Комнатные растения        04.11.2019   

Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя. «Воспитание читателя – воспитание Человека»

Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

Воспитание культуры чтения

журнала «Школьная библиотека»

за 2006-2012 г.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Книга-это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Именно мы взрослые должны помочь ребенку полюбить чтение и книгу. Мы надеемся, что предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет Вам в этом.


1. Артамошина Е. Н.

Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 21-23

Руководство чтением или Как научить школьников превращать информацию в знания.

2. Барсукова Н. А.

Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 84-87: ил. - Библиогр. в конце ст.

Влияние семейного чтения на читательскую культуру детей.

3. Богомолова О. М.

Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 54-56: ил. - Библиогр. в конце ст.

Как приучить ребенка к чтению? Практические советы родителям.

4. Бородина В. А.

Летняя школа чтения: Фрагменты книги / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - : 4. - С. 42-49: ил.

5. Бородина В. А.

Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина, В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2010. - : 3-4. - С. 104-112: ил.

О «Летней школе чтения» как организационной форме продолжения читательского развития. Технологии и содержание.

6. Бродский М. А.

Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников / М. А. Бродский // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 75-77

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке.

7. Бубекина Н. В.

Чтение о чтении: Обзор статей журнала "Школьная библиотека" за 2006 год о проблемах чтения / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - : 3. - С. 23-26: ил.

В обзоре представлены статьи об опыте работы школьных библиотек по "Национальной программе поддержки и развития чтения", которая была принята в 2006 году.

8. Варганова Г. В.

Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 89-93: ил.

Современная библиотека как пространство, реализующее и воспроизводящее разнообразные виды социокультурных практик: сотрудничество с музеями, художественными галереями и студиями, кино-, фото- и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями.

9. Голубева Н. Л.

Школьная библиотека как пространство поддержки и развития семейного чтения / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2008. - : 8-9. - С. 26-28

10. Гончарова Е. Л.

Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 62-70: ил. - Библиогр. в конце ст.

Причины возникновения бездумного чтения и пути помощи.

11. Дудина О. Ю.

Библиотека-территория сотрудничества / О. Ю. Дудина, Е. В. Говорова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 126-131: ил.

Опыт работы школьной библиотеки по привлечению учащихся к чтению в сотрудничестве с родителями и педагогами школы.

12. Дуликов В. З.

Чтение как непреходящая ценность мира детства и юности / В. З. Дуликов // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 30-33: ил. - Рец. на кн.: Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

В статье на примере книги Т. Д. Полозовой, подробно рассматриваются вопросы приобщения всех детей, подростков, юношества к чтению. Она изобилует такими актуальными "ключевыми понятиями" как: чтение -индивидуальная творческая деятельность, чтение-дело государственное, культуросообразность, человекосообразность и др. Будет полезна и интересна как учителям, так и библиотечным специалистам.

13. Жесан О. Е.

Формирование читательской компетентности младших школьников / О. Б. Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 24-26: ил.

Национальная программа по разработке и внедрению перспективных методик, подходов, программ, направленных на привлечение детей к чтению.

14. Злобина Р. М.

Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению: Рассказ о PR-акции / Р. М. Злобина // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 53-55: ил.

Опыт работы по отбору лучших книг для детского чтения в школьной библиотеке.

15. Зубкова М.

Как выбрать книгу для ребенка? / М. Зубкова // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 10: ил.

Какие книги нужны современному ребенку? Советы и рекомендации по выбору книг для совместного чтения.

16. Иванова Г. А.

Библиотека и семья: традиции читательского развития детей / Г. А. Иванова // Школьная библиотека. - 2009. - : 4-5. - С. 52-55: ил.

О роли домашних библиотек и семейного чтения в формировании личности ребенка.

17. Киселева Н. Б.

Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению / Н. Б. Киселева // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 58-61

Воспитание, обучение, развитие посредством книги и чтения. Организация интегрированных уроков в школьной библиотеке.

18. Коваленко Л. П.

Воспитание начинается с книги / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 37-44: ил.

Работа школьной библиотеки по активизации чтения учащихся.

19. Коковенкова Л. В.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: Из опыта работы. Продвижение книги и чтения в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Коковенкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 113-116: ил.

Готовый план проведения Недели детской книги в школьной или детской библиотеке. В статье подробно расписана шестидневная неделя. Для каждого дня придуманы увлекательные занятия для детей.

20. Коскина Г. М.

Воспитание = семья, школа + библиотека: Рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г. М. Коскина // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 30-36: ил.

Авторы статей описывают способы работы с семьями учащихся, а самое главное - сопровождают это описание методическим инструментарием и рекомендациями по его применению. Эти материалы помогут воспитанию малыша и подростка через семейное чтение.

21. Котомина Г. В.

Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г. В. Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 36-38: ил.

22. Кушарева Т. Е.

В конкурсной работе школьного библиотекаря подробно рассказывается о том. как научить ребенка полюбить книгу, даются советы и подробные рекомендации. В приложениях вы найдете: анкеты для родителей "Любит ли ваш ребенок читать?", анкеты для детей 5 кл. "Чтение в моей жизни", памятки для родителей "Как воспитать у детей интерес к чтению" и "Научите ребенка любить книгу", списки интересных книг для младших школьников, сценарий семинара "Работа школьного библиотекаря с семьей".

23. Лапшина И. Ю.

Реализация городского проекта "Год чтения": итоги, перспективы / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 47-50: ил.

"Самый читающий класс", анкетирование преподавателей и школьных библиотекарей в рамках проекта.

24. Лунева Т. Н.

25. Маркевич О. А.

Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога- библиотекаря / О. А. Маркевич // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 44-46: ил.

Современные концепции читательского развития личности на примере модуля "Формирование читательской компетентности обучающихся» в условиях ФГОС нового поколения и Национальной программы поддержки и развития чтения.

26. Матвеева О. Е.

Утверждая идею чтения / О. Е. Матвеева // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 34-36. - Рец. на кн. Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

Профессор МГУКИ О. Е. И, Матвеева анализируя книгу Т. Д. Полозовой, подробно останавливается на современных методологических подходах нравственно-эстетического воспитания ребенка-читателя.

27. Махаева В. П.

28. Мелентьева Ю. П.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - : 6-7. - С. 97-100: ил.

Семейное чтение в детском саду, в подростковом и отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи. Доклад доктора педагогических наук Юлии Петровны Мелентьевой может быть использован для выступления на родительском собрании.

29. Мосман Н. В.

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников / Н. В. Мосман, Т. Н. Старова // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 71-74: ил.

Специальные приемы и методики, направленные на развитие читательской активности школьников.

30. Накамура, Юрико .

Чтение как руководство для жизни / Ю. Накамура // Школьная библиотека. - 2009. - : 6-7. - С. 64-67: ил.

Доцент Киотского университета из Японии Юрико Накамура о том, как следует преобразовать школьные библиотеки.

31. Ощепкова Г. А.

Педагог Мурманской области как читатель и провайдер детского чтения: Результаты исследования / Г. А. Ощепкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 21-38: ил.

Исследование, проведенное в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

32. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок. Чтение-дарение / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 5. - С. 47-56: ил. - Продолж. Начало:2011.№1-2, №3, №4

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к "Евгению Онегину". Что это значит? Главный библиотекарь СУ ЦБС г. Нижнего Новгорода разработала и представила в этой статье новую форму работы - "чтение-дарение". В ней она уделяет большое внимание чтению вслух, семейному чтению, подробно описывает формы и методы работы с текстами художественных произведений и стихов, разбирает жанровое разнообразие литературных произведений, дает рекомендации.

33. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 16-22: ил. - Библиогр.: с.17. – Продолж. Начало: 2011.№1-2

Продолжение публикации "встреч" библиотекаря с читателями у "книжной лесенки", которые готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. В этой статье речь идет о "временах стародавних", а именно о Пушкинской "Песни о вещем Олеге". Авто статьи предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена. Символом встреч выбрана новая форма работы - лесенка стремянка.

34. Полевина Е. В.

Книга как средство эстетического воспитания читателей школьных библиотек / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 47-49: ил. - Библиогр. в конце ст..

История приобщения детей к книжной культуре с Древней Руси до наших дней.

35. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 46-56: ил. - Окончание. Начало: №8

О проблемах подросткового чтения.

36. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова и ценности чтения / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 37-44

Предлагается фрагмент книги Т. Д. Полозовой, в котором идет разговор о диалоге с читателем, "сердечной недостаточности" и формах ее совсем не медицинского лечения чтением.

37. Поминова Л. В.

Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность - праздник "Лад" : Опыт организации семейного праздника / Л. В. Поминова // Школьная библиотека. - 2009. - : 8. - С. 8: ил.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации домашнего чтения.

38. Проценко Н. Д.

Применение на практике системного использования наглядности в организации работы ребенка с книгой как неотъемлемой и важнейшей составляющей развивающего обучения.

39. Рабович Г. В.

Читаем всей семьей: Библиографическое пособие / Г. В. Рабович // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 64-71: ил.

40. Рабович Г. В.

О преодолении четырех важных ступенек на пути становления Большого читателя пишет Галина Васильевна Рабович. Два шага (две ступеньки): "Обучение чтению" и "Приобщение к чтению" были опубликованы в предыдущей статье. О следующих ступеньках: "Формирование круга чтения" и "Культура чтения" - вы прочтете в этом номере.

41. Семенищева З. Г.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке / З. Г. Семенищева // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 111-114: ил.

Формы и методы привлечения детей к чтению в школьной библиотеке.

42. Силуянова С. В.

От интереса к чтению - к духовно-нравственному здоровью учащихся (Партнерство школы и семьи) / С. В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - : 5. - С. 48-53: ил.

Об одном из путей эффективного воспитания детей - организации сотрудничества с семьей.

43. Соловьева Е. А.

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка / Е. А. Соловьева // Школьная библиотека. - 2010. - : 1. - С. 65: ил.

Статья заведующей районной детской библиотекой МУК "Сафоновская РЦБС" Е. А. Соловьевой об опыте сотрудничества со школьными библиотеками. Проекты и принципы построения работы библиотек, формы работы.

44. Сукиасян Э. Р.

Домашняя библиотека школьника / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - : 1. - С. 57-62: ил.

Советы и подсказки школьному библиотекарю, классному руководителю в проведении родительского собрания по организации домашней библиотеки для детей.

45. Тимофеева И. Н.

Книга в жизни подростков: фрагменты книг / И. Н. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2009. - : 2. - вкл. : ил.

Фрагменты книг старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки И. Н. Тимофеевой "Книги в жизни маленьких детей" и "Дети. Время. Книга"

46. Тихомирова И. И.

47. Тихомирова И. И.

Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 62-66: ил.

Взгляд на судьбу чтения в России.

48. Тихомирова И. И.

Истоки развития творческого чтения в России: Тренинг / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 6-7. - С. 156-159: ил.

49. Тихомирова И. И.

Как нестандартно работать по новым стандартам / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2012. - : 2-3. - С. 104-108: ил.

О комплекте пособий, вышедшем в издательстве "Просвещение" - "Учимся успешному чтению. Портфель читателя", составленном по новым методикам и нацеленном на приобщение детей к чтению.

50. Тихомирова И. И.

Для детей врагом №1 родители считают телевизор. Иное дело - чтение! Это активный вид деятельности. Больше того, когда ребенок остается один на один с книгой, он включается в творческий процесс. В хорошей литературе нет однозначных „картинок" (как по телевизору), малыш вынужден сам создавать образы в уме. Но как же приобщить кроху к чтению?

Любой родитель прекрасно понимает, что прививать навык чтения необходимо с раннего детства. До того, как ребенок пойдет в школу, он должен привыкнуть к книге, сделать ее своим другом, полюбить читать. Не зря говорят: чтение сближает. Проводя вместе время за книгой, например вечером перед сном или в выходные, вы становитесь ближе друг другу, общаетесь с малышом. Для ребенка очень важно пережить внутреннее единство с родителем. Такое единство особенно ощутимо, когда люди занимаются чем-то вместе. Однако недостаточно просто раскрыть сказку „Снежная королева" на странице 23 и декламировать малышу историю в лицах. Ребенку необходимо ощущать ваше участие.

Потому отключитесь от своих взрослых забот и погрузитесь в детство. Слушайте, что говорит ваше чадо, во время чтения обращайте внимание на реакцию малыша. Способность к такой „настройке" психологи называют эмпатией. Термин подразумевает взаимную чувствительность родителя и ребенка, ощущение внутреннего контакта. Помимо создания такой близости, чтение дает вашему малышу массу других „бонусов". Вот лишь некоторые из них:

  • Расширяет кругозор.
  • Служит развлечением.
  • Обогащает словарный запас ребенка.
  • Развивает навык внимательности и усидчивости.
  • Тренирует память.
  • Развивает творческие способности.
  • Компенсирует возможный недостаток общения.
  • Развивает воображение.
  • Воспитывает моральные ценности.

Мнение психолога

„Несомненно, чтение очень полезно для ребенка. И сказки, обычно являющиеся основной детской литературой, играют большую роль в его психическом развитии. Важно также правильно подобрать сказки. Чтобы книга помогла достичь воспитательных целей, учитывайте возрастные особенности малыша. Обратите внимание на то, как ребенок преломляет сказочные образы в игре, рисовании, лепке. Используйте „сказочный" материал для развития творческих способностей малыша. Учтите, что, слушая сказку, малыш впервые знакомится с книгой как объектом и получает образец литературного творчества. Чтение сказки (не важно, читает ли сам ребенок или это делают родители) играет определяющую роль в развитии воображения. А оно понадобится вашему малышу в период обучения в школе. Воображение - фундамент любого творчества ".

Дети изначально тянутся к чтению. Ведь для них это совершенно новый род деятельности. Ребенок воспринимает почти как волшебство момент, когда из-под его пока неуверенной ручонки на бумаге появятся буквы, из которых складываются слова. И эти слова он сам сможет прочесть. А сколько радости доставляет крохе прочитанная вывеска на магазине: ПРО-ДУК-ТЫ! И все же цель родителя не столько „привить любовь к чтению", сколько - не убить в ребенке желание читать. К сожалению, нередко мамы и папы допускают одни и те же ошибки.

Как не отбить охоту к чтению

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать ее сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнется, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: „Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?" Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребенок ждет любимый момент или наслаждается описанием замка. Он все прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своем темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчек и говорит, что может „все-все здесь прочесть". Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Пусть у ребенка будет одна, любимая. Заставить шкаф в детской литературой - еще не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят читать одну и ту же сказку, например про Дюймовочку. Скоро кроха начнет вас поправлять: „Ты пропустила кусок!", потом - перебивать: „Дай-ка посмотреть, как пишется". Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, вы непременно услышите: „Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово".

  • Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.
  • Читайте с ребенком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.
  • Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду („Убери игрушки, тогда почитаю") или наказание („Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку").

2. Не превращайте чтение в экзамен („А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай еще раз прочтем"). В таком случае ребенок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, вы лишь подогреваете интерес ребенка. Кроха начнет думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 6–10..htm.

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника.
Ключевые слова: литературное образование, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, детская книга, художественно - речевое развитие, будущий читатель.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

По мнению Гурович Л.М., Береговой Л.Б. и Логиновой В.И., жизненный опыт ребенка и его особенности восприятия литературных произведений тесно взаимосвязаны .

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к восприятию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие .

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле - и видео фильмов, игру на компьютере - чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» .

Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро .

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя .

Интерес к книге проявляется у ребенка очень рано. Вначале ребенка привлекает ее яркая обложка, цветные картинки, рассказывание наизусть или чтение взрослого. Но уже к третьему году малыш проявляет интерес к судьбе героя, переживает за его судьбу.

У дошкольников формируется способность воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

Дошкольники испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, проявляют стремление к постоянному общению с книгой.

Сила впечатления, которую получает малыш при слушании произведения, напрямую зависит от его уровня восприятия произведений художественной литературы, в единстве его содержания и формы.

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова .

Очень важно, чтобы при чтении у ребенка возникала эмоциональная заинтересованность, проявилось его личностное отношение к героям, событиям.

Ребенок - дошкольник не умеет разделять свои переживания от событий, происходящих в книге. Он не может быстро выходить из образа, так как еще не осознает и не управляет своими эмоциями.

Дошкольники любят фантазировать, допридумывать события, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы воображение ребенка не уводило бы его от содержания произведения, а наоборот включало бы ребенка в процесс восприятия художественного произведения и правильно направляло.

Но в процессе слушания у ребенка могу возникать следующие трудности:

Ребенок не может подчинить воображение тексту;

У ребенка возникают ассоциации, связанные с действительностью.

В современных комплексных программах Л.А. Парамоновой «Истоки», И.В. Логиновой и Т.И. Бабаевой «Детство», Е.А. Бунеевой и др. «Детский сад 2100» и др. отражена тематика книг, рекомендованных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Как дополнение могут быть предложена специальная парциальная программа литературного образования детей О.С. Ушаковой, Н.В. Гаврилина и др. «Знакомим дошкольников с литературой». Авторы предлагают специальный раздел по формированию связи между произведениями художественной литературы и другими видами искусства .

Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др. изучают процесс формирования читательских навыков у дошкольников.

По мнению А.В. Запорожца, ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия .

Детское чтение включает в себя: опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество.

Во время опосредованного чтения, главная роль у взрослого (родителя или педагога), поэтому он должен:

Контролировать этот процесс (соблюдать правила подготовки текста к чтению, делая его более доступным детям);

Использовать выразительные средства для передачи содержания;

Наблюдать за реакцией слушателей.

После выбора произведения, педагог ведет подготовку к его выразительной передаче. Работа ведется в трех направлениях:

Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

Расстановка логических ударений и пауз;

Выработка ясного и правильного произношения, чтобы каждое слово звучало четко и правильно .

Текст художественного произведения необходимо обыгрывать, создавая голосом образы героев, но при этом нельзя переигрывать.

Дети часто обращаются с просьбой прочесть им какое-нибудь произведение, но взрослые не всегда отвечают на нее. Чтение должно быть радостным и доставлять удовольствие и читающему и слушающим. При чтении у взрослого могут возникать следующие трудности:

Выбор произведения (не всегда дети единогласно вбирают произведение, поэтому необходим компромисс со стороны взрослого);

Готовность взрослого отвечать на вопросы, выслушивать комментарии по произведению, реагировать на проявление эмоций, вызванных содержанием текста.

Чтение - это процесс общения, разговора к которому ребенок уже готов, взрослому же об этом нужно напомнить.

Таким образом, процесс чтения является творчеством, в котором участниками являются взрослый и ребенок на равных.

Совместное творчество, открытие нового мира дает ребенку положительные эмоции и развитие таких процессов, как слушание, восприятие произведения художественной литературы, развитие речи и мышления.

Одна из главных задач подготовки детей к школе - художественно - речевое развитие, которая включает в себя следующие виды работ:

Ознакомление с различными жанрами художественной литературы;

Формирование выразительности речи;

Пересказ и рассказывание.

Эта работа формирует следующие художественно-речевые умения:

Умение слушать художественные произведения и эмоционально отзываться на них;

Умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

Умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение .

Одним из наиболее действенных приемов является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога.

Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово.

Следующим приемом пересказа произведения может быть процесс моделирования. Этот метод знакомит детей с графическим способом предоставления информации - моделью, изображением. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразного характера символы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); условные обозначения; контрастная рамка и многие другие.

С помощью символов дети выделяют качественные характеристики героев (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование сказок требует от педагога предварительной подготовки, которая заключается:

1. в подборе игрушек, атрибутов;

2. обучении детей выразительному исполнению ролей;

3. проведение репетиций спектакля для правильной передачи действий.

По мнению А. М. Леушиной, в развитии выразительности речи дошкольников существует три особенности:

1. на ранних этапах детская речь исполняет функцию эмоций.

2. с увеличением требований со стороны взрослого дети начинают овладевать теми средствами, которые характеризуют выразительность речи, и начинают ими сознательно пользоваться.

3. ближе к 6-7-летнему возрасту речь с интонационной выразительности переходит на стадию языковой выразительности. В речи ребенка появляется образность: метафоры, эпитеты, сравнения .

Инсценировка, творческий пересказ от лица литературного героя дают ребенку возможность «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить взаимосвязи между персонажами, проникнуть в смысл их поступков и самого произведения. У ребенка повышается эмоциональная отзывчивость по отношению к описываемым событиям и героям, он сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Очень интересны произведения стихотворного содержания, когда ребенок повторяет фразу, связанную с предыдущей рифмой.

Сотворчество при знакомстве с книгой приближает ребенка к самому процессу чтения, который еще не доступен дошкольнику. Можно знакомить ребенка с буквами, находя их в названиях произведений, подписях к иллюстрациям.

Многие произведения художественной литературы послужили содержанием диафильмов, которые можно демонстрировать через фильмоскоп. В нескольких десятках рисунков передается содержание, к каждому из которых написан небольшой текст. На начальном этапе текст читает взрослый (педагог или родитель), далее некоторые слова могут читать сами дети.

Наиболее сложный переход - это переход дошкольника к самостоятельному чтению, так как он может сопровождаться неудачами, ослабевающими интерес к этому процессу.

Самостоятельное чтение приводит к возникновению следующих проблем:

Вначале слабая техника не дает возможности ребенку вникнуть в содержание произведения;

Выразительное чтение произведения взрослым делает его более привлекательным;

Незнакомые слова, встречающиеся в тексте детей, вызывают трудности в их осмыслении.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но. к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием .

Педагогам детских садов необходимо доводить до сведения родителей информацию о том, какие произведения художественной литературы необходимо читать с ребенком дома, какие книги лучше покупать, на что нужно обращать внимание при покупке новой книги, как заинтересовать ребенка чтением, о чем можно с ним побеседовать после чтения, как можно обыграть содержание произведения.

На литературных досугах всегда царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Важная задача для педагога - создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Поэтому педагоги должны уметь организовать детский досуг, и как игровой, импровизационный, веселый и радостный для каждого дошкольника. Нельзя исключать и процесс обеспечения психологического комфорта: педагог хвалит, подбадривает ребенка, создает ему условия для творчества. На развлечениях ведется спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что вообще исключает оценку детского исполнения.

Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов - это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Педагогу необходимо ими овладеть, толко тогда он будет готов к организации и проведению веселых развлечений. Помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, налаживать взаимоотношения желание радовать окружающих.

Желательно представлять новинки детской литературы с краткой аннотацией для родителей. Психолог может проводить индивидуальные консультации для родителей, как учитывать индивидуальные особенности ребенка при подборе книг и организации домашнего чтения.

Педагог может посоветовать родителям, какие литературные места лучше посетить с ребенком, может пригласить родителей на литературный вечер в группу, познакомить с книжным уголком, привлечь к участию в различных инсценировках, чтении по ролям.

Необходимо находить время для чтения с ребенком художественных произведений в детском саду и дома, читать вместе с ним, по очереди, возвращаться к прочитанному снова.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  3. Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. - М.: Просвещение, 1975. - 123 с.
  4. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
  5. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
  6. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.
  7. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11 - М. - С.22-25.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.
  9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
  10. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. - 0,5 п. л..htm.

Список литературы

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975. – 123 с.

Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75–76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. писатель, 1964.

Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.

Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 11 – М. – С.22-25.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256с.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13579. – 0,5 п. л..htm.

17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!