Флористика        26.11.2019   

Кто должен воспитывать ребенка – мама, папа или школа? Воспитание мальчика. Роль папы и мамы Кто должен воспитывать семья или школа

Основной газетной темой середины лета традиционно является уборочная страда. А к его завершению на первый план выходит другая страда – учебная. В нескольких последних номерах «районки» мы рассказывали о том, как система образования района готовилась к учебному году. Насколько это удалось, оценят ученики и их родители. И вот школьный звонок прозвенел, ученики уселись за парты – учебный процесс пошел. Завершая данную тему, мне хотелось бы напомнить, что успех в обучении и воспитании детей зависит не только от материально-технического обеспечения наших школ, но и от того, насколько все участники учебно-воспитательного процесса понимают свою роль в нем. И конечный результат зависит не только от школы и учителя, но и от самих учеников, а главное – их родителей.

Люди старшего поколения часто вспоминают, с каким уважением и пиететом раньше в обществе относились к учителям. Раньше – это и в советское время и в досоветское. «Здравствуйте, господин учитель!» – говорил прохожий при встрече с педагогом, учтиво кланяясь и снимая шляпу в году …надцатом. «Доброго здоровья, Иван Петрович, как там мой оболтус, не шалит?» – интересовался советский отец-рабочий. И не дай Бог, если Иван Петрович подтвердит его опасения: ремень – попа, угол – колени. Такие же подходы были и у моих родителей, и у родителей большинства моих сверстников. И никому в голову не приходило обвинять учителя в прорехах в учебе или воспитании своего ребенка. Но новое время принесло новые веяния и взгляды. Система образования многими стала восприниматься как сфера услуг в самом утилитарном значении. И принцип действует соответствующий: клиент всегда прав. Школе легко предъявить претензии: не так учат, не так воспитывают, не так кормят, требуют прилично одеваться, а не так, как хочется и т.д. Из своей педагогической практики помню немало таких случаев. «Дома он такой хороший, а вы тут на него жалуетесь, предвзято относитесь!» – заявляли мне родители ученика, поведение которого не предвещало ничего хорошего. В итоге – к 13 годам подросток уже попал в поле зрения милиции, а мать проливала слезы в моем кабинете с просьбой образумить ее чадо. Сломалась и система мотивации. Большинство современных учеников не пугают плохие отметки, необразованность и невоспитанность перестали быть факторами неполноценности. А угроза зарвавшемуся школяру «я тебя к директору отведу» или «я пожалуюсь твоим родителям» вызывает лишь ухмылку.

На мой взгляд, родители должны понимать, что часть вины за проблемы в учебе и воспитании их ребенка ложится и на них самих. И зачастую – это большая часть.

Хорошо или плохо учится ребенок, как он воспитан – по мнению большинства обывателей, зависит в первую очередь от педагога. Именно он должен приучать детей к порядку и ответственности – пока родители круглосуточно заняты своей работой, прививать трудолюбие – когда домочадцы «опухли» от безделья, рассказывать о вреде алкоголя и курения когда отец семейства «не просыхает» неделями, учить их быть добрыми и терпимыми – когда мамаша не упускает возможности нахамить соседям или тем же учителям в присутствии своего отпрыска и т.д.

Давно доказано, что успех воспитания на 80% зависит от семьи. И нагружая школу функцией гувернантки, мы подспудно размываем традиции воспитания семейного. Родители же зачастую понимание своего предназначения сводят к уровню «я тебя кормлю и одеваю». А кто, как не они, должен стремиться воспитать своего ребенка не только достойным человеком, но и гражданином своей страны?

Но – не будем сгущать краски. И в современном обществе есть масса примеров достойного семейного воспитания. И в школах немало талантливых, целеустремленных, разносторонних ребят.

В завершение мне хотелось бы пожелать педагогам, моим бывшим коллегам, огромного терпения, профессионализма и уважения. А родителям – любите своих детей. Любите так, чтобы вы могли ими гордиться.

Геннадий КОНСТАНТИНОВ

Новодвинец Михаил КУЗНЕЦОВ выиграл ежегодный конкурс и стал лучшим «Поморским папой». Для читателей «АиФ» Михаил дал простые советы, как услышать своего ребёнка.

— Большой резонанс получила трагедия в Пскове, когда из-за конфликта с родителями два подростка — парень и девушка стали стрелять по полиции, а затем застрелились сами. И таких семей, где нет взаимопонимания, очень много. Что делать родителям?

— Я считаю, что родители должны быть ближе к детям, а дети — к родителям. Обязательно нужно тратить на детей время, оно даром не пройдёт. Очень часто получается, что родители заняты на работе, устройством личной жизни, и дети остаются без присмотра. А когда есть открытость между родителями и детьми, тогда и проблем меньше. Думаю, что её нехватка и могла привести к трагедии.

У нас в семье, например, всё с полуслова, с полувзгляда. Мы вместе проводим время, участвуем всей семьёй в конкурсах. На природу, на юг выезжаем вместе, не по отдельности. На конкурсе «Поморский папа», кстати, был задан вопрос: «Сколько нужно уделить ребёнку времени в день, чтобы он чувствовал себя понятым и счастливым?». Оказалось — нужно всего 10 минут плотного общения. Плюс 30 минут в неделю на то, чтобы прогуляться вместе.

Новая пионерия

— Почему школа устраняется от воспитания детей? Учителя так и говорят родителям: «Это ваш ребёнок, вот и занимайтесь им».

— Наша школа не устраняется от воспитания. Если какая-то помощь нужна от учителей, то они идут навстречу родителям. Если ребёнок что-то делает неправильно, то они всегда свяжутся с нами. Ребёнок ведь проводит в школе большую часть времени, и, возможно, с учителем у него контакт ближе, чем с родителями. Так что свою долю влияния они тоже оказывают на ребёнка. Может быть непонимание между родителями и учителями, но я считаю, что нельзя в открытую идти против учителя. И всё-таки дети должны слушать родителей — ведь конечное воспитание идёт в семье.

— Что мы потеряли за последние 25 лет в воспитании?

— Да, многое изменилось в плане воспитания детей. Но есть педагоги, которые как пришли 25 лет назад в школу или детский сад, так они и продолжают там работать. И та закалка у них осталась — что-то новое они берут на вооружение, но и старый опыт остаётся. Раньше было очень интересно — пионерия, комсомол. Это объединяло всех. Сейчас это ушло из школ, но пора уже организовать что-то подобное, новое. Например, мой сын занимается в клубе геологов. Они вместе отдыхают, выезжают с выступлениями в другие геологические клубы. У них общение — 24 часа в сутки. Пусть это не массовая организация, но чем не пионерия?

Не пороть!

— Наши предки говорили: «Воспитывать ребёнка нужно, пока он лежит поперёк лавки». Нужны ли наказания в воспитании детей?

— Да предки вообще много чего говорили. Если раньше розги висели в любой школе на стене и тебя мог учитель всегда выпороть, то сейчас такого нет. Даже психологи пишут в книгах — детей нельзя бить. Ни к чему хорошему это не приводит, только к озлоблению. Я помню, как меня и в угол ставили, и ремнём лупили, — я злился, потом, конечно, отходил, но конфликт был. Я своих детей никогда не бил. Но, естественно, наказание должно быть. Ребёнок просится поиграть на компьютере — мы отвечаем: «Ты уроки сделай вначале, а потом будешь вопросы задавать». Хочет купить игрушку — «А ты сегодня зубы не почистила, какая тебе игрушка?» То есть всё спокойно и в форме диалога. Когда им по 12 — 14 лет, ты начинаешь с ними вести диалог, «если ты так сделаешь — то я так сделаю». Это маленькому ребёнку ты можешь сказать «нет» без объяснений, а подростку ты должен объяснить причину своего отказа. Потому что в следующий раз он тебе так же будет отвечать.

— Новый министр образования Ольга Васильева предлагает ужесточать дисциплину в школах и ввести в программу Основы религиозных культур. Насколько это необходимо?

— Многие родители не хотят, чтобы в школе были религиозные уроки. Но объяснение тех или иных церковных устоев, праздников всё-таки должны быть. Пусть не так углублённо, но как часть культуры страны это должно изучаться.

А дисциплина — мы все были маленькими, озорными, шалили — это ведь ребёнок, его нельзя привязать, как собаку. Но, естественно, его шалость не должна переходить границ.

А вот школьная форма, я считаю, должна быть обязательно. Ведь есть семьи с плохим достатком, а есть с хорошим. Форма уравнивает всех детей без разбора, она ставит их в равные отношения друг с другом.

— Что нужно делать, чтобы быть хорошим папой?

— В первую очередь — поддерживать во всём свою семью, а они будут поддерживать тебя. Папа должен уметь всё, начиная с того, как погладить платье дочке, и заканчивая строительными работами — нужно помочь хотя бы так, как можешь. А ещё нужно запастись терпением.

Материалы к №47

Михаил Иванович Кузнецов родился в 1975 году в Северодвинске. В 1991 окончил Ровдинскую среднюю школу Шенкурского района, Архангельский лесотехнический колледж. Проживает в Новодвинске, работает электромонтёром обслуживания подстанции. Отец трёх детей: сына 14-ти лет, и двух дочерей – 12-ти и 6-ти лет. Увлекается туризмом, охотой, рыбалкой и музыкой.

http://arhangelsk.jjew.ru/news/tratit_vremya_na_detey_kto_dolzhen_vospitivat_rebe/1557313/

Комментарии ( 36 )

    Детей должны воспитывать родители. Последнее время складывается ситуация, что родители не хотят заниматься воспитанием. Иногда даже можно услышать фразы: "Я Вам в школу отдал ребенка, вот и занимайтесь воспитанием". У нас в Белоруссии посещение семьи дома уже давно работает. Даже полезно посещать семьи, ведь узнаешь много нового о своем ученике, о его условиях проживания. Посещение уроков родителями? Нет, я против. Ребенок будет вести себя не так как обычно. Уж лучше видеокамеры, чтобы можно было родителям показать и доказать. А вот совет школы вещь хорошая.

    Ответить

    Вопрос-то хороший, только вот мой ответ не всех устроит. Должны воспитывать все - общество, школа и родители. Причём воспитывать ПРОФЕССИНАЛЬНО. Сейчас таких профи в воспитании - мало! Некоторые родители достигают отличных результатов интуитивно. А вот школа по-моему ПОЛНОСТЬЮ провалилась. Потому надежды на школу - это глупо. Только неумные и совсем безответственные родители могут на это рассчитывать. Сейчас "воспитание" в школе сводится практически к отсылке к психологу. Потом - в милицию. Потому что психологи НИЧЕГО не понимают в воспитании. А милиция - ...
    Приходы домой - любопытно для учителей, но что это даёт? Учителя знают - как изменить ситуацию дома? НЕТ! У самих учителей куча проблем дома....Тоже самое - на урок - если бы родители знали - как исправить учителя... Это имело бы смысл.

    Ответить

    Ну если воспитывают все, значит никто не воспитывает! Про "все" мы уже проходили. На мой взгляд, воспитывают в первую очередь, конечно родители и семья. Школа лишь помогает в воспитании. Но! К сожалению, ценности семьи зачастую не совпадают с ценностями школы - вот где засада! Да и вообще говорить о ценностях сегодня не принято, ибо нет идеи, той идеи, которая объединила бы всех нас. Конечно, советская идеология была коммунистической, но ведь была! А сейчас какая идеология - капиталистическая, бизнес, гуманистическая? Поэтому сейчас как никогда воспитание зависит от родителей, какую идею они внедрят в голову ребёнка, то и вырастет.
    Один мой знакомый подросток 16 лет, имеет на сегодня 7 двоек за четверть, но твёрдо намерен получить высшее образование. Говорит, что любое, хоть учителя физкультуры, но лишь бы высшее. Другой, знакомый 16 лет учит Чешский язык - собирается учиться в Чехии. Зачем? Говорит, что хочет учиться за границей! Школа что ли виновата???

    Ответить

    Родители должны, но умеют ли?

    Постоянно сталкиваюсь с тем, что мало кто из родителей имеет достаточно знаний воспитателя.

    Советское воспитание не поддерживало семейные традиции, оно их разрушило там, где оно было.

    Мне кажется, надо писать книги для родителей о том, как организовать жизнь детей в семье. Сначала научить родителей как воспитывать, а затем уже требовать с них по закону. А пока воспитанием правит в основном ЛЮБОВЬ к детям и интуиция. А если родителям этого не дано?

    Существует огромное количество книг по воспитанию братьев наших меньших, как выработать рефлексы, привычки и прочее. А дети - намного сложнее. Ребенок в семье, ребенок в коллективе, ребенок в совместной деятельности - все очень сложно. И необходимо не только своевременно адаптировать ребенка к социуму, но и постоянно проживать с ним все ситуации его жизни. И родителем надо знать как это делать.

    Человек - существо социальное и "ВОСПИТУЕТ" его общество, а значит ВСЕ МЫ

    Ответить

    Что скажите?

    Школа Эдельвейс, о которой упоминается в этой статье, рядом с местом моей работы в Текстильщиках. Действительно берут педагогов без опыта работы. Знакома с двумя. Так биохимик преподавал в этой школе географию. Никого это не смущало.

    И суть обучения: придавать новое значение известным словам. Вы хорошо ПРОУЧИЛИСЬ в этой школе, я вам как практикующий педагог говорю. Вас зомбировали, или вы один их них???

    Контрольные листы, применяемые в этой школе - суть интрукции для самостоятельной работы. Работать по инструкции - одно из необходимых умственных умений. В законе об образовании это умение относится к общеучебным. Ничего в этом плохого не вижу. И не берусь судить, почему закрывают эти школы. Мало информации.

    Что скажите? Игорь, вы об этом знали? и проверяли сайентологию и дианетику на практике, участвуя в данной дискуссии? Вербуете новых членов секты?

    Готова оказать помощь в реабилитации...

    Ответить

    1) С каких пор Российская СВЕТСКАЯ школа прислушивается к РПЦ? Это в уставе или в законе о школе или в Конституции записано?
    2)" придавать новое значение известным словам".- это уже ВЫ придумали. Такого нет даже в упомянутом Вами ЛЖИВОМ докладе! Дети проясняют слова по ОБЫЧНЫМ словарям. Которыми ПОЧЕМУ-то не пользуются в школе. Не знаете - почему?
    3) Почему на школы нападают? А почему хотят принять СТРАННЫЙ закон об образовании - Вам в голову не приходило?
    4) Я написал что-то ГЛУПОЕ? Я Вам что-то предложил странное? По какой причине Вы меня записываете в вербовщики?
    5) Я ВСЁ проверяю на практике и рекомендую только то, что РАБОТАЕТ.
    6) Если я Вам дам ссылку на доклад инквизиции о Галилео Галилее - вы его тоже примете как руководство к действию? Не станете проверять - что же он там написал?
    7) Ссылка на сайт Прикладного образования - www.apscis.ru . Если найдёте там что-то бредовое (глупость или ссылку на ЛЮБУЮ религию) - напишите.

    Ответить

    Вдобавок: лекторы "Нарконона" читают по всей стране лекции антинаркотические в ОГРОМНОМ количестве. И эти лекции ОЧЕНЬ нравятся школьникам. Вы можете сами прослушать - в интернете есть лекция Марины Грибановой. Там нет ни слова о религиях. Смотрится как отличная комедия, к тому же очень познавательная.
    Книга "Дорога к счастью" - современный НЕРЕЛИГИОЗНЫЙ моральный кодекс - вошла в книгу рекордов Гиннеса, как книга переведённая на наибольшее количество языков. (больше чем "Гарри Поттер") - очень советую прочитать. Её публиковала АиФ в 1988. Она небольшая. По тиражу она вошла в 10 самых тиражных книг на планете. Более 100 млн экз.
    Вы не в курсе этого? Это малая часть того, что заслуживает внимания у Рона Хаббарда и его последователей.
    А Вы с удовольствием распространяете сплетни и ложь. Почему?
    Посмотрите, наконец, мои ролики по обучению

Кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? «Ваш ребенок неуправляемый. Он нарушает дисциплину и никого не слушает», – можно услышать от учителя в адрес родителей, которые наверняка ответят: «Просто вы плохой педагог, поэтому не можете навести в классе порядок, а мой сын дома шелковый». Кто же из них прав? Ответить на этот вопрос не так-то просто, особенно в том случае, если ребенок научился помыкать и манипулировать родителями и действительно дома ведет себя идеально, а «отрывается» в школе. Цель данного материала – не оправдать учителей и школу или родителей с детьми, а показать обоим, как можно «построить мосты» и наладить коммуникацию. Помогла нам в этом Светлана Иванова, классный руководитель 6-ого класса одной из российских школ, учитель русского языка и литературы с многолетним стажем. Проблема 1. Ребенок нарушает дисциплину, обижает других детей, дерется Что говорят родители: дома он ведет себя нормально! Это в школе он попадает в плохую компанию; у вас плохие учителя, не могут навести порядок; сами не знаем, что с ним делать – он никого не слушает. Комментарий учителя: в вопросах дисциплины я могу разделить всех родителей на три категории. Первая, к счастью, самая многочисленная, это родители, которые слушают и слышат замечания учителей, реагируют адекватно, дома проводят с детьми беседы. К слову, беседы и внушения, хотя и не так быстро, но все-таки дают самые лучшие результаты. Важно, чтобы учитель и мама с папой придерживались одной и той же линии и были партнерами, а не врагами. Приведу пример. Одного моего ученика мама за плохие оценки и поведение наказала – не разрешила участвовать в мероприятии, посвященном 9 Мая. Я позвонила ей и попросила этого не делать, так как нельзя наказывать детей, забирая у них часы отдыха и общение с одноклассниками. Мама прислушалась к моему совету, и в результате нам удалось повлиять на мальчика. Другая категория родителей – это те, кто в данной ситуации поступил бы иначе. Это родители, которые не пускают в поездки, не разрешают гулять, отдыхать, даже деньги на еду не дают или того хуже – бьют. Я видела очень многих детей и, поверьте, такие методы никогда не срабатывают. Ребенок начинает бояться, выкручиваться, врать, замыкается в себе, становится нервозным, его успеваемость падает. Таким родителям я пытаюсь объяснить, что постоянные спокойные беседы и разговоры действуют лучше, чем относительно быстрые, но – в долгой перспективе – более вредные методы, например, физические наказания. Конечно, нужно запастись терпением. Третья категория родителей – это те, кто старается оправдать ребенка. У меня в классе есть такой мальчик. Его мама приходит ко мне и начинает говорить гадости о других детях, мол, ее сын, конечно, не подарок, но и его одноклассники точно такие же. А ведь это неправда! Просто изначально она запугала ребенка, и он стал наговаривать на других детей и учителей, придумывать то, чего не было. Учитель не враг ни ребенку, ни родителям. Просто нужно прийти, выслушать педагога и вместе решить, как действовать дальше. Проблема 2. Ребенок плохо учится Что говорят родители: у вас плохая школа, вы не можете научить моего ребенка; мы не должны следить за тем, что делает ребенок – для этого есть школа. Комментарий учителя: на это я могу ответить, что, согласно законодательству РФ, школа в ответе за ребенка до 14:30. В остальное время суток за воспитание и сохранность ребенка отвечают родители. Например, учитель не может проконтролировать, делает ли ребенок домашние задания дома и как именно он их делает. Учитель не может проследить, взял ли ребенок из дома все необходимые тетради и учебники, форму на физкультуру. Со своей стороны я могу лишь сделать так, чтобы все ученики записали в дневники домашнее задание, усвоили информацию на уроке. Остальная часть «работы» ложится на семью. Конечно, оценки часто становятся камнем преткновения, причем чаще не у родителей двоечников, а у тех, чьи дети учатся на отлично. Например, в конце первого полугодия по производственной необходимости мне пришлось взять еще два восьмых класса. Часть учеников улучшили свои оценки, а один мальчик, который учился на пятерки, у меня получает твердую четверку. Пришли его родители, чтобы выяснить в чем дело. Мы спокойно поговорили, я показала его тетради, контрольные, мы посмотрели журнал и успеваемость по другим предметам. Я объяснила, что мальчик умненький и обязательно подтянется, но к отличникам у меня особое отношение, они должны показывать более высокий результат. Состоялся диалог – все довольны, мальчик старается, родители помогают. Так и должно быть. Проблема 3. С ребенком не хотят дружить Что говорят родители: Мой ребенок такой хороший, а с ним никто не хочет дружить. Помогите ему найти друзей. Комментарий учителя: в каждом классе есть ребенок, с которым не хотят дружить и даже сидеть за одной партой. Увы, почти всегда в такой ситуации виноват сам ребенок-изгой. Чаще всего дело не во внешности, как думают, многие, а в поведении. Буквально на днях опять пришлось разбираться в сложной ситуации: с одной девочкой, назовем ее Катей, никто не хочет сидеть. Я подсаживала к ней многих одноклассников – все противятся. Спрашиваю, в чем дело? Дети жалуются, что она рисует у них в тетрадках, мешает на уроках, отвлекает. Девочка действительно проблемная… Там все идет из семьи – ее родители в разводе, папа бьет за плохие оценки, никто ею кроме бабушки не занимается. В работе с такими детьми я стараюсь поднять их авторитет в классе – ругаю только с глазу на глаз, а хвалю при всех, даю посильные поручения, чтобы они больше контактировали с другими детьми. Заставить класс дружить с каким-то ребенком невозможно. Нужно разобраться в причинах такого отношения. Проблема 4. Не нравится учитель Что говорят родители: у вас плохой учитель английского (математики, химии), ребенок не понимает то, что он объясняет. Комментарий учителя: увы, такая ситуация возможна. Если это массовое явление, например, недовольны больше половины родителей, учителя могут заменить. У нас был случай, когда очень опытный учитель с многолетним стажем не могла найти контакт с одним классом. Родители постоянно писали жалобы директору, в результате педагога сменили. Но если все дети довольны, а только ваш ребенок – нет, то делайте правильные выводы. Возможно, ученик часто отвлекается на уроке, и поэтому не усваивает материал. У меня в классе есть дети, которые осознают, что у них уже появилась зависимость от мобильника. Входя на урок, они добровольно кладут телефоны мне на стол. Правда, это стоило мне немалых усилий. Более редки случаи, когда у какого-то конкретного ученика несовместимость с конкретным преподавателем. Тогда мы переводим ребенка в другую группу или другой класс и наблюдаем. Если и это не помогло, то советуем заниматься дополнительно. Иногда ребенок в штыки воспринимает учителя, если предмет ему кажется слишком сложным. В крайнем случае, рекомендуем сменить школу, но обычно до этого не доходит, все решается после совместной партнерской работы родителей и классного руководителя. Также нам дала комментарий Анастасия Пушкарева, психолог, специалист по отношениям. Ну почему кто-то думает, что наши дети, их успешность в учебе и жизни, должны – именно должны волновать учителей? Нет, я знаю, есть подвижники. Но, откровенно говоря, только нас наши дети и волнуют. Сколько мы в них вложим, столько они себе потом и выложат. И школа, и родители одинаково важны, просто функции у них разные. Роль школы в основном образовательная. Академическая программа и дисциплина – это то, чем занимаются учителя. А вот прививать ребенку благородство, сострадание, порядочность и другие моральные качества все-таки должны в семье. Конечно, в школе ребенку расскажут, что такое хорошо, а что такое плохо. Но так же, как и с математикой, дома эти уроки нужно закреплять, только не теорией, как учитель на уроке, а практикой. Например, в школе расскажут ребенку о том, что нужно уступать место беременным женщинам, но если в метро папа будет сидеть и скажет сыну: «Ничего страшного, раньше и в полях женщины рожали, а я после работы устал», то этот мальчик воспримет именно эту модель поведения, забыв о том, что ему рассказывали в школе. Это абсолютно точно. А значит, дорогие родители, запомните одну простую истину: как бы вы ни воспитывали ребенка, он все вырастет и станет таким, как вы. Поэтому – воспитывайте себя. Подавайте пример своему чаду хорошими поступками, а не красивыми словами. Также я считаю, что непослушание и хулиганство – это неотъемлемая часть детства, это нормально. Если ваш ребенок унаследовал от вас «активный» гормональный фон, с этим стоит только смириться и переждать, когда наступит время, когда он будет способен контролировать себя и управлять этими всплесками. Но если речь идет о средней школе – это уже не совсем дети, это подростки, почти взрослые люди. Их бунт и прогулы напрямую связаны с переходным возрастом, что тоже – в границах нормы. Учитель тут ни при чем. Если родителям самим не удается справиться, необходимо обратиться к детскому психологу.

Значение участия отца в воспитании ребенка

В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.

Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.

Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого. Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20-25 лет, как правило, таких чувств не возникает.

Функции отца в воспитании ребенка

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие.

Физическое развитие . Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат.

Мышление . Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальности, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.

Сбалансировать отношения ребенка и матери . Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Связано это может быть с отлучением от груди, выходом мамы на работу или оформлением самого крохи в дошкольное заведение. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.

Социализация . Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

Поло вая идентификация . Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни.

Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается львиной доли ценностей и понятий в семье, он не видит примера для подражания.

Роль и авторитет отца для сына

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.

Роль отца в воспитании дочери

Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они проносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.

Однако, часто мы наблюдаем ситуации, когда любящий папа готов на все, ради своей маленькой принцессы. Он потакает всем ее прихотям, балует, выполняет все ее пожелания и требования, не понимая, какую ошибку он совершает. Привыкшая к подобному поведению отца, девочка вырастает капризной, взбалмошной и балованной. В последствии ей будет сложно найти себе спутника жизни, сложно создать семью, да и вообще, проблемы в общении с противоположным полом девочке обеспечены.

Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

Роль отца в патриотическом воспитании

В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.

Патриотическое воспитание – это система социализации детей, позволяющая оценить важность Родины, научиться беречь ее ресурсы и природу. Начинается оно в семье и школе, где ребенка учат выполнять определенные обязанности и правила. Патриотизм юного гражданина в первую очередь проявляется в духовной и нравственной связи с семьей. Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает пример для подрастающего поколения граждан.

Особенности воспитания ребенка без отца

К сожалению, современное государство не может полностью оградить детей от того, что им приходится расти в неполных семьях. Причин этому слишком много: безответственное отношение к выбору партнера, боязнь трудностей, нежелание родителей подстраиваться под характер друг друга. Одной из причин того, что дети растут в неполных семьях – отсутствие мужчины в воспитании детей. Если в семье новоиспеченных родителей кто-то из них недополучал отцовской любви, заботы, то вероятно, и дети таких родителей обречены.

Матерям-одиночкам тяжело воспитывать детей самостоятельно, без мужской поддержки, но они должны набраться терпения и создать в своей семье гармоничную и спокойную атмосферу. Женщине следует избавиться от негативных мыслей по поводу отсутствия мужа и направить все свои силы и энергию на воспитание ребенка. Стоит отметить, что эта задача нелегкая и в ней есть несколько моментов, зависящих от пола ребенка. Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери.

Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери.

Конечно, женщина может научить сына быть нежным, преданным, добрым и искренним. Но она не может стать для него примером мужественности, стойкости и эмоциональной стабильности. Без отца мальчик может вырасти инфантильным, он не будет знать, как защитить себя и свою семью, не сможет контролировать свои эмоции в затруднительных ситуациях.

Мать должна помочь малышу найти ориентир, который будет примером мужественности и целеустремленности. Это может быть дедушка или старший брат, а лучше всего отдать малыша в спортивную секцию, где тренером является мужчина. Женщина также может мотивировать сына на помощь по дому, даже если он совсем кроха, собрать свои игрушки не так сложно. Главное – поощрять самостоятельность ребенка и стремление защитить маму.

В воспитании девочек дело обстоит лучше, ведь у них в жизни присутствует мама – пример для подражания. Дочь быстро научиться доброте, отзывчивости и другим женским качествам. Но проблемы могут появиться в подростковом возрасте, когда начнется половое созревание и тяга к противоположному полу. Если девочка воспитывалась без папы, то она вряд ли понимает мужскую логику и даже искренние чувства сверстников для нее будут загадкой. Поэтому маме стоит подумать о поиске мужчины, который полюбит не только ее, но и маленькую дочь.

Вместо заключения

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.