Необычные растения        27.06.2020   

Мировое дерево как отражение единства мира. Мировое древо как отражение единства мира. Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль

Мировое Древо как отражение единства мира.

Учитель ИЗО, МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна


Цели урока:

  • дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры;
  • познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства;
  • воспитание интереса к прошлому.

Язык искусства универсален , а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.

Его интересовали устройство Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.




Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения.

Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством.

С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги).

С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.


Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.


Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На памятном камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.


В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:


... Помню девять миров и девять корней

и древо предела, еще не проросшее.

В начале времен, не было в мире

ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода,

бездна зияла, трава не росла.

Солнце не ведало, где его дом,

звезды не ведали, где им сиять,

месяц не ведал мощи своей.

Ясень я знаю по имени Иггдрасиль,

древо, омытое влагою мутной;

росы с него на долы нисходят;

над источником Урд зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются три "девы судьбы" - норны.

Мудрые девы оттуда возникли, судьбы судили, жизнь выбирали

детям людей, жребий готовят.


Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: " А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"


А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.


Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы повсеместно проникают во все три измерения.

Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный и духовный мир:

И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.


С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.


Домашнее задание.

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

2.Нарисуйте Мировое Древо и объясните особенности его строения.

«История дня народного единства» - Василий Шуйский. Главное: Лжедмитрий 1. На Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Шишов А.В. Минин и Пожарский. - М., 1990. Бородинское сражение. Народное ополчение 1941 года. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино. Царь Борис Годунов внезапно умер, а Лжедмитрий в Москве венчан на царство.

«Отражение света» - Виды отражения. Отражение света. Первый закон геометрической оптики гласит, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Первый закон отражения – геометрический: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, проведенный в точку падения луча, лежат в одной плоскости. Проявление прямолинейного распространения света – образование тени.

«Отражение света 9 класс» - Найдите угол отражения. На верхнем рисунке лучи и перпендикуляр к зеркалу не лежат в одной плоскости. Вторая. Угол отражения равен углу падения. Введем несколько определений. Такое отражение света называется зеркальным отражением. При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый.

«Физика Отражение света» - Оборотные призмы. Предложения: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха. Найти углы преломления. Итак, возникла проблемная ситуация! Подведение итогов. Дано: n1= 1,33 n2= 1,00029 1 ?= 300 ?= 450 ?= 500 ?-? Для разрешения проблемы обратимся к опыту. Образование тени и полутени, солнечное и лунное затмение.

«Родословное древо» - Родословное древо. Виды родословных. Родословная (родословие) –. Генеалогическое древо семьи Бахтиновых. Генеалогия – (с греч. Толково – словообразовательный. Из истории семьи Беневских. В XVI веке появляются первые родословные книги. Ермаков Михаил, победитель областного конкурса «Моя малая родина» (2004г.).

«Глобальные проблемы мира» - Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры. Ядерная зима. ВЫВОД. Доставка пресной воды по океану. Нарушение водного режима огромных территорий. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Политического характера. ЗАДАНИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ ПРОБЛЕМА.

Cлайд 1

МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятнике.

Cлайд 2

Мировой порядок Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных местах мира. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали макрокосм и место человека в общей картине мироздания (микрокосм)

Cлайд 3

Cлайд 4

идея гармонического единства мира Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «Осью», воплощает стержневое начало его строения.

Cлайд 5

Представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. Памятный камень германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего – Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

Cлайд 6

Представление о мироустройстве славянских народов. Книга « Древо жизни» Славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения.

Cлайд 7

Мировое Дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней. Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда” и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана (”пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея) и т. п.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Величко Светлана НиколаевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»2016 год Челябинская область город Миасс Мировое Древо как отражение единства мира Мирово́е древо - вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с подземным миром. Воплощение универсальной концепции многих народов о пространстве Вселенной Мировое древо в различных культурах В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо - весь мир, цветы - «человецы», корыто - земля, птица - смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир". Мировое древо. Русский узор. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа - небосвод Мень Эле со звёздами, желток - земля - суша Мода-Мастор, белок - бескрайний океан Иневедь. Мировое древо. Роспись крышки сундука. XVII в. В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. Мировое древо. Египет В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой. «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное древо Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас - то что удерживает в иллюзорном мире) - его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) - (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом. В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол - земном, а корона - в небесном. Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. Д/З: Нарисовать Мировое ДревоСтр. 17 – 23, читать.


Приложенные файлы

Запись опубликована автором в рубрике ,