Матюхина С.Ю., учитель-логопед,
Демина Г.П., педагог-психолог.
Образовательные:
Повторить и обобщить знания детей за прошедший год.
Развивающие:
- 1.Совершенствовать грамматический строй речи.
- 2.Развивать связную речь детей.
- 3.Развивать слухоречевую память, внимание.
- 4.Развивать фонематическое восприятие.
- 5.Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, развивать зрительный гнозис.
- 6.Развивать умение координировать речь с движениями.
Воспитательные:
1.Формировать положительный психологический климат в детском коллективе.
Ход занятия:
I. Приветствие (психолог).
Дети, давайте встанем в круг и поприветствуем себя.
А теперь возьмитесь за руки, по очереди тихо пожмите руку соседа и скажите слова приветствия: “Здравствуй….Я рада тебя видеть.”
II. Звучит фрагмент песни из фильма про доктора Айболита.
С кем мы встретимся сегодня на занятии?
(на экране доктор Айболит).
Что делал доктор Айболит?
Какой он? (добрый, внимательный,…..)
III. – Пришло электронное сообщение от зверюшек с просьбой о помощи. Но кто подписал письмо, не понятно, т.к. буквы перемешались.
ИАЛС ОВЛК ЛНСО
(на экране животные: лиса, волк, слон).
IV. – Заболели детёныши у зверей.
Как же называют детёныша лисы? а маму, папу?
Назовите членов семьи других животных.
Например: папа-слон, мама-слониха, маленький-слонёнок
Также: медведь, волк, тигр, лев, заяц, ёж.
(на экране семьи животных).
Чья это семья? (ежиная, медвежья, волчья,…..)
V. – Всех животных доктор Айболит жалеет, любит, ласково называет.
Давайте ласково назовём лису (лисичка), кот-, слон-, лапа-,коготь-,
Но если сравнить усы котёнка и тигра, то уже усы у тигра ласково не назовёшь (на экране котёнок и тигр).
У котёнка усики, у тигра - усищи.
VI. Игра “Доброе животное”.(Психолог тихим, таинственным голосом говорит).
Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно, большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперёд, на выдох-шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох-2 шага назад. Вдох-2 шага вперед, выдох-2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое, доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук-шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
VII. – Бедных животных надо развлечь, поиграть с ними. Давайте развлечем их загадками и кроссвордами.
А прежде чем мы будем писать, надо размять пальчики.
А) Пальчиковая гимнастика “У кого что есть”.
Есть иголки у ежа (дети выполняют упражнение “Ёжик”).
Бивни, ласты у моржа (сжимают руки в кулачки, выставив вверх большие пальцы, затем разжимают кулачки).
Ушки длинные у зайки (упражнение “Зайчик”).
Крылья сильные у чайки (упражнение “Птичка”).
У лисы - пушистый хвост (упражнение “Лисичка”).
У слона - огромный рост (упражнение “Слон”).
Б) Читаю загадки, вписываем слова в кроссворд.
1. Медведь в Австралии живёт
Он эвкалипт весь день жует,
А в сумке у него ребенок-
Малыш мохнатый, медвежонок (коала).
2. В зарослях бамбука водится медведь,
Весь он чёрно-белый,
Как зовут, ответь? (панда)
Назовите ласково кота (котик).
VIII. – Доктор Айболит выписал рецепт, чтобы купить лекарства, но кому, можно понять, посмотрев на схему (на доске 3 звуковые схемы).
Картинки 10 животных, выбрать соответствующее схеме животное.
IX. - Как бы вы описали этих животных?(оставляю антилопу и ласку).
Антилопа (какая?) - длинноногая, гладкошерстная,……
Ласка (какая?)-…….. (сложные слова)
X. - Выздоровевшие животные написали слова благодарности доктору Айболиту.
Давайте вместе подумаем, что хотели сказать животные, начертив эти схемы (схемы предложений).
XI. Мимическая гимнастика, рефлексия.
Итоговые слова произносит психолог.
В ходе урока учащиеся закрепляют навыки произношения звуков [л]–[л"], совершенствуют грамматический строй речи, навык звукового анализа и синтеза, развивают артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные : уточнить словарь «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения.
- Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
- Коррекционно-воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Материалы и оборудование:
- Фланелеграф.
- Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.
- Символы звуков; символы для составления предложений.
- Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверты с письмами. Гнездо, кормушка, зерно.
Ход занятия
Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):
– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар. Вы готовы им помочь?
Дети: – Да, готовы!
Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?
Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, мы выбираем пароход.
Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие предметы.
(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):
– Компас и карта (Рисунок 1) нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.
Рисунок 1
Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на следующем острове?
Дети: – Две снежинки.
Педагог: – Какая цифра должна быть на этом острове?
Дети: – Цифра «2»
Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?
Дети: – Далеко.
Педагог: – Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:
«Пароход по волнам плывёт,
Пароход гудок даёт – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль,
Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».
(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).
На «острове 2» они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны (Рисунок 2).
Рисунок 2
Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?
Дети: – О зиме.
Педагог: – Какое время года наступит после зимы?
Дети: – Весна.
(На фланелеграф выставляют картинки-символы «Зимы», «Весны»).
Педагог: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.
(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.
Педагог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.
Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.
Дети: – На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3.
Педагог: – Произнесём волшебные слова
«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»
(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).
Педагог: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.
– Чья кормушка? – Птичья.
– Чей корм? – Птичий.
– Чьи следы? – Птичьи.
Педагог: – Кто живёт на этом острове?
Дети: – Птицы.
(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц (Рисунок 3)).
Рисунок 3
Педагог: – На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко » поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка » с зимующими.
– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?
(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Педагог: – Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Становится холодно и нечем питаться.
Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.
Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.
Дети: – На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.
(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).
«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».
Педагог: – Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.
(Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСЫ».
Педагог: – Достаньте из мешочка по одной картинке (Рисунок 4). Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?
Рисунок 4
А теперь составим слово ОСЫ (выполняют задание аналогично первому, выкладывают слова на фланелеграфе).
Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.
Речь с движением «Веснянка»
(Находят следующий конверт с письмом ): «Помогите! Пираты могут сделать то, что вприроде делать нельзя! Они могут нам навредить!»
Педагог: – давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.
(Дети парами составляют из картинок-символов (Рисунок 5) фразы).
Рисунок 5
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Педагог: – Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.
Детей встречает Попугай : – Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.
(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).
Рисунок 6
В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).
Использованная литература:
- Ткаченко, Т.А . Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
- Ткаченко, Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М.: Изд.«Книголюб», 2010. – 56 с.
- Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.
| весна | чумачече весна | перелетные | перелетные птицы | птица скачать | итогов | итоговая | комплексное | комплексно | занятие | конспекты занятий | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Весна Перелетные птицы Итоговое комплексное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР Детский сад
Провела воспитатель высшей квалификационной категории Бараова Римма Мухарбиевна
Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- умение сравнивать полоски по длине
- упражнять в умении классифицировать предметы, определяя материал, из которого они сделаны;
- закрепление характерных признаков времен года, дней недели
Коррекционно-развивающие:
- расширение словарного запаса детей, продолжать развивать диалогическую речь
- упражнять в умении подбирать к существительному прилагательное в роде числе, падеже;
- развивать логическое мышление; слуховое внимание; конструктивную деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность; взаимовыручку самостоятельность
Оборудование: мультимедийное оборудование, полоски, мяч, карточки для дид. игры, мольберты
Ход. занятия
Воспитатель: Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте» .
А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте» ?
«Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.
У нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. А теперь ребята отгадайте загадку
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …
Дети: радуга
Воспитатель:
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?
Воспитатель: у меня здесь лежат разноцветные конверты, которые соответствуют 7 цветам радуги. В каждом конверте задания, но нужно выбирать конверты в определённой последовательности. Знаете, как чередуются цвета радуги?
Воспитатель: Значит, вы готовы пройти сложный путь по всем дорожкам радуги, проверить свои знания, то чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу. Давайте, откроем первый конверт с заданием! Помогите мне, какой цвет конверта нужно выбрать первым?
Дети: Красный!
Воспитатель: отгадайте загадку
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: это время года весна.
(слайд) .
Воспитатель: ребята скажите какая весна?
Дети: Весна бывает долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, ранняя.
Воспитатель: а какие пословицы вы помните про весну?
Дети:
Грач на горе – весна на дворе.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний день – что ласковое слово.
Апрель с водой, а май с травой.
В марте мороз скрипуч, да не живуч.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельский скворец - весны гонец.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрель богат водой, а май - травой.
Майская трава и голодного накормит.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот появилась первая дорожка радуги, а значит вы справились с этим заданием
(на мольберте по мере выполнения заданий появляются цвета радуги)
А теперь конверт какого цвета надо нам выбрать?
Дети: Оранжевый конверт.
Воспитатель: ребята, а какой он по счёту?
Дети: Второй конверт
(выбирают оранжевый 2 конверт) .
На экране появляется лес (слайд) .
Воспитатель: После долгой зимы всем взрослым и детям хочется отправится в весенний лес: подышать свежим воздухом, полюбоваться как оживает природа.
Но есть определенные правила поведения в лесу. Вот и следующее задание – «Что можно-чего нельзя в природе» .
(слайды)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились. Вот и вторая оранжевая дорожка радуги появилась. Ребята, а каким цветом, будет следующим дорожка радуги?
Дети: Желтым
Воспитатель: а по счету
Дети: Третьим
(выбирают желтый конверт) .
Воспитатель:
Витамины - ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
д/у «Какие вы знаете витамины, какую пользу они приносят нашему организму и в каких продуктах они содержатся?»
Дети подходят к столу на которых лежат карточки с изображением продуктов с витаминами А, В, С, Д, берут по одной карточке и рассказывают о пользе данного витамина.
1 – ребенок:
А – Витамин А. Очень важен для зрения и для кожи. Витамина А много в моркови, рябине, абрикосах и чернике.
2 – ребенок:
В – Витамин В. Помогает нам расти, быть сильными, очень важен для работы сердца, чтобы оно хорошо работало. Витамина В много в черном хлебе, геркулесе, орехах, зеленом горошке и мясе.
3 – ребенок:
С – Витамин С. Укрепляет наш организм, помогает бороться с простудами, восстанавливает силы после болезни и травм. Витамина С много в апельсинах, лимонах, шиповнике и петрушке.
4 – ребенок:
Д – Витамин Д. Его называют витамином роста, делает наши кости, ноги, руки крепкими, укрепляет зубы. Витамина Д много в рыбе, молоке, сыре и яйцах.
Воспитатель: с этим заданием мы тоже справились и появилась у нас какая дорожка.
Дети: Желтая.
Воспитатель: а следующая будет?
Дети: Зелёная.
Воспитатель: Открываем зеленый конверт.
Задание «Дни недели» .
Встали все в круг. Кому я бросаю мяч, тот отвечает на вопрос.
- Сколько дней в неделе?
- Назовите все дни недели.
- Какой сегодня день недели?
- Какой день был вчера?
- Какой день идет за пятницей?
- Какой день между воскресеньем и пятницей?
- Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?
Вот и зелёная дорожка появилась
Воспитатель: какой конверт выбираем теперь?
Дети: Голубой конверт.
Воспитатель: Пройдите ребята, за столы. Посмотрите у вас на столах лежат полоски разной длины. Посчитайте свои полоски, сколько их?
Воспитатель: а теперь разложите полоски от самой длинной до самой короткой. Назовите самую длинную полоску, которая она по счёту? и самая короткая?
Воспитатель: Открываем какой конверт?
Дети: Синий конверт
Воспитатель: Правильно синий конверт.
Д/игра «Что из чего сделано» .
Воспитатель: На столах лежат картинки с предметами, которые сделаны из разного материала. Вы должны разложить картинки с изображением предметов, которые сделаны из дерева, из пластмассы и из стекла.
(три мольберта)
Воспитатель: у нас остался один конверт, какой? …
Дети: фиолетовый.
Воспитатель: а что на нем нарисовано?
Дети: радужный скрипичный ключ.
Воспитатель: давайте мы споем песню «Радуга» .
Вот и появилась последняя дорожка радуги. Нет больше конвертов, а это значит, что мы прошли все дорожки радуги и выполнили все задания. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу! А сейчас я предлагаю вам проанализировать свое участие в сегодняшнем занятии. Кто считает, что он был активным, внимательным и справился со всеми заданиями выбирает себе красный круг, кто был менее активным, но справился со всеми заданиями выбирает зеленый круг, а кто считает, что он мало участия принимал, выбирает желтый. (анализ выбора детей) .
Итоговое занятие
в подготовительной логопедической группе № 3
«Скоро в Школу!»
Коррекционно-образовательные цели. Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, ФЭМП, познавательной деятельности; учить применять их в практической деятельности – игре. Повысить интерес к занятиям. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза, начальные навыки чтения. Совершенствование навыков отношения между соседними числами, навыков ориентировки на плоскости и в пространстве – (графический диктант), решение математических примеров, совершенствование умения определять плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела на глаз.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие эмоциональной, выразительной монологической и диалогической речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логическое мышление у детей.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен ности. Воспитание нравственных качеств: любви к живой природе, бережного отношения к ней. Воспитывать интерес к дидактическим играм, умение работать в команде.
Оборудование: Аудиозаписи и фонограммы, картины-заставки «волшебных городов», слоговые домики с предметными картинками, таблицы к игре «Звуковой калейдоскоп», наборы фишек для звукового анализа.
Макет яблони, с плоскостными изображениями яблок, с цифрами на них, плоскостные изображения лепестков с примерами, образующие цветок, числовые карточки от 0 до 10. Макет тучи, с изображением плоскостных геометрических фигур и объёмных тел, листы бумаги в клетку, простые карандаши (по количеству детей).
Маски к драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Предварительная работа: Чтение и разучивание сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце». Решение примеров в совместной деятельности, математические диктанты, дидактические игры: «Назови соседей числа», «Геометрическое лото».
Ход занятия:
1. Организационный момент - Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости: учителя, ваши родители. Давайте поздороваемся! Они хотят посмотреть наше необычное занятие. Ведь совсем скоро вы покинете стены детского сада и станете школьниками.
Логопед: Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите в нём что-то есть. ( Логопед опускает шарик к детям, разглядывают шарик ).
Дети: Записка!
Логопед: Давайте её прочитаем!
логопед читает записку:
“Здравствуйте, ребятки!” Я долгое время наблюдала за вами радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и достойны, побывать в моей стране- стране Знаний. Я приглашаю Вас, в путешествие по трём сказочным городам в, которых вам предстоит выполнить задания. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми испытаниями, ведь вы смелые, дружные и умные дети. А я буду наблюдать за вами с помощью волшебного зеркала.
Логопед: – Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь! А передвигаться мы будем по волшебному телепорту, который нас будет переносить из города в город при помощи этой кнопки. Но чтобы кнопка сработала, давайте произнесём волшебные слова. Музыка.
Кнопка, кнопка оживись
Быстро, быстро закружись!
Сделай круг и обернись
А теперь остановись!
Логопед: -Итак, первый волшебный город в котором мы оказались - город Грамотной и красивой речи.
Задание 1 «Доскажи словечко»
Логопед : - Ребята, но чтобы нам путешествовать по городу, надо пройти пароль. Вам нужно ответить на секретные вопросы, слушайте внимательно и когда я остановлюсь, доскажите словечко!
Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой... ( ПОРТФЕЛЬ)
Чтобы было где писать.
В школе нам нужна... (ТЕТРАДЬ)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (КАРАНДАШ)
Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка -
Самопишущая... (РУЧКА.)
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна (ЗАКЛАДКА)
Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе... (ПЯТЬ)
Логопед: -Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали секретный пароль. Вот мы и в самом городе!
Задание 2 «Слоговые домики» ( Звучит фонограмма Неразберихи)
Ну что девчонки и мальчишки
Всё-таки попали в этот городишко!
Здесь побывала Я - вредная неразбериха.
Я обожаю неразбериху и безграмотность
И поэтому в городе устроила беспорядок,все слова перемешала!
Ха-Ха-Ха!
Логопед:- Ребята,что будем делать! Надо помочь словам, выручить их из беды. Надо навести порядок в каждом слоговом домике. В домик с двумя окнами поселите слова с двумя слогами, а в домик с тремя окнами, поселите слова с 3 слогами. Возьмите каждый по слову и выполните задание.
Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
Предлагаю вам пройти за столы, сядьте все красиво, чтобы я видела, что вы готовы.
Логопед : -Здесь злодейка-неразбериха заколдовала звук Р. Ребята, я думаю что ей не удастся нас запутать. Но чтобы наши пальчики правильно выполнили задание, давайте их потренируем.
Пальчиковая гимнастика «В школу»
В школу осенью пойду. (Дети ладони идут двумя пальчиками)
Там друзей себе найду(Сжимать, разжимать ладони)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (грозят пальцем)
Логопед: -Определите место звука в слове,поселите пчёлку в нужный цветок. А затем составьте звуковую схему для каждого слова . Вы готовы? Приступите к заданию . (Логопед проходит возле столов, смотрит за выполнением задания, помогает если нужно)
- Чтобы я увидела, кто уже справился с заданием, сядьте ровненько, руки положите на колени.
-Молодцы! А теперь наведите порядок на столе
Вы справились со всеми заданиями. А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город .(Подходит воспитатель)
Воспитатель:- Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка
Кнопка, кнопка оживись
Быстро, быстро закружись!
Сделай круг и обернись
А теперь остановись!
- Второй волшебный город в котором мы оказались - город сказок
Драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Звучит фонограмма
Сказочница . -Добро пожаловать в волшебную страну Сказок! Дети, в сказочной стране происходит что? (чудеса, волшебство, диво)Звучит музыка. Волшебница распределяет роли, раздаёт маски.
Волшебница :- Нарекаю тебя камнем-валуном, старым и мудрым. Нарекаю тебя звонким Ручейком. Нарекаю тебя Красавицей сосулькой, прозрачной и хрустальной! Нарекаю вас звонкими певуньями- Воробьишкой и Синичкой. Нарекаю тебя умным Вороном!
Ребёнок: -Слушайте внимательно, будет занимательно, приготовьте ушки, приготовьте глазки, начинаем сказку!
Сказочница: - Наконец-то выдался настоящий весенний денёк! В лесу тепло от ясного солнышка, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются. Благодать в лесу!
Камень: -Мне кланяйтесь, меня благодарите! Это я весну дела!
Птицы: - Неужели ты, дедушка?
Камень: - Я, детки, я…Вон какие у меня бока горячие…Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я – весны бы не было!
Ручей: - Ах, ты старый лежебока! Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я целый день в работе - журчу и журчу! Пусть мне кланяются!
Птицы: - Значит,ты,звонкий Ручей весну, делаешь? Значит, ты, холодный Ручей, весну делаешь? Значит,ты, прозрачный Ручей весну делаешь? Значит ты, быстрый Ручей,весну делаешь?
Ручей: - я, глупые, я! Поглядите: я снег растапливаю, лёд просверливаю, деревья и травы живой водой по…Какая без меня весна?
Сосулька: - Ай, болтун! Сосульке кланяйтесь, меня благодарите!
Птицы: - А разве, ты, Сосулька весну делаешь? Разве ты,хрустальная, весну делаешь?
Сосулька :- Ещё бы не я, одна только я! Как начну слёзы лить горючие, как начну булькать на весь лес- вот вам и весна.. Разве иначе весна начнётся?
(Солнышко закатывается за лес)
Сказочница :- Не успела Сосулька договорить «Кап» и умолкла.
Птицы: - Что случилось? Почему все молчат? Отчего тихо в лесу? Дедушка молчит, звонкий Ручей не журчит… И сосулька не булькает…
Сказочница : –Только старый ворон, пролетавший мимо, каркнул.
Ворона: -кар-кар! Разве не видите, что солнышко за лес закатилось? Спряталось Солнышко : – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька замёрзла. Кар-Кар!
Сказочница: - И сразу всем стало ясно, кто весну делает!
(Воспитатель приглашает детей к пульту.)
А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город .(Подходит воспитатель)
Воспитатель: - Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка
Кнопка, кнопка оживись
Быстро, быстро закружись!
Сделай круг и обернись
А теперь остановись!
Воспитатель: - Третий волшебный город, в котором мы оказались – это город Математика. Здесь нас ждут новые задания. Встаньте в две линии и приготовьтесь слушать:
Как у наших, у ворот,
Чудо яблоня растёт.
А яблоки на ней не простые -
Числовые.
Назовите, соседей числа. Если ответ будет правильный, яблоко на ваших глазах поспеет.
(Дети по очереди подходят к яблоне, называют число и его соседей и возвращаются на место.)
Воспитатель: - Молодцы, все справились!
Звучит фонограмма ветра.
Воспитатель: - Ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет.
(Пока дети стоят с закрытыми глазами, воспитатель выкладывает цветок.
Ветер стихает, дети открывают глаза.)
Воспитатель: Ветер, ветер, ветерок,
А принёс он нам цветок,
А цветочек не простой,
Лепестки в примерах.
В руки вам даю ответы.
Вы внимательно смотрите,
И свой лепесток найдите!
Ну-ка, дети, поспешите
И примеры все решите!
(Дети становятся каждый у своего лепестка).
Воспитатель: Молодцы (Двое детей помогают убрать цветок, остальные становятся полукругом).
Гремит гром. Заходит туча.
Воспитатель: Туча чёрная нависла,
Разъярённый грянул гром.
Из нависшей тучки – злючки,
Геометрические фигуры
Собираются хлынуть дождём.
Чтобы этого не произошло, вы должны правильно назвать эти плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела, и тогда дождя не будет, а тучка улетит.
(Дети по очереди называют фигуры, которые висят на туче).
Воспитатель: - Вы у меня большие молодцы, прогнали злую тучу!
А теперь вас ждёт последнее, но приятное задание от Царицы Знаний.
Она вам предлагает узнать, на какие оценки, вы будете учиться в школе.
Предлагаю вам пройти за столы, сесть и взять в правую руку карандаш. Руку на локоток, покажите, что вы готовы. Мы выполним с вами математический диктант.
(Итог диктанта – цифра 5).
Воспитатель: - Дети, на какие оценки вы будете учиться?
Дети : - На пятёрки!
Итог занятия( Звучит фонограмма голоса царицы знаний.)
Воспитатель: - Нам пора возвращаться! Давайте подойдём к нашему телепорту и произнесём волшебные слова.
Вот и наша группа и гости. Давайте со всеми попрощаемся и пойдём отдыхать и рассматривать подарки. (Дети уходят).
Итоговое игровое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе. Конспект
Занятие будет интересно учителям-логопедам подготовительных групп, воспитателям подготовительных групп, реализующих дополнительную программу по обучению чтению, учителям начальных классов при прощании с букварём.
Цель:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
закреплять умение определять первый звук в слове;
закреплять умение составлять слова из букв;
закреплять навык звукового анализа слова;
закреплять умение составлять предложения из слов;
закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать память и внимание;
развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование:
аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)
Давайте откроем наш букварь и покажем, как мы научились читать.
(Презентация. Слайд 2)
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила - праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики - кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)
Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий.
Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга.
Не верю! Докажите!
Ведущий
.
Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Дима)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Матвей М.)
У Полкана под лапкой палка. (Влад)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Максим.)
Не хочет косой косить косой,
Говорит: "Коса коса". (Егор Б.)
Баба Яга
.
(С сожалением) Эх, мало у меня настоящих учеников. Мало ребят, которых могут красиво сделать хорошую пакость. Вот и вы…. А хотя, нет…. вы же на Ж мне ничего не рассказали…….
Ведущий
. А на Ж, мы тебе расскажем Жужжащие стихи. Написал эти стихи
Андрей Усачев (Дети показывают инсценировку)
Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу ЖУЖЖА.
Я спросил Ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
И совсем я не жужжу!
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну жужжу, - ответил Жук.-
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
Баба Яга.
Ой, какие хорошие стихи! Да-да, с этого звука начинается имя моей лучшей подружки. Ох, как она проучила крокодила Гену и Чебурашку… И зовут её - Жабокляк.
Ведущий.
Дети, с какого звука начинается имя у Шапокляк? (Ш)
Тебе нужно научиться различать эти звуки, а мы уже научились.
Выходи Маша, расскажи стихотворение про эти звуки.
ШИПИТ – ЖУЖЖИТ. (Карельская Е.Г.)
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука.
Ш прошипит, проползая змеёй.
Ж – прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
Ж – всегда звонкий.
Ш – он глухой.
Бабя Яга.
(Плачет) Ну вот, ничего-то я не знаю….
Ведущий.
Давай я поиграю с ребятами, а ты посмотри и может, чему-нибудь научишься.
2 задание
Я скажу вам 4 слова, а вы найдите одно лишнее и объясните, почему это слово лишнее.
МАК – РАК – АЛЬПИНИСТ – БАК.
(Слово альпинист лишнее, потому что в этом слове 3 слога, а в других словах по 1 слогу)
Баба Яга:
(ворчит)
Ну, ну какие умные то! У меня тоже есть игра, с которой вы не справитесь.
Ведущий:
Ну давай, загадывай свою игру.
Баба Яга.
Буквы лежат, надо эти буквы на доски развесить. Только вот как? Забыла…. Ох, уж этот мне склероз.
3 задание
Ведущий:
Да мы это знаем, правда, ребята? На какие 2 группы можно эти буквы разложить? (На буквы, которые обозначают гласные звуки и на буквы, которые обозначают согласные звуки) (Дети выполняют)
Баба Яга
Ну ладно, ладно заумничали, заумничали.
Ведущий.
А хочешь, мы имя твоей подружки напишем, чтобы ты запомнила, как оно пишется, вдруг письмо захочешь ей написать.
Баба Яга.
(Недоверчиво) А вы умеете? Не может быть!
4 задание
Ведущий.
Выходите ко мне …(Приглашает 3-4 человек, они выкладывают из букв слово Шапокляк.)
Баба Яга:
Ой, ой, ой, ой расфуфырились.
Ведущий:
Да мы не только можем слово написать, а ещё выложить звуковую схему слова.
Баба Яга:
Да быть этого не может!
5 задание
Ведущий вызывает к себе 3-4 детей, они выкладывают схему слова
Баба Яга:
Показали вы так внятно, и теперь мне все понятно.
Меня спросите что-нибудь, знаниями хочу блеснуть!
6 задание
Ведущий.
Хорошо, Баба Яга! Сейчас мы с детьми поглядим, а сможешь ли ты выполнить моё задание. У нас на досках есть слова, имена детей. И имя твоей подруги мы тоже написали. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её фломастером. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым фломастером, если согласный звук мягкий.
(Все работают, как закончили, объясняют.)
Баба Яга:
Я конечно, почти готова навести порядок в букваре, но вы - то наверное и читать не умеете?
7 задание.
Ведущий.
Как это не умеем! Очень даже умеем. И не только слова, но и предложения. Выходите, ребята. Давайте объединимся в 2 команды. Одна команда - ко мне, а другая к Бабе Яге. У каждого из вас на груди табличка с одним словом. Встаньте так, чтобы зрители смогли прочитать предложение. (Ведущий помогает, а Баба Яга путает)
Баба Яга:
Да уж, я была не права, вы молодцы, столько всего знаете, придётся и мне с Лариской всему этому учиться. Ладно уж, давайте наведём порядок в Вашем букваре. (Слайд 3)
Ведущий.
Давайте прочитаем, что написано в нашем букваре. (Дети читают.)
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
- Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» -
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.