Флористика        23.09.2019   

Компоненты экологического образования дошкольников. Образование экологическое дошкольников и школьников в России. Развитие экологического образования. Экологическом образовании детей

Консультация для воспитателей

Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Составитель – Шишкина О.В., воспитатель
МБДОУ комбинированного вида № 54
«Искорка» г. Набережные Челны

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Считаю, что заботиться о природных объектах следует скорее в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, дети могут помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Классификация игр.

Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:

По специфическим характеристикам;

По тематическому распределению содержания;

По форме организации и мере регламентации;

По направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Творческие игры:

Сюжетно-ролевые;

Театрализованные;

Строительные.

Игры с правилами:

Дидактические;

Подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

Игры на тему «Живая природа»;

Игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

Самостоятельную игровую деятельность ребёнка;

Совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого) .

По направленности действий делятся на:

Сенсорно-моторные;

Предметные;

Игры с перевоплощением (имитационные) ;

Социальные;

Соревновательные.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.) . Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами) . Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.) . Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.) . Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.

Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

В строительно-конструктивных играх учу замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – пecкa, снега.

Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

Итак, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды) , картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые мной на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов провожу сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями ставлю для себя цель: воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомлю детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по лесопосадке, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, в своей работе с детьми я использую дидактические игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением с моей стороны и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры.

Пословицы и поговорки о временах года.

Зима.

Не велик мороз - да краснеет нос.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует - хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице – что тёплый кожух.

Весна.

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору – соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Лето.

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет – отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

Осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Осенняя пора – птица со двора.

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы о лесе :

Растение - земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Пословицы о природе :

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Пальчиковые игры:

«Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польёт, оно подрастёт.

Сначала стебелёк, а затем цветок.

Наши красные цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Растение»

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца - прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

Физкультминутки:

«Прогулка по лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

«Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Природоведческие игры.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.

«Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен другой вариант этой игры: воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Выбери нужное»

На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет какоелибо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«У меня в огороде»

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.) .

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

«Береги природу»

На столе лежат картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Наталья Петухова
Экологическое образование дошкольников

…Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой,

здесь, в природе, вечный детского разума, источник.

В. Сухомлинский

Ценность дошкольного детства в том что , первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования , начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, которые находятся рядом, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому образованию в нашем детском саду № 30 Невского района используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности , физического развития, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа педагогов с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога с коллегами, педагога и родителя, педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопрос, выдвинуть свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Большое значение мы придаем работе с родителями и стараемся привлечь их к нашей повседневной жизни.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве : обучения и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель или иной педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Вопросами экологического образования дошкольников и формирование здорового образа жизни , занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.

Исходя из того, что экологическое образование включает в себя краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу изучая экологическую обстановку родного края. Целесообразно остановиться на таких темах как : "Моя малая Родина", "Полезные ископаемые", "Родники", "Реки и озера", "Почвы", "Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов", и др.

На протяжении многих лет работы, мы уделяем особое внимание бережному отношению к природе и здоровому образу жизни детей и их родителей.

Анализ опыта работы позволяет выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них - радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным , растениям, к самым разнообразным природным явлениям . Интерес, в свою очередь, находит отражение в детском творчестве. Бережное и заботливое отношение к растениям у дошкольников проявляется и в заботе при оформлении участка детского сада : в систематическом и посильном труде детей, направленном на выращивание растений, уходе за ними. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, запретами и ограничениями. Основное из них - не причинять вреда живому : не нарушать его целостности, а значит, и оберегать его жизнь, не нарушать условия его существования, по возможности оказывать помощь попавшим в беду живых организмам.

О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старших дошкольников становиться нормой поведения. Важным показателем этого является степень активности и самостоятельности детей в труде по уходу за домашними животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нём. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателей самостоятельной деятельности детей и их активности. Как показывают результаты специального организованных наблюдений за детьми, старшие дошкольники обнаруживают разную степень сформированности бережного и заботливого отношения к природе. Часто это отношение носит правильный характер : дети стремятся не наносить вреда, ущерба растениям, проявляют необходимую заботу о них. У некоторых детей любовь и бережное отношение распространяется на ограниченное количество объектов - на домашних животных, на растения только ближайшего природного окружения (уголка природы, участка детского сада) . Некоторые дети, которые бережно относятся к животным, не распространяют своё внимание на растения. Встречаются случаи непродуманного вмешательства в жизнь животных, прежде всего насекомых. Причины негативных поступков детей самые разнообразные . Основными среди них являются : негативное отношение родителей, недостаток знаний о живом, неумение видеть положительное отношение взрослых, недостаточная наблюдательность.

Поразмышляв, я выделила несколько необходимых знаний о живом организме, которые нужно дать дошкольнику :

Представление о том, что к области живого относиться как животные, так и растения, и умение видеть в них указанные признаки живого организма : способность к питанию, дыханию, росту, движению, развитию и размножению.

Дети должны иметь знания о том, что каждый живой организм обладает системой потребностей. Он нуждается в воздухе, свете оптимальной температуре, наличии пищи и пространства обитания.

Необходимы знания о характере питания, своеобразии морфологии растений и животных, способах удовлетворения потребностей в нём живыми организмами.

Знание о том, что растения и животные могут удовлетворять свои потребности, жить, только тогда, когда не повреждены их основные органы : корни, листья, ветви, ствол, стебель у растений, тело, органы передвижения и органы чувств у животных.

Важно сформировать элементарные знания о последовательности стадий развития, характере происходящих изменений в растениях и животных : увеличение их общего размера и размеров отдельных частей, появление новых органов и так далее.

Всё это стало возможным в условии непрерывного общения детьми с природой, близость к ней. Общение с природой стало потребностью детей, истоком радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Следующая задача, которая стояла и стоит передо мной, это на основе эмоционального эстетического восприятия, направить детей к познанию окружающей природы, сформировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Для успешного решения этой задачи следует помнить несколько правил :

Действительная любовь, настоящая забота о природе возникают у ребёнка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Поэтому нужно уделять большое внимание экологическому образованию самих воспитателей .

Большую работу нужно проводить с родителями В беседах с ними нужно учить их обращать внимание детей на красоту окружающего мира, на бережное отношение к ней.

Постижение природы детьми начинается с самого простого - прогулки по своему участку. Цели прогулок и экскурсий общие - расширять знание детей о растительном и животном мире, углублять чувство радости от общения с природой, прививать навыки бережного отношения к ней.

Первые уроки мышления должны быть среди природы. Необходимо помочь ребёнку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнёт его на дальнейшие наблюдение наблюдения. Этому помогали опыты.

Непосредственное природное окружение - уголок природы - позволяет организовать систематические наблюдения за растениями, к сожалению животных, в уголке сейчас нет. Выращивание цветов, забота о домашних животных, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого отношения ко всему живому, условия, при которых формируются отчётливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.

В экологическом воспитании дошкольников помогает изготовление альбомов совместно с детьми, таких как : "Птицы нашего края", "Времена год", "Цветы", "Деревья и кустарники", "Пей, да воду не лей" и т. д.

Очень эффективно использование в экологическом воспитании игровые приёмы с природным материалом, ручной труд из природного материала. Подбор и подготовка природного материала, правильное хранение его, бережное отношение к нему закладывает основы правильного природопользования. Возникшие от встречи с природой чувства могут найти отражение в рисунках детей, в их творческих рассказах. Художественное слово о природе должно звучать ежедневно, оно помогает более точно отразить впечатление от встреч с прекрасным.

В детях живёт огонёк жажды знаний, они чутки к природе, её красоте и гармонии. Очень важно, чтобы мы, педагоги разожгли этот огонёк, научили понимать и любить природу во всей её красе и неповторимости.

Подводя итог, хочется сделать отметить, что важнейшая задача дошкольных учреждений в аспекте экологической проблемы в настоящий момент установить тесный контакт с природой, стать часть её, привлечь ребят и конечно, на сколько это возможно, их родителей.

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение - метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания , формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Реализация экологического образования в России началась в конце 60 -х годов. Первоначально этот процесс характеризовался включением в него элементов экологической грамотности . В настоящее время главной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры . Экологическая культура - качественное новообразование личности, часть ее общей культуры.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

В “Программе воспитания в детском саду ” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи :

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Система экологического образования в дошкольных учреждениях включает следующие взаимосвязанные компоненты : экологизация различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизация развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями. При этом при экологическом образовании детей дошкольного возраста должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа , выявлена необходимость его экологической направленности .

Становление экологического образования дошкольников происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов , таких как: народные традиции, тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром; и современного школьного экологического образования.

В настоящее время осуществляется перестройка путей дошкольного и школьного экологического образования на новый образ жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанный на психологической активности людей к экологической деятельности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Это позволит формировать у детей умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически целесообразного поведения.

Экологическая проблема природы и человека в данный момент является актуальной. Кроме того, действие на окружающую среду человеческого общества принимает серьезные масштабы. Только совместная деятельность людей, которая совершается на базе полного осознания всех законов природы, сможет спасти планету. Человек должен понимать, что он является частью природы, и именно от него зависит существование других живых существ. Для осознания значимости человеческой деятельности экологическое образование должно начинаться с дошкольного возраста.

Значимость экологического воспитания дошкольников

Дошкольные учреждения перешли на новые федеральные стандарты образования, которые подразумевают формирование у малышей Новое поколение должно объективно смотреть на хозяйственную деятельность человека, бережно относиться к природе. Экологическое образование дошкольников предполагает формирование подобных навыков.

Психолого-педагогические характеристики экологического развития

Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности. В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада.

История развития экологического воспитания

Педагоги во все времена уделяли важное место природе как средству развития и воспитания дошкольников. Польский педагог Я. А. Каменский считал именно живой мир настоящим источником знаний, способом развития детского ума, средством воздействия на органы чувств. Русский педагог К. Д. Ушинский предлагал «вводить детей в мир природы», сообщая полезные и важные свойства живого мира, формируя при этом малышей.

Дошкольное экологическое образование приобрело особое значение с середины прошлого века. Именно в это время методисты и педагоги выделяют в качестве основного метода - формирование знаний у дошкольников об окружающем мире. Развитие экологического образования у малышей в дошкольных учреждениях продолжалось в 70-80 годы 20 века. В конце 20 века появились новые методики обучения, и на экологическое образование дошкольников снова было обращено пристальное внимание методистов и педагогов. Усложнилась содержательная часть дошкольного образования, в него были внесены новые теоретические знания. Были продуманы новые стандарты образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию дошкольников.

Психологи А. Венгер, Н. Поддъяков, А. Запорожец теоретически обосновали важность экологического воспитания малышей, важность доступности наглядно-образного образования.

Теория экологического образования получила максимальный толчок в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без постоянного экологического воспитания. В РФ была разработана специальная Концепция постоянного экологического образования, причем первичным звеном в данной системе стала область дошкольного воспитания. Этот период характеризуется получением эмоционального восприятия малышами природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно до 5-6 лет происходит формирование первичной основы экологического мышления, закладывание начальных элементов экологической культуры.

Примеры программ для дошкольников

Программа С. Г. и В. И. Ашиковых «Семицветик» направлена на культурное и экологическое образование дошкольников, формирование в них богатой, саморазвивающейся, духовной личности. По замыслу авторов методики, именно экологическое образование и воспитание малышей учит их мыслить, ощущать окружающий мир, воспринимать ценность живого мира. В программе предполагается совместная деятельность дошкольников и взрослых в детском саду, семье, детских студиях.

По мере обучения дошкольники расширяют свой кругозор, в них формируются нравственные и эстетические качества. Именно умение воспринимать красоту, существующую в природе, успешно реализует экологическое образование детей. Программа содержит две основные темы: «Человек», «Природа». Раздел «Природа» знакомит с четырьмя царствами, существующими на Земле: растениями, минералами, животными, человеком. В рамках темы «Человек» малышам рассказывают о подвижниках культуры, национальных героях, которые оставили на Земле добрый след.

Программа «Наш дом - природа»

Экологическое дошкольников возможно и по программе Е. Рыжовой «Наш дом - природа». Она нацелена на формирование творческой, активной, гуманной личности дошкольника 5-6 лет, имеющего целостный взгляд на окружающую природу, понимание места в ней обычного человека. Подобное экологическое образование детей дошкольного возраста помогает малышам получать детальное представление о взаимосвязи в природе, приобретать начальные экологические знания. Воспитатели учат своих подопечных ответственно относиться к здоровью, окружающей среде. В программе предполагается выработка у дошкольников начальных навыков грамотного и безопасного поведения в быту и природе, практического участия малышей в природоохранной работе своего края.

В программе предполагается 10 блоков. В каждом есть свой воспитывающий и обучающий компоненты, в которых развиваются разные навыки: бережное отношение, забота, умение видеть красоту. Больше половины программы связано с неживой природой: почвой, воздухом, водой. Три блока полностью посвящаются живой природе: растениям, экосистеме, животным. Есть в программе разделы, касающиеся взаимодействия природы и человека. Методика экологического образования имеет и сопровождение в виде разработок по формированию в ДУ развивающей среды, есть и специальные рекомендации для проведения занятий.

Программа «Юный эколог»

Данный курс был создан в конце прошлого века С. Николаевой. Первая теория и методика экологического образования, предложенная автором, имеет две подпрограммы. Одна часть посвящена экологическому развитию дошкольников, а вторая часть предполагает повышение квалификации воспитателей детских садов. В программе есть полноценное теоретическое обоснование, указаны используемые методы экологического образования. Особое внимание уделено практической части, приобщению ребят к уходу за растениями, животными. Малыши, проделывая разнообразные опыты, узнают, какие условия нужны для роста и развития растений. Они узнают о строении Солнечной системы, законах природы. Экологические знания, по задумке автора, должны стать средством формирования любви к природе, обитателям нашей планеты.

Экологическое образование школьников стало популярным во многих регионах РФ. Благодаря совместной работе экологов и учителей, появляются методики, учитывающие социальные и природные местные условия, позволяющие сохранять народные традиции.

Методисты, занимающиеся дошкольным образованием, понимают важность привития экологической культуры с младшего дошкольного возраста.

Наблюдение в экологическом образовании

Любое образование, экологическое в том числе, предполагают использование определенных методов. Воспитание и всестороннее развитие дошкольников выполняется разнообразными методами. Наиболее эффективным является знакомство ребят с природой. Малышей интересуют все природные явления: снег, дождь, радуга. Воспитатель должен развить навык наблюдения природных явлений. Именно в его обязанности входит воспитание любви к наблюдениям, формирование навыков заботы о животных и растениях. Педагог должен объяснить своим подопечным важность заботы о живых организмам, нетерпимость к порче растений, животных. Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового обоняния. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в различать животных, растения.

Наблюдение предполагает организованную педагогом деятельность, направленную на продолжительное и активное изучение детьми явлений природы.

В качестве цели наблюдения выступает развитие навыков, дополнительное образование. Экологическое направление во многих дошкольных учреждениях выбрано в качестве приоритетного, что является прямым подтверждением его важности и актуальности.

Психолог С. Рубинштейн считает, что наблюдение является результатом осмысления увиденного ребенком природного явления. Именно в процессе наблюдения идет образование, экологическое восприятие увиденного. К. Д. Ушинский был уверен в том, что именно наглядность, характеризующая процесс наблюдения, дает ему такую эффективность и результативность. Разнообразные упражнения, предлагаемые малышам 4-6-летнего возраста, основанные на наблюдении, способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, сосредоточенности. Сложно представить без наблюдения любое дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное.

Педагог Е. И. Тихеева считала, что именно занятия, подразумевающие наблюдение, помогают формировать речь малышей. Для того чтобы воспитатель достиг поставленной цели, он пользуется специальными приемами, позволяющими ему организовывать активное восприятие воспитанников. Учитель задает вопрос, подразумевающий исследование, сравнение, установление связи между разными явлениями и обетами живой природы. Благодаря включению в работу всех детских органов чувств, наблюдение позволяет в полном объеме воспринимать нужные знания. Данный процесс подразумевает сосредоточенность внимания, а потому, воспитатель обязан четко контролировать объем, время, содержание исследования.

Именно с помощью наблюдения дошкольники познают природу, запоминают ее объекты. Конкретные, яркие, запоминающиеся образы, ребенок воспринимает быстрее. Именно эти знания он будет использовать в своей последующей жизни: на уроках, во время походов.

В чем значимость наблюдения для экологического воспитания дошкольников

Данный метод демонстрирует малышам естественность и взаимосвязь между ее объектами. При системном применении наблюдения, дети учатся, как присмотреться к деталям, замечать малейшие изменения, развивать свою наблюдательность. Подобная методика позволяет формировать эстетический вкус у малышей, воздействовать на их эмоциональное восприятие мира. Воспитатель в работе с детьми использует различные Распознающее наблюдение применяют чтобы:

  • сформировать представление у малышей о разнообразии мира животных и растений;
  • научить распознавать объекты природы;
  • познакомить с признаками, качествами объекта природы;
  • сформировать представления о развитии, росте животных и растений;
  • узнать особенности сезонных природных изменений

Для того чтобы метод был максимально эффективным, воспитатель готовит дополнительный раздаточный материал. Создание аппликаций из отдельных деталей, лепка животных, помогают реализовать те знания, что были получены дошкольником во время наблюдения.

Длительное наблюдение подходит для детей 5-6 лет. Ребята анализируют рост, развитие растения, выделяют изменения, выявляют сходства и различия между начальным и конечным видом растения.

Длительные наблюдения предполагают детальное изучение связи между растениями и средой их обитания, а также анализ морфофункциональной приспособленности. Без постоянного контроля и помощи воспитателя такой вариант наблюдения результатов не принесет.

Современное дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное, выбирает само дошкольное учреждение. Некоторые детские сады выделяют для каждой группы свое направление развития, либо используют в работе несколько направлений.

Если в дошкольном учреждении акцент сделан именно на экологическое развитие малышей, подбирается программа. Она предполагает постановку чётких целей, задач. Цель ставится конкретно, учитывая возрастные особенности и физическое развитие детей.

В задачах должен учитываться познавательный характер, направленность на мыслительную деятельность дошкольников, необходимость искать ответы на конкретные вопросы, поставленные воспитателем в ходе занятий.

Исследования, проводимые детскими психологами, подтвердили важность системности экологического воспитания. Малыши, познакомившиеся с живым и неживым миром в 3-4 года, быстрее адаптируются к обучению в школе, не испытывают сложностей в общении со сверстниками, обладают хорошей речью, памятью, вниманием. Знания, полученные в детском саду, дошкольники углубляют, дополняют, систематизируют на уроках в начальной школе. ФГОС, введенные в дошкольное образование, предполагают формирование у малышей элементарных понятий об объектах живой природы.

Для достижения подобного результата предлагаются различные методики экологического воспитания малышей.

Методики наблюдения для дошкольников

Недельный курс ознакомления малышей с сезонными природными изменениями создан С. Н. Николаевой. Автор предлагает каждый месяц на протяжении одной недели наблюдать за погодой:

  1. Ежедневно анализировать погоду.
  2. Рассматривать деревья и кустарники, покров земли.
  3. Наблюдать за животными, находящимися в живом уголке детского сада.
  4. Ежедневно заполнять календари природы.

Методика С. Н. Николаевой предполагает смещение «недель наблюдения» каждый месяц на одну неделю. В итоге составляется карта погоды, по которой ребята анализируют изменения в животном, растительном мире. Во время наблюдения за погодой, малыши выделяют конкретные явления, определяют их интенсивность. При изучении погоды, они обращают внимание на три параметра: определяют состояние неба и вид осадков, степень тепла или холода, присутствие либо отсутствие ветра.

Такие ежедневные наблюдения за изменениями, происходящими в погоде, воспитатель организует разнообразно, живо, чтобы интерес малышей не снижался, а возрастал. Такая «экологическая неделя» - отличный шанс привить сформировать представления о сезонах, их характеристиках.

Заключение

Те сведения об окружающей среде, что будут получены малышами во время простейших наблюдений, умозаключений, опытов, помогут детям понять многообразие живого и неживого мира. Занятия экологической направленности, проводимые с учетом физиологических, психологических особенностей дошкольного возраста, помогут малышам познакомиться с природными явлениями, понять их важность, предназначение. Ребёнок, который с раннего детства привыкает любить, ценить природу, никогда не будет вырубать деревья и кустарники, мучать животных, рвать цветы. Экологическое воспитание - важная составная часть дошкольного обучения. Разнообразные методики, разработанные детскими психологами и экологами, помогают воспитывать в будущих первоклассниках любовь к деревьям, цветам, птицам, животным, рыбам. Во многих дошкольных учреждениях для экологического воспитания созданы собственные живые уголки. Уход за их обитателями способствует формированию экологической культуры.