Необычные растения        04.03.2020   

Красносельское училище художественной обработки металлов. Красносельское училище художественной обработки металлов: грани ювелирного мастерства Красносельское ювелирное училище как поступить

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить Учебное заведение развивает творческие и художественные способности, готовит профессиональных художников, мастеров и специалистов для ювелирных предприятий, индивидуальных предпринимателей в ювелирной сфере и других видах деятельности.Опыт, богатый ювелирными традициями продолжают преподаватели - члены Союза художников РФ, участники региональных, всероссийских и международных художественных и ювелирных выставок. Выпускники училища, ещё будучи студентами, также получают опыт участия в выставочной деятельности, являются обладателями Дипломов победителей и призёров конкурсов разных уровней. Такой успех вполне объясним: выпускники имеют высокий уровень художественной подготовки по рисунку, живописи и скульптуре, что позволяет успешно осваивать профессиональные компетенции в сфере проектирования и изготовления ювелирных изделий. Именно эти навыки требуются для реализации своего творческого потенциала на ювелирном предприятии. Лучшие студенты училища уже в ходе технологической и преддипломной практик получают приглашение на работу в качестве художников, закрепщиков ювелирных вставок, эмальеров, граверов и других специалистов ювелирной отрасли.

Красносельское училище художественной обработки металлов ведет свое начало с 1897 года, когда в селе Красном Костромской губернии по инициативе самих сельчан и уездного земства был основан класс технического рисования. Подобное начинание не было случайным: ювелирный промысел был известен в Красном еще с XVI века, и целью нового учебного заведения было придать красносельскому ювелирному делу более высокий художественный уровень.

Руководителем класса технического рисования был назначен выпускник Строгановского училища С.Г. Монастырский, а вскоре - спустя всего семь лет - на базе этого класса появилась Художественно- ремесленная учебная мастерская (ХРУМ). Среди преподавателей здесь была еще одна выпускница Строгановского училища К.А. Апухтина, а также художник и мастер техники скани И.А. Дерябин, с именем которого и связано рождение Красносельской скани. В дореволюционные годы учащиеся ХРУМ неоднократно выставляли свои работы на международных выставках, где получали заслуженные награды и высокие оценки ценителей. Именно тогда мастерская, а впоследствии и училище, стали подлинными хранителями традиций художественной обработки металлов: эмаль, гравировка, скань, чеканка, литьё, всечка, - все эти техники преподаются в училище до сих пор.

И сегодня работы студентов и выпускников КУХОМ по-прежнему становятся победителями многочисленных конкурсов и участниками ювелирных выставок. Большая часть этих работ занимает достойное место в коллекции кабинета художественных образцов Красносельского училища. Надо сказать, что история существования этого учебного заведения в какой-то степени и началась с коллекции - коллекции художественно-ремесленной учебной мастерской. Здесь хранятся ювелирные изделия, выполненные из серебра с натуральными вставками в характерном для начала XX века стиле модерн. Столовые принадлежности, канцелярские изделия, изделия для интерьера, созданные в техниках чеканки, гравировки и литья заслуживают внимательнейшего изучения, а подлинным украшением коллекции являются экспонаты, выполненные в технике «литьё в землю» и литьё по «живой натуре». Экспонаты, в которых соединились мастерство знаменитых Красносельских литейщиков и высокая художественная подготовка ХРУМ. Среди них есть произведения весьма тонкой работы: это ветки рябины, сосны, ёлки; еловые шишки; лягушка, ящерица и рыбы. Вообще, коллекция кабинета художественных образцов Красносельского училища крайне разнообразна и включает в себя несколько разделов.

Гордость училища - собрание методических пособий, которое было приобретено при образовании художественно-ремесленной учебной мастерской. Сюда входят гипсовые рельефы, изделия из металла, чеканка, художественная керамика из фондов Строгановского училища, орнаменты на вазах, орнаментальные таблицы, работы учеников, копии работ известных художников Санкт-Петербургского училища барона Штиглица, каслинское литьё, альбом-собрание А. Звенигородского «Византийские эмали», выпуска 1892 года. В последующие годы методический фонд пополнился коллекциями резьбы по кости, камнерезного промысла, росписями по дереву, строче-вышивальными изделиями, а также изделиями сканного и эмальерного промысла. Особое место в коллекции занимают изделия Красносельских кустарей - мастеров ювелирного промысла, - выполненные в период с XVI по начало XX века. Среди экспонатов: сундуки, шкатулки, литьё, чеканка, гравировка и произведения, относящиеся к православному религиозному искусству, в том числе деревянные резные венцы. Коллекция музея также включает в себя изделия Профтехшколы, которая была организована в 1934 году. Здесь традиции народного промысла и школы ХРУМ нашли свое продолжение в ювелирных изделиях, изделиях для интерьера и посудной группе. Проект Фонда содействия развитию образования в сфере искусства и дизайна «Строгановский Фонд»

Сегодняшняя задача – сохранить эти традиции и передать секреты профессии подрастающему поколению. Именно этим занимаются преподаватели и мастера производственного обучения Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМ).

Это старейшее и уникальное учебное заведение в нашей стране, которое готовит высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности.

Класс технического рисования при земской школе купца Зотова появился в селе Красное-на-Волге под Костромой еще в 1897 году. Он был создан для повышения художественной ценности выпускаемых изделий. Заведующим классами был назначен выпускник Строгановского училища технического рисования С.Г. Монастырский . Через несколько лет, в 1904 году, этот класс преобразован в Художественно-ремесленную учебную мастерскую золотосеребряного дела. В дальнейшем учебное заведение несколько раз меняло свой статус: в 30-е годы создается профшкола, в 40-е – техникум, а в 1957 году – училище художественной обработки металлов.

Преподаватели бережно хранят и развивают навыки и приемы обучения молодых мастеров, которые были заложены более ста лет назад С.Г. Монастырским, - говорит директор КУХОМ Людмила Быстрова . – Они делятся со своими учениками богатым опытом, в том числе передают им секреты Костромского ювелирного промысла, истоки которого восходят к XVI веку.

В настоящее время в КУХОМ подготовка художников-мастеров ведется по двум специальностям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по направлениям) и «Дизайн» (по отраслям).

Специальность «Дизайн» мы открыли в этом году, - продолжает свой рассказ Людмила Витальевна. – Наше училище получило лицензию на право вести подготовку по этому направлению, первый набор будущих дизайнеров состоится в 2011/2012 учебном году. Нам очень хочется готовить дизайнеров, которые могли бы не просто создавать ювелирные изделия, но и обустраивать пространство вокруг этих изделий. Это показатель высочайшего мастерства! Планируется, что мы будем обучать их также создавать ювелирные изделия с использованием различной техники – чеканки, гравировки, скани, эмали и т.д. Эти виды работ они также будут осваивать в процессе обучения.

Программа обучения в училище состоит из цикла общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических предметов, а также специальных и общепрофессиональных дисциплин: «Композиция», «исполнительское мастерство», «Технология и материаловедение», Народный орнамент», «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Пластическая анатомия» и т.д.

В рамках образовательной программы на предмете «Рисунок» студенты выполняют рисунки натюрморта с геометрическими телами, орнаментальный рельеф, учатся изображать голову, детали фигуры, гипсовую фигуру. Заканчивается обучение по этому предмету рисованием живой модели человека.

На занятиях по живописи студенты развивают чувство цветовой гармонии. Программа по предмету «Живопись» так же, как и по предмету «Рисунок», начинается с натюрморта и завершается изображением живой натуры.

Основной задачей предмета «Скульптура» является развитие у учащихся пространственного восприятия объемной формы, умения видеть ее конструктивные и пластические особенности.

В рамках курса «Композиция» студенты осваивают проектирование различных изделий, которые затем выполняются в материале.

Предмет «Моделирование» - это своего рода связующее звено между композицией и исполнительским мастерством. Этот курс способствует развитию у студентов фантазии путем создания объектов-образов. Кроме того, моделирование помогает изучить приемы работы с различными материалами.

На предмете «Исполнительское мастерство» студенты осваивают технику художественной обработки металлов, начиная с самых простых заданий и заканчивая выполнением изделий по собственной композиции.

Кстати, на 4-м курсе все студенты сдают курсовую работу «Защита рабочей профессии», по результатам которой они получают рабочий разряд и квалификационное удостоверение. При этом будущим специалистам необходимо показать умение пользоваться различными техническими приемами. Как правило, работа в данном случае соответствует специализации отделения, на котором обучается студент: ювелирное отделение – защита профессии по ювелирному делу, граверное отделение - защита профессии по гравированию и т.д.

Между прочим, на защите этих курсовых работ всегда присутствуют специалисты, в числе которых есть и потенциальные работодатели будущих выпускников училища.

Наши выпускники практически сразу по окончании обучения находят работу, на бирже труда они не стоят, - с гордостью говорит директор КУХОМ Людмила Быстрова. – Проявить себя они могут как во время защиты рабочей профессии, так и во время прохождения производственной практики. Мы активно сотрудничаем с Красносельским ювелирным заводом, с костромской ювелирной фабрикой «Топаз», приволжским заводом «Красная Пресня ». Многие студенты проходили практику на этих предприятиях, некоторые остались там на постоянную работу. К слову сказать, наши выпускники не только на крупных предприятиях трудятся, но и собственное дело открывают. В училище они получают все необходимые навыки, руками умеют делать практически все. Они работают и на обработке литья, и на пайке, и на шлифовке, и на монтировке. Знают все ГОСТы, все требования, предъявляемые к ювелирным изделиям. Спрос на таких специалистов есть, так что за будущее наших выпускников мы спокойны. Тем более, что в последнее время стараемся дать им не только основы профессии, но и научить пользоваться современными техническими средствами. Так, второй год обучаем студентов 3D –моделированию с помощью специальной компьютерной программы. Уверена, что с этими навыками они будут еще более востребованы в качестве специалистов своего дела. Эти новые технологии будут осваивать и на специальности «Дизайн».

В Красносельском училище художественной обработки металлов гордятся сильным преподавательским составом. В числе педагогов 7 членов Союза художников России , многие активно участвуют в выставочной деятельности. Преподаватели стремятся сделать все для того, чтобы передать свои знания и опыт молодежи. И это у них отлично получается – из стен училища выходят высококвалифицированные специалисты.

Страницы