Флористика        27.07.2019   

Курсовая работа: Воспитание и социализация. Социализация и воспитание ребенка

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»

Тема Эссе:

Выполнила социальный

педагог Новикова Г.А.

г. Пермь 2016

Тема Эссе: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»

Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и СМИ . Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т. д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

на тему «Развитие, социализация и воспитание личности»

Выполнил: студентка гр.06кпис 2 курса

Проверил:


1. Факторы социализации личности

2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности

3. Воспитательные системы в социуме

Литература

Приложение.

Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности


1. Факторы социализации личности

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

· микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей. Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя „сделать“, „произвести“, „вылепить“ как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)… „

2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Оно связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Модель поведения I . Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж.Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница. Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию “полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е.Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция - недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание “в культе болезни” - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности - на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей(“обесценивание” родителей - по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек - на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” - и те и другие поставили на первое место мать.На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

3. Воспитательные системы в социуме

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д.), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников 2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

· Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

· Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа:

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Характеристика некоторых воспитательных систем:

1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.

2. « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – полное достижение поставленной цели, а достижение – предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

3. « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности – нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».

4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно –нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно – воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

5. Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация – воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря.


Литература

1. Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.,2003.

3. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2002.

4. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс,2000.

5. Статья д.пс.н., профессора Реан А.А. «Развитие и социализация личности».

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2002.


Приложение

Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности

Методика позволяет оценит уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.

Для проведения обследования необходимы: текст опросника, инструкция испытуемым, регистрационный бланк, «ключи» для обработки результатов.

Инструкция: «Вам предлагается тест, направленный на изучение Вашего характера. Прежде, чем приступить к выполнению теста, заполните паспортную часть регистрационного бланка в соответствии с имеющимися графами.

При выполнении теста требуется прочитать последовательно все тестовые утверждения, решая при этом: верно или неверно каждое данное утверждение по отношению к Вам. Не тратьте много времени на обдумывание утверждений. Наиболее точно отражают характер непосредственные реакции, ответы, которые первыми приходят в голову.

Регистрировать свои ответы необходимы следующим образом: если данное утверждение верно, зачеркните соответствующую этому утверждению клеточку в колонке «В»; если утвержден6ие неверно – клеточку в колонке «Н».

Ответить надо на все утверждения. Некоторые из них, возможно, вызовут у Вас затруднения. Например, некоторые утверждения будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший продолжительный выбор.

Если на данное утверждение можно ответить и «верно», и «неверно», решение следует выбрать в соответствии с тем, что бывает чаще.

Ответ может быть различным в зависимости от того, по отношению к какому периоду Вашей жизни рассматривать данное текстовое утверждение. В этих случаях выбрать надо такое решение, которое является правильным в настоящее время.

При расшифровке результатов обследования ответы на каждый конкретный пункт опросника не рассматриваются, подсчитываются суммарные оценки, отражающие выраженность тех или иных качеств характера, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны».

Текст СМОЛ.

1. У Вас хороший аппетит.

2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.

3. В Вашей повседневной жизни масса интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

6. У Вас очень редко бывает запор.

7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.

8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

9. Временами Вас беспокоят тошнота и позывы на рвоту.

10. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

11. Иногда Вам хочется выругаться.

12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.

13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству других людей.

14. с Вами происходили (или происходят) странные вещи.

15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.

16. В детстве Вы одно время совершали мелкие кражи.

17. Бывало, что по нескольку дней, недель или месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.

19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.

20. Большинство знающих Вас людей не считает Вас неприятным человеком.

21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего.

22. Большинство людей довольны своей жизнью более, чем Вы.

23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

24. Иногда Вы сердитесь.

25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.

26. Часто у Вас бывают подергивания в мышцах.

27. У Вас очень часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.

28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.

30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.

31. Большинство людей способно добиваться выгоды е совсем честным способом.

32. Вас часто беспокоит желудок.

33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.

34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.

35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.

36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности.

37. В последние годы Ваше самочувствие в основном было хорошим.

38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.

39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.

40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.

42. С памятью у Вас все благополучно.

43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.

44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.

45. У Вас редко болит голова.

46. Иногда Вам бывало трудно сохранять равновесие во время ходьбы.

47. Не все ваши знакомые Вам нравятся.

48. Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли.

49. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.

50. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.

51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.

53. Иногда Вы немного сплетничаете.

54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.

55. У Вас бывает сильное сердцебиение, и Вы часто задыхаетесь.

56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.

57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.

59. Ваша судьба никого особенно не интересует.

60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.

61. Иногда Вы полны энергии.

62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.

63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.

64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас кто-то действует гипнозом.

65. У Вас бываю периоды, во время которых Вы необычно веселы без особой причины.

66. Даже н6аходясоь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.

67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.

69. Временами Ваша голова работает медленнее, чем обычно.

70. Вы часто разочаровываетесь в людях.

71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

Фрагмент регистрационного бланка

Фамилия, инициалы

Верно Неверно Верно Неверно Верно Неверно Верно Неверно

«Ключ» для обработки результатов обследования

Шкалы Ответы № вопроса
L Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 58
F Н 22, 24, 61
Верно (В) 9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71
K Н 11, 23, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70
Н 1, 2, 6, 37, 45
В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63
Н 1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61
В 9, 13, 11, 18, 22, 25, 36, 44
Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56
В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62
Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65
В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71
Н 28, 29, 31, 67
В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68
Н 2, 3, 42
В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51, 57, 66, 68
Н 3, 42
В 5, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 26, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66
Н 43
В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

Обработка результатов осуществляется с помощью накладных «ключей», выполненных на прозрачной пленке. Подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с «ключом» по каждой из используемых шкал опросника.

Если полученные результаты признаны достоверными, проводится коррекция первичных оценок по основным шкалам. К первичной оценке по 5 шкалам добавляются определенные доли результата по шкале К:

по 1-й шкале – 0,51 К;

по 4-й шкале – 0,4 К;

по 7-й шкале – 1К;

по 8-1 шкале – 1К;

по 9-й шкале – 0,2К.

После проведения указанной коррекции тестовые оценки сравниваются с предельными значениями показателей СМОЛ.

Предельные значения показателей СМОЛ для персонала


Превышение предельных значений тестовых оценок по одной или несколькими шкалами СМОЛ указывает на наличие у кандидата тех или иных личностных особенностей, неблагоприятных в отношении прогноза профессиональной успешности, и является основанием для признания нецелесообразным продолжения тестирования.

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)

Дисциплина: Педагогика

Практическое задание 2, Модуль 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Сущность педагогической деятельности

Выполнил:

Слушатель Стрельникова Елена Сергеевна

Преподаватель:

Сухоруков Александр Александрович

Г. Курган – 2017

Задание 1. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

Задание 2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.

Человек приходит в этот мир беспомощным и неприспособленным к жизни. Социализация – это процесс, он происходит не в один момент, а на протяжении всей жизни. Человек проходит его в несколько этапов. Навыки, приобретенные на одном этапе, совершенствуются на другом и становятся базой для освоения новых характеристик социализации. Первый опыт общения - самые близкие люди (мама, папа ит.д.) Слова, прикосновения, первая улыбка, первое слово. Поле общения расширяется по мере взросления. Навыки действий с предметами, игрушками, выражение эмоций (негативных и позитивных). Дошкольный возраст сопряжен с новыми впечатлениями - общение со сверстниками, другими взрослыми, освоение игровой деятельности как ведущей, примеряются новые роли, мир вызывает множество вопросов, расширяется круг общения, осваиваются первичные навыки: что такое хорошо и что такое плохо. С приходом в школу начинается новый важный этап социализации - освоение учебной деятельности. Практический опыт, полученный на предыдущем этапе, подкрепляется новыми знаниями, умениями, появляется новый авторитет – учитель, эти отношения отличаются от родственных, требуют определенных правил, норм поведения. В подростковом возрасте происходит освоение новых знаний, активное взаимодействие со сверстниками, интерес к противоположному полу. Подросток или принимает нормы и требования общества или может их отрицать, пытаясь таким образом самоутвердиться. Юношеский возраст-период полового созревания, человек становится более самостоятельным, окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути(учеба, работа и т.д.), часто покидают родной дом, несут полную ответственность за свои поступки. Личность развивается социально и профессионально. До 65 лет – период самообразования, самосовершенствования и самореализации. В пенсионный возраст человек реализует себя в своей семье (лучше, если это многопоколенная семья), творчестве, хобби и т.д. Таким образом, на протяжении всей жизни человек не перестает работать над собой, в противном случае (ведя асоциальный образ жизни) просто деградирует.

Задание 3. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»

Оформите свой ответ в виде эссе.

Лишь бы хуже не стало…

Как страшно жить… Иногда просто хочется закричать всему миру: «Остановитесь, что же вы делаете!» страшно за детей, молодежь. Что ждет их в будущем? Вспоминаю свое детство, или правительство было такое мудрое, или что-то другое, но детство было ограждено от всего негативного. С экрана телевизора только успехи, достижения, всеобщая радость, ликование, грандиозные праздники, демонстрации, чувствовалось какое-то, почти родственное единство. Может быть, это не всегда была правда…

Информация в наши дни – это товар рыночной экономики, кто-то хорошо на этом зарабатывает! Сегодня, что ни канал, причем их сотни, то либо скандал, катастрофа, жестокость, непристойность даже в дневное время, никакой цензуры… И все это на глазах детей, с неокрепшей психикой, неустойчивыми нормами поведения. Что видит ребенок по телевизору или в интернете, когда родители на работе? Сегодня страшно даже предположить, что знает ребенок в свои 10-12 лет. Отдельной проблемой стала компьютерная зависимость, дети теряют реальное представление о мире, живут в своих фантазиях, наивно верят в то, что происходит с ними в игре, радуются: «Я его убил!». А дальше? На улицу, попробовать в реальности. Увлечение гаждетами, общение СМС, селфи-мания (самолюбование).

Обмельчали идеалы, теперь это силиконовые куклы или зарубежные вымышленные «супер-герои», безголосые певички, которые исполняют песни с подтекстом, потерявшие мужской облик «свободные от традиций» юноши. Зачем нашим детям эта дешевая подделка? Где герои, на которых можно равняться? Впору закрыться дома, выключить телевизор и телефон и замереть в полной тишине, хотя бы на сутки. То войны, то катастрофы, то дебаты (о чем???), то сплетни, то выдуманные рейтинги. Молодежь ориентируют на праздный образ жизни, чуждый нашему обществу. Где добрые, веселые, наивные комедии, тонкий юмор, чистая поэзия, душевная песня…, детские образовательные программы? Не мешало бы навести порядок на телевидении. А если еще и семья неблагополучная, куда деваться бедному ребенку? Если он предоставлен сам себе и улице? Кто находится рядом с ребенком в данный момент, тот его и воспитывает.

Слава Богу, что мой ребенок вырос в деревне. Закрытый, далекий от такой реальности мир, тишина, свежий воздух, все открыты друг для друга, все на виду, а значит надо быть порядочным, трудолюбивым, честным. Если что не так, осудят так, что на улицу не выйдешь. Традиционный уклад, старшие и младшие, все заняты делом. Этнопедагогика в действии. Если семья неблагополучная, сразу на контроль, помогут, присмотрят. Наши дети, уезжая в город, уже имеют нравственные установки, главное, чтобы в новых условиях они не поддались дурным соблазнам.

Так много сейчас говорится о воспитании, образовании, принимаются важные документы, с трибун рапортуют о инновациях, какое-то это все показное, оторванное от реальной жизни. Реализовать эти инновации в сельской школе практически невозможно. Материальная база не изменяется уже на протяжении нескольких лет. Да есть у нас примитивные условия и для занятий спортом, творчеством, учителя-универсалы, способные помочь детям, да и большинство родителей, я все-таки надеюсь, заинтересованы в том, чтобы их дети выросли достойными людьми, чтобы они им гордились, никто не хочет, чтобы они выросли асоциальными.

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера. Воспитание и есть направленное воздействие на личность с помощью семьи, учебных заведений, органов правопорядка, с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Социализацию нельзя отделить от воспитания. Человек развивается внутри социума, прямо или косвенно оно воздействует на каждого, что примет ребенок, каково будет его развитие как личности, зависит от окружающих его людей, событий, условий. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный. Хотим или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее. Лишь бы хуже не стало…

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО

«НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Факультет математики и информатики

Кафедра педагогики


Социализация и воспитание ребенка

Реферат по дисциплине «Социальная педагогика»


Куйбышев 2007


Введение

О понятии «социализация»

Сущность социализации

Этапы социализации

Средства социализации

Механизмы социализации

Воспитание

Заключение

Список литературы


Введение


Проблемой данного исследования является вопрос о социализации и воспитании ребенка, что является актуальной проблемой психологии и педагогики.

В этом реферате рассматривается, что из себя представляет понятие «социализация» и какую роль социализация играет в воспитании подростков.


1. О понятии «социализация»


В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60-х гг. ХХ в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.


Сущность социализации


Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Таким образом, обособление - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них, обладает рядом общих или сходных характеристик.


Этапы социализации


В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с социально - педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольное детство (3 - 6 лет), младший школьный возраст (6 - 10 лет), младший подростковый (10 - 12 лет), старший подростковый (12 - 14 лет), ранний юношеский (15 - 17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраста, молодость (23 - 30 лет), раннюю зрелость (30 - 40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет), старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).


Средства социализации


Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных или иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно - практической и духовно - практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения познания, отличия, наград.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей проводится в соответствии с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.


5. Механизмы социализации


Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. С точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и часто использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально - психологическим механизмам можно отнести следующее.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование, какому - либо примеру, образцу.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально - педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Множественный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.


Воспитание


Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

воспитание еще в более узком значении - решение конкретных воспитательных задач.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей доли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

Воспитание - конкретно - историческое явление, тесно связанное с социально - экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально - культурными особенностями. Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к социальной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению.

Заключение


Проведенное исследование позволяет говорить о том, что социализация очень важна в воспитании подростков. Мы рассмотрели, что из себя представляет социализация, ее этапы и значение в воспитании подростков.


социализация человек воспитание педагогика

Список литературы


1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. - С. 331 - 348.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 133 - 166.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 26 - 59.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами, предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь. Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний, потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание. В современной педагогической науке определены и достаточно глубоко изучены основные механизмы социализации. К ним относятся: подавление, изоляция, самоограничение, проекция, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация, аннулирование действий.

Суть механизма подавления заключается во внешнем или внутреннем вытеснении из сознания мыслей, желаний, чувств и т. д. Внешнее подавление создается усилиями других людей или окружающей среды. Внутреннее подавление исходит от сознательных волевых усилий самой личности или происходит произвольным образом.

Изоляция – механизм подавления неприятных для человека мыслей, воспоминаний, впечатлений, ассоциаций. В процессе изоляции человек улучшает свое психическое состояние, настраивается на оптимистический лад, учится справляться с конфликтными ситуациями.

Самоограничение – принижение собственных возможностей и способностей относительно результатов деятельности окружающих людей. В малых временных интервалах самоограничение помогает избежать стрессовых ситуаций и адаптироваться к возникшей ситуации. Однако постоянное отступление перед трудностями, боязнь ошибок и неудач рождает неспособность к их преодолению, тормозит развитие личности, «убивает» веру в себя.

Сущность механизма проекции состоит в восприятии окружающих людей, как обладателей собственных качеств, неспособности объективного суждения о людях, выделении и преумножении в них того, что человек хочет видеть и игнорирование на фоне этого основных личностных качеств других людей.

Идентификация – важнейший механизм социализации. Он заключается в уподоблении человеком себя с какой либо другой личностью, подражание ей. Человек перенимает привычки, взгляды, интересы другого человека, копирует его поведение, манеру общения, вкусы. Идентификация может быть осознанной или спонтанной. При условии принятия сознанием человека качеств и установок другого в неизменном виде, без адаптации к собственному мировоззрению, идентификация переходит в интроекцию.

Эмпатия – формирование способности сочувствовать, переживать, волноваться за другого человека. Этот механизм особенно сильно влияет на процесс социализации эмоциональных личностей.

Интеллектуализация – механизм, начинающий действовать при возникновении проблемных ситуаций, когда человек пытается найти выход, сделать выбор, преодолеть трудности. Эмоциональные люди больше других подвержены влиянию внешних и внутренних факторов разного рода, склонны к преувеличению тех или иных трудностей, поэтому интеллектуализация происходит у них наиболее интенсивно.

Совершая поступки, человек всегда стремиться дать им разумное объяснение, логически обосновать, что приводит в действие механизм рационализации. С одной стороны, рационализация, оправдывая действия человека, утверждает его веру в себя, с другой стороны, постоянное удовлетворение собственными личностными качествами тормозит их развитие и совершенствование.

Аннулирование действий – механизм, ослабляющий ответственность за свои поступки посредством признания их отрицательных сторон. Осознавая и извиняясь, человек считает тему исчерпанной и освобождает свою совесть от «груза» вины. Привыкая к такому решению подобных ситуаций, человек легко совершает плохие поступки, так как заранее знает, как избавиться от последствий.

На процесс социализации оказывает влияние множество факторов. Их классификацию по признаку массовости влияния разработал профессор А. В. Мудрик:

1) макрофакторы – факторы, влияющие на человечество в целом или на большие группы людей, например, проживающих в определенном климатическом поясе, на одном континенте, в одной стране;

2) мезофакторы – средства массовой информации, национальная специфика общества, региональные особенности политического, культурного и социального характера, условий окружающей среды;

3) микрофакторы – семья, образовательные учреждения, рабочие и учебные коллективы, друзья и близкие знакомые. Все эти факторы оказывают влияние на социализацию отдельного человека.

Важно соответствие темпов социализации темпам развития общества, которые не всегда совпадают. В этом случае происходит торможение в развитии как общества в целом, так и людей, его пополняющих. Человек, неподготовленный к полноценной реализации своих возможностей и стремлений, своего потенциала в условиях действующих механизмов современного общества, отвлекается от осуществлений важных для него целей на адаптацию к общественным требованиям и нормам.