Флористика        04.11.2019   

Кризисные месяцы до 2 лет. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям? Когда происходят скачки роста

Всех родителей без исключения беспокоят, а порой пугают ситуации, когда внезапно, грудной ребенок начинает беспричинно плакать, у него портится сон, он отказывается от груди. Ему пытаются создать хорошие условия (чаще менять подгузник, одевают более легкие вещички, укрывают потеплей, снижают до минимума шум в помещении), но чаще всего это не улучшает ситуацию. В чем же дело?

Оказывается, существуют кризисы развития детей в возрасте до года, а также специальный календарь, указывающий, когда следует ожидать очередного ухудшения настроения. Эти периоды обуславливают резкое изменение поведения малыша. Не все о них слышали, так как на слуху чаще и прочие, а младенцы как-то необоснованно забыты, но это не означает, что они не испытывают подобных проблем в свои несколько месяцев от роду.

Что такое график кризисов ребенка до года?

Согласно наблюдениям детских психологов, много лет, изучавших поведение грудничков, вся их жизнь делится на светлые и темные моменты. В таблице кризисов, подстерегающих ребенка в возрасте до года, которую они составили, это выражается в виде недель жизни малыша, идущих по порядку. Каждая из них окрашена либо нейтрально (белый цвет), либо в серый – самое начало кризиса. Черный, означает непосредственно кризисное время, а тучка с дождиком, видимо, мамины слезы – те дни, когда родители готовы лезть на стенку.

Но не все так плохо и безнадежно, ведь помимо серо-черных периодов имеются и солнечные, когда малыш весел, активен и радуется жизни в прямом смысле слова. Всего до года насчитывается 7 кризисных периодов – 5, 8, 12, 19, 26, 37 и 46 недель. Они длятся от двух до пяти дней и имеют свои особенности.


Почему случаются кризисы у ребенка до года?

Внимательно посмотрев на календарь кризисов ребенка до года, можно увидеть некоторую закономерность – за «черными» днями всегда следуют солнечные, и их не так и мало, и впадать в отчаяние точно не стоит.

Но вот почему возникают эти неприятные временные периоды не совсем понятно. Оказывается, именно они указывают на то, что малыш взрослеет. Дело в том, что в это время происходит так называемый скачок роста, но не в физическом плане, а в психологическом. Это так же, как ребенок всю зиму носит одни и те же штанишки, а потом за лето резко вырастает на 3 размера и это уже не брюки, а шорты.

То же самое происходит и с психикой, которая у малышей очень ранима. Как только чадо начинает воспринимать себя чем-то отдельным от мамочки, происходит первый кризис. Затем он понимает, что имеет право на свои собственные чувства – и это уже второй и так далее.

Полностью избежать кризисов первого года невозможно. Но смягчить их проявление вполне под силу родителям, особенно маме, так как именно ей малыш доверяет больше всего. В острые периоды необходимо проводить с ребенком как можно больше времени.

Очень важен именно телесный контакт, особенно в первое полугодие. С малышом необходимо разговаривать, качать на руках, проявлять ласку и заботу. Тогда он не будет чувствовать такой тревоги, ведь уверенность мамы постепенно передастся и ему.

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со . Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышущихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

«Визитной карточкой» такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, «с характером». Малышу «с характером» приходится даже гораздо труднее, чем «спокойному». И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в «критические» периоды ему нужна «экстрапорция». Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращается к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возраста были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему «открыть» то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Возможно ребёнок сильнее «липнет».

Примерно на этой неделе ожидается «штурмовое» время.

У вашего ребёнка сейчас сравнительно спокойное время.

На этой неделе вполне возможно, что ваш ребёнок проявит себя с «солнечной» стороны.

Если ваш ребёнок в районе 29-30 недели ведёт себя хуже, то это не обязательно знак для очередного скачка в развитии. Ваш ребёнок обнаружил, что мама может уйти и оставить его. Как ни странно, но и это шаг в развитии. Так ребёнок учится понимать, что такое расстояние.

5-я неделя (4-5 недели)

8-я неделя (7-9) Мир «узоров»

12-я неделя (11-12) Мир «плавных переходов»

19-я неделя (18-20, но! уже между 14 и 17 неделями начинает расти напряг) Мир событий

26-я неделя (25-27 опять но: хуже становится уже между 22 и 26 неделями) Мир «взаимосвязей»

37-я неделя (36-40. «но» можно не повторять:) 32-37 пошло ухудшение) Мир «категорий»

46-я неделя (44-48. но начаться может и между 40-44 неделями) Мир «последовательностей»

55-я неделя (54-56, но у некоторых начиная и с 51) Мир «программ»

Расшифровка кризисов и советы по поведению мамы (не влазит по объему в запись)

персональный календарь малыша

Капризничает? Значит, развивается! Содержание. lucky_mur wrote in May 5th, 2012

Знаменитая книга о скачках умственного развития ребенка в первые 1.5 года жизни. Помогает понять причины плача в том или ином месяце. Родитель, имея реальные ожидания, реагирует спокойнее, и "трудные недельки" проходят быстрее. Ввести дату рождения и получить график кризисов для своего ребенка можно

Как Вы понимаете, сон в "кризисе", как правило, страдает. Особенно у активных и темпераментных деток.

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.


Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward

Ещё недавно вы не могли нарадоваться на вашего карапуза. Это был милый, послушный и спокойный ребёнок. Как вдруг его словно подменили: капризы, истерики по пустякам, упрямство, желание все делать самому… Что случилось? Ничего страшного! Ваш малыш испытывает кризис первого года жизни.

Кризис первого года

Кризис 1 года – явление в жизни каждого маленького человека вполне закономерное. С ним сталкиваются родители малышей начиная с 9 месяцев до полутора лет. Возрастные кризы необходимы на пути взросления. В психологии выделяют пять основных переломных периода в детском возрасте: 1, 3, 7 и 12-14 лет.

В течение первого года жизни происходят значительные изменения в поведении и развитии ребёнка. Вместо неподвижного малютки перед нами уже серьёзный карапуз — делающий первые шаги, хватающий ложку, осваивающий горшок. Такие стремительные перемены вызывают кризис. Это своего рода подведение итогов и переход с одного на другой, качественно новый уровень. В конце первого года жизни заканчивается период младенчества и начинается раннее детство (1-3 года).

Чем вызван кризис 1 года?

В возрасте 9-18 месяцев малыш начинает ходить. С освоением этого умения окружающий его мир расширяет свои рамки, манит новыми горизонтами. Теперь он может добраться до интереснейших вещей: маминой косметики, горшка с цветами, шкафчика с лекарствами, кошачьей миски. Все это требует детального рассмотрения, ощупывания, пробы на вкус и экспериментирования. Детская любознательность, желание познакомиться с новыми предметами – одна из основных потребностей в данном возрасте.

Но вдруг выясняется, что всем членам семьи можно пользоваться запретными предметами, а малышу – нельзя! На пути ребёнка к заветной цели звучит грозное «Нет!».

Ограничения, которых малыш пока не понимает, вызывают бурю протеста. Он плачет, кричит, падает на пол, кидает предложенные ему игрушки, то есть всячески демонстрирует своё негодование и обиду.

Неудовлетворённость толкает юного исследователя на новые попытки познания окружающего мира, которые снова пресекаются мамой или папой.

Отсюда непонятные взрослым бурные проявления эмоций. Малыш выражает свои желания капризами, истериками, упрямством, всеми доступными способами. А что ещё остаётся делать, ведь говорить он пока не умеет.

Желания ребёнка впервые сталкиваются с волей взрослого. Единение с мамой и папой, свойственное младенцу, даёт трещину. К малышу постепенно приходит осознание, что он отличен от взрослого. Они – не одно целое. В психологии в этом определяется сущность кризиса 1 года.

Каждый ребёнок имеет свой график развития: один начинает ходить в 9 месяцев, другой – в год с лишним.

Поэтому и кризис начинается у одних раньше, чем у других. Но чаще всего он совпадает с возрастом 1 года. Сейчас у ребёнка закладывается самостоятельность. Он не хочет довольствоваться ролью куклы, когда его кормят, одевают, дают игрушки. Он сам хочет познавать и исследовать мир, осваивать новое, действовать.

И вот он опрокидывает хрустальную вазу, отбирает у мамы ложку и пытается есть сам, снимает одетые мамой штанишки и напяливает на себя шорты, плюётся полезным блюдом и требует копчёную колбасу, которую видел в холодильнике.

С другой стороны, ему не очень удаются самостоятельные действия, поэтому очень хочется, чтобы мама была рядом.

Осознание себя отдельно от мамы немного пугает ребёнка, поэтому дети часто начинают «гоняться» за ней. Если мы не одно целое, то вдруг мама потеряется? Вдруг, выйдя из комнаты, она не вернётся?

Эти новые переживания и потребности выливаются в тягу к общению. Но тут вновь возникает противоречие: стремление общаться имеется, а слов для этого пока нет. Невозможно бывает понять, что же требует ребёнок.

Черты кризиса первого года:

  • Непослушание, упрямство, настырность. Часто запреты взрослых нарушаются, потому что ребёнок их просто не понимает. Наоборот, запретный плод ещё больше манит малыша, и он предпринимает новые поползновения добраться до него.
  • Желание все делать самостоятельно. Даже если у ребёнка не получается, он пробует снова и снова. Попытки помочь вызывают гневный плач.
  • Обострённая реакция на замечания: обида, агрессия, недовольство.
  • Противоречия в поведении. Ребёнок просит о помощи и гневно отвергает её.
  • Капризы, частая смена настроения.
  • Чрезмерная привязанность к маме. Малыш не даёт ей прохода, не желает отпускать из поля зрения ни на минуту.

Тактика родителей

Психологи отмечают: серьёзная проблема данного периода в том, что родители не успевают перестроиться за ребёнком. Они не способны вовремя осознать, что у малыша появились новые потребности, которые требуют других форм взаимоотношений с ним. Капризы – это требование большей свободы и уважения к собственным желаниям. Если родители противоречат стремлениям малыша, это может ещё более усугубить проявления кризиса.

Для мамы и папы настаёт момент, когда нужно предоставить крохе больше свободы, самостоятельности.

Вместо того, чтобы делать за ребёнка, нужно теперь делать с ним вместе. Пришло время, когда можно и нужно , умываться, чистить зубки. Если в этот период родители не подарят малышу необходимой самостоятельности, момент может быть упущен. И позже, когда вы пожелаете научить этим необходимым вещам, ребёнку будет уже неинтересно осваивать такие скучные занятия. К тому же он привыкнет, что мама сделает это за него, лучше и быстрее.

Необходимые ограничения

  1. Естественно, нельзя позволять крохе делать все, что ему вздумается. Должны существовать и запреты. Их не должно быть очень много, и они нужны в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка. Чтобы сократить количество табу, уберите все ценные и опасные предметы вне досягаемости малыша. Организуйте быт таким образом, чтобы не кричать каждый раз «Не трогай! Опасно!». Коробка с лекарствами, бьющаяся посуда, острые ножи, ценные вещи должны лежать в местах, куда ребёнок точно не сможет добраться.
  2. Запреты произносите коротко и ясно, с серьёзной интонацией и мимикой. Каждый раз, когда возникает запретная ситуация, озвучьте правила вновь. Чтобы не вносить путаницу в сознание ребёнка, все взрослые должны быть едины в своих требованиях.
  3. Когда ребёнок добрался до нежелательной вещи, переключите его внимание, предоставив альтернативу. Вместо рисования в книжке или на обоях предложить тетрадку или альбом. Взамен ярких таблеток, которые купила мама, дать поиграть красивыми крупными пуговицами.
  4. Подчеркнуть, что есть такие вещи, которых касаться нельзя ни в коем случае. Табу – прикасаться к стоящим на плите кастрюлям, трогать розетку, играть с проводами. Внимание и бдительность родителей в этот период должна быть на высшем уровне, ведь одни наши слова не смогут уберечь кроху от всех опасностей. Кружка с горячим чаем на краю стола, открытое окно, забытый нож – все это нужно предусмотреть и исключить. Очень опасно оставлять малыша надолго одного.

Преодолеем кризис — играючи!

Родителям на помощь придут умение играть, творческий подход и чувство юмора. Эти качества помогут разрешить любую конфликтную ситуацию:

  • Малыш не хочет кушать? Наверное, ему будет веселее обедать в компании кукол и мишек, которые чинно сядут за столом? Наверное, ему понравится повязать им передничек, кормить с ложечки и даже вытирать ротик салфеткой.
  • На улице зима, а карапуз ни за что не хочет одевать памперс на прогулку? Предложите взять с собой мишку, которому необходимо надеть памперс. Пусть сам повяжет игрушке платочек вместо подгузника на причинное место.
  • Бывают ситуации, когда нужно быстро переключить внимание ребёнка. Например, забрать из рук опасный предмет (и где только раздобыл?!) и громко запеть весёлую песенку, закружить по комнате, начать танцевать. Карапуз от неожиданности забудет, что его лишили интересной вещи.
  • Разучите какой-нибудь весёлый стишок, и пользуйтесь им, когда малыш надумает зареветь или покапризничать. Играйте, и он с удовольствием подключится в вашей игре!

Поговори со мною, мама!

Ещё одна трудность кризиса 1 года: карапуз имеет большое желание общаться, но не располагает для этого возможностями. Когда родители его не понимают, он чувствует горькую обиду. Как быть?

Помогите осваивать понимание речи:

  1. В процессе одевания спрашивайте: «А где колготки? Дай мне колготки». Если малыш не выполняет указание, возьмите сами и скажите «Вот колготки. Они синие». Со временем он начнёт помогать вам, а процедура одевания превратится в интересное занятие.
  2. Постоянно разговаривайте с малюткой, комментируйте свои действия, действия малыша.
  3. Поощряйте произнесение слов, которые он уже знает и может говорить.
  4. Рассматривая книжку с картинками, постепенно от называния героев переходите к вопросам. Сначала «Где собачка? Где птичка?», затем «Кто здесь нарисован?».
  5. Поощряя его успехи, не забывайте об освоении новых слогов и слов. Бывает, что дети поздно начинают говорить, потому что их и так понимают. Поэтому надо подталкивать к активному использованию имеющегося словарного запаса.

Кризис первого года жизни у детей может протекать по-разному. Бывает, что родители и не замечают переломного момента. Возможно, в их семье органично следуют за потребностями и нуждами ребёнка, поэтому их не коснулись негативные проявления.

Если же вам повезло меньше, не опускайте руки. Помните главное: возрастные кризисы — неизбежный этап развития ребёнка. Это время бурного становления личности и освоения новых умений и навыков. За каждым кризисом наступает длительный период затишья и спокойного развития. Но ваше внимание, любовь и поддержка требуются крохе всегда!

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1. «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2. Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3. Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям , обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4. Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение , особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам . Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи , которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.» ), так и на улиц е. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?» . С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Старайтесь понять его все просьбы , и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8. Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9. Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его , говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним - и сейчас и в будущем.