Садовые растения        06.03.2020   

Конспект дежурства по столовой в старшей группе. Особенности организации дежурства по столовой в детском саду. Требования к уголку дежурства в детском саду

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5

2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8

3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11

4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16

5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20

Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».

1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23

2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26

3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Литература

Приложение


Введение

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.

Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.

1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;

2. Изучить основные направления работы дежурного.

3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Объект – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – особенности формирования трудолюбия в процессе организации дежурства.

Гипотеза: уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за работой воспитателя, проведение исследования.


Глава I . Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» .

Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человека соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» .

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Были определены две ведущие задачи т рудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно .

В давние времена, когда детство было короче, и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако, современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей.

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.


"Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности.
Важной задачей в организации дежурств старших дошкольников является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
Воспитание этих качеств может быть достигнуто только при регулярном участии детей в труде.
В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда.
Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, может сказать: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!»
В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие?»
И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят на занятие».
Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а положительная оценка педагога поощряет их действия.
Он приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду».
Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов; чтобы они не задержались и могли лечь спать вместе со всеми, им надо помочь» и т. д.
Если воспитатель умеет опираться на дежурных, всячески повышает их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим».
Помимо разных познавательных задач, формирования речи, педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу - сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Решая этот вопрос, воспитатель должен исходить из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем - мелкую, а в заключение - чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки.
И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных.
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные - ту часть необходимого материала, который не находится постоянно в ящике.
Это тем более важно, что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности и т. д.).
Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит их время и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о своей готовности к занятию и пр.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям может тоже значительно быть увеличено. Так, дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетки краску гуашь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты, обручи и т. п.). Иногда работа дежурных может переноситься: например, нарезать геометрические формы для занятий, принести из методического кабинета картины, наглядный материал удобнее накануне.
В старших труппах вводится еще один вид дежурств - дежурство по уголку природы.
Разъяснить значение дежурств можно на занятии. Воспитатель выделяет новые объекты живиго уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода за новым объектом сложны или детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять в одном занятии. Лучше такой объект внести в группу несколько позднее.) Он особо нодчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе.
На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие - нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, с тем чтобы в группе постоянно был зеленый лук, как заготавливать воду для полива растений и т. д.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений; дети отмечают малейшие изменения, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.
В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу.
При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Необходимость таких наблюдений и формирования поведения приводит к тому, что в начале года в старшей группе воспитатель определяет каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на эти два стола, Галя - на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки».
Спустя некоторое время (через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен.
Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть».
Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?»
Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей.
Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.
Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д.
Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.
Приведем типичные примеры.
Галя - собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой З., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Галя почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело.
Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей он не учитывал.
Игорь - инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой Е., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца.
Объединение детей для общей работы становится регулярным в старших группах детского сада.
Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу.
Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет.
Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д.
Так, Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале - на другие два стола.
Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали.
У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь.
О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания.
В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это также следует учитывать, поддерживать тягу детей друг к другу, поручать им дежурить вместе.
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


Режимные моменты. Дежурство.

Дежурство - форма организации труда детей, которая требует от ребёнка самостоятельности, знаний о последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Ребёнок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела.

Дежурные выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Значение дежурства в воспитании детей:

  • формирует ответственность, желание трудиться ради других, проявлять заботу о своих товарищах;
  • развивает трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность;
  • учит трудиться быстро, качественно, охотно;
  • воспитывает уважение к труду взрослых.

Методика организации дежурства по столовой в различных возрастных группах.

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Дежурство носит характер поручений, которые, с учетом возможностей детей, предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы.

Во второй младшей группе в первом полугодии дети выполняют посильные индивидуальные трудовые поручения по сервировке стола под руководством взрослого. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, салфетницы.

Во втором полугодии во второй младшей группе может быть введено дежурство по столовой. В этом возрасте решаются задачи научить последовательности в работе, умению не отвлекаться от дела, стремиться к созданию спокойной обстановки. Если ребенок быстро научился выполнять эти требования, задачи усложняются - повышаются требования к аккуратности.

Обязанности дежурных по столовой в этом возрасте: накрыть на стол за которым сидит сам дежурный. Поставить хлебницы, салфетницы, ложки, чашки - все на столы приносит младший воспитатель.

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь - октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.

Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, то главная задача в этом возрасте довести до понимания детей важность выполнения обязанностей дежурного по столовой для других людей, находящихся в группе. В средней группе на каждого дежурного один стол.

Обязанности дежурных в этом возрасте до приема пищи - расставить тарелки, принесенные младшим воспитателем, носить чашки с раздаточного стола чашки брать за ручки!), наполнять салфетницы салфетками.

После приема пищи - убирают после еды: хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная самостоятельная сервировка стола, уборка после еды (если позволяют условия).

Задачи, которые мы ставим перед детьми в этом возрасте, формирование ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива. Формирование привычки к систематическому выполнению обязанностей дежурного. Увеличиваются требования к темпу работы, самостоятельности.

В этом возрасте назначаются двое дежурных, которые обслуживают всю группы. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.

После приема пищи - составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Уголки

Для организации дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурства.Во второй младшей группе такого уголка может не быть,т.к. в данном возрасте -поручения.

В среднем возрасте появляются уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).Т.к. в данном возрасте на каждый стол один дежурный,то и карманов в уголке должно быть по количеству столов.

Старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы.В каждом уголке двое дежурных.

Обучение сервировки стола

От правильной и красивой сервировки стола зависит многое:улучшается аппетит и настроение, соблюдается хорошее поведение. Эстетичность стола зависит от скатертей,салфеток,столовых приборов.

Существует определенная последовательность действий, которая помогает быстро и правильно расставить многочисленные предметы сервировки.

Каждому ребенку за столом выделяется место-часть стола, где для него стоят тарелки и чашки с блюдцами, лежат приборы.

Чтобы детям было легче и интереснее усвоить правила сервировки стола, используется модель сервировки стола и различные дидактические пособия.

Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОУ

Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.Исходя из этого,мы выделили несколько педагогических принципов:

- Принцип систематичности и последовательности;
- принцип комплексного подхода к воспитанию;
- принцип единства и целостности воспитательного процесса;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип наглядности.

Составляющие процесса организации питания

Возраст детей

ВОСПИТАТЕЛЬ

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Сервировка стола

Младший

Организует наблюдения детей за сервировкой стола

Сервирует

Старший, средний

Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели

Сервирует стол вместе с дежурными

Организация дежурства детей

Средний и старший

Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки.

Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму. Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает.

Руководство процессом дежурства детей

Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности.



Наташа Маралина
Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»

Цель : продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой : сервировать стол.

Образовательные области : «Труд» , в интеграции с «Познание» , «Безопасность» , «Коммуникация» .

Задачи :

Воспитательные :

1) воспитывать положительное отношение к дежурству ;

2) формировать у детей ответственность за порученное дело.

Развивающие :

1) развивать логику, память, мыслительные процессы;

2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.

Образовательные :

1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;

2) развивать умения оценивать результат свой работы.

Оборудование : Салфетницы с салфетками, хлебницы, салатницы, глубокие тарелки, мелкие тарелки, бокалы, вилки, ложки, чайные ложки для ягод из компота,подносы.

Предварительная работа : Беседа о сервировки стола, оформление уголка дежурства , знакомство детей с ним, разработка схемы-алгоритма "Накрываем на стол". Д/и «Что с начала, что потом» ,

Воспитатель : Кто у нас сегодня дежурные по столовой ?

Лера и Данила : Мы дежурные

Воспитатель : Очень хорошо. Ребята, к нам пришли гости посмотреть, как вы трудитесь. Они хотят убедиться, как хорошо у вас это получается и написать о вашем дежурстве заметку в нашу газету «Горошинки» . Вы хотите, чтобы о вас написали заметку и родители прочитали ее?

Дежурные соглашаются .

Воспитатель : Тогда вам нужно постараться дежурить добросовестно , слаженно и доброжелательно по отношению друг к другу. Договорились?

Дежурные : Да

Воспитатель : Ребята, а как вы распределяете работу?

Данила : Мы договариваемся между собой.

Лера : Мы с Данилой решили, что я буду ставить салфетницы с салфетками и хлебницы. А Данила будет раскладывать ложки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы, тарелки и салатницы.

Воспитатель : Лера, скажи, что такое сервировка стола?

Лера : Сервировка стола – это умение правильно, красиво и со вкусом накрыть стол.

Воспитатель : В какой последовательности накрываем стол?

Дети отвечают

Данила : Сначала нужно поставить салфетницы, хлебницы на каждый стол. Затем постелить салфеточки.

Лера : Потом поставить бокалы, салатницы, глубокие тарелки, ложки и вилки.

Воспитатель : Скажите мне, пожалуйста, для чего нужно дежурить ?

Ответ дежурных : Чтобы помочь Марине Юрьевне. Нам нужно научиться помогать взрослым.

Воспитатель : Марина Юрьевна будет очень рада, если вы ей поможете.

Марина Юрьевна высказывает слова благодарности : «Да, с помощью дежурных работать легче » .

Воспитатель : Пожалуйста, дежурные , приступайте к своим обязанностям. (Дежурные моют руки , надевают фартуки, головные уборы) .

Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дети раскладывают столовые приборы.

Воспитатель проводит беседу с дежурными .

Воспитатель : Кто скажет, для чего предназначена тарелка?

Данила : В тарелки накладывают еду. Из них мы едим.

Лера : Хлебницы предназначены для хлеба. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд.

Воспитатель : А что к ним относится?

Лера : Ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты; разные гарниры : рис, овощи, макароны, картофель.

Воспитатель : А для чего нужны бокалы?

Данила : В бокалы наливают чай,молоко, компот, кисель.

Воспитатель : С какой стороны раскладывают ложки,ножи, вилки?

Данила : Ложки, ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.

Приходит няня с пищеблока. Дежурные помогают Марине Юрьевне раздать хлеб- положить его в хлебницы.

По окончании подготовки к обеду дежурные садятся за стол обедать.

В это время заходят дети с прогулки : они раздеваются, идут мыть руки и садятся за столы.

Воспитатель : Дети, приятного аппетита. (Во время приёма пищи воспитатель хвалит еду, спрашивает из чего сварили 1-е блюдо,напоминает пословицы, поговорки про пищу «Щи да каша-пища наша и т д.» , загадки, если дети плохо едят, то можно включить соревновательный момент).

Дежурные пообедав , берут подносы и уносят со своего стола посуду.

Дети едят первое.

Воспитатель : Дети, напоминаю, остатки супа доедаем, наклонив тарелку от себя. Когда дети съедают первое, дежурные уносят тарелки на подносах в моечную, а там помощник воспитателя забрав пустую тарелку, ставит на разнос второе. Пообедав, дети благодарят и уносят салфеточку и личную салфетку, которой вытирали рот. Идут полоскать рот. Остальную посуду убирают дежурные . Тарелки уносят на подносах; бокалы, салфетницы с салфетками в руках.

Воспитатель : А теперь дежурные ,что будете делать?

Лера : Сначала сметем все крошки со столов, а потом протрём тряпочкой столы.

Итог :

Воспитатель : Дежурные наши молодцы , очень постарались. Со своими обязанностями справились, умело распределили работу.

Лера и Данила дежурили быстро , аккуратно. Спасибо вам за дежурство . Как приятно было детям сесть за такой красивый, правильно накрытый стол. Недаром говорят : «Дело мастера боится!» .

Публикации по теме:

Цветы всегда нравятся мамам. Существует много идей аппликации цветов. Я предлагаю ещё одну идею. Цель: научить детей своими руками создавать.

Конспект организации и проведения дежурства по подготовке к занятиям в подготовительной к школе группе ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: подготовительная к школе группа ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Социально-коммуникативное развитие»: учить работать в команде;.

Конспект проведения дежурства в старшей группе Тема: «Дежурство по столовой» Задачи: -Продолжать учить называть и различать посуду (чайная, кухонная, столовая); учить детей сервировать.

Цель: создать памятный подарок каждому педагогу дошкольного отделения. Задачи: 1. Научить делать цветы-заготовки из атласных, капроновых.

Мастер - класс по звуковой культуре речи (для педагогов) «Письмо из леса».Программное содержание: закрепить умение различать на слух и в.

Мастер-класс музыкального руководителя для родителей «Организация предметно-пространственной среды в домашних условиях» Форма работы: познавательно-деятельностная (мозговой штурм и практикум) Оборудование: -Текст пояснительной записки по материалам ФГОС.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. В этом виде деятельности воспитателю недостаточно использовать обучающие приемы, он должен также хорошо продумать организацию этого вида труда.

Для этого в группах организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.

Со старшего возраста в уголок дежурного помещается график дежурства – картинки маркировки, условные обозначения.

Наглядная результативность и общественная польза дежурств делают их в глазах детей важными серьезным делом. Поэтому все оборудование (веники, щетки и т.п.) в уголках рабочее, а не игрушечное. Младшие воспитатели не подменяют дежурных.

Дежурства в детском саду организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки. Это задание детям удобнее выполнять, если они держат в левой руке ложки, а правой раскладывают.

Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей первой младшей группы. Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребенку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.

Давая поручения детям 4-го года жизни , педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.

На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др.

Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Таня и Света».

В средней группе с начала года дети дежурят по столовой, начинают принимать регулярное участие в дежурствах.

Детямсредней группы о дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру или вернуться в группу после прогулки. В это время младший воспитатель уже протерла столы и поставила на каждый стол стопкой посуду.

Когда столы уже накрыты, и младший воспитатель начинает разливать первое блюдо, тарелки дежурных уже наполнены раньше других. Второе и третье блюдо они получают тоже раньше других. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, т.к. пока ему еще трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Вместе с тем, даже если дежурные назначены по количеству столов, между детьми уже возникают начальные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола, если нужно, помочь товарищу.

В средней группе ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи, ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками, раздать второе блюдо, собрать посуду. Эта деятельность гораздо сложнее выполнения аналогичных отдельных поручений типа: «Помоги Нине Васильевне разложить салфетки в вазочки и разнести их по столам».

Во время дежурств в начале года нередко бывает так: дети то чашку разобьют, то остатки супа разольют из тарелки, то забудут дать кому-нибудь второе. На подобных промахах не следует сосредотачивать внимание остальных. Это смущает и огорчает дежурного, он теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать, как брать чашку; нести тарелку, не наклоняя; как надо крошки сначала собрать щеткой, а потом смести в совок. Необходимо напоминать дежурным, по какому из проходов между столами удобнее ходить каждому из них, - такой порядок позволит избежать столкновений во время работы, уменьшит случаи боя посуды, очень огорчающие детей.

Помогая дежурным, педагог не только показывает, как и в какой последовательности выполнять действия, но и регулирует темп работы: следит, чтобы не задерживались около товарищей в ожидании, пока каждый доест свою порцию; напоминает, что второе блюдо можно подавать, когда ребенок съел первое, готовит место у раздаточного стола для складывания использованной посуды.

Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребенок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

В некоторых детских садах принят такой порядок, при котором все дети после еды сами убирают за собой посуду, относя ее на раздаточный стол. Дежурные собирают лишь некоторые предметы сервировки стола (хлебницы, салфетницы), сметают со стола крошки. Такая практика оправдана: все дети, в том числе и дежурные, едят в своем темпе, без спешки, каждый ребенок приучается к самообслуживанию, что пригодится ему в дальнейшем в школе.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущим является показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми.

Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напомнить им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

Воспитатель даст объективную оценку труда детей: застенчивого – подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался и т.д.».

Педагог должен обязательно использовать трудовую деятельность детей для их нравственного воспитания, формирование навыков положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать. Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей («Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно наводить порядок, и стала помогать ей»).

В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

В старшей группе дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, т.к. в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Старшие дети должны сами твердо знать очередность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки, надевают фартуки и головные уборы. Для дежурного фартук – не просто защита от загрязнения, а эмблема выполнения ответственного задания. У нас в детском саду был проведен конкурс между группами на лучшую форму дежурных. (Обратить внимание слушателей на выставку)

Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают младшему воспитателю раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. Дети дежурят по два человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть объективным, учитывать индивидуальные возможности, особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать.

При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине. Либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение товарищей.

В подготовительной группе интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширенного содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают младшему воспитателю принести из кухни салат, хлеб, фрукты.

Во время дежурств по столовой важно использовать и создавать такие ситуации, чтобы ребенок учился принимать самостоятельные решения. Например, узнавать меню и накрывать на стол, решить самостоятельно нужны на завтрак вилки или ложки, мелкие или глубокие тарелки, поставить на стол соль, расставить стулья к столам и салфетницы в соответствии с числом детей, проявить выдумку в украшении праздничного стола и многое другое.

По мере овладения детьми необходимыми навыками, требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределить обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.