Дарим цветы        01.10.2019   

Конспект нод по познавательному развитию (фэмп) в старшей группе. тема: "волшебное путешествие". Конспект НОД по познавательному развитию.docx - Конспект НОД по познавательному развитию "Если хочешь быть здоров - правильно питайся!" Разработка конспекта н

Конспект НОД по познавательному развитию
на тему: «В мире насекомых» (старшая группа)
Речевое, познавательное,
Интеграция образовательных областей:
социально­коммуникативное, художественно­эстетическое развитие.
Форма проведения: игра ­ путешествие
Форма организации детей: групповая.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
 Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный
словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать
упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому ­ что. Продолжать учить составлять
небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
 Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
 Развивать зрительную и слуховую память.
 Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
 Развивать связную речь.
 Развивать образность речи.
 Развивать словесно­логическое мышление детей, умение устанавливать
причинно­следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать
четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
 Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
 Развивать общую моторику, координацию.
 Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик,
муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра
«Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что
сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение
гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой
тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,
божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Кинезиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель:
­ Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной
полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы
и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого
нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал
насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
­ Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только
письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы
попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
­ Ребята, с шестиногими малышами что­то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился
муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!

Воспитатель:
­ А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в
насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
­ Закройте все глаза и повторяйте за мной:
­ Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились
в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые,
садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти
картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на фланелеграф.
 У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
­ Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
 Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
 Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
 Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
­ Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
 Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
­ А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
­ Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
­ Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
­ А паук – это насекомое?
­ Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,
божья коровка)
­ Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими
насекомыми.)
­ Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
­ Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы,
дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Бабочки опыляют цветы.)
­ Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест
листья растений, комар.)
­ Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и
другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап­кап­кап!
(дети останавливаются и приседают.)
­ Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
­ Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
­ Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
­ Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
 Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
 Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые
летают.
 Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не
летают.
 Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к
хищным.
Воспитатель:
­ Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше
путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
­ Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю
разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
­ Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
­Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
­ А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по
какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

­ Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
­ А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
­ По размеру. Воспитатель:
­ Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
­ Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
(Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
­ Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
­ Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
­Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята,
давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит
беседу:
­ Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
­ Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
­ Кто появляется из яйца? Ответы детей:
­ Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
­ Что делает гусеница? Ответы детей:
­ Она питается листьями и растет. Воспитатель:
­ В кого она превращается? Ответы детей:
­ Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
­ Кто выходит из куколки? Ответы детей:
­ Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
­ Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в
стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима проходит мимо ­
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!
крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
 Бабочка отложила яички на цветке.
(ладошки под правой щекой)
(ладошки под левой щекой)
(медленно поворачиваются вокруг себя)
(взмахи руками вверх)
(бегут по кругу, машут руками, как

 Потом появилась гусеница.
 Гусеница питалась листьями и росла.
 Потом гусеница превратилась в куколку.
 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все
молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите
насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых­игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи
и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и
пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам
пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в
детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте
глаза и повторяйте за мной:
­ Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
­ Вам понравилось быть насекомыми?
­ А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в
кого вы бы хотели превратиться и почему?
­ Какая игра вам больше всего понравилась?
­ Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.
Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно.
Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми
крыльями. Ваши ручки легкие­легкие - это крылья бабочки. И тело ваше
стало тоже легкое­легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым
вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок
нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно
прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­
вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь
другу.

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сада »

Цель НОД: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет в совместной игровой деятельности.

Формы организации : индивидуальная, фронтальная.

Обучающие задачи:

  • упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выделяя их свойства (форма, цвет, размер);
  • закрепить понятия «длинный - короткий»;
  • совершенствовать в определении пространственных направлений: вверх, вниз, слева, справа.
  • подбирать слова антонимы.

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление оказать помощь друг другу, героям сказок, которые оказались в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение сказок, игра «Скажи наоборот», разучивание физминутки «Три медведя в сказке жили», сравнение полосок по длине, подвижная игра «Найди свой домик» (геом. фигуры).

Словарная работа: ковер-самолет, сундучок, длинная - короткая, вверху, внизу, справа, слева.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Средства и оборудование: сундучок, дорожки разной длины, ковер самолет, мяч, карточки для работы, простые карандаши, домики с геометрическими фигурами, книжки со сказками, наглядное пособие.

Ход НОД

Вводная часть

Встанем все в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Вот мы с вами и поздоровались и свое хорошее настроение передали друг другу. Ребята, сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости. И я предлагаю всем вместе отправиться в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором очень много чудес. Согласны?

А на чем можно отправиться в это путешествие? (На машине, самолете, на поезде ). Но раз это сказочное путешествие, то давайте отправимся туда на ковре самолете. Но попасть в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят сказки, любят фантазировать и мечтать. А я вам в этом сегодня помогу, я буду добрым Сказочником.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

Воспитатель: Ковер у нас оказался в дырках, кто же это сделал? Мы сможем отправиться на нем, путешествовать по сказкам? (Ответы детей). Давайте его отремонтируем.

На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.

Воспитатель: Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Молодцы, ребята!! Становитесь на «ковер-самолет» и повторяйте волшебные слова.

Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?

А подсказку мы найдем в моем сундучке.

Воспитатель:

Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, Медная задвижка.
Кто сундучок открывает, тот сразу в сказку попадает.
Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем...

Составитель: Скрипко Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС «Родничок», г.Озерск, пос. Новогорный.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Продолжать учить детей сопоставлять число с количеством предметов. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Посчитай-ка».

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вазы для цветов, цветы, карточки цеочек геометрических фигур, мяч, сундучок.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, цифровые веера, конверты с набором цифр, конверт с набором Цветиков –Семицветиков.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-Семицветик.

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей)

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.

Ума, разума набраться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

Задание №1

А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.

Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!

Дети: Это ковер-самолет.

Воспитатель: Правильно, это ковер-самолет. Ребята, я вам предлагаю взять с собой наши веере с цифрами, пока мы будем лететь, немного поиграем.

Покажите цифры 1 4, 6,3,8,9,2.

Покажите число, которое следует за числом: 2, 4, 6. 1, 7, 9, 5.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ну вот мы и прилетели.

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета.

Задание №2

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток)

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.

Задание №3

Воспитатель: В следующем задании вам помогут геометрические фигуры и конечно загадки.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник.)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам представить его рад,

А зовут его …(Квадрат.)

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины … (Круг.)

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат,

Между прочим, две длинные стороны,

И две покороче… (Прямоугольник.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все фигуры разгадать сумели.

Воспитатель: Здорово, Вы отгадали загадки и у нас теперь 3 лепестка – добавился - желтый.

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

Надо мост построить нам,

Чтоб проехали мы там.

Задание №4

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.

Дети строят мост и находят четвертый – зеленый лепесток.

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.

Задание №5

Физминутка. Вышел зайчик .
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Воспитатель: пятый лепесток синего цвета.

Задание №6

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.

Беритесь, ребята, скорей за работу –

В одном из конвертов дети находят ещё один шестой лепесток голубого цвета.

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли шесть лепестков.

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё 1лепесток.

Задание 7.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам присесть на наш ковер самолет и отправиться в наш детский сад, возможно последний лепесток мы найдем в нашей группе. Отправляемся.. А пока мы будем лететь выполним еще одно задание.

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

Солнце светит днём. А луна….(ночью)

Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Какой сегодня день недели? (Среда)

Какой день недели был вчера? (Вторник)

Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Воспитатель: Дети посмотрите,мы прилетели в нашу группу. Пока мы летели и играли, нам кто-то оставил сундучок. Давайте откроем его.

В сундучке дети находят последний фиолетовый лепесток.

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.

Воспитатель : Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

«Наши зеленые друзья»

конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы

воспитатель БДОУ МО Динской район

« Детский сад №37»

Цель:

Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.

Программные задачи:

1. Воспитательные:

Формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы, желание прийти на помощь.

2. Развивающие:

Развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;

Поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;

Развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.

3. Образовательные:

Уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;

Расширить знания детей о лекарственных растениях;

Обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;

Познакомить детей с водными растениями;

Учить детей делать простейшие опыты;

Дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;

Закрепить правила поведения в лесу.

4. Оздоровительные:

Укреплять мышцы дыхательной системы;

Вырабатывать правильное ритмичное дыхание;

Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.

Интеграция образовательных областей:

-"Социально-коммуникативное развитие",

-"Познавательное развитие",

-"Речевое развитие",

-"Художественно-эстетическое развитие",

-"Физическое развитие".

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;

беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;

Материалы и оборудование:

ноутбук, мультимедийная установка, презентация, музыкальная подборка, мешочки с лекарственными травами, банка с холодной водой, настольная лампа, роголистник(водное растение), шкатулка с секретом, картина леса, мнемотаблицы

Ход образовательной деятельности:

Содержание работы

Примечания

I. Организационный момент

Ребята, сегодня утром я проверяла электронную почту и увидела необычное письмо со знаком sos . Вы знаете, что обозначает этот знак?

Правильно, этот знак обозначает, что кому-то срочно нужна помощь! Сейчас я открою письмо, и мы узнаем, кто же попал в беду. Просят о помощи жители леса. Плохие люди уничтожают лес, вырубают деревья,топчут траву, засоряют поляны.

Что будем делать?

Я думаю, что надо нам разобраться, чем полезны леса и как мы можем помочь лесным жителям.

Соберемся дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к Другу.

Захожу в группу с ноутбуком.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

Звучит тихая музыка, читаю стихотворение (dohcolonoc.ru) , дети берутся за руки, становятся в круг;

дети делают вдохи и выдохи;

музыка останавливается, дети опускают руки.

II. Экологическое путешествие

1. Загадка

Послушайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)

О каких ладошках идет речь? (о листьях)

А как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)

А что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)

Давайте отправимся в лабораторию к профессору Знайкину и узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым.

Читаю загадку детям (vospitatel.com.ua)

Дети отвечают на вопросы

Дети подходят к оборудованному столу, в это время я одеваю нарукавники, очки и шапочку Знайки

2. Эксперимент

Здравствуйте, ребята! Я рад вас приветствовать в своей лаборатории.

Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.

Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)

Какой мы можем сделать вывод?

Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)

А кто-нибудь знает, чем мы дышим?

Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)

Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Солнышко светит на листочки и под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только они поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.

Включаю мультимедийную установку

Дети смотрят на экран

На экране появляется слайд №1

На экране появляется слайд №2

3. Опыт:

Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)

Подойдите к столу, возьмем водное растение и поместим его в банку с холодной водой, банку поставим на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Видите ли вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)

Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.

Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.

Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)

Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.

Дети поворачиваются к столу Знайки

Подходят к столу, берут водное растение,помещают в банку с водой, ставят банку под настольную лампу, включают её

Обращаю внимание детей на происходящее в банке

Дети отходят от стола; я снимаю шапочку, очки и нарукавники

4. «Путешествие в лес»

Физминутка .

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте отправимся в лес на прогулку не за ягодами, не за грибами, а за удивительными чудесами. Вы хотите узнать новое о лесе?

(да)

Закройте глаза (звучит музыка). Раз, два, три - мы в лесу с тобой смотри. Путешествие начинается:

Мы в лес, словно в сказку,

Попали, друзья,

Возьмем с собой знанья:

Без них нам нельзя.

Нас ждут приключения,

Загадки, успех.

И сказка для всех.

Смотрите, волшебная тропика, пройдем по ней. Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем,

Мы присядем под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встанем и потянем спинки.

Вновь шагаем по тропинке,

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперед-назад

Много-много раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в теплой луже.

Прыг - и нету комара!

Вот веселая игра!

Отдохнули, порезвились

И остановились.

Посмотрите, на какую красивую поляну мы попали. Поудобнее рассаживайтесь на пенечки.

Я старичок-Лесовичок живу в лесу, за порядком слежу, лес оберегаю. В лесу много заветных тайн и чудес. А раскроет он их только тем, кто расскажет мне, как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках) .

Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)

Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!

Я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывания. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)

На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)

А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)

А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)

Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.

Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)

Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)

Молодцы! Все эти растения надо беречь, если их бездумно рвать они могут пропасть. Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.

Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Люди которые научились правильно дышать меньше болеют. Я научу вас дышать правильно.

Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)

Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)

Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)

Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом. Открыть ее вы сможете, когда вернетесь в группу.

Звучит музыка, на экране появляется картина леса (слайд №3)

Стихотворение взято с сайта vospitateljam.ru

Дети становятся вколону по одному, я произношу текст, дети выполняют действия по тексту

Физминуткавзята с сайта www.maam.ru

Пока дети рассаживаются, я одеваю парик и куртку с нашитыми листьями, сажусь на пенек.

Показываю детям мнемотаблицы

Дети отвечают на вопросы

я загадываю загадки, по мере отгадывания на экране появляются растения (подорожник, крапива, мята, ромашка, валериана)

Слайд № 4

Из кармана достаю два мешочка, сначала даю детям один мешочек (смятой), затем другой (с валерианой)

Показываю растение, даю детям расмотреть его поближе.

На экране появились все пять отгаданных растений (слайд №4)

Дети стоят полукругом, выполняют дыхательную гимнастику

Из-за пенька достаю шкатулку, отдаю её детям.пока дети рассматривают шкатулку я снимаю парик и куртку

5. Заключение

Закройте глаза раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять. Полезным было наше путешествие? Что нового вы узнали?

Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.

Вы верно ответили и шкатулка открылась.

Посмотрите, здесь картинки с изображением насекомых и растений. Зачем же нам их подарил Лесовик?

Давайте наклеим эти картинки на плакаты, которые расскажут о пользе зеленых растений, о необходимости их беречь и развесим эти плакаты там, где собирается много людей. Этим мы и поможем лесным жителям, привлечем внимание людей к такой важной проблеме!

Берегите русский лес!

Он - источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Звучит музыка

Обобщаю ответы детей.

Предположения детей.

Стихотворный текст взят с сайта nsportal.ru/detskiy-sad

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей по теме « В гостях у бабушки Федоры» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

г. Минусинск, 2017

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде , ее назначении посредством метода наглядного моделирования

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о посуде , классификации посуды по назначению, материалам, из которых она сделана (металл, глина, стекло, фарфор, пластмасса, дерево)

Активизировать словарь по теме «Посуда»

Совершенствовать навыки образования прилагательных

Упражнять детей в умении проговаривать чистоговорки посредством расшифровки мнемодорожек

Закреплять умение подбирать соответствующие пары картинок и графических изображений

Закреплять умение использовать преметы-заместители (геометрические блоки) вместо предметов посуды и распределять их в соответствии с их свойствами

Упражнять в использовании схем-алгоритмов при выполнении заданий

Развивающие:

Развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов

Развивать коммуникативные навыки, зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, связную речь, координацию речи с движением

Развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право» , «лево» )

Воспитательные:

Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, бережное отношение к посуде , чувство сострадания, взаимопомощи, умение взаимодействовать друг с другом, договариваться

Образовательная область: познавательное развитие

Формы работы: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: портрет К.И.Чуковского, изображения бабушки Федоры - грустной и веселой, письмо от Федоры, карта путешествия, раскраски - сюрприз от Федоры, «волшебная палочка», карточки для деления на пары, пословицы, загадки о посуде, модель настольной игры «Домино» (посуда), геометрические фигуры пособия «Блоки Дьенеша», модель игры «Буфет», модель игры «Волшебный лифт», модель игры «Чистоговорки», демонстрационный материал - картинки с изображением предметов посуды , материалов, из которых изготавливают посуду, столик с предметами посуды, набор игрушечной посуды, предметы посуды для этапов путешествия, алгоритм «Накрой на стол», магнитофон, запись отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», мольберты, столы для игр

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды; рассматривание настоящей посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит; разучивание физминутки «Посуда», пословиц о посуде, рисование по теме «Посуда».

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.

Дети заходят в группу. Обращают внимание на гостей. Здороваются. Спрашивают у гостей: Как у вас дела? Как настроение?

Социоигра «Здравствуй, друг!» (стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Давайте с вами поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Здравствуй, друг!» (Дети в парах говорят слова: «Здравствуй, друг! Ты пришел? - Я пришел! - Хорошо!» и обнимают своего друга. Далее воспитатель считает до трех, и дети должны быстро найти нового друга, игра проводится еще раз.)

Социоигра «Передай сигнал!» (на стульчиках в кругу)

Воспитатель: Ребята, какое у нас хорошее настроение, давайте передадим друг другу «сигнал дружбы»! (воспитатель передает сидящему рядом ребенку «сигнал дружбы» - обнимает его, ребенок передает сигнал соседу, и так далее по кругу)

Воспитатель включает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Ребята, вы вспомнили эту сказку, в которой мы познакомились с бабушкой Федорой? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский). Для кого он написал сказку? (для детей) Поэтому его называют детским писателем. Какие еще произведения для детей он написал? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон нам принес письмо, давайте посмотрим, от кого оно пришло. Дети читают надпись на конверте и письмо от Федоры:

Ребята, здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, у меня такое горе!

Села бы я за стол, да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи, да кастрюлю пойди, поищи.

И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы.

Ой, горе, мне, Федоре , горе!

Ох, не буду, ох, не буду я посуду обижать .

Буду, буду я посуду и любить, и уважать! Помогите мне вернуть мою посуду, пожалуйста!

Бабушка ФЕДОРА

Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). А какая она должна быть? (чистая).

Ребята, Федора просит помощи, вы согласны помочь Федоре? (да). Но не так-то просто ей помочь, нужно выполнить много заданий

Основной этап.

Воспитатель и дети проходят к доске с картинками посуды.

- Ребята, Федора прислала нам карту нашего путешествия. На каждом этапе путешествия мы с вами будем возвращать Федоре по одному предмету сбежавшей посуды. (Дети ищут этапы путешествия по картинкам, указанным в карте и развешанным в группе, и после выполнения каждого задания возвращают Федоре предмет настоящей посуды)

1 этап. Давайте сначала вспомним, какая бывает посуда. Федора прислала нам загадки про посуду. А отгадки спрятаны в нашем буфете. Отгадайте их и покажите (на доске). Загадки о посуде Она всем очень нравится, На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, Голубенькая...
Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница

В земле я родился, В огне закалился. Горшок
Чайника подружка Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…
Кастрюлей
У него большой живот, А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
Чайник
И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины - вот это да! Жарит всё ...
Сковорода

Чтоб поужинать всем дружно, Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую Для еды …
Тарелку

Хлеб бережет, Черстветь не дает.
Для хлеба - дом, Хорошо ему в нем.
Хлебница

А почему посуда так интересно расположена в нашем буфете? Что мы делаем с помощью этой посуды? (виды посуды - кухонная, чайная, столовая )

К какому виду посуды относятся глубокая тарелка, супница, хлебница, столовые приборы?(это столовая посуда , ею пользуются за столом во время еды )

Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, конфетница, заварочный чайник? (это чайная посуда . Она нужна, чтобы пить чай) .

Молодцы! А кастрюля, чайник, сковорода, дуршлаг, половник?

(это кухонная посуда . Она нужна на кухне, в ней готовят пищу ).

2 этап. А какие мы знаем пословицы о посуде? Поиграем в игру «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить ее:

Посуда любит……чистоту. Дорога ложка…….к обеду. С самоваром чай вкуснее и….беседа веселее. За чаем не скучаем - …..по семь чашек выпиваем.

3 этап. Игра «Из чего сделана посуда?» (Воспитатель говорит, из чего посуда, а дети -какая это посуда)

(дети передают «волшебную палочку» и называют посуду) Воспитатель: Вот самовар, он из металла. Значит самовар…. металлический.

А вот ложки, они из дерева, значит они какие? Дети. Ложки деревянные.

Блюдце из фарфора, стакан из стекла, кувшин из глины, тарелка из пластмассы, ложка из дерева - деревянная. Чашка из фарфора - фарфоровая. Ваза из хрусталя - хрустальная. Терка из металла - металлическая. Стакан из стекла - стеклянный. Масленка из пластмассы -… Сковорода из чугуна -… Миска из глины -… Нож из стали -…

4 этап. Следующее задание - еще сложнее, ребята, справитесь?

Игра «Домино»

(нужно подобрать пары «картинка - графическое изображение)

5 этап. Игра «Буфет»

(Нужно правильно расставить «посуду» в «буфете» на полки, учитывая свойства предметов - форму, цвет, толщину, номер полки. В качестве «посуды» используются «Блоки Дьенеша». Обсуждается обозначение-замещение определенных предметов посуды определенными блоками: круг - тарелка, треугольник - кружка, квадрат - кастрюля, прямоугольник - сковорода)

6 этап. Игра «Волшебный лифт»

(На «лифте» нужно прокатить предмет посуды в разных направлениях - вверх - вниз, влево - вправо, и рассказать о прошлом и будущем этого предмета, о его составляющих частях, где он встречается. Дети выбирают подходящие по смыслу картинки и прикрепляют их на «лифт»)

7 этап. Физкультминутка «Превратись в посуду»

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки :

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца :

Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки :

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос :

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)

-Ребята, давайте похлопаем друг другу, вы так здорово изображали посуду!

8 этап. Игра «Накрой на стол» (Дети накрывают на стол, используя схему-алгоритм сервировки стола, используется набор игрушечной посуды)

Где лежит ложка? - Где лежит вилка? - Где лежит нож?

(Дети отвечают полным ответом) .

9 этап. Игра «Выложи чистоговорки» (Деление на пары с помощью парных картинок с изображением посуды; дети выкладывают чистоговорки из кубиков и проговаривают их посредством расшифровки мнемодорожек)

Рефлекторный этап.

Воспитатель вешает на доску картинку счастливой Федоры за чаепитием.

Ребята, посмотрите на карту, что она говорит нам? Все ли мы предметы посуды вернули Федоре? Какие же вы молодцы! Нам пора возвращаться домой. Давайте потом отправим посуду Федоре в посылке. А пока Федора говорит вам «спасибо» и обещает:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать»!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? А что было трудным? (Дети передают «волшебную палочку» и высказывают свое мнение)

И за вашу помощь Федора прислала вам раскраски «Посуда». Скажем ей «спасибо».