Комнатные растения        29.08.2019   

Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад? Когда лучше всего отдавать ребенка в детский садик

Стоит ли беспокоиться, что ребёнок многого не умеет? В принципе, садик приучает к самостоятельности. Я в этом тоже сомневалась, так как мой первенец шёл в садик, многого не умея. Но, как и уверяли меня врачи и воспитательницы, ребёнок втягивается быстро, и уже через месяц сын свободно пользовался унитазом, хотя раньше признавал только горшок. Подражание друзьям – великая воспитательная сила!

Все родители рано или поздно сталкиваются с вопросом:» Во сколько лет отдавать ребенка в садик? » Перво-наперво надо быть абсолютно уверенными, что ваш малыш уже физически и психологически созрел для детсадовской коллективной жизни.

Тут однозначного ответа нет. Надо оценить индивидуальные особенности развития ребёнка и обязательно посоветоваться с психологом.
Если альтернативы нет, и вам в обязательном порядке приходится выходить на работу, когда малышу (малышке) исполнится три года, советую наметить начало посещения садика с 2 лет и 8 месяцев, чтобы ребёнок успел адаптироваться до момента вашего выхода на работу.
Если ребёнок коммуникабельный, ему будет лучше в группе со сверстниками или детками чуть старше. Исключение составляют застенчивые некоммуникабельные детки. Для них попасть в сплочённый коллектив детишек может стать испытанием для нервной системы. Тогда, конечно, лучше отдать в ясельную группу, где коллективных игр ещё нет, и где застенчивого малыша никто не будет тормошить и звать в общие игры.

Стоит ли беспокоиться, что ребёнок многого не умеет? В принципе, садик приучает к самостоятельности. Я в этом тоже сомневалась, так как мой первенец шёл в садик, многого не умея. Но, как и уверяли меня врачи и воспитательницы, ребёнок втягивается быстро, и уже через месяц сын свободно пользовался унитазом, хотя раньше признавал только горшок. Подражание друзьям – великая воспитательная сила!

Во многом несамостоятельными дети становятся по вине родителей. Признайте, вам некогда ждать, пока полчаса дитё размазывает кашу по тарелке. И вам не хочется отмывать всю кухню после его обеда. Гораздо проще накормить ребёнка из ложечки: быстро и чисто. В садике никто не станет терять полчаса на уговаривание «ну, за папу, за маму, за кошку Мурку», и уж, точно, никто не станет лично вашего ребёнка кормить с ложки, когда рядом ещё пятнадцать детей. Уже через неделю ребёнок будет не хуже других управляться с ложкой.

Единственное, что может отодвинуть начало садиковской эпопеи, это если ребёнок сильно отстаёт в речевом развитии. Желательно, чтобы малыш умел объясниться хотя бы на минимальном уровне: сказать, что он хочет в туалет, попросить попить, хотя бы на уровне простых корявых слов рассказать вам, что его обидели.

Во сколько лет, лучше отдавать ребенка в садик?

Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет - может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.

Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Основная работа по адаптации ребенка к детском саду ложится на плечи воспитателей и детского психолога, но родителям тоже по силам внести свою лепту в этот непростой процесс. Режим дня дошкольника Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения. Понятно, что дошкольнику нужно рано вставать, рано ложиться и спать днем даже по выходным, чтобы не отвыкнуть от детсадовского режима. Если эти перемены в режиме совпадут с началом посещения детского сада, то ничего кроме негатива и дополнительного стресса для ребенка не принесут. Поэтому родителям стоит позаботиться об установлении правильного режима дня заранее. Не поленитесь узнать о режиме дня в детском саду, например, когда будете относить заведующей путевку в детский сад. Выясните, во сколько нужно приводить ребенка в детский сад и когда детей укладывают на дневной сон, и, опираясь на эту информацию, заранее подкорректируйте режим дня ребенка. Приучите ребенка чистить зубы и причесываться сразу после пробуждения. Если прежде у вас было заведено по-другому, то даже такое, казалось бы, незначительное изменение, введенное в первые дни пребывания в детском саду, может расстроить малыша. Маленькие хитрости адаптации Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребенку быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости – все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду. Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше, наоборот, награждайте его небольшими утешительными призами и всячески демонстрируйте свою любовь.

Детский сад: плюсы и минусы

Детский сад обычно рассматривался, как заведение обязательное и у родителей даже мысли не было, что ребенок не будет ходит в садик, ведь мама и папа работают, а ребенок ходит в детский сад, так было заведено в обществе. Редкий ребенок находился дома до школы и не знал, что такое ходить в сад. Хорошо это или плохо? Очень дискуссионный вопрос, давайте разберем плюсы и минусы посещения детского сада.

В настоящее время альтернативой “обычных” садиков стали сады коммерческие, где ребенок находится примерно в домашних условиях, кроме того, часто дети находятся дома с няней, бабушкой или с мамой-домохозяйкой, которая не ходит на работу и посвящает свою жизнь детям. Однако, не каждая семья может себе позволить “не работающую маму” и многим детям просто приходится идти в детский сад.

Каждая семья определяет для себя, будет ли ребенок ходить в детский садик, для чего необходимо рассмотреть плюсы и минусы посещения сада.

Небольшое отступление: для наилучшей адаптации ребенка, посещения сада начинаются с неполного дня, совместно с мамой. Оптимальный возраст для того, чтобы пойти в детский сад – это 2-3 года, когда ребенок уже легче может “оторваться” от мамы и уделить время общению со сверстниками: совместным играм и социальным коммуникациям. Ведь игра – важный способ взаимодействия, где ребёнок учится просить, отдавать (делиться), делать что-то совместно, проигрывать жизненные ситуации по ролям. Кроме этого, в не игровых ситуациях (при общении со сверстниками и взрослыми), ребенок учится высказывать свое мнение, выслушивать, принимать решения, идти на компромисс и узнавать новое.

Начнем с минусов.

Основной минус – это длительное пребывание ребенка в саду, целый день без матери (которая еще очень необходима ребенку для благополучного развития) может отрицательно сказаться на психическом состоянии малыша. Часто дети тяжело переживают отрыв от дома и в частности от мамы, плачут, грустят и отказываются ходить в сад. Выходом зачастую является неполный день, когда дети практически поровну находятся в саду и дома. Конечно, не всегда это возможно, но по-крайней мере в самом начале ребенка лучше оставлять на неполный день и то после того, как некоторое время малыш будет ходить в сад совместно с мамой. Обычно такой вариант адаптации к саду предлагают в так называемых, ясельных группах с 1, 5 лет.

Однако и дети старше 1,5 лет могут испытывать те же отрицательные эмоции и чувства, что и малыши. Поэтому следует очень серьезно отнестись к адаптационному периоду в детском саду, со всех сторон продумать выбор детского учреждения, познакомиться с персоналом, с условиями воспитания детей в данном саду, ведь те люди, с которыми Вы оставляете своего ребенка должны вызывать и оправдывать Ваше доверие, кроме того, воспитатель должен расположить к себе ребенка, найти к нему подход, заинтересовать и отвлечь (при необходимости) от грустных мыслей. Именно воспитатели организовывают ту среду, в которой находятся дети.

Еще из минусов можно назвать частые заболевания ребенка, особенно, в первое время посещения сада. Это связано не только с тем, что ребенок может простудиться или заразиться от других детей, но и с психологическим дискомфортом. Если малышу очень плохо в саду, это скажется на его здоровье.

Теперь о плюсах посещения детского сада.

В детском саду ребенок учится социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (воспитателями), что несомненно отличается от общения в семье. Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребенок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций (бытовых, личных и общественных). Это колоссальный опыт, ведь он попадает в условия, где рядом находятся совершенно разные люди, не такие как он сам или его семья, с другими взглядами и желаниями, с другим поведением и способами общения. Такой опыт получить в домашних условиях просто не возможно.

Кроме того, ребенок учится принимать решения самостоятельно, отстаивать свою позицию, идти на компромисс или защищаться, при этом дети не только играют друг с другом, они учатся совместно обедать или собираться на прогулку, делать домашние дела (застилать постель, убирать посуду со стола, собирать игрушки, поливать цветы). Все это положительно отражается на формировании личности ребенка, поскольку он находится в среде сверстников, таких как он и таких непохожих на него.

В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки), которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.

При посещении детского сада у ребенка формируется режим питания, сна и бодрствования, что полезно для здоровья и позволяет верно распределить силы. Кроме того, в саду проводят развивающие, обучающие занятия (в том числе, подготовка к школе), занимаются гимнастикой и физкультурой. Не в каждой семье есть время и возможность дать все это ребенку в течении дня.

Согласитесь, что плюсы достаточно существенные и все это нельзя назвать неважным, однако многих пугают и минусы, что тоже немаловажно. Стоит помнить, что сделать прибывание в саду комфортным в руках родителей, Вы на многое можете повлиять, начиная от выбора достойного сада и заканчивая правильной адаптацией ребенка и формированием у него положительного отношения к саду. Если мама сама вздыхает и плачет, что ей приходится отдавать ребенка в сад, то именно такие эмоции и закрепятся у ребенка в сознании, а значит комфортно в саду ему не будет. Думайте что говорите и как сами относитесь к саду, воспитателям и другим детям, ведь все это как под копирку “срисует” с Вас ребенок.

Садик – не наказание и не обязательность, Вы в праве решить будет ходить Ваш ребенок в сад или нет, только взвесте все плюсы и минусы конкретно для Вашего ребенка и Вашей семьи. удачи!

Вам понадобится

  • - паспорт
  • - свидетельство о рождении ребенка
  • - медицинская справка с подписями всех врачей
  • - путевка в сад

Инструкция

Дошкольные детские учреждения (ДДУ) предназначены для временного нахождения там ребенка, пока родители находятся на работе. Их задачей служит воспитание малышей, адаптация их к коллективу и развитие коммуникационных качеств. Обучением детей заниматься они не обязаны, за исключением, если в выпускных группах есть подготовительные занятия к школе. Все остальное зависит только от воспитателей и заведующей детского сада, как они организовывают свою работу.

К ДДУ относятся ясли и детские сады. Первые предназначены для совсем маленьких детей от полутора лет, там в основном играют, занимаются творчеством и приучают к самостоятельности; а вторые - для детей от 3 до 7 лет. Надо учитывать, что не во всех детских садах есть ясельные группы, поэтому набор детей туда производится не младше трех лет. В настоящее время происходит массовое открытие яслей с целью уменьшения очередей в детский сад.

Чтобы попасть в детский сад, необходимо обратиться в комиссию по укомплектованию этих учреждений. Надо написать заявление и предоставить документы на ребенка, а также свой паспорт. На данный момент существуют достаточно большие очереди, и порой ребенок попадает в сад гораздо позже, чем планировалось.

Когда очередь подходит, вам выдается путевка, после этого вы проходите всех врачей, а уже с медицинской справкой идете к заведующей сада и заключаете договор. У каждого детского сада есть свой устав и требования, которые обязаны соблюдать и родители, и дети. В некоторых учреждениях обязательным условием приема является умение ребенка самостоятельно ходить на горшок, одеваться и есть. В других требуется подготовленность малыша к режиму, но есть и сады, которые принимают всех и при необходимости обучают всему на месте.

Когда именно отдавать своего ребенка в детский сад, каждый решает для себя сам, при этом надо учитывать, насколько малыш уже готов к этому. Есть дети, которым очень необходимо общение, они любят, когда много народа и в четырех стенах с одной мамой просто начинают устраивать истерики от скуки. В этом случае можно попробовать поводить его в сад лет с двух, постепенно приучая к полному дню. Часто бывает, что дети, вообще не нуждаются в родителях, процесс адаптации у них происходит очень быстро. Но бывают и такие малыши, которым вообще не нужен коллектив, они боятся других людей и очень остро реагируют даже на временное расставание с мамой. Таких детей не стоит рано отдавать, а если есть такая возможность, сделать это лучше ближе к школе, годам к 5-6. Но совсем не посещать сад - не выход, т.к. это может затруднить привыкание к школе из-за неумения находиться в обществе.

Точный ответ на вопрос о том, с какого возраста берут в детский сад, дает законодательство России о дошкольном образовании. Другое дело, что родители, исходя из семейных обстоятельств и возможностей, сами определяют время, когда их сокровище отправится в дошкольное учреждение. Взрослыми членами семьи учитываются и здоровье малыша, и режим работы папы и мамы, и возможность присмотра со стороны бабушки. Влияет на решение также ситуация со свободными местами в детских садах.

В законодательстве указан рекомендованный возраст приема в детский сад, однако на практике родители определяют его сами

Возрастные рамки для посещения яслей

Ушли времена Советского Союза, в котором деток брали в ясли с 6-ти месяцев. Сегодня государственные садики не формируют ясельных групп. Альтернативой служат коммерческие детские сады, практикующие прием детей в ясельные группы. Естественно, в безвыходной ситуации, когда оплачиваемый отпуск заканчивается в возрасте ребенка в полтора года, а сидеть с ним некому, родители вынуждены прибегать к этому варианту. Другого выхода нет и у матерей-одиночек. Как работают коммерческие ясли?

Однозначно ответить на вопрос не получится. Каждое частное предприятие само устанавливает нижний и верхний возраст для посещения яслей. Редко можно отыскать учреждение, где ясли по возрасту принимают деток с 9 месяцев. Обычная практика показывает, что большинство коммерческих садов берут в ясли малышей с 1 года. Обусловлен такой срок развитием ребенка, который к году или полутора годам обладает минимальными навыками самообслуживания - это значит, что малыш пьет и ест самостоятельно, просится на горшок.

Почему установлен именно такой предел, чем он обоснован, как родителям определить, готов ли их малыш к посещению детского сада? Мы подготовили для вас подробные ответы на эти и другие, не менее актуальные вопросы.


В ясельную группу принимают исключительно деток до трех лет, после этого возраста они переводятся в детский сад

Почему в сад начинают принимать с 3-х лет?

Закон Российской Федерации определяет право ребенка посещать дошкольное образовательное учреждение. Выполнение закона обеспечивает государство. Кроме того, прописан и срок, с которого малыша записывают в детский сад – 3 года. ДОУ, как правило, строго придерживаются указанных норм. Основанием для определения такого возраста послужили несколько факторов:

  • окрепший иммунитет ребенка;
  • проведены все профилактические прививки;
  • нормализуется психоэмоциональное развитие (малыш легче переносит расставание с родителями и общается со сверстниками);
  • дети обладают большинством навыков самообслуживания, что позволяет принимать в группы оптимально комфортное число ребятишек;
  • декретный отпуск мамы длится до 3 лет ребенка согласно закону;
  • наиболее благоприятный срок для начала активного общения малыша с другими детьми.

Психологическое развитие и возраст

Сложно решить, когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Психологи и педиатры выбирают возраст в 4 года - это наилучшее время для расширения круга общения малыша. Поскольку официально обозначены 3 года, а специалисты настаивают на другом, будем считать оба показателя ориентировочными. Собираясь отправить сына или дочку в ДОУ, родители должны отталкиваться от личностных качеств малыша - насколько он благодушно воспринимает новые обстоятельства, общителен ли он, сколько навыков освоил, высока ли его привязанность к маме. Рассмотрим психологический аспект посещения ДОУ, начиная с ясельного возраста.

1,5 - 2 года

Физически малыш уже хорошо развит и готов к посещению яслей по возрасту, но вот психологически ему еще сложно расстаться на долгое время с мамой и приспособиться к послушанию чужим тетям. Слаб и его интерес к общению с ровесниками. Навыки самообслуживания – фактор индивидуальный. Если вы видите, что кроха тянется к общению с другими детьми, если вы его и , если он не впадает в плач при чужих людях и спокойно остается без мамы – можете отдавать его в ясли. Психологи все-таки считают это время преждевременным для отправки в ясли, но жизнь диктует свои обстоятельства.

3 года

Срок, прописанный законодательно. Можно ли его отнести к идеальному показателю? Посмотрим, к чему готов и что умеет малыш в этот период. Трехлетки, как правило, хорошо осваивают все навыки самообслуживания. Едят и умываются самостоятельно, без проблем ходят на горшок, начинают расширять круг общения (особенно те детки, которые хорошо говорят). Тем не менее, игры с ровесниками им не настолько интересны, как занятия с мамой, не готовы они и кардинально поменять привычный для них образ жизни.

Педиатры советует начинать с малого. Попробуйте познакомить кроху с детским садом. Воспитатель может предложить вам приводить ребенка на 1-2 часа, чтобы посмотреть на его реакцию. Помните, что 3 года – это кризисный отрезок в жизни вашего сокровища. Ребенок все чаще проявляет себя как личность, становится строптивым и непослушным, пытается настаивать на своем, делает все вопреки требованиям родителей.

Если все эти проявления совпали с моментом поступления в ДОУ, попробуйте немного отложить отправку малыша в сад. Потратьте отсрочку на приучение малыша к мысли, что ему придется ходить в детский сад. Используйте для знакомства с новыми для него условиями рисунки, изображающие играющих в саду детей, проведите его мимо ДС, чтобы он увидел, как там весело деткам. Познакомьте сына или дочку с детьми ваших знакомых, которые уже ходят в ДОУ и им нравится. Возможно, их рассказ о друзьях по группе понравится вашему крохе и он сам изъявит желание пойти туда.


Большинство трехлетних детей обладают навыками, необходимыми для элементарного самообслуживания - в садике им будет интересно, однако приучать малыша к переменам стоит постепенно

4 года

Идеальный срок для отправки ребенка в ДОУ. Психологическая готовность малыша очень высока, он коммуникабелен, ладит с ровесниками, хорошо разговаривает, спокойно воспринимает незнакомых людей. Общение с другими детьми доставляет ему радость. Если вы понимаете, что ваше чадо все еще пугливо и плохо адаптируется в новой обстановке, поговорите с ним, выясните, чего он боится, каких ситуаций избегает, почему категорически не хочет идти в садовскую группу.

Готовность к детскому саду по темпераменту ребенка

Несмотря на то, что перед вами маленький человечек, темперамент у него уже сформировался. Роль его важна для принятии родителями решения о посещении малышом дошкольного учреждения. Детей, как и взрослых людей, различают по четырем основным типам темперамента:

  • сангвиники;
  • меланхолики;
  • холерики;
  • флегматики.

Сангвиник по своей природной организованности – лидер. Такому ребенку свойственны: импульсивность, любознательность, любопытство и активное поведение. Нужда в общении настолько велика, что он уже в 2 года прекрасно чувствует себя в группе сверстников. Радуется новым впечатлениям, обожает участвовать в утренниках, любит быть впереди, смело идет на контакты с ровесниками.

Меланхолик замкнут и нерешителен, не приветствует перемены, склонен к капризам. Новая обстановка вызывает у него психологическое беспокойство, он с трудом общается, может замкнуться. Родителям такого крохи стоит подождать до 4-х лет, чтобы не травмировать эмоционально свое сокровище. Если есть возможность, лучшим вариантом для меланхолика может стать домашнее воспитание.

Холерики запросто возбуждаются, любят подраться, избалованы, требуют к себе внимания. Оптимальный срок, когда такого малыша можно привести в группу к другим детям - 3-4 года. Важно, чтобы родители научили его нормам поведения в обществе, привили дисциплинарную ответственность, тогда он без труда вольется в новый коллектив. Кроме того, малыш будет знать, что за свое баловство надо отвечать.

Флегматик отличается рассудительностью не по годам, сдержан в проявлении эмоций, но любопытен. Предпочитает игры в одиночестве, любит поспать. Самый подходящий для ДОУ темперамент. Такие детки уже в 2,5 года легко переносят расставание с родителями, быстро адаптируются к новым условиям. Могут на первых порах избегать тесного общения с ровесниками и сторониться воспитателей, но пройдет две-три недели и ваше флегматичное чадо успокоится и привыкнет.


Если ребенок замкнут и не хочет расставаться с родителями надолго, лучше подождать и не спешить отдавать его в детский сад

В какое время года лучше отдавать ребенка?

Время года играет свою роль в адаптации ребенка. Наилучший период – все летние месяцы. Преимущества их таковы:

  • теплая погода, позволяющая деткам часто гулять на площадке и уменьшающая риск заболевания простудой;
  • летом не ведутся занятия по обучающим программам, что позволяет ребенку спокойно адаптироваться к незнакомым людям и обстановке.

Тем не менее, летом воспитатели уходят в отпуск и группы формируются по принципу «сборной солянки». Своего постоянного наставника ребенок сможет узнать только осенью. Нежелательно решать этот вопрос в межсезонье, в погодный переход от тепла к холоду, влияющий на отопительный сезон. Группы не отапливаются и риск заболеваний повышается. Снижается и комфортность пребывания ребенка в ДС. Впрочем, доктор Комаровский предлагает решить проблему с заболеваниями заранее, укрепляя иммунитет крохи с ранних дней жизни.

Если, определившись по всем факторам, вы готовы отдать малыша в ДС, не забывайте держать руку на его душевном пульсе. Посмотрите, как кроха ведет себя после посещения садика, хорошо ли он кушает и спит. Такое наблюдение поможет вам понять, насколько адаптировался ваш маленький человечек к переменам. Если беспокойство ребенка сохраняется, лучше переведите его на укороченный режим посещений или отложите их на некоторое время.

(1 оценили на 5,00 из 5 )

Детский сад, это то место, где ребенок приобретает навыки самообслуживания и общения без надзора родителей. Полная самостоятельность и умение договариваться, совершенствуются именно в дошкольных учреждениях, если конечно, малыш достаточно к этому готов, а педагог поддерживает ребенка.

Для начала, убедитесь, что детский сад удобен для вас и соответствует общим требованиям, это поможет избежать многих проблем. Самым удобным вариантом считается рядом с домом или работой. Однако прежде чем идти туда, соберите о садике информацию, посещая городской интернет – форум или опрашивая знакомых. Дошкольное учреждение должно внушать доверие, иначе, дошкольник может там пострадать. Если по отзывам дошкольное учреждение вас устраивает, посетите его вместе с ребенком. Посмотрите игровые комнаты и спальни. Иногда, садики организовывают день открытых дверей, не упустите такой шанс, чтобы поближе познакомиться с воспитателями и правилами.

Когда отдавать ребенка в садик

С какого возраста ребенок готов к детскому саду? На этот счет у родителей разные мнения, да и разные ситуации в семьях. Кто-то отдает сразу после второго дня рождения по острой необходимости, а кто-то в 3 – 4 года. Самый подходящий возраст с точки зрения психологов – от трех до пяти лет, когда дошкольник нуждается в постоянном общении со сверстниками. При этом, он должен владеть определенными навыками, в противном случае, адаптация продлится долго и мучительно. Маленький человек должен быть готов эмоционально, уметь устанавливать социальные связи и самостоятельно решать потребности. Обратите внимание на поведение ребенка на площадке – делится (обменивается) ли он игрушками, как налаживает отношения. Способен ли дошкольник увлеченно играть в течение 30 минут без маминого внимания.

Ребенок готовый к детскому саду обладает следующими навыками:

  • ходит в туалет или на горшок
  • моет руки
  • правильно пользуется посудой и столовыми приборами
  • самостоятельно одевается и раздевается
  • решает конфликты не агрессивным способом
  • стремится к общению.

Навыки позволят чувствовать себя уверенно, а умение общаться, поможет начать новую дружбу и избежать конфликтов, а родителям, которые отдали ребенка в садик, будет спокойнее.

В какое время года лучше отдавать ребенка в садик

Просмотрев форумы родителей, можно заметить разделение мнений. Каждое время года имеет свои особенности:

1. Отдавать летом

Преимущества: мало сверстников, меньше вирусных заболеваний.

Недостатки: садик закрывается на ремонт или не набирает новичков в это время года, возможны пищевые отравления и вирусные эпидемии.

2. Отдавать осенью

Преимущества: дошкольное учреждение открывает двери для всех желающих, много новых детей, а значит, пройдет легче.

Недостатки: возможны частые простуды и ОРВИ, для некоторых крох большое количество дошкольников становится источником стресса.

3. Отдавать зимой

Преимущества: подготовка к новогоднему празднику снижает стресс. В детском саду больше сверстников, чем на площадке.

Недостатки: частые ОРВИ, необходимость приема иммуностимуляторов.

4. Отдавать весной

Преимущества: дошкольник будет рад общению, так как оно сильно ограничивалось в зимнее время.

Недостатки: вероятность простуд, сложности в связи с резким увеличением сверстников.

Во многих случаях, осень, является наиболее приемлемым вариантом. В это время набираются новые группы, малыши не теряются в обществе, потому что летом на площадках было много детей. Иммунитет привыкает к новым условиям постепенно.

Как часто будет болеть ребенок в садике, не зависит от времени года. Известны случаи, когда во время летней эпидемии дети болели в разной степени тяжести, а один малыш получал осложнения. Частота болезней зависит от иммунитета, питания и атмосферы в семье. Адаптация к детскому саду зависит от времени года, отношения родителей к малышу, общей атмосферы внутри семьи и навыков дошкольника.

Статья понравилась. Только вот теперь я пытаюсь понять, кто из моих детей сангвиник, а кто холерик...(меланхоликов и флегматиков точно нет))))

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок «дозреет» до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность N1. Внимание на темперамент

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента : меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.

Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).

Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может «мстить» воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.

Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: «Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели» (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Ребенок-флегматик

С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.

Время пришло. Флегматику все равно где находиться - в садике или дома, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или «ходить» в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него - чужая территория.

Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.


Ребенок-холерик

Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.

Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Ребенок-сангвиник

Это самый “подходящий» для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Время пришло. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.

Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.

Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Готовность N2. Характер имеет значение

Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому саду.

Ребенок-зритель

Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок , и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто “не слышит» обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.

Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.

Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.

Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.

Ребенок-слушатель

Он усваивает информацию посредством слушания. В раннем детстве слушатель отдает предпочтение музыкальным игрушкам, любит слушать сказки и песенки. Дети того типа несколько позже сверстников начинают говорить. Слушатель как губка впитывает новую информацию и молчит, а потом удивляет взрослых правильной речью. Он обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью на имена и факты. Задавая вопросы, этот ребенок всегда выслушивает ответ до конца. При этом его не удовлетворяют краткие ответы, типа «Да-Нет».

Время пришло. Слушателя желательно отдавать в детский сад в 5-6 лет. В этом возрасте ему уже интересно слушать не только взрослых, но и сверстников. В более раннем возрасте слушатель не нуждается в детском коллективе и ему будет наиболее трудно пережить разлуку с родителями.

Возможные проблемы. Ребенку слушателю необходимо, чтобы с ним постоянно разговаривали и объясняли ему все происходящее вокруг. При этом он стесняется приставать к незнакомым людям (воспитательнице, нянечке) с вопросами и тихо ждет, пока его заметят. В результате он может целый день провести в ожидании.

Тактика поведения. Научите малыша слушать не только взрослых, но и детей. Для этого по вечерам спрашивайте у него, что говорили другие детишки. Обычно первое время дети игнорируют друг друга и прислушиваются только к словам взрослых. Но поняв, что сверстники гораздо более интересные рассказчики, чем взрослые, слушатель будет с удовольствием ходить в садик.

Ребенок-оратор

Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.

Время пришло. У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3-4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.

Возможные проблемы. Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.

Тактика поведения. Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.

Ребенок-деятель

Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.

Время пришло. Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5-2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.

Возможные проблемы. Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.

Тактика поведения. Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку «ответственные» поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.

Наталья Алешина