Флористика        10.09.2019   

Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы. Что такое Монтессори-педагогика

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные .

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 - 9 лет или от 9 - 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори :

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников (Русская школа, 1915).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу (М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 - 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

  • Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 - 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 - 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". - М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.

Суть и принципы методики М.Монтессори

Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.

Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:

  • Индивидуальная программа обучения;
  • Максимальная свобода ребенка;
  • Минимальное вмешательство в деятельность ребенка

Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.

Монтессори-материалы:

Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:

  • Учится ставить цели и достигать их;
  • Приобретает практические навыки решения различных задач;
  • Действует путем проб и ошибок, что развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.

Монтессори-воспитатель

«Помоги мне сделать это самому»

По убеждению М.Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.

Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.

Монтессори-класс

Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.

Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.

Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:

  • Зона реальной (практической) жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона языковая
  • Зона космическая

Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:

1. Зона реальной (практической) жизни.

В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.

2. Зона сенсорного развития.

В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.

3. Зона математики.

В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

4. Зона языковая.

Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.

5. Зона космическая.

Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.

Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.

Творите с Вашими детьми и для детей!

Оптимальный возраст для обучения по методике М.Монтессори

Занятия по методике М.Монтессори никогда не рано начинать. Ребенку с 1 года уже будет интересно находиться в Монтессори-классе и знакомиться с Монтессори-материалами.

В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
  • Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Каждая мама с рождением ребёнка получает уникальный шанс помочь развиться новой личности, воспитать в ней только лучшие качества и научить «как самостоятельно жить в этом мире». К сожалению, ни в институте, ни в школе не учат, как нужно воспитывать детей, и молодой маме приходится действовать на основе своих убеждений и инстинктов. Так много вопросов и сомнений, неубедительных рассуждений в Сети и настойчивых рекомендаций родственников, что голова кругом. Специальная методика раннего развития Марии Монтессори призвана помочь родителям гармонично и разносторонне развивать малыша с учётом его способностей, наклонностей и предпочтений. Это своеобразный бунт против привычной системы обучения, которая лежит в основе дошкольного и школьного современного образования.

История возникновения школы Монтессори

Мария Монтессори выросла, получила образование и работала большую часть жизни в Италии. Девочка жила в небедной семье с нестандартным подходом к её воспитанию. Маленькую итальянку растили в свободных условиях, позволяя реализовывать себя, что было недопустимо в католической Италии XIX века.

Такое воспитание породило молодую бунтарку, пробившую себе дорогу сначала в техническую школу для юношей, а после, в медицину, где раньше не было места женщинам. Настойчивость и пытливый ум позволили Марии стать первой итальянкой-врачом и в 26 лет она уже получила собственную частную практику. Частью её работы стали умственно отсталые дети, не получавшие в ту пору вовсе никакого образования. Врач пришла к выводу, что слабоумие - проблема не столько медицинская, сколько педагогическая и это открытие определило весь дальнейший вектор профессиональной деятельности Монтессори.

В ходе работы Мария выдвинула гипотезу, что дети должны развиваться в специально созданной обучающей среде, которая включит в себя все базовые знания о мире.

Такое окружение должно помочь ребёнку:

  • в раннем детстве стремительно пройти весь путь эволюции;
  • раскрыть свои способности;
  • вступить во взрослый мир сформированной личностью со значительным багажом знаний.

Мария реализовала свою идею, открыв через три года первую школу для детей, где сама же была воспитателем. В классах занимались ученики разных возрастов, что способствовало быстрой адаптации младших и развитию чувства ответственности у старших. Специальный материал (педиатр избегала определения «игрушки») врач разрабатывала сама, а изготавливали его из натуральных, приятных на ощупь, основ. В классе располагались специальные зоны, предназначенные для развития определённых навыков, вход в которые был открыт каждому ребёнку в любое время.


Всего за два года, к 1902 году, методика приобрела популярность, открылись первые школы для педагогов, куда приезжали специалисты со всей Европы. Через 20 лет Мария основала Международную Монтессори Ассоциацию, которая продолжает своё существование по сей день. Разработанная более ста лет назад методика, сегодня находится на пике популярности, а школы, работающие по ней, открываются в каждом крупном городе.

Суть и принципы программы Монтессори

В основе методики Монтессори лежит понимание того, что ребёнок - это личность с собственными потребностями и способностями, а родители - помощники, основная задача которых, не мешать малышу познавать мир и развиваться в нужном ему направлении.

Ребёнок учится не так, как взрослый. Мы анализируем полученную информацию, делаем выводы, зубрим и запоминаем. Ребёнок же воспринимает жизнь целиком. Он получает максимум информации, когда выполняет работу самостоятельно и независимо от взрослых. Этот принцип и лежит в основе обучения по методике Монтессори. Малышу даётся возможность заниматься тем, чем ему хочется, в удобное время и в комфортном месте. Для этого оборудуется специальная среда, где в прямом доступе у ребёнка находятся необходимые для развития материалы. Особое внимание среди них выделяется игрушкам, развивающим мелкую моторику.

О том, какие именно предметы и игры могут быть интересны ребёнку в определённом возрасте, сообщают так называемые сенситивные фазы развития. Это периоды, в течение которых ребёнок наилучшим образом воспринимает ту или иную информацию. Например, известно, что человек легче всего учит свой язык в раннем детстве. А уже после 6 лет наступает черёд обучения письму и заставить ребёнка говорить в таком возрасте уже очень сложно. Эти периоды сменяют друг друга и никогда не повторяются. Упустив что-то в правильный момент, позже обучиться этому будет гораздо сложнее.

Чтобы в нужное время ребёнок мог проявить интерес к новому материалу, его в классной комнате всегда много и он разбит на тематические зоны. Тут могут быть:

  • мелкие игрушки;
  • специальные монтессори-материалы;
  • куклы;
  • для перевоплощений - взрослая одежда в корзине;
  • вода в ёмкости;
  • крупы в банках;
  • инструменты для рукоделия;
  • уменьшенные до комфортных размеров предметы быта (утюг, пылесос, посуда…)

Малыш сам решает, чем он станет заниматься сегодня. Он берёт нужный ему предмет, изучает его и обязательно кладёт на место, а после, приступает к новому материалу. Именно в свободе, самостоятельности и независимости Монтессори видит путь к развитию личности.

Зоны развития ребёнка

Классные комнаты в школах Монтессори обязательно разделены на тематические блоки, заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.


Таких зон классическая школа Монтессори выделяет пять:

  • практические навыки;
  • чувствительное развитие;
  • математическая зона;
  • развитие устной и письменной речи;
  • зона мировосприятия (космического развития).

Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования - тех, что не были включены итальянским педиатром в развивающую программу, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.

Зона практических навыков

Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать и гладить вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.

Зона сенсорного развития

Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше-меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Игрушки в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.

Кстати, в монтессори-классах детей не принуждают работать за столом, преимущественно, занятия проводятся на полу. Но если ребёнку комфортнее сидеть на стуле, его никто не ограничивает в этом стремлении.

Математическая зона

Тут всё просто и понятно из названия. На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Главная цель математической зоны, объяснить ребёнку понятие количества. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность.

Языковая зона

Этот блок в комнате очень схож с математическим. Тут тоже много карточек, алфавит, картинки со слогами. Монтессори в своё время обнародовала идею, ставшую революционной, о том, что первично письмо, а не чтение. Как бы то ни было, задача этого блока - научить малыша писать и читать в игровой форме.

Зона естествознания (космического развития)

Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в географии, истории, биологии.

Организация процесса игрового развития

Международной Ассоциацией принято деление на классы по возрастам:

  • от рождения (фактически с полутора) до 3-х лет;
  • с 2,5-3 лет до 6;
  • с 6 лет до 12.

В классах нет групповых занятий, потому разница между детьми в возрасте не имеет в этой части никакого значения. Зато более старшие дети часто берут на себя роль учителей и помощников, а малыши тянутся к немного более взрослым товарищам и быстрее развиваются.


Несмотря на возраст, хоть с года, ребёнку предоставляется право выбора. Он играет тем, что привлечёт его внимание. Чтобы оно - внимание - не рассеивалось, всё в классе находится на виду, в порядке и расположено в уже описанных зонах.

Материалы

Материалы Монтессори созданы самой Марией и актуальны по сей день. Их задача состоит в том, чтобы малыш упорядочил пока разрозненные представления о мире. Он учится самостоятельно, допускает ошибки и сам их исправляет, систематизируя полученные в ходе работы знания.


Изготовлены все обучающие предметы из дерева или тканей, приятных и разнообразных на ощупь. Предназначены они для разных периодов развития и используются ребёнком тогда, когда он сам готов воспринимать получаемые в ходе обучения знания. Это могут быть пуговицы со шнуровками, мешочки с фигурками, рамки-вкладыши различной сложности.

Большинством игрушек, разработанных Монтессори, мы итак пользуемся уже давно.

  1. Башня из кубиков , вставляющихся друг в друга, по принципу матрёшки, или просто ставящихся друг на друга.
  2. Пирамидка - классическая игра для развития понимания размера и формы предметов.
  3. Сортировка. Проще всего сделать такую игру, например, с пуговицами. Купите несколько наборов одинаковых пуговиц и перемешайте. Пусть ребёнок достаёт и раскладывает одинаковые по кучкам.
  4. Текстуры. Смешайте предметы с разной текстурой и предложите ребёнку найти одинаковые с закрытыми глазами.
  5. Мешочки с предметами. Сложите в матерчатый мешочек небольшие, хорошо знакомые малышу вещи и попросите доставать их и на ощупь определять, что есть что.
  6. Рамки-вкладыши. Помогают ребёнку изучить формы и размеры. Выбирайте деревянные или пластиковые, поскольку картонные мнутся и позволяют делать ошибки.

Доска Монтессори (бизиборд)

Чтобы научить ребёнка завязывать шнурки, открывать щеколду, застёгивать пуговицы, необязательно делать это на настоящей двери или одежде. Можно перенести все эти предметы на специальную доску, за которой ребёнок надолго забудет о других игрушках.


Её можно сделать дома самостоятельно, поместив туда:

  • выключатели;
  • шнуровки;
  • звонки;
  • телефонный диск;
  • заклёпки, молнии и пуговицы;
  • розетку с вилкой;
  • водопроводный кран;
  • дверной крючок и щеколду;
  • дверной замок и ключ…

И множество других, постоянно используемых нами элементов, которые для маленького человека пока являются открытиями. Такая доска поможет ему развить мелкую моторику, освоить и запомнить, как обращаться с предметами в быту.

Класс и пространство

Для организации монтессори-класса выбирается просторное помещение, где ребёнок может ощущать пространство вокруг и самого себя в большом мире. Обязательно наличие больших окон, пропускающих много света. Комната разделена на блоки условно, они не отделены друг от друга физически. Стеллажи открыты, а любая вещь в них доступна и заметна. У всего есть своё место, но во время работы каждый предмет можно перенести туда, где более комфортно, передвинуть стул или стол. С тем условием, что всё обязательно возвращается туда, откуда было взято.


Несмотря на абсолютную свободу действий, в классе недопустимо нарушение дисциплины. Активные игры, танцы проводятся только в отведённых местах, чтобы не мешать работе других малышей.

Воспитатель в мире Монтессори

Роль воспитателя в школах Монтессори крайне важна. Сотню лет назад этот человек в классе должен был:

  • внимательно следить за действиями детей и выявлять их наклонности;
  • объяснять, как пользоваться тем или иным материалом, когда ребёнок начинал им интересоваться;
  • беседовать с малышом только о рабочем материале, не отвлекаясь на другие темы;
  • следить за социальной обстановкой в комнате и разрешать возникшие конфликтные ситуации.

Таким образом, воспитатель в школе Монтессори - это друг и помощник, готовый разрешить сложившуюся проблему, когда ребёнок попросит.

Роль педагога становится пассивной. Он наблюдает, делает выводы, помогает, когда это необходимо ребёнку (!). Со стороны современному родителю может показаться, что педагог вовсе ничего не делает, а ученики предоставлены сами себе.


Общается педагог с ребёнком на равных не только эмоционально, но и физически. Воспитатель живёт среди детей и большую часть времени проводит на корточках, чтобы быть на уровне с малышом. Эффект такого подхода поразителен - дети быстрее воспринимают полученную информацию, становятся более открытыми и общительными.

Сегодня в обязанности такого специалиста входит ещё и объяснение родителям их роли в развитии. В классической методике Монтессори ролевые игры и соревнования не проводились никогда. В наше время воспитатели обычно включают их в обучающий процесс.

Из классической школы в современность пришёл и так называемый Круг, с которого начинается каждый день в монтессори-школе. Его ведёт воспитатель, грамотно провоцируя малышек к диалогу. Тут поют песни и считалки, рассказывают короткие истории, делятся планами и впечатлениями. Занимает это не более 15 минут.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Двухразовых занятий в монтессори-классах, конечно, недостаточно, чтобы привить малышу все необходимые навыки. И даже воспитание в детском саду не должно ограничиваться его стенами, а требует продолжения в домашних условиях.

Что может сделать родитель, чтобы способствовать развитию навыков, получаемых ребёнком в специализированной школе? Дома, суть и принципы методики Монтессори для детей остаются такими же, как и в классах.

  1. Постарайтесь, чтобы в комнате ребёнка всё предметы были разложены тематически, разделите её условно на зоны.
  2. Доступ к вещам всегда свободный, всё, что нужно малышу, он должен иметь возможность взять без помощи взрослых. Это касается не только игрушек в комнате, но и предметов гигиены, выключателей и т. д.
  3. Давайте ребёнку максимум свободы действий. То, что кажется вам элементарным, для маленького человека целое достижение. Разрешите ему преодолеть все трудности и самостоятельно достигнуть результата.
  4. Поддерживайте навыки, приобретённые в школе, в части порядка. Дома все вещи тоже должны возвращаться на свои места.
  5. Учите ребёнка завершать начатое дело, а закончив, убирать инструмент на отведённое место. Только после этого разрешено приступать к следующему занятию.
  6. Развивайте мелкую моторику. Игры с крупами, водой, маленькими предметами - то, что нужно развивающемуся мозгу.
  7. Обучение не должно быть наказанием. Занимайтесь только тогда, когда ребёнку это в удовольствие.

Далеко не все принципы, что существуют в классической школе Монтессори, могут быть применены в современной семье. Пропускайте все постулаты через призму собственного восприятия и не делайте того, что противоречит устоям вашей семьи или непонятно вам. Например, одно из правил Марии Монтессори гласит, что нельзя обращаться к ребёнку, пока он не сделает это сам. Естественно, в обычной семье это просто невозможно. А само правило между тем родилось в части воспитания детей умственно отсталых, с целью развить их коммуникабельность.

Плюсы и минусы

Несколько лет назад журнал Science опубликовал результаты исследований, в которых приняли участие дети-выпускники школ Монтессори. Оценивались их поведенческие навыки, уровень социального развития, умение воспринимать и обрабатывать информацию, аналитические способности и другие показатели. Было выявлено, что такие дети:

  • лучше читали и решали математические примеры;
  • эффективнее сотрудничали друг с другом в играх и повседневном общении;
  • были социально более адаптированы;
  • отличались исполнительностью и ответственностью;
  • в старшем возрасте обладали более широким мировоззрением.

Стоит отметить, что далеко не все школы, называющие себя Монтессори, могут похвастать правильным подходом, который пропагандировала его основательница. Часто под известной фамилией скрываются обычные развивающие кружки, ведь в России не так много сертифицированных специалистов. Да и сам метод Монтессори претерпел определённые изменения, которых не было в оригинальных школах. Например, добавлены материалы и игры для развития творческих способностей, чему не уделила должного внимания известная итальянка. Большинство заведений проводят занятия с мамами, что в наших реалиях понятно и обосновано, но несколько искажает первоначальную идею.

Среди минусов стоит отметить, пожалуй, лишь один. Оказавшись после школы Монтессори в обычном детском саду или школе, дети нередко теряются и долго не могут адаптироваться к новым правилам и рамкам, из-за чего имеют проблемы с поведением.

И в заключение хочется обратить внимание, что система Монтессори изначально разрабатывалась для детей, отстающих в развитии.

Отсюда и деление помещения на зоны, чтобы не нагружать восприятие малыша, и сам подход невмешательства, позволяющий раскрыться замкнутому ребёнку. О воспитании гениев речь не шла тогда и не идёт сейчас. Насколько необходимо и обосновано такое воспитание для обычных детей - решать родителям.

Видео по теме

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.