нежелательные черты , например, неуверенность. Да, это подражание, но оно позволяет не занижать собственную самооценку и понемногу приобретать уверенность.
  • Определение границ своих возможностей – еще один вариант приспособления. Особенно актуально для ситуации болезни или инвалидности. Важно проанализировать, к чему организм готов, что способен делать, что может компенсировать, а что он безвозвратно утратил.
  • Предугадывание ситуации (проигрывание пугающего исхода) – еще один способ приспособления. Он помогает заранее проиграть трудную ситуацию и подобрать способы совладания с ней.

Переживание

С некоторыми ситуациями мы не можем совладать при всем желании, например, в случае болезни, старости, травли группой людей. Тогда остается переживать трудные моменты, меняя себя и видение мира.

Это всегда ломающие человека ситуации, которые никоим образом не могут удовлетворить потребности личности, соответствовать ее ценностям. Как правило, это необратимые условия, нарушающие гармонию личности. Ситуации, в которых человек не может изменить обстоятельства – самые сложные. После их преодоления жить как прежде точно не получится.

Преодолеваются они не с помощью действий и практик, а с помощью внутреннего эмоционального восстановления функционального равновесия жизни.

  • Это изменения .
  • Это зашивание «дыр» души, поиски способов личностного развития в сложившихся условиях, создание новых смысловых связей между сознанием и жизнью, создание нового образа себя и мира.
  • Можно видеть это как испытание, проверку выносливости. Человек договаривается с самим собой, что пройдя все это, он сможет достичь самых нереальных вершин.

Начинается процесс переживания с включения защитных механизмов (вытеснение, избегание). Затем включается отрицание случившегося. После человек проходит остальные стадии и достигает конечной – принятие (признание и понимание ситуации).

Позитивное отношение

При любом варианте стратегии не помешает выработать позитивное отношение к ситуации. Как это возможно, и что под этим подразумевается? Существует две методики:

  • сравнивать свое положение с другими людьми («у меня еще не так плохо, как…»);
  • вспоминать свои предыдущие успехи («да, сейчас я, но зато…»).

Это не решит ситуацию, отчасти это пассивный метод, но он придаст уверенности и высвободит мысли для поиска новых решений либо позволит принять ситуацию, которую изменить невозможно.

Важно именно научить человека справляться с трудными жизненными ситуациями, а не предоставлять выход из конкретных условий. Ни один человек не застрахован от повторных проблемных ситуаций, потому нужно иметь развитую систему адаптации (адаптивную компетентность).

Фазы проживания трудной ситуации

Развивается адаптивная компетентность через несколько фаз:

  1. Бессознательная компетентность. Это образ мира и самой личности в ее представлении в нормальных, привычных условиях жизнедеятельности. Это сама собой разумеющая адаптация. Это опыт, который человек получил и использует в обычных, непроблемных ситуациях.
  2. Бессознательная некомпетентность. Это попытки человека применять привычные поведенческие модели в уже изменяющихся условиях, становящихся проблемными. Конечно, успешное применение усвоенных до этого стратегий уже невозможно. Сам человек еще не осознает серьезность и реальность изменений, потому и пользуется старыми техниками. Могут отмечаться непривычные, неадекватные реакции окружения на то, что человек делает. В силу того, что индивид еще не определяет ситуацию как новую, он упорно использует старые техники. По мере анализа и накопления информации, оценки поведения других людей, человек начинает осознавать ситуацию как трудную для себя. Первая реакция чаще всего – попытка приспособиться.
  3. Сознательная некомпетентность. Это стадия активных внутренних изменений, перестройка внутреннего мира, сбор информации, изучение своих ресурсов и поиск альтернатив.
  4. Сознательная компетентность. Человек выбрал тактику, но еще не может пользоваться ей на автомате. Чем больше он практикуется в применении техник на практике (с обязательной рефлексией и оценкой результатов), тем ближе становится фаза бессознательной компетентности, но уже для более широких условий. Тех условий, которые еще недавно были трудными для человека.

Как показывает практика, преодолеть трудную ситуацию без помощи специалистов и поддержки близких людей невозможно. Не стоит замалчивать проблему и бояться попросить о помощи.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется различными способами. Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", содержится в ст. 1.

Обязанности государственных органов власти в отношении защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, распределяются в зависимости от того, находится ли ребенок на полном государственном обеспечении в федеральном государственном образовательном учреждении или нет.

Если ребенок содержится и обучается в федеральном государственном образовательном учреждении, то его защита осуществляется органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ.

К федеральным государственным образовательным учреждениям относятся:

образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, санаторные школы-интернаты);

учреждения социального обслуживания населения (детские дома интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);

другие подобные учреждения.

Государство за счет собственных средств полностью обеспечивает содержание детей, находящихся в перечисленных выше учреждениях, в т.ч. обеспечивает их питанием, одеждой и обувью, книгами и игрушками, дает им воспитание и образование.

Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на предоставление жилья, на получение достойного уровня образования, на профориентацию и подбор работы обеспечиваются на основе Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Например, ст. 7 комментируемого Закона гарантирует детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Если надлежащий уровень гарантий, установленных законом, ребенку не предоставляется, то в его интересах в суд может обратиться один из родителей, или лица, их заменяющие, прокурор, или лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.

Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учредителем фонда является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а его имущество сформировано за счет средств федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований. Председатель и члены правления фонда назначаются Правительством РФ. Создание Фонда вызвано необходимостью реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основной целью своей деятельности Фонд имеет стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Им реализуются обучающие программы для специалистов детских учреждений, в том числе социальных приютов и воспитательных колоний, финансируются программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита всех других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Так, например, в соответствии со ст. 27 Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, находятся под защитой государства. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Детям-беженцам и переселенцам, не утратившим семьи, предоставляется социальная поддержка. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.

2. Все дети без исключения могут нуждаться в судебной защите. Судебная защита требуется в ситуациях, когда имело или имеет место нарушение прав ребенка. Государство гарантирует такую защиту.

Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено работникам прокуратуры, образовательным, медицинским учреждениям, учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка. Права ребенка также может отстаивать Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ или уполномоченный по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.

Так, медицинское учреждение, во время пребывания в котором ребенок вступил в драку с другими пациентами и получил вред здоровью, может обратиться в суд в защиту интересов пострадавшего ребенка или в орган прокуратуры, который будет представлять интересы ребенка в суде. Подробнее о праве ребенка на судебную защиту см. ст. 23 комментируемого Закона и комментарий к ней.

Судебная защита прав детей осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством. В качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних в соответствии с п. 1 ст. 52 ГПК РФ могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищают органы опеки и попечительства.

Функции опеки или попечительства в отношении ребенка орган опеки и попечительства вправе взять на себя, если ребенку, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение одного месяца не назначен опекун (попечитель). Специализированное учреждение - приют, реабилитационный центр, в которое ребенок может быть временно помещен, пока решается вопрос о выборе формы его постоянного устройства, не может выполнять функции законного представителя, в т.ч. обращаться в суд за защитой интересов ребенка. Права и обязанности опекуна (попечителя) остаются только за органами опеки и попечительства.*(44)

Прокурор в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если ребенок или его законные представители не могут сами обратиться в суд. Независимо от того, могут ли ребенок или его законные представители самостоятельно обратиться в суд, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:

трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

социальной защиты, включая социальное обеспечение;

обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

образования.

Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может самостоятельно защищать свои права по достижении 18 лет. Например, если такому ребенку не было предоставлено жилье после окончания его пребывания на полном государственном обеспечении в детском учреждении, то он вправе или обратиться за защитой к прокурору или самостоятельно защитить в суде свое право на жилье, обратившись с иском к соответствующим органам государственной власти о предоставлении жилья.

3. Деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями, в т.ч. международными объединениями (организациями) в лице отделений в РФ.

Например, Центр лечебной педагогики, действующий в Москве как общественная организация еще с 1989 г., оказывает эффективную реабилитационно-образовательную помощь детям с тяжелыми нарушениями развития. Центр проводит кадровую подготовку специалистов детских учреждений, государственных и негосударственных организаций, участвует в развитии интегративной системы образования для детей-инвалидов, оказывает психологическую помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Центр организует комплексное информационно-правовое сопровождение родителей (вплоть до рассмотрения вопросов в суде), направленное на реализацию прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию.

Начиная с 2005 г., специалисты Центра не раз участвовали в судебных процессах по защите прав детей на разработку индивидуальной программы развития и выплату компенсаций родителям, оплатившим реабилитационные мероприятия, включенные в индивидуальную программу развития, в негосударственных организациях. Тем самым организация не раз защитила право детей-инвалидов на реабилитацию.

В защите прав на образование многие вопросы Центру удавалось решать внесудебным путем. После длительной переписки с образовательными учреждениями и органами образования родители начинали получать фиксированную компенсацию в размере затрат на одного ребенка в образовательном учреждении в случае выбора семейной формы образования для своего ребенка, имеющего тяжелые нарушения развития.*(45)

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд льгот для организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 говорится о том, что в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

4. При регулировании судебных и некоторых внесудебных процедур, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, обязательным является учет мнения ребенка. Конечно, ребенок должен достигнуть возраста, с которого он способен в доступной для понимания всеми окружающими форме выразить свое мнение. Как правило, учитывается мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста. по любому касающегося его вопросу (ст. 57 СК РФ). в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства.

Конвенция ООН о правах ребенка содержит положение о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в т.ч. быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

По закону мнение ребенка учитывается при:

выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);

разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);

рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);

отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);

отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ);

рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").

Учет мнения ребенка означает, что его мнение в обязательном порядке заслушивается и принимается во внимание при принятии решения. Родители все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, как правило, решают по их взаимному согласию исходя из интересов и с учетом мнения детей.

В соответствии со ст. 157 ГПК РФ суд при рассмотрении дел, в т.ч. касающихся судьбы детей, обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в т.ч.:

заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;

ознакомиться с письменными доказательствами;

осмотреть вещественные доказательства;

прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

При решении вопросов о том, с кем из родителей после развода останется проживать ребенок и как часто он будет общаться с другим родителем, суд обязан учесть мнение ребенка, достигшего 10 лет (п. 2 ст. 24 СК РФ). В случае несогласия с мнением ребенка суд обязан аргументированно обосновать причины, по которым он счел нужным не следовать желанию ребенка.

Мнение ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывается органом опеки и попечительства в случаях назначения ему опекуна или попечителя, передачи его в приемную семью, на усыновление или прекращения опеки, попечительства и передачи ребенка в детское учреждение.

5. Если в отношении ребенка осуществляются правоприменительные процедуры, то обязательными условиями для принятия окончательных решений или совершения действий в отношении ребенка являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, учет его интересов, возраста и социального положения ребенка.

Понятие "учет интересов ребенка" содержится в принципе 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которому ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Кроме того, принцип 7 Декларации закрепляет наилучшее обеспечение интересов ребенка в качестве руководящего принципа для родителей и иных лиц, на которых лежит ответственность за образование и обучение ребенка.

В Конвенции ООН о правах ребенка используется понятие "наилучшие интересы ребенка". Согласно данной Конвенции:

родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (ст. 18);

ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20).

В национальном праве, в т.ч. в комментируемой статье, понятие "наилучшие интересы ребенка" трансформировалось в два более конкретных отдельных понятия - "обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка" и "интересы ребенка".

В семейном законодательстве содержится множество норм, которые указывают суду, органам опеки и попечительства, другим органам и заинтересованным лицам на необходимость учитывать интересы ребенка при решении вопросов, касающихся его судьбы, например:

1) в интересах самого ребенка и с учетом приоритета его личного и социального благополучия в случае передачи ребенка на усыновление тайна усыновления охраняется законом;

2) в интересах ребенка суд может отступить от общего правила о невозможности быть усыновителями лицам, жилье которых не соответствует санитарно-техническим нормам, и все же передать ребенка такому лицу, которое по своим личным качествам подходит на роль усыновителя и в состоянии заботиться о ребенке. Обязанность по установлению соответствия интересам ребенка возлагается на орган опеки и попечительства, который готовит заключение об обоснованности усыновления и предоставляет его в суде (п. 2 ст. 125 СК РФ);

3) в целях защиты прав и законных интересов усыновленного ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания. Контрольное обследование проводится в течение первых трех лет, а при необходимости периодические обследования могут проводиться до достижения ребенком 18-и лет;

4) разрешение об изменении фамилии или имени ребенка органы опеки и попечительства дают только исходя из интересов ребенка (ст. 59 СК РФ);

5) суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (ст. 29 СК РФ);

6) в силу своего положения родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд не связан правом родителей и может отказать в удовлетворении их иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (п. 1 ст. 68 СК РФ).

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет защиту прав детей, при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Поэтому судебные решения в отношении несовершеннолетних должны выноситься только после полного исследования всех материалов дела, в т.ч. свойств личности ребенка, его возраста и социального положения, с назначением наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, и не в противоречии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами РФ.

Так, например, в ст. 431 УПК РФ законодатель предусматривает в отношении несовершеннолетних возможность замены уголовного преследования на применение принудительных мер воспитательного характера. Принудительные меры воспитательного характера могут быть назначены в случае, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. При этом при принятии окончательного решения суд оценивает поведение обвиняемого в период предварительного следствия (соблюдение избранной меры пресечения, его явку по вызовам в органы предварительного следствия), а также готовность загладить причиненный вред.

Обычно уголовные дела по обвинению несовершеннолетних попадают в обычные суды общей юрисдикции. Однако в некоторых субъектах в порядке эксперимента были созданы ювенальные суды. О результатах их работы судить пока, пожалуй, рано. Главная установка ювенальной юстиции состоит в том, что детей нельзя судить как взрослых. В залах заседаний нет решеток, подростков судья называет исключительно по имени, избегая обращения "подсудимый", посторонних в зал не пускают, при этом подсудимый, адвокат, прокурор и потерпевший сидят за одним столом пятиугольной формы.*(46) Чаще всего подростки приговариваются ювенальными судами к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе. Кроме того, суды часто выносят частные представления в центр занятости, в комиссию по делам несовершеннолетних, в службы социального обеспечения, т.е. те инстанции, которые могут помочь ребенку в дальнейшем разрешить трудности, которые подтолкнули его к совершению преступления.

В целом ювенальная юстиция приводит к снижению роста преступности несовершеннолетних, в т.ч. снижению рецидивной преступности, поскольку позволяет более тщательно учесть индивидуальные особенности детей.

Несмотря на предпринимаемые усилия, российская система юстиции во многом несовершенна и не соответствует положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. В частности, п. 8.2. этих правил указывает на то, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Однако в Уголовном кодексе РФ никаких ограничений относительно опубликования информации о несовершеннолетних не содержится, а в ходе предварительного следствия такая информация вполне может беспрепятственно разглашаться по усмотрению следователя или прокурора.

К сожалению, в России не заимствуется положительный опыт западных стран по реализации специальных программ поддержки примирения несовершеннолетнего обидчика и жертвы, организации общественного надзора за освобожденным от наказания несовершеннолетним.*(47)

В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положение, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. На данный момент проблема социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации чрезвычайно актуальна. Она обусловлена, в первую очередь, социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростков сферах как семья, образование, досуг, здоровье. Содержание понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», имеет достаточно много составляющих. На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Вследствие этого необходимо дать определение понятию детей, в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическую характеристику. Ребёнок - это постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями . Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

Кузина И.Г. рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы»

Осухова Н.Г. рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» .

Проанализировав данные подходы к определению трудной жизненной ситуации, и выделив её общие черты, можно сформулировать следующее определение: трудная жизненная ситуация - это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно . В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая этот факт, в социально-педагогическом сопровождении нужно прогнозировать и определять наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель такого сопровождения это создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

У современных детей существуют две основные сферы деятельности, они же и являются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов.

Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации .

Выделим наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие, вследствие которых у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация.

Первым фактором являются плохие материальные условия жизни семьи. Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными. Причинами служат высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных, отсутствие работы у одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низкие заработки молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Второй фактор, влияющий на благополучие - это потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности, и занятости чаще оказываются в числе бедных. Повышенный риск бедности и как следствие семейного неблагополучия испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен. Семьи, которых коснулась длительная безработица, неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы, так же оказываются в числе малоимущих. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен .

Третий фактор - это внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. Только детей находящихся в критическом положении, в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований можно считать детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства .

Ещё одним не маловажным фактором, влияющим на семейное благополучие, является жестокое обращение в семье. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи, как родители, так и дети скрывают этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают страх.

Следующий фактор - это алкоголизм и наркомания в семье. Алкоголизм и наркомания это те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода.

Существует ещё такой фактор как неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми. В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. Несмотря на то, что большинство респондентов считают, что забота о ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители, которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности .

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия. В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка связанные с семьёй :

Смерть родителей.

Отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений.

Самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку.

Невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям.

Длительное отсутствие родителей.

Ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями или с одним из них опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей или одного из них не зависящим.

Лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.

Невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности: отбывание наказания; признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям; кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку . В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства - это органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства призваны: выявлять детей, оставшихся без попечения родителей; брать таких детей на учет; подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их, прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей; осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь; способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях, то есть предоставлять помощь психологов, учителей, социальных педагогов, содействовать улучшению жилищных условий, осуществлять контроль над условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию. В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.

Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребёнка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи. Если хотя бы один из описанных выше факторов присутствует в семье, то риск возникновения трудной ситуации у ребёнка очень высок. Ещё одной важной сферой деятельности ребёнка является образовательная сфера. Так как она одна из основных в деятельности детей, то возможность возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка именно здесь повышена .

Одной из проблем ребенка, оказавшегося в трудной ситуации является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям и т.п. В современных школах главная роль скорее отводиться образовательной, нежели социализирующей функции, школа не обеспечивает детей необходимым набором качеств, нужных им для полноценной интеграции в социум. Ограниченность деятельности школы обусловливает негативное отношение большинства учащихся к данному институту воспитания, не дающему ему возможности проявить себя как личность. Причиной появления трудной ситуации в жизни детей может стать неудовлетворительный уровень знаний, а вследствие чего большой разрыв в успеваемости между лучшими и худшими учениками. Это очень плотно связанно с самооценкой личности ребёнка. Вследствие этого у детей возникают проблемы разной направленности, связанные с дезодаптацией в социальных отношениях в школе. Эти проблемы в совокупности могут привести к возникновению трудной ситуации у ребёнка .

Никитин В.А. в своём исследовании описывает социализацию как «процесс и результат включения индивида в социальные отношения» . Важно иметь в виду, что социализация - это процесс, который длиться в течение всей жизни человека. Поэтому одной из главных целей социализации является адаптация человека к социальной реальности, что служит, наиболее возможным условием нормального функционирования общества. На данный момент к трудным жизненным ситуациям, приводящим к низкому уровню социализации ребёнка можно отнести: попрошайничество, беспризорность и безнадзорность, различные виды отклоняющегося поведения, а так же болезнь и инвалидность. Проблемы, возникающие в процессе социализации таких детей это, прежде всего социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания. Среди них можно выделить проблемы макро-, мезо- и микроуровня. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей.

В Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» даётся определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «это дети, сироты или дети оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» .

На данный момент в современной России очень остро стоит проблема детского сиротства, а особенно социального детского сиротства. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, то есть являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях. В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, это «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» .

Стоит уделить внимание такой категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как дети - инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты основательных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, «под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты» . Дети с ограниченными возможностями здоровья в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться, полностью или частично, медицинскими и психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. На данный момент Российское образование, формирующее определённую степень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создаются сети лечебных и реабилитационных учреждений, школ - интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов. И всё же, эта проблема остается актуальной. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу .

Следующая категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) - это дети, нуждающиеся в заботе и помощи. Им должна быть предоставлена возможность учиться, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними. Должны приниматься все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей. Дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях; особая защита, предусматриваемая в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях, и попадают в плен. В случае необходимости и по возможности с согласия их родителей или лиц, которые несут главную ответственность за попечение над ними, принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасный район внутри страны, при этом обеспечивается сопровождение их лицами, ответственными за их безопасность и благополучие .

Изменение общей геополитической картины мира, обострение экологических, демографических и социальных проблем, всё это обуславливает появление такой категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Статья 1 Федерального Закона «О беженцах» дает следующее определение: «беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» . Из статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», «вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка». Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям . Значимость проблем семей беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе актуализируется в самых различных аспектах жизнедеятельности индивида в системе личностно-средовых отношений. Известно, что при вынужденной миграции серьёзно нарушается социальная адаптация человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. Вследствие этого дети беженцев часто получают психические травмы, являясь свидетелями убийства или гибели своих родителей, близких. Как свидетельствуют психологи, травматические события оставляют в психике ребёнка глубокий след, который долго сохраняется в его памяти. Все дети, пережившие психологический шок, страдают от его последствий. Кроме многих физических и психических расстройств у них наблюдается также нарушение процесса познания и поведения в обществе. Острота нарушений и их проявлений связана, как правило, со степенью жестокости насилия, наличием или отсутствием телесных повреждений у самого ребёнка, а также утратой или сохранением семейной поддержки.

Дети являются наиболее внушаемыми и ведомыми в отличие от взрослых, и часто становятся жертвами в различных ситуациях. Они могут оказываться жертвами домашнего или школьного насилия, стать жертвами насилия на улице. трудный жизненный насилие дети

Асанова М.Д. выделяет четыре основных типа насилия над детьми: физическое насилие, это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения; сексуальное насилие, это вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, не понимая их полностью, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей; психологическое насилие, это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. К психологическому насилию относятся такие хронические аспекты поведения, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка; пренебрежение, это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. При физическом пренебрежении ребенок может быть оставлен без соответствующего его возрасту необходимого питания, может быть одет не по погоде. При эмоциональной заброшенности родители равнодушны к нуждам ребенка, игнорируют его, отсутствует тактильный контакт. Пренебрежение может проявляться в запущенности здоровья ребенка, отсутствии необходимого ему лечения. Пренебрежение образованием ребенка может выражаться в том, что ребенок часто опаздывает в школу, пропускает уроки, остается присматривать за младшими детьми и так далее. Общей целью в работе с детьми, пережившими насилие, является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда. В работе с ребенком важно поддерживать его способность дифференцировать взаимодействия с окружающими людьми, способствовать его личностному развитию.

В последнее время постоянно подчёркивается увеличение преступности несовершеннолетних, отмечается всё большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности. Одной из мер применяемой в качестве наказания ребёнка за совершение преступления является лишение его свободы. Дети, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание, повторно совершают преступление. Все несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях так же представляют категорию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Адаптация это один из важных аспектов, возникающих при лишении свободы ребёнка. В условиях воспитательной колонии понятие адаптации следует рассматривать в широком аспекте. Поскольку именно от условий отбывания наказания: строгих, обычных, облегченных или льготных будет зависеть суть проблемы, так как при переходе из одних условий в другие, пусть даже в пределах одной колонии, меняются социальная среда, распорядок дня, трудовая и учебная деятельность, оценка перспектив, стремления воспитанника. Практически у каждого осужденного подростка отмечаются в той или иной степени эмоциональная напряженность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, сниженный эмоциональный фон, а также какие-либо расстройства. Попадая в воспитательную колонию, подросток узнает, что такое распорядок дня, правила поведения. Именно поэтому возможны расстройства сна, вялость, пассивность, быстрая утомляемость. Большое место в общей тревожности подростка занимают всевозможные страхи, ощущение непонятной угрозы, связанная с этим неуверенность в себе. Основная цель социально-педагогического сопровождения это помощь в адаптации ребёнка в воспитательной колонии, а его конечный результат это благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений .

Таким образом, из всего вышеизложенного мы понимаем, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоит на данный момент довольно остро. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, то есть необходимость социально-педагогического сопровождения. В зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка, и его социально-педагогических особенностей, возникает необходимость выбора индивидуальной технологии работы. На сегодняшний день существует множество исследований направленных на то, чтобы как можно более эффективно подойти к составлению и применению технологий социально-педагогического сопровождения детей, которые оказались в трудной для них жизненной ситуации.

Страницы