Флористика        29.07.2019   

Малыш стоит в 6 месяцев. Календарь развития шестимесячного ребенка

Малыш достиг возраста в полгода, за это время из беспомощного младенца он превратился в активного и смышленого малыша, который уже многое умеет. Кроме того, кроха сильно вырос и набрал в весе, мог обзавестись даже первым зубиком. Что должны знать родители о шестимесячном малыше?

К этому возрасту малыш уже многому научился, он вырос и окреп, обладает определенными навыками, активно познает мир, развивает все органы чувств. Развитие ребенка в 6 месяцев, будь то мальчик или девочка, примерно одинаков. Хотя имеются тенденции к опережению по росту и весу среди мальчишек, зато девочки быстрее развиваются эмоционально. Сейчас в физическом развитии ребенка в 6 месяцев много новых успехов:

  • Малыш активно может поворачиваться на бочок и спинку, а также он может переворачиваться и в обратном направлении
  • Кроха активно играет руками и ногами, за счет гибкости он легко может сосать не только пальцы рук, но и ног. Он активно поднимает голову к ногам, чтобы схватить их ручками.
  • Ребенок может взять игрушку из рук взрослых, а также с любых поверхностей, при этом он крепко держит ее в руках, стучи или размахивает ею, бросает и снова поднимает
  • Может играть одновременно двумя погремушками в двух руках, ударяя ими друг об друга или по поверхностям
  • Прогибает спину, опираясь на ножки и затылок наподобие «мостика»
  • Пытается становиться на четвереньки, раскачиваясь в стороны и приседая на попку, пытается ползти, лежа на животе за предметами, либо делает поступательные движения на четвереньках
  • Учится сидеть, опираясь на ручки
  • Делает попытки подтянуться в кроватке
  • Тянется к игрушкам, подвешенным перед ним, хватает их.

Не отстает от физического также психическое развитие детей до 6 месяцев. Познавая мир, ребенок все тянет в рот, стимулируя таким образом рецепторы не только вкуса, но и осязания, определяя плотность, форму предмета. До момента, как кроха заговорит, он может все тянуть в рот, таким образом развиваясь. Сейчас ребенка должны занимать игрушки и предметы, которыми «играют» взрослые (телефон, пульт, ноутбук). Они тянутся к ним, трогают, пытаются ими играть. В общении появляется лепет с разными интонациями, малыш хорошо различает эмоции взрослых, позитивные и негативные, и реагирует на них. Также, по просьбе родных малыш может искать взглядом знакомые предметы, различает родных и чужих, может и пугаться. Кроха уже устанавливает связи между действием и его последствием, реагирует на звуки - новее и знакомые, с интересом будет изучать новую игрушку.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый малыш выглядит пухлячком. У него значительно округлились щечки, ручки и ножки, на них образуются милые перетяжечки. Волосы на голове могут изменить свой цвет, равно как и цвет глаз, у многих детей первые пушковые волосы постепенно выпадают и головка может быть покрыта короткими новыми волосками. Основные параметры ребенка в 6 месяцев - это его ростовые и весовые показатели, а также окружности груди и головы, которые врач измеряет ежемесячно на приемах. Часто родителей интересует и такой вопрос, какой должен быть размер ноги у ребенка в 6 месяцев. его определяют по длине стопы, к этому сроку они может быть 9.5-10.5 см или это 16-18 размеры обуви. Это важно знать для того, чтобы можно было взять первую обувь крохе с запасом, ножки растут очень быстро. Но до своих первых шагов покупать сандалики не обязательно, кроха может находиться в носочках или пинетках.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Сейчас одним из главных показателей развития будет являться средний вес ребенка в 6 месяцев. он составляет, в среднем, 6500-7800г с колебаниями, которые зависят от исходного веса при рождении. не стоит ориентироваться в оценке прибавок на стандартные нормы веса ребенка в 6 месяцев. Если кроха родился с весом в 2000г или в 4500 г, к полугоду у них будут свои нормы и динамика прибавок веса. В среднем, малышу позволительно набирать за первое полугодие от 500 до 1000г в месяц. Стоит помнить и о половых различиях, есть разница в том, сколько должна весить девочка в 6 месяцев или мальчик. Обычно мальчишки весят на 200-400 г больше, так как и при рождении они обычно весят больше.
Если ребенок в 6 месяцев плохо набирает вес, находясь на грудном вскармливании или смеси, это может быть первым сигналом того, что пора вводит прикорм, ему уже не хватает калорийности пищи. Если вес имеет тенденции к понижению, стоит водить первыми более калорийные каши. Но обычно плохие прибавки веса связаны с патологиями пищеварения, аллергиями и прочими проблемами здоровья. Стоит лишний раз проконсультироваться у педиатра.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем сообразительность

Игра 1. «Тайное становится явным»

К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

Вам понадобятся

Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

План игры

1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

Родителям на заметку

1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

Питание

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

Сон

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание - малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Показатели роста и веса относительны - они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.


В полгода малыш уже может сидеть самостоятельно, но только если за ним есть вертикальная опора

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается - не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней - это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: ). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик - он зазвенел, выкинул мячик из кроватки - он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша - это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает - пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, "изучая" их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку - "подпевает".
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос "Где…" уже четко отвечает - находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого - преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение - ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей - можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: ). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.


Овощной прикорм подойдет для тех малышей, которые набрали чуть больше положенного веса или страдают запорами - содержащаяся в овощах клетчатка позволит улучшить работу ЖКТ

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым - блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков - крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление - рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление - поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление - днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление - ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление - на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша - это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное - не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время - относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.