Необычные растения        21.07.2019   

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе доу

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.

    Особенности проведения исследований у дошкольников

    У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.

    Важность исследований для дошкольников

    По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.

    Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

    Функции познавательно-исследовательской деятельности в ДДУ

    Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.

    1. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
    2. Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
    3. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
    4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

    Детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.

    Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

    Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.

    Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.

    Как выражается активность дошкольников

    Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.

    Разновидности познавательной активности дошкольников

    В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.

    Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников

    Познавательно-исследовательская стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».

    Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача - вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.

    Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.

    Пример исследований о хлебе в ДОУ

    Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по-разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».

    В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.

    В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.

    В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.

    В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.

    В декабре завершается познавательно-исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.

    Изучение времен года

    Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель - закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально-коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание - придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.

    Анализ продуктов питания

    Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.

    Заключение

    Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.

    Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе.

    «ВОДА»

    Цель:

    Создание условий для развития познавательной активности по средствам ознакомления со свойствами воды.

    Задачи:

    Обеспечить условия для познавательной активности, в ходе экспериментальной деятельности.

    Создавать условия для развития обобщенных представлений у детей о значении воды в жизни человека.

    Создать условия для развития мыслительной деятельности.

    Создавать условия для побуждения детей к речевой активности.

    Содействовать развитию у детей способности поддерживать доброжелательные отношения друг с другом, действовать слаженно.

    Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

    Воспитатель: Все сумели мы собраться?
    За работу можем взяться?
    Будем думать, рассуждать?
    Можем мы уже начать?

    Дети: Да!!!

    Воспитатель: Вот только интересно, чем бы нам таким заняться?...

    Ребята, вы ничего не слышите? (прислушиваются к журчанию воды). Что это за звук?

    Дети: Звук воды.

    Воспитатель: А где она журчит?

    (Все вместе подходят к журчащему фонтану, любуются и находят письмо).

    Читают письмо:

    Ваш друг НЕЗНАЙКА.

    Воспитатель: Интересно, про что это он?

    (Если дети не скажут, воспитатель читает загадку).

    Меня пьют, меня льют.
    Всем нужна я,
    Кто я такая?

    Ребята, где вы видели воду? Часто ли вы с ней встречаетесь?

    Для чего она нужна? А может ли человек прожить без воды? Кому кроме человека нужна вода? (ответы детей).

    А как вы думаете, много ли воды на нашей планете?

    Посмотрите на глобус, каким цветом изображена вода?

    Правильно. Голубым.

    Что у меня в руках? (яблоко).

    Вот если разделить его на 3 части, то 2 части занимает вода, и только 1 часть суша.

    Воспитатель: Смотрите, похоже. Что здесь от нас что то спрятано?...

    (Убирают покрывало со стола и обнаруживают:

    «Лабораторию по исследованию воды»)

    Но что же такое вода?

    Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

    Что происходит с водой? (она льется)

    Почему она льётся? (потому что она жидкая).

    Уважаемые, исследователи, оказывается между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга.

    Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

    «ВОДА – ЖИДКОСТЬ».

    (выставляется схема на доске).

    Проводится ряд опытов :

    Опыт 1 «Вода – прозрачная»

    Воспитатель: А теперь посмотрите сквозь воду в стаканах на наши игрушки, лица ребят. Хорошо ли видны предметы, на которые вы смотрите? А давайте сравним с молоком. Опустите ложку сначала в воду, а потом в молоко…

    ВЫВОД – вода прозрачная (выставляется символ)

    Опыт 2 «Вода безцветная»

    Посмотрите у вас возле стаканов разные цветные полоски. Приложите полоску к стакану с водой. Имеет ли она, какой то цвет? - НЕТ. Но вода может поменять свой цвет, если мы ей в этом поможем… Расскажите, как это можно сделать?

    Давайте добавим немного краски и посмотрим, что произойдёт?...

    Что произошло? (вода изменила свой цвет).

    ВЫВОД – вода не имеет цвета, но она может менять его, в зависимости от того, что в нее добавили (внести символ)

    Опыт 3 «Вода не имеет запаха и вкуса». Дети нюхают воду. Чем пахнет вода? - (совсем не пахнет).

    Вода не имеет запаха, если она чистая. Давайте найдем с вами схему, которой можно обозначить, что вода без запаха .

    Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода, которая, течет из водопроводного крана, может иметь запах, потому что в неё добавляются специальные вещества, с помощью которых воду очищают.

    А теперь нальем в свои стаканчики чистую воду и попробуем ее. Какой вкус у воды?

    А теперь добавьте немного сахара, размешайте и попробуйте.

    ВЫВОД – вода не имеет вкуса, она безвкусная.

    Помещаем символ на доске.

    Опыт 4 «Вода – растворитель.

    Мы добавляли в стаканчики сахар, и он быстро растворился, но вода осталась прозрачной. А теперь предлагаю добавить в воду мел. Посмотрите, что произошло.

    ВЫВОД – вода может растворять вещества и становиться мутной.

    Помещаем символ на доске.

    А, как вы думаете? Можно ли, эту воду очистить? (ответы детей).

    Воспитатель: Можно ребята. И делается это при помощи фильтра.

    Опыт 5 «Плотность воды»

    Опускаем сырое яйцо в стакан. Оно тонет. Вытаскиваем его и добавляем в стакан соль – несколько ложек. После того как яйцо положили в соляной раствор, оно будет плавать на поверхности. Соленая вода плотнее обычной, именно поэтому в море плавать легче. В Хакассии есть озеро Тус. По солености его можно сравнить со знаменитым Мертвым морем в Израиле. Я пыталась плавать в этом озере, ощущения незабываемые. Ты просто повисаешь в воде и можешь совершенно не шевелиться, вода будет выталкивать. Но и понырять, и порезвиться в озере также не получится, вода как будто тягучая и выедает глаза.

    Ребята, вам интересно было заниматься опытами?

    Мы так много с вами сказали про воду, но я вот не пойму, а откуда она берётся, и почему не кончается?

    Давайте воспользуемся техникой. Может мы, в компьютере сможем найти ответ?

    (Смотрим фильм круговорот воды в природе).

    (После просмотра фильма, находим, ещё один конверт - с пазлами.

    Чтобы собрать картинку надо получить деталь от пазлов, а для этого надо решить вода это хорошо или плохо. (Игра хорошо – плохо).

    Например:

    - Вода хорошо : можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

    - Вода плохо : наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.

    После этого дети складывают картинку и смотрят, на сколько человек состоит из воды.

    Вот почему, ребята человек не может прожить без воды. Без воды он может прожить всего лишь 5 дней…

    Ну, вот ребята, такую, на мой взгляд, интересную тему мы с вами сегодня обсудили…..

    Ничего не оставили без внимания?...

    Дети видят коробку с надписью: «Волшебная вода».

    Воспитатель открывает коробку и ведёт диалог с детьми:

    Раз вода волшебная, значит с ней что то должно происходить?...

    Давайте вспомним какие – нибудь, заклинании из сказок…

    Например: Абра - кодабра…- (ничего не происходит…)

    Может: Крибле, крабле, бумс!... – (тоже ничего непроисходит…)

    А, давайте попробуем так:

    Будем чудо в гости звать,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Баночкой взмахнем своей,

    К волшебству спешим скорей!

    В баночках вода окрашивается в разные цвета, и дети рисуют картинки.

    (На белом листе, белым восковым мелком нарисованы картинки. Когда дети начинают красить лист окрашенной водой рисунок проявляется.)

    Пока дети рисуют, воспитатель достаёт с этой же коробки ещё одно письмо от Незнайки и зачитывает детям вслух…

    Ребята, если вам понравилось, всё что я сегодня для вас приготовил, отправьте мне улыбающегося смайлика в конверте, а если не понравилось, тогда грустного смайлика.

    ПОКА!!! ПОКА!!!

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»

    Картотека познавательно - исследовательской

    деятельности с детьми старшего дошкольного

    возраста.

    Составила: воспитатель

    Шнягина Т. Ю.

    Саров – 2015г.

    «Для чего нужны семена»

    Программные задачи: Формировать представление о семенах, их разнообразии и назначении. Формировать знания об условиях прорастания семян. Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

    Оборудование: баночки, семена подсолнечника, фасоли, гороха, впитывающая воду бумага.

      Во влажную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, гороха. Такие же сухие семена помещаются в баночку без воды. Ёмкости ставят в одинаковые условия (например, на подоконник). Через пару дней семена в первой банке, где была вода, прорастают, а в банке без воды – нет.

    Вывод: для проращивания семечка нужна вода.

      По аналогии проводится опыт, показывающий роль света в развитии растений.

      В две баночки кладутся набухшие семена. Одна из них помещается на подоконник, а другая выставляется на холод. Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, а на холоде – нет.

    Вывод: для проращивания семечку нужно тепло.

      В высокий прозрачный стакан вставляется свёрнутая в трубочку хорошо впитывающая воду бумага. Между стенкой стакана и бумагой помещаются 2-3 фасолины. В стакан наливается небольшое количество воды (слоем 2-3 см). Ёмкость ставится на освещённое место. Периодически в неё добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения: как появляется корешок, стебелёк, листочек. Выросшие растения можно посадить в ёмкость с почвой и наблюдать за их ростом.

    «Куда деваются листья?»

    Программные задачи: Формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

    Оборудование: опавшие листья.

      Дети собирают листья одной породы, но разного цвета. Затем выкладывают их в ряд от самого молодого до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают. Их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле – почве появляется больше пищи для растений. Кроме того одеяло из опавших листьев согревает землю и не даёт замёрзнуть корням растений.

    Вывод: опавшие листья не мусор. Они нужны в природе.

    «Лёд и его свойства»

    Программные задачи: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.

    Оборудование: кусочки льда, формочки, вода, нитки, бутылочка с водой.

      Рассмотреть с детьми кусочек льда, какой он. Прозрачный или нет? Видно ли что - нибудь через льдинку? Какая льдинка на солнце? Блестит, сверкает, переливается. Хрупкий лёд или нет? Можно ли сломать льдинку?

    Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, блестит на солнце.

      Воспитатель спрашивает у детей, как можно сделать лёд, где можно это сделать. Дети наполняют разные формочки водой и кладут нитку в форме петли. Затем формочки помещаются в холодильник или выносятся на мороз.

    Вывод: на морозе вода замерзает.

      Почему зимой дорожки посыпают солью, зачем это делают. Посыпать солью лёд и поставить в морозильную камеру.

    Вывод: от соли лёд тает даже на морозе.

      Наполнить бутылочку доверху водой и поставить в морозильник. При рассматривании бутылочки обратить внимание, что когда вода начала замерзать, из бутылки выступил кусочек льда.

    Вывод: лёд занимает больше места, чем вода.

    Поэтому зимой трескается асфальт: вода под ним замерзает, превращается в лёд и подпирает его снизу. Поэтому зимой могут лопнуть, если замёрзнуть, трубы с водой.

      Воспитатель наблюдает с детьми, что происходит с небольшим кусочком льда, который они взяли в руки.

    Вывод: в тепле лёд тает, превращается в воду.

    «Ёлочка – зелёная иголочка»

    Программные задачи: Продолжать формировать представления о хвойных деревьях на примере ели, о взаимосвязях растений и животных.

      Исследование хвои.

    Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть хвоинки и объясняет. Что это тоже листья, но особенные. Деревья, у которых есть хвоинки называются – хвойные. Какого цвета хвоинки зимой? (Зелёного, поэтому ель – дерево вечнозелёное.) Воспитатель просит детей поискать под деревом опавшие хвоинки. Откуда же они взялись? Хвоинки тоже опадают, как и листья. Только опадают они не все сразу, а постепенно: на веточках вырастают молодые хвоинки, а старые опадают. Предложить детям найти хвоинки разного цвета: самые светлые – самые молодые и самые тёмные – самые старые.

      Исследование ствола.

    Воспитатель предлагает детям потрогать ствол дерева и рассказать о своих ощущениях , какой он: гладкий или шероховатый, холодный или тёплый. Какого он цвета? Есть ли на нём трещины, в которых могли бы спрятаться на зиму насекомые, пауки, или дупла, в которых могли бы жить птицы? Пусть дети понюхают кору, найдут на нём смолу. С помощью стволы дерево залечивает ранки.

      Исследование шишек.

    Дети собирают еловые шишки, рассматривают их: какие они – длинные или короткие, вытянутые или округлые, гладкие или нет. С помощью воспитателя вытряхивают из шишек семена и наблюдают, как они падают: летят медленно, словно вертолётики. Ветер успевает их подхватить и унести.

    «Снег и его свойства»

    Программные задачи: Формировать представление о снеге, о его, свойствах, о том, что снег, лёд – это замёрзшая вода.

    Оборудование: стаканчики с тёплой и холодной водой, снег, кусочки льда.

      Тонет ли снег?

    Положить комочек снега в стаканчик с водой комнатной температуры.

      В какой воде снег растает быстрее?

    Дети опускают комочек снега в стаканчики с холодной и тёплой водой и наблюдают, что происходит.

      Дети сравнивают комочек снега и кусочек льда по цвету, твёрдости, хрупкости, плавучести, прозрачности.

      Дети сравнивают кусочек льда и снега: рассматривают, сжимают в руке, трогают, выясняют холодные ли они. Видно ли что – нибудь через льдинку? А через комочек снега? Чем отличается лёд от снега? (Лёд хрупкий, твёрдый, прозрачный и бесцветный.) А чем похож? (И после таяния льда и после таяния снега остаётся вода.)

    Вывод: Снег и лёд это тоже вода, только замёрзшая.

    «Роль снега в жизни растений»

    Программные задачи: Формировать представления о роли снега в жизни растений.

    Оборудование: две бутылки с тёплой водой.

      Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с тёплой водой. Воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать бутылку. В начале прогулки одна из ёмкостей помещается под снег, а другая - на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в какой из них вода остыла быстрее. (В той, которая была на поверхности снега.)

    Вывод: под снегом тепло сохранятся лучше.

      Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из ёмкостей вода замёрзла быстрее.

    Вывод: под снегом теплее.

    «Знакомство с ветром»

    Программные задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

    Оборудование: миски с подкрашенной водой, парусные кораблики, соломинки для коктейля.

      Перед каждым ребёнком стоит мисочка с подкрашенной водой. Это – моря: Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети имитируют ветер: дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Когда дети дуют, они как бы толкают воздух, он начинает двигаться. Получается ветер.

      Дети опускают на воду парусные кораблики и дуют на них. Что происходит? Когда дети дуют, получается ветер, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

      Дети дуют на цветные кляксы через соломинку для коктейля. Что происходит с капельками воды, которые находятся на бумаге? Они двигаются. Дети по желанию делают рисунок. Выдувая воздух через соломинку.

    Когда дети дули, воздух начинал двигаться, получался ветер. Он надувал паруса корабликов. Создавал волны, помогал рисовать через соломинку.

    Вывод: Ветер бывает только тогда, когда воздух движется.

    «Воздух – невидимка»

    Программные задачи: Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.

    Оборудование: стакан, ёмкость с водой, палочки для коктейля, мыльные пузыри, шарик из пластилина, полиэтиленовая плёнка.

      Воспитатель показывает детям стакан и спрашивает. Есть ли в нём что – нибудь? Дети исследуют ёмкость по очереди. Высказывают своё мнение. После чего педагог предлагает проверить их в процессе экспериментирования. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в миску с водой, обращая внимание на то, что держать сего нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

      Проводится по аналогии с первым, но ко дну стакана прикрепляется кусочек поролона или ватка. Во время проведения опыта они остаются сухими.

      Дети снова опускают стаканчики в ёмкость с водой, но держат их не прямо, а не много наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

    Вывод: воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

      Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха.

    Вывод: в воде тоже есть воздух.

      Воспитатель пускает мыльные пузыри. Что находится внутри них? Мыльные пузыри лёгкие прозрачные.

    Вывод: внутри мыльных пузырей – воздух.

      Воспитатель держит в одной руке шарик из пластилина, в другой парашют из полиэтиленовой плёнки с аналогичным шариком. Он опускает их одновременно, а дети определяют, что быстрее упадёт на землю. Воспитатель обращает внимание на то, что при падении парашют распрямляется и задерживает падение пластилинового шарика. Почему шарик с парашютом упал позже шарика без парашюта?

    Вывод: воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть.

    «Здравствуй, солнечный лучик!»

    Программные задачи:

    Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни.

    Оборудование: зеркальце, ёмкость с водой, лист бумаги.

      Воспитатель спрашивает детей, можно ли поймать солнечных зайчиков. Как это сделать? Воспитатель показывает с помощью большого зеркала, как можно поймать солнечных зайчиков. Затем дети пробуют сделать то же самое.

    Вывод: лучик солнца отражается, отскакивает, словно мячик, от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

      На стол около окна ставится ёмкость с водой, так, чтобы на него падали солнечные лучи. Воспитатель кладёт зеркальце таким образом, чтобы его верхняя часть оказалась на краю ёмкости. А нижняя – в воде под углом. В таком положении зеркальце отражает солнечный свет, идущий из окна. Воспитатель берёт одной рукой лист бумаги, располагает его перед зеркалом, а второй рукой двигает зеркало. Что видят дети? На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

    Вывод: обычный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капельки воды.

    «Какой бывает вода?»

    Программные задачи: Формировать представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

    Оборудование: стаканчики, пресная и подсоленная вода, вода разной температуры, молоко, сок, чай, чайные ложечки, термос с горячей водой, зеркальце.

      «Вода прозрачная»

    Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

    Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

    Воспитатель предлагает подумать. Что было бы. Если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

      «У воды нет вкуса»

    Дети пробуют на вкус воду, молоко и сок.

    Вывод: у воды нет вкуса.

      «У воды нет запаха»

    Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли она.

    Вывод: у воды нет запаха.

      «Пар – это вода»

    Воспитатель осторожно берёт термос. Открывает его и обращает внимание на пар. Чтобы доказать. Что пар –это вода, нужно подержать над паром зеркальце, на нём появятся капельки. Воспитатель убирает термос и даёт детям по очереди потрогать зеркальце. Чтобы убедить их, что пар – это вода.

    Вывод: пар – это вода.

      «Вода жидкая может течь»

    Дети получают по два стаканчика: один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Воспитатель спрашивает. Что при этом происходит с водой? (Она льётся.) Почему вода может литься? (Потому что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, из крана.

    Вывод: вода жидкая, может течь.

      « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

    Детям дают стаканчики с тёплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они трогают воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Можно вместе с ними измерить температуру воды термометром.

    Вывод: вода бывает разной температуры: холодная, горячая, прохладная, тёплая.

    Воспитатель подчёркивает, что в реках, озёрах и морях тоже бывает вода разной температуры: и тёплая и холодная. Одни рыбы, звери. Растения и улитки могут жить только в тёплой воде, а другие только в холодной. В холодных морях и реках живёт меньше животных.

    «Намокает – высыхает»

    Программные задачи: Знакомить детей со свойствами разных материалов, изменениями, происходящими с ними при намокании и высыхании.

    Оборудование: лист бумаги, тазик с песком, мука, соль, тесто, вода.

      Рассмотреть с детьми сухой лист бумаги. Какой он? (гладкий, ровный). Предложить намочить его водой. Какой он стал? (Шершавый, неровный, скрученный). Рассмотреть сухой песок. Какой он? (Рассыпчатый.) Намочить песок водой и рассмотреть, каким он стал. Предложить слепить из мокрого песка куличики. Когда куличики высохнут, тронуть их пальцем, рассыпались ли они. Каким стал высохший песок, изменился он или нет.

    Вывод: бумага боится воды, а песок – нет, он может намокнуть, высохнуть и таким же останется, не изменится.

    «Путешествие капельки»

    Программные задачи: дать представление о круговороте воды в природе.

    Оборудование: ёмкости, вода, марля, резинка, кусочек льда.

      Воспитатель даёт каждому ребёнку ёмкость с водой и предлагает поставить на подоконник. Дети высказывают предположения о том, что произойдёт с водой через несколько дней, останется ли она в мисочке. Дети в течении нескольких дней наблюдают за изменениями в ёмкостях с водой до тех пор пока жидкость не испарится. Воспитатель каждый раз во время наблюдений спрашивает, уменьшилось ли количество воды.

      Воспитатель вместе с детьми размещает ёмкости с водой в разных местах: в тёплом и холодном. Во время наблюдений отмечают, где быстрее исчезает вода.

      Воспитатель вместе с детьми размещают большую и маленькие мисочки в одинаковых условиях. Задача детей отметить, в какой из ёмкостей вода исчезает быстрее.

      Ёмкость с прозрачными стенками накрывают марлей. По краям ёмкости ткань закрепляется резинкой. На марлю кладут кусочек льда. Ёмкость размещают в тёплом месте. Дети периодически наблюдают за тем, что происходит сначала со льдом, а потом с водой.

    Вывод: вода испаряется.

    Литература: «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под ред. Л. А. Парамоновой.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

    Картотека

    познавательно–исследовательской деятельности детей

    (старшая группа)

    Карточка-1

    « Летающие семена»

    Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

    Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

    Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

    Карточка-2

    «Потребность растений в воде»

    Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

    Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

    Карточка-3

    «Как вода поступает к листьям»

    Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

    Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

    Вывод: вода поднимается вверх по растению.

    Карточка-4

    «Солнце высушивает предметы»

    Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

    Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

    Вывод: солнце нагревает предметы.

    Карточка-5

    «Передача солнечного зайчика»

    Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Материал: зеркала.

    Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

    Карточка-6

    «Радуга»

    Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Материал: таз с водой, зеркало.

    Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

    Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

    Карточка-7

    «Воздух невидим»

    Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

    Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

    Карточка-8

    «Движение воздуха»

    Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

    Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

    Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

    Карточка-9

    «Буря»

    Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

    Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

    Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

    Вывод: Ветер – это движение воздуха.

    Карточка-10

    «Рассматривание песка через лупу»

    Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Материал: песок, черная бумага, лупа.

    Ход: Из чего состоит песок?

    Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

    Карточка-11

    «Песчаный конус»

    Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

    Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

    Вывод: песок – сыпучий материал.

    Карточка-12

    «Свойства мокрого песка»

    Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Материал: песок, формочки.

    Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

    Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

    Карточка-13

    «Состояние почвы в зависимости от температуры»

    Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

    Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

    Карточка-14

    «Вода и снег»

    Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

    В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

    Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

    Карточка-15

    «Таяние снега»

    Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

    Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

    Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

    Карточка-16

    «Защитные свойства снега»

    Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

    Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

    Карточка-17

    «Замерзание воды»

    Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

    Карточка-18

    «Прозрачность льда»

    Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

    Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

    Карточка-19

    «Уличные тени»

    Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

    Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

    Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

    Карточка-20

    « Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

    Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

    Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

    Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

    Карточка- 21

    «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

    Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

    Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.


    Страницы