Необычные растения        11.09.2019   

Когда ребенок должен начать разговаривать. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить

Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.

Давайте выясним: , т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит – он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.

Так со скольки дети начинают говорить?

Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:

В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати – ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).

Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.

В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами .

К четырем – сложными предложениями.

Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.

Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?

Давайте попробуем разобраться, как ребенок начинает говорить

Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.

Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?

Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.

Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от двигательной активности детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).

В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.

В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.

В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.

Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе

Вместо того чтобы выяснять у всех подряд когда ребенок начинает говорить, займитесь . Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.

Любите и развивайте своих детей.

Первым средством общения между ребёнком и его родителями является плач малыша. Таким способом он пытается донести до родителей свои требования. Именно из-за того, что большинство родителей плохо понимают потребности малыша, они ждут когда уже их чадо издаст первые звуки, которые можно разобрать. Так в каком возрасте дети начинают говорить и что означает долгое молчание вашего чада? Когда необходимо обратиться к специалисту, а в каком случае переживания необоснованы?

Как формируется речь у детей

Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.

Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.

Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.

Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.

Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев , когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Игры, которые развивают

Во время игры дети овладевают информацией гораздо легче, нежели в простой разговорной форме. Можно придумать игры типа:

  1. повторение слогов за ребёнком;
  2. где мама и папа;
  3. пение песен вашему чаду;
  4. изучать пальчиками новые предметы.

В возрасте 3 месяца малыш начинает интересоваться игрушками, которые его окружают. Стоит давать ребёнку брать все предметы и любой формы: шуршащие,​ из ткани, полностью гладкие, квадратные, круглые.

Чем быстрее у малыша разовьётся моторика пальцев, тем быстрее будет развиваться его речевой аппарат . Именно поэтому в данном возрасте малышу крайне важно предоставить возможность изучать игрушки, выполненные из различных материалов.

Когда дети начинают разговаривать

Когда дети начинают говорить «мама»? Осознанно дети начинают говорить двуслоговые слова (мама, папа, дядя, баба) примерно в возрасте одного года . Становление детской речи можно разделить на такие этапы:

  1. гуление (агу - гу);
  2. детский лепет (на-на-на-на, да-да);
  3. двуслоговые осмысленные слова типа папа, мама, дай, баба.

В первый год детской жизни запас слов ребёнка значительно заполняется и он старается по максимуму изъяснить свои желания, сопровождая это показом на предмет.

Если ребёнок кричит в требовательной форме «дай» и при этом указывает на предмет, обязательно дайте то, что он желает и уточните правильное название этого предмета.

В детской речи значительные перемены происходят к третьему годику жизни. К этому периоду он уже:

  1. в разговоре использует разные части речи;
  2. научился составлять из слов целые предложения;
  3. видит разницу между единственным и множественным числом;
  4. понимает смысл вопросов: «это кто?», «почему?» и много других.

В такой период нужно рассказывать стихи, сказки, петь песенки с малышом. Важно задавать уточняющие вопросы типа «где ты был с бабушкой», «что ты делал в парке». Такие вопросы будут заставлять ребёнка в более активной форме использовать свой запас слов. Ему будет хотеться выразить свои впечатления и эмоции.

Ребёнок долго молчит

Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:

  1. может быть заболевание, которое имеет психический характер;
  2. может сказываться наследственность;
  3. это может быть следствием родовой травмы;
  4. физиология в строении аппарата речевого;
  5. недостаточное общение с вашим чадом.

Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года .

Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.

В данной статье мы рассмотрим развитие ребенка в области разговорной речи. Т.е как быстро и с какого возраста дети начинают говорить.

Первое «агу», первые слова, предложения – все это запоминается новоиспеченным родителям на всю жизнь. Однако порой малыши заставляют своих родителей понервничать, не спеша произносить столь долгожданные слова.

Как же определить, пора ли ребенку разговаривать, соответствует ли развитие малыша его биологическому возрасту? Для этого нужно быть внимательным и знать определенную информацию. Об этом далее и пойдет речь.

В каком возрасте дети начинают разговаривать, произносить первые слоги, слова?

Человеческий организм состоит из множества органов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Однако специального органа, с помощью которого бы человек разговаривал, у нас нет. Возможность говорить обеспечивается головным мозгом, дыхательной системой, процессами глотания, голосообразования.

Процесс развития речевых навыков начинается у малыша сразу после рождения. Все, что мы по незнанию относим к невнятным звукам, мычанию, кряхтению – это уже развитие речи

Специалисты выделяют 3 основных этапа, во время которых ребенок учится говорить:

  1. Крик, гуканье, лепет
  • Момент появления малыша на свет сопровождается его первым криком. В этот момент в организме человечка происходит множество важнейших процессов. Но мало кому приходит в голову, что этот первый крик закладывает начало процесса развития речи.
  • Первое время после рождения именно крик спасает малыша. Таким образом он сигнализирует родителям о желании кушать, о том, что его что-то беспокоит или что-то не нравится.
  • Далее малыш осваивает гуканье или как еще называют этот процесс, «гуление». В этот период ребенок осваивает звуки и слоги. Чаще всего это непроизвольное произношение гласных и согласных букв. Говорит ребенок таким образом чаще всего в спокойной обстановке, когда его ничего не тревожит и не пугает. Длится данный период примерно до полугода.
  • Затем следует этап под названием «лепет». В это время малыш уже произносит звуки вроде «ба», «ма», «па». Произносит он их, подражая тому, как это делают окружающие его люди. Примерно к 9 месяцам малыш становится гораздо смышленее, он уже копирует интонацию, выражает свои эмоции с помощью звуков и движений. Разговоры становятся более длинными и понятными родным.
  • В это время нужно особо внимательно наблюдать за ребенком. Если вы видите, что малыш в возрасте 8-9 месяцев по-прежнему только «агукает», его звуки не становятся продолжительнее, возможно, нужно проверить его слух. Все предыдущие этапы характерны и для развития глухих малышей, но дальше речь может развиваться только в том случае, если ребенок слышит окружающих.
Существует 3 этапа обучения ребенка
  1. На данном этапе, который наступает примерно с 10 месяцев и длится до 1,5 лет, малыш учится распознавать и правильно применять интонацию звуков, слогов. Он уже осознанно отвечает жестами и действиями. Например, на вопрос: «Где мама?» малыш в таком возрасте покажет ручкой.
  2. 3-й период становления речи характеризуется тем, что ребенок уже хорошо понимает и осознает, когда обращаются именно к нему, когда его просят что-то сделать или наоборот не делать. На 2 году жизни малыш начинает произносить слова и звуки, понимая, что они значат. Пытается сказать то, что он хочет, сокращая слышимые им слова, до удобной для произношения формы.

То есть, речь развивается у малышей с самого рождения. Первые слоги можно услышать в возрасте около полугода, ближе к 8 месяцам, ну, а порадоваться первым словам вы сможете примерно в годик. Важно помнить, что все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Кто-то может лениться и не говорить до 1 года вообще, а кто-то может радовать разговорами уже с 8-9 месяцев.

Как должен разговаривать ребенок в 1 год?

Рассуждая на эту тему, снова хотим обратить ваше внимание на то, что все детки разные и развиваются они все совершенно по-разному. Кто-то в 1 год не говорит ни слова, а кто-то употребляет в повседневной речи уже около 20 слов. Успехи малыша в данном деле не всегда зависят от того, занимаются ли родители его развитием и развитием его речи в частности. Достаточно часто дети молчат из-за ненадобности что-то говорить, например, в тех случаях, когда по первому крику ребенка сбегается вся семья и дается все то, что малыш чисто теоретически мог бы просить.

Если говорить о речи и ее развитии, в 1 год кроха должен знать и уметь следующее:

  • Знать свое имя и реагировать, когда кто-то зовет его, обращается к нему по имени
  • Говорить около 5-15 слов, упрощая их до приемлемой формы. То есть, малыш может не говорить «пить», а говорить «пи» и т.д.


  • Кроха должен знать слова «нельзя» и понимать, что оно значит
  • Разговаривать на своем языке с интонацией. Подражать звукам, говорить и показывать, как делают животные
  • Знать и выполнять самые простые просьбы вроде: «дай», «покажи», «подойди»
  • Показывать на картинках животных, хотя бы самых знакомых нам – кот, собака, птичка, лошадь, корова, курица

Если ровно в год вы не услышали первые слова малыша, паниковать не нужно. Постарайтесь больше говорить с ребенком, читайте ему книги и старайтесь вести с ним диалог, а не просто рассказывать ему что-то.

Если подобный выход из ситуации вас не устраивает, проконсультируйтесь с педиатром и логопедом. Для начала нужно понять, какой смысл вкладывается в понятие «разговаривать». Конечно же, в 1 годик малыш не будет говорить с вами на равных, да и предложениями говорить он тоже не будет.

Но однозначно есть детки, которые развиваются быстрее своих сверстников. В таких случаях крохи вместо положенных 5-15 слов могут говорить около 30 и больше. Слова эти естественно будут простыми или даже упрощенными.

Как должен разговаривать ребенок в 1.5 года?

В первые годы жизни кроха растет и меняется буквально каждый день. Поэтому еще полгода жизни однозначно вносят свои коррективы в развитие малыша. В 1,5 года ребенок уже более сознательный, много чего умеет, и каждый день радует родителей своими достижениями.

  • В этом возрасте ребенок, как правило, уже хорошо передвигается без какой-либо посторонней помощи, поэтому получает доступ ко многим вещам и предметам
  • Соответственно малыш слышит больше новых слов и запоминает их
  • Как правило, в 1,5 года ребенок говорит около 25-40 простых слов либо же их форм
  • В это время малыш уже понимает достаточно много слов, просто пока не говорит их
  • В этом возрасте ребенок еще не умеет обобщать понятия, зачастую его сокращенная форма какого-то слова вроде «па» может означать слова «упал», «палка», «спать» и т.д. Поэтому на данном этапе малыша понимают только его родители


  • В 1,5 года ребенок хорошо копирует животных и звуки, которые они издают
  • На картинках кроха уже без проблем показывает самых простых животных
  • Также в 1,5 года малыш уже произносит свое имя и показывает, сколько ему лет
  • Иногда дети пытаются сказать 2 слова, связав их в предложение, например, «дай пить», «иди сюда». Произношение слов естественно может отличаться от нашего

Кто быстрее начинает разговаривать, произносить первые слова: девочки или мальчики?

Нельзя сказать однозначно, что кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже, потому как многое зависит от самого малыша и среды, в которой он обитает.

Однако согласно выводам специалистов, можно говорить о том, что в некоторых случаях девочки действительно начинают разговаривать раньше мальчиков.

  • Как говорят специалисты, для более раннего развития речи у девочек есть естественные природные предпосылки. Все дело в том, что задачи, с которыми люди приходят в этот мир, отличаются в зависимости от пола человека.
  • Девочки рождены для того, чтобы в будущем давать потомство и продолжать род. Именно для этого нужна речевая функция: обмен информацией, общение и т.д.
  • Мальчишки же, по своей сути, должны быть добытчиками, кормить семью и защищать ее, а для этого, как известно, разговаривать вовсе не обязательно.
  • Конечно же, объяснения эти слишком преувеличены и изложены совсем простыми словами, но суть объяснения от этого не меняется.


  • Далее нужно сказать о таком понятии, как «биологический возраст». Казалось бы, о каком возрасте может идти речь, если мы говорим о малышах. Но это не так. Все дело в том, что вынашивание девочек несколько отличается от вынашивания мальчиков.
  • Девочки находятся в утробе матери дольше мальчишек и собственно там развиваются до нужного уровня. В то время как мальчики рождаются раньше, и им приходится догонять девчонок уже вне утробы мамы.
  • Этот фактор также влияет на то, что маленькие принцессы начинают говорить раньше.
  • Однако сравнивать всех с одним тоже не нужно. Это не правило, а исключение, ну или как минимум не закономерность.
  • Бывает и так, что мальчишка начинает говорить гораздо раньше своих сверстников, в том числе и представительниц прекрасного пола.
  • На это может влиять обстановка, в которой живет малыш, то, как с ним занимаются, его нужда в этом.

Ребенок не разговаривает в год, 1.5 года: это нормально?

Нормально или не нормально то, что ребенок молчит в 1 год и 1,5 года, нужно оценивать, учитывая множество факторов.

  • Многое зависит от беременности и родов. Если во время родов были какие-либо осложнения, то возможно, это скажется на речевом развитии ребенка
  • Но о таком, как правило, врачи всегда предупреждают молодых мам
  • Далее нужно учитывать, нет ли у малыша каких-либо признаков отставания в развитии
  • Если ребенок активно прошел все 3 стадии первичного развития речи, то есть, крик, гуканье, лепет, то бить тревогу в этом возрасте не стоит


  • Другое дело, если какие-то этапы развития прошли стороной, вы замечаете, что малыш не слышит ваши вопросы, не реагирует на просьбы. В этом случае задержка развития речи может быть из-за проблем со слухом
  • Также важно учитывать, разговаривают ли с малышом взрослые, занимаются ли они им
  • Это только кажется, что ребенок в столь юном возрасте ничего не понимает и общение ему не важно. На самом деле с малышом нужно говорить, нужно показывать ему картинки и рассказывать сказки
  • Если явных отклонений в развитии у малыша нет, то повода волноваться в этом возрасте относительно речи, так же нет

До скольки лет ребенок может не разговаривать?

Этот вопрос чем-то схож с предыдущим. Все детки индивидуальны, и сказать, до скольки лет ребенок может молчать, просто нереально.

Наверняка, вы слышали ни одну историю о том, как детки молчат до 3-х лет, а после начинают говорить чуть ли не как взрослые. Такое действительно бывает, этому могут способствовать определенные факторы или же индивидуальность ребенка.

  • То, что малыш не говорит до 2-х лет, совершенно не страшно.
  • Вы можете проконсультироваться с врачом по этому поводу, пройти специальные тесты, но, как правило, это всего лишь особенность вашего ребенка.
  • По советам специалистов панику не стоит поднимать до 2,5-3-х лет. До этого возраста малыш может не разговаривать из-за лени, ненадобности выражать словами свои желания, из-за стрессовой ситуации.
  • Вы в свою очередь занимайтесь с ребенком. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, читайте книги и тогда ваше чадо вскоре порадует вас своим разговором.

Как научить маленьких детей разговаривать: приемы

Ребенок – это губка, которая впитывает все, что видит и слышит. Именно поэтому молодым родителям с появлением в семье малыша нужно учить разговаривать не только его, но и себя.

  • Запомните, малыш учится разговаривать, смотря на взрослых и слушая их
  • Возьмите за привычку говорить правильно, не коверкая слова и не изменяя их. Следите за ударением, разговаривайте на «чистом» языке, забудьте о суржике
  • Разговаривайте с крохой с момента его рождения. Это вам может показаться, что это не важно и не нужно. На самом деле, таким образом, устанавливаемся эмоциональная связь малыша с вами, а это залог успеха
  • Настраивайте визуальный контакт, улыбайтесь ребенку, стройте ему мордашки, привлекайте его внимание
  • С самого начала говорите правильно, забудьте о сюсюканье и прочих неправильно произносимых словах, потому как в памяти у малыша постепенно будут откладываться подобные знания
  • Рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Называйте вещи своими именами, при этом названия произносите четко
  • Не игнорируйте просьбы ребенка объяснить или рассказать что-то
  • Пойте вместе песни, читайте сказки, книги и смотрите мультики
  • Учите слова с помощью различных стихов, считалок, поговорок


  • Не забывайте в раннем возрасте о старых добрых играх вроде «сорока-ворона», «ладушки» и т.д.
  • Уделяйте время развитию моторики, поскольку специалисты считают, что эти два процесса тесно взаимосвязаны
  • Корректно поправляйте малыша, если он произносит слова не правильно. Нельзя при этом ругать, кричать, тем более наказывать. Только спокойные разговоры и объяснения помогут вам и вашему ребенку найти общий язык и добиться нужного результата
  • На этапе, когда кроха уже достаточно хорошо и внятно говорит, уделите внимание ударению слов, изучению синонимов. Старайтесь максимально пополнять словарный запас ребенка
  • Обязательно используйте в речи скороговорки. Рассказывайте их вместе с малышом, не смейтесь, если у него что-либо не будет получаться с первого раза

Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить?

Многие родители допускают одну и ту же ошибку, с раннего возраста разговаривают с детками, коверкая слова.

Конечно же, дети вызывают сущее умиление, однако, нужно сразу искоренить у себя привычку сюсюкать и использовать только уменьшительно-ласкательные формы слов.

  • Несмотря на то, что малыш начнет отвечать вам на вопросы, да и вообще говорить первые слова еще совсем не скоро, вы уже должны разговаривать с ним
  • Грудной ребенок будет улавливать вашу интонацию, видеть мимику, запоминать эмоции. Все это вы должны проявлять в разговорах с крохой
  • Обязательно беседуйте с ним, реагируйте на все издаваемые им звуки, вскрики, подчеркивая тем самым их важность
  • Пойте колыбельные, другие песенки, читайте книжки, обязательно с интонацией
  • Носите малыша на руках, показывайте ему картинки, предметы, рассказывайте, что это такое. Поворачивайте ребенка в сторону исходящего звука, объясняйте, что происходит


С годовалым ребенком все еще проще. В этом возрасте малыш уже сам начинает проявлять интерес к окружающей обстановке, вещам, звукам, людям.

  • Постоянно разговаривайте с малышом
  • Показывая на родственников, называйте их имена или статус – бабушка, мама, папа, тетя, дядя и т.д.
  • Просите повторить слово, для этого выбирайте самые простые слова, упрощайте их до понятной для малыша формы, например, кукла – ляля, бабушка – баба, ба и т.д.
  • Не запрещайте исследовать окружающий мир, трогать, бросать, собирать и т.д.

Объясняйте во время таких игр, что малыш сделал, почему так делать нельзя, если это запрещено. Ни в коем случае не повышайте голос, ребенок не понимает крика, он должен понять, почему нельзя. Например, ребенок ударил животное, не нужно бить его по рукам и кричать, вопрошая, нормальный ли он. Стоит объяснить, что животному больно, при этом преподносите информацию понятно и доступно. Скажите, что животное будет плакать, проведите аналогию. На самом деле дети многое понимают, просто у нас взрослых складывается обратное впечатление из-за того, что малыши этого не проговаривают

Нужно ли специально разговаривать с ребенком, чтобы научить говорить?

Безусловно, да. Чем больше вы беседуете с малышом, тем скорее он порадует вас своими первыми словами и предложениями, потому, что кроха берет пример с окружающих и учится у них.

  • Если ребенок будет расти в среде, где никто не говорит, он никогда не будет разговаривать, потому, что мы не рождаемся с заложенными знаниями и умениями, мы приобретаем их в процесс нахождения в социуме
  • Если малыш будет расти в семье, где между собой все разговаривают, но малышу в этом плане уделяется мало внимания, он заговорит, но когда, вопрос времени
  • Там, где ребенком занимаются, где ему оказывают должное внимание, процесс овладения речевым аппаратом проходит гораздо быстрее и проще
  • Поэтому разговаривать с детьми нужно и делать это стоит, начиная с беременности
  • После рождения так же говорите с крохой и тогда результаты не заставят себя долго ждать

В каком возрасте ребенок должен разговаривать предложениями?

Опять-таки повторимся, что все это происходит сугубо индивидуально и зависит от многих факторов.

  • До 2-х лет разговоров предложениями ждать не стоит. В этом возрасте у малыша слишком маленький словарный запас и отсутствует понимание того, что так вообще делать нужно и можно
  • После 2-х лет ребенок начинает пробовать складывать слова в предложения. Чаще всего эти попытки происходят из-за необходимости ребенка получить что-то, например, «дай пить», «иди сюда» и т.д. При этом ребенок может произносить сокращенные формы слов
  • Около 3-х лет ребенок начинает изъясняться сложными предложениями. Речь в этом возрасте куда более понятна всем окружающим


  • В 3-летнем возрасте кроха понимает, как получить желаемое, может высказать требования, показать, что именно и как он хочет, может и активно выражает недовольство в случае отказа
  • То есть, простые предложения можно услышать примерно в 2-2,5 года, а вот осознанные сложные предложения будут радовать вас после 3-х лет

Появление в семье новорожденного малыша, это большое счастье. Все хлопоты, связанные с его воспитанием и обучением, приносят родителям огромное удовольствие, поэтому долгожданным ребенком всегда охотно занимаются. Будьте уверены, что уделяя своему чаду время, занимаясь его воспитанием и обучением с рождения, через несколько лет вы будете приятно удивлены.

Видео: Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить - важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух - время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет - время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями - должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

К году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

К полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов - не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

К двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

К двум - двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;

К трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.