Дарим цветы        21.07.2019   

Мастер-класс "использование элементов арт-терапии в работе доу". Основные принципы цветотерапии для детей

Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

Сенченко Валентина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 48» , г.Рязань, Рязанская область, Россия

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством воспитателя или психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев) , фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

  • Ящик для песка (песочница) , размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории) , причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами) , «следы» , сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево» , временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  • Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

1. Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии» , направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1. «Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик» , а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2. С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера) . В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота» , направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает:

  • Мелкую моторику
  • Улучшает память
  • Пластику движений
  • Работу мозга
  • Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  • Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет.

Библиографический список:

  1. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008
  3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми» СПб 2006
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013
  5. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М.: ООО "ЦГЛ «РОН» , В.Секачев, 2001. - 329с.
  6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. -176с.
  7. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. -СПб.: Питер, 2001. -320с.

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Просмотр содержимого документа
«Использование песочной терапии в ДОУ»

Песочная терапия в ДОУ

Подготовила:

Воспитатель 1кк МКДОУ ЦРР д/с №13 г. Россоши

Коструб Светлана Николаевна


Песочная терапия для дошкольников

Песочная терапия для детей –это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком –это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.


Цели и задачи песочной терапии

Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи:

Развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя


Оборудование «педагогической песочницы»

Водонепроницаемый деревянный

ящик или

пластиковый таз

Песок

Набор

игрового

материала


Песок –

загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей поддатливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.


Показания к применению

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами

  • Трудности в общении
  • Взаимоотношения детей и родителей
  • Кризисные ситуации (развод, переезд и др.)
  • Психологические травмы
  • Расстройства настроения
  • Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства
  • Проблемы поведения (агрессия и др.)
  • Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка)

познавательные (познается многогранность окружающего мира)

обучающие (облегчают процесс обучения ребенка)


Формы проведения :

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая


Песочная терапия:

1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

3. Гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление)

4.Развивать речь, закреплять навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

5.Совершенствовать развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.

6. Развивать творческую личность (саморазвитие ребенка).


Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность;

3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4.Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование )


Игры с песком для детей

  • «Норки для мышки»
  • «Я пеку, пеку, пеку»
  • «Заборчики»
  • «Ныряние»
  • «Собери грибы»
  • «Раскопки»
  • «Чьи следы»
  • «Дворник»
  • «Дождик»

Игры с песком для детей

  • « Путешествие в сказочный город»
  • «Новая квартира куклы Маши»
  • «Во саду ли, в огороде»
  • «Общим словом назови и запомни»
  • «Рисунок на песке»

Опыт работы с детьми показал

  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;
  • исчезает страх и напряжение.

Арт-терапия в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арт-терапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с детьми.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и кровообращение.

Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире в коррекционно-развивающей работе с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

Музыкальную терапию;

Танцевальную терапию;

Художественную терапию (рисунок и живопись);

Сказкотерапию;

Игровую терапию;

Песочную терапию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме.

Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Прежде, чем приступить к работе с детьми по арт-терапии, мы изучили много литературы, касающейся данной темы. Главное, что нам необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством. Ее и было решено использовать в первую очередь. Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами, а это было актуально для нашей группы.

В работе мы использовали «Кляксографию», «Рисуем удачу», « Цвет моего настроения», «Размываем обиду красками» и другие.

Кроме этого широко использовали в своей работе - оригами. Занимаясь оригами, ребенок становиться участником захватывающего действия - превращение бумажного квадратика в оригинальную фигуру.

Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Одним из направлений в нашей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

В ходе арт- терапевтических занятий были заметно видны результаты нашего труда: дети стали спокойнее, снизилась тревожность, нерешительность.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Воспитатели: Кулинцева Г.А.

Старикова А.П.

МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18 г. Россошь


При работе с детьми важно использование мягких и действенных методов. Таким методом является арт-терапия – лечение с помощью творчества.

Кому полезна арт-терапия?

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в лечении арттерапией может наблюдаться в раннем возрасте, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. Маленьких детей тяжело заставить делать то, чего им не хочется, что делает некоторые методы коррекции личности практически невозможными к применению. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Арт-терапия также важна для детей с задержкой психического развития. В таких случаях возможно использование разных методик, как общеукрепляющих, так и направленных на решение конкретных проблем. Например, при нарушениях двигательных функций организма используют музыкотерапию – дети учатся контролю над движениями под музыку. Использование песка с таких случая тоже оказывается полезным – это снимает стресс, улучшает мелкую моторику и может использоваться для социализации. Пока малыш играет с песком и водой, психотерапевт задает вопросы, лучше понимая состояние своего маленького пациента, налаживая с ним контакт. Психотерапевт учит детей контролю над своими действиями, развивает понимание связей между действиями и чувствами.

Нельзя недооценивать арт-терапию и при реабилитации детей после заболеваний, а также социализации детей с ОВЗ. Детям с ограниченными возможностями необходимо помочь адаптироваться, научить налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Общие правила проведения арт-терапии

Занятия арт терапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным, для этого можно использовать изменение интонации, красивые или забавные описания и метафоры. Для лучшего эффекта рекомендуется иногда повторять некоторые фразы, размещая акценты. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Также стоит внимательно относиться к основе терапии – выбору техники выполнения творчества. В приоритете для детской арт терапии являются такие методики и техники, которые будут наиболее просты и эффективны. Задания не должны быть трудновыполнимыми, так как ребенок должен получать от процесса максимальное удовольствие, а не зацикливаться на выполнении сложной техники. Важно, чтобы удовольствие приносило и само творчество, и его результат. Стоит использовать разнообразные нетрадиционные методы творчества, чтобы заинтересовать малыша, сконцентрировать его внимание и мотивировать.

Методы арт-терапии для детей. Изотерапия

Арт терапия может применяться как для дошкольников, так и для более взрослых детей. Всего существует около 9 видов арт терапии:

  • изотерапия;
  • терапия лепкой;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия.

Огромное количество методик изотерапии – терапии с помощью рисования, применяется в работе с дошкольниками уже достаточно давно. Такие методы используют и в ДОУ, и в школе. Изотерапия очень важна и для детей инвалидов, помогая им бороться с трудностями, расслабляться, социализироваться.

Методов изотерапии существует великое множество, например, рисунки пятнами – марания, штриховые рисунки, изображения на стекле, рисование пальцами, оттиски рисунков, а также рисование с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками. Очень интересным является метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы малыш может передать свое настроение и состояние в данные момент. Несмотря на то, что классические мандалы являются строго симметричными и имеют четко выраженный центр, можно рисовать и другие – все зависит от желания и возможностей детей. Подростку можно предложить самостоятельно нарисовать более сложную классическую мандалу, а для детей дошкольного возраста выбрать более простую мандалу. Иногда используются готовые заготовки, которые нужно раскрашивать, однако такую мандалу ребенку нужно выбирать самостоятельно.

Лепка и работа с песком

Лепка является важным средством для улучшения мелкой моторики, внимательности и усидчивости. Видов лепки достаточно много – это и привычная лепка из пластилина, использование глины, пластики, теста. Арт-терапия лепкой может применяться для детей с ДЦП. Детям, имеющим диагноз церебральный паралич, важно помогать развивать мелкую моторику, тренировать руки, а также социализироваться. Лепка помогает расширить воображение, прививает художественный вкус.

Необычной методикой терапии лепкой является маскотерапия – создание маски, направленной на снятие стресса и тревоги. Малыш лепит маску, создавая черты, которые ассоциируются у него со страхами или отрицательными эмоциями. Психотерапевт рассказывает, что все плохие эмоции остаются в маске, которую нужно забыть, оставив с ней все страхи.

Для детей интересно работать с таким материалом, как песок. Существует несколько методов работы с песком. Для малышей используют игру с песком и водой, а для более старших детей – рисование песком. Этот метод арт терапии часто применяется для детей с зпр.

Лечение книгами и музыкой

Для детей используют и другие методы, например, основанные на книгах, театре или музыке. Метод психологии, использующий книги, называется библиотерапия. Библиотерапию используют в больницах, для восстановления проходящих лечение детей, а также для отвлечения от мыслей о болезни. С помощью библиотерапии корректируют и лечат некоторые психические состояния, помогают справиться со страхами и неврозами. Помогает детскому здоровью сказкотерапия – методика, основанная на сказках. Варианты ее использования разные и зависят от желания детей. Можно читать сказки, а можно делать из них спектакль. В случае со спектаклем используется и другой тип арт терапии – куклотерапия, при котором дети самостоятельно изготавливают куклы к выбранному сценарию.

Музыкотерапия также важна для детей, а ее применение достаточно широко. Она может помочь не только с маленькими детьми, но и с подростками. Методике лечения музыкой уже много лет, и она является очень популярной для восстановления после болезней, для лечения психических болезней и укрепления состояния организма.