Комнатные растения        17.05.2019   

Конспект занятия «Светлый праздник Пасхи. Конспект занятия к Пасхе

Ольга Скрипникова

Цель : Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Задачи : - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Развивать эстетическое восприятие действительности.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Предварительная работа :

Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей» , «Краткий молитвослов для мирян» , прослушивание пасхальных песен и музыки .

Игры : «Бег с яйцом» , «Горка» , «Найди яйцо» .

Ход работы.

В группе звучит музыка «пасхальной песни » . На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.

Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.

Воспитатель : - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха ? (дети отвечают) . Этот праздник на Руси называли по-разному : Велик день, Светлый день , Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи . А что является символом этого праздника? (дети отвечают) . Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.

Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств : все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.

Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.

Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят : «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!» .

При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром , застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.

Воспитатель : - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные) . Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.

Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.

Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.

Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.

Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.


Воспитатель : - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей) .

Послушайте : снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.


В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Таким образом, подводя итог данного занятия , следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием

"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот "

Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки) . Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.


1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Посмотри, весна настала!

2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!

4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!

5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!

6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой ко мне.

8-й ребенок. Приди весна с радостью,

С великой милостью –

С хлебами обильными,

С дождями сильными!

С солнечными лучами!


ПЕСНЯ «Весенняя песенка»

Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха . Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств» .

Празднуют Пасху и верующие , и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.


1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2-й ребенок

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Веселится народ

Праздник Пасхи у ворот !

Песня «Пасхальная песенка »

Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха ? Название праздника происходит от еврейского слова «исход» , «избавление» . Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест » . Послушайте колокольный звон.


ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)

Вед. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная , светлая , святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами : «Христос воскрес» , и отвечают :

Дети : Воистину воскрес!

Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне . А вы знаете какие?

Дети :

1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.

5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое , а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками» . Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.

Под русскую народную музыку дети идут по «улице» , заходят в избу, где их встречает Хозяюшка

Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.

Хозяюшка. Все в горницу приглашаются :

И барышни-вертушки,

И матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые,

И дедуси ворчливые!

А пуще всех зову детишек!

Девчонок и мальчишек!

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

И в честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.


Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году : куличи, пасхи , яйца - крашенки.

Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)

Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой , символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда : «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!» , обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.

Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками» , в них мы сегодня и поиграем!

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, свою удаль показать!

Игра «Плетень»


Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу ,

Семечки щелкаю и во двор смотрю.

Все поглядываю да запоминаю.

СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ» .


Слышится : «Апчхи! Апчхи!»

Хозяюшка. Кто это там чихает?

Выбегает домовенок Прошка.

Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,

Дайте семечек немножко.

В избе живу-поживаю,

Про все на свете знаю !

Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.

СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»


Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!

ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.

1. Будем вам частушки петь –

Хлопайте дружнее.

Мы уж постараемся

Спеть повеселее.

2. Очень любим мы смеяться,

Петь и веселиться –

Чтобы было вам смешно –

Решили нарядиться.

3. Не хотела выходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4. У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большой –

Берегитесь, женихи!

5. Сяду я на лавочку,

Возьму я балалаечку,

Как ударю по струне –

Мальчики (девочки) бегут ко мне!

6. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

7. Мы частушки вам пропели,

От души старались.

Вам хотели угодить,

Как мы вам?

Дети : Понравились!


Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :

Сосна – долголетие и здоровье

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие

Петушиный гребень – защита от нечисти

Дубовый лист – гармония

Солнце или мельница – к урожаю

Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.

(Показывает образцы росписи яиц)

Хозяюшка. А какая Пасха без угощений ! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!

Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.

Конспект занятия на Пасху для детей старшей-подготовительной группы детского сада

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Великий праздник - Светлая Пасха.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Великий праздник - Светлая Пасха", данный материал способствует проявлению интереса детей к русским традициям, к народному обрядовому празднику Светлая Пасха, воспитывает уважительное отношение к традициям русского народа. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями,познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги), горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседы о народных праздниках с детьми, рассматривание иллюстраций, выставка сувенирных яиц, рисование пасхальных яиц, лепка яиц из соленого теста и роспись их после просушки.

Ход занятия:

Входит в группу воспитатель, переодетый в русский народный костюм.
Воспитатель: Здравствуйте, гости мои дорогие! Красному гостю - красное место! Сегодня мы будем с вами говорить как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
- Ребятки, а какие вы знаете праздники? (ответы детей)
- Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Пожалуйста, вспомните праздник Рождества Христова. Чему он посвящен и когда его отмечают?
Дети: ответы
Воспитатель: Родился сын Господа Бога - Иисус Христос. Далее предание гласит, что Господь Бог послал Иисуса Христа на Землю - научить по совести жить людей: помогать, делиться всем, что есть с нуждающимися, быть трудолюбивыми, добрыми. Люди соглашались с ним, прислушивались к нему, но были и такие, кому не по нраву пришлось учение Христа. Жестокие, злые люди убить решили Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.
Мучители на голову Иисуса надели из колючих веток венок. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что народ любил всей душой, хотел ему помочь, по совести жить научить.
Враги до смерти замучили его - прибили его гвоздями к кресту - распяли на кресте.


За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса с креста сняли его мертвого и отнесли в пещеру. Но когда утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес.


Воспитатель: Я пригласила вас в свою горенку, где мы все вместе порадуемся Светлому Христову Воскресению. В своей горенке к празднику я чисто прибралась, на стол накрыла, праздничные иконы поставила в красный угол.
Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.
- Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". Каждый год сроки проведения вычисляют по лунному календарю, заново.
- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.


На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.


- А сейчас, прошу вас подойти и рассмотреть коллекцию пасхальных яиц.


Дети рассматривают коллекцию пасхальных яиц.
- Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".


- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?
Дети: ответы
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
Дети рассматривают яйца на выставке, которую подготовили дети и родители. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.


А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
Игры детей
Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.


- А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц.
Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?
Дети: Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая Седмица, праздничная стая!
Прилетели прямо со двора Господня
Проводить из храма крестный ход сегодня.
А у нас куличик - золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке! Пир как в сказке!
В доме не пылинки - убирались к Пасхе,
Хорошо нам вместе! И обед наш весел.
- Христос воскресе!
Дети: Воистину воскресе!

Пасха – главный православный праздник. В этот день люди радуются и прославляют жизнь. Немногие сегодняшние дети, знают об этом празднике и понятиях, связанными с ним столько, сколько знали о нем их бабушки. Они не знают истоков праздника, его традиций. Однако ничто не мешает нам рассказать своим детям о Пасхе немного больше.

Игры и задания тематического занятия «Пасха» позволят не только весело, но и с пользой провести время. Ваш ребенок узнает много нового и интересного, сам сделает пасхальный подарок.
Для вашего удобства мы подготовили материалы тематического занятия к распечатыванию. Ссылку для скачивания материалов найдете в конце статьи.

Посмотрите вместе с ребенком презентацию о Светлом пасхальном празднике. Читайте неторопливо, увлеченно. Если для малыша информация новая, отвечайте на все его вопросы. Не обязательно смотреть всю презентацию сразу. Вы можете делать перерывы на игры, заучивание стихотворения и отгадывание загадок. Затем снова возвращаться к просмотру.

Игра «Колокольный звон»

Цель : развитие музыкального слуха ребенка, развитие звукопроизношения, голосового аппарата.

Вам понадобится: аудио-файл, изображения большого и маленького колоколов (найдете в файле для распечатывания)

Как играть: Расскажите ребенку, что на Пасху в церквях раздается колокольный звон – Пасхальный благовест. Прочитайте стихотворение и предложите малышу послушать, как звонят колокола.

Покажите крохе изображения маленького и большого колоколов. Скажите: «Это колокола. Чтобы звонить, им нужен язык» – покажите на язык на изображении колокола.

Обратите внимание ребенка на размеры колоколов. Скажите: «Большой колокол звучит громко и гулко «Бом-бом», а маленький тихо и звонко «Динь-дон» – произносите слова четко, используя артикуляцию, чтобы малыш понял отличие.
Попросите ребенка воспроизвести звуки сначала большого и затем маленького колоколов.

Продолжайте: «Большие колокола издают протяжный звук (произносите в замедленном темпе, протягивая звук «м»): «Бом-бом». А маленькие – быстро (произносите в ускоренном темпе): «Динь-дон».
Пусть ребенок воспроизведет звуки. Внимательно следите за правильным и четким произношением звуков «м» и твёрдым «н» и мягким «н’».

Игра «Выгляни Солнышко»

Цель: тренировка памяти и внимания

Как играть: расскажите ребенку, что на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Потому что считали, какой будет погода в Светлое Воскресенье, таким и всему лету быть. Если погода была пасмурная и дождливая, считалось, что год будет урожайным, а если погода была сухая – к сухому лету.

Посмотрите с малышом в окно и спросите:
– какая сегодня погода?
– какого цвета небо?
– есть ли на небе облака или тучи?
– светит ли солнышко?

Если ребенок маленький, отвечайте за него, формулируя полные ответы. Например, «сегодня погода солнечная» или «сегодня на небе светит солнышко». Так вы подаете ребенку образец правильной речи. Малышу постарше предложите формулировать ответы именно в такой форме.

Попросите кроху предположить, какое будет лето.

Выучите с малышом закличку, которой в старину звали солнышко:

Физминутка «Гости»

Цель: развитие двигательной моторики

Как играть: расскажите ребенку, что на Пасху принято приглашать гостей и самим ходить в гости. Прочитайте малышу стихотворение, предложите повторить слова за вами. Затем читая стихотворение, выполняйте движения, ребенку предложите повторять за вами слова и движения

Игра “Подарок дорогому гостю”

Цель: развитие творческого мышления, мелкой моторики

Вам понадобится: куриное белое яйцо, изолента (или тряпичный лейкопластырь), ножницы, луковая шелуха, куркума, подсолнечное масло

Как играть: Расскажите ребенку, что на Пасху каждый гость обязательно получает подарок – крашеное яйцо.
Предложите ребенку с вашей помощью сделать пасхальный подарок, используя натуральные красители.
Вырежьте с малышом из изоленты узоры и обклейте ими яйцо. Если ребенок умеет справляться с ножницами, доверьте вырезание ему.
Поместите яйцо в кастрюлю с луковой шелухой, круто посолите, чтобы оно не треснуло во время варки. Варите 20 минут. После варки не вынимайте яйцо сразу, дайте остыть в отваре. Так цвет будет насыщенней.
Затем снимите изоленту и обратите внимание ребенка на образовавшиеся на яйце узоры. Для блеска предложите малышу натереть его тряпочкой с капелькой подсолнечного масла.
Таким же способом можно покрасить яйцо в куркуме. Оно получится красивого золотистого цвета.

Если малыш слишком мал или вам не хочется красить яйцо старинным способом, можете раскрасить красками и узорами распечатанное изображение пасхального яйца.

Цель : развитие ловкости и меткости

Вам понадобится: вареные яйца (или контейнеры от киндер-сюрприза, наполненного крупой)

Как играть : Скажите ребенку, что на Пасху главным развлечением детей было катание пасхальных яиц. Предложите ему поиграть. Сядьте за стол рядом друг с другом. Возьмите по одному яйцу и катайте по очереди движением от себя. Чье яйцо укатится дальше, тот выиграл. Можно установить приз, например, крепкие объятия для победителя.

Игра «Качели»

Цель: укрепление артикуляционного аппарата

Как играть: скажите ребенку, что пасхальной забавой было катание на качелях. Прочитайте стихотворение

Предложите ребенку поиграть и покачать на качелях язычок. Выполняйте упражнение вместе.
Широко улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка сначала за верхние зубы, затем за нижние. Повторите упражнение 3-4 раза.

Игра “Пасхальные загадки”

Цель: расширение словарного запаса, развитие эрудиции и мышления.

Как играть: загадывайте ребенку загадки

Игра «Пасхальный хоровод»

Цель: развитие музыкального слуха, психомоторики

Вам понадобится: платочки шейные или носовые, аудио-файл

Как играть : Расскажите малышу, что на Пасху принято водить хоровод. Включите аудио-файл с хороводной музыкой. Возьмите по платочку и начинайте водить хоровод. В такт музыке плавно ходите по кругу, сходитесь и расходитесь, взмахивайте платочками, кружитесь. Покажите малышу движения и предложите повторять за вами. Затем поменяйтесь местами – пусть он придумывает движения, а вы повторяйте.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Интеграция областей: Познание, художественное творчество (декупаж).
Цель: - познакомить детей с праздником Пасха, его значение в жизни предков.
- совершенствовать умение закреплять полученные знания в собственном творчестве.
-продолжать знакомить с русскими народными традициями.
- учить аккуратно распределять салфетку на предмете, выбирать для нее нужное место.
Группа: подготовительная группа.
Материал: различные пасхальные наклейки, открытки, деревянные яица на каждого ребенка, салфетки с пасхальными мотивами, яичный белок для склеивания салфеток, кисточки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребят, давайте вспомним народные праздники. (ответы детей)
-Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
А что делают на Пасху? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, действительно на Пасху принято украшать яйца и обмениваться ими. Пасха – главный праздник христиан. Слово « Пасха» с еврейского означает « избавление», «освобождение». Этот праздник – торжество, победа жизни над смертью, добра над злом. Жизнь – главная ценность. Христос умер и воскрес. Произошло это весной, природа пробуждается, после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Радость пробуждения природы совпала с христианской радостью воскрешением к новой жизни. Послушайте стихотворение княжны Е. Горчаковой.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жравонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
« Проснись, земля, - они вещали,-
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!»
Проснитесь горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес
Побеждена им смерть во веки-
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь.
- Если на Пасху небо ясное и ярко светит солнце, это к хорошему урожаю, жаркому лету.
На Пасху принято дарить подарки, и самый главный подарок – яичко. Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника.
- Мы с вами тоже попробуем украсить яички к празднику. Посмотрите как можно украсить. (демонстрация пасхальных открыток, наклеек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где располагается рисунок на яйце. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Рисунок может располагаться на всей поверхности, или в центре с окантовкой по бокам.
Возьмите в руки салфетки, по контуру вырезаем рисунок, аккуратно! Салфетки хрупкий материал. Молодцы, у всех получилось. Теперь убираем нижний слой салфетки, он нам не понадобиться. Рисунок прикладываем к яйцу, где вам кажется будет лучше, кисточкой наносим яичный белок, даем высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас украшения. К празднику мы готовы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ П.И.БОДИНА

Конспект внеклассного занятия на тему:

«Пасха - праздник праздников»

Форма проведения: «Творческий отчёт»

Начальные классы

Подготовил

учитель начальных классов

Наталья Валериевна Тихонова

Инза, 2018

Цели и задачи:

Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям, которые зародились много веков назад.

Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

Познакомить школьников с историей возникновения традиций Пасхи.

Продумать собственное отношение к этому празднику.

Обобщить знания учащихся о традициях православной культуры.

Предварительная работа.

Деление класса на группы.

Выбор творческих заданий.

Встреча со священнослужителем.

Посещение местного храма.

Подготовка к пасхальной выставке (пасхальные сувениры, украшенные яйца, пасхальные открытки, рисунки).

Оборудование.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран для демонстрации презентации

Выставка «Пасхальные забавы»

Аудиозапись колокольный звон «Пасхальный благовест»

Ход мероприятия.

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля…

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А.Майков)

Ребята, какой православный праздник мы празднуем весной?

Как вы думаете: «Почему Пасху отмечают именно весной?» (Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.)

Сегодня мы говорим об этом празднике, как о добром, радостном событии в жизни каждого человека. Каждая группа сейчас представит свой отчёт по творческим заданиям.

1-я группа

Творческое задание.

Знакомство с происхождением праздника Пасха.

Почему праздник Пасхи самый любимый и почитаемый на Руси?

Отчёт.

Самый любимый почитаемый праздник на Руси - Святая Пасха. Её именовали как великий день, царь дней, торжество из торжеств. В пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, как природа уже оживёт, на деревьях распускаются листочки, в лесу появляются подснежники. Поэтому праздник Воскресение Христа- это и воскресение природы. Кроме этого Пасха была первым христианским праздником. Её отмечают более 2000 лет, а на Руси с конца 10 века (вместе с Крещением).

История праздника связана с воскресением Иисуса Христа, когда Господь умер, будучи распят на кресте Его положили в пещеру. На третий день Христос Воскрес, то есть вернулся к жизни. Так история дошла и до наших дней.

Издревле русский народ называл последний день недели в честь Воскресения Христа «Малой Пасхой». Воскресение - день возобновления жизни. Корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Пасха на древнееврейском языке означает избавление (избавление через Христа, от смерти к жизни вечной). В Новом завете праздник несёт иной смысл - «переход» от смерти к бессмертию.

2-я группа

Творческое задание.

Обычаи празднования Пасхи.

Отчёт.

К Пасхе готовятся за 40 дней, совершая Великий пост, и празднуют его тоже 40 дней. Для встречи святой Пасхи люди собираются в полночь в православных храмах, где поют радостные пасхальные песнопения.

В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости. Крестный ход идёт вокруг церкви. У всех в руках горящие свечи. Батюшка, в светлой ризе, говорит прихожанам: «Христос Воскрес!». А все радостно ему отвечают: «Воистину Воскрес!». После службы освящают куличи, пасхи и крашенные яички. Все радостные идут домой.

Раньше на Руси первые дни святой недели посвящали благотворительным делам. С пасхальным приветствием люди раздавали бедным семьям одежду, пищу, деньги. Не только взрослые, но и дети старались в эти дни совершить как можно больше добрых дел. Наша группа приняла участие в акции добрых дел «Пасхальный сувенир в подарок» для одиноких людей, которые живут в соседях.

Уважая великий праздник, не ругались плохими словами, никого не обижали, от радости не помнили своих обидчиков.

3-я группа

Творческое задание.

Традиции празднования Пасхи.

Отчёт.

Во всех храмах, всю Светлую пасхальную неделю, неумолкаемо звонили колокола, поддерживая радостное, праздничное состояние. Это пасхальный благовест. Существует давняя традиция: любой желающий, даже дети, имел возможность подняться на колокольню и ударить в огромный настоящий колокол.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, выгоне и т.п.) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски, возводились общественные качели.

Поздравляя с праздником, люди при встрече обнимали друг друга. Со словами «Христос Воскрес» и обменивались яйцами. Сказал «Христос Воскрес», подарил яйцо, а в ответ отвечают «Воистину воскрес, то есть действительно так. Этот обычай называется христосованием. Освящённые яйца брали с собой в гости, чтобы по дороге раздать нищим. А скорлупу не выбрасывали, хранили до посева, вместе с зерном.

С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

Группа подготовила хороводную песню «А мы Пасху дожидали».

Все встаём в круг. Водим хоровод.

Ах, как мы Пасху дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Творогом горушки укладывали,

Укладывали, люли, укладывали.

Поливали, люли, поливали.

Ой, да Пасха к нам пришла,

Ой, да Светлая к нам пришла.

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Ой, да Пасха, гостюй недельку,

Ой, да Светлая, гостюй недельку!

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Наша Пасха приходит всего на семь дней!

Наша Пасха Светлая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали насовсем,

Оказалось, на семь дней!

4-я группа

Творческое задание.

Символы пасхального стола.

Отчёт .

Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым. Пасхальный стол на Руси всегда был очень сытный и разнообразный. Блюда с освящёнными куличами и творожной Пасхой и украшенными яйцами всегда ставили в центре украшенного стола. Самым главным пасхальным блюдом на столе являлся кулич, символизирующий собой «Великий день». Его называли головой стола, так как он возглавляет пасхальную трапезу. Символ пасхального веселья и сладости райской жизни - является творожная пасха в виде усечённой пирамидки. И третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Яйцо считается символом воскресения из мёртвых, победой жизни над смертью. Снесёт курочка яичко, а оно похоже на камушек, словно не живое, а в нём жизнь - живой цыплёночек, который вот-вот вылупится из яйца, так и Христос, будучи мёртвым, ожил и воскрес.

По церковному преданию одна из учениц Христа, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и рассказала историю воскресения Христа. Тиберий не поверил, сказав, что примет эту истину, если первое куриное яйцо станет вдруг красное и тут же белое яйцо стало алым как кровь, потрясённый император воскликнул: «Воистину воскрес». На иконе в руках у святой Марии Магдалины яйцо красного цвета - цвет радости.

Раньше яйца красили только в красный цвет. Существует несколько иных способов раскрашивания. Самый древний из них - писанки. В росписи яиц использовании геометрические узоры, цветы, деревья, птиц, животных. Многие великие русские художники к пасхальным праздникам расписывали яйца сюжетами на библейские темы. Такие «именные» яйца, подвешенные на шёлковых шнурках, стоили не малых денег.

Следующий способ раскрашивания - «крашенки» (от слова красить). Красили в один какой - либо цвет.

Если на цветном фоне, обозначили пятна, полоски другого цвета, такие яйца называли «Крапанки». От украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Что бы получить разноцветные пятна использовали горячий воск.

Со временем появилось сувенирное яйцо из дерева, форфора, серебра с украшением из бисера, драгоценных камней.

Группа подготовила выставку «Пасхальное яйцо - традиционный подарок». Найдите яйца, выполненные из папье-маше, бисера, вышивки, крашенки, писанки, крапанки.

5-я группа

Творческое задание.

Пасхальные забавы для детей

Отчёт.

Традиционно пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц и поиск спрятанных яиц и другие.

Битьё яиц «Биточки»

У каждого ребенка по яйцу, один ребенок держит яйцо, другой бьет по нему яйцом острым концом. Чье яйцо осталось целым, тот и победил. Чтобы стать победителем в такой игре, надо выбрать яйцо с самой крепкой скорлупой и первым нанести удар.

Катание яиц

1-й вариант. Нужен деревянный или картонный «каток», перед которым раскладывают небольшие подарки, сладости, сувениры. Играющие по очереди подходят и катят свое яйцо. Что яйцо заденет на пути, то и будет призом.

2-й вариант. По центру стола кладут два крашеных яйца так, чтобы между ними не могло прокатиться третье. Тот, кто прокатит между ними своё яйцо и разобьёт одновременно два яйца - становится победителем.

3-й вариант. Два игрока встают по разные стороны стола. Из книг, поставленных друг против друга, делают две горки. Нужно прокатить с горки яйца так, чтобы они столкнулись. Чьё яйцо уцелеет - тот и победитель.

Поиск спрятанных яиц «Прятки»

Ведущий заранее прячет в разных местах комнаты или на улице пасхальные яички. Затем зовёт играющих, приговаривая:

Весна - красна из-за моря летела,

А как прилетела, так где-то и села

Кто первый яичко найдёт,

Тот себе его возьмёт!

Выигрывает тот, кто найдёт больше яичек.

Сдувание яйца

Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту!

Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

За двумя зайцами

Для этой игры нам понадобятся три деревянных яйца (крашенки).

Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные стороны. У кого так получится - тому достается какой-нибудь приз.

Раскручивание яиц

По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Яйца под шапками

На столе раскладывают принесённые яйца разными кучками и накрывают их шапками. Рядом лежат шапки, под которыми нет ничего. Затем один из участников выходит из комнаты, а шапки передвигаются по столу. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапки, и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки не разберут.

А теперь группа предлагает провести эстафету «Яичко в ложке».

Делимся на 2 команды. По цепочке передаём ложку с яйцом, не уронив при этом яйцо. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее.

6-я группа

Творческое задание.

Народные пасхальные приметы

Отчёт.

На Пасху каждый загадывает желания в связи со своими мечтаниями, ибо верит, что сегодня, высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека. Желания произносятся на заутрени.

На Пасху умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть и быть красивым.

Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю. А если будет дождь, то и весна дождливая будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурное - лето будет сухое.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце греет - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

На Святой гром - к урожаю.

У пасхальных яиц были и «практические» применения - их катали по земле, чтобы она была плодородной.

Группа приготовила для Вас конкурс загадок и пословиц, поговорок.

Под ледком-ледком стоит чашка с медком (Яйцо.)

Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. (Год, месяцы, недели, дни.)

Закончите пословицы, поговорки.

После Масленицы Великий пост, а, за Страстною - … (Пасха).

Был пост, будет и … (Праздник)! Была кручина, будет и … (радость)!

Дорого яичко…(в Христов день)!

Христово Воскресенье … (всем на веселье)!

Первая группа приготовила обобщающий кроссворд по нашему проекту. Давайте его разгадаем. Впишем слова по вертикали и отгадаем ключевое слово по горизонтали.

Восхваление Христа в храме (Песнопение.)

Как звали святую, которая поднесла красное яйцо и начала проповедовать о Христе? (Мария.)

В какой цвет чаще всего окрашивают яйца? (Красный.)

Место, где проходят богослужения, куда приходят верующие за благодатью Божьей? (Храм.)

Звучит аудиозапись «Колокольный звон» (Благовест.)

Выражаю Вам благодарность за большую проведённую работу в подготовке своих отчётов. Все справились. Большие молодцы!!!

Обменяйтесь пасхальными сувенирами с добрыми пожеланиями.

С наступающей Пасхой!!!

Литература

Времена года. Православный народный календарь. Составитель Вл.Соколовский «Урал-Пресс».-Пермь, 1996г.